НАУЧНАЯ ШКОЛА ПРОФЕССОРА В.Т. ТОМИНА
Поляков М.П.
7.1. НАУЧНАЯ ШКОЛА ПРОФЕССОРА В.Т. ТОМИНА -НИЖЕГОРОДСКАЯ ШКОЛА ПРОЦЕССУАЛИСТОВ
Поляков Михаил Петрович, д-р юрид. наук, профессор. Должность: заместитель начальника по научной работе. E-mail: [email protected]
Место работы: Нижегородская академия МВД России.
Аннотация: В статье описываются основные достижения научной школы, созданной профессором Томиным Валентином Тимофеевичем. Приводятся сведения о традициях и перспективах Нижегородской школы процессуалистов.
SCIENTIFIC SCHOOL OF PROFESSOR V.T. TOMIN - THE SCHOOL OF PROCESSUALISTS
Polyakov Michael Petrovich, Dr of law, professor. Position: deputy chief on scientific work. E-mail: [email protected] Place of employment: Nizhniy Novgorod academy of MIA Russia.
Annotation: The article touches the main achievements of the scientific school based by Totmin Valentin Timofeevich. The author reviews some traditions and perspectives of the school of processualists in Nizhniy Novgorod.
У Валентина Тимофеевича Томина юбилей - 80 лет со дня рождения. 80 лет - это возраст особой мудрости и огромного опыта. Применительно к юбиляру подобная характеристики не просто красивый оборот речи: мудрости и опыта профессору В.Т. Томину жизнь выдала, не скупясь. Но выдала не просто так, а в обмен на 60 лет активной научно-педагогической деятельности,
Имя Валентина Тимофеевича тесно связано с Нижним Новгородом и Нижегородской академией МВД России А в последние годы к нижегородским «приметам» его громкого имени присоединилась и Нижегородская школа процессуалистов.
Но Валентин Тимофеевич не всегда был нижегородцем. Родился Валентин Тимофеевич 2 июня 1934 г. в г. Мариуполь Донецкой области. Рано остался без отца. Тимофей Михайлович Томин - старший политрук пал смертью храбрых в августе 1941 г. Со всей остротой Валя Томин испытал на себе тяготы войны и эвакуации. Широка география его школьных лет. В школу впервые пошел в деревне Свищевка Пензенской обл. Потом были Мариуполь, Ленинград, Коканд. Среднюю школу Валентин Тимофеевич окончил в Перми в 1952 г. с медалью. Эта медаль и привела его на юридический факультет Ленинградского государственного университета, который он закончил в 1957 г. и тоже с отличием.
Место работы - милицию и Сахалин - выбрал сам. Получил в 1957 г. звание старшины милиции, должность следователя следственного отдела и с тех пор нигде, кроме милиции, не служил. Сегодня Валентин Тимофеевич полковник милиции в отставке
С 1961 г. жизнь профессора В.Т.Томина тесно связана с учебными заведениями системы МВД. Он стоял у истоков Омской высшей школы МВД СССР. Возглавлял там кафедру, а затем был заместителем начальника школы по учебной работе. С 1974 г. Валентин
Тимофеевич работает в нашем вузе. Он является создателем кафедры уголовного процесса. Двадцать лет он руководил этой кафедрой. За эти годы были сформированы научные и педагогические концепции, которые успешно применяются и по сей день. Сотрудники сегодняшней кафедры уголовного процесса это либо ученики профессора, либо ученики его учеников. Руководство научным направлением академии тоже осуществляет его ученик - профессор Поляков Михаил Петрович.
Но ученики профессора занимаются не только научной и педагогической деятельностью. Среди них немало выдающихся практических работников, прославивших себя успехами в борьбе с преступностью. Ученики профессора становились генералами, начальниками главков и даже министрами. Вот лишь несколько известных имен: генерал полковники В.Б. Рушайло и В.Ф. Щербаков; генерал-лейтенанты В.В. Черников, В.С. Чернявский, А.А. Обухов, С.А. Кучерук, генерал-майоры И.И. Кладницкий, Н.В. Чих, В.И. Ми-зилин. И этот список еще будет пополняться, поскольку научно-педагогическая школа профессора
В.Т.Томина работает очень эффективно.
Немалый вклад научная школа Валентина Тимофеевича вносит в развитие юридической науки. Сам профессор написал не меньше 50 книг и более 200 научных статей. Если же подсчитывать труды его учеников, развивающих идеи учителя, то число работ давно перевалило за тысячу. Валентин Тимофеевич работает по-советски, по-стахановски. Серия комментариев к УК и УПК России считается лучшей в стране и востребована в других странах. А творческих замыслов столько, что просто не счесть.
Самым заметным детищем профессора В.Т. Томина является созданная им научная школа, объединяющая пламенных исследователей проблем уголовного процесса. В Нижегородской академии МВД России научная школа официально именуется «Теоретические и практические проблемы разработки и реализации принципов современного уголовного процесса»1' Однако наряду с официальным существует и неофициальное название школы. Сами представители этого научного сообщества именуют себя - Нижегородская школа процессуалистов (НШП). Причем данное имя возникло значительно раньше, чем официальные наименования, утвержденные Ученым советом. Под именем НШП более десять назад в мире юридических текстов появился коллективный научно-
исследовательский субъект, от лица которого преподносилось групповое мнение по ряду важнейших теоретико-прикладных вопросов уголовного судопроизводства. Данный субъект был замечен и принят научным сообществом, на НШП нередко стали ссылаться как на автономный источник научных положений1 2.
Но что и кто скрывается за вывеской «Нижегородская школа процессуалистов»? В чем онтологическая и методологическая специфика этой особой формы жизни научного «Мы»? Почему это «Мы» являет собой нечто большее, нежели сумма научных «Я» исследо-
1 Решение Ученого совета Нижегородской академии МВД России от 28 апреля 2008 г.
2 См., например: Манова Н.С. Досудебное и судебное производство: сущность и проблемы дифференциации процессуальных форм / Под ред. В.М. Корнукова. - Саратов, 2003. - С. 82. В некоторых изданиях «Нижегородская школа процессуалистов» была «выбита» на титульном листе. См.: Томин В.Т., Поляков М.П., Попов А.П. Очерки теории эффективного уголовного процесса / Под ред. В.Т. Томина. Монография. - Пятигорск, 2000. -164 с.
211
2'2014
Пробелы в российском законодательстве
вателей, в жизни и научной карьере которых город Горький - Нижний Новгород сыграл ощутимую роль? Кто дал этому «Мы» право величать себя научной школой и откуда собственно взялось название школы, привязанное к местности, а не к научным проблемам?
Эти и многие другие вопросы начали волновать нас с той поры, как появилась потребность письменно определиться в вопросе о том, что же собой представляет НШП. Поводы для этого возникали неоднократно и приходили, как правило, из внешних источников. Последние целенаправленные размышления были связаны с подготовкой научного сообщения для учредительной конференции Международной ассоциации содействия правосудию: конференции с показательным названием - «Школы и направления уголовнопроцессуальной науки»3. В сборнике, изданном по материалам конференции, появилась статья «Нижегородская школа процессуалистов как школа живого уголовного процесса».
Теперь по сути. Давно известно, что труднее всего для ума - определять вещи и явления сами собой разумеющиеся. По сути, таковым был и остается феномен НШП: представители школы знают, что это такое, но точно описать не в состоянии. Поэтому правильнее говорить не знаем, а чувствуем. А чувствуем не больше не меньше, а то, что наша научная школа оказывает реальное влияние не только на научное бытие, но и на саму нашу жизнь с ее радостями и горестями.
Попытки дать определение школе предпринимались неоднократно. В результате на свет появилась дефиниция: «Нижегородская школа процессуалистов есть неформальное объединение ученых-
единомышленников, нацеленных на поиск теоретикометодологических и нормативно-прикладных средств повышения эффективности уголовного судопроизводства, способных превратить его (судопроизводство) в правоприменительный инструмент, адекватный современным потребностям борьбы с преступностью».
Будучи «скроенным» по правилам логики, это определение едва ли передает специфику и главное - дух НШП. С каждым годом мы все больше осознаем, что понимание НШП является в основе своей сугубо личным для каждого человека, который себя идентифицирует со Школой. Эти индивидуальные признаки и ощущения генерируются разными факторами, и в первую очередь отношением к науке вообще (расстановкой акцентов в паре «смысл или средство»). Формируются они и личными «топографическими» моментами: кто-то хочет быть внутри школы, кто-то хочет быть над ней, кто-то сбоку припеку. Но одно очевидно: процессуалист, работающий на нижегородской земле, или некогда обретший здесь научные навыки, не может быть вне Школы, как бы он к этому не стремился, и какой бы индивидуальностью самому себе не представлялся. НШП создает своеобразный контекст, информационную среду, которая накладывает отпечаток на нижегородских процессуалистов, в том числе и на тех, кто пытается выглядеть диссидентами или отшельниками.
Но это все, так сказать, «метафизические» аспекты бытия НШП. Не ими одними жива школа. Есть вещи, которые имеют вполне конкретный облик. Это история,
3 Поляков М. П. Нижегородская школа процессуалистов как школа живого уголовного процесса // Школы и направления уголовно-процессуальной науки: Доклады и сообщения на учредительной конференции Международной ассоциации содействия правосудию. Санкт-Петербург, 5-6 октября 2005 г. / Под ред. А.В. Смирнова. - СПб., 2005. - С. 37-42.
методология, теоретический базис и научные ориентиры Школы.
Начнем с истории. Предпосылки создания НШП складывались долго и вместили в себя не только временные, но и пространственные факторы. Начнем с того, что в истории НШП Нижний Новгород не является единственным городом. Местом зарождения традиций Школы (точкой отсчета) мы считаем г. Омск, конкретно Омскую высшую школу МВД СССР. Именно там, в конце 60-х сложилось содружество молодых ученых-энтузиастов, уверовавших в инструментальную ценность антикриминальных наук и в себя, как пламенных преобразователей жизни. Вдохновителем этой группы был Томин Валентин Тимофеевич, в те годы заместитель начальника ОВШМ МВД СССР по учебной и научной работе.
Омский период НШП продолжался около десяти лет и наложил весомый отпечаток на нынешний облик нашей и омской процессуальных школ. После отъезда В.Т. Томина в г. Горький омская научная процессуальная «ветка» не засохла. Она получила свое продолжение и расцвет в лице ныне хорошо известных процессуалистов: В. В. Николюка, Б. Б. Булатова, В. В. Каль-ницкого, А.М. Баранова, П.Г. Марфицина и др. Можно смело говорить о том, что у омской и нижегородской школ общие не только корни, но и ствол. Недаром они очень плотно и плодотворно взаимодействуют: кафедра уголовного процесса Нижегородской академии МВД РФ (начальник доцент А.В.Федулов) и одноименная кафедра Омской академии МВД РФ (начальник профессор В.В. Кальницкий) являются, образно говоря, кафедрами побратимами. Да и НШП нередко в научном сообществе называют Омско-Нижегородской школой процессуалистов.
Однако общий базис и схожие традиции не исключают особенностей научных школ. Эти особенности сформировались в горьковско-нижегородский период. Ступени роста НШП тесно связанны с кафедрой уголовного процесса и криминологии (с 1991 г. - кафедра уголовного процесса) Горьковской (Нижегородской) высшей школы МВД СССР (РФ), ныне Нижегородской академии МВД России. Кафедра уголовного процесса Нижегородской академии является и родиной, и постоянно действующим штабом научной школы. Кафедра - это инкубатор идей и исследователей.
Первым и более двадцати лет бессменным начальником кафедры был основатель НШП профессор В.Т. Томин. Кафедра строилась по его «чертежам и лекалам». Поэтому вполне заслуженно решением ученого совета Нижегородской академии МВД России от 25 мая 2009 г. кафедре уголовного процесса было присвоено имя Заслуженного деятеля науки РФ, доктора юридических наук, профессора В.Т. Томина.
За время руководства кафедрой В.Т. Томин сформировал особое представление об основах уголовного судопроизводства, источниках его развития и проблемное™. Достаточно указать на особое представление о цели процесса и его принципах. Это учение и было положено в теоретико-идеологическую основу научной и педагогической школы. Таким образом, НШП может по праву назваться школой томинской.
Кроме В.Т. Томина у истоков научной школы стояли такие ученые как С.А. Александров, В.Т. Безлепкин, В.Е. Гущев, Г.Н. Козырев и др. Однако ключевые позиции научной школы базировались на теоретических разработках профессора В.Т. Томина. Вместе с тем, Валентина Тимофеевича всегда окружали люди творческие. Подражатели и эпигоны на кафедре не прижи-
212
НАУЧНАЯ ШКОЛА ПРОФЕССОРА В.Т. ТОМИНА
Поляков М.П.
вались. Поэтому и само «томинское» учение никогда не рассматривалось как догма и не превращало НШП в ортодоксальную секту.
Основатель НШП никогда не делал заявлений, что его представления об уголовном процессе являются единственно верными. Все теоретические разработки заканчивались приглашением к дискуссии. Сформированное им учение это, по нашим оценкам, больше, чем просто суммарный текст: это схема, контуры пути, руководство к действию. И хотя мы не разу не слышали от своего предводителя формулу: «Не идите по следам древних, но ищите то, что искали они», мы понимаем, что для НШП это является главным дидактическим принципом. И в этом непреходящая ценность работ профессора В.Т. Томина.
Под влиянием В.Т. Томина сформировалась еще одна особенность НШП: наша процессуальная школа не является школой единственной проблемы. Именно поэтому в неофициальном названии школы нет намека на тематику исследований. НШП - школа системного видения уголовно-процессуальных проблем и парадоксов. Это школа, озабоченная поиском особого процессуального пути. Ее задача - формирование цельного представления об уголовном процессе, привитие исследователям вкуса к осознанному применению научной методологии и методики.
Сам В.Т. Томин отдает предпочтение системному подходу, мастерское владение которым было продемонстрировано в докторской диссертации4. Вместе с тем, хочется выделить иную значимость методологической составляющей его работ - последовательное применение диалектического метода познания. Именно с точки зрения обучения диалектическому методу, на наш взгляд, следует изучать его книги «Уголовное судопроизводство: революция продолжается» и «Острые углы уголовного судопроизводства»5. В этом качестве они еще очень долго не утратят своей актуальности. Подчеркнем, что названные работы сыграли не последнюю роль в создании костяка методологии и идеологии НШП.
Однако развитие методологии школы не останавливается. Методологическая увлеченность основателя школы прорастает через его учеников и последователей. Под непосредственным руководством В.Т. Томина и при его косвенной научной опеке на кафедре уголовного процесса в последние десять лет выросло 8 докторов наук: А.В. Агутин, А.С. Александров, А.Ю. Епихин, Н.Н. Ковтун, Г.Н. Королев, А.П. Попов, М.П. Поляков, А.А. Юнусов.
Основным преемником научно-методологической эстафеты В.Т. Томина можно назвать заместителя начальника Нижегородской академии МВД России по научной работе, доктора юридических наук, профессора М.П. Полякова. В докторской диссертации и одноименной монографии им были предприняты попытки совершенствования исследовательского инструментария своего учителя. Есть у М.П. Полякова и свое понимание методологических основ школы. По его мнению, НШП должна выделяться спецификой своего научного метода. Представители НШП уверены, что такой метод будет открыт. Причем метод этот не должен замыкаться только на логических и эвристических
4 Представление об этом можно получить в книге: Томин В.Т. Проблемы оптимизации среды функционирования органов внутренних дел. - Горький : ГВШ МВД СССР, 1978. - 112 с.
5 Томин В.Т. Острые углы уголовного судопроизводства. - М.: Юридическая литература, 1991. - 240 с.
приемах. Это должен быть особый методологический Дух.
Для обозначения этого духа наиболее подходящей является формула - «живой уголовный процесс». Именно этот лозунг должен быть начертан на знаменах НШП. В нем заложено многое. Часть ассоциаций находится на поверхности: во-первых, главный принцип диалектики - все живет и познается в развитии; во-вторых, уголовный процесс должен служить улучшению жизни российского общества; в третьих, исследователи должны работать с реальным, а не книжным процессом, т.е. ходить за проблемами не только в библиотеки, но и в народ (к следователям, судьям и т.п.); четвертое понимание относится к реформаторам: к процессу нужно относится как живому существу и не ломать и кромсать его как вздумается. И это далеко не все установки, порождаемые указанным лозунгом.
Полагаем, что важная часть предназначения школы живого уголовного процесса скрыта от глаз (пока и от наших тоже). Думается, что в каждой школе должна быть некая тайна, в том числе и методологического рода. Именно она должна сплачивать последователей школы, пронизывать их духом исследовательского братства, выдавливать потребительское отношение к науке.
Частью жизненного воплощения живого уголовного процесса является теория его эффективности. Именно ее мы поставили в центр определения НШП, приводимого выше. Концептуальные положения, послужившие ее отправными пунктами, были также сформулированы профессором В.Т. Томиным более пятнадцати лет назад в книге «Уголовное судопроизводство: революция продолжается». Название работы возникло вследствие авторской убежденности, что для кардинальной перестройки уголовного судопроизводства непременно нужна революция; что только революционные преобразования могут явить миру «юридическое чудо - первый в мировой истории уголовный процесс, который бы не только декларировал, но и реально обеспечивал неотвратимость ответственности».
Однако позже В.Т. Томин, пришел к выводу, что надобно говорить не о революции, а о реформе. «Революция - пишет он, - это ломка законов. Мы же их совершенствуем. В этом препоны на пути радикализации изменений».
Замечу, что пересмотр собственных позиций и публичное признание своей неправоты - одно из важнейших правил НШП. Это дань традиции старой процессуальной школы (так, к примеру, поступал
Н.Н.Полянский). Подобный ревизионный подход действует и применительно к научным достижениям своих соратников. Нижегородская школа процессуалистов строит свое учение по схеме, напоминающей систему уголовного процесса: каждая новая диссертационная работа, подобно стадиям уголовного процесса, есть логическое продолжение и одновременно строгая ревизия предыдущих достижений последователей школы. Исследования представителей нижегородской школы процессуалистов можно узнать и по другим приметам: конкретно по структурированию научных сочинений, стилю, подходам и, главное, по пристальному вниманию к методологическим схемам постановки и решения проблем.
Дальнейшее развитие концепция эффективного уголовного процесса получила в работе «Острые углы уголовного судопроизводства», где были представлены идеи оптимизации уголовного судопроизводства.
213
2'2014
Пробелы в российском законодательстве
В качестве эпиграфа В.Т. Томин избрал слова из «народной юриспруденции»: «Хорошо быть строгим. Лучше быть добрым. Еще лучше - справедливым». Этот афоризм как нельзя лучше резонирует с центральной проблемой современного уголовного процесса, суть которой заключается в том, что уголовное судопроизводство - несправедливо, потому что неэффективно.
Глубокие размышления о причинах неэффективности уголовного процесса приводят В. Т. Томина к выводу, что корень их кроется в неадекватном разрешении реально существующих жизненных противоречий.
«Первое противоречие - между потребностями общества в социальной справедливости и возможностями правоохранительной системы. Второе - между задачей обеспечить неотвратимость ответственности лиц, совершивших преступления (цель), и обязанностью блюсти законные интересы лиц, вовлекаемых в УСП. Третье - между предназначенностью УСП для проведения государственной политики и необходимости обеспечить независимость следователей, прокуроров, судей от других государственных и общественных органов. Четвертое - между необходимостью в специальных людях, осуществляющих эту деятельность, и предубежденностью против них. Пятое - между нуждой в преобразованиях УСП и консерватизмом этой системы как необходимым условием ее устойчивости.
Общее для этих противоречий - при всех различиях между ними - в том, что для их разрешения недостаточно усилий одной лишь правоохранительной системы».
Подтверждением тому, что работа выполнена в духе живого уголовного процесса, свидетельствует и ее научно-публицистический стиль. Полагаем, что подобный стиль сегодня должен приветствоваться: уголовно-процессуальная наука должна стать идеологическим орудием, пробуждать не только мысли, но и эмоции; формировать не только ученого, но и гражданина. Идеологическая составляющая важнейшая часть усилий НШП.
«Острые углы», как уже было отмечено, прекрасное пособие по методологии научного исследования, иллюстрация процедуры постановки проблем и отыскания путей их разрешения. В книге отчетливо показано, что нет проблем узкодисциплинарных: уголовно-
процессуальных, криминалистических и т.д., есть просто проблемы, требующие своего разрешения. И уголовный процесс лишь один из инструментов разрешения проблемной ситуации.
Все эти базисные моменты получили развитее в работах учеников В.Т.Томина. В них можно увидеть, что исходной методологической установкой НШП выступает отказ от дифференциации инструментов борьбы с преступностью на узко дисциплинарные направления. Научные средства рассматриваются как инструменты, способные ослабить жизненные противоречия, провоцирующие проблемы криминального толка.
Вклад НШП в развитие теории уголовного процесса определяется масштабностью научных интересов представителей Школы. Более чем за тридцать пять лет своего существования НШП выработала оригинальные подходы ко многим разделам уголовнопроцессуальной науки.
Представителями НШП проведены глубокие научные исследования по целому ряду теоретических и практических проблем. Ниже мы даем перечень исследуемых
проблем и характеристику основных достижений по их разрешению.
Учение о принципах уголовного процесса. Разработку этого направления возглавляет профессор В.Т. Томин. Первые работы по этой тематике были подготовлены им почти полувека назад6. В настоящее время учение о принципах включает в себя: четкое понятие принципов уголовного процесса как мировоззренческих идей; систему принципов; вопросы нормативного закрепления и практической реализации принципов7. Отдельные теоретические разделы учения нашли отражение в кандидатских и докторских диссертациях А.В. Агутина, С.С. Ерашова, С.П. Серебровой, А.Ю. Смолина8.
НШП известна в научном сообществе и как активный разработчик проблем уголовно-процессуального использования результатов оперативно-розыскной деятельности. Профессор М.П. Поляков уже более 10 лет успешно разрабатывает концепцию уголовно-
процессуальной интерпретации результатов оперативно-розыскной деятельности.
М.П. Поляковым был выдвинут целый ряд теоретикометодологических положений, позволяющих с новых позиций оценить возможности уголовнопроцессуального использования оперативно-
розыскного инструментария.
В частности, было доказано, что интеграция оперативно-розыскных и уголовно-процессуальных познавательных технологии образует кримкогнитивную9 систему, оптимально сочетающую в себе информационную свободу, свойственную познавательным
средствам ОРД, с аргументационной силой, приписываемой законом и традицией уголовно-
процессуальному методу.
Было установлено, что в сфере познания криминала действует диалектический закон единства и борьбы процессуального и непроцессуального, проявляющий себя, с одной стороны, потребностью уголовного судопроизводства в непроцессуальной информации, а, с другой, последовательной процессуализацией сфер кримкогнитивной деятельности, свободных от нормативно заданных процедур, в первую очередь процедурным совершенствованием оперативно-розыскной деятельности.
6 Томин В.Т. О понятии принципа советского уголовного процесса // Труды Высшей школы МООП РСФСР. - М., 1965. - Вып. 12.
7 Томин В.Т. Принципы отечественного уголовного процесса как отрасли государственной деятельности: понятие, значение и система; доктринальные подходы и законодательство: лекция-монография. - Нижний Новгород, 2007; Томин В.Т. Уголовный процесс: актуальные проблемы теории и практики. - М.: Издательство Юрайт, 2009. - 376 с.
8 Агутин А.В. Мировоззренческие идеи в уголовнопроцессуальном доказывании. Дис... док. юрид. наук. -Н.Новгород, 2005; Федулов А.В. Реализация принципа публичности. Дис. канд. юрид. наук. - Н.Новгород, 2004; Сереброва С.П. Методология рационализации уголовно-процессуальной деятельности. - Н. Новгород: НА МВД РФ, 2003. Сереброва С.П. Проблемы рационализации досудебного производства. - Н. Новгород: НЮИ МВД РФ, 1997; Смолин А.Ю. Процессуальная экономия как принцип современного уголовного процесса. Дис. канд. юрид. наук. - Н.Новгород, 2011; Ерашов С.С. Система принципов современного отечественного уголовного процесса: теоретикоправовые аспекты и практика применения. Дис. ... канд. юрид. наук. - Н. Новгород, 2001.
9Термин «кримкогнитивный», производный от лат. crimen (относящийся к преступлению) и лат. cognitio (познание), вводится диссертантом для обозначения деятельности, направленной на познание криминальных событий.
214
НАУЧНАЯ ШКОЛА ПРОФЕССОРА В.Т. ТОМИНА
Поляков М.П.
Теоретико-методологическим фундаментом концепции уголовно-процессуальной интерпретации выступает информационно-технологическая теория результатов ОРД, обосновывающая признание данных ОРД самостоятельными информационными продуктами, не требующими обязательной уголовно-процессуальной трансформации (формальной переделки с помощью познавательных средств УСП).
Профессор М.П. Поляков обстоятельно доказал, что оперативно-розыскная деятельность представляет собой полноценную информационно добывающую и перерабатывающую технологию, в связи с чем результаты ОРД могут быть отнесены к разряду альтерпроцес-суальной10 * информации. Признак
альтерпроцессуальности подчеркивает наличие специфической процедуры производства оперативнорозыскной информации, и в тоже время не позволяет указанной процедуре полностью отождествиться с процессуальностью уголовного судопроизводства.
В рамках рассматриваемой концепции обосновывается идея, согласно которой технология оперативнорозыскной деятельности представляет собой смешанное (синтез процессуального и непроцессуального) производство, объединяющее как чисто эвристические методы, так и мероприятия, заключенные в рамки оперативно-процессуальной формы (альтерпроцессуаль-ные ОРМ).
По мнению М.П. Полякова технологическая цепочка по изготовлению результатов ОРД, пригодных для прямого использования в уголовном процессе, должна находиться в рамках уголовно-розыскного процесса. Соответственно правила о допустимости оперативнорозыскной информации для уголовно-процессуального использования должны быть специфичными (в рамках кримкогнитивной системы - внутрисистемными) и опираться на идею ограничения уголовно-процессуальной ретроспекции происхождения оперативно-розыскной информации не первоисточником, а источником, внушающим доверие.
Основные направления концепции уголовнопроцессуальной интерпретации результатов оперативно-розыскной деятельности получили дальнейшее исследование в кандидатских диссертациях, подготовленных под научным руководством М.П. Полякова. Это работы М.В. Лапатникова, Н.А. Голубева, Р.С. Рыжова, Н.А. Аменицкой11.
Представителями НШП проведены и многие другие теоретико-прикладные исследования в результате которых созданы: теоретические основы безопасности участников уголовного процесса и их близких12 13; осно-
10 М.П. Поляков предложил ввести в научный оборот новый термин - альтерпроцессуальная информация (альтер (лат. alter -другой) + процессуальный = другая процессуальная информация).
11 Поляков М.П. Уголовно-процессуальная интерпретация результатов оперативно-розыскной деятельности. - Дис. ... док. юрид. наук. - Нижний Новгород, 2002; Голубев Н.А. Основы эффективного информационного взаимодействия уголовного процесса и оперативно-розыскной деятельности / Дис. ... канд. юрид. наук. - Н.Новгород, 2003; Аменицкая Н.А. Взаимодействие следственных органов и оперативных аппаратов. Дис. ... канд. юрид. наук. - Н.Новгород, 2006; Лапатников М.В. Альтерпроцессуальная информация в уголовном процессе. Дис. ... канд. юрид. наук. - Н.Новгород, 2010; Рыжов Р.С. Использование результатов оперативно-разыскной деятельности в уголовном процессе как правовой институт. Дис. ... канд. юрид. наук. - Н.Новгород, 2004.
12В работах А.Ю. Епихина и А.А. Юнусова было проведено обоснование необходимости круга защищаемых лиц и предложена методология их эффективной защиты. См.: Епихин А.Ю. Концепция обеспечения безопасности личности в сфере уголовного
вы защиты имущественных прав (С.В.Смирнов, В.А. Ионов).
В недрах НШП развиваются: концепция судебного следствия в состязательном уголовном процессе (А. С. Александров, С.П. Гришин)1 ; теория судебного контроля (Н.Н.Ковтун)14, теория прокурорского уголовного преследования (А.С. Александров, Г.Н.Королев)15.
Профессорам А.С. Александровым создана целостная концепция обвинительной власти государства и ее деятельности - уголовного преследования. Это позволило сделать предложения о реформе досудебного производства по уголовному делу. Выявить природу новых институтов прекращения уголовного дела (преследования), досудебного соглашения о сотрудничестве и иных компромиссных форм разрешения уголовно-правового спора16.
Кроме того, профессором А.С. Александровым активно ведутся исследования методологических основ языка уголовного процесса. Это направление названо судебной лингвистикой. Судебная лингвистика - синтетическое учение о природе уголовного судопроизводства, созданное на стыке юриспруденции и лингвистики. В русле этого учения реализуется когнитивная программа пересмотра базовых классических представлений науки уголовного процесса17.
На концептуальной основе «судебной лингвистики» развивается «новая теория судебных доказательств»: учение о доказывании и доказательствах в условиях состязательного судоговорения18.
Много новых идей сформулировано в русле традиционной теории доказательств в уголовном процессе
судопроизводства: Дис. док. юрид. наук. - Н.Новгород, 2004;
Юнусов А.А. Сбережение участников уголовного процесса и их
ближних. Дис. ... канд. юрид. наук. - Н. Новгород, 1998.
13 Александров А.С., Гришин С.П. Перекрестный допрос: учебно-практическое пособие. - М.: Велби, Изд-во Проспект, 2005.
14 Ковтун Н.Н. Судебный контроль в уголовном судопроизводстве России (Понятие, сущность, формы) : Дис. ... док. юрид. наук.
- Н. Новгород, 2002.
15 Королев Г.Н. Учение об уголовно-процессуальной деятельности прокурора: Монография: Книга первая. - Н. Новгород, 2004; Королев Г.Н. Учение об уголовно-процессуальной деятельности прокурора: Монография: Книга вторая: Уголовное преследование.
- Н. Новгород, 2005; Александров А.С. Правовое положение прокурора на стадии предварительного расследования // Уголовный процесс. - 2007. - № 10. - С. 14-16.
16 Александров А.С, Поляков М.П. Уголовное преследование // Уголовный процесс. Сборник учебных пособий. Общая часть. Выпуск 1. - М.: ИМЦ ГУК МВД РФ, 2002. - С.103-131; Александров
A. С. Комментарий последних изменений Уголовно-
процессуального кодекса РФ и ФЗ «О прокуратуре РФ» / Томин
B. Т., Поляков М.П., Королев Г.Н. - М.: Изд-во «Юрайт», 2007; Александров А.С. Вопросы взаимодействия прокурора, руководителя следственного органа и следователя в ходе досудебного производства по уголовному делу // Вестник МВД. - 2009. - № 1.
- С. 52-59.
17 Александров А.С. Язык уголовного судопроизводства. - Н. Новгород: Нижегородская правовая академия, 2001; Александров А.С. Речь- понимание - доказывание в уголовном суде. - Н. Новгород, 2003; Александров А.С. Введение в судебную лингвистику: Монография. - Н. Новгород, 2003; Александров А.С. Перекрестный допрос: учебно-практическое пособие / А.С Александров,
C. П. Гришин. - М., 2005.
18 Александров А.С. Судебные доказательства и доказывание по уголовным делам: Лекции. - Н. Новгород, 2002; Александров А.С. Назначение уголовного судопроизводства и наказания / А. С. Александров, И.А. Александрова, И.В. Круглов. - Н. Новгород: НПА, 2006; Александров А.С. Перекрестный допрос в суде (объяснение его сущности и порядка проведения, а также практическое наставление к употреблению) / А.С Александров, С.П. Гришин. - М.: Изд-во «Юрлитинформ», 2007.
215
2'2014
Пробелы в российском законодательстве
(В.В. Терехин, Т.А. Морозова; О.В. Голованова, А.Г. Маркелов, С.А. Фролов)19.
Продуктивно разрабатывается проблематика повышения эффективности предварительного расследования (С.Л. Маслёнков, Е.С. Кузьменко, В.В. Воронин, С.В. Власова, Д.В. Намёткин, Н.А. Попков, А.Ю. Ушаков, Эркенов М.Б.)20.
НШП смело берется за интересные и дискуссионные проекты. Она является первопроходцем в разработке таких тем, как апелляционное производство (А.С. Александров, Н.Н. Ковтун)21; уголовно-
процессуальные средства обеспечения экономической безопасности (С.В. Петраков, А.В. Волгушев; К.В. Диденко; С.А. Грачев)22, уголовно-процессуальный обряд (М.П. Поляков, Т.В. Полякова (Никифорова))23 *.
Уверенные шаги сделаны в реализации глобального проекта «Уголовный процесс на постсоветском пространстве», который должен подтвердить или опровергнуть гипотезу о существовании и позитивных методологических отличиях советского уголовного про-
19 Александров А.С. Судебные доказательства и доказывание по уголовным делам: Лекции. - Н. Новгород: Волго-вятская академия государственного управления, 2002; Александров А.С. «Похвала» теории формальных доказательств // Правоведение. -2002. - № 4. - С. 34-47; Александров А.С., Фролов С.А. Значение свойства относимости доказательств в уголовном процессе // Уголовное право. - 2007. - № 3. - С. 78-81; Терехин В.В. Недопустимые доказательства: теоретические, правовые и прикладные аспекты». Дис... канд. юрид. наук. - Н.Новгород, 2006; Морозова Т.А. Свобода оценки доказательств в стадии предварительного расследования. Дис. кацд. юрид. наук. - Н.Новгород, 2007; Голованова О. В. Адвокатское познание в уголовном процессе. Дис. кацц. юрид. наук. - Н.Новгород, 2008; Фролов С.А. Свойство относимости уголовно-процессуальных доказательств. Дис. кацц. юрид. наук. - Н.Новгород, 2008; Маркелов А. Г. Иные документы как доказательства в российском уголовном процессе. Дис. кацц. юрид. наук. - Н.Новгород, 2004.
20 Кузьменко Е. С. Система поводов для возбуждения уголовного дела: теоретические и практические аспекты». Дис. канд. юрид. наук. - Н.Новгород, 2007; Воронин В.В. Орган дознания как участник уголовного процесса. Дис. канд. юрид. наук. -Н.Новгород, 2009;
Дмитриев И.Р. «Свободный» повод для возбуждения уголовного дела». Дис. канд. юрид. наук. - Н.Новгород, 2005; Маслёнков С.Л. Дознание в современном уголовном процессе: проблемы совершенствования. Дис. канд. юрид. наук. - Н.Новгород, 2004; Намёткин Д.В. Процессуальная самостоятельность органов и лиц, осуществляющих предварительное расследование. Дис. кацц. юрид. наук. - Н.Новгород, 2007; Попков Н.А. Задержание обвиняемого и подозреваемого. Дис. канд. юрид. наук. -Н.Новгород, 2007; Ушаков А.Ю. Участие специалиста в расследовании экономических преступлений. Дис. канд. юрид. наук. -Н.Новгород, 2008; Эркенов М.Б. Процессуальный статус дознавателя. Дис. канд. юрид. наук. - Н.Новгород, 2007.
21 Александров А.С, Ковтун Н.Н. Апелляция в русском уголовном судопроизводстве. - Н. Новгород: Волго-вятская академия государственного управления, 1999; Александров А.С, Ковтун Н.Н. Апелляционное производство в уголовном процессе России. - Н. Новгород, 2000.
22 Петраков С.В. Уголовно-процессуальные средства обеспечения экономической безопасности. Дис. канд. юрид. наук. - Н. Новгород, 2007.; Волгушев А.В. Особенности возбуждения уголовных дел по признакам экономических преступлений. Дис. кацц. юрид. наук. - Н. Новгород, 2007; Диденко КВ. Документы как доказательства по уголовным делам об экономических преступлениях. Дис. канд. юрид. наук. - Н.Новгород, 2009; Грачев С.А. Доказывание по уголовным делам об экономических преступлениях на досудебных стадиях судопроизводства. Дис. канд. юрид. наук. - Н.Новгород, 2003.
23 Никифорова Т.В. Уголовно-процессуальные обряд: теоретические и прикладные аспекты внешней стороны процессуальной формы. Дис. канд. юрид. наук. - Н. Новгород, 2006; Поляков
МП., Полякова Т.В. О предназначении и сущности обрядности
(внешней формы) уголовного процесса // Уголовное судопроиз-
водство: теория и практика / Под. редакцией Н.А. Колоколова. -
М.: Юрайт, 2011. - С. 128-144.
цесса как особого (и не только исторического) типа
24
процесса .
В числе перспективной тематики исследования НШП можно назвать - теорию судебных доказательств, теорию судебной аргументации, теорию уголовнопроцессуальной формы. Представители школы предпринимают попытки комплексно осмыслить реформу досудебного производства.
Практическую реализацию своих теоретикоприкладных достижений НШП реализует разными путями. Особо следует выделить издание учебников и комментариев к уголовно-процессуальному законодательству. Представителями школы издано два учебника по уголовному процессу, в том числе один специально для вузов системы МВД России25.
Визитной карточкой научной школы является серия комментариев к уголовно-процессуальному кодексу РФ26. Эта работа была начата в 1996 г. с комментирования УПК РСФСР. В настоящее время комментарий к УПК РФ выдержал семь изданий27. Эти издания имеют свою электронную версию, размещенную в системе Ко н суп ьтатнтПл юс.
В последние годы НШП отметилась еще одним явлением - изданием курсов проблемных лекций. «Проблемный ключ» к обучению это реальное выражение
методической установки нашей школы - «Учиться ве-
28
село и интересно» .
Подводя итоги сказанному, можно констатировать, что у Нижегородской школы процессуалистов есть будущее. И это будущее гарантировано тем, что нам есть что искать, у нас есть надежные инструменты для поиска, и главное - есть люди.
Костяк НШП сегодня составляют доктора юридических наук профессора: В.Т. Томин, М.П. Поляков, А.С. Александров, Н.Н. Ковтун, Г.Н. Королев, П.Г. Марфи-цин; кандидаты юридических наук, доценты: А.В. Федулов, В.В. Терехин, А.Д. Марчук; кандидаты юридических наук Н.А. Аменицкая, М.В. Лапатников; С.А. Грачев, А.Г. Маркелов; С.В. Власова, Д.В. Намёткин, Н.А. Попков, А.Ю. Ушаков, А.Ю. Смолин, Е.С. Кузьменко, Т.В. Полякова, С.В. Петраков.
Это основной ресурс Нижегородской школы процессуалистов, который позволит ей жить и быть воистину школой живого уголовного процесса.
24 См.: Томин В.Т., Поляков М.П. Развитие уголовнопроцессуального законодательства на постсоветском пространстве: констатации, оценки, тенденции, прогнозы. Учебное пособие. - Н. Новгород, 1999.
25Уголовный процесс России: Учебник / А.С.Апександров, Н.Н.Ковтун, М.П. Поляков, С.П. Сереброва; Научный редактор В.Т. Томин. - М.: Юрайт-издат, 2003; Уголовный процесс. Судебное производство. Учебник / Под ред. д.ю.н. проф. В.Т. Томина и д.ю.н. проф. М.П. Полякова. - М.: ЦОКР МВД России, 2007.
26 Комментарий к УПК РСФСР / Под ред. В.Т. Томина. - М.: Вердикт, 1996.
27 Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации / научн. Ред. В.Т. Томин, М.П. Поляков. - 7-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2014.
28 Уголовный процесс: Проблемные лекции / Под ред. В.Т. Томина, И. А. Зинченко. - М.: Юрайт, 2013; Уголовный процесс современной России. Проблемные лекции: Учебное пособие / Научн. ред. В.Т. Томин, А.П. Попов и И.А. Зинченко. - Пятигорск, 2014.
216