Научная статья на тему 'Научно-экспедиционныйот 5 августа 2011 г. Туризм как направление подготовки специалистовдля туристских дестинаций'

Научно-экспедиционныйот 5 августа 2011 г. Туризм как направление подготовки специалистовдля туристских дестинаций Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
138
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник РМАТ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТУРИСТСКАЯДЕСТИНАЦИЯ / НАУЧНО-ЭКСПЕДИЦИОННЫЙТУРИЗМ / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА / ЭКСПЕДИЦИЯ / КАЧЕСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ / TOURIST DESTINATION / SCIENTIFIC AND FORWARDING TOURISM / RESEARCH WORK / EXPEDITION / QUALITY OF PREPARATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Толмасова Н. В.

Рассматривается взаимодействие туристских дестинаций и научно-экспедиционноготуризма. Автор описывает актуальность проблемы развития научно-экспедиционноготуризма и показывает необходимость проведения экспедиционных практик для эф-фективного формирования профессиональных навыков студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Scientific and forwarding tourism as the direction of training of specialistsfor tourist destination

In this article interaction of tourist destination with scientific and forwarding tourismis considered. The author describes relevance of a problem of development of scientificand forwarding tourism and shows need of carrying out forwarding the practician, forimprovement of professional skills of students.

Текст научной работы на тему «Научно-экспедиционныйот 5 августа 2011 г. Туризм как направление подготовки специалистовдля туристских дестинаций»

УДК 338.48-6:001.891

Н.В. ТОЛМАСОВА

НАУЧНО-ЭКСПЕДИЦИОННЫЙ ТУРИЗМ КАК НАПРАВЛЕНИЕ ПОПГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ДЛЯ ТУРИСТСКИХ ПЕСТИНАЦИЙ

Рассматривается взаимодействие туристских дестинаций и научно-экспедиционного туризма. Автор описывает актуальность проблемы развития научно-экспедиционного туризма и показывает необходимость проведения экспедиционных практик для эффективного формирования профессиональных навыков студентов.

Ключевые слова: туристская дестинация, научно-экспедиционный туризм, научно-исследовательская работа, экспедиция, качество профессиональной подготовки.

In this article interaction of tourist destination with scientific and forwarding tourism is considered. The author describes relevance of a problem of development of scientific and forwarding tourism and shows need of carrying out forwarding the practician, for improvement of professional skills of students.

Key words: tourist destination, scientific and forwarding tourism, research work, expedition, quality of preparation.

В современных условиях туризм является показателем развития цивилизации, методом познания окружающей действительности, способом повышения культурного уровня и восстановления здоровья людей.

Туризм во всех его проявлениях ставит своей главной целью заботу о человеке, о его развитии и здоровье. Туризм ХХ века предъявил миру огромный потенциал, определил уровни взаимоотношений между государствами и территориями, повлиял на их экономическое и социальное развитие, принятие законодательных решений, развитие системы всемирных, континентальных и местных туристских связей. В ХХ! в. привлекательными характеристиками туристских направлений стали их культурные и социальные характеристики.

Согласно аксиологической концепции туризма профессора И.В. Зорина, одна из важнейших функций туризма — раскрытие ценностей страны, региона, этноса.

© Толмасова Н.В., 2013

Дестинация в научно-экспедиционном туризме раскрывается с помощью научных методов, реализуемых в форме экспедиции. Научно-экспедиционный туризм можно отнести к специальным видам туризма, главной особенностью которого является непосредственное участие туристов в научной или исследовательской программе тура.

Следует отметить, что, участвуя в научных мероприятиях, поездках, походах, туристы берут на себя часть (иногда и большую) научно-экспедиционных и исследовательских расходов, чтобы увидеть научные объекты, вместе с учеными участвовать в научных поисках и исследованиях. Науке это дает востребованность, популяризацию с помощью туристов, а туристам — уникальность путешествий. При обоюдном участии сторон удешевление такого туристского продукта неизбежно.

Представленное многообразие научного туризма подтверждает слова философа Сергея Синельникова: «Туризм — это жизнь во всем ее многообразии, сконцентрированная на коротком промежут-

ке времени, характеризующаяся целепо-лаганием и способом осуществления».

Развитие туристских дестинаций актуализировало проблему развития научно-экспедиционного туризма. Термин «де-стинация» вошел в словарь туризма поначалу как слово, которое означало место назначения [1, с. 4].

Дестинация — это физическое пространство, в котором посетитель проводит время по крайней мере с одной ночевкой. Оно включает туристские продукты, такие как услуги и аттракции, и туристские ресурсы в пределах одного дня путешествия. Это пространство имеет физические и административные границы, определяющие способ его управления, образы перцепции, определяющие его рыночную конкурентоспособность [1, с. 5].

Как видим, в определении используется целый ряд аргументов:

• физическое пространство;

• посетитель;

• ночевка;

• туристский продукт;

• туристская услуга;

• аттракция;

• туристские ресурсы;

• доступность;

• образ;

• восприятие;

• рынок;

• конкурентоспособность.

Каждый из этих аргументов по-своему углубляет первичное понятие и создает из обычного слова культурную константу [1, с. 5].

К научно-экспедиционному туризму мы относим путешествия, в процессе которых ведутся наблюдения, проводятся исследовательские работы, пишутся дневники.

В последнее время различные туристские фирмы усиленно предлагают научно-экспедиционные туры. За последние годы возрос спрос на культурное, историческое, этническое наследие дестинаций. Сегодня туристский рынок заинтересован в профессиональных кадрах,

которые смогут организовать подобные экспедиции по различным местам.

Следовательно, на данный момент актуальна подготовка профессиональных кадров для туристских дестинаций, которая отличается следующими специфическими особенностями. Во-первых, должна проводиться практико-ориентированная подготовка лекционных и семинарских занятий. Во-вторых, это связано с организацией научно-исследовательской работы студентов, подготовкой и написанием ими научных статей и других публикаций, выступлением с докладами на семинарах, научно-практических конференциях. В-третьих, последняя, но самая важная часть подготовки профессиональных кадров в научно-экспедиционном туризме — это задействование студентов в экспедициях, походах и других формах выездов. Именно этой части необходимо уделять особое внимание, так как, только практикуясь, человек может научиться какому-либо делу. Сегодня на туристском рынке более важны умения и навыки, нежели теоретические знания.

За последние годы в Российской международной академии туризма накоплен значительный опыт подготовки профессиональных кадров по научно-экспедиционному туризму для туристских дестинаций. Кафедра научно-экспедиционного туризма осуществляет профессиональную подготовку по следующим направлениям:

• разработка рабочих учебных программ по дисциплинам кафедры;

• подготовка лекционных и семинарских занятий и их проведение;

• разработка учебно-методических материалов, необходимых для организации учебного процесса;

• научное и методическое руководство научно-исследовательской работой студентов: курсовыми, дипломными работами, практикой;

• проведение научно-исследовательских работ, подготовка и написание научных статей и других публикаций, выступле-

ние с докладами на научно-практических конференциях;

• проведение научно-методических работ по совершенствованию и развитию учебного процесса в Академии;

• проведение научных и методических работ по заданиям руководства РМАТ [2].

Наиболее эффективной в профессиональной подготовке студентов является научно-экспедиционная практика. За последние 10 лет были проведены следующие экспедиции: от озера Байкал до озера Хубсугул (август 2003 г.); поселок Ар-хыз, студенческий турслет (май 2004 г.); Чукотка, участие в Корфесте (2004 г.); Ростовская область, студенческий турслет (сентябрь 2004 г.); Крым (Украина), горный поход (май 2005 г.); Ивановская область, студенческий турслет (август

2005 г.); г.Киев (Украина), пеший поход по линии обороны г. Киева совместно с КУТЭП (октябрь 2005 г.); Сьяны (Московская область), спелеопоход (март

2006 г.); Аляска, участие в Северном

форуме (март 2006 г.); Южный Урал (Республика Башкортостан), конный поход (май 2006 г.); Эльбрус (КБР), горный поход (июнь 2006 г.); Каппадокия (Турция), экспедиция и съемки документального фильма (ноябрь 2006 г.); Ар-каим (Магнитогорск), экспедиция (ноябрь 2006 г.); Шри-Ланка, экспедиция (2007 г.); Мексика, экспедиция (2007 г.); Адыгея, пеший поход (2009 г.); Южный Урал (Республика Башкортостан), конный поход (2010 г.); Республика Армения, экспедиция (2012 г.) [2].

Необходимо отметить высокую заинтересованность студентов в проведении таких практик, что, безусловно, влияет на качество их профессиональной подготовки. В настоящее время кафедра разрабатывает научно-методическое обеспечение для профессиональной подготовки студентов по научно-экспедиционному туризму, которое проходит опытно-экспериментальную проверку.

^^^^^^^HnHTEPATVPA И ЭЛЕКТРОННЫЕ PECVPCbl^^^^^^^M

1. Зорин И.В., Зорин А.И. Дестинация в 3. Педагогический энциклопедический сло-контексте ЮНЕСКО. М.: РМАТ,2011. варь / гл. ред. Б.М. Бим-Бад. М.: Большая

2. URL: http://www.rmat.ru Российская энциклопедия, 2003.

УДК 37.018.46:383.483.1

М.В. ВОРОНОВА

УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОЙ ПОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОПГОТОВКИ ПО КРАЕВЕДЕНИЮ

Рассматривается роль педагога как руководителя объединения дополнительного образования туристско-краеведческой направленности в системе регионального туризма. Анализируется эффективность педагогической, методологической, научно-исследовательской поддержки студентов при условии выявления этапов педагогической поддержки, психолого-педагогических практик, применения личностно ориентированных, инновационных моделей преподавания, основанных на становлении целостной личности полипрофессионала.

Ключевые слова: профессиональная подготовка, туристско-краеведческая направленность, региональный туризм, личностно ориенированная модель профессиональной подготовки, личность профессионала.

In article the role of the teacher, as head of association of additional education of a tourist and local history orientation in system of regional tourism is considered. Efficiency of pedagogical, methodological, research support on condition of identification of stages of pedagogical support, psychology-pedagogical the practician, application personal the focused, innovative models of teaching based on formation of the complete identity of the polyprofessional is considered.

Key words: tourist-local history orientation, regional tourism, personal model, identity of the professional.

В России XXI в. успешно реализует свои социально-педагогические функции уникальная для мировой образовательной практики система регионального туризма и краеведения. Ключевую роль в ней играет педагог — руководитель объединения дополнительного образования туристско-краеведческой направленности.

Развитие туристско-экскурсионного самодеятельного общественного движения зародилось в конце XIX в. В ХХ в. в нашей стране сформировалась государственная сеть учреждений по работе туристско-краеведческого профиля. Ее развитие убедительно доказало педагогическую целесообразность использования туризма и краеведения как эффективного средства познания окружающего мира и самого себя при любых по-

© Воронова М.В., 2013

литических и социально-экономических системах. Феномен туризма в современном информационном мире выступает не только рациональным средством организации свободного времени и оздоровления населения, но и ресурсом непрерывного образования, в том числе дополнительного профессионального образования. Это актуализирует поиск инновационных и активное использование традиционных видов, форм и средств туризма и краеведения не только в системе дополнительного образования, но и в системе дополнительного профессионального образования педагогов.

Сегодня педагогическую деятельность в отечественной системе дополнительного туристско-краеведческого образования и в сфере внеурочной, внеучебной и досуговой деятельности осуществляют разные категории педагогических кадров: педагоги дополнительного образования,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.