Научная статья на тему 'НАУЧНАЯ РЕЦЕНЗИЯ НА ИЗДАНИЕ: ПУШКИН В ШКОЛЕ: СБОРНИК СТАТЕЙ / СОСТ. В. Я. КОРОВИНА, В. И. КОРОВИН. М., 2021. 1048 С., ОБОБЩАЮЩЕЕ И СИСТЕМАТИЗИРУЮЩЕЕ МАТЕРИАЛЫ, ПОСВЯЩЕННЫЕ ТВОРЧЕСТВУ А. С. ПУШКИНА, КОТОРЫЕ ПРИЗВАНЫ ПОМОЧЬ УЧИТЕЛЮ ОРГАНИЗОВАТЬ РАБОТУ НА УРОКАХ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В ШКОЛЕ'

НАУЧНАЯ РЕЦЕНЗИЯ НА ИЗДАНИЕ: ПУШКИН В ШКОЛЕ: СБОРНИК СТАТЕЙ / СОСТ. В. Я. КОРОВИНА, В. И. КОРОВИН. М., 2021. 1048 С., ОБОБЩАЮЩЕЕ И СИСТЕМАТИЗИРУЮЩЕЕ МАТЕРИАЛЫ, ПОСВЯЩЕННЫЕ ТВОРЧЕСТВУ А. С. ПУШКИНА, КОТОРЫЕ ПРИЗВАНЫ ПОМОЧЬ УЧИТЕЛЮ ОРГАНИЗОВАТЬ РАБОТУ НА УРОКАХ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
83
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
А. С. ПУШКИН / ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ / МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ / ЛИРИКА / ПРОЗА
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PUSHKIN AT SCHOOL: A COLLECTION OF ARTICLES / COMPILED BY V. YA. KOROVINA, V. I. KOROVIN. MOSCOW, 2021. 1048 P.: OPINION PAPER ON THE PUBLICATION SUMMARISING AND SYSTEMATISING THE MATERIALS DEDICATED TO A. S. PUSHKIN’S CREATIVE HERITAGE AND MEANT TO HELP A TEACHER ORGANISE WORK IN RUSSIAN LITERATURE CLASSES AT SCHOOL

Keywords: A. S. PUSHKIN, LITERARY STUDIES, METHODOLOGY OF LITERATURE TEACHING, LYRIC POETRY, PROSE

Текст научной работы на тему «НАУЧНАЯ РЕЦЕНЗИЯ НА ИЗДАНИЕ: ПУШКИН В ШКОЛЕ: СБОРНИК СТАТЕЙ / СОСТ. В. Я. КОРОВИНА, В. И. КОРОВИН. М., 2021. 1048 С., ОБОБЩАЮЩЕЕ И СИСТЕМАТИЗИРУЮЩЕЕ МАТЕРИАЛЫ, ПОСВЯЩЕННЫЕ ТВОРЧЕСТВУ А. С. ПУШКИНА, КОТОРЫЕ ПРИЗВАНЫ ПОМОЧЬ УЧИТЕЛЮ ОРГАНИЗОВАТЬ РАБОТУ НА УРОКАХ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В ШКОЛЕ»

^rpamoTQ

ISSN 2782-4543 (online) ISSN 1997-2911 (print)

Филологические науки. Вопросы теории и практики Philology. Theory & Practice

2022. Том 15. Выпуск 12. С. 3695-3696 | 2022. Volume 15. Issue 12. P. 3695-3696

Материалы журнала доступны на сайте (articles and issues available at): philology-journal.ru

RU

EN

Научная рецензия на издание: Пушкин в школе: сборник статей / сост. В. Я. Коровина, В. И. Коровин. М., 2021. 1048 с., обобщающее и систематизирующее материалы, посвященные творчеству А. С. Пушкина, которые призваны помочь учителю организовать работу на уроках русской литературы в школе

Скибин С. М.

Pushkin at School: A Collection of Articles /

compiled by V. Ya. Korovina, V. I. Korovin. Moscow, 2021. 1048 p.:

Opinion Paper on the Publication

Summarising and Systematising the Materials

Dedicated to A. S. Pushkin's Creative Heritage

and Meant to Help a Teacher Organise Work

in Russian Literature Classes at School

Skibin S. M.

В конце 2021 года был издан сборник статей «Пушкин в школе», составленный известными учеными В. Я. Коровиной и В. И. Коровиным. И хотя книги, посвященные А. С. Пушкину, из серии «Писатель в школе» издавались неоднократно начиная с 1936 года (Липеровская, 1936), появления этой ждали очень давно, ибо последний раз подобная публикация была осуществлена почти полвека назад в 1978 году (Пушкин в школе, 1978). За это время в школьное преподавание были введены новые программы по литературе, изменилась методика преподавания произведений поэта, да и литературоведческая наука о Пушкине не стояла на месте. Вполне очевидно, что назрела необходимость реализовать новое издание сборника в помощь современным педагогам. Чтобы двигаться дальше в освоении творчества поэта, необходимо было обобщить накопленный опыт изучения пушкинского наследия в школе. По замыслу составителей, эта книга как раз и призвана помочь учителям русского языка и литературы сформировать собственную точку зрения на творчество Пушкина, освоить новые методические подходы.

Следует прислушаться к мнению Валентина Ивановича и Веры Яновны Коровиных: «Разумеется, никто не отказывает учителю в новом прочтении того или иного текста. Однако прежде чем он решится высказать свое мнение о каком-либо произведении ученикам, нелишне справиться о том, в каком направлении его изучали до него, в чем видели его художественные достоинства, его смысловые глубины, какие проблемы ученые считали самыми важными, как они их разрешали. В этом случае важно, чтобы изучение художественной литературы и биографии Пушкина в школе опиралось на научные труды литературоведов и методистов, становясь грозной преградой всяческому произвольному толкованию, и учитывало при этом основной принцип школьного образования: обучая - воспитывать, воспитывая - обучать» (Пушкин в школе, 2021, с. 4).

Безусловная ценность этого сборника в том, что составители стремились сформировать у учителей достаточно полное представление о своеобразии творчества поэта, о достоинствах его поэтических и прозаических произведений, об эволюции его художественного метода, а также дать широкое представление о путях освоения

Рецензия (opinion paper) | https://doi.org/10.30853/phil20220659

© 2022 Авторы. ООО Издательство «Грамота» (© 2022 The Authors. GRAMOTA Publishers). Открытый доступ предоставляется на условиях лицензии CC BY 4.0 (open access article under the CC BY 4.0 license): https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/

3696

Рецензии

наследия Пушкина отечественными литературоведами. Актуальность рецензируемого издания не только в том, что оно ориентированно на новые программы по литературе, но прежде всего в самом принципе подхода к публикуемым материалам. На одно и то же произведение составители предлагают разные точки зрения литературоведов и методистов, что дает учителям возможность быть самостоятельными в формировании собственной позиции.

Настоящий сборник - это самое объемное издание (1048 страниц), посвященное изучению творчества Пушкина в школе, что и обусловило его композицию: оно состоит из двух частей и приложения.

В первой части предлагается литературоведческий анализ произведений Пушкина. Здесь представлены статьи и фрагменты монографий пушкинистов едва ли не за целое столетие. Среди них такие выдающиеся исследователи, как Д. Д. Благой, С. М. Бонди, В. Э. Вацуро, Л. Я. Гинзбург, В. В. Кожинов, В. И. Коровин, В. С. Непомнящий, А. Л. Слонимский, Б. Н. Энгельгардт.

Известно, что Пушкин придавал огромное значение самообразованию. Труды исследователей, представленные в этой книге, в конечном итоге позволят учителю сделать выбор необходимых ему литературоведческих работ.

Вторая часть «Теоретическая и практическая методика изучения творчества А. С. Пушкина» дает возможность, с одной стороны, проследить пути совершенствования методики изучения творчества поэта, а с другой -ознакомить учителей с современными достижениями в области методики преподавания с учетом новых программ по литературе. Замечательно, что и в методических трудах предлагаются разные подходы к преподаванию. Опубликованные работы знакомят учителей с принципами и приемами изучения произведения, оставляя за ними право выбора. Широко представлены работы таких авторитетных ученых, как Г. И. Беленький, В. В. Голубков, В. Я. Коровина, Т. Ф. Курдюмова, В. Г. Маранцман, З. Я. Рез.

В приложении учителям предлагаются необходимые материалы. Здесь и места, связанные с именем Пушкина, и игры пушкинского времени, позволяющие воссоздать колорит эпохи, и «Словарь языка Пушкина», и многое другое. Особое внимание уделяется проблеме «Пушкин и искусство». В сборник включены статьи, посвященные рисункам Пушкина, теме «Пушкин в изобразительном искусстве XIX и ХХ вв.» и месте его произведений в русской и зарубежной музыке. Отдельно получила освещение тема «Пушкин и театр». Замечательно и то, что в разделе опубликованы рекомендации по использованию на уроках иллюстраций к произведениям поэта. В этой части сборника сосредоточены вопросы для викторин, способствующих усвоению материалов по творчеству Пушкина.

Составители книги отчетливо понимают, что перед современными учителями стоит важная, можно сказать, национальная задача - привить любовь к творчеству Пушкина. Для этого необходимо сформировать у учителей умение передать особую атмосферу пушкинской эпохи, обаяние его личности, гибкость и проницательность ума, удивительно точное чувство слова, смелость и красоту образов, великолепие и простоту стиха. Очень важно донести до учеников суть его идей, глубину и проницательность мыслей. По мнению составителей, Пушкин должен быть воспринят школьниками как выразитель духа народа. Учителям следует стремиться к тому, чтобы Пушкин стал неотъемлемой частью жизнь россиянина. Уже в школе необходимо заложить в умы и души учеников то восприятие Пушкина, которое позволило бы им вновь и вновь на протяжении всей жизни открывать для себя неизведанные глубины его таланта и в конечном счете постигать самих себя.

Очевидно, что эта, безусловно, нужная книга должна быть еще раз переиздана большим тиражом, что позволит ей стать достоянием каждой школьной библиотеки и быть настольной книгой каждого учителя литературы и тех читателей, которые уже вышли из школьного возраста, но ощущают острую потребность вновь вернуться к осмыслению творчества нашего великого поэта.

Источники | References

1. Липеровская С. Пушкин в школе. Литературный кружок по изучению А. С. Пушкина. М.: Наркомпрос РСФСР, 1936.

2. Пушкин в школе: пособие для учителя / сост. В. Я. Коровина. М.: Просвещение, 1978.

3. Пушкин в школе: сборник статей / сост. В. Я. Коровина, В. И. Коровин. М., 2021.

Информация об авторах | Author information

RU

Скибин Сергей Михайлович1, д. филол. н., проф. 1 Оренбургский государственный педагогический университет

EN

Skibin Sergey Mikhailovich1, Dr

1 Orenburg State Pedagogical University

1 skibin_fil@mail.ru

Информация о статье | About this article

Дата поступления рукописи (received): 23.11.2022; опубликовано (published): 30.12.2022.

Ключевые слова (keywords): А. С. Пушкин; литературоведение; методика преподавания литературы; лирика; проза; A. S. Pushkin; literary studies; methodology of literature teaching; lyric poetry; prose.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.