Научная статья на тему 'Научная несостоятельность современной экономической теории'

Научная несостоятельность современной экономической теории Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
814
192
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НРАВСТВЕННОСТЬ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ / ТИПЫ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ / МАТЕРИАЛИЗМ / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР / МЕТАФИЗИЧНОСТЬ ЯВЛЕНИЙ / ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ / MORALITY / ECONOMIC THEORY / TYPES OF ECONOMIC ACTIVITY / MATERIALISM / HUMAN FACTOR / METAPHYSICAL CHARACTER OF PHENOMENA / SPIRITUAL VALUES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Швецов Ю.Г.

В статье дескриптивно опровергается прочно укоренившаяся в социуме доминанта о том, что экономикс — это наука. Обосновывается ущербность теоретической платформы рыночного хозяйства, доказывается необходимость переосмысления всех ее методологических принципов. Верифицируется, что метафизичность явлений, сопровождающих процесс материального производства, имеет под собой объективную основу и является необходимой составной частью экономики

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Scientific inconsistency of contemporary economic theory (Russia, Barnaul)

The article refutes a well-rooted general understanding of economics as science, shows the deficiency of this theoretical foundation of the market economy, and stresses the need to reconsider its methodological principles. The author argues that metaphysical phenomena that accompany the process of material production have an objective foundation and should be seen as a constituent part of economics

Текст научной работы на тему «Научная несостоятельность современной экономической теории»

Отвечая на вопрос, сформулированный в названии темы статьи, мы пришли к пониманию, что экономика является и наукой, и искусством, а точнее их синтезом, поскольку должна опираться как на потенциал фундаментальной экономической науки, так и на прикладные экономические знания.

Становится невозможным изучение явлений хозяйственной деятельности индивида и общества, опираясь только на рациональные методы научного познания, которые являются слишком «грубым» инструментом постижения смысла хозяйствования. В то же время, мастерство ведения хозяйства, опирающееся только на практический опыт, не дает полной картины изучаемой экономической реальности. Это связа-

_______ФИЛОСОФИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ ^ Д

но, прежде всего, со слабым методологическим аппаратом, невозможностью создания реалистичной модели развития события. В период парадигмального перехода, который происходит в современном экономическом знании, экономика как искусство и экономика как наука должны объединить свои усилия и выступать как части одного единого метода, в котором результаты научных исследований должны служить основой для выработки рекомендаций и мер для совершенствования хозяйственной сферы.

Такой подход позволяет преодолеть множество искусственных дихотомий, имеющихся в сфере экономики: противостояние теоретического и эмпирического, рационального и нерационального, микро и макроуровней знаний.

Литература

1. Shiller R. J. «Is Economics a Science? «. URL: http://www.project-syndicatentary/robert-j--shiNeron-whether-he-is-a-sdentist.

2. David Colander. The Lost Art of Economics // Journal of Economic Perspectives; Summer 92, Vol. 6 Issue 3, p191-198, 8p, 1992.

3. Экономика как искусство: методологические вопросы применения экономической теории в прикладных социально-экономических исследованиях / Отв. ред. О.И. Ананьин. — М.: Наука , 2008.

4. Ксенофонт. Домострой // Ксенофонт. Воспоминания о Сократе. — М.: Наука, 1993.

5. Аристотель. Политика // Аристотель. Собр. Соч. в 4 т. Т. 4. — М.: Мысль, 1983.

6. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. — М.: Соцэкгиз, 1962.

7. Алле М. Экономика как наука. — М., 1995.

8. Ильин В.В. Критерии научности знания. — М., 1989.

9. Макконнелл К.Р, Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика. — М.: ИНФРА-М, 1999.

10. Милль Д.С. Об определении предмета политической экономии и о методе исследования, свойственном ей // Философия экономики. Антология. — М.: Изд-во Ин-та Гайдара, 2012.

11. Милль Д.С. Система логики силлогистической и индуктивной: Изложение принципов доказательства в связи с методами научного исследования. — М.: ЛЕНАНД, 2011.

12. Менгер К. Исследования о методах социальных наук и политической экономии в особенности // Менгер К. Избр. работы. — М.: Изд. дом «Территория будущего», 2005.

13. Маршалл А. Принципы экономической науки. — М.: Прогресс, 1993. Т. 1 — 3.

14. Вальрас Л. Элементы чистой политической экономии. — М.: Изограф, 2000.

15. Кейнс Д. Невиль. Предмет и метод политической экономии. — М., 1899.

НАУЧНАЯ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

Ю.Г. Швецов,

заведующий кафедрой экономики и финансов Алтайской академии экономики и права (г. Барнаул),

доктор экономических наук, профессор yu.shvetsov@mail.ru

В статье дескриптивно опровергается прочно укоренившаяся в социуме доминанта о том, что экономике — это наука. Обосновывается ущербность теоретической платформы рыночного хозяйства, доказывается необходимость переосмысления всех ее методологических принципов. Верифицируется, что метафизичность явлений, сопровождающих процесс материального производства, имеет под собой объективную основу и является необходимой составной частью экономики.

Ключевые слова: нравственность, экономическая теория, типы хозяйствования, материализм, человеческий фактор, метафизичность явлений, духовные ценности.

УДК 330.834.1 ББК 65.012.3

Окружающий людей Мир живет по объективным законам, в гармонии со всем существующим, что означает стремление каждой следующей по пути добра Сути к достижению душевного равновесия (раскрытие нравственных начал) и ее непрерывную эволюцию (реализация творческого потенциала). В противоположность гармонии хаос ассоциируется со злом (отрицание этики) и стагнацией в развитии (регрессом). Поэтому любые законы человеческого общежития, если они только не надуманы, закономерно действуют в унисон с Вселенскими, а значит, обязательно включают в себя нравственную компоненту.

Экономика и нравственность: что может быть между ними общего? Первое из этих двух понятий характеризует явление сугубо материальное: процесс товарно-денежного производства как результат взаимодействия хозяйствующих субъектов, выражающийся в объективных макро- и микроэкономических

показателях эффективности их деятельности. Вторая дефиниция всеми традиционно связывается с духовной сферой жизни общества, с определенными этическими нормами поведения людей.

Итак, экономика—это вещественная основа существования индивидуумов, жестко-прагматическая сфера их деятельности, а нравственность есть продукт духовного совершенствования человека, относящийся к области сознания. Экономика — это базис, материальный фундамент, а нравственность — суть надстройка, духовный его сегмент. Тем не менее, как это всегда и бывает в жизни, эти два понятия являются единством противоположностей, не исключающих, а, наоборот, дополняющих и развивающих одно другое.

Законы экономики не могут быть этически выхолощенными; они должны быть неразрывно связаны с внутренним миром личности и его духовно-нравственными ориентирами. Поэтому

53

ФИЛОСОФИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ

экономическая теория в нынешнем виде с ее всецелым неприятием последних, изжила себя и нуждается не просто в ревизии отдельных элементов, а в полном переосмыслении всех методологических принципов.

Однако, все имеющиеся в наличии учения — меркантилизм, физиократия, классицизм, неоклассицизм, марксизм, институционализм, кейнсианство, экономикс, маржинализм и пр. — сходны в главном: считают рынок непременным и безальтернативным стержнем производственных отношений в обществе. Различия же в подходах к генезису и спектральному форматированию капитализма, как и в трактовке их отдельных нюансов, демонстрируемые различными научными школами, на этом фоне выглядят несущественными. Основной порок всех этих, без исключения, теоретических дискурсов заложен в сведении богатства и разнообразия субстанционального бытия человечества до уровня примитивного материализма.

Обратимся, для примера, к недавним публикациям в российских центральных журналах. Так, Б. Рахаев, М. Шомахова, Б. Бизенгин, рассматривая возможность разработки в России «собственного пути развития, отличного от того, которым идут другие страны», представили макет такого маршрута, который, увы, не отличается оригинальностью в сравнении с другими вследствие того, что «эта модель должна основываться — обязательно — на фундаментальных принципах рыночной экономики» [28].

Не оригинален в своих рассуждениях и В. Кудров, заявляя, что «... есть немало людей и за рубежом, и в России, которые хотели бы объявить нынешний кризис на Западе крахом капитализма, однако этот кризис представляется мне стимулом и прологом к рациональному решению проблем развития». Отстаивая неприкосновенность рынка в качестве материального базиса общества, автор усматривает реальную угрозу для него только в том случае, если «экономическая наука в значительной мере может вновь стать пропагандистом примитивной модели государственного насилия над экономикой». А дальше повторяется все тот же тезис, привычно прославляющий систему товарно-денежного обращения и наделяющий ее сверхъестественными способностями. «Не хочу, чтобы читатель воспринял эти мои мысли как отрицание необходимости государственного регулирования. Но не оно является основой механизмов экономической жизни, а именно рынок, всё устанавливают рынок, рыночные механизмы» [17, с. 28, 30-31].

С аналогичных позиций выступает и Ю. Князев «Рынок, — пишет он, — представляет собой бесценный социальный институт, призванный решать общественно важные задачи в экономике посредством саморегулирования». Мировые финансовые кризисы спровоцированы, по мнению автора, практикой «непомерного использования кредитования для ускорения экономического роста», а также ошибочной финансовой стратегией.

Собственно же капиталистический способ производства исследователь сомнениям не подвергает и полагает, что «этот очередной «провал рынка» можно предотвратить только сознательным регулированием со стороны государственных органов, опираясь на классические условия рыночного равновесия и экспертную оценку безопасности отступления от них с учетом современных плюралистических возможностей влияния на кредитно-денежную политику» [12]. Характерно, что, занимая диаметрально противоположные позиции в отношении роли государства в экономике, ни В. Кудров (ярый «рыночник»), ни Ю. Князев (непримиримый «государственник») альтернативы товарно-денежному хозяйству все равно не видят.

В своем другом произведении Ю. Князев, задаваясь дилеммой соотношения справедливости и эффективности в материальном базисе общества, делает вывод о том, что «стремление к экономической справедливости означает сначала бессознательную, а затем и осознанную тягу человека к равным возможностям занятия хозяйственной деятельностью и к такому присвоению ее результатов, которое бы не приводило к закреплению временного имущественного неравенства». Однако, решение проблемы ученый видит не в отказе цивилизации от отжившей формы общественно-экономической формации, а лишь опять же в ее внутренней и внешней реставрации [13].

«Наступает время проанализировать имеющиеся идеи и наполнить экономическую теорию новым содержанием» — интригующе начинает А. Орлов. Однако дальнейшая фабула статьи полностью рассеивает иллюзии относительно заявленной свежести мысли: она почти целиком посвящена опровержению, выполненному, кстати, не совсем убедительно, метода К. Маркса по созданию стоимости на основе труда и рабочего времени, который сам по себе, конечно, всю теорию не охватывает, являясь лишь ее необходимой частью [25].

Т. Койчуев отмечает: «На постсоветском пространстве остро ощущается потребность в экономической науке, способной глубоко осмыслить сущность сложившейся постсоциалистической общественной системы, неадекватность этой системы потребностям общественного прогресса, провести взвешенную, но принципиальную переоценку унаследованных теоретических постулатов и нынешних моделей и ориентиров, разработать пути более успешного развития общества».

Размышляя о требованиях, предъявляемых к такому учению, автор подчеркивает, что существо его должны составлять «размышления действительно свободные, раскованные, дискуссионные. Они не замыкаются в кругу «вечных» положений одной школы, не находятся в плену чисто экономических подходов. Они наполнены философским смыслом...» Но сам автор, к сожалению, не выдвигает какой-либо стройной научной концепции, противостоящей имеющимся доктринам, ограничиваясь поверхностными пространными рассуждениями о неэкономических резонах формирования материального базиса социума, а также о роли политической экономии в составе образовательных дисциплин [15].

Застой в теоретических изысканиях очевиден, и не случайно, уже с 90-х годов прошлого века, прогрессивными учеными всего мира оживленно обсуждаются варианты будущей экономической модели [9; 35; 39]. Крах рыночной экономики для них, в отличие от предыдущих авторов, — факт уже достаточно очевидный. Но вот что характерно. Большинством исследователей в качестве панацеи для выхода из кризиса рекомендуются исключительно превентивные меры, в числе которых ориентация на «перегруппировку сил» в системе мирового хозяйствования, сохранение в явном или неявном виде бинарного сценарного условия: лидеры — аутсайдеры, ставка на новые технологические принципы и совершенные способы экономической деятельности. Однако все предлагаемые новации, даже самые революционные из них, неизменно воспроизводят основополагающий порок рынка — культ материализма.

Так, Е. Балацкий посвящает своеобразный панегирик доктрине самоуничтожающейся системе хозяйствования, в соответствии с которой «необходим переход к глобально регулируемой и тотально планируемой экономике, в которой производство новых благ шло бы параллельно с уничтожением старых материальных ценностей». Эту реформу, однако, подразумевается осуществлять, сохраняя в неизменном виде институт частной собственности со всеми вытекающими из этого отрицательными последствиями, противодействующую направленность которых в конце концов признает и сам автор: «Принцип построения самоуничтожающейся экономики является ключом против кризисов, но он не дает автоматического решения этой вечной проблемы» [2].

П. Кохно, исследуя генезис современных типов хозяйствования, отмечает следующую тенденцию: «Превращение формирования сознания в наиболее выгодный бизнес изменяет сам характер человеческого развития. Если раньше человечество изменяло окружающий мир, то теперь оно перешло к изменению самого себя». И далее: «...идет формирование собственности на знание и информацию, которые становятся нераздельно связаны с теми, кто их производит. Из сказанного следует, что в постиндустриальном обществе социально-классовые различия будут вызваны, прежде всего, различиями в уровне образования людей, а не их отношением к собственности на средства производства».

Резюмируя, ученый делает вывод о том, что «...путь к постиндустриальному обществу как относительно отдаленной цели, очевидно, должен пролегать через смешанную, соци-

54

ально ориентированную экономику, через комбинацию рыночных и нерыночных факторов, конкуренции и содружества, эффективности и справедливости, частных и общих интересов, индивидуальности и коллективности, самоорганизации и организации — этих, хотя и противоречащих друг другу, но не взаимоисключающих сущностей» [16].

Но социально ориентированная экономика невозможна в условиях рынка, комбинация рыночных и нерыночных факторов всегда сводится к превалированию первых над вторыми, там, где есть конкуренция, напрочь отсутствует содружество и т.д. Это не только противоречащие, но всегда и взаимоисключающие сущности, ибо все предыдущие попытки «очеловечения», которых в истории было великое множество, рыночная экономика неизменно либо игнорировала, или отторгала.

Целый ряд известных зарубежных ученых, даже признавая важность этических начал для регулирования производственных процессов, все же сводили их значение к роли своеобразной «примеси» в «растворе» рыночной экономики.

А. Смит полагал, что отдельные индивиды, руководствуясь собственными эгоистическими интересами и пытаясь максимизировать свое личное богатство, направляются объективными законами рынка, под воздействием которых индивидуальные действия людей в конечном счете увеличивают общественное благо [33]. М. Вебер считал, что капитализм основан на важнейших положениях протестантской этики [5].

Г. Шмоллер настаивал на том, что именно государство в условиях рынка способно обеспечить реализацию принципа справедливости в обществе [41], а изучение экономики следует начинать с исследования базовых институтов, формирующих ценности и национальных дух, таких как семья, церковь, соседская община и т.п. [11, с. 169]. Дж. М. Кейнс обосновывал, что компромисс экономической и нравственной сторон жизни есть приоритетная цель государственной политики [10]. К. Дж. Эрроу был убежден, что этические нормы общественного поведения способны компенсировать недостатки рынка [42].

Но реализовать в полной мере нравственные ценности в условиях капиталистического способа производства невозможно, это всегда будет некий суррогат этических начал, приправленных корыстолюбием. Большинство же апологетов рыночной экономики и вовсе отвергали эти начала, рассматривая их исключительно как несбыточную мечту, не имеющую никакой практической значимости. В унисон вторят им и современные российские экономисты. Так, А. Любинин безапелляционно заявляет: «Утопизм представителей домарксовского социализма не имел земных корней и опирался на моральные императивы свободы, равенства и справедливости». [22].

Попытка приблизить прагматизм рыночной экономики к религиозным идеалам была предпринята авторами тоухидной ее модели, в частности, А. Бонисадром [3]. В соответствии с последней, «экономика — это одно из средств сближения с Аллахом, механизм реализации религиозной морали, а не инструмент удовлетворения потребностей человека... Последовательное применение подобных положений на практике открывает путь к отрицанию современных товарно-денежных отношений.

В качестве модели в «Тоухидной экономике» Банисадра выступает идеальное исламское общество, где каждый является собственником средств производства. При этом собственность на последние ограничивается пределами трудовых возможностей каждого человека, а не капитала. Высокий доход, полученный без приложения дополнительного личного труда, неправомерен... Автор видит образцовое исламское общество как мир, где господствует изобилие и отсутствуют государственные границы, и где главной ценностью провозглашается знание».

Теоретическая платформа тоухидной экономики в целом выглядит довольно привлекательно. Однако более детальное с ней знакомство обнаруживает наличие существенных изъянов, которые автоматически переводят заявленные цели в разряд декларативных. Прежде всего, и это главное, реализацию искомой модели предлагается осуществлять в условиях незыб-

________ФИЛОСОФИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ ^ Д

лемости рынка, т.е. путем совмещения несовместимого. Кроме того, данная теория не признает связь частной собственности с товарно-денежным характером производства, основывается на непременной автаркии исламского государства (противопоставлении его остальному миру), проблему эксплуатации труда сводит к несовершенному механизму использования прибавочного продукта и прибавочной стоимости и пр. Концепция тоухидной экономики вводит ее поклонников в заблуждение, ибо обозначенные ею благие цели, подчиненные нравственному императиву, недостижимы предлагаемыми методами, позаимствованными из арсенала отрицаемого на словах капиталистического способа производства.

В ряду критиков рыночной экономики и порождаемого ею общества потребления особое место отводится религиозным деятелям. Однако все их призывы к нравственному совершенствованию, верные в своей основе, тем не менее, объективно не могут быть канонизированы в реалиях товарноденежных отношений. Принципиальная ошибка богословов все того же свойства: в попытке истолковать суть справедливого экономического строя категориями рыночного хозяйствования. Конкретным подтверждением сказанному является разработанный православными священниками перечень нравственных устоев экономической деятельности [32], представляющий из себя на самом деле типичную эклектику благих, верных в своей основе, пожеланий, но ошибочных толкований механизма их реализации на практике.

Призывы церкви к гуманизации человеческих отношений рынок попросту не слышит, методично и целенаправленно сортируя людское сообщество по уровню благосостояния его индивидов. Но если попытки объединения нравственности и экономики, этики и вещизма тщетны, а сам капитализм уже близок к пределу своего существования, остается только один путь развития человеческой цивилизации — сознательного отказа от рыночной экономики в качестве материальной базы социума.

Этот вывод выдвигает необходимость формализации основных параметров ее возможного правопреемника, в связи с чем нельзя не сказать несколько слов о модели экономики, которая, во-первых, является своеобразным антиподом нынешнему рынку, а во-вторых, по ряду своих универсалий наиболее полно соответствует справедливому типу производственных отношений.

Речь идет о социалистической системе хозяйствования, где впервые на практике было реализовано намерение поставить во главу угла воспроизводство человеческой личности. К сожалению, эта попытка потерпела неудачу и прежде всего по причине непродуманности и непоследовательности проводимой в социуме экономической политики.

С одной стороны, в СССР сложилась стройная и эффективная система бесплатного образования и здравоохранения, социальной поддержки населения, создан действенный механизм формирования общественных фондов потребления, задействована мощная индустрия реализации творческого потенциала людей и пр.

С другой стороны, продолжилась порочная практика отношения к человеку как к ресурсу национальной экономики, который нещадно эксплуатировался в целях достижения мифических «державных интересов», т.е. все происходило по принципу: не государство для человека, а наоборот. Были, естественно, и другие крупные просчеты в организации социалистической системы хозяйствования, но вышеотмеченный являлся определяющим и именно он не позволил реализовать верную в своей основе идею нерыночного подхода к формированию материального каркаса общества.

Трудно не согласиться с А.Г. Глинчиковой в том, что «...»ре-альный социализм» рухнул не потому, что общественного интереса как ценности было слишком много, а потому, что революционный запал общественного творчества раннего этапа был почти совершенно вытеснен и искусственно ограничен чисто частным интересом и дискредитирован в ходе последовательного отчуждения граждан от самодеятельного участия в экономической и политической жизни общества [7].

55

ФИЛОСОФИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ______________

В мировом научном, да и не только научном, сообществе отношение к Октябрьской революции крайне противоречивое: в диапазоне от злобно-негативного до восторженно-позитивного. К числу последних, несомненно, относится и известное произведение М. Лифшица [19].

Однако утверждать, что «Октябрьская революция поставила человеческую проблему, которую отвлеченно решали все нравственные системы мира, на реальную историческую почву» [19], явно преждевременно. Более правомерно все-таки определить значение революции 1917 года и последовавшего затем периода социалистического строительства как первую попытку реализовать возможность сплоченности людей на этической основе; хотя и не достигшей поставленной цели, но указавшей на вероятность ее обретения в будущем.

Следует признать: доктрина «экономикс» мало чем отличается от марксистской политэкономии: все та же анархия рынка, к которой личность вынуждена постоянно приноравливаться в форме рационального выбора, о механизме которого исписано тонны литературы. Неоклассическая экономическая теория столь же этически непривлекательна, как и ее основной оппонент, и это хорошо видно из высказывания одного из представителей экономикс, Ф.А. Хайека: «Я не считаю, что получившее широкое хождение понятие «социальной справедливости» описывает какое-то возможное положение дел или хотя бы вообще имеет смысл» [40].

Современная экономика, которой с незапамятных времен уготована участь кальки, фиксирующей перемещение вещественного богатства в сообщающихся сосудах социума, опутанного сетями рынка, загнанного им в тупик, превратилась в настоящий театр абсурда. Так, Нобелевский лауреат Роберт Лукас, нисколько не стесняясь своей позиции, прямо заявляет о цели, которую он преследует в своих исследованиях: «создание механического искусственного мира, населенного взаимодействующими между собой роботами, которых обычно изучает экономика». Экономическая же теория, по его мнению, это лишь то, что «можно поместить в компьютер и прогнать на нем» [43]. Поэтому тысячу раз прав Дж. Кэй, выносящий убийственный вердикт: «Современный экономист — это клинический врач без пациентов, инженер без проектов. И поскольку такие экономисты не занимаются проблемами, стоящими перед реальными компаниями или семьями, клиенты к ним и не приходят» [18, с. 9].

Ортодоксальная неуступчивость теоретиков рыночной экономики насущной необходимости ниспровержения ее догматов, непоследовательность современного богословия в трактовке справедливого экономического базиса бытия и несостоятельность концепции приверженцев социалистической системы хозяйствования, лишь на словах провозглашавших идеалы равенства и братства, обусловливают явственно проявляющееся бессилие современной экономической теории дать импульс дальнейшему совершенствованию общества в рамках существующих производственных отношений.

Важнейший вывод, который закономерно вытекает из результатов анализа литературных источников, заключается в следующем: метафизичность явлений, сопровождающих процесс материального производства, имеет под собой объективную основу и является необходимой составной частью экономики. Рыночный же ее механизм, взращивающий только корыстолюбие участников производственной деятельности,

обусловливает этическую противоестественность такого хозяйственного уклада.

Погоня за количеством анализируемых публикаций в данном случае не имеет никакого смысла, их увеличение никак не повлияет на суммарность сделанных выводов. Материал подборки несет в себе основной спектр наличествующих экономических воззрений и может квалифицироваться как типичный; являясь частью, он тем не менее достоверно отражает свойства общего, т.е. итоги всей совокупности имеющихся исследований. Их ассимиляция фиксируется следующим лапидарным резюме: содержание теоретических изысканий в области экономики научной ценности в себе не заключает, ибо в основе своей имеет набор знаний, во-первых, морально устаревших, а во-вторых, оторванных от общечеловеческих ценностей.

«Любая экономическая теория, которая хочет быть чем-то большим, чем вариационное исчисление с заданными параметрами, и не желает постоянно опровергать себя с помощью оговорки «при прочих равных условиях», уже является некоторой онтологической теорией максимизации существования и ценности в мире...» [14]; но при этом «настоящая наука всегда не окончательна и открыта к пересмотру своих выводов в свете новых данных или нового опыта» [18, с. 11].

Нравственное структурирование экономики — вот путь ее прогрессивного преобразования, в соответствии с которым эффективность производственной деятельности находит свое выражение не в величине абстрактных параметров финансовой состоятельности различных субъектов хозяйствования — прибыли, рентабельности, ВВП и др., — а обретает духовное измерение.

Слова академика Д.С. Львова подтверждают и развивают этот тезис: «Сегодня у общественных деятелей и ученых в разных странах вызревает понимание необходимости смены господствующей экономической доктрины — «Вашингтонского консенсуса» [20], который уводит человечество от решения фундаментальных проблем социального мира на земле, ставит материальное и мертвое выше духовного и живого.

Экономическая наука, которую сегодня столь упорно подталкивают в односторонность либералистской доктрины, не обладает и никогда не будет обладать рецептом построения перспективной экономической политики и финансовой системы, если она не будет основана на началах нравственного возрождения общества. А оно возможно лишь тогда, когда общественное самосознание и опирающаяся на него воля правительства ясно и недвусмысленно обращены в первую очередь на то, чтобы труд и мастерство, воплощенные в них производительные силы нации могли найти полнокровное применение у себя дома, в непосредственно духовно-культурном окружении. Только это в состоянии предотвратить превращение человека в «рабочую силу», покорно ожидающую обмена на мертвые блага животного существования» [20]. Несостоятельность экономической теории, таким образом, является главной причиной несовершенства хозяйственного механизма, многовековое функционирование которого никогда не давало поводов для оптимизма. Напротив, многочисленные и разнообразные по причинам возникновения и формам проявления кризисы в экономическом базисе социума (товарного перепроизводства, на фондовом и валютном рынках, государственного управления и т.п.) провоцируют негативные тенденции и в общественном укладе.

Литература

1. Антипина О. Экономическая теория счастья как направление научных исследований // Вопросы экономики. — 2012. — № 2. — С. 94, 96, 97, 99, 104, 100.

2. Балацкий Е. Китайская модель экономики будущего: развитие через перманентное саморазрушение // Общество и экономика. — 2011. — № 8-9. — С. 293, 304.

3. Беккин Р.И. Тоухидная экономика как разновидность исламской экономической модели // Проблемы современной экономики. — 2012. — № 2.

4. Буланов В., Катайцева Е. Человеческий капитал как форма проявления человеческого потенциала // Общество и экономика. — 2011. — № 1.

5. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма. — М.: РОССПЭН, 2006.

6. Власов Ф., Колотовкина Е. Понятие доверия в экономике и российские проблемы // Общество и экономика. — 2011. — № 10. — С. 68, 74, 75, 77, 78, 83, 85-87, 91,93, 94.

56

_________________________________________________________________ФИЛОСОФИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ ^ Д

7. Глинчикова А.Г. Частная собственность и общественный интерес — дилемма России // Вопросы философии. — 2011. — № 3. — С. 6-7.

8. Ильин И.А. О сопротивлении злу силой. — М.: ДАРЪ, 2013.

9. Иноземцев В.Л.. Теория постиндустриального общества как методологическая парадигма российского обществознания // Вопросы философии. — 1997. — № 10.

10. Кейнс Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег. — М.: Гелиос АРВ, 2002.

11. Клисторин В.И. Рыночная экономика, нравственность, этика и религия // ЭКО. — 2012. — № 10.

12. Князев Ю. О возвращении экономики к здравому смыслу // Общество и экономика. — 2012. — № 3-4. — С. 60, 78, 77, 78.

13. Князев Ю. Справедливость и экономика // Общество и экономика. — 2012. — № 1. — С. 34, 57, 38, 47, 48, 51.

14. Козловски П. Принципы этической экономии. — СПб.: Экономическая школа, 1999. — С. 21.

15. Койчуев Т. Экономическая наука: ответственность перед будущим // Общество и экономика. — 2012. — № 12. — С. 10-19.

16. Кохно П. Современная цивилизация: возможные контуры будущего // Общество и экономика. — 2011. — № 8-9. — С. 95; 103, 105.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17. Кудров В. К оценке российской социально-экономической системы // Общество и экономика. — 2012. — № 9.

18. Кэй Дж. Карта — не территория: о состоянии экономической науки // Вопросы экономики. — 2012. — № 5.

19. Лифшиц М. Нравственное значение Октябрьской революции // Российский экономический журнал. — 2012. — № 5. — С. 14,

30, 27, 28, 20.

20. Львов Д.С. // Свободная мысль-ХХ1. — 2004. — № 9.

21. Любинин А. Две политэкономии: социально-экономического развития и процессов хозяйствования // Российский экономический журнал. — 2012. — № 1. — С. 95, 97-98.

22. Любинин А. Классический социализм и практика социализма: непреодоленная сложность кажущейся прототы // Российский экономический журнал. — 2011. — № 1. — С. 37.

23. Малахов Р.Г. Определение ключевых гипотез синтетической программы исследования собственности // Проблемы современной экономики. — 2008. — № 4.

24. Мау В. Человеческий капитал: вызовы для России // Вопросы экономики. — 2012. — № 7. — С. 114-132.

25. Орлов А. От трудовой теории стоимости Маркса к новой экономической концепции, или о природной основе законов экономики // Общество и экономика. — 2012. — № 3-4. — С. 101-116.

26. Первушин М.В. Православие и экономика: аксиологические ориентиры русского капитализма // http: www.bogoslov.ru.

27. Петросян Д., Фаткина Н. Этические принципы в социально-экономической политике России // Вопросы экономики. — 2009. — № 2. — С. 128-129, 132.

28. Рахаев Б., Шомахова М., Бизенгин Б. Будущее России: собственная, особая экономическая модель? // Общество и экономика. — 2012. — № 9. — С. 5, 9.

29. Рахаев Б., Ульбашева А., Бизенгин Б. Три силы в экономике: государство, рынок, общественное сознание, восприятие феноменов бытия и представления о них (SPIRITUS ANIMALIS) // Общество и экономика. — 2012. — № 12. — С. 114, 115, 118, 119, 120, 122, 121-122, 123, 124, 125.

30. Розмаинский И. Почему капитал здоровья накапливается в развитых странах и «проедается» в постсоветской России // Вопросы экономики. — 2011. — № 10. — С. 114, 115. См. также Хэндс У. Нормативная теория рационального выбора: прошлое, настоящее и будущее // Вопросы экономики. — 2012. — № 10. — С. 52-75.

31. Салихов Б.В., Летунов Д.А. Интеллектуальная экономика как нравственно-этическая форма инновационного развития // Проблемы современной экономики. — 2008. — № 3.

32. Свод нравственных принципов и правил в хозяйствовании. Принято на итоговом пленарном заседании VIII Всемирного Русского Народного Собора. // Православная беседа. — 2004. — № 2.

33. Смит А. Теория нравственных чувств. — М.: Республика, 1997.

34. Сорочайкин А.Н. Генезис рациональности. «Homo economicus» // Экономические науки. — 2012. — № 10. — С. 56.

35. Ставинский Н. Капитализм сегодня и капитализм завтра. — М: Изд.УРСС, 1997.

36. Сторчевой М. Новая модель человека для экономической науки //Вопросы экономики. — 2011. — № 4, С. 79, 80, 82, 85,

86, 87, 89, 90, 91,95.

37. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. — М.: Дело, 1995, С. 303.

38. Флербе М. За пределами ВВП: в поисках меры общественного благосостояния // Вопросы экономики. — 2012. — № 3. — С. 34, 36, 37, 39, 43, 48.

39. Фромм Э. Иметь или быть? — М., 1990.

40. Хайек Ф.А. Пагубная самонадеянность. — М.: Новости, 1992. — С. 17.

41. Шмоллер Г. Народное хозяйство, наука о народном хозяйстве и ее методы. Хозяйство, нравы и право. Разделение труда. — М.: К.Т. Солдатенков, 1902.

42. Эрроу К.Дж. Коллективный выбор и индивидуальные ценности. — М.: ГУ-ВШЭ, 2004.

43. Lucas R. On the Mechanles of Economic Development // Journal of Monetary Economics. — 1988. vol. 22. — № 1. — P. 5.

57

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.