УДК 620.193.21 М.Г. Абрамова1
НАТУРНО-УСКОРЕННЫЕ ИСПЫТАНИЯ АЛЮМИНИЕВЫХ СПЛАВОВ ПРИ ИСПЫТАНИЯХ НА СТАНЦИЯХ КОНТИНЕНТАЛЬНОГО И МОРСКОГО ТИПА
DOI: 10.18577/2071-9140-2020-0-3-57-65
Представлены результаты исследования параметров коррозионной стойкости образцов алюминиевых сплавов систем Al-Cu-Mg и Al-Zn-Mg-Cu при натурных и натурно-ускоренных испытаниях с распылением аэрозолей NaCl на трех станциях морского типа в условиях умеренно теплого, холодного и умеренно влажного климата и континентальной станции, расположенной в условиях умеренного климата.
Приведено теоретическое и экспериментальное обоснование методического подхода при проведении натурно-ускоренных испытаний на станциях морского и континентального типов.
Ключевые слова: коррозия, натурные климатические испытания, натурно-ускоренные испытания, алюминиевые сплавы.
M.G. Abramova1
FULL-SCALE ACCELERATED TESTS OF ALUMINUM ALLOYS AT CONTINENTAL AND MARINE TYPE STATIONS
The paper presents the results of a study of the corrosion resistance parameters of samples of aluminum alloys of the Al-Cu-Mg and Al-Zn-Mg-Cu systems during field and field-accelerated tests with atomization of NaCl aerosols at three marine stations under conditions of lukewarm, cold and sub -humid climate and continental station located in temperate climate.
The paper also provides the theoretical and experimental substantiation of the methodological approach for conducting field-accelerated tests at marine and continental stations .
Keywords: corrosion, full-scale climatic tests, full-scale accelerated tests, aluminum alloys.
Федеральное государственное унитарное предприятие «Всероссийский научно-исследовательский институт авиационных материалов» Государственный научный центр Российской Федерации [Federal State Unitary Enterprise «All-Russian Scientific Research Institute of Aviation Materials» State Research Center of the Russian Federation]; e-mail: admin@viam.ru
Введение
Наиболее перспективным методом оценки поведения алюминиевых сплавов в условиях повышенной коррозионной агрессивности является проведение натурно-ускоренных испытаний, направленных на получение сведений о стойкости материалов к агрессивному воздействию хлоридсодержащих сред, для подтверждения и прогнозирования сохраняемости свойств в ожидаемых условиях эксплуатации [1-4].
Многолетний опыт применения лабораторных методов ускоренных коррозионных испытаний в климатических камерах [5-7] позволил однозначно определить область применения данного метода исследований как инструмента для сравнительной оценки стойкости материалов и защитных покрытий, не предназначенного для определения сроков службы материала, а также прогнозирования его поведения в реальных условиях воздействия внешней среды.
В сравнении с лабораторными методами испытаний натурно-ускоренные методы позволяют получать данные по коррозионной стойкости, в наибольшей степени приближенные к натурным испытаниям ввиду сохранения идентичности механизма коррозионного разрушения, и могут быть применены для прогнозирования поведения материалов в реальных климатических условиях в составе изделий и агрегатов [8, 9].
Как показано в работах [10, 11], проведение натурно-ускоренных испытаний деформируемых алюминиевых сплавов различных систем позволяет выявить склонность к локальным видам коррозии уже в течение 1-2 лет, в то время как при проведении натурных испытаний для этого потребовалось бы не менее 5-7 лет, что особенно важно в части оценки склонности к расслаивающей коррозии, время до образования которой в условиях открытой атмосферы может достигать 5-10 лет. Данное
обстоятельство определяет актуальность развития методик натурно-ускоренных испытаний, позволяющих оценить поведение материалов в условиях воздействия внешней среды за более короткий срок, что необходимо для своевременной квалификации и внедрения новых перспективных материалов.
Одним из преимуществ проведения натурно-ускоренных испытаний с нанесением на исследуемый образец аэрозолей электролита является их меньшая зависимость от текущих метеоусловий по сравнению со стандартной натурной экспозицией без дополнительного внешнего воздействия [10, 12]. Кинетика развития процессов коррозионного разрушения при натурно-ускоренных испытаниях менее подвержена влиянию сезонных и месячных колебаний метеоусловий и в меньшей степени зависит от времени (сезона) начала коррозионных испытаний.
Тем не менее в настоящее время малоизученным остается вопрос применимости единого метода натурно-ускоренных испытаний в различных климатических зонах для ускорения процессов коррозии, свойственных данному региону. Согласно проведенным ранее исследованиям [13], к одним из наиболее значимых факторов при проведении натурно-ускоренных испытаний является воздействие осадков, увеличение продолжительности и интенсивности воздействия которых приводит к снижению скорости развития процессов коррозии. В работах [14, 15] также приведены результаты исследований, показывающие повышение достоверности прогнозных моделей определения массопотерь стандартных материалов для оценки коррозионной агрессивности атмосферы с введением в функцию доза-ответ коэффициента количества осадков.
Данная работа посвящена исследованию влияния метеорологических и аэрохимических параметров атмосферы различных климатических зон, используемых для проведения натурно-ускоренных испытаний, на кинетику и степень коррозионного разрушения алюминиевых сплавов.
Материалы и методы
Материалы для испытаний
В качестве материалов для исследования применяли образцы, изготовленные из листов типовых конструкционных алюминиевых сплавов систем Al-Cu-Mg (сплав 1) и Al-Zn-Mg-Cu (сплав 2) толщиной ~2 мм с предварительно удаленной методом химического травления плакировкой.
Методика испытаний
В данной работе для проведения испытаний выбраны климатические станции, распо-
ложенные в четырех климатических зонах на территории Российской Федерации:
- умеренно теплого климата с мягкой зимой приморской атмосферы (условно обозначена - УТМ);
- умеренно влажного климата приморской атмосферы (УВМ);
- холодного климата приморской атмосферы (ХМ);
- умеренного климата сельской атмосферы континентальной зоны при отсутствии близлежащих источников выноса хлорид-ионов (СК).
Натурно-ускоренные испытания проводили при расположении образцов на открытой площадке на атмосферных стендах под углом 45 градусов к горизонту в течение 1 года с промежуточными съемами после 3 и 6 мес.
В качестве испытательного раствора использовали 3%-ный раствор NaCl, распыляемый с помощью пульверизатора 1 раз в день в вечернее время с образованием тонкой равномерной пленки электролита на поверхности образцов без крупных стекающих капель.
Для сравнения одновременно с натурно-ускоренными испытаниями проведены натурные испытания в течение двух лет образцов в идентичных условиях, но без дополнительного воздействия аэрозолями электролита.
На станциях, расположенных в приморских зонах, удаленность атмосферных стендов от береговой линии не превышала 100 м.
Для испытаний применяли образцы размером 30^150 мм в количестве 5 штук на точку, позволяющие провести оценку комплекса характеристик на каждом образце.
В качестве оцениваемых параметров коррозионной стойкости использовали показатели скорости коррозии, глубины межкристал-литной и питтинговой коррозии, а также потерь механических свойств (предела прочности, предела текучести и относительного удлинения) при осевом растяжении.
Скорость коррозии определяли по ГОСТ 9.908-85 [16] путем сравнения массы образцов, прошедших коррозионные испытания (с последующим удалением продуктов коррозии по ГОСТ 9.907-2007 [17]), с исходной массой, в отношении к площади образца и сроку экспозиции. Для измерения массы применяли аналитические весы GR-200 с точностью до 0,0001 г.
Оценку глубины питтинговой коррозии проводили по ГОСТ 9.908-85 на образцах с предварительно удаленными продуктами коррозии на лазерном сканирующем микроскопе Olympus LEXT с точностью до 0,001 мкм.
Глубину межкристаллитной коррозии определяли по ГОСТ 9.021-74 [18] при исследовании предварительно изготовленного
0,018 0,016 0,014 0,012 0,01 0,008 0,006 0,004 0,002 0
а)
— ■— сплав 1 Н
—•— сплав 2 Н
сплав 1 НУ
— * — сплав 2 НУ
0,1 ^
н
0,09 о - 0,08 2
- 0,07 о
>>
- 0,06 ® 0,05 | 0,04 | 0,03 *
- 0,02 g
- 0,01 §
О
0
0,07 0,06 0,05 0,04 0,03 0,02 0,01 0
6 9 12 15 18 21 Продолжительность экспозиции, мес
в)
24
— ■— сплав 1 Н —— сплав 2 Н
♦ сплав 1 НУ
— А — сплав 2 НУ
0,25
0,2
4
>>
0,15 а
0,1
I- 0,05 5
3 6 9 12 15 18 21 Продолжительность экспозиции, мес
? 0,014
2' 0,012
^ 0,01 5.
s 0,008
э
& 0,006
0
1 0,004 о
| 0,002
J
0
0,0025
б)
0,3 ^
О
I- 0,25 2 0,2 Р 0,15 |
о Л Л
0,1 g * S
О
I- 0,05 ©
6 9 12 15 18 21 Продолжительность экспозиции, мес
г)
24
ö б
24
0,002 0,0015
0,001 0,0005 0
0,18
0,16
0,14
0,12
0,1
0,08
0,06
0,04
0,02
0
3 6 9 12 15 18 21 Продолжительность экспозиции, мес
24
Рис. 1. Скорость коррозии образцов из сплавов 1 и 2 при натурных (Н) и натурно-ускоренных (НУ) испытаниях в условиях климатических зон на станциях (см. текст): УТМ (а), УВМ (б), ХМ (в) и СК (г)
0
3
3
0
микрошлифа в поперечном сечении на металлографическом микроскопе Olympus GX51 с точностью до 0,01 мм.
Испытания на осевое растяжение проводили по ГОСТ 1497-84 [19] на образцах в виде лопаток на универсальной испытательной машине Zwick Roell Z100 при комнатной температуре.
Результаты и обсуждение
На рис. 1 приведены графики изменения скорости коррозии образцов сплавов 1 и 2 после коррозионных испытаний. В таблице приведены средние значения метеорологиче-
ских параметров атмосферы на станциях за период экспозиции образцов. Видно, что кинетика скорости коррозии при натурно-ускоренных испытаниях в условиях климатических зон на станциях УТМ и УВМ похожа (уже после 3 мес испытаний скорость коррозии начинает существенно снижаться), в то время как в условиях климатической зоны на станции ХМ после 6 мес отмечается рост скорости коррозии по сравнению с тремя месяцами, после чего происходит ее снижение.
Следует отметить, что сравнение полученных результатов на станциях прибрежного и континентального типов без учета данной
Среднегодовые метеорологические параметры климатических станций за период экспозиции образцов материалов
Условное обозначение станции (см. текст) Температура, °С Относительная влажность, % Количество осадков, мм/год Скорость осаждения хлорид-ионов, мг/(м2-сут) Продолжительность увлажнения поверхности, часов в год
УТМ 16,1 71 651 48,6 2914
УВМ 5,5 65 698 35,0 2687
ХМ 2,0 79 405 52,4 2384
СК 5,9 77 799 1,90 3056
•
особенности расположения, являющейся ключевой при проведении коррозионных испытаний, является некорректным. Ввиду этого анализ поведения сплавов на станции в условиях климатической зоны СК будет рассматриваться отдельно от станций в зонах с морским типом климата.
Ключевой особенностью проведения коррозионных испытаний на станциях с морским и континентальным типом климата является наличие либо отсутствие собственных источников выноса хлорид-ионов. На станциях с морским типом климата выносимые аэрозоли хлорид-ионов уже являются мощным стимулирующим фактором коррозии, а дополнительное нанесение растворов электролитов только усиливает скорость развития коррозионного разрушения, обуславливая инициацию зарождения и увеличения коррозионных очагов [20-24]. Видно (рис. 1, о-в), что кинетика скорости коррозии при натурных и натурно-ускоренных испытаниях сохраняется, различие только в порядке получаемых значений. При этом характерно, что величина ускоряющего фактора при натурно-ускоренных испытаниях тем выше, чем ниже содержание хлорид-ионов в атмосфере. Так, для станций в условиях климатических зон УТМ и ХМ, характеризующихся высоким собственным содержанием в атмосфере хлорид-ионов (соответственно 48,6 и 52,4 мг/(м2сут)), различие порядка получаемых значений составляет ~(3—6), а на станции в условиях климатической зоны УВМ с собственным значением концентрации хлоридов 35,0 мг/(м2сут) различие порядка получаемых значений доходит до 20.
Ранее определенная в работах [25—27] коррозионная агрессивность атмосферы климатических станций морского типа, использованных для проведения испытаний в данной работе, классифицируется как средняя (С3) согласно стандарту ISO 9223-2017 [28], который устанавливает категории коррозионной агрессивности по всему земному шару, и как высокая (9 балл) — по ГОСТ 9.039—74 [29], который устанавливает категории коррозионной агрессивности на территории СССР.
На станциях континентального типа, для которых в принципе не свойственны высокие скорости протекания процессов коррозии, нанесение аэрозолей электролита оказывает колоссальный ускоряющий эффект - различие значений составляет ~60 раз (рис. 1, г). При этом кинетика скорости коррозии при натурных и натурно-ускоренных испытаниях различается не только в зависимости от вида испытаний, но и в зависимости от системы сплава.
Если выразить коэффициент ускорения (^нУ/н) натурно-ускоренных испытаний по
отношению к натурным соотношением величин коррозионных потерь при равном сроке экспозиции, то следует отметить, что по показателю скорости коррозии после 1 года испытаний для станций морского типа КНУУН составляет: 9,2-13,8 - для сплава 1 и 2,9-9,2 -для сплава 2. Для континентальной станции СК значения КНУ/Н составляют 110,3 - для сплава 1 и 332,6 - для сплава 2.
Как установлено в работе [13], одним из факторов влияния на различие динамики изменения скорости коррозии на станциях морского типа является количество выпадающих осадков. Так, среднее количество осадков на станциях морского типа в зонах УТМ и УВМ в 1,6-1,7 раза больше по сравнению с количеством осадков на станции в зоне ХМ, что соответствует снижению скорости коррозии на данных станциях уже после 3 мес испытаний в сравнении со станцией зоне ХМ, для которой зафиксирован рост скорости коррозии вплоть до 6 мес испытаний. Таким образом, увеличение количества осадков способствует снижению скорости протекания коррозионных процессов как при натурных, так и при натурно-ускоренных испытаниях на станциях морского типа.
В отношении континентальной станции в климатической зоне СК закономерностей, характерных для станций морского типа, не наблюдается. Несмотря на гораздо большее количество осадков в сравнении с остальными станциями (799 мм/год), отмечается положительная кинетика скорости коррозии вплоть до 6 мес испытаний, т. е. фактор ускоряющего процесса натурно-ускоренных испытаний превышает даже столь интенсивное воздействие осадков. Следует упомянуть, что воздействие осадков оказывает не только «моющий» эффект, но также является фактором уменьшения количества операций по нанесению аэрозолей электролита - в период дождей нанесение раствора не производится, так как не имеет физического смысла.
На рис. 2 и 3 приведены результаты оценки склонности сплавов к локальной коррозии при натурных и натурно-ускоренных испытаниях в различных климатических зонах (межкристаллитная коррозия сплава 2 в период проведения испытаний не обнаружена).
Отметим, что после 1 года экспозиции коэффициент КНУ/Н питтинговой и межкрис-таллитной коррозии для обоих сплавов при испытаниях на станциях морского типа находится в диапазоне от 1,5 до 3,5.
Основной рост глубины межкристаллит-ной коррозии сплава 1 при натурных и натурно-ускоренных испытаниях на станциях морского типа происходит в первые 6 мес испытаний, а далее практически не изменяется
1,2
1 -
^ 0,8 И
й 0,6
я
к
ю
Е? 0,4 з
1-е -
0,2 0
—■— УТМ НУ
— ■- - УТМ Н
-■-УВМ НУ
---■— УВМ Н
— ■- ■ ХМ НУ -■-ХМ Н
— ■ — СК НУ
3
24
6 9 12 15 18 21
Продолжительность экспозиции, мес Рис. 2. Глубина межкристаллитной коррозии (МКК) образцов из сплава 1 при натурных (Н) и натурно-ускоренных (НУ) испытаниях в условиях различных климатических зон
0,6
2 0,5 2
Ь 0,4 к ' к
к 0,3
с
й
к 0,2
ю
^
ч
и 0,1
а)
0,25
0,2
а
I 0,15
£ к
3 0,1 к
ю >>
^ 0,05
6 9 12 15 18 21 Продолжительность экспозиции, мес б)
24
Л"..... / ^ / ■ -и
^----- -1
//
-■-УТМ НУ
— - УТМ Н
-■-УВМ НУ
—■— УВМ Н
— • ■• - ХМ НУ -■-ХМ Н
— ■ — СК НУ
6 9 12 15 18
Продолжительность экспозиции, мес
21
24
Рис. 3. Глубина питтинговой коррозии образцов из сплавов 1 (а) и 2 (б) при натурных (Н) и натурно-ускоренных (НУ) испытаниях в условиях различных климатических зон
0
3
0
3
(рис. 2). Основным фактором, определяющим кинетику развития локальной коррозии алюминиевых сплавов, является доступ активной среды к поверхности образца. При коррозионных испытаниях скорость коррозии тем выше, чем больше площадь контакта образца с внешней средой. По мере образования коррозионных очагов доступ активной
среды к поверхности образца начинают преграждать плотные слои продуктов коррозии, а также солевых и пылевых отложений. В большинстве случаев снижение скорости коррозии (как параметра, характеризующего равномерное коррозионное разрушение образца) и межкристаллитной коррозии сопряжено с высокой степенью деструкции
□ ав ~
□ а0,2 □ 8 _
□ ав
□ 8
Н
■ НУ
ССплав 1 (Сплав 2
Рис. 4. Потери механических свойств образцов из алюминиевых сплавов Д16-Т (1) и В95о.ч.-Т2 (2) после 12 мес натурных (Н) и натурно-ускоренных (НУ) испытаний в условиях различных климатических зон
поверхности образца и обильным образованием продуктов коррозии. В частности, в работах [30, 31] показано, что продукты коррозии способствуют торможению кинетики коррозионного процесса.
Натурно-ускоренные испытания способствуют значительной интенсификации развития локальной коррозии обоих сплавов при испытаниях на станции континентальной зоны СК, в то время как при натурной экспозиции межкристаллитной и питтинговой коррозии на обоих сплавах не обнаружено, значения этих величин при натурно-ускоренных испытаниях на порядок больше по сравнению с результатами, полученными для данных сплавов на станциях морского типа.
Анализ полученных данных по оценке потерь механических свойств образцов алюминиевых сплавов после 12 мес натурных и натурно-ускоренных испытаний (рис. 4) показывает увеличение потерь при натурно-ускоренных испытаниях: если после натурных испытаний на четырех станциях потери прочностных свойств находились в диапазоне 0-5,9%, то после натурно-ускоренных испытаний данный диапазон составил 2-25%. Диапазон значений коэффициента ^иУ/Н по показателю относительного удлинения при испытаниях на станциях морского типа составил от 1,13 до 3,1.
Наибольшие потери механических свойств при натурно-ускоренных испытаниях и наименьшие - при натурных испытаниях получены после экспозиции на станции в континентальной зоне СК: потери предела прочности увеличились с 0 до 23,5%, а потери относительного удлинения - с 24,8 до 93,7%.
Таким образом, совокупность определенных коррозионных параметров образцов из
алюминиевых сплавов позволяет сделать вывод о том, что проведение натурно-ускоренных испытаний на станции континентального типа приводит к лавинообразному снижению свойств, в то время как при испытаниях на станциях морского типа нанесение аэрозолей ускоряет коррозионные процессы не более чем в 4 раза (по показателям локальной коррозии, главным образом определяющим коррозионную стойкость алюминиевых сплавов, и потерям механических свойств). Ранее в работе [32] также отмечалось резкое увеличение степени коррозионного разрушения алюминиевых сплавов при дополнительном обрызгивании раствором образцов при
экспозиции в условиях г. Москвы.
Основной целью проведения натурно-ускоренных испытаний является более быстрое определение склонности материалов к воздействию внешней среды, достигаемое путем принудительной инициации процессов коррозии. При этом ускорение не должно быть чрезмерным, что может вызвать изменение механизма коррозионного разрушения и привести к получению некорректных данных. Таким образом, натурно-ускоренные испытания являются средством более быстрого получения сведений о стойкости материала к коррозионному разрушению в данной климатической зоне по сравнению с натурными испытаниями и могут быть использованы для прогнозирования сохраняемости свойств материала в условиях воздействия внешней среды на длительный период.
Ключевым фактором выбора режима проведения натурно-ускоренных испытаний является учет конкретных климатических условий экспонирования образцов с тем, чтобы воздействие ускоряющего фактора
не приводило к получению некорректных сведений о стойкости материала в условиях данного климатического региона.
Таким образом, натурно-ускоренные испытания с ежедневным распылением аэрозолей №С1 корректно проводить только в условиях приморских регионов с высокой коррозионной агрессивностью атмосферы, для которых характерен естественный вынос аэрозолей морских солей с близлежащих морей/океанов. Для приморских регионов, характеризующихся более низкой коррозионной агрессивностью атмосферы (при средней многолетней скорости осаждения хлорид-ионов <35 мг/(м2сут)), проведение натурно-ускоренных испытаний целесообразно после предварительного проведения натурных и натурно-ускоренных испытаний для оценки соответствия кинетики коррозионных процессов и коэффициентов ускорения. При необходимости режим проведения натурно-ускоренных испытаний может быть скорректирован по количеству операций распыления аэрозоля. Регулировка режима путем изменения концентрации наносимого солевого раствора не приведет к значимым отличиям от коррозионного эффекта. В работе [33] показано, что изменение концентрации используемого раствора практически не оказывает влияния на степень коррозионного разрушения - большее значение имеет непосредственно факт нанесения аэрозоля на поверхность образцов.
Для проведения натурно-ускоренных испытаний на станциях континентального типа нанесение хлоридсодержащих аэрозолей приводит к изменению контролирующего параметра коррозионного разрушения. Так, если для станций приморского типа контролирующим параметром коррозионного процесса является частое воздействие пленки электролита, то в отсутствие естественных источников выноса хлоридов контролирующими становятся параметры, характеризующие агрессивность атмосферы данного климатического региона. К таким параметрам может быть отнесено повышенное содержание загрязняющих веществ при наличии ис-
точников промышленного загрязнения с присутствием в атмосфере сернистых и азотных соединений, соляной кислоты, ионов хлора и других соединений [34-37]. Разработка метода натурно-ускоренных испытаний в условиях континентальных станций требует отдельного изучения и разработки.
Заключения
1. Проведение натурно-ускоренных испытаний с нанесением аэрозолей электролита наиболее корректно только при экспозиции образцов на станциях морского типа, для которых вынос естественных аэрозолей морских солей с поверхности близлежащих морей/океанов является основным контролирующим параметром при проведении коррозионных испытаний.
2. При испытаниях на станциях морского типа коэффициент ускорения натурно-ускоренных испытаний по отношению к натурным (определенный как соотношение величин показателей коррозионной стойкости за одинаковый период испытаний) по показателю скорости коррозии находится в диапазоне: 6,5-13,8 - для сплава 1 системы Al-Cu-Mg и 2,9-9,2 - для сплава 2 системы Al-Zn-Mg-Cu, по показателям питтинговой и межкристаллитной коррозии - от 1,1 до 3,5 для обоих сплавов.
3. При испытаниях на станциях морского типа характерным является снижение скорости коррозии как при натурных, так и при натурно-ускоренных испытаниях, с увеличением количества выпадающих осадков.
4. Проведение натурно-ускоренных испытаний с нанесением раствора №С1 на станциях континентального типа приводит к чрезмерному ускорению развития коррозионных процессов по сравнению с натурной экспозицией, при этом кардинально меняется кинетика развития параметров коррозионного разрушения. Необходима разработка методов натурно-ускоренных испытаний, ускоряющих контролирующие процессы при испытаниях на станциях континентального типа как в условиях промышленной атмосферы, так и в условиях относительно чистой атмосферы.
Библиографический список
1. Каблов Е.Н. Инновационные разработки ФГУП «ВИАМ» ГНЦ РФ по реализации «Стратегических направлений развития материалов и технологий их переработки на период до 2030 года» // Авиационные материалы и технологии. 2015. №1 (34). С. 3-33. DOI: 10.18577/2071-9140-2015-0-1-3-33.
2. Каблов Е.Н. Из чего сделать будущее? Материалы нового поколения, технологии их создания и переработки - основа инноваций // Крылья Родины. 2016. №5. С. 8-18.
3. Каблов Е.Н., Старцев В.О. Климатическое старение полимерных композиционных материалов авиационного назначения. I. Оценка влияния значимых факторов воздействия // Деформация и разрушение материалов. 2019. №12. С. 7-16.
Испытания материалов •
4. Абрамова М.Г., Луценко А.Н., Варченко Е.А. Об особенностях подтверждения соответствия климатической стойкости материалов авиационного назначения на всех этапах жизненного цикла (обзор) // Авиационные материалы и технологии. 2020. №1 (58). С. 86-94. DOI: 10.18577/2071-91402020-0-1-86-94.
5. Кутырев А.Е., Фомина М.А., Чесноков Д.В. Моделирование воздействия испытательных факторов на коррозию металлических материалов при испытании на агрессивное воздействие компонентов промышленной атмосферы в камере солевого тумана // Материаловедение. 2015. №3. С. 7-15.
6. Стрекалов П.В., Панченко Ю.М., Жиликов В.П., Каримова С.А., Тарараева Т.И., Никулина Т.В. Ускоренные испытания сплава Д16 в соляном тумане. Масса удержанных хлоридов, коррозия, механические свойства // Коррозия: материалы, защита. 2007. №10. С. 1-8.
7. Жиликов В.П., Каримова С.А., Лешко С.С., Чесноков Д.В. Исследование динамики коррозии алюминиевых сплавов при испытании в камере солевого тумана (КСТ) // Авиационные материалы и технологии. 2012. №4. С. 18-22.
8. Курс М.Г., Антипов В.В., Луценко А.Н., Кутырев А.Е. Интегральный коэффициент коррозионного разрушения деформируемых алюминиевых сплавов // Авиационные материалы и технологии. 2016. №3 (42). С. 24-32. DOI: 10.18577/2071-9140-2016-0-3-24-32.
9. Курс М.Г. Прогнозирование прочностных свойств обшивки ЛА из деформируемого алюминиевого сплава В95о.ч.-Т2 с применением интегрального коэффициента коррозионного разрушения // Труды ВИАМ: электрон. науч.-техн. журн. 2018. №5 (65). Ст. 11. URL: http://www.viam-works.ru (дата обращения: 03.08.2019). DOI: 10.18577/2307-6046-2018-0-5-101-109.
10. Курс М.Г., Лаптев А.Б., Кутырев А.Е., Морозова Л.В. Исследование коррозионного разрушения деформируемых алюминиевых сплавов при натурно-ускоренных испытаниях. Часть 1 // Вопросы материаловедения. 2016. №1 (85). С. 116-126.
11. Курс М.Г., Кутырев А.Е., Фомина М.А. Исследование коррозионного разрушения деформируемых алюминиевых сплавов при лабораторных и натурных испытаниях // Труды ВИАМ: электрон. науч.-техн. журн. 2016. №8 (44). Ст. 10. URL: http://www.viam-works.ru (дата обращения: 18.08.2019). DOI: 10.18577/2307-6046-2016-0-8-10-10.
12. Курс М.Г., Николаев Е.В., Абрамов Д.В. Натурно-ускоренные испытания металлических и неметаллических материалов: ключевые факторы и специализированные стенды // Авиационные материалы и технологии. 2019. №1 (54). С. 66-73. DOI: 10.18577/2071-9140-2019-0-1-66-73.
13. Corvo F., Minotas J., Delgado J., Arroyave C. Changes in atmospheric corrosion rate caused by chloride ions depending on rain regime // Corrosion science. 2005. No. 47. Р. 883-892.
14. Панченко Ю.М., Маршаков А.И., Николаева Л.А., Игонин Т.Н. Оценка достоверности предсказаний первогодовых коррозионных потерь конструкционных металлов, рассчитанных с использованием функций доза-ответ, для территорий с различными категориями коррозионной агрессивности атмосферы // Коррозия: материалы, защита. 2019. №12. С. 1-16.
15. Панченко Ю.М., Маршаков А.И., Николаева Л.А., Ковтанюк В.В., Игонин Т.Н. Прогнозирование коррозионных потерь конструкционных металлов за первый год экспозиции на континентальной территории России // Коррозия: материалы, защита. 2019. №2. С. 38-46.
16. ГОСТ 9.908-85. ЕСЗКС. Металлы и сплавы. Методы определения показателей коррозии и коррозионной стойкости. М.: Изд-во стандартов, 1985. 34 с.
17. ГОСТ 9.907-2007. ЕСЗКС. Металлы, сплавы, покрытия металлические. Методы удаления продуктов коррозии после коррозионных испытаний. М.: Стандартинформ, 2007. 32 с.
18. ГОСТ 9.021-74. ЕСЗКС. Алюминий и сплавы алюминиевые. Методы ускоренных испытаний на межкристаллитную коррозию. М.: Стандартинформ, 1974. 4 с.
19. ГОСТ 1497-84. Металлы. Методы испытаний на растяжение. М.: Изд-во стандартов, 1984. 49 с.
20. Панченко Ю.М., Стрекалов П.В., Чесноков Д.В., Жирнов А.Д., Жиликов В.П., Каримова С.А., Тарараева Т.И. Зависимость коррозионной стойкости сплава Д16 от засоленности и метеопараметров приморской атмосферы // Авиационные материалы и технологии. 2010. №3. С. 8-14.
21. Жирнов А.Д., Стрекалов П.В., Каримова С.А., Жиликов В.П., Тарараева Т.И., Мищенков Е.Н. Сезонная динамика процесса коррозии металлов на береговой зоне Черного моря // Коррозия: материалы, защита. 2007. №8. С. 23-29.
22. Семенычев В.В. Коррозионная стойкость образцов сплава 1201 в морских субтропиках // Коррозия: материалы, защита. 2015. №3. С. 1-5.
23. Семенычев В.В. Коррозионная стойкость листов сплава Д16ч.-Т в морских субтропиках // Труды ВИАМ: электрон. науч.-техн. журн. 2014. №7. Ст. 11. URL: http://www.viam-works.ru (дата обращения: 31.03.2020). DOI: 10.18577/2307-6046-2014-0-7-11-11.
24. Corvo F., Perez T., Dzib L.R. et al. Outdoor-indoor corrosion of metals in tropical coastal atmospheres // Corrosion Science. 2008. No. 50. P. 220-230.
25. Вапиров Ю.М., Жирнов А.Д., Мищенков Е.Н., Каримова С.А., Панин С.В. и др. Применение расчетных методов определения скорости коррозии для оценки коррозионной агрессивности атмосферы // Коррозия: материалы, защита. 2010. №5. С. 1-6.
26. Михайлов А.А., Жирнов А.Д., Жиликов В.П., Панченко Ю.М., Березина Л.Г., Каримова С.А., Чесноков Д.В. и др. Коррозивность приморских атмосфер // Коррозия: материалы, защита. 2009. №9. С. 1-6.
27. Панченко Ю.М., Игонин Т.Н., Николаева Л.А. и др. Коррозионная агрессивность атмосферы по отношению к конструкционным металлам и картографирование континентальной территории Российской Федерации // Коррозия: материалы, защита. 2019. №10. С. 18-30.
28. ISO 9223:2012. Коррозия металлов и сплавов - Коррозивность атмосфер - Классификация, определение и оценка. Женева: ISO, 2012. 15 с.
29. ГОСТ 9.039-74. ЕСЗКС. Коррозионная агрессивность атмосферы. М.: Изд-во стандартов, 1974. 49 с.
30. Панченко Ю.М., Стрекалов П.В., Никулина Т.В. Влияние удержанных продуктов коррозии на торможение коррозионного процесса. Ч. I. Первые два года // Коррозия: материалы, защита. 2013. №2. С. 9-18.
31. Панченко Ю.М., Стрекалов П.В., Никулина Т.В. Влияние удержанных продуктов коррозии на торможение коррозионного процесса. Ч. 2. Длительные испытания // Коррозия: материалы, защита. 2013. №3. С. 1-6.
32. Синявский В.С., Калинин В.Д., Александрова Т.В. Новый метод ускоренных коррозионных испытаний алюминиевых сплавов // Технология легких сплавов. 2013. №2. С. 89-93.
33. Курс М.Г. Метод расчета интегрального коэффициента коррозионного разрушения листов из деформируемых алюминиевых сплавов при натурно -ускоренных испытаниях: дис. ... канд. техн. наук. М.: ВИАМ, 2016. 147 с.
34. Осетров А.Ю., Четырина О.Г., Шель Н.В. Применение ингибированных масляных композиций в целях защиты от коррозии металлических изделий в атмосфере, содержащей SO2 // Вестник Тамбовского государственного технического университета. 2009. Т. 15. №4. С. 843-854.
35. Fernández-García A., Díaz-Franco R., Martinez L., Wette J. Study of the effect of acid atmospheres in solar reflectors durability under accelerated aging conditions // Energy Procedía. 2014. No. 49. Р. 1682-1691.
36. Syed S. Influence of the environment on atmospheric corrosion of aluminium // Corrosion Engineering, Science and Technology. 2010. Vol. 45. No. 4. P. 282-287.
37. Corvo F., Betancourt N., Mendoza A. The influence of airborne salinity on the atmospheric corrosion of steel // Corrosion Science. 1995. Vol. 37. No. 12. Р. 1889-1901.