Научная статья на тему 'НАУЧНАЯ ШКОЛА «ПРОБЛЕМЫ РЕЛИГИОЗНОГО СОЗНАНИЯ В ПОЛИКУЛЬТУРНОМ РЕГИОНЕ» (АДЫГЕЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ)'

НАУЧНАЯ ШКОЛА «ПРОБЛЕМЫ РЕЛИГИОЗНОГО СОЗНАНИЯ В ПОЛИКУЛЬТУРНОМ РЕГИОНЕ» (АДЫГЕЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
95
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНАЯ ШКОЛА / СОВРЕМЕННЫЙ ИСЛАМ / ДИАГНОСТИКА И ТРАНСФОРМАЦИИ СОВРЕМЕННОГО ИСЛАМА / ИСЛАМ В ПОЛИКУЛЬТУРНОМ РЕГИОНЕ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ляушева Светлана Аслановна

В статье приводятся научные результаты реализации гранта Президента РФ по диагностике ислама в Республике Адыгея научным коллективом кафедры философии и социологии Адыгейского государственного университета. Акцент делается не только на теоретических исследованиях состояния и трансформаций ислама в регионе, но и на практических выводах и рекомендациях по итогам социологического опроса, проведенного методом анкетирования и методом экспертного интервью. Анализируются такие вопросы, как мусульманская идентичность, степень религиозности молодежи, культово-обрядовая практика и т.п.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Ляушева Светлана Аслановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCIENTIFIC SCHOOL «PROBLEMS OF THE RELIGIOUS CONSCIOUSNESS IN A MULTICULTURAL REGION» (ADYGHE STATE UNIVERSITY)

The paper presents the scientific results of the implementation of the grant of the President of the Russian Federation on the diagnosis of Islam in the Republic of Adygea by the research team of the Department of Philosophy and Sociology of the Adyghe State University. The focus is not only on the theoretical studies of the state and transformation of Islam in the region, but also on practical conclusions and recommendations based on the results of a sociological survey conducted using the questionnaire method and the expert interview method. The paper analyzes such issues as Muslim identity, the degree of religiosity of young people, cult and ritual practice, etc.

Текст научной работы на тему «НАУЧНАЯ ШКОЛА «ПРОБЛЕМЫ РЕЛИГИОЗНОГО СОЗНАНИЯ В ПОЛИКУЛЬТУРНОМ РЕГИОНЕ» (АДЫГЕЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ)»

ВУЗЫ РЕГИОНА UNIVERSITIES OF THE REGION

УДК [297.1+130.2:2](470.621)

DOI 10.18522/2072-0181-2021-106-2-141-148

НАУЧНАЯ ШКОЛА «ПРОБЛЕМЫ РЕЛИГИОЗНОГО СОЗНАНИЯ В ПОЛИКУЛЬТУРНОМ РЕГИОНЕ» (АДЫГЕЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ)

С.А. Ляушева

SCIENTIFIC SCHOOL «PROBLEMS OF RELIGIOUS CONSCIOUSNESS IN A MULTICULTURAL REGION» (ADYGHE

STATE UNIVERSITY)

S.A. Lyausheva

Поликультурное пространство Юга России давно является объектом пристального внимания философов, культурологов, социологов, политологов и религиоведов, поскольку дает богатый материал для приращения научного знания не только в конкретных областях науки, но и в междисциплинарных социогуманитарных исследованиях. К комплексному изучению культуры призывал выдающийся Ю.А. Жданов [1]. Этот призыв был подхвачен большой когортой ученых Ростова-на-Дону и северокавказских республик и нашел воплощение в развитии ряда научных школ по изучению культурных традиций, социокультурных, этнических и конфессиональных особенностей Южно-Российского региона [2-4].

В этом контексте можно отметить циви-лизационно-культурологические исследования под руководством Г. В. Драча, которые касались взаимосвязи российской парадигмы социокультурных изменений с мировым цивилиза-

Ляушева Светлана Аслановна - доктор философских наук, профессор кафедры философии и социологии Адыгейского государственного университета, 385000, Республика Адыгея, г. Майкоп, ул. Первомайская, 208, e-mail: slyausheva@list.ru, т.: 8(8772)52-45-78, 8(928)6693541.

ционным контекстом, культурной и образовательной политики на Юге России, на основе компаративистского анализа этносоциальных процессов на Юге России, рассмотрения этноса как субъекта и носителя цивилизационных изменений, экологического аспекта этнических культур, а также проблем исторической памяти в разрезе цивилизационных и социокультурных изменений [5].

Значительный пласт научных работ посвящен осмыслению феноменологии идентичности и идентификационных процессов в регионе. В ряде монографий, изданных в последние два десятилетия и получивших признание в научной среде, рассматриваются вопросы этнической, религиозной, многоуровневой, национальной, российской, геополитической идентичности (ЮГ. Волков, Г.В. Драч, ЗА. Жаде, ЕС. Кук-ва, А.В. Лубский, С.А. Ляушева, А.Ю. Шадже и др.) [6-9].

Svetlana Lyausheva - Adygea State University, 208, Pervomayskaya Street, Maykop, Republic of Adygea, 385000, e-mail: slyausheva@list.ru, tel.: 8(8772)52-45-78, 8(928)6693541.

Также нельзя обойти вниманием фундаментальные исследования межэтнических и этноконфессиональных процессов, межэтнической напряженности на Юге России, которые не только внесли большой теоретический вклад в социальную философию, регионоведение, социологию, этносоциологию, культурологию и религиоведение, но и имели большое прикладное значение, выразившееся в практических рекомендациях органам власти разных уровней в области культурной, национальной, молодежной политики (Ю.Г. Волков, Г.С. Денисова, ВН. Нехай, Р.Д. Хунагов, В.В. Черноус, А.А. Шаов и многие другие) [6; 10-12].

В этом исследовательском контексте и сформировалась научная школа «Проблемы религиозного сознания в поликультурном регионе» в Адыгейском государственном университете. В центре научного анализа научного коллектива находятся такие вопросы, как религиозная идентичность, ислам на Северном Кавказе, этнические и религиозные ценности молодежи, диалог и межэтническое общение как фактор обеспечения стабильности в Республике Адыгея, университетская среда как пространство социализации личности и формирования гражданской идентичности, мониторинг этносоциальных, конфессиональных процессов и межэтнической напряженности на Юге России.

Несмотря на то, что анализу религий и конфессиональных процессов на Юге России посвящено немало работ, ученые научной школы сделали акцент на рассмотрении современного состояния ислама в Республике Адыгея. Поддержанный Советом по грантам при Президенте Российской Федерации проект на тему «Ислам в региональном социокультурном пространстве России: диагностика состояния и трансформаций (на примере Республики Адыгея)» (20182019 гг.) дал возможность получить новое научное знание в ряде научных областей - социологии культуры, социологии религии, социальной философии и религиоведении [13-15].

Был получен ряд научных результатов, имеющих большую значимость в области теоретических и прикладных исследований состояния и трансформаций ислама в поликультурном российском регионе - Республике Адыгея.

Для того чтобы получить более полную конфессиональную картину в РА, были проанализированы как мусульманские, так и православные, католические и иные религиозные организации, функционирующие в регионе. Всего в РА зарегистрировано 86 религиозных орга-

низаций, в том числе: православных - 57; мусульманских - 11; иных - 18. Показан потенциал конфессий в духовно-нравственном воспитании молодежи и подростков; определены возможности и границы межконфессионального диалога, межконфессионального сотрудничества в целом. Показано взаимодействие религиозных организаций, в частности мусульманских, с органами власти, общественными объединениями; сделана экспертная оценка государственной политики региональных властей в сфере межконфессиональных отношений [16].

Члены коллектива школы провели теоретико-методологический анализ понятия «мусульманская идентичность», осуществили концептуализацию и соотношение с понятиями «многоуровневая идентичность», «религиозная идентичность» и др. [17-19]. Это, в свою очередь, позволило выделить ряд ключевых понятий для терминологического словаря-справочника по современному исламу. В современном дискурсе конструкция «мусульманская идентичность» используется ограниченно, и в большинстве работ содержание самой категории остается не проясненным. В ней отсутствует однозначная точка зрения на содержательные компоненты мусульманской идентичности. Ученые коллектива школы определяют мусульманскую идентичность как разновидность социальной идентичности, на формирование которой могут оказывать воздействие религиозные институты, организации, объединения. Она, как и другие уровни идентичности, демонстрирует многообразие современного социума.

Одним из основных научных результатов на первом этапе реализации проекта стало выделение моделей ислама в РА. Диагностика современного состояния и трансформаций ислама в Адыгее наиболее полно может быть проведена с помощью расширенного аналитического инструментария, методов количественного и качественного социологического исследования и др. Так, была разработана программа многомерного эмпирического исследования молодежи РА «Взгляд на ислам в поликонфессиональном регионе». В сентябре-ноябре 2018 г. было опрошено 500 студентов при квотной выборке по половозрастному, этническому, религиозному, гражданскому и иным критериям. Результаты были обработаны в лаборатории социологической диагностики, созданной как структурное подразделение ФНИСЦ РАН на базе АГУ.

Кроме того, были проанализированы глобальные тренды трансформации религиозного сознания студенческой молодежи с опорой на данные World Values Survey (WVS, «Всемирное исследование ценностей») и материалы фокус-групповых дискуссий. Сделан вывод о том, что в студенческой среде республики преобладает гуманистическая интерпретация религии, когда религиозность можно формировать посредством набора морально-этических принципов поведения, отношения к другим людям, а не строгого следования ритуалам и канонам [20].

Удалось расширить описание и глубже проанализировать сложившиеся модели ислама в Республике Адыгея, исследование которых проводилось в мониторинговом режиме. Научный анализ осуществлялся с учетом процессов внутренних и внешних миграций последних десятилетий, приведших к серьезным изменениям в конфессиональном пространстве Адыгеи. Особенно эти процессы сказываются на мусульманской общине региона, в которую входят: адыги - коренные жители, исповедующие ислам; мусульмане - внутренние мигранты из других регионов России (в частности, из Дагестана, Ингушетии, Чечни); мусульмане - адыги-репатрианты из Косово; мусульмане - внешние мигранты (адыги и неадыги) из Турции, Сирии, Иордании и других стран, прибывшие в Адыгею для постоянного проживания; мигранты-мусульмане из стран СНГ, Азии и Африки, временно проживающие на территории Адыгеи, приехавшие, например, на заработки или для получения высшего образования. Условно выделенные пять моделей ислама на территории Адыгеи оказывают влияние на трансформацию привычного уклада мусульманской общины региона [21]. В настоящее время проводится анкетирование внешних мигрантов, прибывших в республику для получения образования. К примеру, только в АГУ обучается более 1500 иностранных студентов из стран, где в основном исповедуют ислам.

Еще один аспект, затронутый в исследованиях членов коллектива, - противодействие развитию идей религиозного экстремизма и радикализма в молодежной среде. На первом этапе был обобщен опыт Республики Адыгея в развитии и укреплении межконфессионального диалога, взаимодействия между православными и мусульманскими религиозными деятелями, в профилактике радикализма и экстремизма в регионе и т.д. [22]. Также была

начата разработка системы противодействия экстремизму, этнической и религиозной нетерпимости и повышения толерантности в молодежной среде поликультурного региона России.

Таким образом, на первом этапе в теоретическом аспекте:

- разработана система понятий, составляющих феноменологическое поле ислама;

- определены механизмы иррадиации эт-ноконфессиональной напряженности в поликультурной среде;

- рассмотрены особенности, функции и механизмы действия социальных стереотипов в различных ситуациях этносоциальной и межконфессиональной напряженности.

В методологическом аспекте:

- определены индикаторы для создания мониторинга и специальных эмпирических программ изучения и измерения межконфессиональной напряженности;

- определены методологические и методические принципы построения эмпирической программы этноконфессионального исследования;

- разработана система методов и методических приемов для измерения уровня этносоциальной и межконфессиональной напряженности и определения характера этномо-билизационных процессов.

В эмпирическом аспекте:

- на основе разработанной системы мониторинга исследованы различные ситуации межконфессиональной напряженности, критические рубежи ее роста в Республике Адыгея;

- изучена этносоциальная напряженность как характеристика, отражающая состояние и особенности религиозного и этнического самосознания у различных этнических групп (адыгов, русских, татар, армян, адыгов-репатриантов, вынужденных переселенцев и др.), являющихся прямыми или косвенными участниками ситуаций этносоциальной и межконфессиональной напряженности.

На втором этапе (2019 г.) коллектив научной школы продолжил исследование по теме проекта, в ходе которого:

- осуществлено моделирование возможных трансформаций ислама в Республике Адыгея на основе проведенных теоретических и эмпирических исследований;

- произведена оценка уровня этносоциальной и этноконфессиональной напряженности, что позволило предложить программу регулирования межэтнических и межконфесси-

ональных отношений и профилактики конфликтов;

- осуществлено прогнозирование развития ислама в Адыгее.

Теоретическая база исследований ислама пополнилась выявлением особенностей, функций и механизмов действия социальных стереотипов в различных ситуациях этносоциальной и межконфессиональной напряженности, определением специфики активизации системы социопсихологической защиты конфессиональной группы в условиях роста этносоциальной и межконфессиональной напряженности.

Научным коллективом была дополнена методика моделирования межконфессиональных и этносоциальных конфликтов, разработанная на этапе реализации проекта «Этносоциальные процессы и межэтническая напряженность на Юге России: совершенствование аналитического инструментария и способов регулирования» (№ 15-18-99148, РНФ), а также апробирован методический инструментарий мониторинга и моделирования в различных ситуациях межэтнической и межконфессиональной напряженности. Это удалось сделать за счет применения современных цифровых технологий опросов, а также анализа религиозности респондентов по шкале «толерантность/интолерант-ность». На основе построения модели межконфессиональных конфликтов была предложена программа прогнозирования и принятия решений.

Удалось провести многомерное социологическое исследование мусульманской общины Адыгеи и Краснодарского края и осуществить кросс-культурный анализ способов разрешения конфликтных ситуаций, поведенческих стратегий, общих диспозиций в сфере межконфессионального взаимодействия и особенностей этномобилизационных процессов в поликультурном обществе.

В рамках данного проекта с октября по ноябрь 2019 г. исследовательский коллектив провел социологический опрос, в который были вовлечена часть населения Юга России, исповедующая ислам либо причисляемая к мусульманам в силу этнического происхождения. Выборка предполагала распределение респондентов по гражданскому, конфессиональному и этническому признакам. В соответствии с первым, гражданским критерием опрошенные были разделены на граждан России и жителей иностранных государств, представляющих страны постсоветского пространства (Туркменистан),

Ближнего и Среднего Востока. Второй критерий отбора предполагал дифференциацию респондентов по религиозному признаку на основе принадлежности к мусульманскому сообществу. Третий критерий предполагал отбор респондентов по этническому (этноконфессио-нальному) признаку, в соответствии с которым в выборку были включены представители этносов, причисляемых к исповедующим ислам.

Территориально исследование охватило два субъекта Юга России - Республику Адыгея и Краснодарский край. На территории РА были опрошены жители всех девяти муниципальных образований, а в Краснодарском крае опрос охватил три муниципальных образования, в которых проживает автохтонное адыгское население, - Туапсинский район, город-курорт Сочи, представленный сельскими внутригородскими поселениями, и краевой центр Краснодар.

Подробно результаты эмпирического исследования представлены в атласе по исламу [23]. Так, исследование показало, что уровень религиозности мусульманского населения остается умеренным. Свыше 40 % опрошенных определили свой позитивный интерес к исламу. К данной категории можно отнести ту часть мусульманского сообщества, которая выражает предрасположенность к доктри-нальным установкам, положительно воспринимает вероучение ислама, проявляет лояльность к ритуализированным практикам, но в то же время дистанцируется от полной инкорпорации его фундаментальных принципов в модели своего поведения.

Примечательно, что среди опрошенных достаточно велика доля лиц, которые не разделяют принципы ислама (12 %). Это объясняется тем, что далеко не все представители так называемых этнических мусульман выражают согласие с их автоматическим причислением к мусульманской умме и оставляют за собой право самостоятельного выбора своей религиозной идентичности. Кроме того, в данную группу были включены и лица, предпочитающие светский образ жизни и декларирующие примат этничности над остальными формами идентичности.

В Республике Адыгея религия в системе традиционных институций сохраняет свой социоконсолидационный потенциал. Мусульманское сообщество региона по-прежнему ориентировано на реализацию своей субъектности через обращение к этническому и конфессиональному ресурсу, которые в обыденной жиз-

ни верующего дополняют друг друга, усиливая соционормативное содержание традиционных ценностей. Социокультурная трансформация регионального социума, провоцируемая глоба-лизационными процессами, привела к упрощению отношения населения к богослужебным практикам ислама, более поверхностному восприятию фундаментальных принципов мусульманства. Вместе с тем проведенное исследование позволило зафиксировать востребованность гуманистических принципов ислама в деле сохранения культурного ядра народов региона и противодействия религиозному экстремизму, что в обозримой перспективе может усилить роль ислама в сохранении духовного единства российского общества.

На основании полученных данных определены доминирующие тенденции в изменении религиозности мусульман, одна из которых демонстрирует усиление значения такой функции религии, как компенсаторно-аналитическая. Обнаружено также, что религиозная идентичность сохраняет прежние позиции, уступая этнической идентичности в идентификационной структуре мусульман Адыгеи. Мусульманская идентичность в ситуации выбора почти в три раза уступает этнической. Такая тенденция является устойчивой и сохраняется уже длительное время.

Выявлены и проанализированы основные линии взаимодействия ислама и православия в республике, которое в целом складывается бесконфликтно. Оно рассматривается как взаимодействие конфессий на официальном, формальном уровне, а также с экстраполяцией на межличностные отношения мусульман и православных, но при этом не оценивается как напряженное. Сопоставление данных массовых опросов в Адыгее 2001 и 2019 гг. сделало возможным вывод об отсутствии коренных трансформаций в сфере функционирования ислама, которые могли бы отразиться на состоянии религиозной идентичности мусульман [24; 25].

В настоящее время научный коллектив продолжает работу по осмыслению религиозной идентичности и мусульманской идентичности, их места в структуре многоуровневой идентичности и взаимосвязи с российской гражданской идентичностью [26; 27].

В мониторинговом режиме рассматриваются вопросы взаимодействия, взаимосвязи и межрелигиозного диалога между исламом, православием и другими религиозными организациями, расположенными на территории Ады-

геи, в также взаимодействие с органами государственной власти. Оценивается потенциал мусульманских духовных лидеров в поддержании позитивного взаимодействия и урегулировании возможных межконфессиональных и вну-триконфессиональных конфликтов [28; 29].

Отдельный пласт исследований связан с разработкой и предложением практических мер по противодействию радикальным и экстремистским настроениям в молодежной среде, по формированию установок позитивного межкультурного и межрелигиозного диалога в поли-этничном регионе и т.п. [30; 31].

В целом научная школа «Проблемы религиозного сознания в поликультурном регионе» вносит существенный вклад в изучение не только ислама в Республике Адыгея, но и социокультурной ситуации в регионе в целом. Аналитические и экспертные оценки, анкетные опросы в режиме мониторинга с использованием новых платформ дают возможность выявлять наиболее актуальные проблемы, связанные с этноконфессиональными процессами. Программы эмпирических исследований разработаны таким образом, что могут служить основой для проведения мониторинга состояния ислама или иных конфессий и в других российских регионах. Это представляется очень важным и актуальным в современной ситуации социокультурного и социально-политического развития нашей страны.

ЛИТЕРАТУРА

1. Жданов Ю.А. Солнечное сплетение Евразии: учебная лекция по регионоведению / отв. ред. Ю.Г. Волков. Ростов н/Д: Пегас, 1998. 40 с.

2. Драч Г.В. Юрий Жданов: ученый, философ, гражданин // Научная мысль Кавказа. 2019. № 3. С. 5-12.

3. Колесников Ю.С. Ю.А. Жданов и Северо-Кавказский научный центр: замысел, стратегии и драмы реализации // Научная мысль Кавказа. 2019. № 3. С. 29-38.

4. Тхагапсоев Х.Г. Юрий Жданов - гражданин Вселенной и патриот Кавказа // Научная мысль Кавказа. 2019. № 3. С. 38-43.

5. Цивилизационные исследования на Юге России / отв. ред. Г. В. Драч. Ростов н/Д; Таганрог: Изд-во ЮФУ, 2018. 304 с.

6. Волков Ю.Г., Лубский А.В. Российская реальность в пространстве социологического дискурса: в 2 кн. Кн. 1. Ростов н/Д; Таганрог: Изд-во ЮФУ, 2018. 278 с.

7. Формирование российской идентичности на базе единого культурного пространства российской федерации как условие стабильности и безопас-

ности / Р.С. Дауев [и др.]. Ростов н/Д: изд-во СКНЦ ВШ ЮФУ 2013. 236 с.

8. Многоуровневая идентичность / З. А. Жаде [ и др.]. М.; Майкоп: Российское философское общество, 2006. 245 с.

9. Российская идентичность на Северном Кавказе / З.А. Жаде [и др.]. М.; Майкоп: Социально-гуманитарные знания, 2010. 248 с.

10. Барков Ф.А., Ляушева С.А., Черноус В.В. Религиозный фактор межкультурной коммуникации на Северном Кавказе // Южнороссийское обозрение. Ростов н/Д: Изд-во СКНЦ ВШ ЮФУ 2009. Вып. 56. 204 с.

11. Межэтнические отношения и религиозная ситуация в Южном федеральном округе: экспертный доклад (итоги 2019 г.) / под общ. ред. Г.С. Денисовой. Ростов н/Д: Фонд науки и образования, 2020. 198 с.

12. Этносоциальные процессы: региональное измерение / отв. ред. Р. Д. Хунагов. Майкоп: Качество, 2015. 162 с.

13. Ляушева С.А. Грани ислама. Знания о религии важны для мира и стабильности // Поиск. 2018. № 37. URL: https://poisknews.ru/magazine/38648/.

14. Ляушева С. А. Ислам в социокультурном пространстве Республики Адыгея: основания научного исследования // Богослужебные практики и культовые искусства в современном мире. Майкоп: Магарин О.Г., 2018. Вып. 3, т. 2. С. 412-418.

15. Ильинова Н.А., Коновалова Л.А., Авагимян А.В. Лингвокультурологическое осмысление понятий «ислам» и «мусульманство» в контексте «религиозного возрождения» России нач. XXI в. // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Регионоведение. 2019. Вып. 1. С. 89-95.

16. Жаде З.А., Ляушева С.А. Особенности государственной политики в сфере межконфессиональных отношений в Республике Адыгея // Гражданское единство, этнокультурное и конфессиональное многообразие как ценностные основания и факторы консолидации российского общества: материалы науч.-практ. конф. с международным участием (Ростов н/Д, Курган, Пятигорск, Челябинск, 13-27 апреля 2018 г.). Ростов н/Д: Изд-во ЮРИУ РАНХиГС, 2018. С. 76-87.

17. Lyausheva S.A., Zhade Z.A. Muslim identity in the conceptual field of modern religious studies // SHS Web of Conferences. 2019. Vol. 72. URL: https:// www.researchgate.net/publication/337595182_Mus-lim_identity_in_the_conceptual_field_of_modern_ religious_studies.

18. Жаде З.А., Ляушева С.А. Концептуальные подходы к исследованию феномена религиозной идентичности // Наука: комплексные проблемы. 2018. № 1 (11). С. 35-41.

19. Жаде З.А., Ляушева С.А. Трансформация религиозной идентичности в условиях сетевизации обществ // Политика в сетевом сообществе: материалы Всероссийской науч. конф. с между-

народным участием (г. Адлер, 16-19 мая 2019 г.). Краснодар: Вика-Принт, 2019. С. 89-94.

20. Куква Е.С., Ашинова Д.А. Особенности проявления глобальных трендов трансформации религиозного сознания студенческой молодежи (по материалам фокус-групповых дискуссий) // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Регионоведение. 2018. Вып. 4. С. 171-175.

21. Глобализация как фактор деконструкции этнорелигиозных ценностей Северного Кавказа / В.Н. Нехай [и др.] // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Регионоведе-ние. 2018. Вып. 4. С. 184-189.

22. Жаде З.А., Ляушева С.А. Профилактика экстремизма и терроризма в образовательном процессе (опыт Республики Адыгея) // Противодействие идеологии терроризма: материалы круглого стола с международным участием. Ростов н/Д: Изд-во ЮРИУ РАНХиГС, 2019. С. 131-138.

23. Ислам в Республике Адыгея в начале XXI в.: эмпирическое исследование. Атлас. 2-е изд., доп. / под общ. ред. С.А. Ляушевой. Майкоп: Изд-во АГУ 2021. 145 с.

24. Нехай В.Н., Шаов А.А. Этноконфессиональное пространство Северного Кавказа в условиях дихотомии «традиция - модерн» // Позитивный потенциал ислама как фактор этносоциальной консолидации России: материалы международной науч.-практ. конф. (г. Майкоп, 24 мая 2019 г.). Майкоп: Электронные издательские технологии, 2019. С. 159-163.

25. Нехай В.Н., Нурахмедова А.А. Исламское сообщество в условиях социокультурной трансформации региона // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Регионоведение. 2018. Вып. 4. С. 198-207.

26. Жаде З.А., Кумпилов Т.М. Мусульманская идентичность как научная категория // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Регионоведение. 2019. Вып. 1. С. 79-88.

27. Куква Е.С. Некоторые аспекты религиозности в современном мире // Религиозные ценности в Республике Адыгея: материалы круглого стола / под ред. С.А. Ляушевой. Майкоп: ЭлИТ, 2019. С. 42-46.

28. Жаде З.А., Ляушева С.А. Мусульманская элита Адыгеи // Российская элитология: инновационные ответы на вызовы современного мира: материалы Третьего Всероссийского элитологи-ческого конгресса с международным участием (г. Ростов-на-Дону, 15-16 февраля 2019 г.). Ростов н/Д: Изд-во ЮРИУ РАНХиГС, 2019. С. 437443.

29. Коновалова Л.А., Кумпилов Т.М. Исламское духовенство Адыгеи в современных условиях // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Регионоведение. 2018. Вып. 4. С. 165-170.

30. Ляушева С.А., Коновалова Л.А. Религиозное сознание этноса: от мифа к рацио. Майкоп: Изд-во АГУ, 2018. 156 с.

31. Ильинова Н.А., Батмитова Р.Р. Воздействие мигрантов-мусульман на трансформации ислама в Адыгее: по материалам эмпирического исследования // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Регионоведение. 2019. Вып. 4. С. 160-168.

REFERENCES

1. Zhdanov Yu.A. Solnechnoe spletenie Evrazii / otv. red. Yu.G. Volkov [Solar plexus of Eurasia / Ed. by Yu.G. Volkov ]. Rostov-on-Don, Pegas, 1998, 40 р.

2. Drach G.V. Nauchnaya mysl Kavkaza, 2019, no. 3, pp. 5-12.

3. Kolesnikov Yu.S. YU.A. Nauchnaya mysl Kavkaza, 2019, no. 3, pp. 29-38.

4. Tkhagapsoev Kh.G. Nauchnaya mysl Kavkaza, 2019, no. 3, pp. 38-43.

5. Tsivilizatsionnyye issledovaniya na Yuge Rossii / otv. red. G. V. Drach [Civilizational studies in the South of Russia / Ed. by G.V. Drach]. Rostov-on-Don, Taganrog, Publishing house of SFedU, 2018, 304 p.

6. Volkov Yu.G., Lubskiy A.V Rossiyskaya realnost v prostranstve sotsiologicheskogo diskursa: v 2 kn. Kn. 1 [Russian reality in the space of sociological discourse: in 2 books. Book 1]. Rostov-on-Don, Taganrog, Publishing house of SFedU, 2018, 278 p.

7. Formirovaniye rossiyskoy identichnosti na baze yedinogo kul'turnogo prostranstva rossiyskoy fed-eratsii kak usloviye stabil'nosti i bezopasnosti /R.S. Dauyev [i dr.] [Formation of Russian identity on the basis of a single cultural space of the Russian Federation as a condition of stability and security / R.S. Dauev [et al.]]. Rostov-on-Don, Publishing house of North Caucasian Scientific Centre of Higher School of the South Federal University, 2013, 236 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Mnogourovnevaya identichnost / Z.A. Zhade [i dr.] [Multilevel identity / Z.A. Zhade [et al.]]. Moscow, Maykop, Russian Philosophical Society, 2006, 245 p.

9. Rossiyskaya identichnost' na Severnom Kavkaze / Z.A. Zhade [i dr.] [Russian identity in the North Caucasus / Z.A. Zhade [et al.]]. Moscow Maykop, Sotsi-alno-gumanitarnyye znaniya, 2010. 248 p.

10. Barkov F.A., Lyausheva S.A., Chernous V.V Re-ligioznyy faktor mezhkul'turnoy kommunikatsii na Severnom Kavkaze [Religious factor of intercultural communication in the North Caucasus]. In: Yuzh-norossiyskoye obozreniye [South Russian Review]. Rostov-on-Don, Publishing house of North Caucasian Scientific Centre of Higher School of the South Federal University, 2009, is. 56, 204 p.

11. Mezhetnicheskiye otnosheniya i religioznaya situ-atsiya v Yuzhnom federal'nom okruge: ekspertnyy doklad (itogi 2019 g.) /pod obshch. red. G.S. Den-isovoy [Interethnic relations and religious situation in the Southern Federal District: an expert report (re-

sults of 2019) / Ed. by G.S. Denisova]. Rostov-on-Don: Fond nauki i obrazovaniya, 2020, 198 p.

12. Etnosotsialnyye protsessy: regionalnoye izmere-niye / otv. red. R.D. Khunagov [Ethno-social processes: regional dimension / Ed. by R.D. Khunagov]. Maykop, Kachestvo, 2015, 162 p.

13. Lyausheva S.A. Poisk, 2018, no. 37, available at: https://poisknews.ru/magazine/38648/.

14. Lyausheva S.A. Islam v sotsiokulturnom prostranstve Respubliki Adygeya: osnovaniya nauchnogo issledovaniya [Islam in the socio-cultural space of the Republic of Adygea: the foundations of scientific research]. In: Bogosluzhebnyye praktiki i kultovyye iskusstva v sovremennom mire [Liturgical practices and cult arts in the modern world]. Maykop, Ma-garin O.G., 2018, is. 3, vol. 2, pp. 412-418.

15. Ilyinova N.A., Konovalova L.A., Avagimyan A.V. Vestnik Adygeyskogo gosudarstvennogo universiteta. Ser. Regionovedeniye, 2019, is. 1, pp. 89-95.

16. Zhade Z.A., Lyausheva S.A. Osobennosti gosu-darstvennoy politiki v sfere mezhkonfessional'nykh otnosheniy v Respublike Adygeya [Features of state policy in the field of interfaith relations in the Republic of Adygea]. In: Grazhdanskoye edinstvo, et-nokulturnoye i konfessionalnoye mnogoobraziye kak tsennostnyye osnovaniya i faktory konsolidatsii ros-siyskogo obshchestva: materialy nauch.-prakt. konf. s mezhdunarodnym uchastiyem (Rostov-on-Don, Kurgan, Pyatigorsk, Chelyabinsk, 13-27 aprelya 2018 g.) [Civil unity, ethnocultural and confessional diversity as value foundations and factors of consolidation of Russian society: materials of scientific and practical conference with international participation (Rostov-on-Don, Kurgan, Pyatigorsk, Chelyabinsk, April 13-27, 2018)]. Rostov-on-Don, Publishing house of South-Russian Institute of Management of RANEPA, 2018, pp. 76-87.

17. Lyausheva S.A., Zhade Z.A. Muslim identity in the conceptual field of modern religious studies. In: SHS Web of Conferences. 2019. Vol. 72. URL: https:// www.researchgate.net/publication/337595182_Mus-lim_identity_in_the_conceptual_field_of_modern_ religious_studies.

18. Zhade Z.A., Lyausheva S.A. Nauka: kompleksnyye problemy, 2018, no. 1 (11), pp. 35-41.

19. Zhade Z.A., Lyausheva S.A. Transformatsiya re-ligioznoy identichnosti v usloviyakh setevizatsii obshchestv [Transformation of religious identity in the context of the networkization of societies]. In: Politika v setevom soobshchestve: materialy Vse-rossiyskoy nauch. konf. s mezhdunarodnym uchastiyem (Adler, 16-19 maya 2019 g.) [Politics in the network community: materials of the All-Russian scientific conference with international participation (Adler, May 16-19, 2019)]. Krasnodar, Vika-Print, 2019, pp. 89-94.

20. Kukva E.S., Ashinova D.A. Vestnik Adygeyskogo gosudarstvennogo universiteta. Ser. Regionovedeni-ye, 2018, is. 4, pp. 171-175.

21. Nekhay V.N. et al. Vestnik Adygeyskogo gosudarst-vennogo universiteta. Ser. Regionovedeniye, 2018, is. 4, pp. 184-189.

22. Zhade Z.A., Lyausheva S.A. Profilaktika ekstremiz-ma i terrorizma v obrazovatelnom protsesse (opyt Respubliki Adygeya) [Prevention of extremism and terrorism in the educational process (experience of the Republic of Adygea)]. In: Protivodeystviye ide-ologii terrorizma: materialy kruglogo stola s mezh-dunarodnym uchastiyem [Counteracting the ideology of terrorism: materials of a round table with international participation]. Rostov-on-Don, Publishing house of South-Russian Institute of Management of RANEPA, 2019, pp. 131-138.

23. Islam v Respublike Adygeya v nachale XXI v.: em-piricheskoye issledovaniye. Atlas. 2-e izd., dop. / pod obshch. red. S.A. Lyaushevoy [Islam in the Republic of Adygea at the beginning of the XXI century: an empirical study. Atlas. 2nd ed., add. / Ed. by S.A. Lyausheva]. Maykop, Publishing house of Adyghe State University, 2021, 145 p.

24. Nekhay VN., Shaov A.A. Etnokonfessionalnoye prostranstvo Severnogo Kavkaza v usloviyakh dik-hotomii «traditsiya - modern» [Ethno-confessional space of the North Caucasus in the context of the «tradition - modern» dichotomy]. In: Pozitivnyy po-tentsial islama kak faktor etnosotsial'noy konsolidat-sii Rossii: materialy mezhdunarodnoy nauch.-prakt. konf. (Maykop, 2019) [The positive potential of Islam as a factor of ethnosocial consolidation of Russia: materials of international scientific and practical conference (Maykop, 2019)]. Maykop: Elektronnyye izdatelskiye tekhnologii, 2019, pp. 159-163.

25. Nekhay V.N., Nurakhmedova A.A. Vestnik Ady-geyskogo gosudarstvennogo universiteta. Ser. Re-gionovedeniye, 2018, is. 4, pp. 198-207.

26. Zhade Z.A., Kumpilov T.M. Vestnik Adygeyskogo gosudarstvennogo universiteta. Ser. Regionovedeni-ye, 2019, is. 1, pp. 79-88.

27. Kukva E.S. Nekotoryye aspekty religioznosti v sovremennom mire [Some aspects of religiosity in the modern world]. In: Religioznyye tsennosti v Respublike Adygeya: materialy kruglogo stola / pod red. S.A. Lyaushevoy [Religious values in the Republic of Adygea: materials of a round table / Ed. by S.A. Lyausheva]. Maykop, ElIT, 2019, pp. 42-46.

28. Zhade Z.A., Lyausheva S.A. Musulmanskaya elita Adygei [Muslim elite of Adygea]. In: Rossiyskaya elitologiya: innovatsionnyye otvety na vyzovy sovre-mennogo mira: materialy Tretyego Vserossiyskogo elitologicheskogo kongressa s mezhdunarodnym uchastiyem [Russian elite studies: innovative responses to the challenges of the modern world: Materials of the Third All-Russian elite congress with international participation]. Rostov-on-Don, Publishing house of South-Russian Institute of Management of RANEPA, 2019, pp. 437-443.

29. Konovalova L.A., Kumpilov T.M. Vestnik Ady-geyskogo gosudarstvennogo universiteta. Ser. Re-gionovedeniye, 2018, is. 4, pp. 165-170.

30. Lyausheva S.A., Konovalova L.A. Religioznoye soznaniye etnosa: ot mifa k ratsio [Religious consciousness of ethnos: from myth to ratio]. Maykop, Publishing house of Adyghe State University, 2018, 156 p.

31. Ilyinova N.A., Batmitova R.R. Vestnik Ady-geyskogo gosudarstvennogo universiteta. Ser. Re-gionovedeniye, 2019, is. 4, pp. 160-168.

Поступила в редакцию 20 июня 2021 г

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.