Научная статья на тему '"научная" деятельность И. В. Сталина как один из методов формирования стереотипов вузовской интеллигенции г. Молотова'

"научная" деятельность И. В. Сталина как один из методов формирования стереотипов вузовской интеллигенции г. Молотова Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
84
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
И.В. СТАЛИН / Г. МОЛОТОВ / ВУЗОВСКАЯ ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «"научная" деятельность И. В. Сталина как один из методов формирования стереотипов вузовской интеллигенции г. Молотова»

годы Великой отечественной войны: «тов. Пермякова М.Н. работая начальником обллита проявила себя, особенно сейчас в суровых условиях войны, как опытный организатор и бдительный руководитель цензоров области. Энергичная и дисциплинированная, она сумела наладить четкую и повсеместную работу цензоров и обеспечивает руководство обллитом». Подтверждением словам секретаря Молотовского обкома ВКП(б) Жукова служит тот факт, что в 1945 г. Мария Николаевна Пермякова была награждена медалью «Зв добросовестный труд в Великой отечественной войне 1941-1945 гг.»

Подведем итоги. Заметим, что во время учебы на истфаке ПГПИ Мария Николаевна Пермякова многократно подтверждала статус студентки-активистки, успевающей не только в учебе. Об успехе М. Н. Пермяковой свидетельствует тот факт, что, будучи студенткой вуза М.Н. Пермякова была приглашена работать в цензурное ведомство. С декабря 1937 по сентябрь 1938 г. М.Н. Пермякова исполняла обязанности начальника Пермского горлита. Об этом периоде ее жизни практически ничего неизвестно, но стоит предполагать, что именно тогда она познакомилась со спецификой работы советского цензора. Сам факт привлечения Пермяковой к работе в обллит свидетельствует о том, что политика государства и конкретно лозунг т. Сталина «Кадры решают все!», сказанный им еще в 1935 г. начал претворяться в жизнь.

Список источников и литературы

1. Архив ПГПУ. Ф. Р420. Оп. 9. Дело 399. Л. 3

2. Архив ПГПУ. Ф. Р420. Оп. 9. Дело 399. Л. 5

3. Архив ПГПУ. Ф. Р420. Оп. 9. Дело 399. Л. 6

4. Архив ПГПУ. Ф. Р420. Оп. 9. Дело 399. Л. 9

5. Архив ПГПУ. Ф. Р420. Оп. 9. Дело 399. Л. 15

6. Архив ПГПУ. Ф. Р420. Оп. 9. Дело 399. Л. 14

7. ПермГАНИ Ф.105. Оп. 243. Д. 1879. Л. 4

8. ПермГАНИ Ф.105. Оп. 243. Д. 1879. Л. 11

9. ПермГАНИ Ф.105. Оп. 243. Д. 1879. Л. 12

Малыгина О.А., исторический факультет, аспирант. Научный руководитель: д. и. н., проф. И.С. Капцугович

«Научная» деятельность И.В. Сталина как один из методов формирования стереотипов вузовской интеллигенции г. Молотова

Руководство ВКП (б) на протяжении всех послевоенных лет с помощью постановлений о преподавании общественных наук в высших учебных заведениях добивалось безупречного усвоения и применения на

практике научными работниками знаний марксизма-ленинизма. В 1950 г. И.В. Сталин начинает сам лично заниматься вопросом идейно-политического воспитания вузовской интеллигенции. Сталин выбрал две научные отрасли языкознание и экономику. С помощью этих наук он решил усилить влияние марксистско-ленинско-сталинской идеологии на деятельность вузовских работников.

В июне-августе 1950 г. в «Правде» была опубликована статья И.В. Сталина «Марксизм и вопросы языкознания», в которой он заявил, что Н.Я. Марр «... был вульгаризатором и упростителем марксизма» (Против вульгаризаторства, 1951, с. 3). В статье «Относительно марксизма в языкознании» Сталин посетовал на то, что «. отдельные марксистские формулы и выводы не могут не изменяться в течение времени, не могут не заменяться новыми формами и выводами...»(Сталин, 1951, с. 2).

После ряда научных публикаций в партийной прессе к обсуждению этого вопроса приступили вузы регионов страны, в том числе г. Молотова. В молотовских вузах развернулась кампания по изменению прежнего курса работы языковедческих дисциплин.

Несмотря на каникулярный период, 4 июля на Учёном совете Молотовского госуниверситета заведующему кафедрой марксизма-ленинизма Я.Р. Волину было поручено разработать план мероприятий в соответствии с новыми требованиями по языкознанию, а декану историко-филологического факультета А.Д. Антонову «просмотреть существующие программы и внести в них изменения. » ( ГАПК. Ф.р. 180. Оп. 12. Д. 259. Л. 256.). 7 сентября 1950 г. на общем закрытом партийном собрании вуза были приняты дополнительные меры по организации систематического контроля за качеством лекций, семинарских и практических занятий (ГАПК Ф. 717. Оп. 1. Д. 93. Л. 19).

24 сентября 1950 г. в газете «Звезда» был опубликован протокол собрания молотовской интеллигенции, посвященного преподаванию русского языка в вузах города, особенно университета (Звезда, 1950,с. 2). Помимо этой газетной публикации 18 октября была опубликована еще одна, компрометирующая работу кафедры русской литературы Молотовского педагогического института. В статье отмечалось, что заведующая кафедрой М.Н. Ожегова работу Сталина «до сих пор не обсуждала.. .»(Черемных, 1950, с. 2). Статьи подготовили почву для поиска мнимых и явных морристов среди научных работников.

В целях подкрепить партийную прессу официальными документами 18 октября 1950 г. состоялся IV пленум Молотовского горкома ВКП (б). Секретарь парткома госуниверситета К.И. Мочалов отметил, что вузовская интеллигенция «. еще недостаточно глубоко владеет марксизмом-

49

ленинизмом, не научилась правильно принимать эту революционную теорию» (ГАПК, Ф. 1. Оп. 45. Д. 552. Л. 244.). На пленуме было решено «установить контроль за качеством лекций и проведением семинарских занятий, взять под особый контроль работников кафедры марксизма-ленинизма» ( Там же, л. 446).

19 октября 1950 г., партийное бюро Молотовского сельскохозяйственного института поставило задачу: «непрерывно повышать идейно-теоретический и методический уровень лекций и семинарских занятий»(ГАПК, Ф. 20. Оп. 1. Д. 2887. Л. 43.).

14 февраля 1951 г. Учёный совет университета постановил «продолжить работу по перестройке преподавания.» (ГАПК, Ф.р. 180. Оп. 12. Д. 277. Л. 104.).

На протяжении 1950/51 учебного года научную и педагогическую деятельность преподавателей, а особенно историко-филологического факультета госуниверситета и русского языка и литературы педагогического института сопровождали бесконечные комиссии. В 1950 году по инициативе партбюро университета была создана комиссия по проверке филологического отделения. Проверяющими были обнаружены политические и методические ошибки в работе филологов. В частности, в цикле лекций старшего преподавателя Т.П. Санниковой по русской литературе XX в. Этого было вполне достаточно, чтобы передать этот курс кандидату филологических наук С.Я. Фрадкиной (ГАПК, Ф.р. 180. Оп. 12. Д. 92. Л. 260.). Комиссией было отмечено, что в некоторых лекциях преподавателя кафедры общего языкознания и русского языка университета О.Ф. Петюниной «. учение марксизма-ленинизма совершенно не было разъяснено <...> неубедительно прозвучала критика буржуазных теорий происхождения языка...»( ГАПК, Ф. 105. Оп. 20. Д. 312. Л. 12.). По итогам проверки был составлен специальный план работы вуза в рамках труда Сталина (Там же. Ф.р. 180. Оп. 12. Д. 284. Л. 34).

С 15 октября по 20 ноября 1951 г. было проведено обследование кафедр русской и зарубежной литературы пединститута. Руководство института, первым делом, позаботилось о том, чтобы изъять из экзаменационных билетов вопросы, связанные с «новым учением о языке» и включить в них статью Сталина (Там же. Ф.р. 420. Оп. 1. Д. 151. Л. 17-18). Комиссией были найдены многочисленные недочёты в лекционной работе ряда преподавателей. В частности, при характеристике методики преподавания литературы доцент В.А. Будрин не упомянул марксистско-ленинскую науку. В работе старшего преподавателя кафедры русской литературы Г.М. Высотиной было выявлено, что преподаватель «не

50

задумывается над тем, что классики марксизма-ленинизма должны стоять на первом месте»(Там же. Ф. 105. Оп. 18. Д. 334. Л. 99).

2 февраля 1952 г. обком ВКП (б) был проинформирован об итогах поверки кафедр русского языка и общего языкознания института. В частности отмечалось, что бригадой в составе университетских преподавателей И.М. Захарова, К.А. Федоровой, И.А. Малафеева в одной из лекций доцента кафедры русского языка М.П. Мишина было обнаружено заявление доцента по поводу того, что, якобы «... советское языкознание развивалось по буржуазному руслу.» (Там же. Ф. 105. Оп. 18. Д. 329. Л. 46.).

Таким образом, кафедры русского языка, общего языкознания, русской и зарубежной литературы в 1950/51 учебном году оказался под контролем партийных органов.

После выхода в 1952 году работы И.В. Сталина «Экономические проблемы социализма в СССР»(1) особый счёт был предъявлен профессорско-преподавательскому составу кафедр марксизма-ленинизма и политической экономии вузов.

2 февраля 1952 г. в газете «Звезда» была опубликована статья «Об ошибочных выводах в лекциях тов. Кертмана» (Дедов, 1952), в которой заведующий кафедрой марксизма-ленинизма пединститута Г.И. Дедов отметил, что заведующий кафедрой всеобщей истории университета Л.Е. Кертман допускает «политически неверные выводы <...> и не считается с периодизацией истории СССР, данной в «Кратком курсе истории ВКП (б)» (Там же).

Подобного рода фельетоны требовали незамедлительного ответа. После статьи сразу же была создана специальная комиссия по проверке лекций Кертмана. Члены комиссии подтвердили их «... низкий идейный, тактический и теоретический уровень» (ПермГАНИ. Ф. 717. Оп. 1. Д. 104. Л. 48).

В апреле 1952 г. обком ВКП (б) ознакомился с результатами проверки научно-педагогической работы преподавателей общественных наук Молотовского государственного стоматологического института. Было обнаружено, что старшие преподаватели кафедры марксизма-ленинизма К.Я. Вотинова, О.Л. Аксенова и В.А. Пузаков «... не обеспечивают необходимый уровень преподавания основ марксизма-ленинизма» (ПермГАНИ. Ф. 105. Оп. 17. Д. 345. Л. 2).

27 ноября 1952 г. на партийном бюро педагогического института заведующий отделом школ и вузов обкома ВКП (б) Г.Ф. Мадонов отметил, что труд Сталина «... должен лежать в основе всей работы кафедр» (Ф. 74. Оп. 1. Д. 2024. Л. 107.). На бюро было решено совместно с горком ВКП (б)

улучшить работу городского семинара преподавателей политической экономии.

18 июня 1953 г. на закрытом партийном собрании Молотовского медицинского института Мадонов поручил научным работникам «настойчиво овладевать марксистско-ленинской теорией» (Ф. 20. Оп. 1. Д. 2531. Л. 91.). Аналогичное решение было принято руководством стоматологического и фармацевтического институтов (Ф. 105. Оп. 20. Д. 326. Л. 33 об.).

В отчёте университета за 1952-1953 учебный год говорилось о том, что было решено ежегодно проводить совещания преподавателей кафедр общественных наук, особенно диалектического и исторического материализма и политической экономии (ГАПК. Ф.р. 180. Оп. 12. Д. 112. Л. 8).

Использование научных статей и трудов Сталина в области языкознания и экономики в качестве мощного рычага для ужесточения контроля за научно-педагогической деятельностью вузовской интеллигенции привело к кардинальным переменам. В педагогическую работу были внесены изменения в соответствии с новыми требованиями верховной власти.

Дискуссия по языкознанию усилила борьбу с буржуазной идеологией. Особенно тщательное обследование было проведено на кафедрах русского языка и общего языкознания, русской и зарубежной литературы.

Труд Сталина по экономическим проблемам социализма был направлен на то, чтобы в исследовательской и педагогической работе научные работники ставили в приоритет знания марксизма-ленинизма.

Таким образом, новая тактика Сталина не только усилила идейно-политический компонент в преподавании, но и ужесточила партийный контроль за научно-педагогической деятельностью вузовских работников.

Список источников и литературы

1. В своем труде И.В. Сталин открыл основной экономический закон социализма.

2. ГАПК. Ф.р. 180. Оп. 12. Д. 112. Л. 8.

3. Там же. Ф.р. 180. Оп. 12. Д. 259. Л. 256.

4. Там же. Ф.р. 180. Оп. 12. Д. 284. Л. 34.

5. Там же. Ф.р. 420. Оп. 1. Д. 151. Л. 17-18.

6. Дедов Г. Об ошибочных выводах в лекциях тов. Кертмана // Звезда. 1952. 2 февраля.

7. Там же

8. ПермГАНИ. Ф. 717. Оп. 1. Д. 104. Л. 48.

9. Там же. Ф. 717. Оп. 1. Д. 93. Л. 19.

10. Там же. Ф. 105. Оп. 17. Д. 345. Л. 2.

11. Там же. Ф. 105. Оп. 20. Д. 326. Л. 33 об.

12. Там же. Ф. 105. Оп. 20. Д. 312. Л. 12.

13. Там же. Ф. 105. Оп. 18. Д. 334. Л. 99.

14. Там же. Ф. 105. Оп. 18. Д. 329. Л. 46.

15. Там же. Ф. 20. Оп. 1. Д. 2531. Л. 91.

16. Там же. Ф. 20. Оп. 1. Д. 2887. Л. 43.

17. Там же. Ф. 74. Оп. 1. Д. 2024. Л. 107.

18. Там же. Ф. 1. Оп. 45. Д. 552. Л. 244.

19. Там же Л. 446.

20. Там же. Ф.р. 180. Оп. 12. Д. 277. Л. 104.

21. Там же. Ф.р. 180. Оп. 12. Д. 92. Л. 260.

22. Против вульгаризаторства и извращения марксизма в языкознании. М., Академия наук СССР. Ч. 1. 1951.

23. Сталин И.В. Ответ товарищам // Правда. 1950. 2 августа.

24. Собрание интеллигенции // Звезда. 1950. 24 сентября.

25. Черемных В. Поднять уровень партийного руководства вузами // Звезда. 1950. 18 октября.

Заварзина В. И. , исторический факультет Научный руководитель: ст. преподаватель Лукьянова Л.А.

Повседневная жизнь советских людей в условиях немецкого

оккупационного режима

Во время Великой Отечественной войны почти треть населения СССР, а это более 70 миллионов человек, жила в условиях жестокой немецкой оккупации (Соколов, 2004. с.3).

Гитлеровской оккупации подверглись 13 областей РСФСР (по административно-территориальному делению военных лет): Ленинградская, Псковская, Великолукская, Смоленская, Брянская, Калужская, Новгородская, Калининская, Орловская и другие. Области стали называться губерниями, были учреждены уезды (с января 1943 г. - районы) и волости, произведена регистрация населения. Наряду с немецкими военными и административными органами власти (военными комендатурами, окружными и районными управлениями, сельскохозяйственными управлениями, гестапо и пр.) существовали учреждения местного самоуправления с полицией. Во главе городов, уездов назначались бургомистры, волостные управления возглавляли волостные старшины, в селениях назначались старосты. Для разбора уголовных и гражданских дел, не затрагивавших интересы германской армии, действовали мировые суды. Деятельность местных учреждений была направлена на исполнение приказов и распоряжений немецкого командования, осуществление политики и планов Гитлера в отношении оккупированного населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.