Научная статья на тему 'Научная рациональность как форма мышления в истории и философии науки'

Научная рациональность как форма мышления в истории и философии науки Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
2141
233
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕПТ / КОНЦЕПЦИЯ / CONCEPT / НАУКА / SCIENCE / НАУЧНАЯ РАЦИОНАЛЬНОСТЬ / SCIENTIFIC RATIONALITY / НАУЧНОЕ МЫШЛЕНИЕ / SCIENTIFIC THINKING / ФИЛОСОФИЯ НАУКИ / РАЦИОНАЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ / RATIONAL THINKING. PHILOSOPHY OF SCIENCE / CONCEPTUALITY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Козьмин Валерий Семенович

Предметом исследования является научная рациональность как высшая форма теоретического мышления. Рассматриваются основные подходы к понятию научной рациональности как способности нашего мышления к рациональному освоению мира. Выделяются основные исторические стадии развития рационального мышления. Исследуются всеобщие критерии рационального мышления. Рассматривается использование диалектического подхода к разрешению основных противоречий в научной рациональности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Scientific rationality as a form thinking in the history and philosophy of science

The subject of research is of scientific rationality as the highest form of the theoretical thinking. Examines the main approaches to the concept of scientific rationality as the ability of our thinking to rational development of the world. Singles out the main historical stages of development of rational thinking Explores the universal criteria of rational thinking.Discusses to use of a dialectical approach to the resolution of the basic contradictions of scientific rationality.

Текст научной работы на тему «Научная рациональность как форма мышления в истории и философии науки»

В.С. КОЗЬМИН1 кандидат философских наук, доцент кафедры истории и философии, Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова

Научная рациональность как форма мышления в истории и философии науки

Научная рациональность является результатом и основой развития научного мышления в его историческом и социокультурном контексте. Ее исследование предполагается осуществить через определение самого понятия «научная рациональность», рассмотрение генезиса и эволюции его основных исторических типов, выделение всеобщих критериев и раскрытие противоречивых сторон в содержании рационального уровня мышления.

В истории и философии науки выделяют три основных подхода к определению понятия научной рациональности.

Первый подход связан с рассмотрением научной рациональности как способа освоения мира в сознании, в основе которого лежит потребность человеческого разума в упорядоченности, отчетливости, ясности при отражении действительности в мышлении. Она опосредована установками нашего мышления на достижение понятного, надежного, эффективного и точного знания.

Второй подход исходит из понимания научной рациональности как формы концептуального (понятийного) и дискурсивного (рассудочного, логического) понимания мира в мышлении. При таком подходе, рациональность предстает как наиболее адекватная оценка целесообразности теоретического уровня исследования, основа для распознания за формой данного явления его сущности и внутренних закономерностей в его содержании.

Третий подход основан на представлении научной рациональности как способности нашего сознания

1 Козьмин Валерий Семенович, e-mail: VSKOZMIN@MAIL.RU 68

мыслить и действовать в системе определенных разумных норм, методологических принципов и логических предписаний для мышления в процессе научного познания. В этом аспекте рациональность рассматривается как концептуальное осмысление способности теоретического мышления к практически ориентированному освоению действительности в научном познании.

Итогом понимания научной рациональности как способа, формы и способности нашего мышления к рациональному освоению мира является ее определение как высшей формы теоретического мышления в системе научного знания и методологической основы для осознанной практической деятельности.

В истории науки, в самом общем плане, можно указать на две основные стадии эволюции рациональной формы мышления.

Первая стадия включает в себя период образования донаучного и раннего («прото научного») видов рациональности на начальных этапах развития знаний о мире природы в истории общества. Вторая стадия охватывает время возникновения научной рациональности в период становления науки как самостоятельного социального института в эпоху Нового времени, и современный период в ее развитии.

Ранней стадии развития рациональной формы мышления соответствуют архаический, античный и средневековый этапы эволюции человеческого сознания.

Архаический этап становления рациональности связан с доминированием мифологического мышления, которое опирается на здравый смысл и стихийное, обыденное сознание и существует в виде наглядных символов и чувственных, фантастических образов реального мира.

В мифологии уже присутствуют зачатки рационального мышления, связанные с попытками выделить первые абстрактные образы и простейшие логические умозаключения, лежащие в основе конкретно-практических, жизненно-важных форм и способах повседневной человеческой деятельности (тотемы, ритуалы, табу). Классификация и логический анализ пространственных и временных связей явлений, в силу еще слабого развития абстрактных понятий, осуществлялся на основе простейшей логической схеме - «от конкретного к абстрактному». На этом

этапе происходит фиксирование чувственно-наглядных,

синкретических образов мира явлений и причинно-

1

следственного характера связей между ними .

Античный этап эволюции рациональной формы мышления соответствует времени преобразования мифа в Логос и мифологического образа - в понятие как новой, более высокой формы существования идеальных мыслительных образов. На этом этапе в мышлении возникает «посредник» в виде «образа-понятия», который представлен в виде символа. Любой миф может быть представлен как символ, отражающий идейную образность вещи2.

На смену мифологии в античной цивилизации приходит философия как концептуальная система знания. Первые философские концепции как теоретические формы организации знания еще во многом наполнены мифологическим содержанием и, поэтому, могут быть представлены в виде, так называемых, «мифологем». Это -«мифологема Космоса» как воплощения божественного Логоса, «мифологема Судьбы» как неотвратимого рока и предопределенного будущего, «мифологема Эроса» как мистической связи между Небом и Землей и т.п3.

Средневековый этап в эволюции рациональной формы мышления характеризуется господством религиозного подхода к решению проблемы познании мира и поиска истины. Рациональное в мышлении получает воплощение в теологии как форме систематизации религиозного знания на основе господства схоластического стиля мышления. Значительное развитие получает формальная логика как наследие античной логики Аристотеля. Преобладает, так называемое, «квазинаучное» знание в виде астрологии, алхимии, нумерологии, кабалистики. Главная цель - это теоретическое оформление, по своей сути ложной, идеи: «философский камень», «магия чисел», предсказание будущего по конфигурации созвездий и т.п. Тео-

1 Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М.: 1976, Фролов Б. А. Астральные мифы и рисунки. //Очерки истории естественнонаучных знаний в древности. М.: 1982

2 Лосев А.Ф. Мифология греков и римлян. М.: Мысль, 1996

3 Гачев Г. Национальные образы мира: Космо-Психо-Логос. М.: Прогресс-Культура, 1995; Горан В.П. Древнегреческая мифологема Судьбы. Л.: Наука, 1990

ретической основой для систематизации конкретных результатов исследовании природы в схоластике становится религиозная картина мироздания на основе веры в существование образа божественного центра.

Вторая стадия эволюции рационального мышления охватывает время от возникновения науки в эпоху Нового времени вплоть до современного периода в ее развитии. В современной философии науки данный этап связывается со временем возникновения научной рациональности как основания научного мышления, теоретического и эмпирического уровней исследования. Главным источником развития научного знания в истории науки становятся научные революции, которые ведут к смене научных парадигм и появлению «классического, неклассического и пост неклассического» исторических типов научной рациональности1.

Классический тип научной рациональности появляется в эпоху Нового времени в результате замены аристотелевской «парадигмы» на новую «гелиоцентрическую и механистическую» картину мироздания.

Успехи классической науки приводят к формированию убежденности ученых в ведущей роли разума в научном исследовании как единственной основы для получения ясного и логически обоснованного знания, в противоположность чувственному, стихийному началу. Данный подход получил отражение в противопоставлении линий «сенсуализма и рационализма» в гносеологии и в соотношении теоретического и эмпирического уровней в научном познании. Ведущими проблемами становятся анализ содержания теоретического и эмпирического знания, поиск универсальных законов и главного метода исследования, к которым сводятся все остальные законы и методы. В философии науки в решении проблемы взаимосвязи конкретных наук широко используется такой подход, как «ре-2

дукционизм» .

Возникновение неклассического типа научной рациональности - это результат новой научной революции на границе Х1Х-ХХ веков, которая привела к формированию новой релятивистской картины мира. (А. Эйнштейн, Э. Ре-

1 Степин В.С. Философия науки: Общие проблемы. М.: 2004

2 Никифоров А.Л. Философия и история науки. М.: Идея-Пресс, 2008

зерфорд). Ведущими установками рационального мышления становятся идеи о неразрывности субъекта и объекта познания, сложной системной организации материи, принципы дополнительности, неопределенности, эволюционный подход и т.д. Формируются тенденции к объяснению природы сознания на основе изучения роли и влияния бессознательного и иррационального начал на жизнь человека и общества. (А. Шопенгауэр, А. Бергсон, З. Фрейд, Н. Гартман и др.).

Современный (пост неклассический) этап развития науки определяется характером новейшей научной революции на рубеже ХХ-ХХ1 веков. Формируется новая концептуальная синергетическая картина мира на базе современных научных подходов и использования передовых (биологических, нано-, когнитивных и информационно-компьютерных») технологий. Возникает новый современный тип научной рациональности, связанный с решением проблемы учета взаимосвязи ее логико-рациональной основы с историко-культурными, социальными и субъективными факторами в процессе научного познания. В современной философии науки научная рациональность рассматривается лишь как одна из многих форм мышления в истории человеческого познания. Этот взгляд на природу научной рациональности находит выражение в концепциях «методологического анархизма» П. Фейерабенда, «неявного знания» М. Полани и др.1

В исследовании природы рациональной формы мышления важное место занимает проблема выделения ее всеобщих критериев.

Рациональность имеет свои специфические характеристики, связанные с целесообразностью, целенаправленностью, ясностью, пользой и надежностью мыслительного процесса на пути превращения реальных объектов человеческой деятельности в идеальные формы мышления. Рациональным является не любое мысленное конструирование идеальных объектов (вне рациональное и иррациональное) в сознании, а лишь то, что отвечает определенным требованиям, стандартам и критериям. Понятие рациональности представляет собой форму концептуально-дискурсивного понимания мира, в котором

1 Голубинцев В.О. Философия науки. - Ростов н/Д - Ростов: Феникс, 2008

72

присутствует определенная логика рассуждения на основе символов, понятий и смыслов, отражающая исторические, социальные и практические стороны рационального содержания в развитии человеческого мышления.

В качестве всеобщих (инвариантных) критериев рациональности на всех этапах ее генезиса и эволюции можно выделить: логический (рассудочный), понятийный (разумный) и концептуальный (ценностно-смысловой) аспекты. Научная рациональность как высшая ступень развития теоретического мышления является выражением теоретического синтеза указанных атрибутивных критериев рационального в научном познании.

Логический аспект как всеобщий критерий рационального связан с указанием на последовательный, схематический, правильный, целенаправленный и соразмеренный характер человеческого мышления и реализуется в знаково-символическом и формализованном виде.

Логическое в мышлении - это атрибут рассудочного уровня мыслительной деятельности. Он выражает способность мышления оперировать логическими символами и знаками как его носителями, правильно классифицировать факты и явления, приводить их в определенную систему. Символы являются способом выражением отношения человека ко времени и пространству своего существования и демонстрацией единства предметного образа, его структуры и глубинного смысла явления.

В логическом аспекте рациональность является одним из оснований для логических процедур в нашем мышлении, которые можно представить в виде конкретной структурно-логической схемы: «цель - средство - результат». В данной схеме выражается целенаправленность, целесообразность и последовательность рационального мышления.

Понятийное в мышлении - это атрибут мыслительной деятельности на уровне разума. Оно служит всеобщим критерием оценки абстрактного в мышлении в форме конкретных понятий, которые являются его носителями.

Понятийное в мышлении возможно только на основе связи разумного и рассудочного уровней в рациональном мышлении. Сущность разума или разумности заключается в его способности к целеполаганию и непосредственному

«схватыванию» в понятиях единство противоположностей, которые рассудок разводит в стороны друг от друга. Цель разума состоит в открытии абсолютного и бесконечного, тогда, как рассудок познает все относительное и конечное. Разум, опираясь на рассудок, выступает как творческая познавательная деятельность, раскрывающая сущность явлений. Человеческое мышление, опираясь на разум, обладает способностью синтезировать результаты познавательной деятельности в форме понятий, что позволяет ему преодолевать ограниченность формальнологического подхода и выходить за пределы сложившихся систем знания.

Мышление в понятиях - это способ оперирования абстрактными, идеальными образами в форме понятий, целью которого является познание сущности предметов в виде знания их общих, специфических свойств и связей. Это позволяет человеческому мышлению оперировать не только внешними значениями и признаками явлений, но и их сущностью, фиксировать их причинно-следственные связи и закреплять их в понятиях как общезначимых единицах мышления.

Концептуальное или ценностно-смысловой аспект рациональной формы мышления - это атрибут мыслительной деятельности на уровне систематизации понятий, представленный с помощью процедуры выявления смысла и ценностного основания в их содержании. Его носителем и формой существования являются «концепты (или смыслы), дающие свое имя «концепции» как форме системной организации содержания рационального мышления.

«Концепт» - это содержание понятия, его смысл. «Концепция» - это определенный способ понимания, трактовки какого-либо явления, основная точка зрения на предмет, ведущий замысел, руководящая идея для их систематического освещения и учение1. Концепт как термин, понятие дает наименование определенной концепции: «натурфилософская концепция атома», «биологическая концепция эволюции живой природы» и т. п.

1 Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1983.

Концептуальный аспект рационального в мышлении неразрывно связан с его ценностным содержанием. Ценность - это указание на существование определенного позитивного идеала (образа) в мышлении. Она выполняет роль критерия мышления в процессе утилитарной оценке эффективности, полезности и пригодности данного конкретного понятия, предмета, способа действия и инструментария для реализации конкретного замысла научного исследования или практической деятельности.

Итак, выделение логического, понятийного и концептуального аспектов в качестве всеобщих критериев рационального мышлении позволяет представить его как форму, способ и способность человека к теоретическому отражению мира в ходе научного познания.

Природа научной рациональности является выражением противоречивого единства таких противоположных аспектов в ее содержании, как объективное и субъективное, историческое и логическое, духовное (теоретическое) и материальное (практическое). Диалектический подход к разрешению данных противоречий служит источником развития научного знания, а метафизическая абсолютизация одной из сторон в их взаимодействии ведет к ошибкам и трудностям в процессе мышления.

Соотношение субъективного и объективного аспектов в научном мышлении связано с оценкой направленности субъекта познавательного процесса на объект исследования.

В основе метафизической абсолютизации объекта познания лежит убеждение в негативном влиянии чувственного, эмоционально-личностного начала на сам процесс познания. Его результатом является «объективизм» в мышлении, который ведет к игнорированию роли личностного, творческого начала в ходе исследования. Этот подход был представлен в философии науки в концепции «позитивной науки» О. Конта. Абсолютизация субъективного начала в познании ведет к преувеличению влияния личности и особенностей ее сознания на ход исследования, что нашло проявление в философии и науке в виде в таких течениях, как «субъективизм» и «волюнтаризм» в «философии жизни» А. Бергсона, «психоанализе» З. Фрейда, «экономии мышления» Р. Авенариуса и др.

Соотношение логического и исторического аспектов в научном мышлении отражает взаимосвязь логических форм мышления и их нового, исторического содержания.

Метафизическая абсолютизация логического аспекта мышления и роли логико-формального, аналитического подхода приводит к «формализму» и «логицизму» в познании. В философии науки это подход был реализован в «логическом позитивизме» Б.Рассела, Л.Витгенштейна, Р.Карнапа. Абсолютизация исторического и культурного аспекта в научном исследовании связана с убеждением ученых в решающей роли научных революций в процессе динамики и роста научного знания и для в смены исторических типов научной рациональности. В философии науки это получило отражение в концепции исторического релятивизма К. Поппера, Т. Куна, И. Лакатоса, П. Фей-ерабенда1.

Соотношение теоретического и практического аспектов в научном мышлении выражает особенности взаимосвязи в его содержании духовного и материального факторов. Метафизическая абсолютизация роли материальной, производственной и научно-технической деятельности, недооценка роли фундаментальных, теоретических исследований как бесплодных и оторванных от жизни находит проявление в таких мировоззренческих установках, как «техницизм, вещизм, утилитаризм». В массовой культуре распространяются идеи «анти сциентизма» и «технофобии». Абсолютизация же духовного аспекта в чувственно-практической деятельности ведет к взгляду на научное познание как область «чистого мышления», к отрыву теории от практики. т.е. к идеализму.

Разрешение противоречий объективного и субъективного, логического и исторического, духовного и материального факторов в содержании научной рациональности являются реальной основой для динамики и роста научного знания.

Научная рациональность возникает вместе с наукой и служит критерием, обоснованием и источником развития содержания рационального мышления, его способности отражать мир с помощью человеческого разума на уровне теоретического познания.

1 Философия науки. \Под ред. А.И. Липкина, - М.: Эксмо, 2007.

76

В.С. Козьмин. Научная рациональность как форма мышления в истории и философии науки. Предметом исследования является научная рациональность как высшая форма теоретического мышления.

Рассматриваются основные подходы к понятию научной рациональности как способности нашего мышления к рациональному освоению мира. Выделяются основные исторические стадии развития рационального мышления.

Исследуются всеобщие критерии рационального мышления. Рассматривается использование диалектического подхода к разрешению основных противоречий в научной рациональности.

Ключевые слова: Концепт. Концепция. Наука. Научная рациональность. Научное мышление. Рациональное мышление. Философия науки.

V.S Kozmin. Scientific rationality as a form thinking in the history and philosophy of science. The subject of research is of scientific rationality as the highest form of the theoretical thinking.

Examines the main approaches to the concept of scientific rationality as the ability of our thinking to rational development of the world. Singles out the main historical stages of development of rational thinking

Explores the universal criteria of rational thinking. Discusses to use of a dialectical approach to the resolution of the basic contradictions of scientific rationality.

Key words: Concept. Conceptuality. Science. Scientific rationality. Scientific thinking. Rational thinking. Philosophy of science.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.