Научная статья на тему 'Научно-исследовательская деятельность как фактор формирования профессиональных компетенций у студентов в области традиционных художественных промыслов'

Научно-исследовательская деятельность как фактор формирования профессиональных компетенций у студентов в области традиционных художественных промыслов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
10
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
традиционное прикладное искусство / научно-исследовательская деятельность / профессиональные компетенции / студенческое научное объединение / информационные технологии / traditional applied art / research activities / professional competencies / student scientific association / information technologies

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Серов П. Е.

В статье рассматривается роль научно-исследовательской деятельности в формировании профессиональных компетенций студентов, обучающихся традиционному прикладному искусству. Анализируются преимущества вовлечения студентов в исследовательскую работу, деятельность студенческого научного объединения, а также участие в научных конференциях, мастер-классах и выставках. Обсуждается гармоничное внедрение информационных технологий в процесс обучения для развития творческого потенциала студентов при сохранении культурной идентичности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Серов П. Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Scientific-research activity as a factor in the formation of professional competencies of students in the field of traditional applied art

The article considers the role of research activities in the formation of professional competencies of students studying traditional applied arts. It analyzes the advantages of involving students in research work, student scientific association activities, as well as participation in scientific conferences, master classes and exhibitions. The harmonious introduction of information technologies into the learning process for the development of creative potential while preserving cultural identity is discussed

Текст научной работы на тему «Научно-исследовательская деятельность как фактор формирования профессиональных компетенций у студентов в области традиционных художественных промыслов»

УДК 378.184

Серов П.Е., кандидат педагогических наук, доцент кафедры рисунка и живописи ФГБОУ ВО «Высшая школа народных искусств (академия)», 191186, Санкт-Петербург, набережная канала Грибоедова, д. 2., лит. А, е-mail: [email protected]

Serov P.E., candidate of pedagogical sciences, associate professor of the department of drawing and painting, associate professor of the department of drawing and painting of the «Higher school offolk arts (academy) », 191186, Saint-Petersburg, Griboyedov canal embankment, 2, lit. A, e-mail: [email protected]

Научно-исследовательская деятельность как фактор формирования профессиональных компетенций у студентов в области традиционных художественных промыслов Scientific-research activity as a factor in the formation of professional competencies of students in the field of traditional applied art

Аннотация. В статье рассматривается роль научно-исследовательской деятельности в формировании профессиональных компетенций студентов, обучающихся традиционному прикладному искусству. Анализируются преимущества вовлечения студентов в исследовательскую работу, деятельность студенческого научного объединения, а также участие в научных конференциях, мастер-классах и выставках. Обсуждается гармоничное внедрение информационных технологий в процесс обучения для развития творческого потенциала студентов при сохранении культурной идентичности.

Ключевые слова: традиционное прикладное искусство, научно-исследовательская деятельность, профессиональные компетенции, студенческое научное объединение, информационные технологии.

Abstract. The article considers the role of research activities in the formation of professional competencies of students studying traditional applied arts. It analyzes the advantages of involving students in research work, student scientific association activities, as well as participation in scientific conferences, master classes and exhibitions. The harmonious introduction of information technologies into the learning process for the development of creative potential while preserving cultural identity is discussed.

Keywords: traditional applied art, research activities, professional competencies, student scientific association, information technologies.

Богатое наследие традиционного прикладного искусства является неотъемлемой частью российской культуры. Его сохранение и развитие -залог передачи культурной идентичности будущим поколениям. Современные вузы стремятся не только передать знания, но и воспитать специалистов, способных создавать новое, вносить вклад в развитие науки и общества. В этом контексте научно-исследовательская деятельность студентов становится

незаменимым инструментом для углубления знаний, развития компетенций и формирования профессионалов высокого уровня.

Важную роль в развитии студенческой научно-исследовательской деятельности играют специализированные объединения - центры активности талантливой молодежи. Они предоставляют площадку для обмена идеями, проведения собственных исследований под руководством опытных наставников и определения дальнейших карьерных путей [1, с. 27].

Вовлечение студентов в деятельность научных объединений в области традиционного прикладного искусства является важным фактором повышения качества их профессиональной подготовки. Это позволяет будущим художникам традиционных художественных промыслов не только сохранять и передавать культурные традиции, но и обогащать их, находя гармоничное сочетание современных тенденций и исторического наследия [5, с. 5].

Студенческое научное объединение (СНО) - добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе обучающихся Высшей школы народных искусств (академии), основная деятельность которого включает содействие научно-исследовательской, инновационной и научно-просветительской работе студентов.

Цель работы со студенческим научным объединением - формирование устойчивого двухстороннего взаимодействия руководства вуза со СНО для развития научного потенциала и формирования исследовательских компетенций обучающихся, их гармоничного профессионального и научного развития.

Задачи, которые решаются для достижения поставленной цели:

^ вовлечение студентов в процесс активного научного творчества;

^ методическая, материально-техническая и административная поддержка СНО в организации и проведении мероприятий;

^ содействие в реализации общественно-значимых студенческих инициатив в области научно-исследовательской, инновационной, научно-просветительской деятельности;

^ поощрение обучающихся, преподавателей и других лиц, участвующих в работе СНО и иных студенческих объединений, занимающихся наукой.

Структура СНО Высшей школы народных искусств (академии) может быть двухуровневой:

• СНО обособленных структурных подразделений (институтов) -первый уровень;

• объединенное СНО Высшей школы народных искусств (академии), включающее представителей СНО филиалов - второй уровень.

Студенты в рамках СНО получают возможность для самореализации за пределами стандартной учебной программы, занимаясь собственными исследовательскими проектами, предлагая новые научные идеи и подходы. Это способствует формированию у студентов компетенций, необходимых для научной работы, таких как способность к аналитическому мышлению, умение

обрабатывать большие объемы информации, работа с научной литературой, грамотное представление результатов [4, с. 10].

Участие обучающихся в научно-практической деятельности студенческих объединений способствует комплексному развитию широкого спектра профессиональных компетенций. Наряду с исследовательскими навыками, студенты совершенствуют мастерство в области конкретных художественных техник и технологий. Работа над совместными проектами учит находить нестандартные решения, развивает креативность и творческое мышление. Презентация результатов исследований и произведений на выставках и конференциях формирует коммуникативные и презентационные навыки. Например, Е. Комарова, студентка кафедры ювелирного и

косторезного искусства Высшей школы народных искусств (академии)

провела исследование по применению эпоксидных смол в искусстве резьбы по кости. На семинаре СНО в докладе «Практическое применение современных материалов (эпоксидные смолы, полимеры) в косторезном искусстве» изложила результаты

проведенного эксперимента с эпоксидными смолами, были выявлены

Рис. 1. Е. Комарова, студентка кафедры ювелирного и косторезного искусства Высшей школы народных искусств (академии) проводит презентацию доклада «Практическое применение современных материалов (эпоксидные смолы, полимеры) в косторезном искусстве» на семинаре Студенческого научного объединения

положительные

и

отрицательные стороны их применения (рис. 1 4).

Члены СНО активно

исследуют возможности интеграции цифровых технологий, таких как компьютерное программное обеспечение, оборудование и ЗВ-моделирование (в ювелирном искусстве) в процесс проектирования изделий традиционного прикладного искусства. Студентами СНО Комаровой Е. и Царевой К. был проведен мастер-класс «Использование цифровых технологий в учебно-творческом процессе», наглядно продемонстрированно применение компьютерной графики как инструмента для проектирования и выполнения эскизов декоративных работ по рисунку и живописи [6, с. 5].

Современные информационные технологии открывают новые возможности, в том числе в области традиционного прикладного искусства. Однако их внедрение требует взвешенного подхода, чтобы инновационные методы гармонично дополняли, а не подменяли традиционные техники,

14

Рис. 1-3. - фото автора статьи

обеспечивая преемственность культурных традиций и сохраняя самобытность традиционного прикладного искусства, основанного на ручном художественном труде. Чрезмерная компьютеризация несет риски для развития национального культурного наследия, поскольку использование одних и тех же программных продуктов может привести к потере самобытности художественного языка. Поэтому преподаватели должны научить студентов творчески использовать информационные технологии, сохраняя культурную идентичность произведений традиционных художественных промыслов (рис. 2).

Рис. 2. К. Царева, и Е. Комарова., студентки кафедры ювелирного и косторезного искусства Высшей школы народных искусств (академия) проводят мастер-класс «Использование цифровых технологий в учебно-творческом процессе»

Студенты, члены СНО, участвуют в организации ежегодных научных мероприятий, проводимых в Высшей школе народных искусств (академии), г. Санкт-Петербург, выступают с докладами, содержанием которых является научно-исследовательская работа по разным направлениям обучения в вузе. Например, III Международный форум студентов, аспирантов, молодых ученых «Культура России в XXI веке: прошлое в настоящем, настоящее в будущем», который прошел 14-15 июня 2023 г. был посвящен обсуждению стратегии технико-технологического, регионально-исторического и художественно-эстетического развития видов традиционных художественных промыслов, которые обеспечат востребованность и узнаваемость этого искусства; Международный студенческий форум «Уникальное искусство России», посвященный 20-летнему юбилею Высшей школы народных искусств (академии) и 90-летнему юбилею Сергиево-Посадского института игрушки - филиала Высшей школы народных искусств (академии) на два дня (6-7 декабря 2023 г.) объединил молодых лидеров мнений, поддерживающих идеи и ценности традиционных художественных промыслов, стал дискуссионной площадкой молодежных инициатив и проектов, нацеленных на долгосрочный социально значимый эффект - развитие традиционных художественных промыслов.

Одним из ключевых направлений деятельности СНО является создание и реализация совместных проектов. Эти проекты могут быть как межкафедральными, так и межфилиальными, что позволяет студентам взаимодействовать с представителями различных научных дисциплин и филиалов Высшей школы народных искусств (академии). Такой подход способствует интеграции знаний и опыта, что, в свою очередь, усиливает научные исследования и повышает их качество. Так, в докладе П. Панфилец, студентки IV курса кафедры лаковой миниатюрной живописи исследовано влияние малоформатного живописного этюда на качество учебных работ студентов по лаковой миниатюрной живописи. Анализируется, как малоформатная живопись способствует повышению уровня умения художника концентрироваться на деталях и точности изображения. Анализируются примеры работ студентов, и выявляется роль и важность усовершенствования техник рисунка и понимания цвета, получаемых через изучение малоформатной живописи [2, с. 11].

СНО играет важную роль в формировании сети общения студентов, активно занимающихся наукой: проводятся семинары, вебинары, создаются группы в социальных сетях и выпускаются печатные издания, что обеспечивает постоянный обмен информацией и опытом. Эти мероприятия позволяют студентам не только обмениваться знаниями, но и обсуждать текущие научные проблемы, находить единомышленников и партнеров для совместных исследований.

В журнале «Вопросы культурологии» № 2 за 2024 г. опубликована статься «Студенческий медиакомитет в системе информационной политики Высшей школы народных искусств: концепция деятельности» студентки кафедры лаковой миниатюрной живописи С. Перевозчиковой В статье «рассматривается роль медиаресурсов, в т.ч. социальных сетей, как основных каналов информирования студентов и позиционирования высших учебных заведений в современном мире. Обсуждается, как вузы могут использовать эти инструменты для обмена знаниями, демонстрации достижений, информирования о деятельности и формирования собственного бренда. Предлагается концепция работы медиакомитета Студенческого совета Высшей школы народных искусств (академии), которая включает улучшение качества контента, освоение новых площадок, качественное визуальное оформление и дифференцированный контент для расширения охвата аудитории» [3].

Студенческое научное объединение содействует активному участию студентов в научной деятельности и предоставляет возможности для реализации исследовательского потенциала. Актив СНО организует участие студентов в городских конкурсах, помогает заполнять заявки на получение российских и международных грантов. Это позволяет молодым исследователям презентовать свои работы широкой аудитории и добиваться признания в научном сообществе, что, в свою очередь, способствует повышению мотивации и профессиональному росту. Важным шагом для активизации научной деятельности студенческого научного объединения

является активное привлечение внебюджетных средств, таких как гранты, спонсорская поддержка и участие в конкурсах.

Команда активных членов СНО Высшей школы народных искусств (академии) выступила с докладом на конкурсе Студенческих научных объединений в Санкт-Петербурге. Доклад включал в себя анализ особенностей традиционного прикладного искусства, а также предложения по его сохранению и популяризации. Презентация вызвала живой интерес у жюри и присутствующих, так как студенты предложили нестандартные пути интеграции традиционного прикладного искусства в современную культуру. Студенты команды СНО Высшей школы народных искусств проявили не только глубокие знания в области своей специализации, но и высокую аргументационную компетенцию, убедительно и точно отвечая на заданные членами жюри вопросы. Их грамотные ответы подчеркнули значительность и оригинальность исследований и предложенных проектов в сфере сохранения и развития традиционного прикладного искусства, доказывая их вклад в научную и культурную сферы.

Убедительное выступление студентов отражает качество образовательной программы и преподавания в Высшей школе народных искусств (академия), а готовность к конструктивному диалогу и критике свидетельствует о высоком уровне их профессиональной подготовки.

Другим значимым событием стал международный телемост «Студенчество Беларуси и России: взаимодействуем и создаём вместе». 2 апреля 2024 г., в День единения народов Республики Беларусь и Российской Федерации, студенты Высшей школы народных искусств (академии) приняли участие в международном телемосте (рис. 3).

Рис. 3. Команда студентов Высшей школы народных искусств (академии) выступила на конкурсе Студенческих научных объединений в Санкт-Петербурге

Данное мероприятие было организовано с целью укрепления культурных и образовательных связей между молодежью двух стран. Телемост предоставил уникальную возможность для обучающихся из Беларуси и России обменяться опытом, обсудить актуальные вопросы

сотрудничества в сфере образования и культуры, а также наметить перспективы для реализации совместных проектов.

В рамках телемоста состоялись презентации творческих достижений студентов, демонстрирующие богатство и разнообразие традиционных художественных промыслов. Участники мероприятия познакомились с современными тенденциями развития традиционного прикладного искусства в Беларуси и России. Кроме того, были затронуты вопросы академической мобильности, обмена опытом между преподавателями вузов и организации совместных научных исследований в области сохранения и популяризации культурного наследия. Мероприятие продемонстрировало стремление молодежи Беларуси и России к углублению взаимопонимания и сотрудничества, в том числе в области традиционного прикладного искусства.

Участниками телемоста стали Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка (организатор), Высшая школа народных искусств (академия) и все восемь филиалов академии: от Москвы - до Омска, Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского, Новосибирский государственный педагогический университет, Таганрогский институт им. А. П. Чехова, Фонд Росконгресс.

В ходе телемоста студенты представили творческие проекты, которые реализуются в вузах, а также размышляли об универсальных и

профессиональных компетенциях, которые формируются у студентов при их работе в составе творческих коллективов и проектных групп.

От Высшей школы народных искусств (академии) выступили: председатель

Студенческого совета, студент III курса кафедры ювелирного и косторезного искусства Е. Комарова; председатель

Студенческого научного

объединения, студент IV курса кафедры лаковой миниатюрной живописи Я. Судар (рис. 415); председатель медиакомитета Студенческого совета, студент II курса кафедры декоративной росписи имени А.Н. Голубевой Р. Ефремова

Преподаватели и научные руководители играют важную роль в поддержке и направлении деятельности СНО. Они могут выступать в качестве консультантов, помогая студентам определить направления исследований,

! Рис. 4. - фото из архива Высшей школы народных искусств (академии).

Рис. 4. Выступление Судар Я., председателя Студенческого научного объединения Высшей школы народных искусств (академии) на Международном телемосте «Студенчество Беларуси и России: взаимодействуем и создаём вместе»

предоставлять ресурсы и содействовать публикации результатов. Такое взаимодействие способствует более глубокому вовлечению студентов в научную деятельность и улучшению качества исследований. Получению новых знаний в области традиционного прикладного искусства способствуют встречи с приглашенными экспертами - это ученые ВШНИ, известные художники традиционных художественных промыслов, работодатели.

19 апреля 2024 г. в Мстёрском институте лаковой миниатюрной живописи - филиале Высшей школы народных искусств (академии) состоялась творческая встреча с выдающимся художником в области лаковой миниатюрной живописи, Народным художником РФ, Заслуженным художником РСФСР, профессором кафедры художественно-исполнительской и проектной деятельности В.Ф. Некосовым.

Мероприятие прошло в формате интервью, модератором выступила заместитель директора по научной и методической работе Ю.И. Уколова. В ходе беседы В.Ф. Некосов осветил на вопросы, связанные с художественно-творческой и проектной деятельностью в области мстёрской лаковой миниатюрной живописи, поделился воспоминаниями о студенческих годах,

богатым педагогическим опытом (рис. 516). -

Рис. 5. Творческая встреча с В.Ф. Некосовым, Народным художником РФ, Заслуженным художником РСФСР, профессором кафедры художественно-исполнительской и проектной деятельности Мстёрского института лаковой миниатюрной живописи - филиала Высшей школы народных искусств (академии)

Студенты Мстёрского института лаковой миниатюрной живописи получили возможность лично пообщаться с одним из ведущих художников лаковой миниатюры, который поделился своим опытом, рассказал о достижениях и дал ценные советы будущим художникам.

Важным аспектом будущего развития СНО является расширение международного сотрудничества. Участие в международных проектах

16 Рис. 5. - фото из архива Мстёрского института лаковой миниатюрной живописи -филиала Высшей школы народных искусств (академии).

позволяет студентам получить ценный опыт и знания, а также способствует развитию глобальной научной сети. Это может быть достигнуто посредством партнерства с зарубежными вузами, участия в международных конференциях и выставках.

Ярким примером является организация и проведение Высшей школой народных искусств (академией) международных выставок под общим названием «Великолепие художественного наследия России». На этих выставках были представлены лучшие выпускные квалификационные работы студентов - членов студенческого научного объединения, демонстрирующие произведения различных видов традиционного прикладного искусства России. Посетители могли увидеть широкий спектр шедевров традиционных художественных промыслов, к которым относятся: художественное кружевоплетение, художественная вышивка, ювелирное и косторезное искусство, палехская, мстёрская, холуйская, федоскинская лаковая миниатюрная живопись, нижнетагильская декоративная роспись, богородская художественная резьба по дереву и др.

Только за последние полтора года выставки «Великолепие художественного наследия России» состоялись в:

- Российском центре науки и культуры «Русский дом», г. Белград, Сербия (09.06.2023-17.06.2023), на которой работы студентов получили признание не только со стороны местной общественности, но и профессионалов в области искусства и культуры;

- Творческом центре калоферского коклюшечного кружева, Калофер, Болгария (30.09.2023-09.10.2023), которая продемонстрировала международное признание традиционных художественных промыслов России;

- штаб-квартире ЮНЕСКО, г. Париж, Франция (03.04.2024-18.04.2024) в зале Миро. Это мероприятие позволило представить работы российских студентов на международной арене, подчеркнув усилия России по сохранению и развитию нематериального этнокультурного достояния (рис. б17).

Впервые в истории российского традиционного прикладного искусства:

- 18 выпускных квалификационных работ студентов Богородского института художественной резьбы по дереву - филиала Высшей школы народных искусств (академии) получили высокий статус изделий народных художественных промыслов признанного художественного достоинства. Это знаковое событие произошло на заседании Федерального экспертного художественного совета Министерства промышленности и торговли Российской Федерации - главного совета России по народным художественным промыслам (Приказ Минпромторга России от 13.03.2023 № 789, регистрационный № 612).

- 10 выпускных квалификационных работ студентов Высшей школы народных искусств (академии) по художественному кружевоплетению были переданы в постоянную экспозицию Музея кружева Вологодского

17 Рис. 6. - фото из архива Высшей школы народных искусств (академии).

государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника по просьбе самого музея (Письмо БУК «Вологодский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник» от 13.03.2023 г. №1-23/41). Данные произведения будут представлены не только в постоянной экспозиции, но и на временных выставках музея.

Рис. 6. Выпускные квалификационные работы студентов, членов СНО были представлены на выставке «Великолепие художественного наследия России» в штаб-квартире ЮНЕСКО (Париж, Франция)

Эти беспрецедентные события свидетельствуют о высоком уровне профессиональной подготовки студентов Высшей школы народных искусств (академии) и признании их творческих достижений на государственном уровне в сфере сохранения и развития традиционных художественных промыслов России.

На ВДНХ на выставке «Россия» (павильон № 75, стенд Санкт-Петербурга) студенты Высшей школы народных искусств (академии) провели модный показ выпускных квалификационных работ, представляющие разные виды традиционного прикладного искусства. Модный показ стал ярким событием, привлекшим внимание посетителей к творческим достижениям студентов Высшей школы народных искусств (академии). Он наглядно продемонстрировал высокий уровень мастерства и креативности будущих художников традиционных художественных промыслов (рис. 718).

Участие в работе студенческих научных объединений открывает перед молодыми исследователями широкие перспективы для профессионального совершенствования. Они имеют возможность представлять результаты своих исследований на научных конференциях и семинарах, публиковать статьи в рецензируемых изданиях, а также устанавливать контакты с ведущими учеными и экспертами в своей области.

Поддержка и развитие студенческих научных объединений является

Рис. 7. - фото автора статьи.

важнейшей задачей для высших учебных заведений, стремящихся обеспечить подготовку высококвалифицированных кадров, способных внести значительный вклад в научно-технический прогресс и социально-экономическое развитие.

Рис. 7. Модный показ коллекции кружевных платьев и платьев с традиционной художественной вышивкой различных регионов России, выполненных студентами. ВДНХ, стенд Санкт-Петербурга, Павильон №75.

Современное искусство, с его стремлением к инновациям и переосмыслению привычного, всё чаще находит вдохновение и инструменты в научной сфере. Эта связь рождает удивительные симбиозы, где технологии и художественное видение сплетаются в единое целое. Взаимодействие науки и искусства в современном мире - это обогащающий процесс, который открывает новые горизонты для творчества и познания.

Успешные примеры деятельности СНО, интеграция их в образовательный процесс, преодоление существующих вызовов и расширение международного сотрудничества являются ключевыми факторами для дальнейшего развития этих объединений. В конечном итоге, СНО не только обогащают образовательный процесс, но и служат важным инструментом для формирования будущих научных лидеров и инновационных профессионалов.

Литература

1. Васильева Е. И. Применение современных педагогических подходов в обучении студентов на учебных практиках. Из опыта организации образовательного процесса в ВШНИ. / Е. И. Васильева // Традиционное прикладное искусство и образование: электронный журнал. - Санкт-Петербург, 2019. -№ 1 (27). - С. 26-31 - DOI 10.24411/2619-1504-2019-00005. - URL: https://dpio.ru/stat/2019_l/2019-01-05.pdf (дата обращения: 02.03.2024).

2. Максимович В. Ф. Традиционные художественные промыслы как востребованный тренд современной культуры / В. Ф. Максимович // Традиционное прикладное искусство и образование: электронный журнал. -Санкт-Петербург, 2023. -№ 3 (45). - С. 10-17. -DOI 10.24412/2619-1504-2023-3-10-17. - URL: https://www.dpio.ru/stat/2023_3/2023-03-02.pdf (дата обращения: 30.01.2024).

3. Перевозчикова С. Г. Студенческий медиакомитет в системе информационной политики Высшей школы народных искусств: концепция

деятельности/ С. Г. Перевозчикова//Вопросы культурологии. - Москва, 2024.

С. 131-141 - DOI 10.33920/nik-01-2402-03. - URL: https://pamr.m/articles/studencheskiy-mediakomitet-v-sisteme-informatsionnoy-politiki-vysshey-shkoly-narodnykh-iskusstv-kontseptsiya-deyatelnosti/101796.html# (дата обращения: 27.05.2024).

4. Серов П. Е. Декоративная живопись: учебное пособие / П. Е. Серов; Высшая школа народных искусств. - Санкт-Петербург: ВШНИ, 2017. - 108 с.

- ISBN 978-5-906697-52-3.

5. Серов П. Е. Академическая живопись: учебное пособие для студентов, обучающихся по направлению «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» / П. Е. Серов; Высшая школа народных искусств. - Санкт-Петербург: ВШНИ, 2018. - 99 с.

6. Серов П. Е. Современные информационные и коммуникационные технологии в учебно-творческой деятельности студентов художественных вузов: учебные справочно-информационные материалы для студентов образовательных учреждений традиционного прикладного искусства / П. Е. Серов; Высшая школа народных искусств - Санкт-Петербург: ВШНИ, 2016. - 32 с. - ISBN 978-5-906697-07-3.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

References

1. Vasileva Е. I. Primenenie sovremenny' x pedagogicheskix podxodov v obuchenii studentov na uchebny x praktikax. Iz ору'ta organizacii obrazovateknogo processa v VShNI. / E. I. Vasikeva // Tradicionnoe prikladnoe iskusstvo i obrazovanie: e'lektronny'j zhurnal. - Sankt-Peterburg, 2019. - № 1 (27). - S. 26-31 -DOI 10.24411/2619-1504-2019-00005. - URL: https://dpio.ru/stat/2019_l/2019-01-05.pdf (data obrashheniya: 02.03.2024).

2. Maksimovich V. F. Tradicionny, e x^az!^^!!^' e promy' sly' kak vostrebovanny j trend sovremennoj kultury' / V. F. Maksimovich // Tradicionnoe prikladnoe iskusstvo i obrazovanie: e lektronny j zhurnal. - Sankt-Peterburg, 2023.

- № 3 (45). - S. 10-17. - DOI 10.24412/2619-1504-2023-3-10-17. - URL: https://www.dpio.ru/stat/2023_3/2023-03-02.pdf (data obrashheniya: 30.01.2024).

3. Perevozchikova S. G. Studencheskij mediakomitet v sisteme informacionnoj politiki Vysshej shkoly' narodny' x iskusstv: koncepciya deyateknosti / S. G. Perevozchikova // Voprosy' kukturologii. - Moskva, 2024. -S. 131-141 - DOI 10.33920/nik-01 -2402-03. - URL: https://panor.ru/articles/studencheskiy-mediakomitet-v-sisteme-informatsionnoy-politiki-vysshey-shkoly-narodnykh-iskusstv-kontseptsiya-

deyatelnosti/101796,html# (data obrashheniya: 27.05.2024)

4. Serov P. E. Dekorativnaya zhivopis': uchebnoe posobie / P. E. Serov; Vy sshaya shkola narodny x iskusstv. - Sankt-Peterburg: VShNI, 2017. - 108 s. -ISBN 978-5-906697-52-3.

5. Serov P. E. Akademicheskaya zhivopis': uchebnoe posobie dlya studentov, obuchayushhixsya po napravleniyu «Dekorativno-prikladnoe iskusstvo i narodny' e promy' sly'»/ P. E. Serov; Vy sshaya shkola narodny x iskusstv. - Sankt-Peterburg: VShNI, 2018.-99 s.

6. Serov P. E. Sovremennye informacionny e i коттишкасюппул e texnologii V uchebno-tvorcheskoj deyatelnosti studentov xudozhestvenny x vuzov: uchebnye spravochno-informacioшly, e material у ' dlya studentov obrazovateK ny ' x uchrezhdenij tradicionnogo prikladnogo iskusstva / P. E. Serov; Vy' sshaya shkola narodny X iskusstv - Sankt-Peterburg: VShM, 2016. -32 s. - ISBN978-5-906697-07-3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.