Научная статья на тему 'Научная дипломатия как инструмент международного взаимодействия в Арктике'

Научная дипломатия как инструмент международного взаимодействия в Арктике Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

17
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Арктика / научное сотрудничество / научная дипломатия / the Arctic / scientific cooperation / science diplomacy

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Бойко Екатерина Вадимовна

В исследовании раскрывается содержание нового вида дипломатической деятельности – научной дипломатии, способствующей развитию международных научных связей в регионе, а также укреплению позиций Российской Федерации посредством совместных научных проектов и сотрудничества, использования научно-дипломатических практик, в том числе и на местах, защите и реализации национальных интересов России в Артике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Scientific diplomacy as an instrument of international cooperation in the Arctic

The study presents the disclosure of a new type of diplomatic activity – scientific diplomacy, which contributes to the development of international scientific ties in the region, as well as strengthening the positions of the Russian Federation through joint scientific projects and cooperation, the use of scientific and diplomatic practices, including on the ground, contribute to the protection and realization of Russia’s national interests in the article.

Текст научной работы на тему «Научная дипломатия как инструмент международного взаимодействия в Арктике»

БОЙКО Е.В.

Научная дипломатия как инструмент международного взаимодействия в Арктике1

E. BOYKO

Scientific diplomacy as an instrument of international cooperation in the Arctic

Сведения об авторе:

Бойко Екатерина Вадимовна, аналитик Ситуационного центра Губернатора Челябинской области, магистр Челябинского государственного университета (Челябинск)

boyko_minzdrav@mail.ru Author:

Ekaterina Vadimovna Boyko, Analyst of the Situation Center of the Governor of the Chelyabinsk Region, Masters degree in Political Science, Chelyabinsk State University (Chelyabinsk)

boyko_minzdrav@mail.ru Аннотация:

В исследовании раскрывается содержание нового вида дипломатической деятельности - научной дипломатии, способствующей развитию международных научных связей в регионе, а также укреплению позиций Российской Федерации посредством совместных научных проектов и сотрудничества, использования научно-дипломатических практик, в том числе и на местах, защите и реализации национальных интересов России в Артике.

Abstract

The study presents the disclosure of a new type of diplomatic activity - scientific diplomacy, which contributes to the development of international scientific ties in the region, as well as strengthening the positions of the Russian Federation through joint scientific projects and cooperation, the use of scientific and diplomatic practices,

Статья подготовлена при финансовой поддержке гранта РНФ № 22-28-01272.

including on the ground, contribute to the protection and realization of Russia's national interests in the article.

Ключевые слова:

Арктика, научное сотрудничество, научная дипломатия. Keywords:

the Arctic, scientific cooperation, science diplomacy.

С давних времён государства осуществляли своё взаимодействие посредством дипломатии. В настоящее время диалог между государствами меняется и становится более разнообразным, появляются новые формы международного сотрудничества. Так, постепенно своё место на политической арене завоёвывает научная дипломатия.

В настоящее время дипломатия становится более разнообразной. П.Б. Руффини выделяет четыре направления её изменения1:

1) многосторонность: помимо обычной двусторонней дипломатии национальная дипломатия участвует в вопросах, которые затрагивают несколько стран сразу или сообщество наций в целом; примером может служить постоянное представительство некоторых государств в международных организациях;

2) возрастание влияния негосударственных факторов на политической арене: речь идёт непосредственно о проведении саммитов, крупных международных конференций; отправной «точкой» такого изменения можно считать «Саммит Земли», проходивший в 1992 г. в Рио-де-Жанейро;

3) рост силы дипломатии «влияния» или мягкой силы, которая подразумевает под собой использование ненасильственных средств для оказания влияния;

4) содержательность дипломатии: в отличие от дипломатов прошлого дипломаты настоящего времени - это эксперты во многих областях жизни общества; современная дипломатия - это одновременно и экономическая, и энергетическая, и ядерная, и экологическая («зелёная»), и культурная дипломатия (и иные её виды); большое внимание привлекает к себе новый вид дипломатии, не так давно дополнивший этот список, - научная дипломатия.

Ruffini P.B. Science and diplomacy. A New Dimension of International Relations. Spinger, 2017. P. 1-10.

Говоря о научной дипломатии, мы должны понимать, что до начала нового тысячелетия данного определения фактически не существовало. Со 2-й половины ХХ в. мир стремительно менялся, и вместе с этим появлялись новые вызовы. Всё больше внимания стало уделяться таким глобальным проблемам как угрозы окружающей среде, здоровью и безопасности людей. Международное сообщество начало искать выход в синтезе научной экспертизы и дипломатических переговоров.

Новый тип дипломатии ориентирован на взаимодействие между учёными и дипломатами/политиками в межгосударственных отношениях посредством научного сотрудничества. Как показывает практика, инструменты научной дипломатии активно применяются многими государствами для развития двусторонних отношений. Такого рода сотрудничество способствует укреплению долгосрочных связей, поскольку направлено на достижение цели не одной стороны, а на достижение общей взаимовыгодной цели.

Норман Нойрайтер (Norman Neureiter), бывший советник по науке и технологиям Государственного Секретариата Департамента США, определял научную дипломатию как средство, с помощью которого обе стороны могут работать во благо для всех. Вон Турекян (Vaughan Turekian), возглавлявший Американскую ассоциацию содействия развитию науки (AAAS) и с 2015 г. являющийся советником госсекретаря США по вопросам науки и технологий, заявлял, что научная дипломатия - это «использование и применение научного сотрудничества для выстраивания "мостов" и улучшения отношений, особенно на международном уровне»1.

В качестве яркого примера выстраивания таких «мостов» можно считать первый космический проект совместного испытания Аполлона-Союза (ASTP) 1975 г., который проходил в годы холодной войны. Национальным управлением по аэронавтике и исследованию космического пространства (NASA) и Академией наук СССР была продемонстрирована способность работать вместе, несмотря на политическую обстановку, наличие различных технологий и языковые барьеры. Это непосредственным образом можно отнести к проявлению научной дипломатии, поскольку отношения США и СССР были поддержаны через совместный проект в области науки и техники, привлечение негосударственных субъектов - учёных, инженеров, космонавтов и т. д. Здесь история совместной научной программы полётов пересекается с историей холодной войны,

Gluckman P.D., Grimes R.W., Kishi T., Turekian V.C. Science Diplomacy: A pragmatic Perspective from the Inside // AAAS Science&Diplomacy 2017. № 4. C. 1-13.

где научная дипломатия стала средством снижения политического напряжения, конфликтности между США и СССР1.

Президентом РФ В.В. Путиным не раз заявлялось о том, что Арктика должна быть и оставаться регионом международного сотрудничества. Укрепление добрососедских отношений России с приарктическими государствами, активизация экономического, научно-технического и культурного взаимодействия является стратегическим приоритетом государственной политики РФ в Арктике. Средством же, которое способствует выстраиванию такого рода диалога, является непосредственно научная дипломатия.

Одним из инструментов научной дипломатии в Арктике можно назвать проведение различных международных форумов и конференций. Так, международный арктический форум «Арктика - территория диалога» проводится с 2010 г. и является крупнейшей площадкой обсуждения проблем и перспектив арктического региона. Всего с 2010 г. форум состоялся пять раз: в 2010, 2011, 2013, 2017 и 2019 гг. На нём проходит не только обсуждение глобальных проблем - наряду с этим главами государств обсуждаются и подписываются научно-технические соглашения, которые касаются Арктики. В 2017 г. проходили такие международные конференции как «Арктические рубежи» в Тромсё, научно-практическая конференция «Экология Арктики - 2017» в Мурманске, международная научно-практическая конференция «Евроарктика 2017» в Нарьян-Маре и форум «Арктика: настоящее и будущее» в Санкт-Петербурге. В 2018 г. снова состоялась конференция в Тромсё и международная научно-практическая конференция «Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций в Арктике» в Мурманске.

Научно-исследовательская инфраструктура вузов также является одной из составляющих научной дипломатии, поскольку их деятельность направлена на проведение совместных арктических исследований и проектов в Арктическом секторе с целью развития взаимоотношений арктических, приарктических и других стран. В настоящий момент научно-дипломатическая деятельность в Арктике со стороны иностранных государств реализуется посредством таких вузов как Норвежский арктический университет, Университет Аляски в США и др. Со стороны России таким вузом является Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова2.

Krasnyak O. The Apollo-Soyuz Test Project: Construction of an Ideal Type of Science Diplomacy // The Hague journal of Diplomacy. 2018. № 13. P. 410-431. Кудряшова Е.В., Степанова В.В. Арктика - территория дружбы и международного сотрудничества // Арктический регион: проблемы международного сотрудничества: Хрестоматия в 3 томах. М., 2013. Т. 2. С. 310-323.

Налаживанию эффективного международного сотрудничества в научной сфере в Арктике главным образом способствует международный университетский консорциум - Университет Арктики. Он был открыт в 2001 г. в Рованиеми (Финляндия) и представляет собой международную сеть университетов, колледжей и других высших учебных заведений и организаций, работающих в сфере высшего образования и исследовательской деятельности на Севере. Членами данного объединения являются все страны приполярного Севера: Россия, Канада, Финляндия, Норвегия, Швеция, Исландия, Дания (о. Гренландия) и США (штат Аляска). Всего это 150 образовательных и научных институтов и около 1 млн студентов, где 32 учреждения представлены только с российской стороны. Руководящим органом ассоциации является Правление Университета Арктики. Управление и координация осуществляется Советом и президентом университета.

Сотрудничество Университета Арктики реализовывается посредством «Тематических сетей» (Thematic Networks), которые представляют собой объединение специалистов в той или иной области Арктики. Руководитель - Пол Беркман, профессор Школы права и дипломатии им. Флетчера - Университет Тафтс (США). Такие тематические сети позволяют установить тесное сотрудничество между университетами, которые входят в ассоциацию. Они призваны способствовать развитию научных исследований, образования и лидерства на стыке наук и дипломатии. Деятельность сетей включает в себя междисциплинарные исследования, проведение курсов и научно-образовательный обмен, проведение международных конференций и обсуждений на высоком уровне.

Поскольку одной из ключевых проблем арктического региона является изменение климата (влекущее за собой исчезновение некоторых видов флоры и фауны), а также добыча нефтегазовых ресурсов без ущерба для экологии, наука становится единственным средством для решения данных проблем.

Следует отметить, что применительно к Арктике необходимость научных исследований и разработка механизмов снижения нагрузки на акватории Мирового океана, внутренних морских вод РФ отмечена в действующей редакции Морской доктрины Российской Федерации как необходимое условие обеспечения реализации и защиты национальных интересов РФ.

Институтами и организациями полярных стран уделяется большое внимание ознакомлению широких слоёв населения с проблемами Арктического региона, вопросам координации политики и международным исследовательским программам. Целями же самих научных исследований служат увеличение знаний и понимания Арктики как внутри региона, так

и во взаимодействии с неарктическими государствами, и поддержание устойчивого развития Арктики.

Одним из последних научно-дипломатических проектов Российской Федерации в Арктике является «Снежинка» - международная автономная водородная исследовательская станция1. Этот проект реализуется в период председательства Российской Федерации в Арктическом Совете (АС) с 2021 по 2023 гг., позволит проводить исследования круглогодично и непосредственно на арктических территориях в Ямало-Ненецком автономном округе. Один из авторов проекта, директор Института арктических технологий МФТИ Ю.В. Васильев отмечал, что «станция станет полигоном для отработки технологических и инженерных решений в области строительства, искусственного интеллекта, медицины, сельского хозяйства»2. Таким образом, научная станция представляет собой современный подход к организации взаимодействия посредством использования последних технологических разработок. При этом она - инструмент позиционирования наших достижений на международной научной и политической аренах. Ранее научное присутствие в Артике определялось участием в проектах Университета Арктики, экспедициях и кратковременных научных проектах. «Снежинка» стала новым словом в развитии научного сотрудничества. Пример её создания свидетельствует о том, что научная дипломатия востребована, а её практики могут реализовы-ваться в регионах по всей стране.

Научная дипломатия по праву может считаться одним из самых современных видов дипломатии, не только благодаря своему «возрасту», но и способности отвечать на вызовы времени и государственные запросы. Соглашение по укреплению международного арктического научного сотрудничества, подписанное министрами иностранных дел восьми арктических стран, а также правительствами Гренландии и Фарерских островов 11 мая 2017 г. на министерской встрече Арктического совета в Фэрбенксе3, штат Аляска, доказало глобальную значимость научной дипломатии в Арктике. Актуальность применения данного вида

Лёд тронулся // Огонёк. 2020. 27 января [Электронный ресурс] URL: https:// www.kommersant.ru/doc/4225728?ysclid=ld35qr1mcd417247700 (дата обращения: 20.04.2022).

The snowflake international arctic station - a hub for energy innovation and cultural exchange [Электронный ресурс] URL: https://arctic-council.org/news/the-snowflake-international-arctic-station-a-hub-for-energy-innovation-and-cultural-exchange/(дата обращения: 20.04.2022).

Agreement on enhancing international Arctic scientific cooperation [Электронный ресурс] URL: file:///C:/Users/%D0%92%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D0%BC/Downloads/ ED0CS-4288-v2-ACMMUS10_FAIRBANKS_2017_Agreement_on_Enhancing_ International_Arctic_Scientific_Cooperation.pdf (дата обращения: 23.04.2022).

взаимодействия и развития в Российской Федерации было также отражено в докладе Российского совета по международным делам «Новые горизонты научной дипломатии в России» 2020 г. По мнению авторов, совместные международные исследования приобрели новые глобальные формы, о чём свидетельствует и опрос ОЭСР, выявивший разнообразные форматы сотрудничества учёных из разных стран и их рост в период пандемии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.