Научная статья на тему 'Научная статья как результат деятельности исследователя'

Научная статья как результат деятельности исследователя Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
16375
1028
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНАЯ ПУБЛИКАЦИЯ / СТАТЬЯ / МЕТОДИКА НАПИСАНИЯ СТАТЬИ / ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ СТАТЬИ / SCIENTIFIC PUBLICATION / ARTICLE / METHODOLOGY OF WRITING REQUIREMENTS TO REGISTRATION OF ARTICLE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Казакова Альбина Григорьевна

Публикация посвящена методике написания научной статьи и рекомендована молодым исследователям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The publication is devoted to the methodology of writing a scientific articles and recommendation to young researchers.

Текст научной работы на тему «Научная статья как результат деятельности исследователя»

ЛАБОРАТОРИЯ НАУЧНОГО

ПОИСКА

НАУЧНАЯ СТАТЬЯ КАК РЕЗУЛЬТАТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИССЛЕДОВАТЕЛЯ

Альбина Григорьевна КАЗАКОВА,

доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и психологии МГУКИ agkazakova@yandex.ru

Публикация посвящена методике написания научной статьи и рекомендована молодым исследователям.

Ключевые слова: научная публикация, статья, методика написания статьи, требования к оформлению статьи.

The publication is devoted to the methodology of writing a scientific articles and recommendation to young researchers.

Key words: scientific publication, article, methodology of writing requirements to registration of article.

Научная публикация - основной результат деятельности исследователя. Главная цель научной публикации - сделать работу автора достоянием других исследователей и обозначить его приоритет в избранной области исследований.

Можно выделить несколько видов научных публикаций: монографии, статьи и тезисы докладов. Монография - это научный труд, в котором с наибольшей полнотой исследуется определённая тема. Тезисы докладов - это краткие публикации, как правило, содержащие 1-2 страницы, вследствие чего они не позволяют в должной мере ни отразить результаты, ни обсудить их и не представляют большого интереса для научного мира. Во многих случаях, например, при написании заявки на поддержку исследований тезисы докладов вообще не учитываются как публикации.

Наибольший интерес представляют научные статьи. Всякая научная статья должна содержать краткий, но достаточный для понимания отчет о проведенном исследовании и объективное обсуждение его значения. В отчёте должно быть отражено определённое количество данных и ссылок на опубликованные источники информации, чтобы коллегам можно было оценить и самим проверить работу. Написать хорошую статью - значит, достичь этих целей.

Чтобы написать достойную статью, необходимо соблюдать стандарты построения общего плана научной публикации и требования научного стиля речи. Это обеспечивает однозначное восприятие и оценку данных читателями. Основные черты научного стиля: логичность, однозначность, объективность.

Статья, как правило, включает в себя: аннотацию; введение; методы исследования; основные результаты и их обсуждение; заключение (выводы); список цитированных источников.

Остановимся на краткой характеристике каждого названного элемента.

Так, аннотация выполняет функцию расширенного названия статьи и повествует о содержании работы. Аннотация показывает, что, по мнению автора, наиболее ценно и применимо в выполненной им работе. Плохо написанная аннотация может испортить впечатление от хорошей, достойной публикации.

Во введении должна быть обоснована актуальность рассматриваемого вопроса (что вы рассматриваете и зачем?) и новизна работы, если позволяет объем статьи, можно конкретизировать цель и задачи исследования, а также следует привести известные способы решения вопроса и их недостатки.

Кроме того, в статье следует сжато и четко изложить современное состояние вопроса, цель работы, методику и методы исследования, результаты и обсуждение полученных данных. Это могут быть результаты собственных экспериментальных исследований, обобщения практического опыта, а также аналитический обзор информации в рассматриваемой области.

Название (заглавие) - очень важный элемент статьи. По названию судят обо всей работе. Поэтому заглавие статьи должно полностью отражать ее содержание. Правильнее будет, если Вы начнете работу над примерным названием, а окончательную формулировку ему дадите уже после написания статьи, когда поймёте саму суть статьи, её основную идею. В любом случае помните, что удачное название работы - это уже полдела.

Актуальность темы - степень ее важности в данный момент и в данной ситуации для решения данной проблемы (задачи, вопроса). Это возможность применить ее результаты для решения достаточно значимых научно-практических задач.

Новизна - это то, что отличает результат данной работы от результатов других авторов.

Цели и задачи исследования. Важно, чтобы при выборе темы автор четко осознавал те цели и задачи, которые поставил перед своей работой. Работа должна содержать определенную идею, ключевую мысль, которой и посвящается само исследование.

Чтобы успешно и с минимальными затратами времени справиться с формулировкой цели, нужно ответить на вопрос: «Что ты хочешь создать в итоге организуемого исследования?» Этим итогом могут быть: новая методика, классификация, новая программа или учебный план, структура, новый вариант известной технологии, методическая разработка и т.д.

Формулировка цели любой работы, как правило, начинается с глаголов: выяснить..., выявить..., сформировать..., обосновать..., проверить..., определить..., создать..., построить... и т.д.

Задачи - это, как правило, конкретизированные или более частные цели. Цель, подобно вееру, развертывается в комплексе взаимосвязанных задач. Например, если цель исследования разработать методику оптимальной организации учебно-

воспитательного процесса в условиях пятидневной недели, то эта цель может предполагать следующие задачи:

• определить и обосновать оптимальную для каждой студенческой группы продолжительность занятий;

• осуществить корректировку учебных программ в связи с общим сокращением учебного времени;

• освоить с преподавателями методику интенсификации обучения в условиях 90, 85- и 80-минутного занятия;

• выявить динамику перегрузки студентов, занимающихся в режиме пятидневной учебной недели, а также динамику характеристик здоровья и др.

Основная часть включает само исследование, его результаты, практические рекомендации. От начинающего исследователя требуются умения:

• применять методы исследования, в первую очередь методы анализа, сравнения, сопоставления, систематизации; пользоваться имеющимися средствами для проведения исследования или создавать свои, новые средства;

• разобраться в полученных результатах и понять, что нового и полезного дало исследование.

В работе, посвященной экспериментальным (практическим) исследованиям, автор обязан описать методику эксперимента, оценить точность и воспроизводимость полученных результатов. Если это не сделано, то достоверность представленных результатов сомнительна. Чтение такой статьи становится бессмысленной тратой времени.

Важнейшим элементом работы над статьей является представление результатов работы в наглядной форме: в виде таблиц, графиков, диаграмм.

Например, в статье о каком-либо технологическом процессе (в звукорежиссуре, менеджменте, маркетинге и т.д.) автору следует рассмотреть виды негативных явлений и методы их устранения. Технолог вырастает в специалиста высокой квалификации, если он исследует причины возникновения негатива в профессиональной деятельности и разрабатывает методы его устранения.

Заключение содержит краткую формулировку результатов, полученных в ходе работы. В заключении, как правило, автор исследования суммирует результаты осмысления темы, выводы, обобщения и рекомендации, которые вытекают из его работы, подчеркивает их практическую значимость, а также определяет основные направления для дальнейшего исследования в этой области знаний.

Список литературы - это перечень диссертаций, книг, журналов, статей с указанием основных данных (место и год выхода, издательство и др.).

Рекомендуем обратить внимание на оформление ссылок в статье и цитат. Так, ссылки в статье на литературные источники можно оформить тремя способами: 1) представить в круглых скобках внутри самого текста (это может быть газетный или журнальный материал); 2) опустить в нижнюю часть страницы с полными выходными данным; 3) указать в квадратных скобках номер источника и страницу из алфавитного списка литературы. Что касается цитаты, которая является точной, дословной выдержкой из какого-либо текста, включённого в собственный текст, то она, как правило, приводится только для подтверждения аргументов или описаний автора. При цитировании наибольшего внимания заслуживает современная литература и первоисточники. Вторичную литературу следует цитировать как можно экономнее, например, для того, чтобы оспорить некоторые выводы авторов.

Безусловно, работая над содержанием статьи, необходимо представлять своего читателя и заранее знать, кому адресована ваша статья. Автор должен так написать о том, что неизвестно другим, чтобы это неизвестное стало ясным читателю в такой же степени, как и ему самому. Автору оригинальной работы следует разъяснить читателю ее наиболее трудные места. Если же она является развитием уже известных работ (и не только самого автора), то нет смысла затруднять читателя их пересказом, а лучше адресовать его к первоисточникам. Важно показать авторское отношение к публикуемому материалу, особенно сейчас, в связи с широким использованием Интернета. Необходимы также анализ и обобщение, а также критическое отношение автора к имеющимся в его распоряжении материалам, выражение собственной позиции.

При этом нельзя забывать одно из главных условий написания добротной статьи - это точность и краткость изложения мысли автора.

Вполне понятно, что, например, начинающий исследователь-аспирант не владеет писательскими навыками, но добиваться стройности изложения и отсутствия логических разрывов он должен.

Кроме того, красной линией статьи должен стать общий ход мыслей автора. Текст полезно разбить на отдельные смысловые абзацы. Это облегчит читателю нахождение требуемого материала. Однако абзацы не должны быть ни излишне мелкими, ни излишне крупными.

И, как было уже упомянуто выше, автор должен стремиться быть однозначно понятым. Для этого ему необходимо следовать определенным правилам:

• употреблять только самые ясные и недвусмысленные термины;

• не употреблять слово, имеющее два значения, не определив, в каком из них оно будет применено;

• не следует злоупотреблять иноязычными терминами. Как правило, они не являются синонимами родных слов, между ними обычно имеются смысловые оттенки. Научная статья должна быть написана живым, образным языком;

• необходимо убирать в тексте лишние слова: «в целях» вместо «для», «редакция просит читателей присылать свои замечания» (слово «свои» - лишнее), «весь технологический процесс в целом» и т.д. Следует также устранять всякие «загадочные» термины;

• начинающему автору необходимо свыкнуться с мыслью, что подлинная работа над статьей начинается сразу после написания первого варианта. Целесообразно смело вычеркивать все лишнее, стремиться точно выразить мысль, убирать все непонятное и имеющее двойной смысл. Но и трех-четырех переделок текста может оказаться мало.

Для того, чтобы подчеркнуть направление вашей мысли при написании статьи и сделать более наглядной его логическую структуру, рекомендуем использовать различные вводные слова и фразы, типа: во-первых, во-вторых, в-третьих, кроме того, наконец, затем, вновь, далее, более того, вместе с тем, в добавление к вышесказанному, в уточнение к вышесказанному, также, в то же время, соответственно, подобным образом, следовательно, отсюда следует, таким образом, между тем, тем не менее, однако, с другой стороны, в целом, подводя итоги, в заключение, итак, поэтому и т.п.

При этом мы предостерегаем авторов публикаций - не следует злоупотреблять вводными фразами, начиная с них каждое предложение.

Раскрывая содержание статьи, ориентируйтесь на следующие принципы:

• Научность (касается исследования и разработки чего-то нового, использования научных методов познания, поэтому часто определяется по ключевым ссылкам в тексте, реализуемым методам исследования и выводами).

• Новизна и оригинальность (предлагается новая идея, технология, способ, прием или оригинальный вариант расширения, апробации, доказательства эффективности чей-то авторской идеи, метода, технологии, поэтому часто определяется сравнением с имеющимися разработками).

• Практичность (связана с переносом в практическую деятельность других профессионалов, поэтому часто определяется по наличию в статье путей передачи опыта.

• Методичность (связана с оптимизацией структуры новшества, последовательности и условий его реализации; чаще всего определяется количеством и полезностью рекомендаций в статье).

• Убедительность (определяется достоверностью цитат, аргументированностью выводов, наличием статистических результатов и логичностью их интерпретаций).

По форме изложения статья должна отвечать требованиям:

• логичности (определяется очевидностью причинно-следственных связей, логичностью переходов, взаимосвязанностью частей);

• ясности (часто определяется понятностью использованных терминов и наличием иллюстрирующих примеров);

• оригинальности (определяется наличием удачных аналогий, цитат, афоризмов, рисунков);

• полноты (определяется присутствием основных структурных частей, наличием минимального содержания и завершенностью текста).

Позволим сформулировать в помощь читателю ещё несколько советов:

• Напишите на отдельном листе перечень того, что вам уже удалось сделать по плану написания диссертации: например, проработать несколько чужих диссертаций и две монографии; разработать анкету; провести пилотный эксперимент и т.д.

• Определите, на решение какой главной задачи вашего исследования направлена выполненная работа.

• Определите, как эта задача решалась вами, другими исследователями.

• Пользуясь специальными учебниками, энциклопедиями, словарями, убедитесь, что вы верно определили традиционные способы решения задачи.

• Сформулируйте, а что нового вы включите в свою статью (идеи, принципы, технологии, приемы, оригинальное описание личного опыта, доказательство эффективности известного метода, уникальную форму представления сравнительно новой идеи и т.д.).

• Определите структурные части статьи: введение, основное содержание, выводы. Начните писать, раскрывая каждую часть. Помните, что содержание, язык статьи должны быть простыми и понятными. Если у вас возникают сложности в написании, то возьмите готовую статью, которая вам понравилась. Затем мысленно определите ее структурные части. Используйте все лучшее из этой статьи с точки зрения языка и структуры ее написания. Можете легко переносить обороты и связки в свой текст.

• Подумайте, какое графическое сопровождение (рисунки, схемы, таблицы) будут иллюстрировать главные мысли. Включите их в текст.

• Посмотрите на созданный вами вариант статьи глазами своих коллег, методистов, научного руководителя. Что бы им понравилось, а что - нет? Определите, как ее можно улучшить. Помните, что важно в статье сказать что-то новое.

• Стратегия написания статей, как и многие другие творческие стратегии, развивается и автоматизируется в процессе их реализации.

• Практика показывает, что если вы приобрели опыт написания 3-4 статей, последующее создание научно-методических текстов становится более простым и быстрым. По мере продвижения в их написании редактирование текста занимает все меньше и меньше времени, вырабатывается вкус к их созданию.

• Еще раз прочитайте статью и отдельно проанализируйте логичность смысловых переходов, выводов.

• Отдельно оцените язык написания статьи. Если необходимо, то замените повторы синонимами, добавьте метафорических фраз, аналогий и цитат.

• Еще раз прочитайте статью, определите ее главную мысль, откорректируйте название.

• Перечитайте еще раз выводы. Убедитесь, что каждый из них логичен, содержателен. Ответьте на вопрос, как название статьи связано с выводами. Если необходимо, скорректируйте название или выводы.

• Проверьте оформление статьи.

Мы особо обращаем ваше внимание на техническую сторону оформления самой работы, оговаривая то обстоятельство, что правильно оформленная работа облегчает её восприятие. Акцентируем внимание на некоторых правилах, которые следует соблюдать:

• после заголовка (подзаголовка), располагаемого посредине строки, точка не ставится;

• не допускается подчеркивание заголовка и переносы в словах заголовка;

• выделение текста должно быть оправданно: нельзя выделять очень много фрагментов текста;

• символы должны быть в едином стиле - их не стоит часто менять;

• текст должен быть выровнен по краям. Красные строки обязательны;

• автор статьи указывается следующим образом: инициалы, затем фамилия, должность, учреждение автора. Они располагаются наверху перед названием справа и выровнены по правому краю;

• кавычки оформляются знаком «......», а не "........";

• следите, чтобы в конце предложений были точки (часто встречающаяся небрежность);

• допускаются только черно-белые картинки, фотографии, таблицы. В случае графического сопровождения следует перевести все цветные изображения в черно-белые;

• если вы решили сделать какой-то список, перечень, то обратите внимание на тонкости оформления: если пункт списка начинается со строчной буквы, то в конце ставится «;»; если же вы начинаете список с прописной буквы, то в конце ставится «.»;

• страницы нумеруются в нарастающем порядке;

• имеются общепринятые правила сокращения слов и выражений, применяе-

мых при написании курсовых работ, рефератов, диссертаций, статей. При этом используются следующие способы:

- Оставляют лишь первую букву слова (например, век - «в.», год - «г.»).

- Пропускают сразу несколько букв в середине слова, а вместо них ставят дефис (например, университет -ун-т, издательство - изд-во). Нужно быть внимательным при использовании и таких трех видов сокращений, как буквенные аббревиатуры, сложносокращенные слова, условные географические сокращения по начальным буквам слов или по частям слов.

Такими аббревиатурами удобно пользоваться, так как они составляются из общеизвестных словообразований (например, «вуз», «профсоюз»). Если необходимо обозначить свой сложный термин такой аббревиатурой, то в этом случае ее следует указывать сразу же после данного термина. Например, «средства массовой информации (далее СМИ)», что позволяет в дальнейшем пользоваться этой аббревиатурой без расшифровки.

И в заключение позволим дать ещё несколько советов, особенно молодым исследователям:

• Если у вас трудности со временем, то поступайте следующим образом: сначала напишите ту часть, которая вас больше всего вдохновляет или лучше определена по содержанию, а только затем остальные. У великого писателя М. Шолохова был девиз: «Каждый день - по строчке»! В данном случае уместно перефразировать: каждый день - по одному завершенному смысловому фрагменту!

• Старайтесь озаглавливать написанные части (независимо от того, понадобятся в дальнейшем названия или нет). После перерыва в написании будет легче сразу следовать общему плану, читая только заглавия, а не перечитывая все написанное содержание фрагментов. Не теряйте времени на редактирование отдельных готовых частей. Статью лучше редактировать, когда все ее части соединены воедино.

• Начните «разукрашивать», «вычищать» и отшлифовывать текст только после завершения работы над изложением всего содержания текста. Для этого пользуйтесь готовыми и понравившимися вам образцами текстов.

Поэтому легко заимствуйте готовые выражения, метафоры, примеры, цитаты и т.д.

• И ещё - обратите внимание, что многие, даже великие писатели редактировали и переписывали свои тексты множество раз!

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• При написании статьи сразу используйте полезные инструменты компьютера: проверку орфографии, синонимы, различные настройки (интервал, шрифт, выравнивание и т.д.). Их лучше установить перед началом написания статьи, чтобы не выполнять двойную работу потом.

• Стратегия написание статей, как и многие другие творческие стратегии, развивается и автоматизируется в процессе их реализации.

• Завершающим этапом написания статьи является передача её научному руководителю для согласования и резюме.

Итак, нам хотелось облегчить технологию написания научных статей молодыми исследователями, сформулировав некоторые очень важные рекомендации, правила, советы, убеждая их в том, что действительно хорошо сделанная публикация является логическим завершением выполненной работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.