Научная статья на тему 'Научная деятельность лаборатории дидактики иностранных языков ИСМО РАО как отражение развития отечественной методики1'

Научная деятельность лаборатории дидактики иностранных языков ИСМО РАО как отражение развития отечественной методики1 Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
277
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
методика обучения иностранным языкам как наука / лаборатория дидактики иностранных языков ИСМО РАО / научная деятельность лаборатории.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — М. З. Биболетова

В статье рассматривают важные аспекты научной деятельности лаборатории дидактики иностранных языков, повлиявшие на развитие отечественной методики иноязычного образования, а также приводятся сведения об ученых, внесших наиболее весомый вклад в деятельность лаборатории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — М. З. Биболетова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCIENTIFIC ACTIVITY OF THE LABORATORY OF DIDACTICS OF FOREIGN LANGUAGES OF THE INSTITUTE FOR THE CONTENT AND METHODS OF EDUCATION AS A REFLECTION OF THE DEVELOPMENT OF RUSSIAN METHODOLOGY OF FOREIGN LANGUAGE EDUCATION

The author of the article considers important aspects of the scientific activity of the Laboratory of Didactics of Foreign Languages, which influenced the development of the Russian methodology of foreign language education. The author also provides information on scientists who have made the most significant contribution to the work of the laboratory. Keywords: methodology of teaching foreign languages as a science, Laboratory of Didactics of Foreign Languages of the Institute for the Content and Methods of Education of the Russian Academy of Education, scientific activity of the laboratory.

Текст научной работы на тему «Научная деятельность лаборатории дидактики иностранных языков ИСМО РАО как отражение развития отечественной методики1»

ЮБИЛЕЙ ИНСТИТУТА

УДК 372.881.1

М. З. Биболетова

Канд. пед. наук, доцент, ст. науч. сотр. Центра филологического образования, Институт стратегии развития образования РАО г. Москва E-mail: biboletova@ rambler.ru

Merem Z. Biboletova

PhD (Education), Associate Professor, Senior Researcher , Centre of Philological Education, Institute for Strategy of Education Development of the Russian Academy of Education, Moscow, Russia

НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЛАБОРАТОРИИ ДИДАКТИКИ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ ИСМО РАО КАК ОТРАЖЕНИЕ РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ МЕТОДИКИ

В статье рассматривают важные аспекты научной деятельности лаборатории дидактики иностранных языков, повлиявшие на развитие отечественной методики иноязычного образования, а также приводятся сведения об ученых, внесших наиболее весомый вклад в деятельность лаборатории.

Ключевые слова: методика обучения иностранным языкам как наука, лаборатория дидактики иностранных языков ИСМО РАО, научная деятельность лаборатории.

Развитие отечественной методики обучения иностранным языкам невозможно представить без важнейших теоретических и прикладных исследований, которые осуществлялись в стенах Научно-исследовательского института содержания и методов обучения. С самого создания Института в 1922 году (под названием Научно-педагогический институт методов школьной работы) ощущался выраженный интерес к вопросам изучения иностранных языков, которые входили в учебные планы школ уже в те годы. Институт создавался как центральная научная структура, предназначенная

Как цитировать статью: Биболетова М. З. Научная деятельность лаборатории дидактики иностранных языков ИСМО РАО как отражение развития отечественной методики // Отечественная и зарубежная педагогика. 2018. Т.2, № 1(47). С. 34-44.

для разработки теоретических и прикладных направлений в области педагогики и методики. Институт переименовывался несколько раз, а в 1944 году вошел в состав Академии педагогических наук РСФСР (позднее — Российская академия образования) под названием Институт методов обучения АПН РСФСР.

Независимо от всех переименований, в структуре Института на постоянной основе работала группа ученых, занимавшихся вопросами, связанными с обучением иностранным языкам. А с 1944 года целенаправленному проведению исследований в данной области способствовало создание специализированного сектора иностранных языков. Позже сектор был переименован в лабораторию обучения иностранным языкам, которая в 2010-х получила название лаборатория дидактики иностранных языков ИСМО РАО.

В разные годы руководителями данного подразделения служили ученые: д.п.н. И. В. Рахманов, акад., д.п.н. А. А. Миролюбов, к.п.н., ст.н.с. А. Д. Климентенко, акад., д.п.н. И. Л. Бим, к.п.н., доцент М. З. Биболетова.

Сотрудниками лаборатории обучения иностранным языкам на протяжении десятилетий проводились ключевые исследования, позволившие отечественной методике занять передовые рубежи мировой методической науки.

Магистральной линией развития отечественной методики обучения иностранным языкам можно считать эволюцию подходов к обучению иностранным языкам: от грамматико-переводного (который преимущественно использовался для изучения «мертвых языков» — латыни, греческого и др.) и прямого метода (или «метода гувернантки») до доминирующего в настоящее время коммуникативно-когнитивного подхода, учитывающего деятельностный характер предмета «Иностранный язык». Коммуникативно-когнитивный подход признает роль иностранного языка как средства вербального взаимодействия между людьми, как средства речевого развития обучающихся и как инструмента поиска, ознакомления, анализа и дальнейшего использования личностью полученной информации на иностранном языке во всех видах собственной деятельности (учебной, трудовой, творческой и др.) Таким образом, коммуникативно-когнитивный подход характеризуется сбалансированным вниманием как к обучению коммуникации, так и к совершенствованию качества мыслительных, познавательных процессов учащихся.

В проекте Концепции предметной области «Иностранные языки»

(2017 г.) констатируется, что коммуникативно-когнитивный подход (наряду с компетентностным, системно-деятельностным и межкультурным) составляют методологическую основу стратегии развития иноязычного образования на ближайшие годы.

Началом этого пути можно считать вторую половину 1940-х годов и 50-е годы, которые стали важным этапом в развитии методики обучения иностранным языкам как науки: был окончательно определен предмет методики, общепризнанным стало понимание методики как педагогической науки, были предложены методы исследования, свойственные методике. Параллельно появлялись первые работы по психологии обучения именно иностранным языкам. Издавалось значительное число монографий и монографических сборников, аккумулировавших всю ту большую работу, которая была проведена методистами и учителями-практиками в центре и на местах. А. А. Миролюбов отмечает, что «...период с 1946 по 1959 гг. был периодом достаточно интенсивных научных поисков, в результате которых начала складываться самобытная отечественная методика обучения иностранным языкам» [2, с. 209]. Прежде всего это касалось системы принципов обучения иностранным языкам, в частности были сформулированы такие принципы, как сознательность, учет родного языка. Л. В. Щерба писал: «.надо признать, что сознательное и только сознательное изучение иностранного языка имеет большое общеобразовательное значение, а также углубляет понимание родного языка» [4, с. 33], имея в виду, что учащиеся будут осознавать механизм своих действий по выражению своих собственных мыслей и пониманию мыслей, высказываемых другими на иностранном языке.

В это же время отечественные ученые, опираясь на новые разработки в области педагогики и дидактики, продвинулись в определении методики обучения иностранным языкам как науки. И. В. Рахманов определил методику как частную дидактику [3], и к концу 1950-х годов данное определение методики поддерживалось большинством методистов. Теория методики обогатилась разработкой экспериментальных методов исследования, таких как обучающий эксперимент, опытное обучение, методы математической статистики для подсчета их результатов и др. (В. С. Цетлин и др.).

Ученые, работавшие в АПН в эти годы, внесли существенный вклад в теорию отечественной методики обучения иностранным языкам. Опираясь на утверждение Л. В. Щербы (который определил речь на

иностранном языке как «некую деятельность, являющуюся функцией того или другого человеческого коллектива» [4], то есть фактически как речевую деятельность), И. В. Рахманов сформулировал два важных различия, которые предмет «Иностранный язык» имеет с другими предметами, а именно:

1) «изучение иностранного языка в средней школе преследует учебные и коммуникативные цели...»

2) «изучение иностранного языка в школе является в значительно большей мере средством для достижения каких-либо других целей, нежели самоцелью» [3, с. 40].

Исходя из этих целей, группой ученых, в число которых входила В. С. Цетлин, к концу 50-х годов было сформулировано понимание содержания обучения иностранному языку, которое включало систему знаний по теории изучаемого языка и тексты, а также некие умения и навыки. Таким образом, в эти годы были сформулированы два базовых понятия для обучения предмету: цели и содержание.

На протяжении всей истории существования лаборатории проводились фундаментальные исследования по самым разным направлениям методики обучения иностранным языкам, регулярно выпускались статьи и книги, отражавшие результаты научных и прикладных исследований. Так, в 60-е годы ХХ века была написана «Общая методика обучения иностранным языкам в средней школе», которая до сих пор признается канонической в научно-педагогической среде. В 70-е годы сотрудниками лаборатории были подготовлены и изданы две монографии — «Контроль речевых умений в обучении иностранным языкам» и «Курс обучения иностранным языкам в средней школе», поставившие проблемы, которые являются актуальными и по нынешний день. В 80-е годы вышли книги «Теоретические основы обучения иностранным языкам в средней школе» и «Содержание обучения иностранным языкам в средней школе», в которых системно рассматривались такие основополагающие категории методики, как цели, содержание, методы и средства обучения иностранным языкам.

В 2010 г. увидела свет «Методика обучения иностранным языкам: традиции и современность», в которой ретроспективно излагаются базовые методические положения и анализируются перспективы развития лингводидактики. К написанию названных коллективных монографий помимо сотрудников лаборатории привлекались ведущие специалисты из научных коллективов страны, имевших прочные научные связи

с ИСМО РАО и наиболее продвинувшихся в исследовании частных методических проблем.

Стоит подробнее остановиться на основоположниках отечественной методической науки по предмету «Иностранный язык», труды которых связаны с Институтом содержания и методов обучения РАО. Как уже упоминалось, здесь работали ученые с мировыми именами: д.п.н. И. В. Рахманов, д.п.н. В. С. Цетлин, к.п.н. А. Д. Климентенко, к.ф.н. В. Д. Аракин, акад., д.п.н. А. А. Миролюбов, акад., д.п.н. И. Л. Бим, д.п.н. Е. С. Полат, чьи монографии, статьи, лекции и учебники положены в основу деятельности многих научных и образовательных структур, а также подготовки и повышения квалификации научных и педагогических кадров. Эти ученые, большинство из которых работали в лаборатории до последнего дня своей жизни, вели исследования, во многом повлиявшие на развитие отечественной методики и предопределившие ее современное развитие.

В числе наиболее выдающихся из них надо назвать академика Александра Александровича Миролюбова, одного из создателей приемлемого в условиях отечественного образования методического подхода к обучению иностранным языкам — сознательно-сопоставительного; разработчика целей и содержания обучения иностранным языкам в средней школе на разных этапах школьного образования в разные исторические периоды; ученого, внесшего вклад в теорию учебника иностранного языка, в том числе русского как иностранного; автора «Истории отечественной методики обучения иностранным языкам» — исторического анализа отечественной методики обучения иностранным языкам.

Огромный вклад в развитие отечественной методики внесла академик Инесса Львовна Бим, став первым исследователем, применившим системный поход к обучению иностранным языкам. И. Л. Бим разрабатывала методологические основы методики обучения иностранным языкам как науки (понятийный аппарат методики, основные методические категории), была основателем теории учебника иностранного языка и одним из разработчиков фундаментального ядра содержания общего образования, федеральных государственных образовательных стандартов и примерных программ по иностранным языкам. И. Л. Бим является автором концепции обучения второму иностранному языку, а также профильного обучения иностранным языкам в школе. В числе наиболее известных ее трудов можно назвать монографии «Теория

и практика обучения немецкому языку в средней школе: Проблемы и перспективы», 1988; «Немецкий язык. Базовый курс. Концепция, программа», 1995; «Профильное обучение иностранным языкам на старшей ступени общеобразовательной школы», 2012; «Методика обучения иностранным языкам: традиции и современность» (соавтор), 2010; «Культурное пространство и новое содержание образования: размышления о взаимодействии факторов и механизмов», 2014; а также учебники немецкого языка для 2-х — 11-х классов общеобразовательных учреждений, издававшиеся с 60-х годов прошлого века по настоящее время.

Не менее известным ученым в области методики обучения иностранным языкам, работавшим в стенах ИСМО РАО, является д.п.н., профессор Евгения Семеновна Полат, которая возглавляла лабораторию дистанционного обучения. Труды Е. С. Полат и ее последователей открыли новое направление в методике обучения иностранным языкам, связанное с использованием информационно-коммуникационных технологий. Она теоретически обосновала использование современных педагогических технологий (в том числе метода проектов) в российской школе, разработала теорию и практику дистанционного обучения. В числе наиболее известных трудов Е. С. Полат можно назвать: «Телекоммуникации в учебно-воспитательном процессе в школе» (редактор и соавтор), 1993; «Средства обучения: технология создания и использования» (соавтор), 1998; «Дистанционное обучение» (редактор и соавтор),1998; «Теория и практика дистанционного обучения» (редактор и соавтор), 2004; «Педагогические технологии дистанционного обучения» (редактор и соавтор), 2006; «Современные педагогические и информационные технологии в системе образования» (соавтор), 2007.

Если обратиться к историографии, то по содержанию фундаментальных исследований, проводившихся в лаборатории, можно увидеть последовательное продвижение методики обучения иностранным языкам как науки [1].

Среди важнейших направлений исследований лаборатории за годы ее активной деятельности можно выделить следующие:

- определение методических подходов к обучению иностранным языкам, наиболее приемлемых в условиях отечественного образования, в частности сознательно-сопоставительного подхода (д.п.н. И. В. Рахманов, д.п.н. В. С. Цетлин, акад., д.п.н. А. А. Миролюбов);

- создание теоретических основ методики: понятийный аппарат, объект, предмет, методы исследования (д.п.н. И. В. Рахманов, акад, д.п.н.

А.А.Миролюбов, д.п.н. В.С.Цетлин, акад., д.п.н. И.Л.Бим, к.п.н. А. Д. Климентенко);

- определение целей и содержания обучения иностранным языкам в средней школе на разных этапах обучения в разные исторические периоды (акад., д.п.н. И. Л. Бим, акад., д.п.н. А. А. Миролюбов, к.п.н. А. Д. Климентенко, к.п.н. Г. М. Уайзер, к.п.н., доцент М. З. Биболетова, к.п.н. Н. Н. Трубанева, к.п.н. Н. П. Каменецкая и др.);

- теория учебника иностранного языка (акад., д.п.н. И. Л. Бим, акад., д.п.н. А.А.Миролюбов, к.п.н. А.Д.Климентенко, к.п.н. Г.М.Уайзер, к.п.н. С. В. Калинина и др.);

- теория урока иностранного языка (акад., д.п.н. И. Л. Бим, к.п.н. Л. З. Якушина, к.п.н. А. Д. Климентенко и др.);

- обучение основным видам речевой деятельности и аспектам иностранного языка в средней школе (акад., д.п.н. И. Л. Бим, к.п.н. А.Д.Климентенко, к.п.н. Г.М.Уайзер, к.п.н. М.Е. Брейгина, к.п.н. М. Л. Вайсбурд, к.п.н. Н. П. Каменецкая, к.п.н. М. З. Биболетова, к.п.н. Е. А. Ленская, к.п.н. Н. В. Добрынина, к.п.н. Л. В. Садомова и др.);

- контроль в обучении иностранным языкам в школе и высших учебных заведениях (В. С. Цетлин, к.п.н. М. Е. Брейгина, к.п.н. А. Д. Климентенко, д.п.н. О. Г. Поляков, к.п.н. М.З. Биболетова, к.п.н. Н. Н. Трубанева, к.п.н. Е. Е. Бабушис и др.);

- обучение второму иностранному языку как необходимая мера для сохранения многоязычия в образовании в условиях доминирования английского языка (акад., д.п.н. И. Л. Бим, д.п.н., проф. А. В. Щепилова, к.п.н. Л. В. Садомова);

- творчество учителя иностранного языка как важного (наряду с учеником) субъекта образовательного процесса (акад., д.п.н. И. Л. Бим, к.п.н. Л. В. Садомова).

Большой интерес представляют исследования, которые кардинально повлияли на стратегию в области иноязычного образования в целом, а именно исследования в области дифференцированного/разноуровневого обучения в самых разных его проявлениях: начиная с факультативного обучения иностранному языку в средней школе (к.п.н. С. В. Калинина, к.п.н. М. Л. Вайсбурд), разноуровневого обучения, достигаемого через модульное построение учебника (акад., д.п.н. И. Л. Бим) и стратового подхода к обучению (к.п.н. М. З. Биболетова) до выделения и реализации базового и углубленного уровней обучения на старшем этапе школьного

иноязычного образования, отвечающего потребностям школьников, и, соответственно, предусматривающего изменение целей, структуры и содержания углубленного уровня иноязычного образования. Здесь же стоит упомянуть обоснование и разработку профильных элективных курсов по иностранному языку для старшеклассников, позволяющих в условиях личностно-ориентированного обучения удовлетворить интересы старшеклассников (акад., д.п.н. И. Л. Бим, к.п.н. А. А. Колесников).

В этом же ряду можно назвать исследования в области новых педагогических и информационных технологий в системе образования (д.п.н. Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина), которые внесли существенный вклад в обоснование и реализацию новой гуманистической личност-но-ориентированной парадигмы образования в условиях российской действительности («Современные педагогические и информационные технологии в системе образования»).

На современную модель школьного иноязычного образования в Российской Федерации сильное влияние оказал масштабный проект, проводившийся в институтах Академии педагогических наук под названием «Прогнозирование образования в школе будущего» (1970-1978 гг.). Результатом этого разностороннего исследования, в частности, стало научное обоснование раннего обучения иностранным языкам, которое позволяет рационально и своевременно использовать врожденные речевые способности детей до 8-10 лет к овладению языками, развивать их мышление, формировать речевое поведение и обогащать словарный запас младших школьников. На основе полученных научных результатов были созданы первые в стране программы раннего обучения и экспериментальные учебные материалы, а затем и учебно-методические комплекты для начальных классов по английскому и немецкому языкам (к.п.н. А. Д. Климентенко, к.п.н. Г. М. Уайзер, к.п.н. М. З. Биболетова, к.п.н. Н. П. Каменецкая, к.п.н. Е. А. Ленская, к.п.н. Н. В. Добрынина, к.п.н. Н. Н. Трубанева и др.). Полученные теоретические и экспериментальные данные позволили реализовать обязательное обучение иностранным языкам в начальных классах начиная с 2004 года.

Важным этапом развития отечественной методики обучения иностранным языкам было сближение предметов филологического цикла: родных языков, русского языка как государственного и иностранных языков. Подобная попытка делалась неоднократно со стороны методистов по иностранным языкам, которые понимали, что, приступая к обучению

иностранному языку, невозможно и неразумно игнорировать языковой и речевой опыт школьников. Очередная попытка сближения позиций филологов увенчалась успехом в 2000-е годы, приведя к согласованию теоретических взглядов на функции языкового образования, понятийный аппарат и технологии обучения русскому и иностранному языкам. Этот филологический консенсус нашел свое отражение в Федеральном государственном образовательном стандарте 2004 года и трансформировал взгляд на роль и место иностранного языка в школьном базисном учебном плане.

Следует отметить, что научные результаты, полученные в ходе исследований сотрудников лаборатории, нашли отражение в Федеральных образовательных стандартах нескольких поколений, в соответствующих учебных программах по иностранным языкам, в нескольких линейках федеральных школьных учебников, создаваемых сотрудниками и бывшими аспирантами лаборатории, а именно учебниках английского языка для 11-Х1 классов (авторы — М. З. Биболетова, Е. Е. Бабушис, О. А. Денисенко, Н. Н. Трубанева и др.) и немецкого языка для 11-Х1 классов (авторы — И. Л. Бим, Л. В. Садомова, М. А. Лытаева и др).

В последние два десятилетия в деятельности лаборатории дидактики иностранных языков отчетливо прослеживались направления развития методики, характеризующие подход к образованию в условиях открытого общества как воспитанию и развитию поликультурной и полиязычной личности. В частности, глубоко исследовались проблемы и возможности изучения языков в контексте полиязычного и поликультурного российского общества (акад., д.п.н. И. Л. Бим, д.п.н. Н. М. Фрицлер, к.п.н., доцент М. З. Биболетова); к.п.н. Т. Б. Лесохиной и ее аспирантами изучались проблемы непрерывного языкового образования в системе «профильная школа — СПО/вуз — профессиональная практика» с учетом изучения языковой картины профессионального мира, в котором люди, владеющие иностранными языками, становятся все более востребованными.

Большое внимание уделялось выделению и развитию подсистемы обучения иностранному языку в рамках информационно-образовательной среды школы, включающей создание специализированных электронных средств обучения, используемых наряду с существующими в Интернете учебными материалами (к.п.н. М. А. Татаринова, к.п.н. М. Ю. Бухаркина, к.п.н. Л. П. Владимирова, к.п.н. А. Е. Петров и др.); организацию профессионального взаимодействия учителей в сетевых сообществах (к.п.н. Л. П. Владимирова, к.т.н. А. Е. Петров) и культуру сетевого общения

в учебном процессе (к.п.н. Н. В. Ладыженская).

С момента создания и внедрения федеральных государственных стандартов особую актуальность приобрели исследования назначения, инструментов и процедур осуществления итоговой аттестации по иностранным языкам на разных ступенях школьного образования (к.п.н. Н. Н. Трубанева, к.п.н. Е. Е. Бабушис). Не обходились вниманием и проблемы обучения иностранному языку в дошкольных учреждениях с учетом преемственности между дошкольным и начальным школьным образованием (к.п.н. М. З. Биболетова, О. В. Березина, Л. А. Иванова) и др.

Сотрудники лаборатории представляли Россию в международных исследовательских проектах по мониторингу иноязычного образования в мире (к.п.н. М. З. Биболетова, Language Education Study, 1996) и мониторингу и оценке качества образования (к.п.н. Н. Н. Трубанева: PISA, PIRLS, 2000).

Важным аспектом деятельности лаборатории являлась популяризация научных идей и концепций, разрабатываемых сотрудниками как по заказу органов управления образованием, так и на инициативной основе. Научные сотрудники, работающие в Центре филологического образования, частью которого стала лаборатория дидактики иностранных языков, принимали и принимают деятельное участие в международных, всероссийских и региональных конференциях, в том числе в видеоконференциях, форумах, в работе профессиональных сетевых сообществ учителей иностранного языка по проблемам языкового образования, в работе учебно-методических и научных журналов, посвященных изучению иностранных языков. Так, к.п.н. Н. П. Каменецкая, главный редактор главного российского предметного журнала «Иностранные языки в школе», который был учрежден в 1936 году и издается и пользуется спросом у учителей и по сей день, также трудилась в лаборатории обучения иностранным языкам в ИСМО РАО.

Нельзя обойти вниманием направление деятельности лаборатории, связанное с подготовкой квалифицированных научных кадров. Во многих действующих вузах страны языковыми институтами и кафедрами руководят выпускники аспирантуры и докторантуры при лаборатории. Большинство руководящих работников в области образования по иностранным языкам в бывших союзных республиках получили образование и защитились в стенах ИСМО РАО. Ими всесторонне исследовались вопросы триязычия применительно к разным группам родных языков обучающихся. Например, под руководством академика, д.п.н. А. А. Миролюбова

защитились более 70 аспирантов из разных регионов СССР и России. Их исследования не потеряли актуальность и по сей день, поскольку многоязычие становится приметой современного поликультурного мира.

Ретроспективный взгляд на исследования ученых лаборатории дидактики иностранных языков, их аспирантов, докторантов, соискателей и стажеров отражают путь становления методики как науки — от прикладного образования, обеспечивающего конкретные потребности государства, до полноценной научной теории, имеющей свой предмет, терминологический аппарат, связи с другими научными областями, а также свои специфические задачи.

Литература

1. Биболетова М. З. Иностранный язык // Очерки становления и развития методик общего среднего образования. Том 1 (часть 1). Гуманитарное образование /под ред. М. В. Рыжакова. М.: СПб.: Нестор-История, 2014. 128 с.

2. Миролюбов А. А. История отечественной методики обучения иностранным языкам. М.: Ступени, 2002. 448 с.

3. Рахманов И. В. Некоторые теоретические вопросы методики обучения иностранным языкам в средней школе // Иностранные языки в школе. 1948. № 3. C. 4-7.

4. ЩербаЛ. В. Преподавание иностранных языков в средней школе. Общие вопросы методики. Изд. 2-е. М.: Высшая школа, 1974. 112 с.

References

• Biboletova M. Z. Inostrannyj jazyk. Ocherki stanovlenija i razvitija metodik obshhego srednego obrazovanija. Tom 1 (chast' 1). Gumanitarnoe obrazovanie. / pod red. M. V. Ryzhakova. M.: SPb.: Nestor-Istorija, 2014. 128 s.

• Miroljubov A. A. Istorija otechestvennoj metodiki obuchenija inostrannym jazykam. M.: Stupeni, 2002. 448 s.

• RahmanovI. V. Nekotorye teoreticheskie voprosy metodiki obuchenija inostrannym jazykam v srednej shkole // Inostrannye jazyki v shkole. 1948. № 3. S. 4-7.

• Shherba L. V. Prepodavanie inostrannyh jazykov v srednej shkole. Obshhie voprosy metodiki. Izd. 2-e. M.: Vysshaja shkola, 1974. 112 s.

SCIENTIFIC ACTIVITY OF THE LABORATORY OF DIDACTICS OF FOREIGN

LANGUAGES OF THE INSTITUTE FOR THE CONTENT AND METHODS OF EDUCATION AS A REFLECTION OF THE DEVELOPMENT OF RUSSIAN METHODOLOGY OF FOREIGN LANGUAGE EDUCATION

The author of the article considers important aspects of the scientific activity of the Laboratory of Didactics of Foreign Languages, which influenced the development of the Russian methodology of foreign language education. The author also provides information on scientists who have made the most significant contribution to the work of the laboratory.

Keywords: methodology of teaching foreign languages as a science, Laboratory of Didactics of Foreign Languages of the Institute for the Content and Methods of Education of the Russian Academy of Education, scientific activity of the laboratory.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.