Научная статья на тему 'НАЦИЯ: ФИЛОСОФСКО-ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ И СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ'

НАЦИЯ: ФИЛОСОФСКО-ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ И СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
3511
274
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ / НАЦИЯ / ЭТНОС / ГОСУДАРСТВО / ТЕРМИН / НАРОД / ПОНЯТИЯ / ОБЩНОСТЬ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Азимова М.М.

В данной статье автор анализирует термин «нация». В частности, данный анализ охватывает определение нации, его особенности и видовые отличия. Автор обращает особое внимание на то, что этнос отличается от нации и их различие заключается не во внешних атрибутах, а в механизме воспроизводства и функционирования этноса и нации как социальных групп. Нация как социальная группа должна иметь, как минимум установившуюся структуру и организацию, и наличие психологической основы сознания входящих в ее состав народов, чем она и будет отличатся от квазинациональности. Нация состоит из народов, этнических групп, граждан национального государства, которые перечисляют свою национальную принадлежность к той или иной нации и обладающими естественными признаками этноса. К нации перечисляются лица, проживающие в национальном государстве, но этнически отличающихся от государствообразующей нации. Автор также указывает на различие данного термина с термином «национальность». Нация, народ и национальность, в сущности, представляют разные понятия, но в силу их социальной и функциональной общности они представлены нами как единая социальная общность, которые могут отличаться друг от друга по этническим и территориальным признакам. Понятие «национальность», выражая этническую общность, представляет собой лишь один из факторов нации и народности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NATION: PHILOSOPHICAL AND LINGUISTIC AND SOCIOLOGICAL ANALYSIS

In this article the author discuss the problem of nation. Author partially notes the definition of nation, its features, and view differences. Author give his attention in differences between ethnos, nation and nationality and this differences hide in mechanisms of multiproduct of nation and ethnos as a big social group, and on its external signs. Author note that nation as big social group mast have its own stricture, organization and current psychological base of conscience of adopted people and this will be the distinguishing feature between nation and fiction nation. Nation consist of people, ethnical group, citizens of national country with the common ethnics signs. Nation also include the habitants of national countries despite of their ethnos distinguishes from local country made nation. In this article the author note the distinguishes of terminology of nation and nationality and note that nation and people is differences conception, but theu have a common features in functions and sociality. Therefore they are known as unity social community, that’s has a difference ethnical and territorial signs. Conception nation expressed the ethnical community, present by self one of factors of nation and nationality.

Текст научной работы на тему «НАЦИЯ: ФИЛОСОФСКО-ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ И СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ»

ОБЩЕГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ (HUMANITARIAN SCIENCES) УДК 1

Азимова М.М.

кандидат философских наук, доцент кафедры общественных дисциплин ГОУ «ТГМУ имени Абуали ибн Сино» (г. Душанбе, Республика Таджикистан)

НАЦИЯ: ФИЛОСОФСКО-ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ И СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

Аннотация: в данной статье автор анализирует термин «нация». В частности, данный анализ охватывает определение нации, его особенности и видовые отличия. Автор обращает особое внимание на то, что этнос отличается от нации и их различие заключается не во внешних атрибутах, а в механизме воспроизводства и функционирования этноса и нации как социальных групп. Нация как социальная группа должна иметь, как минимум установившуюся структуру и организацию, и наличие психологической основы сознания входящих в ее состав народов, чем она и будет отличатся от квазинациональности.

Нация состоит из народов, этнических групп, граждан национального государства, которые перечисляют свою национальную принадлежность к той или иной нации и обладающими естественными признаками этноса. К нации перечисляются лица, проживающие в национальном государстве, но этнически отличающихся от государствообразующей нации. Автор также указывает на различие данного термина с термином «национальность». Нация, народ и национальность, в сущности, представляют разные понятия, но в силу их социальной и функциональной общности они представлены нами как единая социальная общность, которые могут отличаться друг от друга по этническим и территориальным признакам. Понятие «национальность», выражая этническую общность, представляет собой лишь один из факторов нации и народности.

Ключевые слова: принадлежность, нация, этнос, государство, термин, народ, понятия, общность.

С тех пор, как люди начали объединяться в национальные группы, национальный вопрос всегда сопровождал международные и внутригосударственные отношения. Отношения к нациям и народам рассматривалось в качестве наиболее важных компонентов социологических и философских воззрений ученых-исследователей. Чтобы выявить роль нации в развитии общества, необходимо выявить определение «нации», которое имеет широкое терминологическое толкование.

Слово «национальный» ассоциируется с этническими и политическими концепциями, подходы которых, как правило, отличаются от подходов эмпирических наук, поэтому, для того чтобы свободно оперировать данным термином в научной работе, необходимо дать четкое объяснение этой дефиниции.

Впервые теоретическая концепция нации была впервые представлена и изложена историком Э. Ренаном. Он выделил основные характеристики, свойственные нации. Для ее формирования, по Ренану, имеет определяющее значение не общность языка, религии, расы или династии, а возникновение единого духовного стремления людей жить вместе и претворять в жизнь общую цель.

О. Бауэр считал, что «общность языка и культуры - вовсе не главные характеристики для нации: англичане и ирландцы, сербы и хорваты, датчане и норвежцы говорят на одном языке, не представляя собой единого народа...» [11,75].

Но, нация - это не только народы и этнические общности, но и отдельные индивиды с их чувствами, мыслями, ценностями, мотивами, целями и социальными действиями. Совместное поведение людей в итоге составляет национальное действие. Дюркегейм считал, что нация - это группа людей, которые по этническим причинам или по историческим причинам хотят жить по единому закону и создавать государство. [3,67]

Нация, добавлял к этому Р. Шпрингер, должна быть понята не как объединение людей, живущих на одной территории, а как их личный, персональный союз, который должен быть юридически оформлен в качестве «экстерриториальной коллективной единицы» [11,76].

В словаре Д.Н. Ушакова приведено следующее определение нации: «Исторически сложившаяся часть человечества, объединенная устойчивой общностью языка, территории, экономической жизни и культуры. - Нация является не просто исторической категорией, а исторической категорией определенной эпохи, эпохи подымающегося капитализма» [13,67].

В энциклопедическом словаре нация (от лат. пайо - племя, народ) обозначено, как историческая общность людей, складывающаяся в процессе формирования общности их территории, экономических связей, литературного языка, этнических особенностей культуры и характера. Складывается из различных племен и народностей.

В Большой советской энциклопедии дано следующее понятие нации: «Нация историческая общность людей, складывающаяся в ходе формирования общности их территории, экономических связей, литературного языка, некоторых особенностей культуры и характера, которые составляют её признаки».

Сторонники теории «примордиализма» (Бромлей) рассматривают этнос и нацию, как дискурсивно возникающий социально-исторический организм, который эволюционизирует вместе с обществом [1,89].

Сторонники теории «примордиализма» объясняют генезис развития этноса на основе внегосударственной и раннегосударственной стадии. Согласно же теории «конструктивизма» этнос и нация рассматриваются, как искусственные политические и идеологические конструкции, которые создаются и трансформируются национальными элитами по политическим соображениям [12,3-26].

Теория примордиализма по содержанию близка к идеям Гумилева об экологическом детерминизме, которая рассматривает нацию, как устойчивый социобиологический субъект, проходящий сквозь социально-экономического формационного процесса [3,43].

Близким к теории примордиализма является цивилизационный подход, который рассматривает ценностные последствия деятельности нации.

Иосиф Сталин на основе анализа нации, как общность пришел к следующим выводам: «Итак, нация - не расовая и не племенная, а исторически сложившаяся общность людей. Нация - не случайный и не эфемерный конгломерат, а устойчивая общность людей. Общность территории, экономической жизни, экономическая связность и общность психического склада, сказывающаяся в общности культуры, есть характерные особенности нации [10,56].

«Современный словарь иностранных слов» дает два определения нации: 1) как исторически сложившейся устойчивой общности людей, возникшей на базе общности языка, территории, экономической жизни и психического склада, проявляющегося в общности культуры и 2) как синоним словам «страна» и «государство». Таким образом, общим для всех понятий является определение нации как общественно-историческое явление.

Понятие нации в разных странах имеет различные трактовки. В Англии и Франции под этим термином воспринимаются субэтническая социокультурная общность, в Германии же нация понимается, как этнос. Но нельзя смешивать эти понятия. Нация отличается от этноса по языковым признакам, по происхождению, по обычаям, традициям и другим этническим особенностям. Нация есть общность этнических групп, которые объединяются по территориальному государственному признаку.

Стоит отметить, что этнос отличается от нации и их различие заключается не во внешних атрибутах, а в механизме воспроизводства и функционирования этноса и нации, как социальных групп». В частности, механизм воспроизводства

этноса охватывает трансляцию этничности через образ жизни и «структуры повседневности». Механизм воспроизводства нации же охватывает взаимодействие индивидов с государственными, которые формируют нацию, как общность, осознающую себя через наличие общих (национальных) интересов, опосредованных национальным государством [7,45].

Исходя из названных свойств этничности С.Е. Рыбаков делает вывод, что «этническое» можно считать философским понятием, а точнее, категорией философской антропологии», и дает следующее определение: «Этнос - это общность людей на основе обеспеченного эндогамией и языком единства ценностных ориентации, которое символически выражается в стиле культуры и образе жизни» [4,46-54].

Нация (от лат. пайо - племя, народ) - социально-экономическая и культурно-политическая общность людей, сложившаяся в результате становления государства; фаза развития этноса (по ступеням: род - племя -народность - народ - нация), в которой данный конкретный этнос обретает суверенитет и создает собственную полноценную государственность.

Может рассматриваться, как форма этнической жизни индустриальной эпохи [8,67]. Нация, как социальная группа должна иметь, как минимум установившуюся структуру и организацию, и наличие психологической основы сознания входящих в ее состав народов, чем она и будет отличаться от квазинациональности. Нация состоит из народов, этнических групп, граждан национального государства, которые перечисляют свою национальную принадлежность к той или иной нации и обладающими естественными признаками этноса. К нации перечисляются лица, проживающие в национальном государстве, но этнически отличающихся от государствообразующей нации. В сущности, по мнению Бердяева Н.А. и К. Н. Леонтьева нация (национальность) — это категория историческая, этнографическая и культурная [5,105].

Важным для исследования действия нации является различие данного термина с термином «национальность». Нация, народ и национальность,

в сущности, представляют разные понятия, но в силу их социальной и функциональной общности они представлены нами, как единая социальная общность, которые могут отличаться друг от друга по этническим и территориальным признакам.

Понятие «национальность», выражая этническую общность, представляет собой лишь один из факторов нации и народности. Определение национальности осуществляется по двум принципам: по территориальному принципу и по родственным признакам. По территориальному признаку (jus soli «право гражданство») национальность человека определяется по месту рождения и по территории проживания. По родственным признакам национальность определяется по национальности родителей (jus sanguinis «право крови»). Поэтому значение термина «национальность» является более узким, по сравнению с термином «нация». Различение указанных понятий помогает объяснить, почему группы людей, имеющие общую национальность с той или иной нацией, но не живущие на её территории, не являются представителями данной нации [14,290]. На особенности терминологического отличия указал и К. Н. Леонтьев, который сказал: «Осмеливаюсь думать, что слова: нация, национальность, национальный идеал, национальное начало и национальная политика — никак не одно и то же» [5,116].

Леонтьев высказал мнение о том, что нация не может создаваться пока не станет национальностью. Он «определяет национальность через родовой признак «эйдос» — термин древнегреческой философии, означавший конкретную и видимую сущность, форму как специфический признак вещи, ее цель и движущую силу. «Когда мы говорим: русская национальность, французская, китайская, то мы вспоминаем о таких общих качествах или признаках, которые более или менее свойственны всем людям, составляющим эту нацию (или хотя бы большинству их), и совокупностью которых эта нация отличается от других. Чем эти признаки резче, чем эта совокупность их

выразительнее, тем более в нации национальности, т. е. особенности, своеобразности, оригинальности.

Национальность данной нации — это, скорее, то, что уже есть у нее теперь налицо совокупность признаков существующих, историческим развитием уже приобретенных» [5,116]. Национальность, согласно теории, Леонтьева К.Н. является производным по отношению к термину нация, поскольку определяется через него: национальность — это идея, скрытая за тем реальным и конкретным физическим явлением, которое мы зовем нацией (эйдос нации), душа нации.

Понятие «национальность», выражая этническую общность, представляет собой нормативное действие для определения отдельного индивида к той или иной этнической группе, без определения остальных характеристик его национальной принадлежности. Однако в некоторых определениях оба эти термина используются в одинаковом значение. Бауэр О. определил нацию, как общность культуры и характера, возникшую на почве общности судьбы и связывал свою теорию с идеализмом. Образование нации и его действия в современных условиях нельзя рассматривать в рамках отдельной этнической группы, поскольку современные нации разнородны по этническим признакам и объединяют разные народности. Например, американская нация, которая сложилась за последние столетия, состоит из многих национальностей, рас и этнических групп, объединенных в одну нацию.

Есть иная точка зрения: нация создает государство для своих нужд, при этом сама нация понимается, как «суперэтнос», т. е. множество взаимосвязанных народов и народностей, относящихся друг к другу с положительной комплементарностью [8,89].

В международном праве под «нацией» понимается совокупность граждан государства. В некоторых случаях синоним «нации» - понятие «народ»; в конституционном праве англо - и романоязычных стран это термин, обычно имеющий значения «государство», «общество», «совокупность всех граждан».

Нация может быть двух видов - полиэтничной (многонародной) или моноэтничной. Этнически однородные нации встречаются крайне редко (например, в Исландии). Обычно нация строится на базе большого количества этносов, которых свела вместе историческая судьба. Полиэтничны, например, швейцарская, французская, вьетнамская нации, а американцы вообще не имеют никакого ярко выраженного этнического лица.

В государствах, с многочисленными нациями утвержден принцип гражданская нация. Самоопределение «гражданская нация» связано с концепцией современного национального государства Э. Геллнера. Согласно этой концепции, нации рождаются в период модернизации и представляют собой большие сообщества, политические и культурные границы которых стремятся к совпадению и достижению внутренней гомогенности по этим двум параметрам. Государство выступает гарантом, обеспечивающим распространение и трансляцию единых культурных кодов, цементирующих политическое пространство страны [8,90].

В.И. Ленин рассматривал нацию, как историко-культурную общность, достигшую уровня развития капиталистических отношений, оптимальным уровнем для развития которой является национальное государство. Согласно теории марксизма, возникновению наций способствовало ликвидация феодализма и развитие капитализма. Началом исторического этапа образования наций Н. Ленин считал конец средних веков и начало нового времени, а её экономической основой — капитализм с его требованиями создания внутреннего рынка и общего для данной общности языка, как важнейшего орудия торговых связей.

Необходимым условием возникновения многих современных наций было развитие капиталистических отношений. Ленин утверждал, что «...нельзя было из феодализма перейти к капитализму без национальных идей», что «нации неизбежный продукт и неизбежная форма буржуазной эпохи общественного развития».

Началом исторического этапа образования Н. Ленин считал конец средних веков и начало нового времени, а её экономической основой — капитализм с его требованиями создания внутреннего рынка и общего для данной общности языка, как важнейшего орудия торговых связей [6,154]. Ленин подверг критике взгляды О. Бауэра, который определял нацию, как общность культуры и характера, возникшую на почве общности судьбы, консолидация этнически родственных племён и народностей. Но это не обязательное условие. Нет также обязательной прямой генетической линии, связывающей этнические свойства племени, народности и нации. Нация не определяется расовыми, религиозными и государственными общностями. Существуют разные нации, исповедующие одну и ту же религию, и, наоборот, существуют нации, части которых исповедуют разные религии. Есть разные нации, живущие в одном государстве, и нации, не имеющие своей национальной государственности. Этнические особенности нации являются продуктом социального развития, когда в процессе длительной совместной жизни вырабатывается новый этнический облик [14,239].

Козловская Н.В. приводит следующее определение нации: «совокупность индивидов, связанных сознанием своего единства, общности происхождения, языка, верований, быта, нравов, обычаев, исторического прошлого и солидарностью социальных и политических интересов настоящего. Ни один из указанных признаков (раса, язык или религия) не являются существенной принадлежностью нации (разнообразие расовых отличий, языков имеется у некоторых наций) ...» [5,67]

Ряд ученых связывают нацию с определенным народом, и включает в число ее сущностных принципов общность самосознания и социальной структуры. Однако категория "народ" может определяться и как социальное образование: простонародье, крестьянство, демократические слои населения, в то время как к "нации" не применимы социально-классовые характеристики.

Поэтому Бердяев приходит к выводу, что "народ" не является социальной категорией. Народ - это "я сам" [9,24]. Определение признаков нации Бердяев связывает с природой, характером и складом мышления народа. Каждый народ обладает своим особым строем мышления, предопределяющим картину мира, на основе которой складывается и развивается история, формируется человеческая личность, слагается национальный Космо-Психо-Логос, характерный только для него [9,33].

Как отметил Иосиф Сталин «нация - это исторически сложившаяся устойчивая общность языка, территории, экономической жизни и психического склада, проявляющегося в общности культуры... Нация, как и всякое историческое явление, подлежит закону изменения, имеет свою историю, начало и конец» [13,56].

В 70-х годах был предложен иной теоретический подход к анализу природы этноса, автором которого был популярный историк и географ Л.Н. Гумилев. Он также разделял объективистскую трактовку природы этноса, но, в отличие от традиций советской школы, настаивал на иной основе этого типа общности людей, на том, что этнос - общность не социальная, а биогеосоциальная.

Фактически нация - это, прежде всего, внутригрупповая дефиниция, которая фиксирует в себе систему символических представлений, необходимых и для формирования, и для существования определенной социальной группы (в данном случае - народа), для установления факта принадлежности к этой группе, укрепления ее внутренней сплоченности и для создания основ власти тех, кто ею руководит [11,211].

Первые европейские нации появились на базе уже сложившихся крупных народностей, имевших общность языка, территории и других этнических признаков, выступавших как условия формирования отдельных наций. Но такой подход к истории нации не означает отрицание существования наций в

древности, но эти нации не обладали своими территориями и государствами. При этом они признавались правителями, в состав которых они входили.

Так, например, мы видим, как Ганнибал создал на базе многочисленных народов единую нацию-карфагеняне. Спартак также создал свою армию по национальному признаку, но отсутствия единой территории не способствовало развитию этих наций и народностей. Внутри конгломерата Египта, Персии, Малой Азии, Китая, Индии жили сотни наций и народностей обитатели, которых объединились для ведения совместной культурной жизни и где процветали земледелие, кустарничество, науки, мореплавание, торговля и другие отрасли хозяйства. Действие этих народов определялось их географическим положением.

Исходя из вышеизложенных понятий можно сделать следующие выводы:

- Во-первых термин «нация» по родовому понятию является социальной общностью, видовыми отличиями которого являются его особые отличительные от других видов признаков;

- Во-вторых, нация по отношению к внешним объектам может быть обозначен термином «национальный» и в этом случае оно будет обозначать направление принадлежности действия нации.

Например, когда мы используем термины национализация, национальный банк, национальное средство, националь-шовинизм, национальные достижения, национальное собрание, национальные движения, и другие схожие понятия, то мы имеем ввиду результат национальных действий, обозначающие конец действия (национальный банк) или продолжение действия (национализация) или форму действия (национал-либерализм) [5,78].

Таким образом, понятие «национальное» в нашей работе определено в рамках теоретической системы действия и это означает, что онтологический статус термина попадает в зависимость от статуса рассматриваемой теоретической системы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

Бромлей Ю. В. Очерки теории этноса. 3-е изд., испр. 2009.-С.89

Большая советская энциклопедия, Lingvo.ru Гумилев Л. Н. Этногенез и

этносфера // Природа. 1970. № 1. С. 46-55; № 2. С. 43-50.

Доминик Кола, Политическая социология. - М.., 2001.-С.67 (406 с.)

Затеев В.И. Философские аспекты понятий «этнос», «этничность» и

«этническое»//Вестник Бурятского ГУ, 2012, №6,- С.46-54

Козловская Н.В., Лексемы «нация» и «национальность» Бердяева И.К. и К.Н.

Леонтьева,- Политическая лингвистика 1 (51)'2015.- с.106-116

www/http//ciberlinka/6.01.2020

Ленин В.И., Полное собрание соч., 5 изд., т. 1, с. 154

Орлов А. Д. Сафонов А. Л., Нация и этнос в едином мире, // Век глобализации 2/2013 155-166, E-mail: zumsiu@rambler.ru, aorlov2004@rambler.ru Правовое противодействие расовой, национальной, религиозной дискриминации - Якунин В.И. М.., Багдасарян С.А. и др. 2009. (224 с.)

Проблема национального и общечеловеческого в трудах В.С. Соловьева и Н.А. Бердяева О.Д. Мачкарина.- Вестник МГТУ, том 11, №1, 2008 г. стр.24-33.Режим доступа: ciberlinka.ru

Сталин И.В. - Марксизм и национальный вопрос.-http://royallib.ru/author/stalin_iosif.html

Ситнянский Г.Ю. Россия и Центральная Азия: вместе или врозь? Межэтнические отношения в Средней Азии и Казахстане и Россия / Г.Ю. Ситнянский;. - М.: 2011. - 290 с.

Тишков В. А. Забыть о нации (постнационалистическое понимание национализма) // Вопросы философии. 1998. № 9. С. 3-26. Толковый словарь русского языка Д. Н. Ушакова. «АСТ, Астрель», Москва, 2000. Третье издание "Большой Советской энциклопедии" выпустили в 1970-1977 г.г. под общ. Ред. Прохорова А. М.. Адаптация для Lingvo x5 (декабрь 2008)

Толковый словарь русского языка Д. Н. Ушакова. «АСТ, Астрель», Москва, 2000.

Azimova M.M.

candidate of philosophical sciences, Associate Professor at the Department of Social Disciplines Tajik State Medical University (Dushanbe, Republic of Tajikistan)

NATION: PHILOSOPHICAL AND LINGUISTIC AND SOCIOLOGICAL ANALYSIS

Abstract: in this article the author discuss the problem of nation. Author partially notes the definition of nation, its features, and view differences. Author give his attention in differences between ethnos, nation and nationality and this differences hide in mechanisms of multiproduct of nation and ethnos as a big social group, and on its external signs. Author note that nation as big social group mast have its own stricture, organization and current psychological base of conscience of adopted people and this will be the distinguishing feature between nation andfiction nation. Nation consist of people, ethnical group, citizens of national country with the common ethnics signs. Nation also include the habitants of national countries despite of their ethnos distinguishes from local country made nation. In this article the author note the distinguishes of terminology of nation and nationality and note that nation and people is differences conception, but theu have a common features in functions and sociality. Therefore they are known as unity social community, that's has a difference ethnical and territorial signs. Conception nation expressed the ethnical community, present by self one of factors of nation and nationality.

Keywords: adoption, nation, ethnos, country, terminus, people, conception, community

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.