Научная статья на тему 'НАТУРАЛИЗМ КАК ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ПРОГРАММА: СУЩНОСТЬ И ВОЗМОЖНЫЕ ФОРМАТЫ СУЩЕСТВОВАНИЯ'

НАТУРАЛИЗМ КАК ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ПРОГРАММА: СУЩНОСТЬ И ВОЗМОЖНЫЕ ФОРМАТЫ СУЩЕСТВОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
111
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭПИСТЕМОЛОГИЯ / НАТУРАЛИЗМ / МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ / ЭВОЛЮЦИОННАЯ ФИЛОСОФИЯ НАУКИ / ПАРАДИГМА / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ПРОГРАММА / ФИЛОСОФИЯ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Зайцева Наталья Валентиновна, Бакшутова Екатерина Валерьевна, Мухаметшина Наталья Семеновна

В работе изучается натурализм как исследовательская программа в эпистемологии. Рассматривая историю становления и развития этого философского направления, авторы концентрируются на (1) гносеологических особенностях этой программы, (2) её взаимосвязи с биологией как фундаментальной естественнонаучной предпосылкой и (3) реализации этой программы в эволюционной философии науки. Особое внимание авторы уделяют осмыслению мировоззренческого и методологического своеобразия натурализма как исследовательской программы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NATURALISM AS A RESEARCH PROGRAM: THE ESSENCE AND POSSIBLE FORMATS OF EXISTENCE

The work studies naturalism as a research program in epistemology. Considering the history of the formation and development of this philosophical direction, the author focuses on (1) the epistemological features of this program, (2) its relationship with biology as a fundamental natural science prerequisite and (3) the implementation of this program in the evolutionary philosophy of science. The author pays special attention to understanding the worldview and methodological originality of naturalism as a research program.

Текст научной работы на тему «НАТУРАЛИЗМ КАК ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ПРОГРАММА: СУЩНОСТЬ И ВОЗМОЖНЫЕ ФОРМАТЫ СУЩЕСТВОВАНИЯ»

Научная статья УДК 159.7

ГРНТИ: 02.15: Общефилософские проблемы

ВАК: 5.7.1. Онтология и теория познания; 5.7.7. Социальная и политическая философия doi: 10.51608/23058641_2023_2_14

НАТУРАЛИЗМ КАК ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ПРОГРАММА: СУЩНОСТЬ И ВОЗМОЖНЫЕ ФОРМАТЫ СУЩЕСТВОВАНИЯ

© Авторы 2023 ЗАЙЦЕВА Наталья Валентиновна

SPIN: 4943-4698 доктор философских наук, профессор кафедры философии

AuthorlD: 324366 и социально-гуманитарных наук

Самарский государственный технический университет (Россия, Самара, e-mail: zajczeva.natalia2012@yandex.ru)

SPIN: 3470-0670 AuthorlD: 267682

БАКШУТОВА Екатерина Валерьевна

доктор философских наук, профессор кафедры

Самарский государственный институт культуры (Россия, Самара, e-mail: bakshutka@gmail.com)

SPIN: 6349-9953 AuthorlD: 390777

МУХАМЕТШИНА Наталья Семеновна

доктор политических наук, профессор кафедры философии и социально-гуманитарных наук

Самарский государственный технический университет (Россия, Самара, e-mail: nmukhametshina@mail.ru)

Аннотация. В работе изучается натурализм как исследовательская программа в эпистемологии. Рассматривая историю становления и развития этого философского направления, авторы концентрируются на (1) гносеологических особенностях этой программы, (2) её взаимосвязи с биологией как фундаментальной естественнонаучной предпосылкой и (3) реализации этой программы в эволюционной философии науки. Особое внимание авторы уделяют осмыслению мировоззренческого и методологического своеобразия натурализма как исследовательской программы.

Ключевые слова: эпистемология; натурализм; методология науки; эволюционная философия науки; парадигма; исследовательская программа; философия

Для цитирования: Зайцева Н.В., Бакшутова Е.В., Мухаметшина Н.С. Натурализм как исследовательская программа: сущность и возможные форматы существования // Основы экономики, управления и права. 2023. № 2 (37). С. 14-18. doi: 10.51608/23058641_2023_2_14.

ф

Основы экономики, управления и права 2023

Economy, Governance and Law Basis № 2 (37)

Original article

NATURALISM AS A RESEARCH PROGRAM: THE ESSENCE AND POSSIBLE FORMATS OF EXISTENCE

© The Author(s) 2023 ZAITSEVA Natalya Valentinovna

Doctor of Philosophy, Professor of the Department of Philosophy and Social Sciences and Humanities

Samara State Technical University

(Russia, Samara, e-mail: zajczeva.natalia2012@yandex.ru)

BAKSHUTOVA Ekaterina Valeryevna

Doctor of Philosophy, Professor of the Department

Samara State Institute of Cultur

(Russia, Samara, e-mail: anton.ivashenko@gmail.com)

MUKHAMETSHINA Natalia Semenovna

Doctor of Philosophy, Professor of the Department of Philosophy and Social Sciences and Humanities

Samara State Technical University

(Russia, Samara, e-mail: nmukhametshina@mail.ru)

Annotation. The work studies naturalism as a research program in epistemology. Considering the history of the formation and development of this philosophical direction, the author focuses on (1) the epistemological features of this program, (2) its relationship with biology as a fundamental natural science prerequisite and (3) the implementation of this program in the evolutionary philosophy of science. The author pays special attention to understanding the worldview and methodological originality of naturalism as a research program.

Keywords: epistemology; naturalism; methodology of science; evolutionary philosophy of science; paradigm; research program; philosophy

For citation: Zaitseva N.V., Bakshutova E.V., Mukhametshina N.S. Naturalism as a research program: the essence and possible formats of existence // Economy, governance and lave basis. 2023. No. 2 (37). Pp. 14-18. (InRuss.). doi:10.51608/23058641 2023 2 14.

Натурализм - это направление в теории познания, утверждающее, что окружающий мир может быть объяснен и понят с помощью естественных причин и законов и наука, соответственно, является наиболее эффективным способом его осмысления. Эта аналитическая парадигма рассматривает природу как целостную систему, которая может быть исследована с помощью науки. К основным особенностям названной исследовательской стратегии можно отнести следующие: (1) использование научного метода. Этот подход утверждает, что знание о мире может быть получено только через исследование и эксперимент. Это означает, что истина может быть установлена с помощью наблюдения, эксперимента и проверки гипотез. (2) Отказ от метафизических и религиозных доктрин. В соответствии с этой установкой натурализм отрицает такого рода концепции, которые не могут быть подтверждены науч-

ными методами. Он отвергает идею о существовании сверхъестественных источников знания и утверждает, что все изучаемые явления могут быть объяснены с помощью естественных причин и законов. (3) Материалистический подход. Натурализм квалифицирует мир как материальную систему, которая может быть изучена и понята на основе ее физических и химических свойств. Натурализм не отрицает важность социальных и культурных аспектов в жизни людей. Он утверждает, что эти аспекты могут быть объяснены с помощью социально-гуманитарных наук -социология, антропология, культурология и т.п. (4) Рациональный подход к этике. Натурализм утверждает, что этика может быть объяснена с помощью рациональных принципов и законов, которые могут быть выведены из естественных законов. Он отрицает тезис о том, что этика базируется на внеисторических принципах и законах. Вместо

этого натурализм предлагает рациональный подход к этике, который основывается на понимании природы человека и его отношения к миру. (5) Рассматриваемое гносеологическое направление основывается на эволюционной теории, которая объясняет, как живые организмы развиваются и изменяются на протяжении времени благодаря процессам естественного отбора и мутации. Он также утверждает, что сам человек и его культура также являются продуктом эволюционного развития.

Подчеркнём, что натурализм оказал значительное влияние на многие области философии, такие как эпистемология, онтология, этика, метафизика и другие. Вместе с тем, натурализм имеет и своих критиков, утверждающих, что данная исследовательская установка не учитывает такие аспекты жизни, как духовность и религиозные убеждения, которые наивно объяснять с помощью естественных законов и принципов. Натурализм как исследовательское направление имеет длительную историю развития [см. подр. 1]. Уже в Древней Греции получили распространение натуралистические идеи. Они были представлены такими философами как Фалес, Анаксимандр и Анакси-мен. Последние утверждали, что мир должен быть объяснен с помощью естественных причин и законов, а не божественных сил. Они также утверждали, что все материальные объекты связаны между собой и могут быть объяснены с помощью единого принципа, называемого «архэ». Вполне естественно, что в средние века эта исследовательская установка была существенно ограничена в своем развитии из-за доминирующей роли религиозной философии. Однако с возрождением науки в эпоху Просвещения натуралистические идеи получили новый импульс развития. В частности, французский философ Рене Декарт выдвинул концепцию механистического мира, который может быть объяснен с помощью физических и математических законов.

Уже в XIX столетии натурализм становится важной частью эволюционной теории, объясняющей, как живые организмы развиваются и изменяются на протяжении времени благодаря процессам естественного отбора. В начале XX века натурализм становится одним из основных философских направлений в США и Европе. Он был связан с такими философами, как Джон Дьюи, Томас Хант Морган и Уильям Джеймс. Эти философы развивали идеи натурализма и демонстрировали, как они могут быть

применены в различных областях науки и философии. Современный натурализм получил развитие в рамках аналитической философии. Необходимо иметь ввиду, что он объединяет в себе несколько направлений, таких как эволюционная биология, когнитивистика, нейро-наука, физика и другие. Одним из ведущих представителей современного натурализма является американский философ Дэниэл Деннетт. Он разработал теорию, называемую «Модель множественных набросков», которая объясняет, как сознание может быть связано с деятельностью мозга [См. 2, С. 109-131]. Этот автор утверждает, что сознание является продуктом нейронаучных процессов, которые могут быть объяснены с помощью научных методов и принципов.

Биология играет определяющую роль в формировании натурализма, поскольку данная дисциплина является фундаментальной наукой, изучающей живую природу. Натурализм, в свою очередь, рассматривает мир как единую целостную систему, которая может быть объяснена с помощью естественных законов и принципов. Как видим, биология и натурализм как исследовательская стратегия имеют множество точек соприкосновения, которые объединяют их в рамках общей концепции. Попробуем подробнее установить эти связи. Нельзя, во-первых, не видеть, что оба направления рассматривают живую природу как единую систему, которая может быть изучена с помощью научных методов. Биология изучает живые организмы, их структуру, функции и взаимодействие в экосистемах, используя методы наблюдения, эксперимента и моделирования. Натурализм, в свою очередь, рассматривает мир как целостную систему, в которой все явления и процессы объясняются с помощью естественных законов и принципов. Во-вторых, рассматриваемые исследовательские направления подчеркивают роль эволюции в формировании жизни на Земле. Если биология изучает процессы эволюции, естественного отбора и генетических мутаций, которые позволяют живым организмам приспосабливаться к изменяющимся условиям среды, то натурализм, в свою очередь, рассматривает эволюцию как доминирующий процесс, объясняющий, как мир становится более сложным и разнообразным.

Нельзя далее не понимать, что оба подхода подчеркивают важность научного метода в познании мира. Биология использует научный метод для изучения живых организмов и

ф

Основы экономики, управления и права

2023

Economy, Governance and Law Basis № 2 (37)

их функций, опираясь на систематический подход к изучению природы и эмпирические данные для проверки гипотез. Натурализм также использует научный метод, чтобы объяснить мир и его явления на основе физических и химических законов, используя факты и эксперименты для тестирования своих теорий. Как видим, биология и натурализм стремятся к объективному пониманию мира. Биология старается изучать живые организмы и их функции без предвзятости и идеологических шор. Натурализм также стремится к объективному пониманию мира, исходя из убеждения, что все явления и процессы могут быть объяснены на основе естественных законов и принципов. Оба направления, наконец, имеют практическое значение в жизни людей. Биология имеет огромное значение для медицины, экологии, сельского хозяйства и других областей, помогая решать практические вопросы, связанные со здоровьем и окружающей средой. Натурализм, в свою очередь, является важным исследовательским направлением, которое помогает лучше понимать мир и нашу роль в нем, и предоставляет фундаментальные принципы для научных исследований в различных областях.

Натурализм представлен и в философии науки. Речь, в частности, идёт об эволюционной философии науки - философском направлении, которое рассматривает науку и научный метод как эволюционно развивающиеся системы. Она исходит из установки, что наука не является статичной и законченной, а постоянно развивается благодаря внедрению новых идей, концепций и методов. Эволюционная философия науки утверждает, что научное познание и используемая методология не являются абсолютными истинами, а скорее представляют собой вероятностные модели, которые могут быть изменены и усовершенствованы с течением времени. Одной из основных особенностей эволюционной философии науки является ее взгляд на науку как процесс изменения, который подчиняется естественным законам и принципам. В этом смысле, эволюционная философия науки подчеркивает, что научные теории и законы не являются последними истинами, а лишь представляют собой текущее состояние научного знания. Еще одной отличительной особенностью эволюционной философии науки является ее живой интерес к истории науки. Она рассматривает науку как продукт исторического развития, который формируется

в определенных социокультурных и интеллектуальных условиях [см. 3]. История науки, в свою очередь, является для нее важным источником информации, который позволяет понимать, как наука развивалась в прошлом, и какие факторы и обстоятельства на нее влияли. Эволюционная философия науки также интересуется тем, как наука связана с другими областями знания, такими как история, социология, философия техники и т.п.

Кроме того, эволюционная философия науки акцентирует роль конкуренции и, соответственно, доминирования среди учёных, научных концепций и теорий. Она утверждает, что научные теории и концепции конкурируют между собой за наибольшую точность и объяснительную силу, и только те теории, которые лучше всего соответствуют эмпирическим данным, могут выжить и развиваться дальше. В целом, эволюционная философия науки является плодотворным направлением в современной философии науки, которое помогает лучше понимать науку как развивающуюся систему знаний и методов. Эволюционная философия науки помогает уточнить наши представления о научном познании, подчеркивая, что научные теории и концепции являются вероятностными моделями, а не абсолютными истинами, которые могут быть изменены и доработаны с течением времени.

История развития эволюционной философии науки началась в конце XIX века. И это было связано с распространением в научном сообществе идей Чарльза Дарвина. Его идеи о том, что все виды живых существ развиваются и эволюционируют благодаря естественному отбору, стали мощным стимулом для развития философской концепции эволюции науки. Одним из первых учёных, который начал разрабатывать концепцию эволюции науки, был Пьер Дюгем. В своей работе «Физическая теория. Ее цель и строение» он предложил идею, что наука развивается и эволюционирует благодаря конкуренции между различными теориями и концепциями. В дальнейшем, концепция эволюции науки получила развитие благодаря трудам Карла Поппера и Томаса Куна. В 70-х годах XX века эволюционная философия науки получила новый импульс развития благодаря работам Стивена Эделстона Тулмина. Этот исследователь предложил идею, что наука развивается благодаря эволюционному процессу диффузии концепций и методов между различными дисциплинами и областями науки. В последние де-

сятилетия эволюционная философия науки уделяет большое внимание историческому анализу науки и ее социокультурному контексту [см. 4]. Такие философы как Дэвид Лайон и Стивен Шейпин показали, как социокультурные и идеологические факторы влияют на формирование научного знания [см. 5].

Подчеркнём, что биология играет важную роль в эволюционной философии науки, так как она предоставляет основу понимания эволюционного характера науки. Биология предоставляет основу для понимания такого рода процессов, поскольку эволюция и естественный отбор являются основополагающими принципами в этой науке. Концепция естественного отбора, предложенная Чарльзом Дарвином, объясняет, как живые организмы развиваются и эволюционируют благодаря механизму отбора тех, кто наилучшим образом приспособлен к окружающей среде. Этот механизм также применим к развитию научных концепций и теорий. Биология предоставляет важные примеры для понимания эволюционной философии науки. Например, теория Дарвина стала предметом обсуждения и соревнования между различными научными школами и теориями, включая теологию и создательство. В этом отношении рассматриваемая дисциплина дает нам пример того, как научные концепции и теории могут выживать и развиваться благодаря процессу естественного отбора, а также того, как они могут конкурировать с другими концепциями. Также биология помогает нам понимать важность междисциплинарного подхода в эволюционной философии науки. Многие современные проблемы науки, такие как изменение климата, пандемии и экологические кризисы, являются комплексными и требуют участия специалистов из различных дисциплин

и областей знания. В этом контексте биология выступает ключевой дисциплиной, которая помогает понимать эволюционные процессы и взаимодействие живых организмов в природе. Итак, биология играет ключевую роль в развитии натуралистической философии и эволюционной философии науки. Натуралистический подход к философии, основывающийся на научных данных и эмпирических наблюдениях, позволяет получать объективное знание о мире, отвергая метафизические и религиозные концепции. Эволюционная философия науки, в свою очередь, связывает свой подход к изучению науки с этикой и моралью, позволяя более глубоко понимать природу человека и мир, в котором мы живем.

Библиографический список

1. Абачиев С.К. Эволюционная теория познания: Основные понятия и законы. Гносеологическая теория труда и техники. - М.: Красанд, 2019. -664 с.

2. Волков Д.М. Бостонский зомби: Д. Ден-нет и его теория сознания. - М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2012. - 320 с.

3. Левит, Г. С. Теория эволюции и философия науки / Г. С. Левит, У. Хоссфельд // Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология. - 2021. - Т. 37, № 2. - С. 229-246.

- DOI 10.21638/spbu17.2021.204. - EDN BSYRKR.

4. Князева, Е. Н. Философия науки. Междисциплинарные стратегии исследований : Учебник / Е. Н. Князева. - 1-е изд.. - Москва : Общество с ограниченной ответственностью "Издательство ЮРАЙТ", 2019. - 233 с. - (Бакалавр и магистр. Академический курс). - ISBN 978-5-534-05131-5. - EDN ZTDUVL.

5. Шейпин, С. Как быть антинаучными / С. Шейпин // Логос. - 2020. - Т. 30, № 1(134). - С. 159-185. - DOI 10.22394/0869-5377-2020-1-159-182.

- EDN RXWPSA.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. Авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации.

Статья поступила в редакцию 04.05.2023; одобрена после рецензирования 05.06.2023; принята к публикации 05.06.2023.

The authors declare no conflicts of interests. The authors made an equivalent contribution to the preparation of the publication.

The article was submitted 04.05.2023; approved after reviewing 05.06.2023; accepted for publication 05.06.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.