Научная статья на тему 'Научно-исследовательская работа на кафедре «Дорожные машины» Сибирского автомобильно-дорожного института (1946-1953 гг. )'

Научно-исследовательская работа на кафедре «Дорожные машины» Сибирского автомобильно-дорожного института (1946-1953 гг. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
273
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА / ИНСТИТУТ / КАФЕДРА / ТЕМАТИКА / ПРОБЛЕМА / КОНФЕРЕНЦИЯ / СОТРУДНИЧЕСТВО / РУКОВОДСТВО / СТУДЕНЧЕСКИЙ НАУЧНЫЙ КРУЖОК / RESEARCH WORK / INSTITUTE / CHAIR / THEMES / PROBLEM / CONFERENCE / COOPERATION / STUDENT SCIENTIFIC CIRCLE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Белянина Юлия Владимировна

В работе рассматриваются основные направления научно-исследовательской работы кафедры «Дорожные машины» СибАДИ: тематика исследований, написание статей и учебников, сотрудничество с промышленными предприятиями, участие в конференциях и руководство студенческой наукой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Белянина Юлия Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Research work on the chair «Road machines» of Siberian car-road institute (1946-1953)

In the work main trends of research work of the chair «Road machines» SIBADI are considered: scientific research, writing articles and textbooks, cooperation with industrial enterprises, participation in conference and student science supervision.

Текст научной работы на тему «Научно-исследовательская работа на кафедре «Дорожные машины» Сибирского автомобильно-дорожного института (1946-1953 гг. )»

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ «ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 6 (82), 2009

УДК 378:°оі(57і.із) ю. в. БЕЛЯНИНА

Омский государственный технический университет

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА НА КАФЕДРЕ «ДОРОЖНЫЕ МАШИНЫ» СИБИРСКОГО АВТОМОБИЛЬНОДОРОЖНОГО ИНСТИТУТА (1946-1953 гг.)

В работе рассматриваются основные направления научно-исследовательской работы кафедры «Дорожные машины» СибАДИ: тематика исследований, написание статей и учебников, сотрудничество с промышленными предприятиями, участие в конференциях и руководство студенческой наукой.

Ключевые слова: научно-исследовательская работа, институт, кафедра, тематика, проблема, конференция, сотрудничество, руководство, студенческий научный кружок.

Характерной особенностью современного общества является возрастание роли науки во всех сферах жизни. Это изменение не могло не сказаться на научной деятельности высшей школы. Для правильной организации и реализации научных исследований вузов необходимо изучение прошлого опыта. Поэтому анализ этого вида деятельности отдельно взятой кафедры СибАДИ как основной структурной единицы вуза представляется актуальным.

История научно-исследовательской деятельности в рамках Сибирского автомобильно-дорожного института получила освещения в таких работах, как «Факультет «Дорожные машины» СибАДИ», «Избранные статьи Т. В. Алексеевой по гидроприводу и краткая история кафедры «ПТТМ и гидропривод», «История СибАДИ», в монографиях В. Д. Полканова и А. Г. Заподовниковой [1]. В статьях Л. Л. Корнилова, Т. Н. Осташко, В. П. Корзун и других авторов разработаны отдельные аспекты научно-исследовательского поиска преподавателей вузов Западной Сибири [2]. В научный оборот ими введен обширный фактический материал. Но вопросы организации науки, тематика исследований и состояние материально-технической базы СибАДИ в указанных работах показаны поверхностно.

В настоящей статье ставится задача показать основные направления научно-исследовательской работы кафедры «Дорожные машины» СибАДИ — первой кафедры технического вуза г. Омска, при которой была открыта аспирантура.

Кафедра «Дорожные машины» СибАДИ была организована в 1946 году под руководством д.т.н., профессора А. И. Анохина. За рассматриваемый период ею руководили А. И. Анохин (1946—1952 гг.), ст. преподаватель, аспирант К. А. Артемьев (1952—1953 гг.), к.т.н., доцент Т. В. Алексеева (1953—1962 гг.). В целом, кадровый состав кафедры был невелик — 4 — 5 преподавателей. В 1946—1953 гг. здесь работали А. И. Анохин, К. А. Артемьев, Т. В. Алексеева, Ю. П. Бономорский, И. П. Керов, Ю. И. Кузницын, В. Г. Столяров.

Основой любого практического исследования является материальная база. Недостаточное состояние лабораторно-материальной базы института значительно затрудняло выполнение научно-исследовательских работ, особенно экспериментальных. Полигон института не был оснащен новейшими

дорожными машинами. Имеющиеся грейдеры бездействовали из-за отсутствия тракторов ЧТЗ и С-80. Работа по созданию лаборатории дорожных машин — земляного канала — была завершена только в 1949/50 учебному году.

Основной темой исследования кафедры «Дорожные машины» явилась проблема «Исследование работы дорожных и строительных машин». Эта тема была актуальна в свете задач, которые стояли перед страной в области строительства дорожной сети в послевоенное время. Проблема была основным направлением в научно-исследовательской работе института.

В рамках этой проблемы исследовались темы, которые вели отдельные исследователи. Так, темой «Выбор рациональных форм ковша скрепера» занимался ассистент К. А. Артемьев, темой «Анализ материала и форм щек щековых камнедробилок» — ассистент В. Г. Столяров, кинематику и динамику моторного дорожного катка исследовал ассистент Ю. П. Бономорский.

Еще одним крупным исследованием, которое вела кафедра «Дорожные машины», была проблема «Теория и расчет подъемно-транспортных, дорожных и строительных машин». В ее рамках профессор А. И. Анохин исследовал темы «Исследование работы смесителей Барбер Грина» и «Разработка скреперов большой мощности». В рамках исследования этой проблемы была составлена методика испытания смесителя Барбер Грина и скреперов большой мощности. Для испытания был организован выезд бригад ученых на полигон [3].

Помимо разработки основной проблемы, утвержденной Министерством высшего образования СССР, сотрудники кафедры вели темы, не входящие в нее. Одной из таких тем стала проблема «Механизация переработки каменных материалов притрассовых карьеров (выбор типа машин)», которую вел ассистент К. А. Артемьев под руководством профессора А. И. Анохина. Эта тема велась в 1946 г. и стала одной из первых хозрасчетных в институте. Заказчиком являлся НИИ-2 Министерства дорожного и строительного машиностроения СССР. После проведенных исследований Министерству строительного и дорожного машиностроения было рекомендовано ускорить выпуск агрегатов, подобных камнедробильному агрегату американской фирмы «Айова» [4].

Помимо ведения практических исследований сотрудники кафедры занимались и чисто теоретическими темами. Так, профессор А. И. Анохин занимался историей развития транспортной науки и науки о дорожных машинах в России и СССР. Этот вопрос вошел позднее в учебник по дорожным машинам.

Большое значение имели те исследования, которые велись в рамках взаимопомощи с промышленными предприятиями Омска и других городов СССР. В

1946 г. бригада научных работников — дорожников (под руководством проф. А. И. Анохина) выполнила испытания и обследования работы дорожных машин в производственных полевых условиях и на одной из строек на Кавказе. Работа эта была проведена по заданию Министерства строительных и дорожных машин и Министерства внутренних дел СССР. Целью исследования был отбор лучших образцов отечественных и иностранных машин для производства их на заводах министерства. Заключения и рекомендации бригады были приняты министрерством при выборе машин для массового производства [5].

Коллектив научных работников СибАДИ был тесно связан с производственной жизнью Омска и области и оказывал постоянную помощь консультациями, выполнением отдельных практических заданий. Кафедра дорожных машин под руководством профессора А. И. Анохина давала консультации и осуществляла техническое руководство профилированием улиц Омска, строительства моста через Омь [6].

В 1951 г. по заданию Осипенковского завода строительного и дорожного машиностроения составом кафедры проводилось исследование конструкций и эксплуатационных характеристик новейших дорожных машин, а также исследование существующих типов насосов для гидроприводов дорожных машин. Результаты этой работы использовались Осипенков-ским заводом [7].

Кафедра дорожных машин активно сотрудничала не только с предприятиями и ведомствами Омска, но и имела научные контакты с предприятиями, ведомствами и вузами других регионов СССР. Влияние кафедры распространялось далеко за пределами Омска и области.

Большое значение для распространения результатов научных исследований имели публикации. Преподаватели кафедры «Дорожные машины» издавали статьи, рецензии на книги, монографии и учебники. В 1946 г. вышел учебник по дорожным машинам (в 2-х частях) для автодорожных институтов под редакцией профессора А.И. Анохина. Учебник «Дорожные машины. Основы теории расчета» под редакцией профессора А.И. Анохина был издан в 1950 г. Этот учебник был написан по заданию МВО СССР [8].

Результаты исследований сотрудники кафедры публиковали в основном в журнале «Механизация строительства». Там можно встретить статьи А. И. Анохина, Т. В. Алексеевой, К. А. Артемьева. В том же журнале была опубликована рецензия на справочник, написанная А. И. Анохиным, Т. В. Алексеевой, К. А. Артемьевым и И. П. Керовым [9].

Большое значение как для улучшения кадрового состава, так и для ведения научных исследований имело открытие аспирантуры в сентябре 1946 г. под руководством д.т.н., проф. А. И. Анохина. В 1946 —

1947 уч. г. в ней обучалось 2 аспиранта — К. А. Артемьев и В. Г. Столяров, оба без отрыва от производства. На заседании Ученого совета института были утверждены планы работы аспирантов. Согласно им аспиранты изучали диалектический материализм в вечернем институте марксизма-ленинизма, иностран-

ные языки и прорабатывали заданные им рефераты по дорожным машинам [10]. На следующий учебный год к ним прибавились еще 3 аспиранта — И. П. Керов, Т. В. Алексеева и Ю. И. Кузницын.

В связи с отсутствием достаточной для ведения экспериментальных работ базы аспиранты установили связь с производством и выезжали на стройки и заводы. Так, аспирант В. Г. Столяров ездил на завод камнедробилок в г. Выксу в связи с работой над темой по износу камнедробильных щек, а Т. В. Алексеева изучала вопрос о гидроприводах в исследовательском институте и его экспериментальных цехах в Москве [11].

Помимо ведения научно-исследовательской работы аспиранты принимали участие в педагогической работе кафедры — К. А. Артемьев и Т. В. Алексеева — и методической работе.

Для всех аспирантов составлялись индивидуальные планы, которые рассматривались Ученым советом СибАДИ и утверждались впоследствии Главным управлением шоссейных дорог, к которому относился вуз. Трехлетний план аспиранта того времени включал большое количество экзаменов (иностранный язык, 3 экзамена по математике, 3 специальных, по теме диссертации и по специальности) [12].

Все аспиранты привлекались к выполнению научно-исследовательских работ. Они брали узкие темы, которые входили в более широкие проблемы, разрабатываемые всем составом кафедры, к которой были прикреплены аспиранты. Так, в 1949—1950 уч. г. при разработке проблемы «Исследование работы дорожных и строительных машин», которую вела кафедра «Дорожные машины», принимали участие 4 аспиранта этой кафедры — Ю. И. Кузницын, И. П. Керов, Т. В. Алексеева и К. А. Артемьев, каждый из которых разрабатывал свое направление. Помимо участия в работе над крупными проблемами, аспиранты выполняли и темы, не входящие в проблемную тематику. В том же году Т. В. Алексеева разрабатывала тему «Изыскание путей улучшения насосов гидропривода для дорожных машин», а О. Ю. Мельников — тему «Деревянные мосты из тонкомерного лесоматериала» [13].

Основными затруднениями в подготовке аспирантов являлось отсутствие в институте достаточной лабораторной базы и литературы. Вследствие этого и для более четкой организации научно-исследовательской работы аспирантов, для помощи организациям и предприятиям, была установлена связь с производством, поездки на стройки и заводы. В. Г. Столяров ездил на завод камнедробилок в г. Выксу для работы над темой по износу камнедробильных щек. Т. В. Алексеева изучала вопрос о гидроприводах в исследовательском институте и его экспериментальных цехах в Москве.

В 1951 г. при Московском автомобильно-дорожном институте защитила диссертацию Т. В. Алексеева, в 1953 г. — И. П. Керов, К А. Артемьев и Ю. И. Кузницын. Аспирант В. Г. Столяров был отчислен из аспирантуры в 1949—1950 уч. г. из-за невыполнения учебного плана [14].

Для правильной организации и планирования научных исследований необходим был контроль над выполнением научной работы. Для этого в учебной части на каждого исполнителя заводились личные дела по научно-исследовательской работе, проводились беседы с заведующими кафедрами и деканами, заслушивались доклады на заседаниях кафедр или факультета. Особой формой контроля над научными исследованиями в СибАДИ были так называемые «пятницы» — еженедельные научно-методические совещания при директоре или заместителе директора, на которых обсуждались отчетные доклады научных

«ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 6 (82), 2009 ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ «ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 6 (82), 2009

работников о выполненной исследовательской или методической работе. Такие совещания помогали не только контролировать исполнителя темы, но и являлись способом оказать конкретную помощь автору в работе [15].

Еще одной формой контроля над исполнением научно-исследовательской работы были проводимые ежегодно отчетные конференции. На них заслушивались результаты проведенной за год исследовательской работы — экспериментальной и теоретической. К сожалению, в годовых отчетах Сибирского автомобильно-дорожного института сохранилась тематика только тех докладов, которые признавались лучшими. В 1946 г., А. И. Анохин выступил с докладом «Развитие дорожного машиностроения в новой сталинской пятилетке» [16]. А в 1947 г. внимание участников конференции привлекли доклады, относящиеся к теории и практике дорожных машин — «Исследование дорожных машин для приготовления смесей» А. И. Анохина и «Теория сельскохозяйственного плуга в применении к дорожным машинам» К. А. Артемьева. В решениях конференции была отмечена особая актуальность этих тем и необходимость опубликования материалов докладов [17].

Кроме ежегодных отчетных конференций институт проводил конференции, посвященные роли русских и советских ученых в развитии мировой науки и техники. На такой конференции, прошедшей в

1948 г. А. И. Анохин выступил с докладом «Развитие транспортной науки в России», а в 1949 — «Приоритет советских ученых в науке о резании грунтов» [18]. Труды второй конференции, посвященной роли советских ученых в мировой науке были изданы отдельным сборником. В него вошла и статья А. И. Анохина [19].

Важной сферой научной работы на кафедре было руководство студенческой наукой. Задачей студенческой научной работы было в первую очередь изучение студентами новейших научных открытий и исследований, обсуждение и разбор методов решения научных проблем, проработка дополнительной литературы, то есть проведение той работы, которая не предусматривалась учебниками, планами и программами, но играла существенную роль в формировании творческих интересов будущих специалистов.

Студенческий научный кружок при кафедре «Дорожные машины» был создан в 1946 г. под руководством профессора А. И. Анохина. Тогда его регулярно посещало 8—10 студентов [20].

Для объединения и руководства работой всех студенческих научных кружков СибАДИ в 1947 г. было создано студенческое научно-техническое общество, утвержден его устав и выбран совет в составе 6 человек. Председателем общества стал профессор А. И. Анохин. Таким образом, кафедра не только вела подготовку аспирантов, занималась решением практических вопросов, но и руководила студенческой наукой [21].

Для студентов, входивших в кружок, существовало две формы отчета о проведенной научно-исследовательской работе — реферат и участие в студенческой научной конференции, которые с 1946 г. проводились ежегодно.

Как видно, научная работа кафедры «Дорожные машины» отличалась разнообразием форм, направлений, тематики исследований. Ученые обеспечивали выполнение оперативных заданий, связанных с восстановлением хозяйства, оказывали постоянную научно-техническую помощь промышленности и сельскому хозяйству.

На кафедре сложились все формы научно-исследовательской деятельности — ведение плановых тем,

сотрудничество с предприятиями не только Омска, но и других городов СССР, написание диссертационных работ. Результаты проведенной работы публиковались в периодической печати и заслушивались на отчетных конференциях.

С первых же лет существования аспирантуры по дорожным машинам сложилась научная школа, существующая до сих пор. Помимо проведения собственной (преподавательской) научной работы кафедра вела и руководила студенческой наукой.

Все это вполне оправдывает то, что в те годы эта кафедра считалась одной из главных в институте.

Библиографический список

1. Полканов В. Д. Начало пути (становление и развитие СибАДИ) / В. Д. Полканов. — Омск, 1992. — 106 с.; Заподов-никова, А. Г. Очерк истории СибАДИ : в 3 ч. / А. Г. Заподов-никова. — Омск : СибАДИ, 1994. — 250 с.; Избранные статьи Т. В. Алексеевой по гидроприводу и краткая история кафедры «ПТТМ и гидропривод» / Сост. Н. С. Галдин. — Омск : Изд-во СибАДИ, 1998. — 134 с.; Факультет «Дорожные машины» СибАДИ / Отв. ред. Д.С.Гордыч. — Омск : Изд-во СибАДИ, 1999. — 234 с.; Заподовникова, А. Г. Очерки истории СибАДИ /

A. Г. Заподовникова, А. Д. Колесников, В. Д. Полканов, Н. Г. Якушина; под ред. Н. Г. Якушиной. — Омск : Изд-во СибАДИ, 2000. — 304 с.; История Сибирской автомобильно-дорожной академии / Н. В. Кабакова, О. С. Охтень, Н. Г. Якушина. — Омск : Изд-во СибАДИ, 2005. — 302 с.

2. Корнилов Л. Л. Вузы и исследовательские учреждения Западной Сибири к концу Великой Отечественной войны // Вопросы истории и методологии науки / Под ред. Л. Л. Корнилова. — Т. 106. - Омск, 1969. - С. 70— 112; Корнилов, Л. Л. О некоторых сторонах научного строительства в Западной Сибири (по материалам развития научных учреждений и вузов Омской области) / Л. Л. Корнилов // Вопросы истории и методологии науки / Под ред. Л. Л. Корнилова. — Т. 91. — Омск, 1968. — С. 5 — 35; Осташко, Т. Н. Научные кадры Сибири в годы Великой Отечественной войны // Кадры науки советской Сибири: Проблемы истории / Отв. ред.

B. Л. Соскин. — Новосибирск, 1991. — С. 136— 152; Пыстина, Л. И. Научные кадры Сибири в 1946 — 1956 годах / там же. —

C. 152— 177; Корзун, В. П. Научное сообщество сибирских историков в годы Великой Отечественной войны // Сибирь: вклад в Победу в Великой Отечественной войне : сб. тезисов и докладов / Под ред. М. А. Жигуновой, В. Л. Кожевина, Н. А. Томилова. — Омск, 2005. — С. 161 — 163.

3. ГАОО. Ф. 1092. Оп. 1. Д. 85 а. Л. 38.

4. ГАОО. Ф. 1092. Оп. 1. Д. 80. Л. 19-20.

5. ГАОО. Ф. 1092. Оп. 1. Д. 80. Л. 4 об.

6. ГАОО. Ф. 1092. Оп. 1. Д. 85 а. Л. 40 об.; Д. 107. Л. 15.

7. ГАОО. Ф. 1092. Оп. 1. Д. 122. Л. 14.

8. Анохин, А. И. Дорожно-строительные машины : учеб. пособ. для автодорожных вузов : в 2-х ч. / А. И. Анохин. — М. : Дориздат, 1949; Дорожные машины. Основы теории и расчета / А. И. Анохин, Е. Р. Петерс, И. М. Эвентов ; под общ. ред. А. И. Анохина. — М. : Дориздат, 1950. — 372 с., ил.

9. Анохин, А. И. Машины для изготовления смесей // Механизация строительства. — 1946. — № 12. — С. 3 — 5; Анохин, А. И. Испытание новейших дорожных машин // Там же. — 1947. — № 5. — С. 13— 15; Анохин, А. И. Рецензия на справочник / А. И. Анохин, Т. В. Алексеева, К. А. Артемьев, И. П. Керов // Там же. — 1952. — № 6. — С. 31. — Рец. на кн.: Дорожно-строительные машины: Спр. / под ред. А. А. Васильева. — М. : Машгиз, 1951; Артемьев, К. А. О форме ковша колесной тракторной лопаты / К. А. Артемьев // Там же. — 1952. - № 5. - С. 18-21.

10. ГАОО. Ф. 1092. Оп. 1. Д. 85 а. Л. 67.

11. ГАОО. Ф. 1092. Оп. 1. Д. 93. Л. 115.

12. История Сибирской автомобильно-дорожной акаде-

мии / Н. В. Кабакова, О. С. Охтень, Н. Г. Якушина. — Омск, 2005. - С. 73.

13. ГАОО. Ф. 1092. Оп. 1. Д. 107. Л. 8-10.

14. ГАОО. Ф. 1092. Оп. 1. Д. 106. Л. 35.

15. ГАОО. Ф. 1092. Оп. 1. Д. 58. Л. 41 об.

16. ГАОО. Ф. 1092. Оп. 1. Д. 93. Л. 119.

17. ГАОО. Ф. 1092. Оп. 1. Д. 90. Л. 5.

18. ГАОО. Ф. 1092. Оп. 1. Д. 93. Л. 124; Д. 106. Л. 63 б об.

19. Анохин, А. И. Развитие транспортной науки в России и СССР / А. И. Анохин // Труды науч. конф., посв. роли русских и советских ученых в мировой науке и технике. - Вып. 1. -

Омск : Омское книжное изд-во, 1949. — С. 5—19.

20. ГАОО. Ф. 1092. Оп. 1. Д. 85 а. Л. 40.

21. ГАОО. Ф. 1092. Оп. 1. Д. 93. Л. 132.

БЕЛЯНИНА Юлия Владимировна, аспирант кафедры отечественной истории.

Е-шаП: yli121@mail.ru

Дата поступления статьи в редакцию: 10.03.2009 г.

© Белянина Ю.В.

УДК 94 (470) Е. П. БЕЛОНОЖКО

А. Н. МОШКИН

Белгородский государственный университет

Печатается при финансовой поддержке гранта РГНФ «Центральная Россия: прошлое, настоящее, будущее (Ц)2009 — 01(а) Белгородская область № 09-01-55103 а/ц»

СОСТОЯНИЕ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА НА РУБЕЖЕ ХХ - XXI вв. И НЕОБХОДИМОСТЬ ПРИНЯТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КОНЦЕПЦИИ РПЦ

Статья посвящена исследованию состояния российского общества рубежа Х1Х-ХХ веков, анализу необходимости принятия Русской православной церковью социальной концепции, ее содержания и основных направлений ее реализации.

Ключевые слова: христианство, ценности, общество, Русская православная церковь, социальная концепция.

История Древней Руси во многом совпадает с историей принятия и утверждения христианства и христианской системы ценностей в русском обществе. В связи с этим многие дореволюционные авторы начало развития благотворительности связывали исключительно с введением христианства на Руси, так как в христианстве к тому времени уже были сформулированы основные императивы «теории милосердия».

Историки находят корни сострадательного отношения к ближнему, столь распространенного на Руси, еще в обычаях древних восточных славян. Так, С. М. Соловьев отмечал, что в отличие от воинственных германцев и литовцев, избавлявшихся от «лишних, слабых и увечных» сородичей и истреблявших пленных, наши далекие предки были милостивы к старым и малым соплеменникам, а также к пленным, которые по прошествии известного срока могли вернуться в родные места или «остаться жить между славянами в качестве людей вольных или друзей» [1, 97].

Современный исследователь социальной работы М. В. Фирсов отмечает: «...философия жизни языческой общности вызывала к жизни определенные

формы поддержки и защиты. Реципрокные и редис-трибутивные социальные связи, направленные на сохранение единого пространства жизнедеятельности, важного для всех его членов, создали особый нерв социогенома, и его архетипические формы существования, сложившиеся за многие столетия, стали основой для христианской модели помощи и поддержки нуждающимся» [2, 24-25] .

Христианская система ценностей растворила в себе славянские «ценностные коллективные идеи», что повлекло за собой ее неизбежную трансформацию и, как следствие, своеобразное преломление христианского идеала мотивации благотворительности.

Как известно, значительную часть православной этики занимает учение о любви к ближнему и милосердии, призывавшее выполнять дела милосердия в качестве главного средства спасения души. В силу закономерной монополии и функциональной обязанности православной церкви проповедовать христианское учение о любви к ближним, древнерусское общество пользовалось руководством церковной иерархии в выполнении дел милосердия. Данное руководство осуществлялось по трем направлениям: воспитание

«ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 6 (82), 2009 ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.