ART
STILL-LIFE IN THE PAINTING OF KIEV ARTIST VADIM MIKHALCHUK Zhadeiko A.N. (Ukraine) Email: Zhadeiko556@scientifictext.ru
Zhadeiko Alexey Nikolayevich - Art Critic, Graduate Student, NATIONAL ACADEMY OF CULTURE AND ARTS MANAGEMENT KIEV, UKRAINE
Abstract: the article is dedicated to the place of still-life in the painting of the modern Kiev artist Vadim Mikhalchuk. Creative work of the author is considered, since 2000, the general review of creative activity of the author is done, his role as the painter, collector, art critic, teacher is accented. The classification of still-lifes is offered, the dominating motives, stylistic features of works are analyzed, the palette, favourite compositional schemes of works are characterized, the complex of influences on formation of its individual manner is revealed. Stylization as the main style-forming factor of the master's painting is accentuated. Keywords: still-life, contemporary painting, stylization, stylistic characteristics.
НАТЮРМОРТ В ЖИВОПИСИ КИЕВСКОГО ХУДОЖНИКА ВАДИМА
МИХАЛЬЧУКА Жадейко А.Н. (Украина)
Жадейко Алексей Николаевич - искусствовед, аспирант, Национальная академия руководящих кадров культуры и искусств, г. Киев, Украина
Аннотация: статья посвящена месту натюрморта в живописи современного киевского художника Вадима Михальчука. Рассмотрено творчество автора, начиная с 2000 г. Дан общий обзор творческой деятельности автора, акцентированы его амплуа как живописца, коллекционера, искусствоведа, педагога. Предложена классификация натюрмортов, проанализированы доминирующие мотивы, стилистические черты произведений, охарактеризована палитра, излюбленные композиционные схемы работ, выявлен комплекс влияний на формирование его индивидуальной манеры. Акцентирована стилизация как основной стилеобразующий фактор живописи мастера.
Ключевые слова: натюрморт, современная живопись, стилизация, стилистические характеристики.
В пространстве современной украинской художественной культуры среди наиболее характерных черт - многовекторность и свобода самовыражения. Зачастую это соседствует со вседозволенностью, когда происходит подмена понятий, и отсутствие элементарной художественной грамотности поясняется стремлением к проявлению собственного «я» и борьбой с цензурой. Поэтому в такой атмосфере свободного дыхания и опасной многоцветности, где есть риск исчезновения грани между качественным и недопустимым, далеко не каждому художнику удается «сохранить лицо» и имидж профессионала, имея возможность пойти по пути наименьшего сопротивления и выдавать свою творческую несостоятельность за стилеобразующий процесс и экстремальный поиск манеры. В киевской художественной среде начала 2000-х гг. появился художник, который со временем все более стремительно утверждал свои позиции на арт-арене столицы, а потом и за ее пределами. Ему удавалось входить во все новые сферы художественной жизни страны, не вступая в поле компромисса профессиональной совести с желанием приобрести признание и создать имя. Вадим Михальчук - киевский живописец, заявивиший о себе еще в конце 1990-х гг., но ставший довольно известным в силу своей бурной многовекторной деятельности в последние
годы. Его голос имеет право звучания в полной мере в силу того, что каждое из направлений художественной активности подтверждено либо наличием немалого опыта, либо же подкреплено профильным образованием. Художественная школа, Национальная академия изобразительного искусства и архитектуры, Национальная академия руководящих кадров культуры и искусств - такова образовательная база В. Михальчука, где он формировался как живописец, искусствовед. Веяния времени сделали свое дело, и, будучи в русле эпохи коммерциализации сферы искусства, художник и искусствовед стал еще и коллекционером, арт-диллером, арт-куратором, арт-менеджером, т. е. активизировал прикладной аспект своей профессии. Занимаясь продвижением молодых художников, коллекционируя украинскую живопись и немало времени посвящая Клубу коллекционеров, преподавая в академии, которую заканчивал сам, защитив кандидатскую диссертацию по проблемам галерейной деятельности [3], Вадим находит время и на живопись, при чем, считая ее едва ли не своим основным занятием, и, уж точно, главным средством создания нужного настроения. В силу того, что сфер деятельности у В. Михальчука довольно много, он не позволяет ни одной из них себя утомить и вывести из состояния, в котором доминирует креатив. Его жизнеутверждающий авторский почерк [2] притягивает зрителя, устающего от депрессивности окружающего пространства, поэтому живопись художника имеет успех.
Манера Михальчука складывалась на протяжении многих лет, но, при том, что он имеет академическую выучку и должный уровень художественной грамотности, мастер сознательно отошел от академизма еще в период своего творческого становления. Вернее, он никогда и не становится академистом, но реалистические штудии в творчестве художника есть, и как раз они подтверждают, что подобая манера - осознанный выбор, а не легкий путь псевдоотказа от академической манеры в силу невладения оной. Несмотря на обилие поисков себя в разных жанрах, все же есть те, в которых легче всего проследить стилеобразующие факторы и увидеть смену тенденций, если таковая имеется. Михальчук часто пишет пейзажи, чаще это урбанистика, абстрактные, беспредметные композиции, крайне редко, но можно увидеть портретные эксперименты - его манера не приветствует обращение к портретному жанру в силу того, что основным ее определяющим фактором является стилизация, поэтому геометризировать, создавать упрощенные по схеме композиции художнику выгоднее вне портретной стихии.
Один из самых характерных для его стиля жанров - натюрморт. На протяжении всех лет творческой деятельности художник периодически упражняется в композициях на тему мертвой природы, выдерживая их строго в своей манере, устоявшейся и ставшей узнаваемой. Ее компонентами стали стилизация, геометризация как ее инструмент, тяготение к чистой палитре, доминирование локальных, ярких цветов, синтез влияний поп-арта, постимпрессионизма и авангарда. Но были в его творчестве и эксперименты, доказывающие владение реалистическим инструментарием. «Весенний букет» (2003 г., холст, масло, рис. 1) - пример того, что художник не чужд и импрессионистической свежести, фактурной, пастозной живописи, крупного, смелого мазка и при этом - ощущения почти акварельной легкости.
Рис. 1. Михальчук В. «Весенний букет». 2003 г., холст, масло
Кстати, колористическую чистоту, свежесть палитры автор будет сохранять и в произведениях уже своей привычной манеры, упрощенно-стилизационной, однако преимущественное количество работ будут плоскостны, декоративны, условны и склонны к геометризму. В натюрмортном багаже художника намечается неколько линий, мотивов, которые будут сохраняться на протяжении всех лет его работы, - флористическая линия (натюрморты с цветами будут встречаться в живописи мастера нередко), бутылки и вазы как некая квинтессенция эпикурейского отношения к жизни, фрукты - как мотив, выгодый для художника, у которого в творчестве один из излюбленных геометрических отсылов - к кругу. Есть у В. Михальчука и пристрастия в области цифровой символики - часто в его холстах встречается тяга к двоичности (предметы располагаются парами) и троичности (пирамидальность композиции всегда очень выгодна для создания монолитности образа, в этом случае предметы компонуются по три). Композиция, предполагающая три основных предмета, часто встречается у художника, и подобные холсты всегда более лаконичны и знаковы, нежели те, которые посвящены цветочной феерии. При этом стоит акцентировать, что сложности цифрового кода искать не стоит - чаще подобные решения продиктованы именно композиционным предпочтением. «Три цветка, три стакана, три лимона» (2000 г., холст, масло) - подтверждение тяги к троичности, хотя пирамидальность прочитывается не явно в силу наличия еще более мелких объемов дополнительных предметов и композиционных осей в виде бутылки и вазы. «Три вазы» (2000 г., холст, масло), «Три бутылки» (2000 г., холст, масло) - также композиции, построенные на троичности, но довольно свободные, не монолитные, иногда даже несколько хаотичные («Три вазы») благодаря диагональному ритму.
На контрасте объемов построена композиция «Натюрморта» (2001 г., холст, масло) -крупный объем бутылки контрастирует с мелкими объемами двух бокалов по сторонам. Но тяготение к цифре «три» сохраняется и здесь, как нельзя лучше иллюстрируя устойчивость пирамидальных композиционных решений. Интересно решение натюрморта «Три бутылки» - фризовая композиция, фактически превращенная в орнамент, где три бутылки, три стакана чередуются друг с другом, а во фрагменте ленты на первом плане тоже вынесено три пятна -три стакана, гораздо меньшего размера, но тоже с акцентом на цифру «три».
Иного толка композиция «Натюрморт с тремя апельсинами» (2001 г., холст, масло, рис. 2). В ней тоже прослеживается упор на три основные фигуры, но композиция совершенно
77
абстрактна, символична, геометризирована, упор сделан на контрасты форм и цветовых пятен, в мондриановском духе. Те же три апельсина, усиленные еще и тремя цветами в вазе, видим в холстве «Рандеву» (2002 г., холст, масло).
Рис. 2. Михальчук В. «Натюрморт с тремя апельсинами». 2001 г., холст, масло
Хотя он гораздо менее лаконичен, но акцент на композиционное решение, склонное к группированию предметов по три, по-прежнему просматривается. Мотив тех же тех апельсинов прочитывается и в натюрморте 2010 г. - «Три апельсина» (холст, масло). На сей раз все круги, символизирующие апельсины, даны разных цветов, и мотив троичности подчеркнут еще и тремя сосудами рядом - на переднем плане можно видеть еще и четвертый предмет, но он явно выпадает из общей композиции, оставляя вазы и бутыль пребывать в монолитной пирамидальной композиционной схеме, по объему контрастирующей с мелкими круглыми объемами апельсинов в вазе.
Реже, но все же можно видеть натюрморты с акцентом на двух предметах. Не столь явственно, но все же система прослеживается и в данном случае. В «Натюрморте» 2000 г. (холст, масло) четыре предмета скомпонованы так, что воспринимаются явными группами по два, при чем, тут же присутствуют и излюбленные в натюрмортах (и не только) апельсины. Геометризация - конек художника, и здесь она проявляется в полной мере -чайник, стакан, чашка - все предельно условно, геометризировано, превалируют рубленые формы, довольно крупные объемы, тем контрастнее воспринимаются мелкие объемы апельсинов рядом.
«Две вазы» - холст, тоже являющийся иллюстрацией обращения в своеобразной «системе двух». Но в данном случае на смену четким рубленым формам приходит текучесть объемов как визуализация наличия иной концепции формы (2000 г., холст, масло). Тот же принцип сопоставления двух разных по массе предметов, один - ближе, второй - дальше от зрителя, использован и в композиции «Бутылка. Ваза. Окно» (2000 г., холст, масло). Она тоже предельно лаконична, что достигается немногоцветной палитрой и контрастом черного фона и горячих пятен самих предметов. Условно, в силу того, что композиция многофигурна, но к этому же типу можно отнести и работу «Вино. Фрукты» (2002 г., холст, масло) - в ней основные композиционные узлы тоже построены на компоновке предметов по два, хотя сами мини-группы и разбросаны совершенно стихийно. И холст «Натюрморт с
трубкой» (2003 г., холст, масло) также выстроен по этому же принципу - два лимона, дву груши в вазе, два бокала. Все это сопровождается довольно большим количеством дополнительных объемов, поэтому двоичность не так бросается в глаза, к тому же, колористическое богатство, почти витражность, мешает глазу сконцентрироваться на этом.
Один из наиболее знаковых примеров «системы двух» - работа «Два бокала» (2005 г., холст, масло, рис. 3). Это и пример композиции с двумя неравнозначными по массе формами, выстроенными практически в линию, т.е. с использованием крайне опасной композиционной схемы, и иллюстрация декоративности манеры художника, условности, цветовой смелости -работа может восприниматься и как самостоятельное проивзедение живописи, и прекрасно впишется в ультрасовременный интерьер. Акцентируется прикладной аспект произведения, его функциональная сторона, помимо эстетической. Эти формы плавны, округлы, лишены резкости, рублености, а цветовые акценты дополняют впечатление своеобразного «живописного гламура». Видимо, художнику пришлась по душе эта идея поскольку в 2013 г. появится еще одна картина аналогичного звучания, в подобной манере, но уже в «системе трех» и в холодной гамме - «Три бокала» (2011 г., холст, масло, рис. 4).
Рис. 3. Михальчук В. «Два бокала». Рис. 4. Михальчук В. «Три бокала». 2005 г., холст, масло 2013 г., холст, масло
Совсем другую картину и по композиционным предпочтениям, и по стилистике, а часто - и по колориту - являют собой флористические мотивы в натюрмортах В. Михальчука. Они тоже делятся на две различные по стилистике группы - в одном случае это более обобщенные, стилизованные, условные цветочные композиции, чаще в вазонах, во втором -букеты цветов в вазах, по манере исполнения гораздо более многословные, цветные, мозаичные, здесь преобладает склонность к дробности крупных объемов.
Пример первого типа - «Натюрморт с алоэ» (2003 г., холст, масло). Это одновременно и пример натюрморта с использованием «системы двух», поскольку рядом с плоскостным, декоративным вазоном с алоэ (который не может не воскресить в памяти натюрморты Кончаловского, Борисова-Мусатова), две бутылки, два яблока. Фон разбит на четыре неравномерных по массе цветовых плашки, что усиливает декоративность натюрморта. И, конечно, явен акцент на черном контуре. К этому же типу можно отнести и «Красный горшок» (2004 г., холст, масло) - на этот раз с троичностью - три цветка в горшке, три фрукта рядом на столе.
Интересно художественное решение натюрморта «Цветы и фрукты» (2003 г., холст, масло). Уже знакомая троичность - три цветка в вазе и три объема фруктов на столе рядом, любопытная кружевная витражность - акцент сделан на контуре, при чем, не черном, как
это будет часто в других работах, что подчеркивает принцип витражности, а на светло-зеленом, что облегчет общее впечатление и минимизирует контрастность.
Вторая группа, пожалуй, более многочисленна, полихромна и аппликативна по своему характеру. Художник нередко обращается к мотиву ирисов - и по графике своего рисунка, и по декоративности цветового решения они очень выгодны для живописца. «Ирисы в стеклянной вазе» (2000 г., холст, масло), «Ирисы на моем окне» (2007 г., холст, масло), «Розовые ирисы» (2009 г., холст, масло), «Ирисы в розовой вазе» (2011 г., холст, масло, рис. 5), «Ирисы на красном фоне» (2013 г., холст, масло). Все эти работы близки друг к другу по композиционным решениям, по манере исполнения - аппликационно-поп-артовского духа, но все же колористически всегда различны - одни - теплее, другие -холоднее, одни более, иные - менее контрастны. В подобой манере написан и «Осенний букет» (2014 г., хлст, масло), который является лучшим доказательством того, что В. Михальчук - приверженец восприятия всех сторон жизни без черных пятен, гедонистичен [2], поскольку даже осенние мотивы в его живописи не хранят увядания и умирания живого.
Рис. 5. Михальчук В. «Ирисы в розовой вазе». 2011 г., холст, масло
Характерны и физалисы, привлекающие своей формой и графичностью («Физалис», 2002 г., холст, масло), пионы, декоративные и очень выгодные с точки зрния вписываемости в современный интерьер по своему колористическому звучанию («Пионы», 2017 г., холст, масло). На контрасте построен декоративный по своему решению «Майский натюрморт» (2018 г., холст, масло), в котором присутствуют и орхидеи, и розы, и ландыши, контрастирующие плавностью своих форм с геометризмом фона - окна и фрагмента кирпичной кладки стены. Тот же мотив кирпичной стены встречается еще в нескольких холстах художника, но наиболее характерен он, пожалуй, в работе «Лилия» (2018 г., холст, масло). Здесь геометризм кирпичной кладки стены, ее графичность и выверенность очень ярко контрастируют с элегантностью, изысканностью лилии в вазе, рядом с которой лежит
пара красных туфель, как и в холсте «Майский натюрморт», награждая обычный натюрморт дополнительной фабулой.
Другой по манере, хоть и по-прежнему декоративной, но иначе решенной по комплексу средств художественной выразительности, стала работа «Цветы» (2004 г.). Это стилизованный физалис, но максимально упрощенный, работа вцелом очень мягкая, монохромная по палитре, выдержана в светло-зеленой гамме. Столь же упрощенной, но более легкой и полихромной стало художественное решение холста «Тюльпаны» (2007 г., холст, масло). Это мотив цветов в вазе, но не плоскостно-декоративных, написанных непронимацаемыми локальными пятнами, а более живых, легких, этюдных по характеру.
Неким промежуточным звеном между этими типами натюрмортов можно назвать работы в ключе «Волшебного букета» (2000 г., холст, масло), «Букета» (2003 г., холст, масло). Тоже условно-декоративный характер полотен, в духе наива, но еще не столь отточенно-геометризированный и мозаичный, как это будет в многочисленных флористических композициях с ирисами, физалисами, подсолнечниками.
Натюрморт - не основная стихия В. Михальчука, к нему он обращается не столь часто, как, например, к пейзажу, хотя и отдает должное, не обходя вниманием. Но именно этот жанр дает художнику лучший материал для экзерсисов в декоративности, усовершенствования композиторских умений. И, несомненно, именно натюрморты являются наиболее подходящими для универсального прочтения произведения живописи - т.е. актуализуют его восприятие зрителем как удачного имиджеобразующего элемента дизайна интерьера.
Список литературы /References
1. Жадейко А. Творчество Вадима Михальчука как форма сохранения исторической памяти// Плея, 2019. № 140. С. 32-36.
2. Игнатов Е. Гедонизм как стилеобразующий фактор в творческой манере Вадима Михальчука// European Multi Science Journal, 2018. №17. С. 4-10.
3. Карпов В. Культурно-мистецька дiяльнiсть кшвського художника Вадима Михальчука як шструмент формування арт-простору сучасно! Украши// Розвиток науки в XXI столгтп: зб. матер. мiжнародноl наук. конф. (м. Роттердам, 2018 р.), 2018. С. 27-31.
4. Карпов В. «Веселi картинки» серйозного митця: персональна виставка Вадима Михальчука в Нацюнальнш академи керiвних ка^в культури i мистецтв/ZScience, Research, Development: зб. матер. XLI мiжнародноl наук.-практ. конф. 2 част. (м. Харшв, 2018 р.), 2018. С. 18-22.
5. Романенкова Ю. Вадим Михальчук: грани творческого амплуa // Теория и практика актуальных научных исследований: сб. матер. научно-практической конференции (г. Запорожье, 28-29 сентября 2018 г.), 2018. С. 18-21.