Научная статья на тему 'Научная конференция к 225-летию со дня рождения князя П. А. Вяземского (1792-1878)'

Научная конференция к 225-летию со дня рождения князя П. А. Вяземского (1792-1878) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
51
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Научная конференция к 225-летию со дня рождения князя П. А. Вяземского (1792-1878)»

Научная конференция к 225-летию со дня рождения князя П.А. Вяземского (1792-1878)

18 мая 2017 г. кафедра истории русской литературы филологического факультета научную конференцию «Князь П. А. Вяземский и русская литература», приуроченную к 225-летию со дня рождения известного поэта, литературного критика, историка литературы и литературной жизни, мемуариста, переводчика, политического и общественного деятеля, в течение нескольких десятилетий - с 1810-х по 1870-е гг. - оказывавшего влияние на русский историко-литературный процесс.

С приветственным словом к участникам конференции обратился заведующий кафедрой профессор В. Б. Катаев.

Вступительное слово «Князь Вяземский и Московский университет» произнес проф. Д. П. Ивинский, отметивший, что конференция памяти Вяземского, впервые проводимая в МГУ, имеет дополнительные, кроме чисто научных, основания: поэт собственноручно связал свою биографию с Московским университетом - в письме 1855 г., направленном им тогдашнему ректору А. А. Альфонскому в дни, когда университет отмечал свое столетие:

«Хотя не могу похвалиться, что с самых молодых лет моих принадлежал к нему официально в звании студента, но могу, однако ж, сказать, что частью образования своего я ему обязан. Родителем моим был я отдан на попечение профессору Рейсу и жил у него в университетском доме у него и слушал я частным образом лекции профессоров: Булле и Рейн-гардта и гг. Богданова и Загорского. Следовательно, и я могу праздновать без малого пятидесятилетие моих университетских преданий. Ныне, когда по Всемилостивейшей воле Государя Императора <...> удостоился я лестного звания товарища министра народного просвещения, отношения мои к Московскому университету укрепляются и, можно сказать, освящаются новой силой и новыми для меня обязанностями».

А.А. Евдокимов (филологический факультет МГУ) в докладе «"Раздражительный Сумароков": личность и творчество поэта в оценке князя П. А. Вяземского» рассмотрел тексты Вяземского, в которых тот обсу-

ждал творчество и литературную личность А. П. Сумарокова в связи с литературной жизнью его эпохи, а вместе с тем в контексте творчества В. А. Озерова, И. И. Дмитриева, В. А. Жуковского и А. С. Пушкина.

B. Л. Коровин (филологический факультет МГУ) в докладе «Князь Вяземский и С. С. Бобров» напомнил о ранних литературно-полемических выступлениях П. А. Вяземского (антибобровские эпиграммы, «Запрос от современников и потомков к г. В. Жуковскому» и др.), а в особенности о «Письме к издателю о поэте Боброве» (1810, изд. 1994). Докладчик указал на двусмысленность этого сочинения, которое может быть интерпретировано не только в контексте «споров о языке», но и в связи с вопросом о гибели императора Павла I. Лица, цитирующие стихи Боброва в этом тексте, идентифицируются с К. Н. Батюшковым, В. А. Жуковским и самим Вяземским.

C. И. Панов (ИМЛИ РАН) прочел доклад «Вяземский, Дурылин и «Литературное наследство»», посвященный неопубликованному посланию П. А. Вяземского к А. О. Россет (Смирновой) (1809-1882). Стихи Вяземского относятся к девичеству героини (1829), почти век назад их обнаружил в старом альбоме известный писатель, историк культуры, духовный деятель С. Н. Дурылин (1886-1954). Подготовленная им статья так и не увидела света -- даже дружественное автору «Литературное наследство» отклонило ее как «старомодную».

Д.П. Ивинский (филологический факультет МГУ) в докладе «Князь Вяземский, Мицкевич, Пушкин: из комментария к письму Мицкевича к Вяземскому от первой половины марта 1839 г.» представил некоторые результаты изучения вопроса о влиянии произведений А. С. Пушкина на историософскую и историко-литературную концепцию «Лекций о славянских литературах» (1840-1844) Адама Мицкевича. Было показано, во-первых, что Мицкевич мог быть знаком с ему посвященным стихотворением Пушкина «Он между нами жил...» или по крайней мере с его проблематикой со времени его встреч с Вяземским в Париже в 1839 г. Во-вторых, по мнению докладчика, статья Вяземского «Взгляд на литературу нашу в десятилетие после смерти Пушкина» (1847) оказалась своеобразным откликом на лекции Мицкевича, одновременно комплиментарным и полемическим.

В выступлении проф. В. А. Воропаева (филологический факультет МГУ) были охарактеризованы личные и творческие взаимоотношения Н. В. Гоголя и князя П. А. Вяземского. Докладчик представил краткий очерк истории их литературных отношений, остановившись на восприя-

тии Вяземским «Ревизора», «Мертвых душ», «Выбранных мест из переписки с друзьями».

И. Е. Прохорова (факультет журналистики МГУ) в докладе «Еще раз о "последних песнях" П. А. Вяземского и Н. А. Некрасова», кратко охарактеризовав современное состояние литературы вопроса, рассмотрела поздние лирические стихотворения Вяземского в некрасовском контексте. Особое внимание при этом было уделено циклу Вяземского «Хандра с проблесками». Одновременное было показано хорошее знание Некрасовым лирики Вяземского и выявлены некоторые скрытые цитаты из его произведений в творчестве автора «Последних песен».

Доклад С. В. Мыслякова (РГСУ) «Князь П. А. Вяземский и полемика Ф. М. Достоевского с "Русским вестником"» был посвящен полемике, развернувшейся в 1861 г. между Ф. М. Достоевским и М. Н. Катковым на страницах журналов «Время» и «Русский вестник». В эту полемику заочно оказался вовлечен и кн. Вяземский, чье стихотворение «Заметки» Катков поместил в своем журнале. Достоевский усмотрел в этом произведении персональные выпады, что побудило его «атаковать» не только «Русский вестник», но и Вяземского, причем иронической оценке удостоились как идеологические, так и художественные достоинства стихотворения.

Л. Ф. Кацис (РГГУ) обратился к предположению проф. В. С. Баевского о том, что строки О. Э. Мандельштама «Я пью за военные астры...» с большой вероятностью восходят к стихам Вяземского «Я пью за здоровье немногих...», и предложил сравнить две формулы «Я пью...» Вяземского-Мандельштама и «Я пил...» Б. Л. Пастернака. По предположению Кациса, в случае Мандельштама мы имеем дело с использованием хорошо узнаваемой формулы, а в случае Пастернака необходимо сопоставить окончание стихотворения Вяземского о мертвых друзьях и стихи Пастернака «Душа моя печальница...», которые восходят к заключительной части стихотворения «Я пью за здоровье немногих...». В этом случае стихотворение Пастернака оказывается завершением диалога с мертвыми предшественниками, в том числе с Мандельштамом.

О. Л. Довгий (факультет журналистики МГУ; РГГУ) выступила с докладом «Бестиарные коды поэзии князя Вяземского», в котором подробно обсуждалась его поэтическая фауна, соотнесенная исследовательницей с соответствующей образностью в произведениях русских поэтов ХУШ-ХХ вв. В частности, обсуждалась поэтика острословия Вяземского, преимущественно в аспекте его «бестиарной метафорики». В качест-

ве дополнительного материала привлекались его письма, тексты мемуарного характера, а вместе с тем некоторые выразительные биографические и литературные факты, характеризующие его отношения с «Беседой», А. С. Пушкиным, В. А. Жуковским и др.

Все доклады заинтересованно обсуждались.

Д.П. Ивинский

Сведения об авторе: Ивинский Дмитрий Павлович, докт. филол. наук, профессор кафедры истории русской литературы филологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова. E-mail: dmitrij_ivinskij@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.