Научная статья на тему 'Научение детей молитве в концепции религиозного воспитания М. М. Манасеиной'

Научение детей молитве в концепции религиозного воспитания М. М. Манасеиной Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
659
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕПЦИЯ РЕЛИГИОЗНОГО ВОСПИТАНИЯ М. М. МАНАСЕИНОЙ / ХРИСТИАНСКИЕ ИДЕАЛЫ / РЕЛИГИОЗНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ / АЛЬТРУИСТИЧЕСКИЕ ЧУВСТВА / НАУЧЕНИЕ МОЛИТВЕ / ДЕТСКАЯ МОЛИТВА / БЛАГОДАТНОЕ ВЛИЯНИЕ МОЛИТВЫ / ТРЕБОВАНИЯ К МОЛИТВЕ / УКРЕПЛЕНИЕ В ВЕРЕ / M. M. MANASEINA''S CONCEPT OF RELIGIOUS EDUCATION / CHILD''S PRAYER / BLESSED INfl UENCE OF A PRAYER / CHRISTIAN IDEALS / RELIGIOUS BELIEFS / ALTRUISTIC FEELINGS / TEACHING TO PRAY / REQUIREMENTS TO THE PRAYER / STRENGTHENING IN BELIEF

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Урбанович Любовь Николаевна

В данной статье представлены взгляды педагога и общественного деятеля конца XIXначала XX вв. Марии Михайловны Манасеиной на обучение детей молитве. Особый интерес представляет сама концепция религиозного воспитания Манасеиной, в основе которой христианское учение и научные данные из области возрастной, социальной психологии и физиологии детства. Обращение к теме религиозного воспитания в указанный исторический период было продиктовано общим кризисом веры и духовности русского народа. Справедливо отмечая, что Православие основа и оплот Российской государственности и нравственности народа, педагог обосновывает важность воспитания детей в духе национальной религии с самого раннего детства. Особое внимание в статье уделяется значению детской молитвы в религиозном воспитании, которая способна развить и укрепить в душе ребенка само понятие о Боге, любовь и доверие к Нему. Автор статьи анализирует принципиально важные условия обучения детей молитве, изложенные М. М. Манасеиной: приучать ребенка к самостоятельной молитве; отдавать предпочтение благодарственным молитвам за семью, народ и Отечество; избегать торопливой, механической, формальной молитвы; научить искренней личной молитве; сообразовываться с возрастными психосоматическими особенностями детей. Как педагог, психолог, физиолог и врач, Манасеина обосновала важность молитвы не только для духовной жизни, но и для психического, нравственного здоровья и личностного развития ребенка. Ее педагогические мысли актуальны и значимы и сегодня. Особенно ценны указания и рекомендации М. М. Манасеиной по религиозному воспитанию детей: когда начинать обучение детей молитве, на что следует обращать особое внимание, а чего избегать, чтобы молитва и вера были искренними и живыми в детских сердцах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This paper represents the views of the teacher and figure of the Orthodox (end of the XIX beginning of the XX centuries) Maria Mikhailovna Manaseina on teaching children to pray. Of particular interest is Manaseina's concept of religious education, based on Christian teaching and scientific data in the field of age, social psychology and physiology of childhood. The appeal to the topic of religious education during the specified period of history was dictated by the general crisis of faith and spirituality of Russian people. Fairly noting that Orthodoxy is a basis and a stronghold of Russian statehood and morals of the people, the teacher justifies the importance of raising children in the spirit of national religion since the earliest childhood. Special attention is paid to the issue of children's prayer in religious education, which is capable to develop and strengthen in a child's mind the concept of God, love and trust in Him. The author in this article analyzes essentially important conditions of teaching children to pray in Manaseina's concept of religious education: to accustom a child to an independent prayer; to prefer thankful prayers for a family, people and Fatherland; to avoid a hasty, mechanical, formal prayer; to teach a sincere personal prayer; to be conformed with age psychophysiological features of children. As an educator, psychologist, physiologist and physician Manaseina substantiated the importance of a prayer, not only for the spiritual life, but also mental, moral health and personal development of a child. Manaseina's pedagogical thoughts are relevant and meaningful today; especially valuable is guidance and advice in matters of religious education of children: when to start teaching children to pray, what one should pay special attention to, and what to be avoided so that the prayer and faith were genuine and live in children's hearts.

Текст научной работы на тему «Научение детей молитве в концепции религиозного воспитания М. М. Манасеиной»

Вестник ПСТГУ

IV: Педагогика. Психология

2014. Вып. 1 (32). С. 81-94

Урбанович Любовь Николаевна, канд. пед. наук, Смоленская Православная духовная семинария semina ry@ sci.smolensk.ru

Научение детей молитве в концепции религиозного воспитания М. М. Манасеиной

В данной статье представлены взгляды педагога и общественного деятеля конца XIX— начала XX вв. Марии Михайловны Манасеиной на обучение детей молитве. Особый интерес представляет сама концепция религиозного воспитания Манасеиной, в основе которой — христианское учение и научные данные из области возрастной, социальной психологии и физиологии детства. Обращение к теме религиозного воспитания в указанный исторический период было продиктовано общим кризисом веры и духовности русского народа. Справедливо отмечая, что Православие — основа и оплот Российской государственности и нравственности народа, педагог обосновывает важность воспитания детей в духе национальной религии с самого раннего детства. Особое внимание в статье уделяется значению детской молитвы в религиозном воспитании, которая способна развить и укрепить в душе ребенка само понятие о Боге, любовь и доверие к Нему. Автор статьи анализирует принципиально важные условия обучения детей молитве, изложенные М. М. Манасеиной: приучать ребенка к самостоятельной молитве; отдавать предпочтение благодарственным молитвам за семью, народ и Отечество; избегать торопливой, механической, формальной молитвы; научить искренней личной молитве; сообразовываться с возрастными психосоматическими особенностями детей. Как педагог, психолог, физиолог и врач, Манасеина обосновала важность молитвы не только для духовной жизни, но и для психического, нравственного здоровья и личностного развития ребенка. Ее педагогические мысли актуальны и значимы и сегодня. Особенно ценны указания и рекомендации М. М. Манасеиной по религиозному воспитанию детей: когда начинать обучение детей молитве, на что следует обращать особое внимание, а чего избегать, чтобы молитва и вера были искренними и живыми в детских сердцах.

Тема религиозного воспитания — одна из центральных тем, проходящая через всю историю религиозно-философской мысли от античности до наших дней. С момента становления педагогики как научной отрасли вопросы религиозно-

1 Манасеина М. М. Основы воспитания с первых лет жизни и до полного окончания университетского образования. СПб., 1894. Вып. 1. С. 59.

Л. Н. Урбанович

Как можно раньше приучайте детей верить в Бога и во все прекрасное, доброе, высокое, потому что вне этого нет жизни, нет развития...

М. М. Манасеина1

го воспитания волновали лучших западноевропейских и российских ученых, мыслителей, педагогов. В конце XIX — начале XX в. в отечественной педагогике появляются работы, раскрывающие концептуальные положения религиозного воспитания. На их основе и сегодня продолжает развиваться православная педагогическая мысль. Многие из плеяды деятелей образования дореволюционного периода нам известны, их труды изучены, осмыслены, и они составляют «золотой фонд» отечественной педагогики. Но есть имена ученых мирового масштаба, которые у нас в стране по политически-идеологическим причинам были «преданы забвению». Среди них — Мария Михайловна Манасеина, психолог, физиолог, доктор медицины, педагог и общественный деятель конца XIX — начала XX в. За 40 лет литературной деятельности ею было написано 48 работ по различным вопросам физиологии, психологии, гигиены и педагогики; 16 критико-библиографических статей; 14 книг были переведены ею с разных европейских языков, которыми она владела в совершенстве. Ее последний объемный и по своей сути уникальный труд «Основы воспитания с первых лет жизни и до полного окончания университетского образования» в пяти томах (1894—1899; далее — Основы воспитания) сегодня не без основания интересует исследователей.

Особенность и своеобразие указанной работы М. М. Манасеиной заключается в том, что в ней рассмотрены и основательно проанализированы проблемы воспитания от рождения до вступления во взрослую жизнь согласно установленной автором возрастной периодизации, а религиозное воспитание в качестве самого существенного и важного проходит в виде красной нити по всем разделам сочинения. В первой книге, посвященной религиозному воспитанию, автор уделяет внимание ключевой теме педагогики — цели воспитания; исследует «качество материала» — природу ребенка, с которой приходится работать воспитателю; рассматривает проблемы воспитания в духе христианской веры и религии с учетом психосоматических особенностей детей, а также показывает естественную связь религиозного воспитания с умственным, нравственным, эстетическим, патриотическим и гражданским.

В основе формирования психически, духовно и нравственно здоровой личности, по мнению М. М. Манасеиной, должно быть религиозное воспитание, так как «вера в психическом отношении есть то же, что и кислород для физического дыхания человека»2, поэтому понятие о Боге необходимо давать детям как можно раньше и как можно раньше приучать их верить в Бога. Это составляет основное условие развития психической жизни человека, вносит целостность, гармонию в мировоззрение людей и в то же время оставляет полный простор, полную свободу пытливости человеческой мысли.

Обращение ученых на рубеже XIX—XX вв. к религиозной проблематике было вызвано всеобщим кризисом веры и духовности. Справедливо считая, что вера и национальная религия являются единственным надежным оплотом для сохранения самоидентичности народа и государства, М. М. Манасеина настаивала на религиозном воспитании и образовании детей с самого раннего возраста. Но подобное радение Манасеиной о религиозном воспитании и духовном возрождении неоднозначно было воспринято современниками, что не в последнюю

2 Манасеина. Указ. соч. С. 58.

очередь было связано с ее долгими мировоззренческими исканиями. Из скудных биографических сведений известно, что М. М. Манасеина, «отрекшись от "революционных грехов" своей молодости, стала воинствующей реакционеркой»3. Это породило недоверчивое отношение к ее работам по религиозному воспитанию, о чем свидетельствует переписка Н. С. Лескова с Л. Н. Толстым. Так, Н. С. Лесков писал, что она «крайняя материалистка», которая все требовала: «Дайте мне твердую положительную веру с устойчивым основанием»4. В указанной переписке есть упоминание о том, что Н. С. Лесков не разделяет религиозные воззрения Манасеиной, например в понимании христианской молитвы, и хотел бы ответить «на брошюру Манасеиной, держась почитаемого "отца церкви" Исаака Сирина», приводя следующую цитату: «Те, в ком воссиял свет веры, уже не доходят до такого бесстыдства, чтобы просить у Бога в молитвах: "Дай нам это" или "возьми то", и нимало не заботятся о себе самих»5. Возможно, речь идет о брошюре (на французском языке), в которой М. М. Манасеина выступила с критикой политических и религиозных взглядов Л. Н. Толстого, а возможно, это та часть работы, в которой она рассматривает проблему детских просительных молитв.

Справедливости ради следует отметить, что идеи, взгляды М. М. Манасеиной на вопросы воспитания вызывали интерес и в начале XX в. у педагогов-единомышленников6, и сегодня не без основания обращают на себя внимание исследователей. Забытое имя М. М. Манасеиной в наши дни стало известно в педагогической литературе благодаря научным трудам Е. В. Чмелевой7, которая «вывела из тени забвения» выдающегося ученого и яркого педагога, православного человека и общественного деятеля, обеспокоенного судьбой своей страны и своего народа.

Наследие М. М. Манасеиной отличается как от трудов православных педагогов, в которых излагаются основы христианского воспитания детей, тем, что в них или совсем нет, или очень мало научных оснований из области медицины, физиологиии, психологии детского возраста, так и от утилитарно-нравственных философских концепций, в которых отсутствуют истинные христианские ценности. Актуальными и значимыми для православной педагогической мысли являются педагогические идеи Манасеиной о научении детей молитве.

На молитву как на важное средство нравственно-религиозного воспитания детей обращали внимание и западноевропейские мыслители, педагоги

3 Цит. по: КовальзонВ. М. Марья Михайловна Манасеина-Коркунова: Штрихи к портрету / Материалы 5-й Российской (с международным участием) школы-конференции «Сон — окно в мир бодрствования». М., 2009. С. 10.

4 Н. С. Лесков. Л. Н. Толстой: Переписка. Ч. 7. [Электронный ресурс.] URL: Ы1р://1е£коу. 1it-info.ru/1eskov/pisma/to1stoj/perepiska-to1stoj-7.htm (13.02. 2013)

5 Там же.

6 Прот. В. В. Зеньковский в труде «Психология детства» указывает на то, что он знаком с трудами М. М. Манасеиной и разделяет ее определенные взгляды.

7 См.: Чмелева Е. В. Концепция религиозного воспитания М. М. Манасеиной // Педагогика. 2007. № 3. С. 95—102; Она же. Мировоззрение М. М. Манасеиной и ее взгляды на религиозное воспитание // Известия Смоленского государственного университета. 2012. № 2. С. 228—237; Она же. Взгляды М. М. Манасеиной на религиозное воспитание // Вестник ПСТГУ: Серия IV. 2013. 2(29). С 89-98.

(Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци и др.), и отечественные (В. Ф. Одоевский, К. Д. Ушинский, Н. И. Пирогов, прот. В. В. Зеньковский и др.). Они указывали на важность молитвы в религиозном смысле для духовного развития человека. Так, В. Ф. Одоевский наставлял молиться о просветлении ума, о чистоте сердца, полагая, что «чистая, искренняя молитва никогда не пропадает, но растет и приносит плоды в мире, невидимом человеку, однако часто ощущаемом и в этой жизни»8. Но М. М. Манасеина предложила научный подход к пониманию и назначению религиозной молитвы, к вопросу о приучении детей молиться, обосновала необходимость молитвы для духовной жизни, психического, нравственного, личностного развития ребенка, определила условия и дала определенный «педагогический инструментарий».

В религиозной жизни человека молитва как ее практический аспект выражается в трех основных формах: «уставные» домашние молитвенные правила, личная обращенность к Богу в течение дня и молитвенное стояние во время церковного богослужения. Ко всем этим трем формам молитвы необходимо приучать детей с раннего возраста, чтобы развить и укрепить в душе ребенка само понятие о Боге, любовь и доверие к Нему. Понятие о Боге, как говорит М. М. Ма-насеина, вносит целостность, гармонию в мировоззрение самых разных людей и в то же время оно оставляет полную свободу пытливости человеческой мысли, расширяет область человеческих познаний. Она уверена, что без «научных истин человек может жить, тогда как без основной великой идеи Бога немыслима полная сознательная жизнь, немыслима уже потому, что при этом высший закон всякой логической, сознательной мысли, закон достаточного обоснования будет обречен на вечное несовершенство»9.

Прививать правильное отношение к молитве нужно начинать с самого раннего детства, чтобы оно вошло «в плоть и кровь», стало жизненно необходимым. Поэтому, указывает педагог, родители должны не только научить ребенка молиться, но на определенном этапе следить за тем, чтобы дети регулярно молились перед отходом ко сну и при пробуждении. Обучение детей молитве требует от родителей и воспитателей терпения, настойчивости и каждодневного труда. Время от времени родителям и воспитателям следует напоминать ребенку о том, что он должен помолиться, поскольку по свойственной детям забывчивости, как отмечает педагог, или увлеченности они могут пропустить молитву. И только тогда, когда будет выработана определенная привычка и наступит осознание необходимости просить у Бога благословения, напоминания ребенку о совершении молитвы будут не нужны.

М. М. Манасеина утверждает, что детей надо побуждать заучивать молитвы наизусть и иногда спрашивать, чтобы убедиться, что ребенок не забыл их и не перепутал. Со словами молитв, пусть даже неосознанных, непонятных фраз, которые повторяет ребенок, в память входит целое собрание образов и представлений, необходимых для будущей пользы и утешения в жизни. Однако предварять изучение молитв педагог советует ознакомлением с жизнью, учением и страда-

8 Цит. по: Сакулин П. Н. Из истории русского идеализма: Князь В. Ф. Одоевский. М., 1913. Т. 1. С. 457.

9 Манасеина. Указ. соч. С. 54.

ниями Иисуса Христа «в виде живого рассказа, передаваемого детям, не среди дневного шума и суеты, а в тихие сумерки или вечером»10.

Вся православная педагогическая литература однозначно утверждает, что на начальном этапе духовного развития важно выработать у детей определенную привычку к молитве, в связи с чем родителям не обойтись без напоминания и контроля за исполнением молитвенного правила. Но чтобы не надоесть ребенку бесконечными наставлениями и требованиями неукоснительного выполнения молитвенных правил, нужны и важны чуткость и терпение родителей, а также знание индивидуальных особенностей ребенка. Молитвенное правило должно быть поставлено целью, но не следует особо беспокоиться, если ребенку не всегда удается его выполнить. В этом случае проще и разумнее, по мнению М. М. Манасеиной, добиться краткой молитвы перед сном около кроватки вместе с одним или обоими родителями, поскольку искренность и постоянство молитвы в религиозном воспитании детей важнее ее продолжительности во времени.

Кроме ежедневных уставных утренних и вечерних молитв в православной семейной традиции молитва предшествует ответственному событию, началу всякого дела, а также приему пищи и благодарению после него. «В привычку детей с раннего возраста должна войти молитва перед всякой едой и после нее, перед началом занятий и после них, перед выходом из дома, перед началом всякого дела, — отмечал известный православный писатель XX в. Н. Е. Пестов. — Следует приучать их и к тому, чтобы перед уходом в школу или вообще из дома и перед отходом ко сну они подходили к родителям с просьбой перекрестить их. Крестное знамение родителей, совершаемое с верою и благоговением, имеет для ребенка великую охранительную силу»11.

Таким образом, на раннем этапе детства важно привить детям навыки православного благочестия, сформировать определенный христианский modus vivendi. Вместе с тем не следует забывать, что при таком подходе существует опасность воспитать «религиозного формалиста», а не искренне верующего христианина. Поэтому с первых дней, подчеркивает М. М. Манасеина, надо научить ребенка искренней молитве, чтобы пробудить у ребенка потребность в ней. Ученый не отрицает необходимости молитвы до и после еды, если они являются чистосердечными и искренними и являют тем самым христианский уклад жизни. Но, как опытный психолог и педагог, она предостерегает родителей от «молитвы украдкой», чтобы не видели гости неверующие или, наоборот, «молитвы напоказ», в присутствии гостей, с целью подчеркнуть свое благочестие, что было характерно в ее время. Также «не следует превращать молитвы во что-то механическое и машинальное, как это часто бывает у детей, когда их ежедневно заставляют вслух молиться в присутствии посторонних, которые за ними следят»12. Подобные явления могут привести к нежелательным духовным и психологическим последствиям, на которые указывал и К. Д. Ушинский: «Когда ребенок начинает играть

10 Манасеина. Указ. соч. С. 60.

11 ПестовН. Е. Православное воспитаниедетей. СПб., 1999. [Электронный ресурс] urlrhttp.// www. predtecha-gorodische.ru/i:braty/document 1125. phtml (дата обращения: 13.09.2012)

12 Манасеина. Указ. соч. С. 62.

роль перед самим собой и перед другими, душа его раздваивается, и сеются семена лжи, которые приводят к лживости в жизни человека и общества»13.

Еще больший вред для религиозного, а значит, и для психического развития ребенка (у Манасеиной религиозная жизнь есть проявление психической деятельности человека. — Л. У.) имеет обычай обязывать детей молиться или даже только креститься, когда взрослые сами этого не делают. Это явно приучает детей смотреть на молитву как на что-то детское, а значит, несерьезное и ненужное для взрослых. Чистая и искренняя душа ребенка может усомниться в правильности и необходимости молитвы, а в уме — возникнуть мысль, что молиться стыдно. Известно, что дети считывают с родителей не только информацию, доступную им внешне, но и улавливают колебания души и движения мысли. А так как, по меткому замечанию М. М. Манасеиной, в первые восемь лет ребенок живет чувствами, мыслит чувствами, то не столько слова, убеждения и наставления, сколько собственный пример родителей, их душевная и духовная жизнь имеют основополагающее значение в религиозном воспитании. Как замечает педагог, «влияние речи всегда надо подкреплять по отношению к детям своим собственным примером»14. В деле религиозного воспитания родители перед детьми не могут быть неискренними, поскольку результат такого воспитания будет неутешителен — безрелигиозность, лицемерие и ханжество детей.

Представленные суждения подтверждаются словами православного ученого, богослова и педагога прот. В. В. Зеньковского, который, без сомнения, был знаком с педагогическими трудами М. М. Манасеиной. «Родители и воспитатели торопятся усвоить детям ряд внешних навыков, не только не связывая их с внутренним миром ребенка, но часто прямо игнорируя его. Для примера возьмем молитву. Дети в раннем возрасте очень охотно повторяют за старшими слова молитвы, крестятся, целуют иконки; за этими внешними действиями легко встают в детской душе, духовно незатуманенной и чистой, отвечающие всему этому внутренние движения. Но надо еще открыть душу ребенка для молитвы, а не только уста; то психическое дополнение, которое обычно рождается в душе ребенка при молитве, крестном знамении, еще не связывает молитвы, крестного знамения с внутренним миром»15.

Как научить ребенка молитве, на что следует обращать особое внимание, чего необходимо избегать? М. М. Манасеина предлагает свои дисциплинарно-педагогические правила для православных родителей и воспитателей.

Во-первых, обязательно нужна совместная семейная молитва. Пока ребенок еще плохо владеет разговорной речью, и пока он не усвоил слова и значения молитвы, отмечает педагог, в домашней молитве мать, отец (или воспитатель) обязаны молиться вместе с ребенком, громко произнося перед ним слова молитвы. На совместную молитву в семье как на наилучший способ раскрытия духовного мира детей указывал и прот. В. В. Зеньковский, но при этом добавлял, что

13 Цит. по: Василевская В. Я. Учение Ушинского о воспитании // Куломзина С. С. Наша Церковь и наши дети. М., 1993. С. 183.

14 Манасеина. Указ. соч. С. 120.

15 Зеньковский. О религиозном воспитании в семье. [Электронный ресурс.] URL: http:// www.pravmir.ru/o-religioznom-vospitanii-v-seme

недостаточно только присутствия родителя на молитве, он должен сам молиться вместе с ребенком, вкладывая всю силу, весь огонь своей души в эту молитву. Такая молитва родителей глубоко западает в душу ребенка и становится настоящим проводником религиозного опыта для него. «Детей не столько нужно учить молиться, как молиться вместе с ними, атмосфера молитвы сильнее всего действует на их душу... Для ребенка важно не заучить слова молитвы, но вести его так, чтобы он чувствовал себя стоящим на молитве перед Богом»16.

Во-вторых, по мере возрастания и взросления детей родители должны устраниться и не мешать ребенку молиться самому. Здесь необходимо отметить принципиально важный аспект в концепции христианского воспитании М. М. Мана-сеиной — личная молитва детей, личное обращение ребенка к Богу. Для поддержания живой веры в душе ребенка он после окончания общей молитвы должен иметь право и возможность высказать свои собственные просьбы. Поскольку ребенок выучил молитву, усвоил понятие о Боге, говорит Манасеина, взрослые должны предоставить ему свободу в ежедневных обращениях к Небесному Отцу. Воспитатель может и должен напомнить детям о том, что теперь им нужно помолиться, но ему не следует вторгаться непрошеным свидетелем в их молитву, в их общение с Богом. Далее педагог объясняет, что если мы хотим научить ребенка искренней молитве, то должны предоставить ему известную самостоятельность в его отношении к Богу и не требовать, чтобы он лишь повторял раз и навсегда заученные молитвы. Чем живее вера ребенка и чем искреннее его любовь к Богу, тем доверчивее он будет высказывать свои детские мольбы. «У каждого возраста имеются свои чувства, свои мысли, свои заботы, а для подрастающего дитяти, для будущего человека особенно важно приобрести как можно раньше горячую веру в Бога, в Его безграничную любовь и доброту, так же как и способность горячо и искренне молиться. Это особенно важно, потому что горячая вера в Бога и способность молитвы могут много помочь человеку в минуты тяжелых испытаний, когда человеку приходится бороться, бороться до изнеможения с самим собой, со своими собственными страстями, со своим собственным эгоизмом!»17.

Молитва для верующего человека призвана стать личной встречей с Богом, и к этой встрече детей необходимо готовить, способствовать тому, чтобы у ребенка установилась живая связь с Богом, чтобы ребенком был приобретен практический опыт Богообщения. Здесь уместно вспомнить весьма справедливое замечание: «Кто никогда не молился своими словами или молча, без всяких слов, тот еще не знает, что значит молиться» (Г. Бунге).

Богослов и педагог прот. Василий Зеньковский, раскрывая суть религиозного воспитания детей, отмечал: «очень интересно наблюдать за детскими молитвами — в них есть удивительная красота и умилительность для нас: пусть молитва в своих словах, в своем "содержании" подсказана взрослыми, но дитя вносит в эти чужие слова свою душу. И сколько нежности, чистой любви, трогательной простоты вкладывают дети в свои молитвы»18. Из приведенного выше можно сделать вывод, что без личной молитвы не может быть искренней веры,

16 Зеньковский. Педагогика. М., 1996. С. 71.

17 Манасеина. Указ. соч. С. 62.

18 Зеньковский. Психология детства. М., 1996. С. 223.

также как не может быть чистосердечной молитвы без веры: «Скажи мне, как ты молишься, и я скажу тебе, во что ты веруешь».

Говоря о личной детской молитве, мы коснулись непростой и недостаточно изученной проблемы — детских молитвенных просьб. Действительно ли надо дать возможность ребенку молиться своими словами, просить, исходя из своих детских потребностей и нужд, например «хотя бы и о спасении мухи от паука»19?

По данному вопросу есть ряд мнений. Прот. В. В. Зеньковский отмечал, что для молитвы нет ничего запрещенного, молиться можно «обо всем», но не всякая молитва является уместной и своевременной. Есть свой ответ и у православного писателя Н. Е. Пестова: педагог советовал, что когда у детей появится самостоятельная молитва, им следует рассказать, о чем можно и нужно молиться, а о чем нельзя. И в качестве примера Пестов приводит описание детской молитвы в «Детстве и отрочестве» Л. Н. Толстого. Ребенок молится, между прочим, о том, чтобы завтра была хорошая погода, и чтобы можно было идти гулять. В «Войне и мире» имеются также воспоминания Ростовых, как они молились в детстве, чтобы снег сделался сахаром и затем выбегали на улицу, чтобы посмотреть — совершилось ли чудо по их молитве. «Можно думать, — говорит Н. Е. Пестов, — что эти рассказы являются воспоминаниями Л. Н. Толстого из своего детства и пожалеть, что он не получал тогда наставлений, что такое молитва и о чем надо молиться»20.

Позволим себе предположить, что в той критической статье, обращенной к Л. Н. Толстому, о которой упоминалось выше, М. М. Манасеина также не была согласна с таким его подходом к религиозному воспитанию детей, поэтому она убежденно настаивает, что с самого начала надо заботиться о том, чтобы молитвенное обращение ребенка к Богу не имело чисто эгоистического характера, не носило слишком утилитарного оттенка. Просительная молитва должна быть, она необходима, однако в этой молитве надо научить ребенка просить не о себе, не испрашивать блага для себя, а молиться, прося у Бога здоровья родителям, родным и близким, молиться и за свой народ, и за всех людей вообще. Также важно научить ребенка искать в молитве помощи и опоры, особенно в моменты, когда приходится бороться с самим собой. Например, просить, чтобы Господь помог быть добрым и послушным, поскольку, как замечает педагог, дети по забывчивости часто нарушают запреты взрослых. Молитва призвана укреплять в душе человека добрые альтруистические стремления, чувства и мысли и подавлять злые, эгоистические мысли.

Просительная молитва в христианстве — это тема несогласия Н. С. Лескова с М. М. Манасеиной, и Лесков в данном вопросе основательно держится почитаемого «отца церкви» Исаака Сирина. Излишне напоминать, что Сам Христос, наставляя своих учеников, сказал: Просите и будет дано вам (Мф 7. 7). Что касается учения Исаака Сирина и приведенной Н. С. Лесковым цитаты («Те, в ком воссиял свет веры, уже не доходят до такого бесстыдства, чтобы просить у Бога в молитвах.»), то она, позволим себе отметить, взята вне контекста. Сам «по-

19 Манасеина. Указ. соч. С. 62.

20 Пестов. Указ. соч.

читаемый отец Церкви» учит испрашивать «многоценное у Того, Кто чужд скупости, и получишь от Него многоценное, соответственно разумному желанию твоему»21, но прошение должно быть сообразно величию Его. Манасеина выразила свое отношение к детским прошениям — они могут просить Бога о том, что их (детей) беспокоит, так как даже у самых маленьких детей есть свои горести, печали и обиды и они могут очень тяготить ребенка. Но характер этих прошений должен быть не эгоистическим, а альтруистическим. Поскольку дети мыслят прямолинейно, то в просительных молитвах скрыта известная опасность — отсутствие немедленного результата такой молитвы может вызвать резкое религиозное охлаждение. В своей работе «Основы воспитания...» М. М. Манасеина описывает такой случай, когда весьма болезненная девочка четырех лет утром с упреком заявила матери: «Вот я, мама, молилась, сильно молилась, а все-таки простудилась». Конечно, матери пришлось объяснить, что Бог исполняет не всякую просьбу, потому что Он лучше знает, для кого что полезно и т. д.»22.

Приведенный пример показывает, как на отношение дитяти к Богу может лечь слишком утилитарно-сухой оттенок и неисполнение какого-либо желания может привести к сомнению в пользе и необходимости молитвы, а в конечном счете, по меткому замечанию прот. В. В. Зеньковского23, отозваться в душе ребенка долгим потускнением религиозного чувства. В целом просительная молитва мало отвечает детской беззаботности, поэтому сообразно с возрастными особенностями внимание следует уделять благодарственным молитвам, научить детей благодарить Бога за все имеющееся, за все ниспосланное Им.

Особым пунктом в религиозном воспитании детей являются дисциплинарные указания в обучении детей молитве. М. М. Манасеина в своей работе только намечает главные из них, подробные же исполнения, как считает сам автор, должны быть предоставлены каждому родителю, каждому воспитателю.

Принципиальным вопросом в деле религиозного воспитания становится вопрос о принуждении и наказании. Надо отметить, что Манасеина была знакома с различными концепциями религиозного воспитания. Среди них есть и такие, в основе которых главная идея — сформировать у детей понятие о Боге-Судье, милующем и карающем. М. М. Манасеина считает, что в сознании ребенка важно запечатлеть образ любящего Бога и в этом контексте все понятия о Боге, которые стараются привить родители, несовместимы с наказанием. «Высокое понятие о Боге не должно ассоциироваться в уме ребенка с воспоминаниями о принуждении, о наказании. Каждому из нас известны случаи, когда детей заставляют по команде, в определенные часы читать определенные молитвы. Нередко приказания молиться отдаются грубым, сердитым голосом, а всякая неисправность как в чтении молитвы, так и в самом стоянии во время молитвы влечет за собой строгие наказания, заставляющие страдать детское сердце и нередко приводящие к озлоблению и лицемерию. Если дети на молитве шалят, то следует сделать по этому поводу замечание, но кротко и с любовью и с печалью, но никак ни с гневом и злобой. Замечания, сделанные со злобой, гневом, строгие наказа-

21 Цит по: Исаак Сирин о молитве. [Электронный ресурс.] URL: http://www.pravoslavie.ru

22 Манасеина. Указ. соч. С. 59—60.

23 Зеньковский. Психология детства. С. 226.

ния заставляют детское сердце страдать, что неизбежно ведет к озлоблению, к лицемерию»24. Подобные рекомендации мы можем найти и в современной религиозной литературе. Наставляя православных родителей, священник Глеб Каледа рекомендовал следить за правильностью молитвенного последования и четкостью произношения ребенком слов молитвы, когда тот молится, стоя перед иконами. В случае же его ошибки никогда не надо обоим родителям поправлять ребенка, поправить должен один, но сделать это с любовью25. Опасность таких «воспитательных мер», как насильственные методы в обучении молитве, заключается в том, что они не способствуют усвоению правильного понятия о Боге и препятствуют проникновению веры в психическое содержание человеческой души.

Все вышеизложенное в основном касалось так называемых «уставных» домашних молитв. Но молитва может выражаться и в кратких обращениях к Богу в течение дня, да и само упоминание имени Бога является по своей сути молитвой. Дети в православных семьях иногда страдают «несварением» от излишнего слышания о Боге и становятся религиозно бесчувственными. С сожалением отмечает М. М. Манасеина, что нет ничего хуже, как слишком часто говорить ребенку о Боге. Понятие о Боге исключительное (sui generis), не имеющее себе подобное, надо уметь обращаться с ним должным образом. Говорить о Боге с детьми можно только в подходящие для того минуты жизни, а никак не среди суеты будничной жизни. Дети должны чувствовать, что Бог — это Нечто столь великое и высокое, что о Нем нельзя говорить везде и всегда, дети должны видеть, что мать и отец становятся иными, становятся серьезнее, тише и добрее, когда они говорят о Боге. Все, о чем толкуют слишком часто, поневоле приобретает в глазах людей тривиальный оттенок, и потому воспитатель никоим образом не должен надоедать и утомлять детей разговорами о Боге26.

Лучшие представители философско-религиозной мысли обращали свое внимание на этот важный аспект в религиозном воспитании детей. В частности, подтверждение тому мы находим у И. Канта: «Необходимо наблюдать за детьми, как и за самими собой, чтобы не так часто злоупотреблять именем Божьим. Если его употребляют в пожеланиях счастья, даже с благочестивою целью, то и это, собственно, уже злоупотребление. Понятие о Боге должно исполнять человека благоговением при каждом произнесении его имени, и он должен произносить его редко и никогда — легкомысленно. Говорят, что Ньютон всякий раз, как он произносил имя Божье, на время останавливался и задумывался»27.

Особое место в молитвенной жизни ребенка должны занимать церковная молитва, богослужение. В дореволюционной России «хождение в церковь к обедне» имело в основном обрядовый характер, и как следствие существовали определенные проблемы и недостатки в религиозном воспитании детей. Как отмечает М. М. Манасеина, «сборы в церковь слишком часто сопровождаются бесконечной суетой и заботами о туалете; в самой церкви ведутся между взрослыми

24 Манасеина. Указ. соч. С. 60—61.

25 Каледа Г., свящ. Домашняя церковь. М., 1998. С. 70.

26 Манасеина. Указ. соч. С. 61—62.

27 Цит. по: Андреева И. С., Гулыга А. В. Семья: книга для чтения. М., 1991. Кн. 2. С. 120—121.

разговоры, а по возвращении, дома, начинаются толки и пересуды о том, кого встретили в церкви. Все это крайне пагубно действует на религиозное чувство ребенка. И потому, — подытоживает педагог, — лучше следует редко ходить в церковь с ребенком, но зато когда идут, идти туда для серьезной молитвы, а для этого необходимо обставлять дело так, чтобы дети оставались в церкви как раз столько времени, сколько они могут пробыть там. Не утомляясь и сохраняя полное внимание, необходимое для сосредоточенного молитвенного настроения»28.

Подход Манасеиной к посещению церковного богослужения детьми понятен и обоснован в контексте религиозно-культурных реалий указанной эпохи. Однако эта проблема актуальна и сегодня. В церковь часто приходят люди, которые не получили опыта христианской жизни в детстве, и эти недавно обратившиеся мамы и папы стремятся сами чаще бывать на церковных службах, что совершенно естественно, и намерены всегда приводить с собой детей.

Исходя из посыла, что ребенок «мыслит чувствами» (М. М. Манасеина) и по-своему ощущает Божественное присутствие, посещение церковной службы является важной частью его религиозной жизни. Однако, сообразуясь с психовозрастными особенностями детей (кратковременность внимания, быстрая утомляемость, двигательная активность и пр.), не следует перегружать их излишне длительным молитвенным правилом и брать на все службы, как хотелось бы того родителям. Как указывает педагог, дети не могут надлежащим образом «выстоять целую обедню». Всякое утомление ведет к скуке, к капризам и шалостям. Поэтому детей, считает Манасеина, надо приводить в церковь только на литургию и уводить, как только станет замечаться невнимание и усталость. Здесь автор лишь напоминает о разумной мере, о необходимости учитывать возрастные особенности детей в религиозном воспитании. Недопустимо, чтобы церковь стала для детей обременительной обязанностью, ибо тогда они могут в какой-то момент восстать против нее. Однако в данном вопросе невозможно составить общие правила по количеству посещаемых церковных служб, когда приводить детей на службу, а когда уводить с нее. Здесь в первую очередь следует руководствоваться индивидуальным подходом к каждому конкретному ребенку, главное — не «перекормить» его взрослой духовной пищей, но вместе с тем дать возможность получить опыт церковной молитвы, научить участвовать в ней, ценить богослужение во всем его духовном и эстетическом многообразии.

М. М. Манасеина в своем сочинении указывала еще на одну ошибку, которую допускают родители и воспитатели в деле религиозного воспитания, — это похвала за набожность детей, за их усердие в молитве, за то, что они охотно ходят в церковь и прекрасно выстаивают службу. «Все подобные похвалы действуют самым вредным образом, потому что они развивают в детях аффектацию (неестественность, искусственность с целью произвести желаемое впечатление. — Л. У.) и ложь, и, таким образом, делают невозможным развитие искреннего религиозного чувства29.

28 Манасеина. Указ. соч. С. 61—62.

29 Там же. С. 61.

Изучение концепции религиозного воспитания М. М. Манасеиной позволило выделить основные педагогические аспекты в научении детей молитве. Резюмируя изложенное, отметим, что в одном из таких важных процессов религиозного воспитания, как процесс обучения детей молитве, педагог акцентирует внимание на следующих положениях. Во-первых, родители и воспитатели должны заботиться о том, чтобы привить детям навыки внешнего благочестия, пробудить в них потребность в молитве, сформировать способность молиться; быть внимательными к детским молитвенным прошениям и отводить особое место благодарственным молитвам. Во-вторых, необходимо обращать самое пристальное внимание на то, чтобы понятие о Боге было для детей исключительным (sui generis), и они умели обращаться с ним должным образом. В-третьих, важно приучить детей к самостоятельной молитве, молитве «о других» для их постепенного возрастания и укрепления в вере. И, наконец, родителям следует всегда помнить, что в деле религиозного воспитания необходимо сообразовываться с возрастными, индивидуальными психическими особенностями детей, с любовью и терпением сопровождая их по жизненному пути, помогая им преодолевать эгоистические (греховные) наклонности в себе.

Значимость религиозной концепции М. М. Манасеиной в целом и рассматриваемого вопроса о научении детей молитве в частности для современной православной педагогики заключается в том, что автор показал огромный воспитательный потенциал, заложенный в христианской молитве. Научив детей молиться, родители тем самым вооружают их правильным средством, дают надежную опору для внутренней душевной борьбы со своими темными, эгоистическими стремлениями и чувствами, и показывают направление, где и в Ком искать помощь и поддержку в трудных жизненных обстоятельствах.

Молитва, снова и снова пробуждая в человеческой душе цепь религиозных представлений, понятий, мыслей и чувств, поддерживает стремление к идеалам, которые даны были данному времени, данному народу той или иной религией, ведет к укреплению психической стороны жизни человека и «облегчает победу добрых, альтруистических стремлений, чувств и мыслей над злыми, эгоистическими, а следовательно, и греховными»30. В этом, по мнению М. М. Мана-сеиной, заключается «материальная» сторона благодатного действия молитвы и веры. Однако этим не исчерпывается полезность молитвы для психического здоровья человека. Как замечает Манасеина, люди, умеющие молиться, не могут быть вполне порабощены тем или иным чувством, так как в случае радости и счастья они прибегают к молитве, чтобы выразить благодарность Богу за дарованную им милость, а в случае горя, страха, гнева они прибегают к молитве, прося об утешении, помощи, поддержке и, таким образом, и в первом, и во втором случае молитва устраняет всякую возможность полного порабощения сознания чувствами, мыслями, стремлениями и страстями31.

Правильно воспитанные (в религиозном смысле. — Л. У.) дети, утверждает ученый, не страдают такой формой нервной болезни, как ночные страхи. Конечно, они под влиянием ночного мрака, ночной тишины, страшных сновиде-

30 Манасеина. Указ. соч. С. 68.

31 Там же. С. 74.

ний тоже ощущают страх, но при этом или сами начинают молиться, или просят мать благословить их и помолиться с ними и затем, успокоенные, быстро засыпают. Как педагог и психолог, М. М. Манасеина «оставляет в стороне всякое иное не материальное действие молитвы», безусловно, признавая его, но не считая сферой своей компетентности, при этом убедительно обосновывает благодатное влияние молитвы на духовное и психическое развитие человека, на его нравственное, социальное и патриотическое воспитание.

Будучи верующим по своим воззрениям и русским по своей духовной сути человеком, обладая научными познаниями и педагогическим опытом, который она приобрела, знакомясь с различными воспитательными системами и образовательными концепциями, М. М. Манасеина внесла огромный вклад в отечественную педагогическую мысль, обогатив ее теоретическими основами и практической направленностью в вопросе религиозного воспитания. Ее взгляды на цель и предназначение религиозного воспитания, рекомендации, предостережения и советы в научении ребенка молитве, несомненно, представляют интерес и могут быть своевременным руководством для православных родителей и воспитателей.

Ключевые слова: концепция религиозного воспитания М. М. Манасеиной, христианские идеалы, религиозные представления, альтруистические чувства, научение молитве, детская молитва, благодатное влияние молитвы, требования к молитве, укрепление в вере.

Teaching children to pray in M. M. Manaseina's concept of religious education

L. N. Urbanovich

This paper represents the views of the teacher and figure of the Orthodox (end of the XIX — beginning of the XX centuries) Maria Mikhailovna Manaseina on teaching children to pray. Of particular interest is Manaseina's concept of religious education, based on Christian teaching and scientific data in the field of age, social psychology and physiology of childhood. The appeal to the topic of religious education during the specified period of history was dictated by the general crisis of faith and spirituality of Russian people. Fairly noting that Orthodoxy is a basis and a stronghold of Russian statehood and morals of the people, the teacher justifies the importance of raising children in the spirit of national religion since the earliest childhood. Special attention is paid to the issue of children's prayer in religious education, which is capable to develop and strengthen in a child's mind the concept of God, love and trust in Him. The author in this article analyzes essentially important conditions of teaching children to pray in Manaseina's concept of religious education: to accustom a child to an independent

prayer; to prefer thankful prayers for a family, people and Fatherland; to avoid a hasty, mechanical, formal prayer; to teach a sincere personal prayer; to be conformed with age psychophysiological features of children. As an educator, psychologist, physiologist and physician Manaseina substantiated the importance of a prayer, not only for the spiritual life, but also mental, moral health and personal development of a child. Manaseina's pedagogical thoughts are relevant and meaningful today; especially valuable is guidance and advice in matters of religious education of children: when to start teaching children to pray, what one should pay special attention to, and what to be avoided so that the prayer and faith were genuine and live in children's hearts.

Keywords: M. M. Manaseina's concept of religious education, Christian ideals , religious beliefs , altruistic feelings, teaching to pray, child's prayer, blessed influence of a prayer, requirements to the prayer, strengthening in belief.

Список литературы

1. Андреева И. С., Гулыга А. В. Семья: книга для чтения. М., 1991. Кн. 2.

2. Василевская В. Я. Учение Ушинского о воспитании // Куломзина С. С. Наша Церковь и наши дети. М., 1993.

3. Зеньковский В. В., прот. О религиозном воспитании в семье. [Электронный ресурс.] URL: http://www.pravmir.ru/o-religioznom-vospitanii-v-seme

4. Зеньковский В. В., прот. Педагогика. М., 1996.

5. Зеньковский В. В., прот. Психология детства. М., 1996. С. 223.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Исаак Сирин о молитве. [Электронный ресурс.] URL: http://www.pravoslavie.ru

7. Каледа Г., свящ. Домашняя церковь. М., 1998.

8. Ковальзон В. М. Марья Михайловна Манасеина-Коркунова: Штрихи к портрету / Материалы 5-й Российской (с международным участием) школы-конференции «Сон — окно в мир бодрствования». М., 2009. С. 6—14.

9. Манасеина М. М. Основы воспитания с первых лет жизни и до полного окончания университетского образования. СПб, 1894. Вып. 1. С. 58.

10. Н. С. Лесков. Л. Н. Толстой: Переписка. Часть 7. [Электронный ресурс.] URL: http:// leskov.lit-info.ru/leskov/pisma/tolstoj/perepiska-tolstoj-7.htm (13.02. 2013)

11. Пестов Н. Е. Православное воспитание детей. СПб., 1999.

12. Сакулин П. Н. Из истории русского идеализма: Князь В. Ф. Одоевский. М., 1913. Т. 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.