Научная статья на тему 'НАУЧНАЯ ОСНОВА ВЫБОРА ГИДРОГЕОХИМИЧЕСКИХ КРИТЕРИЕВ КОНТРОЛЯ И РЕГУЛИРОВАНИЯ РАЗРАБОТКИ ЗАЛЕЖЕЙ НЕФТИ ЮЖНО-КАСПИЙСКОЙ ВПАДИНЫ ПРИ ИХ ЗАВОДНЕНИИ МОРСКОЙ ВОДОЙ (НА ПРИМЕРЕ МЕСТОРОЖДЕНИЯ "ГЮНЕШЛИ")'

НАУЧНАЯ ОСНОВА ВЫБОРА ГИДРОГЕОХИМИЧЕСКИХ КРИТЕРИЕВ КОНТРОЛЯ И РЕГУЛИРОВАНИЯ РАЗРАБОТКИ ЗАЛЕЖЕЙ НЕФТИ ЮЖНО-КАСПИЙСКОЙ ВПАДИНЫ ПРИ ИХ ЗАВОДНЕНИИ МОРСКОЙ ВОДОЙ (НА ПРИМЕРЕ МЕСТОРОЖДЕНИЯ "ГЮНЕШЛИ") Текст научной статьи по специальности «Науки о Земле и смежные экологические науки»

45
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГИДРОГЕОХИМИЧЕСКИЕ КРИТЕРИИ КОНТРОЛЯ / HYDROGEOCHEMICAL CRITERIA OF CONTROL / НЕФТЯНАЯ ЗАЛЕЖЬ / OIL FIELD

Аннотация научной статьи по наукам о Земле и смежным экологическим наукам, автор научной работы — Исмайлов Ф.С., Гаджиев Ф.М.

Рассматривается проблема повышения эффективности добычи остаточных извлекаемых запасов нефти с использованием соответствующих геолого-технических мероприятий и технологии усовершенствования системы заводнения, разработки эффективного метода контроля и регулирования такого процесса. Отражены результаты специальных гидрогеохимических исследований смеси пластовой и морской воды для повышения эффективности разработки залежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о Земле и смежным экологическим наукам , автор научной работы — Исмайлов Ф.С., Гаджиев Ф.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Scientific choice of hydrogeochemical criteria for control and regulation of oil development deposits in the Southern-Caspian hollow during their sea water watering (on the Gyuneshli field example)

The problem of efficiency increasing for residual oil stocks production with using of the relevant geologic-technical activities and watering system improvement technologies, development of an effective control method and regulation of watering process is considered. Results of special hydrogeochemical researches of reservoir and sea water mix for efficiency increasing of a reservoir development are given.

Текст научной работы на тему «НАУЧНАЯ ОСНОВА ВЫБОРА ГИДРОГЕОХИМИЧЕСКИХ КРИТЕРИЕВ КОНТРОЛЯ И РЕГУЛИРОВАНИЯ РАЗРАБОТКИ ЗАЛЕЖЕЙ НЕФТИ ЮЖНО-КАСПИЙСКОЙ ВПАДИНЫ ПРИ ИХ ЗАВОДНЕНИИ МОРСКОЙ ВОДОЙ (НА ПРИМЕРЕ МЕСТОРОЖДЕНИЯ "ГЮНЕШЛИ")»

НАУЧНАЯ ОСНОВА ВЫБОРА ГИДРОГЕОХИМИЧЕСКИХ КРИТЕРИЕВ КОНТРОЛЯ И РЕГУЛИРОВАНИЯ РАЗРАБОТКИ ЗАЛЕЖЕЙ НЕФТИ ЮЖНОКАСПИЙСКОЙ ВПАДИНЫ ПРИ ИХ ЗАВОДНЕНИИ МОРСКОЙ ВОДОЙ (НА ПРИМЕРЕ МЕСТОРОЖДЕНИЯ «ГЮНЕШЛИ»)

Ф.С. Исмайлов, Ф.М. Гаджиев НИПИнефтегаз ГНКАР, Баку, Республика Азербайджан E-mail: office.ogpi@socar.az

В настоящее время основная часть добываемой ПО «Азнефть» нефти приходится на долю месторождения «Гюнешли», расположенного в Азербайджанском секторе Каспийского моря и введенного в промышленную разработку в 1985 г.

С начала разработки до 2009 г. из залежи свиты «Перерыва» (СП), которая является основным объектом добычи нефти, извлечено около 160 млн т жидкости (147 млн т нефти и 12.5 млн т воды) и закачено в нее для поддержания пластового давления 28 млн т морской воды. Нефтепромыслово-гидрогеологические исследования месторождения «Гюнешли», проведенные в 2010 г., показали высокую степень обводненности залежи СП, обусловленную ее интенсивной разработкой и низкой компенсацией добываемой жидкости нагнетаемой водой, которая не превышала 17.5%, в результате чего пластовое давление снизилось на 50%. В центральной части залежи пластовое давление опустилось ниже давления насыщения газа, и скважины перешли на фонтанирование газом или прекратили фонтанировать нефтью.

Анализ текущих состояний разработки залежи СП показывает, что без соответствующих геолого-технических мероприятий и усовершенствования системы заводнения повысить эффективность добычи остаточных извлекаемых запасов невозможно. Поэтому возникла необходимость предусмотреть закачку в СП более 16 тыс. м3/сут морской воды Каспия, что превышает объем добычи жидкости (15.5 тыс. м3/сут), и разработать эффективный метод контроля и регулирования процесса заводнения.

Заводнения залежей нефти, начавшиеся в 1933 г. в США, в 1942 г. в Казахстане и в 1947 г. в Азербайджане являются широко распространенными методами повышения нефтеотдачи пластов. Эффективность заводнения зависит в значительной степени от применяемых методов контроля и регулирования, среди которых гидрогеохимический является одним из основных.

Гидрогеохимический метод контроля процесса заводнения залежей нефти впервые был разработан и применен Ш.Ф. Мехтиевым, А.Р. Ахундовым, Е.А. Ворошиловым в 1969 г. в Азербайджане, А.М. Никаноровым, А.Н. Шалаевым и др. в 1973 г. на Северном Кавказе. Исходными материалами для разработки метода служили результаты химических анализов смесей различных жестких, щелочных пластовых вод с закачиваемыми морскими, пластовыми, озерными, речными водами и нефтепромысловые геолого-гидрогеологические данные, позволившие подсчитать скорости движения воды, определить зону охвата закачиваемой водой залежи, осадкообразование при смешивании пластовых и закачиваемых вод, а также ряд других вопросов разработки. Однако работы вышеуказанных и других исследователей показывают, что химические составы смесей различных вод значительно отличаются друг от друга и зависят от объемного соотношения и условия смешивания и др. показателей.

А.Р. Ахундовым, Ш.Ф. Мехтиевым, У.Ш. Мехтиевым и М.З. Рачинским на примере нефтяных месторождений Апшеронского нефтегазоносного района (Балаханы-Сабунчи-Рамана, Сураханы, Бибиэйбат, Гала, Бинагади, Пираллахи, Бузовна-Маштаги и др.) показано, что полученные результаты не корректно применять для контроля и регулирования процесса разработки других, особенно вновь открытых, залежей, отличающихся своими геолого-гидрогеологическими условиями от вышеуказанных.

Поэтому для повышения эффективности разработки залежи СП месторождения «Гюнешли» возникла необходимость проведения специальных гидрогеохимических исследований смеси пластовой и морской воды Каспия по выбору и научному обоснованию критериев контроля и регулирования процесса заводнения.

Известно, что на морских нефтегазоконденсатных месторождениях Азербайджанской Республики, в том числе по залежи нефти СП месторождения «Гюнешли», при осуществлении искусственного воздействия в качестве рабочего агента для заводнения применяется вода Каспийского моря.

Химические составы морской Каспийской и пластовой воды основного объекта разработки месторождения «Гюнешли» СП нижнего плиоцена значительно отличаются друг от друга.

Закачиваемая в СП вода Каспийского моря относится по классификации В.А. Сулина к сульфатно-натриевому (СН) типу с минерализацией 12.9 г/л и содержит (г/л): Ш+ + К+ - 3.29, Са+2 - 0.36; М§2+ - 0.66; С1- - 5.17; БО^" - 3.05; НСО3" - 0.21; СОз2-

- 0.05; ЯСОО- - 0.1; НВ4О7- - 0.04. По характеристике Пальмера I соленость воды (81) составляет 66.43, II соленость воды (82) - 30.79, II щелочность (А2) - 2.78 %-экв, коэффициент г№/гС1 - 0.98.

Пластовая вода СП по классификации В.А. Сулина относится к гидрокарбонатно-натриевому типу (ГКН) с минерализацией 36.2 г/л. Содержание основных компонентов составляет (г/л): Ш+ + К+ - 12.22, Са+2 - 0.05; М§2+ - 0.1; С1- - 13.9; 8О42- - 0.5; НСОз- - 5.3; СО32- - 0.96; ЯСОО- - 2.5; НВ4О7- - 0.7. По Пальмеру I соленость воды (81) составляет 74.2, I щелочность - (А1) - 23.8, II щелочность (А2) - 2.0 %-экв, коэффициент гКа/гС1 = 1.36.

Для определения характера происходящих процессов при смешивании пластовой и морской вод были проведены лабораторные исследования химического состава смеси пластовой воды СП с морской Каспийской в различных соотношениях. Согласно результатам исследования, при наличии в смеси воды Каспийского моря в объеме 80% и более она, так же как морская вода Каспия, относилась к СН-типу. По характеристике Пальмера смешанная вода была жесткая со второй соленостью 9.37 -18.80 %-экв. При уменьшении указанной доли морской воды Каспия в смеси тип смешанной воды менялся с СН на ГКН. С увеличением доли пластовой воды в смеси до 20% жесткость уменьшалась от 18.8 до 9.37 %-экв; дальнейшее увеличение в смеси содержания пластовой воды ~до 25% приводило к уменьшению второй солености (82) до нуля и появлению в смеси первой щелочности (А1), которая возрастала от 3.5 %-экв при содержании в смеси пластовой воды 30% и до 23.1 %-экв -при 90%. По мере увеличения доли пластовой воды в смеси от 10 до 90% степень минерализация последних возрастала от 15.3 до 32.9 г/л.

Сопоставление минерализации, содержаний отдельных компонентов и характеристик смесей вод, полученных в лабораторных испытаниях с соответствующими теоретически рассчитанными их значениями, показало, что они отличаются друг от друга. Для выявления причин и природы отклонений (ошибок) содержания отдельных ионов в смесях от соответствующих теоретически рассчитанных их значений был осуществлен статистический анализ отклонений. По результатам статистического анализа, особенно по среднему значению отклонений (ошибок), выделяются две группы ионов. В первую группу входят анионы С1-, 8О42-, ЯСОО- и НВ4О7-, которые характеризуются средним отклонением от - 0.11 (С1-) до 0.73 (ЯСОО$-),

- 2- 2+ 2+ во вторую - анионы НСО3", СО3 " и катионы Са и М§ со средним отклонением от -

8.91 (НСО3-) до 3.3 (СО32-). Относительно небольшие и разнонаправленные отклонения

содержания ионов С1-, БО42", ЯСОО" и НБ4О7" от теоретически рассчитанных их значений

позволяют отнести их к случайным, а довольно значительные однонаправленные

2+ 2+ 2-уменьшения содержания ионов Са , М§ , НСО3 и увеличения СО3 " - к

систематическим ошибкам. Случайные ошибки связаны с точностью определения ионов,

- 2-

систематические - с химическими реакциями между анионами НСО3, СО3 " и катионами Са2+ и М§2+, в результате которых происходит выпадение в осадок карбоната кальция, магния и выделение СО32-. Наибольшее отклонение фактического содержания ионов Са2+ и НСО3- отмечается в смеси морской и пластовой воды, соотношением от 30 : 70 до 70 : 30%, где фактическая концентрация иона Са2+ меньше теоретически рассчитанной на 95^ 166 мг/л (4.75 - 8.3 мг-экв/л), иона НСО3- на 395 - 743 мг/л (6.5 - 12.2 мг-экв/л). При этом, по мере увеличения в смеси доли пластовой воды от 10 до 40 %, содержание в смеси СО32- несколько уменьшается (19^77 мг/л - 0.3^1.3 мг-экв/л), выше 40% - возрастает и в смеси пластовой и морской воды в соотношениях 50 : 50 составляет 336 мг/л (11.0 мг-экв/л), 60 : 40 - 115 мг/л (1.9 мг-экв/л), 70 : 30 - 215 мг/л (3.6 мг-экв/л), 80 : 20 - 242 мг/л (4.0 мг-экв/л) и 90 : 10 - 211 мг/л (3.5 мг-экв/л), что связано с разложением образующихся гидрокарбонатов щелочноземельных металлов - Са(НСО3)2 и М§(НСО3)2 на СО3 , Н2О и нерастворимых

в воде карбонатов СаСО3, М§СО3 . В результате происходит уменьшение в смеси

2+ 2+ - 2-содержания ионов Са , М§ , НСО3 и увеличение - концентрации СО3 ".

Осаждение солей происходит в основном при смешивании пластовой и морской

воды, в процентных объемных соотношениях от 70 : 30 до 40 : 60 соответственно. При

этом наибольшее количество карбонатов щелочноземельных металлов, отмеченное на

уровне 0.9-1.0 г/л, осаждается при смешивании пластовой воды с морской, в процентных

объемных соотношениях 60 : 40 и 50:50 соответственно.

На основе установленной закономерности изменения содержания иона хлора при

смешивании пластовой воды СП месторождения «Гюнешли» с водой Каспийского моря в

различных объемных соотношениях составлена номограмма для определения

процентного объемного соотношения их смешивания, представленная на рисунке.

На оси ординат с правой стороны отмечается точка А, соответствующая

содержанию иона хлора в пластовой воде (в данном случае в пластовой воде СП

месторождения «Гюнешли» - 36.2 г/л), которая соединяется с точкой М -соответствующей содержанию иона хлора в воде Каспийского моря (5.2 г/л) на оси ординат с левой стороны. Далее, с точек С1, С2 и т.д. на оси ординат, соответствующих содержанию иона хлора в смешанной воде (так, например, при С1 = 9.7, С2 = 7.8 г/л), проводится параллельная оси абсцисс линия до ее пересечения с предыдущей линией АМ, и из точки пересечения этих линий с линией АМ (С1 , С '2 ) опускается перпендикуляр к оси абсцисс. Точка пересечения перпендикуляров С1'О1 и С 2О2, с осью абсцисс (О1, О2) соответствует процентному объемному соотношению смешиваемых вод: в приводимых случаях точка О1 соответствует смешиванию пластовой воды СП с морской в соотношениях 50 : 50, а точка О2 - в соотношениях 30 : 70.

Выводы:

- по мере увеличения процентной доли морской воды в смеси происходит

2+ 2+ 2- 2-увеличение содержания ионов Са , М§ , 8О4", СО3 " с одновременным

уменьшением концентрации ионов Ш+ + К+, С1-, НСО3-, ЯСОО-, НВ4О7-. Такая

направленность изменения содержания вышеуказанных ионов химического состава смеси

является надежным показателем влияния закачиваемой воды Каспийского моря в СП

месторождения «Гюнешли»;

- смесь пластовой воды СП месторождения «Гюнешли» с морской Каспийской не стабильна;

- наибольшее количество выпадающих в осадок карбонатов щелочноземельных металлов в количестве ~1 г/л отмечается в смеси пластовой воды СП и морской Каспийской в соотношениях 50 : 50 и 60 : 40;

- изменение содержания иона С1- в смешанной воде является надежным критерием определения доли пластовой и морской воды в обводненных скважинах и зоны охвата залежи нефти СП закачиваемой водой Каспия;

пластовая 0 10 20 30 40 50 60 70 80 90 100

Рис. Номограмма определения процентного объемного соотношения смешивания пластовой воды СП месторождения "Гюнешли" с водой Каспийского моря

по изменению содержания иона С1

результаты проведенных гидрогеохимических исследований могут быть использованы для контроля и регулирования процесса заводнения других залежей (месторождений) Южно-Каспийской впадины морской водой (Глубоководная часть Гюнешли, Чыраг, Азери и др.);

- составленная номограмма позволяет определить процентную долю морской воды Каспия в смешанной с достаточно высокой точностью и может быть использована для контроля и регулирования процесса разработки других месторождений ЮжноКаспийской впадины.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ахундов А.Р., Мехтиев У.Ш., Рачинский М.З. Справочник по подземным водам нефтегазовых и газоконденсатных месторождений Азербайджана. Баку: Маариф, 1976. 327 с.

2. Карцев А.А., Никаноров А.М. Нефтегазопромысловая гидрогеология. М: Недра, 1983. 200 с.

3. Карцев А.А., Вагин С.Б., Шугрин В.П., Брагин Ю.И. Нефтегазовая гидрогеология. М.: Нефть и газ, 2001. 258 с.

4. Мехтиев Ш.Ф., Ахундов А.Р., Ворошилов Е.А. Влияние искусственного заводнения на гидрохимию нефтяного пласта. Баку: Маариф, 1969. 343 с.

5. Мехтиев Ш.Ф., Ахундов А.Р., Ворошилов Е.А. Практические вопросы нефтепромысловой гидрогеологии. Баку: Элм, 1975. 186 с.

6. Венецкий И.Г., Кильдишев Г.С. Теория вероятностей и математическая статистика. М.: Статистика, 1975. 264 с.

7. ТейлорДж. Введение в теорию ошибок: пер. с англ. М.: Мир, 1985. 271 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.