Научная статья на тему 'НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОПРОС В ИСЛАМСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ ИРАН: К ИСТОРИИ ИЗУЧЕНИЯ'

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОПРОС В ИСЛАМСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ ИРАН: К ИСТОРИИ ИЗУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
183
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Исламоведение
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИСЛАМСКАЯ РЕСПУБЛИКА ИРАН / НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОПРОС / ЭТНОКОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ / ИСТОРИЯ / ИЗУЧЕНИЕ / ИРАНИСТИКА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Каменева Марина Самуиловна

В статье представлена история изучения национального вопроса и национальных отношений в Исламской Республике Иран, которая относится к числу крупнейших много-национальных государств азиатского континента с населением, по численности приближающимся к 85 млн чел. Характер подхода представителей властных структур к решению национальных проблем в современном иранском обществе не только играет существенную роль, но и нередко определяет пути преодоления возникающих конфликтных ситуаций как во внутриполитической и социокультурной сферах, так и на уровне внешнеполитического дискурса. Эти проблемы относятся к числу наиболее острых и закрытых тем для общественной дискуссии в современном Иране. Основное внимание по предлагаемой проблематике обращено на работы российских ученых, в том числе и на труды иранистов советского периода. Вместе с тем, отмечены также и исследования иранских, американских, израильских ученых и некоторые труды ученых-иранистов стран ближнего зарубежья. Отдельно выделены работы по этноконфессиональным проблемам современного Ирана, которые продолжают будоражить умы исследователей, несмотря на постоянно сокращающееся число представителей этих сообществ в иранском обществе. Проведенный анализ работ по национальной тематике в отечественной и зарубежной иранистике позволяет прийти к выводу, что национальный/этнический дискурс занимает важное место в иранистических исследованиях прошлого и настоящего и эта традиция будет продолжена в будущем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Каменева Марина Самуиловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NATIONAL ISSUE IN THE ISLAMIC REPUBLIC OF IRAN: HISTORICAL BACKGROUND

The article presents the background of studying the national issue and national relations in the Islamic Republic of Iran, which is one of the largest multinational states of the Asian continent with the population of about 85 million people. The nature of the approach of the power structures representatives to solving the national problems in modern Iranian society not only plays a significant role, but also often determines the ways to overcome emerging conflict situations both in the domestic political and sociocultural spheres, as well as at the level of foreign policy discourse. These problems are among the most acute and least discussed subjects in modern Iran. The primary focus is placed on the works of the Russian scientists, including the specialists in Iranian studies of the Soviet period. However, there are also mentioned the studies by Iranian, American, Israeli researchers, as well as works of some specialists in Iranian studies from the countries of near abroad. Moreover, there are highlighted the works on ethno-confessional problems of modern Iran, which continue to arouse the interest of researchers, despite the constantly decreasing number of representatives of these communities in Iranian society. The analysis of the presented works on the national issues in domestic and foreign Iranian studies allows concluding that the national/ethnic discourse does occupy an important place in Iranian studies of the past and present, and that this tradition will be continued in the future.

Текст научной работы на тему «НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОПРОС В ИСЛАМСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ ИРАН: К ИСТОРИИ ИЗУЧЕНИЯ»

БОТ: 10.21779/2077-8155-2021-12-4-18-29

УДК 297 М.С. Каменева1

Содержание статьи

Введение

Изучение национальных

проблем до Исламской революции 1979 г. Изучение национальных

проблем в Исламской Республике Иран Заключение

Информация о статье

Поступила в редакцию: 15.10.2021. Передана на рецензию: 19.10.2021. Получена рецензия: 10.11.2021. Принята в номер: 30.11.2021.

Национальный вопрос в Исламской Республике Иран: к истории изучения

Институт востоковедения РАН, Российский университет дружбы народов (РУДН); kamenevamarina@mail.ru

В статье представлена история изучения национального вопроса и национальных отношений в Исламской Республике Иран, которая относится к числу крупнейших многонациональных государств азиатского континента с населением, по численности приближающимся к 85 млн чел. Характер подхода представителей властных структур к решению национальных проблем в современном иранском обществе не только играет существенную роль, но и нередко определяет пути преодоления возникающих конфликтных ситуаций как во внутриполитической и социокультурной сферах, так и на уровне внешнеполитического дискурса. Эти проблемы относятся к числу наиболее острых и закрытых тем для общественной дискуссии в современном Иране. Основное внимание по предлагаемой проблематике обращено на работы российских ученых, в том числе и на труды иранистов советского периода. Вместе с тем, отмечены также и исследования иранских, американских, израильских ученых и некоторые труды ученых-иранистов стран ближнего зарубежья. Отдельно выделены работы по этноконфессиональным проблемам современного Ирана, которые продолжают будоражить умы исследователей, несмотря на постоянно сокращающееся число представителей этих сообществ в иранском обществе. Проведенный анализ работ по национальной тематике в отечественной и зарубежной иранистике позволяет прийти к выводу, что национальный/этнический дискурс занимает важное место в иранистических исследованиях прошлого и настоящего и эта традиция будет продолжена в будущем.

Ключевые слова: Исламская Республика Иран, национальный вопрос, этноконфессиональные проблемы, история, изучение, иранистика.

1 Марина Самуиловна Каменева - старший научный сотрудник Института востоковедения РАН; доцент Российского университета Дружбы народов (РУДН); кандидат филологических

наук, orcid.org/0000-0003-3680-0301._

DOI: 10.21779/2077-8155-2021-12-4-18-29

UDC 297 Content of the article

M.S. Kameneva2 Introduction.

The study of national problems before the Islamic Revolution of 1979. Study of national problems in the Islamic Republic of Iran. Conclusion.

National Issue in the Islamic Republic of Iran: Historical Background

Institute of Oriental Studies, Russian Academy of Sciences, Peoples' Friendship University of Russia (RUDN University); kamenevamarina@mail.ru

The article presents the background of studying the national issue and national relations in the Islamic Republic of Iran, which is one of the largest multinational states of the Asian continent with the population of about 85 million people. The nature of the approach of the power structures representatives to solving the national problems in modern Iranian society not only plays a significant role, but also often determines the ways to overcome emerging conflict situations both in the domestic political and sociocultural spheres, as well as at the level of foreign policy discourse. These problems are among the most acute and least discussed subjects in modern Iran. The primary focus is placed on the works of the Russian scientists, including the specialists in Iranian studies of the Soviet period. However, there are also mentioned the studies by Iranian, American, Israeli researchers, as well as works of some specialists in Iranian studies from the countries of near abroad. Moreover, there are highlighted the works on ethno-confessional problems of modern Iran, which continue to arouse the interest of researchers, despite the constantly decreasing number of representatives of these communities in Iranian society. The analysis of the presented works on the national issues in domestic and foreign Iranian studies allows concluding that the national/ethnic discourse does occupy an important place in Iranian studies of the past and present, and that this tradition will be continued in the future.

Keywords: Islamic Republic of Iran, national issue, ethno-confessional problems, history, research, Iranian studies.

Введение

Исламская Республика Иран (ИРИ) относится к числу многонациональных государств азиатского континента с населением, насчитывающим почти 85 млн чел. Занимая промежуточное положение между Центральной Азией, Присредиземноморьем и арабским миром, ее территория на протяжении веков неоднократно подвергалась вторжениям и нашествиям разноязычных народов, следы пребывания которых прослеживаются в национальном составе населения страны. На территории Ирана проживают представители более 40 крупных и малых народов, отдельных племен и этнических групп, говорящих в основном на иранских, тюркских и семитских языках. В Иране, как в любой стране, отличающейся полиэтничностью, существует большое количество проблем, как в сферах внутренней политики и культуры, так и на уровне внешнеполитического дискурса.

Information about the article

Received: 15.10.2021. Submitted for review: 19.10.2021. Review received: 10.11.2021. Accepted for publication: 30.11.2021.

2 Marina Samuilovna Kameneva - Senior Researcher, PhD Philology, Institute of Oriental Studies, Russian Academy of Sciences; Associate Professor, Peoples' Friendship University of Russia (RUDN University); orcid.org/0000-0003-3680-0301._

Экскурс в историю изучения национального вопроса и национальной ситуации в Иране позволяет понять сложность данной проблемы, являющейся одной из наиболее острых и закрытой для обсуждения внутри страны.

Изучение процессов, происходящих в ИРИ, нельзя рассматривать вне контекста анализа развития Ирана до Исламской революции 1979 г., в том числе это касается и сферы национальной политики, и национальных отношений. Исследование данного вопроса получило широкое освещение в отечественной российской иранистике, в работах зарубежных ученых, причем некоторые из них были изданы после 1979 г. Что касается иранского научного сообщества, то национальный вопрос вследствие негласно наложенного табу на ознакомление общества с этой проблематикой, в том числе и с соответствующей статистикой, поднимается преимущественно в работах иранских ученых, живущих и работающих за пределами страны, или же в исследованиях внутри Ирана, касающихся проводимой руководством страны языковой политики в отношении проживающих в ней меньшинств [47; 44].

В данной статье основной упор сделан на работы российских иранистов, однако определенное внимание уделяется и представляющим, по мнению автора, интерес исследованиям зарубежных ученых.

Изучение национальных проблем до Исламской революции 1979 г.

Изучение национального вопроса и национальной политики во время правления династии Пехлеви, т. е. до 1979 г., получило отражение в коллективных и индивидуальных трудах [2; 17; 20], справочных изданиях [32] российских иранистов, которые были посвящены исследованию общих проблем развития страны в этот исторический период. В этих работах национальный вопрос рассматривается в контексте анализа проводимой иранскими правящими кругами политики иранского национализма и паниранизма по отношению к представителям нетитульной нации, в том числе и при рассмотрении проблемы единой иранской нации. Описываются условия существования отдельных национальных групп населения страны, например курдов, туркмен, азербайджанцев и других, трудности их бытия, их надежды и чаяния. Особое внимание уделяется национально-языковому вопросу как важной составляющей борьбы национальных меньшинств за свои права.

В исследованиях этого периода анализируется ситуация, сложившаяся в Иране после 1941 г., когда в стране наблюдался подъем национально-освободительного движения. Имеются в виду события в Иранском Азербайджане и Иранском Курдистане в 1945-1946 гг., когда населением этих национальных районов были завоеваны определенные свободы. Рассматривается также влияние этих событий на другие национальные районы, жителями которых были белуджи, луры, иранские туркмены, арабы и т. д. Об этом писали такие известные российские иранисты, как С М. Алиев, О.И. Жигалина, Б.-Р. Логашова, В В. Трубецкой [1; 12; 26; 37].

В научной литературе по Ирану этого периода особое внимание уделяется некоторым вопросам национальной политики, проводимой руководством Ирана в отношении этноконфессиональных групп населения страны, решение которых или его отсутствие могло оказывать определенное влияние как на общее развитие страны, так и на выстраивание ее отношений с внешним миром. Данными исследованиями занимались такие иранисты, как В.В. Трубецкой, посвятивший часть своих дореволюционных работ описанию оседло-кочевых племен Ирана и проблем, связанных с их существованием на территории иранского государства, и Н.А. Кузнецова, представившая чрезвычайно интересный материал о жизни немусульманских народов Ирана в первой половине XIX в., что дает возможность составить достаточно полную картину их дискриминации в стране в этот период.

Также следует отметить Е.А. Дорошенко, исследовавшую положение представителей зороастрийской общины в Иране в конце XIX - начале XX в. и представившую ситуацию с зороастрийской религией и ее последователями в стране накануне исламской революции 1979 г., и А.З. Арабаджяна, одним из объектов научного анализа которого в историческом контексте (от конституционной революции до Исламской революции) была армянская община Ирана в сопоставлении с положением других этноконфессиональных групп страны. Большую научную ценность имеют также работы И.В. Базиленко по бахаизму, способствующие пониманию сути религии бахаи и возможных причин дискриминационного положения последователей этого религиозного учения как в шахском Иране, так и в ИРИ [3; 8; 11; 24; 38].

Изучение национальных проблем в Исламской Республике Иран

Обращаясь к периоду развития Ирана после исламской революции 1979 г., периоду создания и функционирования исламской республики как нового государственного образования в стране и коренных изменений в жизни иранского общества, а также принятия новой Конституции в 1979 г., можно сказать, что исследования по Ирану в российской науке получили новый импульс, в частности изучение национального вопроса. Этому способствовало отражение национальных проблем в Конституции ИРИ. Первая и единственная Конституция 1905-1911 гг., принятая еще при Каджарах в монархическом Иране, не содержала статей, затрагивающих национальные отношения [25].

Конституция 1979 г. включает несколько статей, имеющих прямое отношение к национальным проблемам страны. Так, статья 19 гласит, что «все население Ирана имеет равные права, и ни расовые, ни языковые, ни религиозные различия не имеют значения». При этом в соответствии со статьями 13 и 14 последователи официально признанных этноконфессиональных меньшинств (христиане, иудеи и зороастрийцы) «могут свободно осуществлять свои религиозные обряды в рамках закона и поступать в гражданских делах и в сфере религиозного воспитания согласно своему учению. Правительство ИРИ и мусульмане обязаны с добротой и исламской справедливостью обращаться с немусульманами и соблюдать их человеческие права». И, наконец, в статьях 15 и 16 подчеркивается, что «наряду с персидским языком, который является официальным и общегосударственным для всех народов, населяющих Иран, разрешается использование местных языков и диалектов в прессе, органами массовой информации, в преподавании национальной литературы в школе» [46]. Включение этих статей в Основной закон страны стало в определенной степени ответом власти на запросы иранского общества. Но далеко не все содержащиеся в них решения были реализованы или реализуются в наши дни, многие либо остались на бумаге, либо выполняются не в полном объеме. Однако события, сопровождавшие изменение ситуации в сфере национальных отношений, мотивировали дальнейшие исследования по данной проблематике.

Эти исследования представляют собой как разделы коллективных монографий, так и отдельные статьи. Их можно условно разделить на две группы: 1) исследования общих тенденций развития национальной ситуации и направлений национальной политики; 2) изучение частных вопросов развития национальной ситуации в стране и становления национальных отношений. В первой группе работ анализируются изменения в национальной политике ИРИ в новой политической ситуации, в том числе и через призму изучения отражения национального вопроса в Конституции ИРИ, конфликта между стоящими перед центральной властью задачами и стремлением населения национальных районов Ирана реализовать идеи национальной свободы, реальности достижения стабилизации исламского режима путем подрыва национальных движений и некоторых других. Ряд исследований был

посвящен описанию национальной ситуации в ИРИ, ее особенностей и возникающих на пути ее развития проблем в процессе становления исламской республики, в том числе была рассмотрена ситуация, сложившаяся в национально-языковой области, и возможные подходы к решению культурно-языковых проблем населения национальных районов [19; 13; 39; 40; 5; 21].

Работы, выделяемые во вторую группу, касаются преимущественно двух самых крупных национальных меньшинств - азербайджанцев и курдов, их борьбы за свои права, в том числе и за национальную автономию. Курдской проблематикой активно занималась известный иранист О.И. Жигалина. В своих трудах, посвященных исследованию курдского вопроса в рамках исламской республики, она обращается к таким острым аспектам политики по национальному вопросу, как борьба курдов за национальную автономию, подход новой иранской власти к решению курдской проблемы, роль ислама в развитии идеологии национально-освободительного движения курдов в Иране и некоторым другим [14; 15; 16]. В общем контексте исследования национального вопроса в ИРИ значительное внимание курдской проблематике уделяет и В. Трубецкой, считая курдское движение на тот момент наиболее перспективным в плане достижения автономии и развития демократических тенденций [39].

Изучение вопросов, связанных с развитием национальной ситуации в Иранском Азербайджане, также получило освещение, хотя и более скромное, чем по курдской проблематике, в работах по Ирану этого периода. Данной темой занимались как московские иранисты, так и их коллеги из Азербайджана. Общественно-политическая ситуация в Иранском Азербайджане, затрагивающая и национальную сферу, роль азербайджанцев в революции 1979 г., возможности получения ими автономии анализируются в работах Ш.А. Тагиевой, Э. Бабаева, которые были опубликованы в первые годы после Исламской революции [6; 36], а также в упомянутых выше работах В.В. Трубецкого.

Азербайджанская тематика продолжает интересовать иранистов и в наши дни. Так, ряд статей по данной проблематике, представляющих взгляд уже из XXI в. на национальную ситуацию в Иранском Азербайджане, появился в последние годы. Взаимоотношения титульной нации - персов, и национального меньшинства -азербайджанцев, существующие сходство и различия в национальном сознании между южными азербайджанцами, проживающими в Иране, и северными, являющимися в наше время гражданами независимого государства -Азербайджанской Республики, в историческом срезе были проанализированы В.И. Сажиным [33]. Р.В. Сулейманов [35] отметил ведущую роль азербайджанцев в формировании этноконфессиональной структуры Ирана и в общественно-политической жизни страны, а также подчеркнул успешную интеграцию представителей азербайджанского этноса в иранское общество (некоторые из них занимают высокие государственные посты). История талышского этноса, проживающего в Иране и Азербайджане, особенности его социального и культурного развития, в том числе и роль талышского языка в обеих странах, а также восстановление прав талышского этнического меньшинства в Азербайджане были рассмотрены И.М. Бабировым [7].

В работах современных российских иранистов (преимущественно в статьях) продолжают анализироваться общие проблемы национальной/этнической ситуации и политики в ИРИ и обсуждаться подходы к их решению, предложенные как официальной иранской властью, так и научным сообществом страны. Среди этих исследований следует отметить работы ученых московской, казанской и нижненовгородской научных школ - М.Ю. Бородиной, И.Р. Гибадуллина, Е.В. Дунаевой, М.С. Каменевой, Л.М. Раванди, И.В. Рыжова. В этих работах рассматривается

широкий круг вопросов, в том числе понятие этноса, нации и национализма в представлении иранских ученых и практиков, национально-психологические особенности населения ИРИ - национальный характер, особенности склада мышления, национальные чувства и темперамент представителей иранского народа, национальные традиции и обычаи, представляющие собой сплав великодержавного имперского национализма и шиитской избранности и являющиеся важной составляющей морально-политического потенциала страны.

Особое внимание в исследованиях, охватывающих период президентства Хасана Роухани и анализирующих проводимую им внутреннюю политику, уделено поискам нового подхода (что само по себе является знаковым явлением для иранской власти) его кабинетом к решению проблем в национальной сфере, видению решения национального вопроса как властными структурами, так и консервативно настроенными политическими элитами. Важным инструментом решения национальных проблем является языковой фактор, роли которого также посвящен ряд исследований. В них рассматривается положение национальных языков до и после Исламской революции, отмечаются достижения и неудачи в этой сфере, а также делается вывод об определенных успехах в национально-языковом развитии страны в первые десятилетия XXI в. [30; 34; 31; 10; 23].

С одной стороны, ученые-иранисты в своих работах обращаются к рассмотрению отмеченных выше общих вопросов, характеризующих национальную/этническую картину современного Ирана, а с другой - в них представлены достаточно частные, однако очень важные и интересные темы. Например, трактовка аятоллой Мортаза Мотаххари, одним из главных идеологов Исламской революции в Иране, национальной идентичности иранцев в контексте критики господствующих концепций иранского национализма и его предложения в качестве альтернативы идеи единой и интернациональной «исламской» или «тоухидной идеологии» [9].

Среди работ по национальной проблематике особо следует отметить книгу известного армянского ираниста Гарника Асатряна «Этническая композиция Ирана. От «Арийского простора» до Азербайджанского мифа». Автор, обращаясь к истории формирования народонаселения Ирана, рассматривает проблемы, сохраняющие актуальность и в наши дни, как, например, тему азербайджанского меньшинства и его численности, тюркофонии, провоцирования сепаратистских настроений, современного положения курдов, арабов и других народов Ирана, языков, на которых они говорят, а также роли персидского языка в их жизни. Г. Асатрян по-своему подходит к интерпретации многих важных для иранистики проблем, например, кто такие персы и являются ли они титульной нацией в Иране, трактовке понятия многонациональный по отношению к иранскому государству, большинство/меньшинство и других [4].

Среди работ, затрагивающих национальную тематику в Иране, есть и посвященные исследованиям положения этноконфессиональных сообществ страны. Как было отмечено выше, статьи 13 и 14 Конституции страны гарантируют им свободу осуществлять свои религиозные обряды в рамках закона и поступать в гражданских делах и в сфере религиозного обучения согласно своему учению. Это касается официально признанных христиан, зороастрийцев и иудеев. Однако, как отмечается в работах по данной проблематике, действующие в стране законы закрепляют правовые преимущества мусульман перед проживающими в стране религиозными меньшинствами, что порождает определенные проблемы у представителей этих общин. Несмотря на тот факт, что они составляют лишь незначительный процент от всего населения страны (не более 2 %), их положение в

исламской республике продолжает оставаться предметом активного изучения как у нас в стране, так и за рубежом.

Большое внимание анализу положения этноконфессиональных общин в Иране уделяют армянские ученые как в самой Армении, так и в США, иранские исследователи, живущие за пределами страны, американские ученые, исследователи в Израиле. Так, например, Элиз Санасариян из Университета Южной Калифорнии в работе «Религиозные меньшинства в Иране» анализирует отношения между мусульманами и немусульманами в сфере политики и идеологии, а также положение последних с момента создания ИРИ и по настоящее время [45]. В статье Мохаммада Хеммаси, работающего в США, и его коллеги Каролин Пророк «Демографические изменения в Иране в официально признанных меньшинствах со времени Исламской революции» рассмотрение положения последователей зороастризма, иудаизма, христианства и бахаизма дается в сравнении со статусом мусульман до и после Исламской революции. Авторы делают вывод, что на демографические изменения внутри этноконфессиональных сообществ, выражающиеся в уменьшении количественного состава общин, оказывают серьезное влияние социально-политические и экономические факторы [42]. В статье Джамшида Чокси из США «Немусульманские религиозные меньшинства в современном Иране» также дается сравнительный анализ положения представителей этих сообществ до и после Исламской революции. Этот анализ позволяет автору прийти к выводу, что именно в послереволюционный период началась дискриминация немусульманских религиозных меньшинств [41]. В центре внимания исследований израильского ученого В.И. Месамеда находится положение еврейской общины Ирана, а также других этноконфессиональных сообществ страны. В них представлен взгляд из Израиля на анализируемую проблему, и в отдельных случаях он является значительно более критическим, чем, например, наша точка зрения на обсуждаемый вопрос [27; 28; 29]. В отличие от В.И. Месамеда, М.С. Каменева считает, что к настоящему времени достигнуты определенные результаты в улучшении положения представителей армянской и еврейской общин, хотя остался ряд нерешенных проблем. Она отмечает, что члены этих двух общин находятся в значительно более выгодном положений, чем бахаи Ирана, солидаризуясь в последнем утверждении со своим израильским коллегой [22; 43].

Как официальный ответ иранской власти на запрос общества о правовом положении этноконфессиональных меньшинств можно рассматривать книгу «Иран. Колыбель мирного сосуществования религий. Христиане. Иудеи. Зороастрийцы» (2016), которая была издана на трех языках - английском, арабском и русском. Значительная часть представленных в ней данных отражает объективно существующую в отношении этноконфессиональных меньшинств реальность. Это касается оценочных данных о количестве представителей каждой общины, их культовых учреждениях, многих фактах, характеризующих социокультурную сферу. Вместе с тем обнаруживаются факты, свидетельствующие о том, что представители этих сообществ не обладают равными с мусульманами правами [18].

Заключение

Проведенный анализ представленных работ по национальной тематике в отечественной и зарубежной иранистике показывает, что национальный/этнический дискурс занимает важное место в иранистических исследованиях. Думается, что эта традиция будет продолжена и в будущем.

Литература

1. Алиев С.М. К национальному вопросу в современном Иране // Краткие сообщения Института народов Азии. - 1964. - № 7. - С. 49-54.

2. Алиев С.М. История Ирана. XX век. - М.: ИВ РАН - Крафт, 2004. - 644 с.

3. Арабаджян А.З. Армяне Ирана и «персоисламский имперский комплекс Хосрова Чакери». - М.: Восточная литература, 2002. - 110 с.

4. Асатрян Гарник. Этническая композиция Ирана. От «Арийского простора» до Азербайджанского мифа. - Ереван: Кавказский центр иранистики, 2012. - 129 с.

5. Балаян Б.П. Национальный вопрос в ИРИ. Иранская революция 1978-1979 гг. и проблемы социально-политического развития страны. - М.: Наука, 1980. - С. 124-133.

6. Бабаев Э. Общественно-политическая ситуация в Иранском Азербайджане в 1979-1982 гг. - М.: Наука, 1983. - С. 131-135.

7. Бабиров И.М. Талышское меньшинство в Азербайджане и Иране: история вопроса и современное состояние. Труды Института востоковедения РАН. Социальные и политические процессы на Востоке. - М.: ИВ РАН, 2019. - Вып. 26. -С.186-200.

8. Базиленко И.В. Бахаизм. История вероучения (середина XIX - начало XX в.). - М.: Восточная литература, 1994. - 181 с.

9. Гибадуллин И.Р. Мортаза Мотаххари и идеология иранского национализма. Нации и национализм на мусульманском Востоке. - М.: ИВ РАН, 2015.

С.265-277.

10. Дунаева Е.В. Иран: современный этнонациональный дискурс (Подходы правительства и видения элит). Иран во втором десятилетии XXI века: вызовы и перспективы. - М.: ИВ РАН, 2016. - С. 58-74.

11. Дорошенко Е.А. Зороастрийцы Ирана. - М.: Наука, 1982. - 131 с.

12. Жигалина О.И. Национальное движение курдов в Иране 1918-1947 гг. -М.: Наука, 1988. - 168 с.

13. Жигалина О.И. Эволюция национальной политики в ИРИ. Иран: эволюция исламского правления. - М.: ИВ РАН, 1998. - С. 37-46.

14. Жигалина О.И. Отношение руководства ИРИ к курдской проблеме. Современный ислам. Политика и идеология. - М.: Наука, 1982. - С. 105-121.

15. Жигалина О.И. Роль ислама в развитии идеологии курдского национального движения в Иране. Ислам в странах Ближнего и Среднего Востока. -М.: Наука, 1982.

16. Жигалина О.И. Национально-религиозная политика правящих кругов ИРИ по курдскому вопросу. Ислам и национализм. - М.: Наука, 1986. - С. 152-164.

17. ИвановМ.С. Иран в 60-70-х годах XX века. - М.: Наука, 1977. - 269 с.

18. Иран. Колыбель мирного сосуществования религий. Xристиане. Иудеи. Зороастрийцы. - М.: Фаир, 2016. - 280 с.

19. Иранская революция 1978-1979. Причины и уроки / под ред. А.З. Арабаджяна. - М.: Наука, 1989. - С. 210-215, 267-274.

20. История Ирана. - М.: Наука, 1977. - 427 с.

21. Каменева М.С. Политика исламизации в Иране и ее лингвистические последствия // Народы Азии и Африки. - 1981. - № 5. - С. 110-116.

22. Каменева М.С. Армяне, евреи и бахаи в Иране: проблемы социокультурного развития // Азия и Африка сегодня. - 2020. - № 1. - С. 25-31.

23. Каменева М.С. Национально-языковой вопрос в современном Иране. Языки и культуры в эпоху глобализации: особенности функционирования, перспективы развития и взаимодействия. - М.: РУДН, 2018. - С. 32-37.

24. Кузнецова Н.А. Иран в первой половине XIX века. - М.: Наука, 1983. -С. 172-231.

25. Конституции государств Ближнего и Среднего Востока. - М.: Изд-во иностранной литературы, 1956. - С. 169-187.

26. Логашова Б.-Р. Туркмены Ирана. Историко-этнографическое исследование. - М.: Наука, 1976. - 158 с.

27. Месамед В.И. Иран и евреи. 3000 лет вместе. - М.: РСМД, 2012. - 51 с.

28. Месамед В.И. Иран-Израиль: от партнерства к конфликту. - М.: Институт Ближнего Востока, 2009. - 375 с.

29. Месамед В.И. Еврейская община Исламской Республики Иран: между политикой и идеологией. Мусульманский Ближний и Средний Восток: современные процессы, история и историография. - М.: ИВ РАН, 2021. - С. 377-397.

30. Раванди Л.М. Этнос, нация, национализм: иранский взгляд. Нации и национализм на мусульманском Востоке. - М.: ИВ РАН, 2015. - С. 193-206.

31. Рыжов И.В., Бородина М.Ю. Этнические проблемы в современном Иране // Нации и национализм на мусульманском Востоке. - М.: ИВ РАН, 2015. - С. 345360.

32. Современный Иран (Справочник). - М.: Наука, 1975.

33. Сажин В.И. Иран-Азербайджан: азербайджанский вопрос сегодня // Труды Института востоковедения РАН. Вып. 26. Социальные и политические процессы на Востоке. - М.: ИВ РАН, 2019. - С. 157-172.

34. Сажин В.И. Национально-психологические особенности населения Ирана // Нации и национализм на мусульманском Востоке. - М.: ИВ РАН, 2015. - С. 291296.

35. Сулейманов Р.В. Азербайджанцы как фактор (не)стабильности в Иране // Труды Института востоковедения РАН. Вып. 26. Социальные и политические процессы на Востоке. - М.: ИВ РАН, 2019. - С. 173-185.

36. Тагиева Ш.А. Азербайджанцы - активные участники революции 1978-1979 гг. в Иране. Иранская революция 1978-1979 гг. и проблемы социально-политического развития страны. № 5. - М.: Наука, 1980. - С. 134-138.

37. Трубецкой В.В. К проблеме перехода к оседлости кочевых племен Ирана // Краткие сообщения Института народов Азии. - 1963. - № 39. - С. 90-107.

38. Трубецкой В.В. Бахтияры. Оседло-кочевые племена Ирана. - М.: Наука, 1966. - 220 с.

39. Трубецкой В.В. Обострение национального вопроса в ИРИ. 2 года иранской революции. - М.: Наука, 1982. - С. 55-59.

40. Трубецкой В.В. Особенности национальной ситуации в ИРИ. Национальный вопрос в освободившихся странах Востока / под ред. А.А. Празаускаса. - М.: Наука, 1986. - С. 106-134.

41. Choksy JamsheedK. Non-Muslim Religious Minorities in Contemporary Iran // Iran and the Caucasus. - 2012. - № 16. - Pp. 271-299.

42. Hemmasi Mohammad, Prorok Carolyn. Demographic Changes in Iran's Officially Recognized Religious Minority Population since the Islamic Revolution // African and Asian Studies. - 2002. - Vol. 1. - № 2. Leiden.

43. Kameneva M. The Jews of Iran: Past and Present // Vostok (Oriens). - 2020. -№ 2. - С. 131-137.

44. Khaleghpanah Kamal, Sanaei Ali. Language Policy and Minority Languages: Analysis of the Status of Minority Languages in the Cultural-Linguistic Order of Modern

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Iran: Sience 1906 to the Present. Iranian Journal of Sociolinguistics. - Payame Noor University. - 2020. - № 4. - Pp. 67-77.

45. Sanasarian Eliz. Religious Minorities in Iran. UK: Cambridge University Press, 2004. - 250 pp.

46. Ghanun-e Asasi-ye Iran. Aslha-ye 13, 14, 15, 16, 19. - Tehran: Ghanun, 1979.

47. Kolbasi Iran. Guyeshha-ye kalimiyan-e Esfahan. - Tehran, Vezarat-e farhang va amuzesh-e ali, 1995. - 240 s.

References

1. Aliev S.M. Ethnic Issues of Contemporary Iran. Institute of Asian Studies'Publications. 1964, no. 7. Pp. 49-54. (In Russian)

2. Aliev S.M. The History of Iran. The 20th Century. Moscow, Institute of Oriental Studies, RAS-Kraft, 2004. 664 pp. (In Russian)

3. Arabadzhian A.Z. The Armenians of Iran and "Persoislamic Imperial Complex of Hosrou Chakeri. Moscow. Vostochnaya Literatura, 2002. 110 pp. (In Russian)

4. Asatrian Garnik. Ethnic Composition of Iran. From the "Expanse of the Aryans" to the Myth of Azerbaijan. Yerevan. Caucasian Centre for Iranian Studies, 2012. 129 pp. (In Russian)

5. Balaian B.P. The Ethnic Issue in the Islamic Republic of Iran. The Iranian Revolution of 1978-1979 and the Socio-Political Problems of the Country's Development. Special Bulletin № 5. Moscow. Nauka, 1980. Pp. 124-133. (In Russian)

6. Babayev E. Socio-Political Situation in Iranian Azerbaijan in 1979-1982. Special Bulletin № 1. Moscow, Nauka, 1983. Pp. 131-135. (In Russian)

7. Babirov I.M. The Talysh Minority in Azerbaijan and Iran: Background and Current Situation. Proceedings of the Institute of Oriental Studies, RAS, Issue 26. Social and Political Processes in the East. Moscow, IVRAN, 2019. Pp. 186-200. (In Russian)

8. Bazilenko I.V. Baha'i Faith: History of the Teaching (Middle of the 19th - Early 20th Century). Moscow, Vostochnaya Literatura, 1994. 181 pp. (In Russian)

9. Gibadullin I.R. Mortaza Mutahhari and the Ideology of Iranian Nationalism. Nations and Nationalism in the Muslim East. Moscow, Institute of Oriental Studies, RAS, 2015. Pp. 265-277. (In Russian)

10. Dunaeva E.V. Iran: Ethnonational Discourse. (Approaches of the Government and Elites' Vision). Iran in the Second Decade of the 21st Century: Challenges and Prospects. Moscow, Institute of Oriental Studies, RAS, 2016. Pp. 58-74. (in Russian)

11. Doroshenko E.A. The Zoroastrians in Iran. Moscow, Nauka, 1982. 131 pp. (In Russian)

12. Zhigalina O.I. Kurdish National Movement in Iran (1918-1947). Moscow, Nauka, 1988. 168 pp. (In Russian)

13. Zhigalina O.I. Evolution of National Policy in IRI. Iran: Evolution of Islamic Rule. Moscow, Institute of Oriental Studies, RAS, 1998. Pp. 37-46. (In Russian)

14. Zhigalina O.I. IRI Authorities' Attitude to the Kurdish Problem. Modern Islam. Politics and Ideology. Moscow, Nauka, 1982. Pp. 105-121. (In Russian)

15. Zhigalina O.I. The Role ofIslam in the Evolution ofKurdish National Movement Ideology in Iran. Islam in the Countries of Near and Middle East. Moscow, Nauka, 1982. Pp. 11-130. (In Russian)

16. Zhigalina O.I. National and Religious Policy of the IRI's Authorities Regarding the Kurdish Issue. Islam and Nationalism. Moscow, Nauka, 1986. Pp. 152-164. (In Russian)

17. Ivanov M.S. Iran in the 1960-1970s of the 20th Century. Moscow, Nauka, 1977. 269 pp. (In Russian)

18. Iran. The Cradle of Peaceful Coexistence. Christians, Jews, Zoroastrians. Moscow, Fair, 2016. 280 pp. (In Russian)

19. 1978-1979 Iranian Revolution. Reasons and Outcomes / Ed. by A.Z. Arabadzhian. Moscow, Nauka, 1989. Pp. 210-215, 267-274. (In Russin)

20. The History of Iran. Moscow, Nauka, 1977. 420 pp. (In Russian)

21. Kameneva M.S. Islamization Policy in Iran and Its Linguistic Implications. Peoples of Asia and Africa, 1981, no 5. Pp.110—116. (In Russian)

22. Kameneva M.S. Iranian Armenians, Jews and Bahai: Social and Cultural Problems of Their Development. Asia and Africa Today, 2020, no. 1. Pp 25—31. (In Russian)

23. Kameneva M.S. National and Language Problems of Modern Iran. Languages and Cultures in Globalization Era: Features of Functioning, Prospects and Interaction. Moscow, RUDN, 2018. Pp 32—37. (In Russian)

24. Kuznetsova N.A. Iran in the First Half of the 19th Century. Moscow, Nauka, 1983. Pp. 172—231. (In Russian)

25. The Constitutions of Near and Middle East Countries. Moscow, Foreign Literature Publishing House, 1956. Pp. 169—187. (In Russian)

26. Logashova B.-R. Turkmen of Iran (Historical and Ethnographic Research). Moscow, Nauka, 1976. 158 pp. (In Russian)

27. Mesamed V.I. Iran and the Jews. 3000 Years Together. Moscow, RSMD, 2012. 51 pp. (In Russian)

28. Mesamed V.I. Iran-Israel: From Partnership to Conflict. Moscow, Middle East Institute, 2009. 375 pp. (In Russian)

29. Mesamed V.I. The Jewish Community of the Islamic Republic of Iran: Between Politics and Ideology. Muslim Near and Middle East: Contemporary Processes, History and Historiografy. Moscow, Institute of Oriental Studies, RAS, 2021. Pp. 377—397. (In Russian)

30. Ravandi L.M. Ethnicity, Nation and Nationalism: Iranian Attitude. Nations and Nationalism in the Muslim East. Moscow, Institute of Oriental Studies, RAS, 2015. Pp. 193—206. (In Russian)

31. Ryzhov I.V., Borodina M.Y. Ethnic Problems in the Contemporary Iran. Nations and Nationalism in the Muslim East. Moscow, Institute of Oriental Studies, RAS, 2015. Pp. 345—360. (In Russian)

32. Modern Iran (Reference book). Moscow, Nauka, 1975. (In Russian)

33. Sazhin V.I. Iran-Azerbaijan: Azerbaijani Question Today. Proceedings of the Institute of Oriental Studies, RAS, Issue 26. Social and Political Processes in the East. Moscow, Institute of Oriental Studies, RAS, 2019. Pp. 157—172. (In Russian)

34. Sazhin V.I. Specific Features of National Psychology of Iranian Population. Nations and Nationalism in the Muslim East. Moscow, Institute of Oriental Studies, RAS, 2015. Pp. 291—296. (In Russian)

35. Suleimanov R.V. Azerbaijanis as a Factor of (In)stability in Iran. Proceedings of the Institute of Oriental Studies, RAS, Issue 26. Social and Political Processes in the East. Moscow, Institute of Oriental Studies, RAS, 2019. Pp. 173—185. (In Russian)

36. Tagieva Sh.A. Azerbaijanis - Active Participants of the 1978-1979 Iranian Revolution. 1978—1979 Iranian Revolution and Problems of the Country's Socio-Political Development. Special Bulletin № 5. Moscow. Nauka, 1980. Pp. 134—138. (In Russian)

37. Trubetskoy V.V. Nomadic Tribes Transition to the Sedentary Lifestyle. Institute of Asian Studies'Publications. 1963, no. 39. P3. 90—107. (In Russian)

38. Trubetskoy V.V. Bakhtiyars. Sedentary-Tomadic Tribes of Iran. Moscow, Nauka, 1966. 220 pp. (In Russian)

39. Trubetskoy V.V. Aggravation of the Ethnic Issue in IRI. Two Years of Islamic Revolution. Special Bulletin № 1. Moscow, Nauka, 1982. Pp. 55—59. (In Russian)

40. Trubetskoy V.V. Peculiarity of the National Situation in IRI. The Ethnic Issue in the Liberated Eastern Countries. / Edited by Prazausras. Moscow, Nauka, 1986. Pp. 106—134. (In Russian)

41. Choksy Jamsheed K. Non-Muslim Religious Minorities in Contemporary Iran. Iran and the Caucasus. 2012, no. 16. Pp. 271-299.

42. Hemmasi Mohammad, Prorok Carolyn / Demographic Changes in Iran's Officially Recognized Religious Minority Population Since the Islamic Revolution. African and Asian Studies. 2002. Vol. 1, no. 2. Leiden.

43. Kameneva M. The Jews of Iran: Past and Present. Orient. 2020, no. 2. Pp. 131-137.

44. Khaleghpanah Kamal, Sanaei Ali. Language Policy and Minority Languages: Analysis of the Status of Minority Languages in the Cultural-Linguistic Order of Modern Iran: Since 1906 to the Present. Iranian Journal of Sociolinguistics. Payame Noor University. 2020, no. 4. Pp. 67-77.

45. Sanasarian Eliz. Religious Minorities in Iran. UK: Cambridge University Press, 2004. 250 pp.

46. Ghanun-e Asasi-ye Iran. Aslha-ye 13, 14, 15, 16, 19. Tehran: Ghanun, 1979. (In Persian)

47. Kolbasi Iran. Language of Isfaghan Jews. Tehran, Ministry of Culture and Higher Education, 1995. 240 pp. (In Persian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.