ФИЛОСОФИЯ И СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ PHILOSOPHY AND SOCIOLOGY OF EDUCATION
Педагогический журнал Башкортостана. 2024. № 3. С. 82-92. Pedagogical Journal of Bashkortostan. 2024; (3): 82-92.
ФИЛОСОФИЯ И СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Научная статья УДК 316.74:378
DOI 18173292_10310.21510_2024_105_3_82_92
НАУЧНАЯ ШКОЛА В ВУЗЕ В КОНТЕКСТЕ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ОБРАЗОВАНИЯ
Гарольд Ефимович Зборовский1, Полина Анатольевна Амбарова2
1Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина,
Екатеринбург, Россия; [email protected], ORCID 0000-0001-8153-0561 2 [email protected], https://orcid.org/0000-0003-3613-4003
Аннотация. В статье рассматривается феномен научных школ и их значение для развития университетов. Раскрывается авторская трактовка понятия научной школы, ставится ее проблема в контексте междисциплинарных исследований. Выделены и обоснованы ключевые характеристики научной школы, включая ресурсный потенциал. Особое внимание уделяется интерпретации научной школы как социальной общности, социально-профессионального, научного и научно-образовательного сообщества. Показаны проблемы взаимодействия научных школ с системой университетского управления и роль в воспроизводстве научно-педагогического сообщества.
Ключевые слова: научная школа, университеты, исследования образования, научно-педагогические работники, ресурсность научно-педагогического сообщества
Благодарности. Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 23-28-00028, https://rscf.ru/project/23-28-00028/
Для цитирования: Зборовский Г.Е., Амбарова П.А. Научная школа в вузе в контексте междисциплинарных исследований образования // Педагогический журнал Башкортостана. 2024. № 3(105). С. 82-92.
PHILOSOPHY AND SOCIOLOGY OF EDUCATION
Original article
SCIENTIFIC SCHOOL AT THE UNIVERSITY IN THE CONTEXT OF INTERDISCIPLINARY STUDIES OF EDUCATION
Garold E. Zborovsky1, Polina A. Ambarova2
1 Ural Federal University named after the first President of Russia B.N. Yeltsin, Ekaterinburg, Russia;
[email protected], ORCID 0000-0001-8153-0561
2 [email protected], https://orcid.org/0000-0003-3613-4003
© Зборовский Г.Я., Амбарова П.А., 2024
Abstract. The article examines the phenomenon of scientific schools and their importance for the development of universities. The author's interpretation of the concept of a scientific school is revealed, its problem is posed in the context of interdisciplinary research. The key characteristics of the scientific school, including the resource potential, are highlighted and justified. Special attention is paid to the interpretation of the scientific school as a social community, socio-professional, scientiic and scientific-educational community. The problems of interaction of scientific schools with the university management system and the role of the scientific and pedagogical community in reproduction are shown.
Keywords. scientific schools, universities, educational research, scientific and pedagogical staff, resource capacity of the scientific and pedagogical community
Acknowledgement. The research was carried out at the expense of a grant from the Russian Science Foundation № 23-28-00028, https://rscf.ru/project/23-28-00028/
For citing: Zborovsky G.E., Ambarova P.A. Scientific school at the university in the context of interdisciplinary studies of education. Pedagogicheskij zhurnal Bashkortostana = Pedagogical Journal of Bashkortostan. 2024; 105(3). 82-92.
Введение. Одна из мало исследованных проблем в науках об образовании и в целом в системе междисциплинарного социально-гуманитарного знания -становление и функционирование научных школ. Проблема их возникновения и развития волнует многие вузы нашей страны, особенно в связи с тем, что наличие научной школы становится не только важной характеристикой университета, но и одним из базовых показателей высокого уровня проводимых в нем научных исследований. Наличие развитых научных школ позволяет вузу занять видное место в «ядре» системы высшего образования, а их отсутствие уменьшает возможности выхода за пределы её «периферии» или даже «полупериферии».
Предметом исследования в данной статье является, во-первых, научная школа в университете (а не вообще широко понимаемая научная общность, функционирующая в том числе в академических учреждениях), во-вторых, научная школа в системе социально-гуманитарного знания (включающего в нашем исследовании науки в образовании, педагогику, а также социологию, политологию, культурологию, психологию, историю).
Понятие научной школы. Под научной школой в вузе будем понимать инструмент и способ развития науки в высшем учебном заведении с целью создания определенной научной концепции, ее реализации в процессе научных исследований и научных практиках, профессионального развития членов научной школы, а также подготовки научных и педагогических кадров. В рамках научной школы в вузе деятельность и взаимодействие осуществляют представители трех социальных общностей - научно-педагогических и научных работников (НИР) как «ядра» научной школы, административно-управленческих работников (АУР) как ее управленческого механизма, студентов и аспирантов как участников деятельности научной школы под руководством НИР и АУР в рамках университетского научного пространства.
С одной стороны, научные школы включают отдельных представителей НИР, АУР, студенчества, либо их отдельные группы, объединенные общими научными целями, интересами, направлениями исследований, публикациями,
научными семинарами и конференциями. С другой стороны, сами создаваемые или уже существующие научные школы действуют в поле определенных научно-организационных структур, пользуются поддержкой университетского управления, в том числе материальной.
Методология нашего исследования опирается на авторскую трактовку научной школы, учитывающую ее вузовскую и социально-гуманитарную специфику. Мы полагаем, что школы, сложившиеся в разных науках социально-гуманитарного профиля, наряду с общими чертами, имеют особенности возникновения, формирования, функционирования, развития и исчезновения. Некоторые из этих особенностей определяются как раз спецификой науки, к которой принадлежит школа.
Научные школы создаются либо в границах отдельных наук, либо на стыке смежных сфер научного знания. Поэтому мы говорим, с одной стороны, о научных школах в рамках конкретных отраслей социально-гуманитарного знания (в социологии, психологии, педагогике, культурологии, истории и т.д.), с другой - о научных школах, имеющих равное отношение к смежным отраслям этого знания. Примером такой научной школы является школа педагогической культурологии, возглавляемая проф. В.Л. Бениным, которая базируется на тесной связи педагогики и культурологии [1].
Для научной школы существенную роль играет наличие нескольких поколений в ее структуре. Как отмечал в интервью один из наших информантов, доцент университета, «с моей точки зрения, научная школа - это то, что через несколько поколений уже прошло, и есть достаточный бэкграунд и уже докторов, кандидатов много и аспиранты есть». Этим научная школа отличается от обычного научного коллектива, который создается на определенный период времени ради решения какой-то одной научной задачи. Научные школы, в отличие от временных научных коллективов, характеризуются традициями, авторитетом руководителя-основателя, преемственностью поколений, особым качеством и плотностью научных коммуникаций.
По мнению многих НИР, на отношение к научной школе накладывают свою печать возрастные характеристики, связанные с наличием лидера: он всегда должен быть намного старше своих учеников. Как правило, научная школа формализована и достаточно жестка. Она может иметь широкую географию, тогда как научный коллектив зачастую локализован по месту структурного подразделения, поскольку решает конкретную научную задачу, связанную с его деятельностью. Широкая география научной школы обусловлена в значительной степени наличием в ее структуре представителей нескольких поколений, работающих в разных вузах или научных учреждениях города, в других регионах. Именно ученики лидера научной школы после защит кандидатских и докторских диссертаций часто получают приглашения от руководителей иных вузов и научных учреждений возглавить в них те или иные структуры. Это - один из видов расширения деятельности научной школы.
Ключевые характеристики научной школы в вузе. Эмпирической базой нашей статьи служат данные исследования научных школ, проведенного в 20232024 гг. с помощью метода анализа документов в вузах Урала и Предуралья и посвященного проблеме ресурности их научно-педагогического сообщества. Исследование показало, что для появления и функционирования социально-гуманитарной научной школы необходимо наличие нескольких обстоятельств. Первое - это достаточное время, период (около 20 лет), за который школа может сформироваться как некоторое научно-творческое сообщество, объединенное на основе общих методологических принципов и подходов исследовательской деятельности, и проявить себя соответствующим образом в социально-гуманитарной деятельности. Второе - наличие у научной школы ярко выраженного лидера (лидеров), институционального статуса (к примеру, принадлежности к университету), общих профессионально-этических установок ее представителей, центра для обмена научными идеями и проведения творческих встреч (теоретический семинар, журнал, регулярно выходящие сборники научных трудов, конференции). Третье - формирование особой, присущей только этой научной школе исследовательской «конфигурации», определяемой теоретическим подходом и методологическими принципами, направленностью изучаемых проблем, спецификой методического инструментария и иных аспектов социально-гуманитарного исследования. В содержательном плане научная школа представляет собой единство научного направления, связь с определенными парадигмами в своей науке (или в сопряженных с ней), признаваемый коллегами научный результат (научное значение) достижений школы. Четвертое - наличие нескольких поколений ученых, развитие школы за счет включения в нее научной молодежи. Последнее обстоятельство особенно характерно для вузовских научных школ, выполняющих функцию ресурса развития высшего образования.
Естественно, каждая научная школа обладает определенными ресурсами, которые в своей совокупности и взаимосвязи определяют ее реальные возможности, достижения и потенциал, а также место, роль и значение в системе университетской науки.
Что собой представляют эти ресурсы? Главный среди них - НПР, которые приобретают особо ценное качество совместной деятельности в рамках научно-педагогического сообщества, являющегося ядром научной школы. Численность НПР в российских вузах сегодня составляет около 300 000 человек, включая внештатных совместителей (около 60 тыс.) и научных работников (почти 18 тыс.) [2, с. 306-307].
Далеко не все НПР являются членами научных школ, хотя бы потому, что многие вузы в стране просто не имеют их в своей структуре. К тем университетам, в которых научные школы активно работают, относятся прежде всего учебные заведения, функционирующие в рамках «ядра» системы высшего образования. До недавнего времени их число составляло около 30 (в основном относившихся к числу участников проекта «5-100»). Затем их количество
85
превысило 70 вузов (10 федеральных, 29 национальных исследовательских, 32 опорных и нескольких ведущих университетов страны). Сейчас это примерно 100 университетов, выделяемых в качестве «ядра» Программой стратегического академического лидерства «Приоритет - 2030».
К группе ресурсов научных школ мы относим также: социально-демографический, исследовательский, публикационный, ресурс научно-педагогической квалификации, символический, морально-идеологический ресурс, ресурс научных коллективов, коммуникативный, темпоральный ресурс, образовательно-педагогический ресурс. Критерием выделения этих ресурсов стало их соответствие основным видам деятельности НПР. Реально возникает ситуация, когда, с одной стороны, наличие научных школ в вузе выступает одним из ведущих ресурсов высшего образования в целом и конкретных университетов, с другой стороны, существует ряд ресурсов (в том числе названные выше), тесно связанных с наличием научных школ и характеризующих их деятельность.
Концептуальной рамкой исследования научной школы является теория социальной общности. Ее центральное понятие - социальная общность - в самом общем виде означает «объединение (совокупность) индивидов на основе существующих между ними социальных связей, благодаря которым появляются относительно устойчивые формы взаимодействия и совместной жизни как малых, так и больших групп людей» [3, с. 152]. В.А. Ядов определял социальную общность как «взаимосвязь человеческих индивидов, которая обусловлена общностью их интересов благодаря сходству условий бытия и деятельности людей, составляющих данную общность, их материальной, производственной и иной деятельности, близости их взглядов, верований, их субъективных представлений о целях и средствах деятельности» [4, с. 17-18].
Признаками социальной общности выступают относительно схожие условия жизни и деятельности, идентификация и самоидентификация людей, наличие общих социокультурных, экономических, территориальных, этнических, профессиональных и иных характеристик [5, с. 109-110]. Социальная общность характеризуется наличием нескольких, конкретизирующих ее разновидностей. Среди них - социальные сообщества, профессиональные сообщества, профессионально-образовательные сообщества [6]. К профессиональным сообществам относятся интересующие нас научные школы.
Научная школа как научное и научно-образовательное сообщество. Разновидностями социальной общности выступают научное и научно-образовательное сообщества. Помимо того, что научные школы можно рассматривать как объединения профессионалов (профессиональные сообщества), их можно изучать как научные и научно-образовательные сообщества.
В отличие от иных видов научных сообществ (сетевых общностей, кружков, клик) научные школы характеризуются синхронными и асинхронными
86
коммуникативными связями. Синхронные коммуникации - очень «плотные», интенсивные, часто реализуются в формате «face-to-face». По мнению Г.Б. Юдина, понятие «научного сообщества» абстрактно и отражает безграничность реального феномена [7, с. 57]. Научная же школа обладает большей реальностью, так сказать «осязаемостью» и в этом качестве выступает ядром научного мира. При этом объединяющим началом для научной школы выступают неформальные коммуникации, осуществляемые не только на уровне «большой науки», но и в повседневных практиках - при встречах на работе или вне её, в разговорах, переписке. Исследователи специально подчеркивают конституирующую функцию неформальных коммуникаций в научных школах, говоря о том, что формальные коммуникации - суть организационных структур, имеющих административный статус, а не сообществ людей [8, с. 20].
В контексте формальных и неформальных коммуникаций научная школа представляет собой механизм получения учеными оценки и признания. Это касается не только старшего поколения, чей научный опыт, авторитет, научные достижения признаются значимыми представителями последующих поколений. Младшее поколение ученых благодаря включению во взаимодействия с разными поколениями научной школы также приобретает право на признание, не говоря уже об оценке, которая закономерно и постоянно сопровождает эти интеракции. Отношения взаимной оценки и признания формируют социальную структуру научной школы, внутри которой ее члены «признают одних и тех же лиц в качестве своих учителей, на верности им основывают общую традицию и каждый развивает в ее пределах свою собственную линию» [9, с. 234-235]. Таким образом возникает еще одно отличие научной школы от других видов научного сообщества (например, сетевых) - это сохранение иерархии, основанной на авторитете и научной ресурсности лидера школы.
Сильные социальные связи внутри научной школы поддерживаются не только неформальными повседневными практиками, но и вполне признанными формальными научными коммуникациями. К ним относятся прямое цитирование работ представителей научной школы, объединение их в одни проектные группы, обращение за академической поддержкой (рекомендациями, отзывами, заключениями, советами, материальными и символическими ресурсами), лоббирование общих интересов. Кроме того, такие сильные связи обеспечиваются системой взаимного контроля на предмет соблюдения как общенаучных этических норм, так и специфических «корпоративных» императивов, выработанных конкретной научной школой.
Важной характеристикой научной школы как коммуникативного сообщества является ее способность к социокультурной трансмиссии, означающей передачу опыта от одного поколения ученых к другому в асинхронном аспекте. Этот процесс осуществляется через так называемую исследовательскую программу научной школы, ее традиции и практики научного наставничества. Поскольку понятие наставничества «транспонирует» социальные отношения внутри школы на отношения «учитель - ученик»,
87
меняется ракурс междисциплинарного исследования научной школы как феномена. Поскольку научное наставничество - это научно-образовательный феномен, то и научная школа трактуется как научно-образовательное сообщество.
Все характеристики профессионального (социально-профессионального) сообщества в той или иной степени присущи как научным школам, так и их основным субъектам в вузах - общностям научно-педагогических работников. Вместе с тем последним свойственны и характеристики научно-образовательной общности. Под ней мы понимаем «взаимосвязи (совокупности) людей, их групп и объединений, которые характеризуются доминантой научно-образовательной деятельности в их образе жизни, обусловливающей сходство целей, задач, интересов, относительной однородностью (гомогенностью) состава, наличием внутренней структуры, возрастных параметров, устойчивостью, стабильностью существования во времени и пространстве, способностью к взаимодействию с другими, в первую очередь, образовательными общностями» [3, с. 155]. Вместе с тем, для значительной части педагогов российских вузов занятие наукой является делом вторичным, в сравнении с преподаванием, тогда как в большинстве университетов развитых стран мира учебный процесс сопряжен с активной научно-исследовательской деятельностью [10; 11; 12]. В этом смысле есть достаточное основание говорить об определенной раздвоенности и даже противопоставлении научных исследований и процесса преподавания в деятельности НИР. Отсюда во многом проистекает слабость вузовской науки, ее малая отдача и неэффективность [13; 14; 15]. Создание научных коллективов и научных школ призвано преодолеть эту слабость.
Проблемы функционирования научных школ в вузах. Значимой проблемой вузовских научных школ является их взаимодействие с управленческими структурами университетов, поскольку далеко не во всех вузах научным школам уделяется должное внимание. Иногда их работа пущена просто на «самотек». Если при этом научные школы достигают высоких результатов за счет поиска собственных ресурсов, всегда можно эти результаты показывать в числе главных достижений вуза, но отнюдь не работы школы.
Зачастую происходит стремление вузов показать эти научные достижения за счет наличия так называемой (искусственно сформированной) научной школы. Согласно Л.А. Козловой, «в понимании термина "научная школа" на уровне нормативных документов наблюдается неопределённость. Сложилась ситуация, когда из-за отсутствия чётких критериев для идентификации научных школ, а также стремления к дополнительному финансированию, повышению престижа они появляются там, где их фактически нет, то есть в порядке формального назначения, самопровозглашения. Это окончательно убивает идею поддержки наиболее перспективных научных объединений. И, конечно, наносит урон репутации науки и профессионального сообщества» [16, с. 62].
Многие вузы искусственно формируют так называемые научные школы за счет привлечения каких-то ресурсов - выигранных государственных заданий,
88
грантов, хозяйственных договоров [17]. Эта ситуация вызвана стремлением вузов повысить свои позиции в конкурентной среде за счет создания необходимых показателей. Некоторые научные школы живут прошлыми заслугами, за счет имени основателя, но не создают ничего нового и, таким образом, становятся инертными, имитационными [18, с. 52].
Функции научных школ. Научная школа в вузе сегодня может стать одним из основных источников профессионального самосохранения, выживания и развития. Именно в ней представители научно-педагогического сообщества могут сегодня реализоваться в профессиональном и личностном плане - путем проведения коллективных теоретических и эмпирических исследований, приобщения к ним коллег из других вузовских и академических структур, студентов, магистрантов, аспирантов, подготовки совместных публикаций, создания инновационных проектов, научных коллабораций, оказания помощи в написании и защите кандидатских и докторских диссертаций и др.
Научную школу мы характеризуем как важную форму повышения научного потенциала высшего образования, развития ресурса наставничества. По мнению исследователей, «научные школы - это те основные ячейки науки, в которых формируются ее новые силы при постоянном взаимодействии между опытными и начинающими кадрами ученых, учителями и учениками, основателями научных школ и их преемниками. Для научной школы характерно не только обучение искусству исследователя, но и приобретение навыков по кооперации своих усилий для решения общей проблемы» [19, с. 49].
Особое значение научная школа приобретает как элемент системы кадрового воспроизводства научно-педагогического сообщества. Представители старшего поколения научной школы через наставнические практики реализуют ряд социальных функций: образуют группы научных наставников как социально-профессиональные сообщества, обладающие особыми профессиональными ролями, академической властью и полномочиями; поддерживают воспроизводство, устойчивость и многообразие форм межпоколенческого взаимодействия в научной среде; транслируют и обновляют ценностно-нормативный комплекс и культурные паттерны научного мира (этос науки); обеспечивают деятельность по подготовке научно-педагогических кадров (аспирантов, докторантов) временными, организационными, человеческими, информационными, материально-техническими ресурсами; удовлетворяют потребность современной науки и высшей школы в диссеминации научного знания; способствуют созданию условий для ранней академической карьеры молодых ученых.
Одной из важнейших функций научной школы, реализуемой через практики научного наставничества, выступает передача особых, латентных «объектов» научных коммуникаций - неявного знания, морально-этических комплексов, социальных эмоций. Таким образом, научные школы вовлекаются в решение одной из ключевых проблем современной академической и вузовской науки - формирование нового поколения исследователей, способных обеспечить
89
как развитие научного знания, так и преемственность в научном сообществе. Очевидно, что российская наука и высшая школа сегодня испытывают трудности с решением этой проблемы. Государство, научные институты и университеты с разной степенью успешности предпринимают попытки привлечь и удержать молодежь в академическом секторе. Одна из причин, мешающих реализации этих благих и искренних стремлений, заключается в изменении самой академической среды, этоса академической профессии, служащих основой эффективных механизмов межпоколенческой трансмиссии в научном сообществе. В таком социальном контексте актуализируется исследование феномена научной школы и ее наставнического потенциала, развитие и реализация которого обеспечивает целостность и совершенствование научно-педагогического сообщества.
Заключение. За последние годы сложился научный дискурс, в рамках которого ведутся не только дисциплинарные и междисциплинарные исследования научных школ в вузах, но и имеет место практико-ориентированная дискуссия - по поводу организационного и правового статуса школ, позволяющего оказывать им поддержку и включать их в круг институциональных акторов науки. Благодаря именно междисциплинарности проблемы формируется широкая «повестка» обсуждения вузовских научных школ. Они интерпретируются как механизмы создания и распространения научного знания (социология науки) и социокультурной трансмиссии (культурология), «точки роста» университетской науки (социология высшего образования), научно-образовательные институты и педагогические центры (педагогика, социология), субъекты научной повседневности и факторы структурирования научной темпоральности и пространства (философия и антропология науки). На самом деле указание на предметные ракурсы изучения научных школ весьма условно. В современной науке, стремящейся изучать сложные явления на междисциплинарной основе, необходим их синтез для понимания природы и раскрытия потенциала научных школ.
Список источников
1. Научная школа «Педагогическая культурология». Уфа: Изд-во БГПУ, 2017. 185 с.
2. Индикаторы образования. 2023: статистический сборник. Москва: НИУ ВШЭ, 2023.
432 с.
3. Зборовский Г. Е., Амбарова П. А. Научно-педагогические работники как социальная общность в меняющихся условиях академического развитии // Образование и наука. 2022. Т. 24, № 5. С. 147-180.
4. Ядов В. А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. Москва: Самар. ун-т, 1972. 328 с.
5. Зборовский Г. Е. Теория социальной общности. Екатеринбург: Гуманитарный ун-т, 2009. 304 с.
6. Cherrington S. Developing a pan-university professional learning community / S. Cherrington, A. Macaskill, R. Salmon, S. Boniface, S. Shep, J. Flutey // International Journal for Academic Development. 2017. № 23. P. 1-14.
7. Юдин Г.Б. Иллюзия научного сообщества // Социологическое обозрение. 2010. Т. 9, № 3. С. 57-84.
8. Дежина И.Г., Киселева В.В. Тенденции развития научных школ в современной России. Москва: ИЭПП, 2009. 164 с.
9. Полани М. Личностное знание. На пути к посткритической философии. Москва: Прогресс, 1995. 345 с.
10. Daumiller M., Dresel M. Teaching and research: Specificity and congruence of university faculty achievement goals // International Journal of Educational Research. 2020. № 99. Paper no. 101460.
11. Пахомова Е.А. Анализ трендов высшего образования и науки как основа стратегирования научно-инновационной деятельности региональных университетов // Управленческое консультирование. 2022. № 5. С. 93-107.
12. Дежина И.Г., Ключарев Г.А. Международные коллаборации вузовской науки: стимулы и препятствия // Социологические исследования. 2021. № 6. С. 34-45.
13. Елисеев Б.П. Актуальные проблемы и задачи вузовской науки // Научный вестник Московского государственного технического университета гражданской авиации. 2021. Т. 24, № 2. С. 8-24.
14. Лагусева Н.Н. Стратегия развития науки в вузе: от реалий к «перезагрузке» // Вестник РМАТ. 2022. № 1. С. 34-41.
15. Романов Е.В. Оценка эффективности деятельности российских вузов: нужно ли менять парадигму? // Образование и наука. 2021. Т. 23, № 6. С. 84-125.
16. Козлова Л.А. «Научная школа» в научной политике и социальном исследовании // Вестник Института социологии. 2014. № 3. С. 45-65.
17. Шмидт Ю.Д., Крохмаль Л.А., Ивашина Н.В. О финансировании государственных заданий вузам на выполнение научно-исследовательских работ // Журнал Новой экономической ассоциации. 2021. № 2. С. 119-135.
18. Павельева Т.Ю. Научные школы и мобильные коллективы: вариативные пути организации науки // Гуманитарные и социальные науки. 2013. № 6. С. 50-58.
19. Глущенко Л.Ф., Глущенко Н.А., Лаптева Н.Г. Важная форма развития научного потенциала высшей школы - научные школы // Современные наукоемкие технологии. 2007. № 3. С. 49.
References
1. Scientific school "Pedagogical cultural studies". Ufa: Publishing House of BSU, 2017. 185 s. (In Russian)
2. Indikatory obrazovanija. 2023: statisticheskij sbornik. Moscwa: NIU VShJe, 2023. 432 s.
3. Zborovsky G.E., Ambarova P.A. Nauchno-pedagogicheskie rabotniki kak social'naja obshhnost' v menjajushhihsja uslovijah akademicheskogo razvitii. Obrazovanie i nauka = Education and science. 2022; 24(5): 147-180. (In Russian)
4. Jadov V.A. Sociologicheskoe issledovanie: metodologija, programma, metody. Moscwa: Samar. un-t, 1972. 328 s.
5. Zborovsky G.E. Teorija social'noj obshhnosti. Ekaterinburg: Gumanitarnyj un-t, 2009.
304 s.
6. Cherrington S. Developing a pan-university professional learning community / S. Cherrington, A. Macaskill, R. Salmon, S. Boniface, S. Shep, J. Flutey . International Journal for Academic Development. 2017; (23): 1-14. (In English)
7. Judin G.B. Illjuzija nauchnogo soobshhestva. Sociologicheskoe obozrenie = The Sociological Review. 2010; 9(3): 57-84. (In Russian)
8. Dezhina I.G., Kiseleva V.V. Tendencii razvitija nauchnyh shkol v sovremennoj Rossii. Moscwa: IJePP, 2009. 164 s. (in Russian)
9. Polani M. Lichnostnoe znanie. Na puti k postkriticheskoj filosofii. Moscwa: Progress, 1995. 345 s. (In Russian)
10. Daumiller M., Dresel M. Teaching and research: Specificity and congruence of university faculty achievement goals. International Journal of Educational Research. 2020; ( 99): 101460. (In English)
11. Pahomova E.A. Analiz trendov vysshego obrazovanija i nauki kak osnova strategirovanija nauchno-innovacionnoj dejatel'nosti regional'nyh universitetov. Upravlencheskoe konsul'tirovanie = Management consulting. 2022; (5): 93-107. (In Russian)
12. Dezhina I.G., Kljucharev G.A. Mezhdunarodnye kollaboracii vuzovskoj nauki: stimuly i prepjatstvija. Sociologicheskie issledovanija = Sociological research. 2021; (6): 34-45. (In Russian)
13. Eliseev B.P. Aktual'nye problemy i zadachi vuzovskoj nauki. Nauchnyj vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo tehnicheskogo universiteta grazhdanskoj aviacii = Scientific Bulletin of the Moscow State Technical University of Civil Aviation. 2021; 24(2): 8-24. (In Russian)
14. Laguseva N.N. Strategija razvitija nauki v vuze: ot realij k «perezagruzke». Vestnik RMAT = Bulletin of RMAT. 2022; (1): 34-41. (In Russian)
15. Romanov E.V. Ocenka jeffektivnosti dejatel'nosti rossijskih vuzov: nuzhno li menjat' paradigmu? Obrazovanie i nauka = Education and science. 2021; 23(6): 84-125. (In Russian)
16. Kozlova L.A. «Nauchnaja shkola» v nauchnoj politike i social'nom issledovanii. Vestnik Instituta sociologii = Bulletin of the Institute of Sociology. 2014; (3): 45-65. (In Russian)
17. Shmidt Ju.D., Krohmal' L.A., Ivashina N.V. O finansirovanii gosudarstvennyh zadanij vuzam na vypolnenie nauchno-issledovatel'skih rabot. Zhurnal Novoj jekonomicheskoj associacii = Journal of the New Economic Association. 2021; (2): 119-135. (In Russian)
18. Pavel'eva T.Ju. Nauchnye shkoly i mobil'nye kollektivy: variativnye puti organizacii nauki. Gumanitarnye i social'nye nauki = Humanities and Social Sciences. 2013; (6): 50-58. (In Russian)
19. Glushhenko L.F., Glushhenko N.A., Lapteva N.G. Vazhnaja forma razvitija nauchnogo potenciala vysshej shkoly - nauchnye shkoly. Sovremennye naukoemkie tehnologii = Modern hightech technologies. 2007; (3): 49. (In Russian)
Заявленный вклад авторов:
Зборовский Гарольд Ефимович - научное руководство, критический анализ текста, обеспечение ресурсами.
Амбарова Полина Анатольевна - теоретический анализ литературы по проблеме исследования, сбор данных, анализ полученных результатов, оформление статьи.
The declared contribution of the authors:
Garold E. Zborovsky - scientific guidance, critical analysis of the text, provision of resources.
Polina A. Ambarova - theoretical analysis of the literature on the research problem, data collection, analysis of the results obtained, design of the article.
Авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.
Authors have read and approved the final manuscript.
Статья поступила в редакцию 14.07.2024; одобрена после рецензирования 02.09.2024; принята к публикации 16.09.2024.
The article was submitted 14.07.2024; approved after reviewing 02.09.2024; accepted for publication 16.09.2024.