Научная статья на тему 'Научно-исследовательская программа Нижегородской методологической школы: концепция дизайна'

Научно-исследовательская программа Нижегородской методологической школы: концепция дизайна Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
71
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
принципы дизайна / художественное конструирование и проектирование / principles of design / art engineering and design

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Пищик Александр Михайлович

Цель статьи – изложить концепцию дизайна, разработанную Нижегородской методологической школой. Система принципов дизайна построена методом поляризации. Выделены шесть принципов дизайна и двадцать восемь факторов, определяющих их содержание. Авторская концепция дизайна апробирована в деятельности нижегородских дизайнеров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The aim of the paper is to present the design concept developed by the Nizhny Novgorod methodical school. System design principles constructed by the method of polarization. Identified six principles of design, and twenty-eight factors that determine their content. Author's design concept was tested in the work of designers of Nizhny Novgorod.

Текст научной работы на тему «Научно-исследовательская программа Нижегородской методологической школы: концепция дизайна»

Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 8 (17), 2015 | ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ

31

Сфера диалога - это всегда сфера дискурсивных реальностей, совместно творимых участниками социального взаимодействия, это сфера дискурса. Текстология, семиотика и диалогическая концепция позволяют нам в нашем исследовании называть дискурсом любую текстообразующую языковую деятельность, а точнее, любую знакосозидаюущю практику, в ходе которой формируется культура и осуществляется взаимодействие. Можно рассматривать дискурс как письмо и речь, жест-образ и звук-интонацию, визуальность оптики и акустику музыки, но нас интересует межпрофессиональный дискурс, осуществляемый в особой сфере жизни общества и на особом знаково-символическом языке.

Дискурс - это всегда речь, но по своей природе и свойствам речь течет к тому, что речью не является - к визуальному образу, к старым и новым социальным изобретениям. Если дискурс - это речь, то и природа его творится говорящим, отсюда производятся: «философский дискурс», «экономический дискурс», «политический дискурс», «научный дискурс» и межпрофессиональный дискурс. Поскольку каждый из говорящих подразумевает собственную онтологию/идентичность, то их сосуществование в рамках одной культуры означает сосуществование нескольких альтернативных миров, не только не сводимых друг к другу, но подчас критически взаимоисключающих. Это свойственно для коммуникации между различными профессиями, так, например инженер не всегда поймет гуманитария, врач или учитель - чиновника и т.д. Причина подобных расхождений - различные способы восприятия действительности, которая по-разному преломляется в сознании представителей различных социально-профессиональных групп. Однако, на современном этапе глобализации и интеграции все больше и больше проявляет себя междисциплинарный и межведомственный подходы, что означает образование в массе множества профессиональных дискурсов соединений, называемых межпрофессиональными дискурсами, это становится возможным, когда представители различных профессий находят возможности для диалога.

Мишель Фуко в работе «Археология знания» понимает под дискурсом «совокупность высказываний, подчиняющихся одной и той же системе формирования» [8, с. 209]. И мы, вслед за М. Фуко, весь мыслимый знаково -

символический культурный универсум определяем как «совокупность всех существующих высказываний (неважно, устных или письменных) в их событийном рассеивании и в инстанции, присущей каждому из них» [8, с. 72].

Таким образом, межпрофессиональный дискурс в рамках сформированных нами концептуальных оснований его анализа можно представить как диалогический процесс создания состоящих из знаков текстов, совместно реализуемый представителями различных социально-профессиональных групп. Межпрофессиональный дискурс -это особый синтез профессиональных дискурсов, зачастую происходящий по известной логической схеме «те-зис-антитезис-синтез» и обеспечивающий межпрофессиональную коммуникацию и диалог.

Список литературы

1. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества — М.: Искусство, 1979. — 424 с.

2. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания — М.: «Медиум», 1995 г. — 323 с.

3. Гегель В. Г. Ф. Энциклопедия философских наук — В 3 частях. Ч. 3 Философия духа — М.: Мысль, 1974 г. — 471 с.

4. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда // Западно-европейская социология XIX — начала ХХ веков - М.: Международный университет бизнеса и управления, 1996 г. — 520 с.

5. Катаева, О.В. Виртуалистика в контексте синергетической парадигмы: автореферат дис. канд. филос. наук — М., 2002. — 28 с.

6. Кучмуруков В. В. Виртуальные коммуникации как фактор трансформации культуры информационного общества: автореферат дис. канд. культ. наук / В.В. Кучмуруков. — М., 2006. — 32 с.

7. Маркс К. Экономическо-философские рукописи // Маркс К., Энгельс Ф. Собрание сочинений — Т. 42

— М.: Политиздат, 1974 г. — 535 с.

8. Фуко М. Археология знания — СПб.: ИЦ «Гуманитарная Академия»; Университетская книга, 2004.

— 416 с.

9. Эко. У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию — СПБ.: ТОО ТК «Петрополис», 1998.

— 432 с.

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ПРОГРАММА НИЖЕГОРОДСКОЙ МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ: КОНЦЕПЦИЯ ДИЗАЙНА

Пищик Александр Михайлович

Доктор философских наук, профессор Дзержинского филиала РАНХиГС, г. Дзержинск Нижегородской области

АННОТАЦИЯ

Цель статьи - изложить концепцию дизайна, разработанную Нижегородской методологической школой. Система принципов дизайна построена методом поляризации. Выделены шесть принципов дизайна и двадцать восемь факторов, определяющих их содержание. Авторская концепция дизайна апробирована в деятельности нижегородских дизайнеров.

ABSTRACT

The aim of the paper is to present the design concept developed by the Nizhny Novgorod methodical school. System design principles constructed by the method of polarization. Identified six principles of design, and twenty-eight factors that determine their content. Author’s design concept was tested in the work of designers of Nizhny Novgorod.

Ключевые слова: принципы дизайна; художественное конструирование и проектирование.

Keywords: principles of design; art engineering and design.

32

Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 8 (17), 2015 | ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ

Данная статья продолжает серию статей о концептуальных результатах реализации научно-исследовательской программы Нижегородской методологической школы [3-7]. Авторская концепция системы дизайна создается в первое десятилетие деятельности Нижегородского философского клуба (1969-1979 гг.) на стадии доминирования в исследовании эстетической проблематики [3]. Разработка концепции была детерминирована потребностью практики художественного проектирования и художественного конструирования, сложившейся в 60-70 гг. XX в. в промышленности. Доклад Л.А. Зеленова о шести принципах дизайна был положительно оценен на Международном конгрессе ИКСИД, проходившем в Москве в 1975 г. В 1976 г. по инициативе членов философского клуба (Зеленов Л.А., Фролов О.П., Шаповал А.В. и др.) создан двухгодичный Народный университет дизайна, под-

готовивший до 1992 года 950 специалистов для промышленности Горьковской/Нижегородской области. Университет был отмечен премией Министерства образования СССР [8].

Дизайн - теория и практика художественного конструирования техники и художественного проектирования среды. Художественное конструирование/проектиро-вание - 1) творческая деятельность по созданию техники и среды 2) индустриальными способами в соответствии с 3) художественными и 4) утилитарными закономерностями. Дизайн как явление эстетического мира демонстрирует формирование принципов деятельности на основе обеспечения гармонии мер предметов и человека (рис.1).

Эстетический принцип является интегральным, остальные раскладываются на факторы (табл. 1)

Экологический Технический ЭрГОНОМИЧВСКИЙ (природо- (функциональное (удобство) сохранение) совершенство) Социологический Экономический

(полезность) (рента белш ость)

Рисунок 1. Система принципов дизайна [2, с.18]

Таблица 1

Факторы, определяющие содержание принципов дизайна

Принципы дизайна Факторы

Экологический 1) литосфера, 2) гидросфера, 3) атмосфера, 4) флора, 5) фауна;

Технический 6) функциональность, 7) надёжность, 8) долговечность, 9) полифункциональность 10) компактность, 11) простота, 12) материал, 13) техничность, 14) конструктивность, 15) технологичность;

Эргономический: 16) анатомия, 17) биомеханика, 18) физиология, 19) психология;

Социологический 20) наличная потребность, 21) обоснованность, 22) перспективность, 23) массовость;

Экономический 24) потенциальный живой труд, 25) актуальный живой труд; 26) сырьевой потенциал, 27) энергетический потенциал, 28) орудийный потенциал.

Экологический принцип - учёт закономерностей живых и неживых естественных систем с целью создания природоохранных предметов.

Технический (инженерный) принцип - учёт материалов, техники, технологии и конструкции с целью создания функционально совершенных предметов.

Эргономический принцип - учет анатомических, биомеханических, психологических и физиологических

особенностей человека с целью создания удобных предметов.

Социологический принцип - учёт структуры и динамики общественных потребностей с целью создания полезных предметов.

Экономический принцип - учёт затрат живого и овеществлённого труда с целью создания экономически целесообразных продуктов.

Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 8 (17), 2015 | ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ

33

Эстетический принцип - учёт композиционных закономерностей с целью интеграции всех принципов для создания, качественно совершенного, прекрасного предмета.

28 факторов определяют качество (совершенство) продукции и должны через шесть принципов дизайна войти в систему интегральной оценки качества промышленной продукции.

Значение экологического подхода к разработке промышленных изделий с каждым днём возрастает.

Научно-технический прогресс привел к глобальному экологическому кризису. На современном этапе необходима стратегия щадящего отношения человека к природе, к естественной среде его обитания. Актуальным трендом в реализации такой стратегии являются зелёные технологии, тесно связанные с глобальной тенденцией перехода к новому типу экономики - ресурсоэффективному, безопасному для экосистемы планеты. Экологическое совершенство изделия измеряется его безопасностью для литосферы (почва), гидросферы (водоёмы), атмосферы, растительного (флора) и животного (фауна) мира (рис.2).

литосфера гидросфера атмосфера флора

Рисунок 2. Факторы экологического совершенства [1]

Техническое (инженерное) обеспечение качества изделия ориентировано на создание функционально совершенного изделия. Техническое совершенство изделия можно представить, как единство технико-производственного и технико-эксплуатационного качеств. Технико-производственное совершенство отражает интересы производителя и обеспечивается учётом четырёх параметров: материал, конструкция, технология, техника. Материал и конструкция - объекты работы, технология и техника -средства решения инженерной задачи. Технико-эксплуа-

тационное совершенство обеспечивается, если изделие отвечает требованиям функциональности, надёжности, долговечности, компактности, простоты (рис.3).

Сущность эргономического принципа выражается понятием «удобство», т.е. приспособленность изделия, технической системы к человеку, его анатомическим, биомеханическим, психологическим и физиологическим особенностям (рис. 4). Эргономика - это наука о морфофункциональных особенностях работающего человека. Эргономика - междисциплинарная наука,

Рисунок 3. Факторы технического совершенства[1]

включающая в себя технические и прикладные знания из области анатомии, антропометрии, биомеханики, физиологии труда, психологии и инженерной психологии. Задача эргономического принципа разработки изделия -достижение эффекта антропологизации техники и производства: приспособление техники к человеку, а не человека к технике, устранение причин профессиональных заболеваний и производственного травматизма, снятия утомляемости, улучшение условий труда. При разработке промышленного изделия дизайнер должен учитывать четыре группы эргономических факторов: 1) анатомические особенности человека, такие как телосложение, рост, фигура, вес и другие сомато-графические антропометрические характеристики; 2) биомеханические особенности человека, такие как динамика тела, мускульные усилия,

траектории движения человеческого тела и его элементов и т.д.; 3) физиологические особенности человека, проявляющиеся в деятельности сенсорных систем (зрительной, слуховой, тактильной, обонятельной, вкусовой) в системах «человек-машина-среда»; 4) психологические особенности человека, такие как память, внимание, мышление, воображение, воля, темперамент, характер и др. Исходя из морфофункциональных особенностей человека, дизайнер должен: а) максимально приспособить изделие к человеку, сделать его удобным и б) через конструктивные композиционные решения обеспечить максимальное развитие, совершенствование анатомических, биомеханических, физиологических и психологических характеристик человека. Иначе говоря, эргономический принцип в системе дизайна выполняет две функции: коррективную

34

Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 8 (17), 2015 | ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ

(приспособить вещь к человеку) и проективную (развитие коррективная эргономика ориентирована на реального че-человека в процессе функционирования с вещью). Если ловека, то проективная - на идеального, с точки зрения

меры человека.

психология физиология

Рисунок 4. Факторы эргономического совершенства[1]

Сущность социологического принципа дизайна -ориентированность на социальные потребности. Прежде чем начать проектировать изделие, дизайнер должен составить чёткое представление о наличии общественной потребности в данном изделии. Какие параметры потребности представляют интерес для дизайнера? Социологическое совершенство изделия измеряется наличием на него общественного реального перспективного массового

спроса (рис.5). Наличная потребность/спрос выявляется методами конкретно-социологического исследования. Разумность, обоснованность, реальность потребности/ спроса выявляется методами социально-психологического исследования. Перспективность потребности /спроса выявляется методами теоретико-прогностического исследования. Массовость потребности/спроса выявляется методами демографического исследования.

уникальныи массовый

Рисунок 5. Факторы социологического совершенства[1]

Экономическое совершенство изделия достигается при учёте затрат живого и овеществлённого труда на всех стадиях жизненного цикла изделия: проектирование, опытное производство, серийное производство, хранение, транспортировка, эксплуатация, ремонт, утилизация. Эффективное с экономической точки зрения решение промышленного изделия должно учитывать снижение пяти видов затрат (рис.6). Необходимо экономить потенциальный живой труд, учитывать возможные затраты на повышение квалификации, подготовку, переподготовку или замену кадров при разработке, внедрении и реализации проекта. Необходимо экономить живой актуальный труд, снижать трудоёмкость операций при проектировании, разработке, внедрении проекта. Дизайнер должен предлагать обществу проекты, которые бы экономили энергию, снижали её затраты, сберегали энергетический потенциал. Экономика сырья, материалов за счёт рационального про-

ектирования изделий, ориентация на безотходность - важное направление повышения экономической эффективности общественного производства. То же следует сказать и об экономии орудийного потенциала, техники, снижении амортизационных расходов.

Названные факторы должны учитываться на всех этапах существования проекта: предпроизводственном, производственном и послепроизводственном. Понятно, что общество не может рассматривать как экономически совершенное то дизайнерское решение, которое дёшево обойдётся с точки зрения производства, но дорого с точки зрения проектирования или ремонта. Дизайнер должен мыслить экономически в масштабах общественного воспроизводства и при необходимости и возможности участвовать в решении задач на проектирование или ремонт, транспортировку или обслуживание, продажу или утилизацию изделий.

сырье орудия

Рисунок 6. Факторы экономического совершенства[1]

Эстетический принцип выражается гармонизацией лии. Красота - это производная от всех качеств, это инте-предметной и человеческой меры в промышленном изде- гративная характеристика вещи, квинтэссенция общего и

Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 8 (17), 2015 | ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ

35

целостного совершенства изделия. Историческая модификация (особый тип изменения с сохранением инвариантных, родовых качеств) меры предмета и меры человека объясняет и историческое изменение красоты. Задача дизайнера - понять или интуитивно уловить эти модификации и отразить их в создаваемых им предметах. Эстетический принцип как интегральный синтезирует в себе поиски оптимального решения в границах каждого из пяти принципов, сам он не подразделяется, как другие, на конкретные конечные составляющие (рис.7). Не стайлинг,

не косметизация, не красивое оформление изделия - задача дизайнера, а интеграция композиционными средствами в едином целостном предмете всех его свойств, параметров, факторов, детерминирующих его совершенство. Эстетический принцип деятельности дизайнера требует с его стороны готовности на основе целостного, системного мышления создавать гармоничные предметы, гармоничный предметный мир, т.е. обеспечивать гармонию всех качеств в изделии, композиционно их связывать.

потребность

Экотогнчеекнн Инжетернын Эргономический Соцн отюгнчееннн Экономический

ТТ JVHTTTTTnT ТТ JVCTHTT'HTT TTJVCrTTTT'HTT ТТ JVnTTTT'HTT ТТ JVHTTTT'HTT

Рисунок 7. Принципы качества продукции и оптимального (совершенного) решения предметной задачи [1]

Ближайшими основаниями эстетического совершенства изделия являются две меры: мера предмета и мера человека. Мера предмета - это система общих, родовых качеств данного типа изделия. Мера человека - это система общих родовых качеств человеческого рода. Специфика родовых качеств состоит в том, что они изменяются способом модификации, а не утраты. Эстетическая оценка изделия производится по следующей формуле:

Эп/б = OP = Ф [(П +/- —► Мп) +/- -► Мч],

где: Э - эстетическое значение: п - прекрасное, б - безобразное; OP- оптимум;

Ф - функция, отношение; П - предмет; Мп - мера предмета, Мч - мера человека, «+/-» - знак отношения; «+» -знак соответствия, «-» - знак несоответствия.

Изделие прекрасно (Эп), если соответствует родовой мере предмета (Мп) и родовой мере человека (Мч). Изделие безобразно, если не соответствует родовой мере предмета (Мп) и родовой мере человека (Мч). Например, автомобиль прекрасен, если соответствует высоким показателям качества естественной и искусственной предметной среды, и обеспечивает их (Мп) и соответствует высоким показателям биопсихических и социальных качеств человека, и обеспечивает их (Мч) (рис. 7).

Концепция дизайна была успешно апробирована теоретически на международных форумах, защите серии кандидатских и докторских диссертаций [3], а также практически в деятельности нижегородских дизайнеров [6].

Список литературы

1. Зеленов, Л.А. Принципы дизайна / Л.А. Зеленов,

О.П. Фролов. - Горький: ГИСИ, 1978. - 30 с.

2. Зеленов, Л.А. Банк артов (методология теорий): монография / Л.А. Зеленов, Р.И. Никифоров. - Н.Нов-город: Общероссийская академия человековедения, 2015. - 65 с.

3. Пищик А.М. Научно-исследовательская программа Нижегородского философского клуба // Вестник

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2012, №1 (3), с. 244-250 [электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://www.unn.ru /pages/issues/vestnik/99999999 West 2012 1(3)/31.p df

4. Пищик А.М. Научно-исследовательская программа Нижегородской методологической школы // Евразийский союз ученых. Ежемесячный научный журнал. - 2015. -№4 (13). Часть 13. - С. 31-34 [электронный ресурс]. - Режим доступа. - URL: http://euroasia-science.ru/files/arhiv/29-

30.04.2015/evro_ 13_p13 .pdf#page=31

5. Пищик А.М. Научно-исследовательская про-

грамма Нижегородской методологической школы: концепция восьми компонентов деятельности //Евразийский Союз Ученых (ЕСУ). Ежемесячный научный журнал. - 2015. - № 5 (14), Часть 14. - С. 44-48 [электронный ресурс]. - Режим доступа. -URL: http ://www. euroasia-science.ru/files/arhiv/29 -

30.05.2015/p8/4-68.pdf#page=1

6. Пищик А.М. Научно-исследовательская программа

Нижегородской методологической школы: концепция сферы социума //Евразийский Союз Ученых (ЕСУ). Ежемесячный научный журнал. - 2015. - № 6 (15), Часть 5. - С. 72-76 [электронный ресурс]. -Режим доступа. - URL: http://www.euroasia-

science.ru/files/arhiv/25-27.06.2015/p5/6-167.pdf#page=1

7. Пищик А.М. Научно-исследовательская программа

Нижегородской методологической школы: концепция функций основных сфер человеческой деятельности // Евразийский Союз Ученых (ЕСУ). Ежемесячный научный журнал. - 2015. - № 7 (16), Часть 3. - С. 139-143 [электронный ресурс]. - Режим доступа. - URL: http ://www. euroasia-science.ru/

files/arhiv/24-25.07.2015/p3/6-171 .pdf#page= 1

8. Поднебеснов С.А. Феномен развития промышлен-

ного дизайна в Нижегородском регионе //Дизайн Ревю, 2008. № 1 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://design-review.net/index.php? show=

article&id =217&year=2008&number=1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.