Научная статья на тему 'Научная библиотека как издательство: опыт Мичиганского университета (США)'

Научная библиотека как издательство: опыт Мичиганского университета (США) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
100
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
библиотеки / издательства / цифровая печать научной литературы / публикации в Internet. / libraries / publishers / digitization of scientific literature / Internet publications

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — К. Хокинс

Рассматривается издательский опыт Отдела научных публикаций университетской библиотеки Мичиганского университета (г. Энн-Арбор): современное состояние и перспективы дальнейшего развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — К. Хокинс

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Scholarly Library as a Publisher: Experience of University of (USA)

Libraries and publishers traditionally occupy two separate, non-competitive spaces, ensuring each others’ existence through a sort of economic symbiosis. Today, leading institutions have taken initiative to create change in the scholarly communications system by taking on some or all of the roles of publishers. The Scholarly Publishing Office (SPO), a division of the University Library of the University of Michigan, Ann Arbor, uses the library’s experience in digitization and infrastructure for digital collections to offer publishing services for scholarly literature in electronic and print form.

Текст научной работы на тему «Научная библиотека как издательство: опыт Мичиганского университета (США)»

ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

2009 История Выпуск 3 (10)

УДК 002(792.87)

НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА КАК ИЗДАТЕЛЬСТВО: ОПЫТ МИЧИГАНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА (США)*

К. Хокинс**

Рассматривается издательский опыт Отдела научных публикаций университетской библиотеки Мичиганского университета (г. Энн-Арбор): современное состояние и перспективы дальнейшего развития.

Ключевые слова: библиотеки, издательства, цифровая печать научной литературы, публикации в Internet.

Общие сведения

Библиотеки и издательства традиционно не конкурировали друг с другом, а напротив, сосуществовали в своего рода экономическом симбиозе. Однако поскольку все больше и больше научных трудов публикуется в Интернете как издательствами, так и самими учеными, в современном обществе библиотеки утратили свою роль единственного хранилища информации. Издательства больше не являются единственными распространителями информации не только потому, что авторы сами публикуют свои научные работы в Сети, но и потому, что общество больше не согласно мириться с монополией крупных издательств на рынке научной литературы. Борьба с этой монополией принимает различные формы, например:

- библиотекари предоставляют ученым информацию об огромной стоимости научной литературы1;

- движение «открытый доступ»2 способствует организации вузовских и дисциплинарных репозиториев препринтов, постпринтов и пр.;

- образовательные и культурные учреждения лоббируют общедоступность результатов исследований, финансируемых государством3.

Кроме того, ведущие библиотечные учреждения пытаются изменить систему научной коммуникации, самостоятельно (частично или полностью) выполняя функции издательств.

Так Отдел научных публикаций4 библиотеки5 Мичиганского университета6 (г. Энн-Арбор) использует компьютерную инфраструктуру и большой опыт библиотеки в оцифровке фонда для предоставления услуг по изданию научной литературы. Отдел научных публикаций, который работает в первую очередь с авторами, имеющими отношение к университету, но не только с ними, ставит перед собой следующие цели:

- оказание ряда «резонных» услуг (то есть услуг с экономической моделью, отвечающей нуждам как авторов, так и читателей научных ресурсов);

- обеспечение локального контроля над интеллектуальной собственностью;

- изучение возможностей расширения библиотечного фонда7.

В своей деятельности Отдел научных публикаций руководствуется тремя принципами8:

- Авторы и редакторы сохраняют права на интеллектуальную собственность. Отделу требуется неэксклюзивная лицензия на распространение информационного ресурса.

- Работы, изданные отделом, входят в фонд университетской библиотеки и поэтому хранятся на тех же условиях, что и любые другие печатные или электронные материалы фонда.

- Отдел предпочитает публиковать журналы в открытым доступе и журналы с приемлемыми для библиотек и читателей ценами и условиями использования и распространения.

© К. Хокинс, 2009

* Автор благодарен Надежде Дич, Валерию Тенишеву и Сергею Белякову за помощь в переводе с английского.

** См. http://www.umich.edu/~kshawkin/

Как правило, отдел не предлагает услуг редактирования, оформления и маркетинга, как это делают обычные издательства. Однако он предоставляет услуги, традиционные для обычных коммерческих издательств, например полнотекстовый поиск и поиск по метаданным, сохранение текста в формате PDF и ограничение доступа к ресурсам для подписчиков. Ряд услуг находится на стадии разработки. Это систематичная подача метаданных в поисковую систему OAIster9, статистический учет по использованию ресурса на базе стандарта COUNTER10 и обеспечение доступа крупным коммерческим поисковым системам к полному тексту изданных отделом работ. Финансирование отдела осуществляется за счет бюджета библиотечного фонда, а также за счет издания журналов с ограниченным доступом, которые отдел размещает на своем сервере на платной основе.

Отдел научных публикаций не имеет редакции, которая бы принимала решения о том, какие работы публиковать, а какие нет. Поэтому он предпочитает сотрудничать с журналами, которые сами отбирают и редактируют материалы. Что касается монографий и рукописей, то решение об их публикации на данный момент принимается исходя из репутации и статуса автора.

Сотрудники отдела по образованию гуманитарии и поэтому хорошо понимают нужды специалистов по гуманитарным наукам. Большинство из проектов отдела является изданиями гуманитарных наук.

Издательскую деятельность Отдела научных публикаций можно представить в виде трех направлений:

- публикация в Интернете современной научной литературы - периодических изданий, монографий и других проектов - с использованием всех преимуществ цифрового представления данных;

- организация электронной печати материалов, опубликованных Отделом, а также цифровой печати отдельных экземпляров по требованию («print on demand»);

- сотрудничество с издательством Мичиганского университета11 в разработке новых моделей издания.

Рассмотрим все три аспекта издательского «опыта» Отдела.

Публикация в Интернете

С момента своего создания в 2001 г. отдел публикует периодические издания, монографии и другие материалы (например гипертекстового или мультимедийного типа), главным образом используя пакет программ для электронных библиотек DLXS12. Редакторы журналов и авторы монографий, с которыми сотрудничает отдел, присылают электронные документы (например в формате MS Word), а сотрудники отдела преобразуют эти документы в формат XML, используемый в пакете DLXS. Для каждой статьи создаются метаданные, которые включаются в документ, а метаданные о монографии или периодическом издании вносятся в электронный каталог университетской библиотеки.

Приоритетом в деятельности отдела является создание электронного текста, а не просто изображений страниц из документов-источников, что позволяет обеспечить максимум возможностей воспроизведения текста на других видах носителей в будущем. Однако некоторые издаваемые материалы требуют сохранения особого форматирования страниц. В таких случаях отдел публикует изображения страниц, а для поиска используется текст, полученный путем распознавания оцифрованного изображения или извлечения текста из PDF-файлов.

Отдел проявляет особый интерес к публикациям, которые пользуются преимуществами цифрового представления данных, а не просто дублируют бумажный носитель в электронной форме.

Цифровая печать

Хотя главным средством публикации отдела является электронный носитель, авторы и пользователи могут заказать печатные версии материалов. С 2003 г. отдел сотрудничает с несколькими типографиями в области создания печатных копий не только работ, опубликованных отделом, но и оцифрованных материалов из фонда университетской библиотеки13. В данной сфере используются две технологии: цифровая печать материалов малым тиражом (до 500 экземпляров) и цифровая печать отдельных экземпляров по требованию («print on demand»). Оба метода не требуют больших затрат, связанных с традиционной офсетной печатью, что делает их наиболее приемлемыми для столь специфического рынка научной литературы. Доход, полученный от продажи печатных копий, распределяется на финансирование оцифровки материалов фонда университетской библиотеки.

Научная библиотека как издательство...

В настоящий момент в продаже есть ряд монографий, опубликованных отделом (малый тираж), по требованию печатается свыше 300 монографий из одной из электронных библиотек по гуманитарным наукам («ACLS Humanities E-Book»), размещенной на сервере отдела на платной основе, а также свыше 400000 оцифрованных общедоступных (незащищенных авторским правом) единиц на более чем 200 языках из фонда университетской библиотеки14. Большинство из этих произведений было издано в конце XIX в. Такой богатый библиотечный фонд, который раньше был доступным только живущим около такого крупного университета, как Мичиганский, является драгоценным источником для историков и других ученых.

Сотрудничество с издательством Мичиганского университета Другим направлением отдела в разработке новых моделей научной коммуникации является организация совместных проектов отдела и издательства Мичиганского университета. Первым продуктом такого сотрудничества стала новая серия книг, посвященная новым СМИ и применению информационных технологий в гуманитарных науках, под проектным названием «digitalculturebooks»15. Данное партнерство строится на объединении сильных сторон каждой из организаций: опыта издательства в приобретении, редактировании и сбыте материалов, с одной стороны, и опыта отдела в издательстве цифровых материалов и внедрении новых моделей научной работы, с другой стороны. Мы надеемся, что результаты этого партнерства дадут ученым возможность ознакомиться с новыми вариантами научной коммуникации и будут побуждать исследователей к таким способам коммуникации, которые способны кардинально изменить традиционные отношения между автором и аудиторией, производителем и потребителем16. Отдел обеспечивает бесплатный доступ в Интернете к полному тексту под одной из лицензий Creative Commons17, а реализацией и продажей печатных копий книг занимается издательство. В ближайшее время состоится запуск нового портала серии. Надеемся, что будут созданы сообщества вокруг литературы, изданной партнерством.

С 2009 г. отдел обеспечивает пополнение репозитория HathiTrust всеми научными изданиями издательства, которые планируется размещать в открытом доступе через год после публикации.

С 1 июля 2009 г. издательство подчиняется библиотеке, поэтому в будущем должно быть обеспечено более тесное сотрудничество.

Перспективы развития Отдела В будущем сотрудники отдела надеются предоставить ученым новые услуги для их научной работы.

Во-первых, отдел собирается создавать инструменты для совместного написания, редактирования и использования научной литературы. Эта услуга поможет не только организации сообществ для партнерских отношений с издательством, но и послужит основной деятельности отдела в публикации в системе DLXS. Результатом может стать разрушение понятия единого готового продукта издательской деятельности и превращение научной работы в непрерывный процесс.

Во-вторых, отдел стремится популяризировать в среде научного сообщества информацию о возможностях электронной публикации. Пока что отдел сотрудничает с теми, кто к нему обращается самостоятельно, и поэтому необходимо заниматься пропагандой для тех, кто еще не знает о такой деятельности отдела.

Примечания

1 См. например: Create Change [электронный ресурс]. URL: http://www.createchange.org/

2 Для обозрения движения «открытый доступ» см.: The SPARC Open Access Newsletter [электронный ресурс]. URL: http://www.earlham.edu/~peters/fos/ и Будапештская Инициатива «Открытый Доступ» [электронный ресурс]. URL: http://www.soros.org/openaccess/ru/

3 См. например: Alliance for Taxpayer Access [электронный ресурс]. URL: http://www.taxpayeraccess.org/

4 См.: http://www.lib.umich.edu/spo/

5 См.: http://www.lib.umich.edu/

6 См.: http://www.umich.edu/

7 http://www.lib.umich.edu/spo/about.html (посл. обращение 20 сент. 2009).

8 «SPO Profile» (неопубликованный документ).

9 См.: http://www.oaister.org/

10 См.: http://www.projectcounter.org/

11 См.: http://www.press.umich.edu/

12 См.: http://www.dlxs.org/. Похожими пакетами, содержащими исключительно программы с открытым исходным кодом, являются DPubS (http://dpubs.org/) и XTF (http://www.cdlib.org/inside/projects/xtf/).

13 Для обозрения программы Отдела цифровой печати по требованию см. «The Next Mother Lode for Large-scale Digitization» [электронный ресурс]. URL: http://www.diglib.org/forums/spring2006/presentations/geitgey0406.htm и «Sustaining the Digital Library through POD» (Charleston Conference, 2006).

14 Agreement With Amazon Will Make U-M Digital Books Widely Available [электронный ресурс]. URL: http://www.lib.umich.edu/news/agreement-amazon-will-make-u-m-digital-books-widely-available (посл. обращение 23 сент. 2009).

15 См.: http://www.digitalculture.org/

16 The Michigan Strategy for the MacArthur Series on Digital Media and Learning (предложение на выполнение гранта «MacArthur Foundation Series on Digital Media and Learning», поданное 12 янв. 2007).

17 См.: http://www.creativecommons.org/

Дата поступления рукописи в редакцию: 24.09.2009

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.