УДК 378
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА -ОДИН ИЗ ВАЖНЫХ АСПЕКТОВ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Тру билин Александр Иванович
д.э.н., профессор, ректор Кубанского ГАУ
Григораш Олег Владимирович
дт.н., профессор, заведующий кафедрой,
ап аога5сЬ61 @таі1. ги
Кубанский государственный аграрный
университет, Краснодар, Россия
В статье показано, что от уровня квалификации профессорско-преподавательского состава зависит качество подготовки студентов, которое имеет прямую связь с результатами научно-исследовательской работы
Ключевые слова:
ПРОФЕССОРСКО-ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКИЙ СОСТАВ, НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА, ПОКАЗАТЕЛИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ, РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ
UDC 378
RESEARCH WORK IS ONE OF THE IMPORTANT QUALITY ASPECTS OF EDUCATIONAL PROCESS
Trubilin Alexander Ivanovich Doctor of Economics, professor, rector
Grigorash Oleg Vladimirovich
Doctor of Engineering sciences, professor, head of the chair, grigorasch61 @mail.ru
Kuban State Agrarian University, Krasnodar, Russia
The article shows that the quality of students depends on the qualifications of the teaching staff, which has a direct correlation with the results of research work
Keywords: TEACHING STAFF, RESEARCH WORK, INDICATORS OF RESEARCH, RANKING SYSTEM FOR ASSESSING
Как известно, наука и производство - это основные составляющие научно-технического прогресса. Главная функция науки - повышение эффективности всех видов деятельности, направленных преимущественно на создание техники и технологий, способствующих развитию экономики страны. Основной функцией науки определены ее сложившиеся формы - фундаментальная и прикладная. Граница между этими видами исследований во многих случаях относительна, а связь между ними диалектична [1,2].
Мировой опыт показывает, что добиться ускорения научно-технического прогресса можно только на основе опережающего развития фундаментальной науки. Как известно, базой развития фундаментальной науки, кроме НИИ, являются университеты. Интеграция научных разработок высшей школы в производство происходит в разных формах и во многом определяется уровнем организации научной работы основного подразделения вуза - кафедры [2].
Подготовка высококвалифицированных специалистов, способных успешно решать производственные задачи и проблемы, связанные с развитием науки,
возможна лишь при условии тесной связи образовательного процесса с научно-исследовательской работой (НИР). Результативность исследований, проводящихся в вузе, является показателем уровня квалификации профессорско-преподавательского состава (ППС) и впрямую влияет на качество подготовки специалистов, призванных решать важнейшие научно-технические проблемы, связанные с развитием экономики страны [3].
Совершенствование высшего образования невозможно без глубокого понимания роли науки в подготовке высококвалифицированных и компетентных будущих специалистов. Выпускник вуза должен ориентироваться в современной технике, технологиях и организации производства. Совершенно очевидно, что достигнуть этого можно при условии высокой научно-методической организации учебного процесса, учитывающего уровень развития современной техники и технологий, глубокой интеграции учебного процесса с наукой и производством. Такой подход обеспечит укрепление структурных связей системы «производство -образование - наука» и положительно скажется на качестве подготовки выпускников вузов.
Как показала практика, активное участие преподавателей кафедры в НИР, позволяет постоянно совершенствовать учебную и методическую работу, путем внедрения в образовательную деятельность результатов фундаментальных и прикладных исследований по существующим направлениям подготовки, а также, современных методик и технологий обучения [4, 5].
Таким образом, научно-исследовательская работа является одной из важнейших составляющих качества образовательного процесса.
Кроме повышения научной квалификации ППС важными задачами, которые решаются в процессе проведения НИР, являются подготовка научно-педагогических кадров, написание и подготовка к изданию научного и учебного материала, а также привлечение студентов к выполнению НИР. Студенты, занимающиеся научно-исследовательской работой, имеют возможность раскрыть свой творческий потенциал и стать в перспективе компетентными специалистами
Научный журнал КубГАУ, №95(01), 2014 года [6].
Для эффективной организации внутривузовской научной деятельности, направленной на достижение высоких результатов, внедрение их в производство, должна быть организована продуктивная система информационного обслуживания, осуществляемая управлениями по науке.
Основные обязанности управлений по науке вузов по организации научно-исследовательской работы кафедр.
1. Обеспечивать ученых необходимой научной информационной поддержкой по направлениям исследований.
2. Организовывать и проводить рекламу достижений результатов по научным направлениям исследований с использованием ресурсов сети Интернет.
3. Осуществлять поиск заинтересованных в результатах НИР вуза организаций и предприятий, используя Интернет-ресурсы.
4. Организовывать проведение на базе вуза конференций и семинаров (международных, региональных, межвузовских).
5. Организовывать и проводить внутривузовские открытые конкурсы на лучшие научные работы преподавателей и студентов.
На рисунке 1 приведена структура основных
организационно-функциональных мероприятий научной работы на кафедре.
1 Участие в конкурсах на получение грантов и заключение договоров о научных исследованиях
Как известно, гранты - это денежные и иные средства, передаваемые безвозмездно и безвозвратно на проведение конкретных научных исследований в порядке, установленном Правительством РФ. Всю информацию и необходимую документацию оформления для участия в конкурсах должно предоставлять
Научный журнал КубГАУ, №95(01), 2014 года кафедрам научное управление вуза.
Заведующий кафедрой должен организовать процесс подготовки необходимых документов и своевременное их представление в научное управление. Кроме того, руководитель кафедры отвечает за своевременное составление и предоставление отчета в научное управление вуза в случае победы на конкурсе и получения гранта [2].
Вопросами поиска организаций и предприятий, заинтересованных в
результатах НИР кафедр и вуза, а также предоставления необходимых документов, в том числе отчетных, для заключения хозяйственных договоров и договоров о творческом сотрудничестве с организациями и предприятиями должно также заниматься научное управление вуза.
Работа по хозяйственным договорам с предприятиями-заказчиками является важной формой научных исследований, поскольку, кроме материальной заинтересованности сотрудников и возможности развития
материально-технической базы кафедры, это еще и способ укрепить и отследить обратную связь внедрения научной разработки с целью улучшения ее характеристик (показателей) [2].
Договоры о творческом сотрудничестве хотя и не предусматривают материальную заинтересованность сторон, однако они расширяют межкафедральные связи разных вузов, связи с научно-исследовательскими организациями и предприятиями, создаваемые для решения практических проблем путем проведения теоретических и (или) экспериментальных исследований.
2 Подготовка научно-педагогических кадров
Основной формой подготовки научно-педагогических кадров (НПК) для кафедры является аспирантура. Существует два основных способа отбора кандидатов в аспирантуру. Первый предусматривает отбор среди студентов, принимающих активное участие в работе кружков (НИРС), а второй - среди выпускников вуза, проработавших некоторое время на производстве или в вузе. Во втором случае целесообразно использовать заочную форму обучения. Это обеспечит связь с производством (для кандидатов, поступающих с предприятия), возможность внедрения результатов исследований [3].
Подготовка НПК высшей квалификации осуществляется в докторантуре. Заведующий кафедрой принимает решение по кандидатуре для поступления в докторантуру. Здесь основными факторами являются личные педагогические качества кандидата и завершенность научных исследований по специальности подготовки (подготовка материала диссертационной работы на 70 - 80%) [2, 3].
3 Научные издания
Научные издания - это публикации результатов научной работы. Как известно, к ним относятся: монографии, статьи, патенты на изобретения, свидетельства на программный продукт и базу данных. В настоящее время актуальной является оценка результатов научных исследований, опубликованных в электронной научной библиотеке eLIBRARY.RU, осуществляемая с помощью показателя индекса Хирша и цитируемости научных публикаций авторов [7].
4 Апробация результатов научных исследований
Апробирование новых данных является неотъемлемой частью научных исследований. Обсуждение результатов исследований осуществляется на научно-технических, научно-практических конференциях, материалы которых, как правило, публикуются. Важной составляющей апробации результатов исследований является участие сотрудников кафедры в выставках и конкурсах. Полученные на этих форумах награды подтверждают актуальность тем научных исследований.
5 Научно-исследовательской работы студентов
Привлечение студентов к научно-исследовательской работе в вузе проводится в разные периоды:
1) в учебном процессе (написание рефератов, выполнение лабораторных, курсовых работ и проектов, выпускных квалификационных работ, содержащих элементы научных исследований, а также выполнение индивидуальных заданий научно-исследовательского характера в период производственных практик);
2) во внеучебное время (работа в научных кружках, где развиваются знания и прививаются навыки теоретических и прикладных исследований, в том числе написания статей, заявок на предполагаемое изобретение и тому подобное, проектирования и изготовления наглядных пособий, лабораторных установок, выступления с научными сообщениями).
Основные задачи НИРС [8]:
- расширение теоретического кругозора студентов;
- приобретение навыков самостоятельного обучения с использованием http://ej.kubagro.ru/2014/01/pdf/36.pdf
современных методов получения научно-технической информации;
- привитие не только профессиональных навыков, но и умения работать в научных и производственных коллективах, устанавливать творческие контакты со специалистами смежных специальностей, всё это важно для будущих руководителей;
- ставить и решать принципиально новые научно-технические и производственные задачи, используя современные методы экспериментального и теоретического исследования.
Основными формами НИРС на кафедре являются [2, 8]:
- обучение студентов анализу научной и технической литературы, раскрытию научной проблемы, формулированию темы, цели и задач исследований;
- обучение оформлению заявок на предполагаемое изобретение, программный продукт и базу данных;
- участие в проведении экспериментальных исследований, в разработке математических моделей физических объектов исследований;
- подготовка и (или) публикация научных статей по результатам теоретических или прикладных исследований;
- выступление на конференциях, участие в конкурсах и выставках;
- разработка и модернизация лабораторных установок, стендов, плакатов презентаций для сопровождения учебного процесса и т. п.
6 Внедрение результатов исследований
Основным результатом НИР являются акты, подтверждающие внедрение (использование) результатов исследований на производстве, в организациях и в учебном процессе.
На производстве и в организациях внедряются (используются) следующие результаты НИР кафедры:
- технические решения элементов, устройств, блоков, схем и тому подобное и новые или усовершенствованные технологии, в том числе способы, новизна которых, как правило, подтверждается патентами РФ;
- результаты экспериментальных исследований и рекомендации по усовершенствованию оборудования и технологических процессов;
- программные продукты в области мониторинга, учета, оценки показателей эффективности ит. п.;
- испытательные стенды или оборудование для проверки работоспособности или технического состояния устройства, узла, элемента и т. п.;
- математические модели физических объектов и результаты их исследований;
- методики расчетов показателей эффективности оборудования.
В учебный процесс могут быть внедрены следующие результаты исследований:
- лабораторные установки, испытательные стенды;
- результаты теоретических и экспериментальных исследований, которые могут использоваться на лекциях, практических занятиях и других их видах;
- программные продукты по изучению техники и технологий, расчету и проектированию, проверке знаний студентов и т. п.
ВАЖНО. Главная роль в организации научной работы принадлежит заведующему кафедрой. Именно он определяет направления научных исследований, связывая их с учебными дисциплинами, преподаваемыми на кафедре, с темами диссертаций преподавателей, с научной деятельностью кафедры по заказным НИР, а также с перспективами развития отрасли и направлений (профилей) подготовки кафедры. Заведующий кафедрой также принимает активное участие в формировании научных коллективов, назначает ответственных за планирование, организацию и выполнение результатов научных исследований по направлениям. Здесь важно предусмотреть возможность ротации кадров, связанную с возрастом преподавателей, возможностью ухода на другую работу. То есть в научном направлении должно быть задействовано несколько поколений преподавателей. Заведующий кафедрой должен руководить одним из научных направлений.
При решении научной проблемы руководитель научного направления должен выделять в проблеме теоретические и экспериментальные вопросы в соответствии с научными интересами соискателей ученых степеней и преподавателей, работающих по этому направлению. Результатом правильной организации научной работы на кафедре, рационального распределения обязанностей между преподавателями и аспирантами является своевременное и качественное решение поставленных задач научных исследований.
Таким образом, основными факторами, оказывающими существенное влияние на эффективность научно-исследовательской работы коллектива кафедры, являются:
- правильность выбора направления исследований;
- научное лидерство руководителя направления, подтверждающееся высокими результатами его личной работы;
- правильное распределение функциональных обязанностей, выполняемых сотрудниками научного направления;
- формальные и неформальные взаимоотношения членов коллектива и руководителя;
- мотивация проведения НИР.
Участие преподавателей в НИР позволяет им:
- овладеть различными методами научных исследований и практически одновременно - новыми методиками педагогической деятельности;
- выработать самостоятельность в решении научных задач;
- развить способность и навыки составления планов и отчётов о НИР, написания статей, оформления заявок на предполагаемые изобретения и т. п.
Важным фактором, способствующим повышению эффективности деятельности профессорско-преподавательского состава, является индивидуальная оценка его научной деятельности в учебном году.
В настоящее время известно достаточно много подходов к оценке результатов научной деятельности ППС и кафедры. Но в целом, одной из наиболее
эффективных, является методика, основанная на рейтинговой оценке [9]. Согласно методике научная деятельность кафедры оценивается по таким же критериям и показателям, которые применяются при оценке эффективности деятельности вузов с целью их аккредитации. Чем больше показателей будет применено при этом, тем более объективной будет оценка индивидуальной деятельности ППС и кафедры в комплексе.
Существующие показатели оценки научной деятельности не учитывают работу по оппонированию и написанию отзывов на диссертации, рецензированию научных изданий, работу преподавателей в диссертационных советах. А это показатели деятельности научной школы, влияющие на авторитет преподавателя, кафедры, факультета и вуза в целом.
Предлагаем один из вариантов распределения баллов между показателями НИР кафедры, рассмотренными выше (см. рисунок 1), необходимые для оценки деятельности ППС за отчетный период.
• Участие в конкурсах грантов и заключение договоров
0,5 балла на всех участников за каждые 10 тыс. руб, полученные по грантам или хозяйственным договорам;
0,1 балла каждому участнику - за договор о творческом сотрудничестве, но не более 0,5 балла за договор.
• Подготовка научно-педагогических кадров Защита диссертаций:
20 баллов - за докторскую соискателю и 5 баллов - консультанту;
8 баллов - за кандидатскую соискателю и 3 балла - руководителю. Рецензирование и оппонирование научных работ:
0,2 балла - за оппонирование докторской диссертации;
0,05 балла - за оппонирование кандидатской диссертации и рецензирование монографий;
0,01 балла - за написание отзыва на автореферат кандидатской или докторской диссертации, а также за работу на одном заседании диссертационного
Научный журнал КубГАУ, №95(01), 2014 года совета.
• Научные публикации из расчета на каждого соавтора
0,05 балла за один печатный лист монографии, один патент или одну статью в издании, рекомендованном ВАК;
0,03 балла - за одно свидетельство на программный продукт или базу данных;
0,01 балла - за статью в нерецензируемых научных изданиях.
• Апробация результатов научных исследований
Доклад и его публикация:
0,03 балла - на международных конференциях и семинарах;
0,02 балла - на всероссийских и региональных форумах;
0,01 балла - на вузовских форумах.
Награды, полученные на конкурсах и выставках:
0,03 и 0,02 балла - соответственно за медаль и диплом, полученные на международных мероприятиях;
0,02 и 0,01 балла - соответственно за медаль и диплом, полученные на всероссийских и региональных мероприятиях;
0,01 балла - за диплом или грамоту, полученные на вузовских мероприятиях.
• Научно-исследовательская работа студентов
При участии студентов в научных мероприятиях, в том числе при их соавторстве в публикациях и актах о внедрении, баллы преподавателя - научного руководителя умножаются на 1,5.
• Внедрение результатов исследований
Один акт на всех соавторов:
3 балла - на производстве;
1 балл - в организации;
0,5 баллов - в учебном процессе.
ПРИМЕЧАНИЕ. Диссертация, как правило, содержит акты о внедрении, поэтому чем больше актов, тем выше её уровень. Кроме того, при внедрении результатов НИР на производстве или в организации составляются хозяйственный договор или договор о сотрудничестве, что также повышает уровень оценки результатов научной работы ППС.
В статье рассмотрено примерное распределение баллов по показателям оценки научной деятельности ППС. В зависимости от результатов работы кафедры в отчетном году на предстоящий учебный или календарный год приоритеты по направлениям научной деятельности кафедры могут изменяться, соответственно будут изменяться и баллы по тому или иному показателю.
В таблице 1 для наглядности приведены рейтинги ППС по показателям НИР и общий рейтинг по кафедре за отчетный год, а на рисунке 2 - динамика изменения рейтингов преподавателей за последние 3 года.
Таблица 1 - Рейтинг преподавателей по показателям научной работы и общий рейтинг по кафедре за 2013 г.
№ ППС Показатели и рейтинг ППС по научной работе
Котткл грант догов 'рсы ов и оиа Подго а НЕ товк [К Научные публикаци и Апро( я Ш эаци ГР НИРС* Внєдї резул в Н 5ЄНИЄ ьтато ИР
Б Р Б Р Б Р Б Р Б р Б Р
1 Волков НВ. 7,5 I 0,02 IV 0,92 III V 0,48 III III 19 III
2 Зайцев О Н. III 3 II 1,24 I 0,03 III V 0,5 II 16 II
3 Иванов С П. 2,5 II V 0,35 VI 0,02 IV 0,17 IV 0,5 II 23 VI
4 Петров А.Г. IV 0,05 III 0,74 V V 1,2 I III 21 V
5 Рябов А. А. IV V 0,86 IV 0,04 II 0,75 II III 20 IV
6 Сидоров В.К IV 8 I 1,0 II 0,06 I V 1,5 I 14 I
По касЬедое** 16 / 0,6 5 0,8 Ї о о і 04 ; 0,42
Примечание: Б - баллы; Р - рейтинг. В столбце «НИРС*» - дополнительные баллы за руководство студентами. В строке «По кафедре"» - средние баллы по кафедре.
Результаты научной работы за отчетный период и динамику изменения рейтинга ППС заведующий кафедрой учитывает при заключении и определении срока действия трудового договора, выдвижении преподавателей на вакантную должность и при планировании учебной нагрузки кафедры на предстоящий учебный год [10, 11, 12].
Таким образом, рассмотренные в статье предложения по организации НИР на кафедре, в том числе с привлечением студентов, позволят не только повысить
квалификацию ППС и результаты научной деятельности кафедры, но и улучшить качество образовательного процесса.
Список литературы
1. Резник С.Д. Управление кафедрой: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2008.-635 с.
2. Григораш О. В. Организация деятельности и оценка результатов работы кафедры: учеб. пособие для системы дополнительного образования / О. В. Григораш, А. И. Трубилин; под общ. ред. А. И. Трубилина.-Краснодар:КубГАУ, 2012. - 596 с.
3. Григораш О.В. Организация и оценка качества учебного процесса по агроинженерным специальностям: учеб. - метод, пособие / О.В. Григораш. - Краснодар: КубГАУ, 2009, - 395 с.
4. Трубилин А.И. Реализация инноваций образовательной программы университетом / А.И. Трубилин // Экономика сельского хозяйства России. - 2008. - № 3. - С. 13-18.
5. Трубилин А.И. Кубанский госагроуниверситет - крупнейший центр образования, науки, инноваций / А.И. Трубилин // АПК: Экономика, управление. - 2012. - № 10. - С. 8-16.
6. Григораш О. В. Комплексный подход к решению проблемы улучшения качества подготовки студентов / О.В. Григораш // Науч. журн. КубГАУ [Электронный ресурс]. - Краснодар: КубГАУ, 2013. - № 87(03).
7. Трубилин А. И. Система оценки качества деятельности преподавателей и кафедры вуза
/ А. И. Трубилин, О. В. Григораш // Вестник высшей школы. Alma mater. - 2011. - № 2. - С. 60-64.
8. Нечаев В. И. Научно-исследовательская работа на кафедре: учебно-методическое пособие
/ В. И. Нечаев, О. В. Григораш. Под общ. ред. В. И. Нечаева. - Краснодар: КубГАУ. - 2009. - С.
143.
9. Трубилин А. И. Оценка эффективности деятельности кафедры и факультета: монография / А. И. Трубилин, О. В. Григораш, Г. В. Тельнов. Под общ. ред. А. И. Трубилина. - Краснодар:
КубГАУ. -2008. - С. 97.
10. Григораш О. В. К вопросу улучшения качества подготовки студентов / О. В. Григораш // Вестник высшей школы. Alma mater. - 2013. - № 3. - С. 71-75.
11. Григораш О. В. Повышение эффективности управления качеством образовательного процесса / О. В. Григораш // Высшее образование в России. - 2013. - № 1. - С. 72-78.
12. Трубилин А. И. Традиции, фундаментальность, инновации / А. И. Трубилин // Высшее образование в России. - 2013. - № 1. - С. 55 - 59.
References
1. Reznik S.D. Upravlenie kafedroj: Uchebnik. 2-e izd., pererab. i dop. - М.: INFRA-M, 2008. -
635 s.
2. Grigorash О. V. Organizacija dejatel'nosti i ocenka rezul'tatov raboty ka-fedry: ucheb. posobie dlja sistemy dopolnitel'nogo obrazovanija / О. V. Grigorash, A. I. Trubilin; pod obshh. red. A. I. Trubilina. - Krasnodar: KubGAU, 2012. - 596 s.
3. Grigorash O.V. Organizacija i ocenka kachestva uchebnogo processa po agroin-zhenemym special'nostjam: ucheb. - metod. posobie / O.V. Grigorash. - Krasnodar: Kub-GAU, 2009, - 395 s.
4. Trubilin A.I. Realizacija innovacij obrazovatel'noj programmy universi-tetom / A.I. Trubilin // Jekonomika sel'skogo hozjajstva Rossii. - 2008. - № 3. - S. 13-18.
5. Trubilin A.I. Kubanskij gosagrouniversitet - krupnejshij centr obrazova-nija, nauki, innovacij / A.I. Trubilin // APK: Jekonomika, upravlenie. - 2012. - № 10. - S. 8-16.
6. Grigorash О. V. Kompleksnyj podhod k resheniju problemy uluchshenija kache-stva podgotovki studentov / O.V. Grigorash // Nauch. zhum. KubGAU [Jelektronnyj re-surs], - Krasnodar: KubGAU, 2013. - № 87(03).
7. Trubilin A. I. Sistema ocenki kachestva dejatel'nosti prepodavatelej i ka-fedry vuza / A. I. Trubilin, О. V. Grigorash // Vestnik vysshej shkoly. Alma mater. - 2011. - № 2. - S. 60-64.
8. Nechaev V. I. Nauchno-issledovatel'skaja rabota na kafedre: uchebno-metodicheskoe posobie /
V. I. Nechaev, О. V. Grigorash. Pod obshh. red. V. I. Nechaeva. - Krasnodar: KubGAU. - 2009. - S.
143.
9. Trubilin A. I. Ocenka jeffektivnosti dejatel'nosti kafedry i fakul'teta: monografija / A. I.
Trubilin, О. V. Grigorash, G. V. Tel'nov. Pod obshh. red. A. I. Tru-bilina. - Krasnodar: KubGAU. -
2008. - S. 97.
10. Grigorash О. V. К voprosu uluchshenija kachestva podgotovki studentov / О. V. Grigorash // Vestnik vysshej shkoly. Alma mater. - 2013. - № 3. - S. 71-75.
11. Grigorash О. V. Povyshenie jeffektivnosti upravlenija kachestvom obrazova-tel'nogo processa
/ О. V. Grigorash // Vysshee obrazovanie v Rossii. - 2013. - № 1. - S. 72-78.
12. Trubilin A. I. Tradicii, fundamental'nost', innovacii / A. I. Trubilin // Vysshee obrazovanie v
Rossii.-2013. - №1,-S. 55 -59.