НАЦИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР В.П. АСТАФЬЕВА В ОВСЯНКЕ - НОВЫЙ КУЛЬТУРНЫЙ
КОД РЕГИОНА
Т.В. Зыкова, научный руководитель1, старший преподаватель2 Национальный центр В.П. Астафьева в Овсянке 2Сибирский федеральный университет (Россия, г. Красноярск)
001:10.24412/2500-1000-2024-10-2-11-14
Аннотация. В статье рассмотрено понятие культурного кода территории, отражена уникальность Национального центра В.П. Астафьева в Овсянке. На основе анализа структурных частей центра, их описания и значимость в общей концепции музея, а также выявлении особенности центра, заключающихся в сочетании мультимедийности, автобиографических фактов и литературных произведений сделан вывод о его потенциале в становлении нового культурного кода Красноярского края. Рассмотрено влияние центра на развитие культурной жизни региона и России, и его значимости в туристическом маршруте «Сибирский литературный треугольник».
Ключевые слова: культурный код, национальный центр, В.П. Астафьев, Красноярск, муль-тимедийность.
Судьба писателя В.П. Астафьева тесно связана с Красноярским краем, в с. Овсянка он родился в 1924 году, из Красноярска ушел добровольцем на фронт в 1942 году. Вернулся на свою малую Родину в 1980 году, в родные с детства, любимые места сибирской земли, которую боготворил в своих произведениях. Он - автор более 400 художественных произведений разных жанров, по мотивам которых «снято шесть художественных фильмов, поставлены драматические спектакли, созданы опера, балет, симфония» [5, с. 308] и многочисленных литературоведческих статей.
Классик литературы ХХ века оставил миру «свои великие произведения, без которых трудно представить нашу собственную жизнь и судьбу русских людей вообще» [3, с. 127]. Для сохранения памяти о великом писателе земли российской в Красноярском крае традиционно устраивались научно-практические конференции, посвященные его жизни и творчеству, выставки и конкурсы, концерты и фестивали, проходили «Астафьевские дни», благотворительным Фондом им. В. П. Астафьева учреждена была учреждена литературная премия его имени. Его имя присвоено Красноярскому государственному педагогическому университету, школам и гимназии, библиотекам, современному пассажирскому теплоходу.
Открытый 1 мая 2024 г. Национальный центр В.П. Астафьева - часть Мемориального комплекса В.П. Астафьева в с. Овсянка, в который входят Дом-музей писателя и музей повести «Последний поклон» - дом его бабушки Е.П. Потылицыной - филиал старейшего в Сибири Красноярского краевого краеведческого музея. Центр - уникальный в России. Его неповторимость заключается в том, что это единственный в России центр, посвященный жизни и творчеству одного писателя и обладающий новейшими технологиями. И создан он не в столичном или крупном региональном городе, а в сибирском селе Овсянка, подарившем России известного писателя, где он провел последние 20 лет своей жизни, построил здесь храм и создал библиотеку, добился благоустройства села.
На открытии Центра директор Красноярского краевого краеведческого музея В.М. Ярошевская, подчеркивая вклад В.П. Астафьева в русскую и мировую литературу отметила, что Виктор Петрович - «единственный писатель второй половины ХХ века, который обладал всеми жанрами литературы, и кого перевели больше всех на иностранные языки» [7].
Созданный на высоком техническом уровне новый центр представляет собой трехэтажное здание, общей площадью более 2.5 тыс. кв. м. и включает в себя не только
экспозицию, образно рассказывающую о творчестве писателя, его произведениях и его личный кабинет, но и выставочный зал, интеллект-центр, детский центр, конференц-зал. Музей оснащен по последнему слову техники, о чем свидетельствуют мультимедийные экспозиции. Посетители могут познакомиться со страницами его личной и творческой биографии, послушать пересказ его произведений в исполнении Заслуженного артиста Российской Федерации Андрея Пашнина, услышать голос Астафьева.
Рассказ о жизни ведется фактически «от первого лица» с интерактивного мультимедийного экрана «Хроника памяти» «расскажу о себе сам, чтобы другие потом не врали...». Репрезентация биографии, фотографии, представляющие исторический контекст жизни Виктора Петровича Астафьева, цитаты из текстов произведений. Интерьер личного кабинета из городской квартиры в Академгородке, в котором писатель создавал свои произведения - находка для исследователей его творчества.
У входа в музей посетителей встречают арт объект «Царь-рыба» - символ неразрывности природы и человека и скульптурная композиция «Пастух и пастушка» - символ жестокости войны и символ вечной любви.
В Национальном центре представлена экспозиция основных произведений писателя, книги которого изданы на 35 языках мира. Даже те посетители, которые не читали его книги, смогут максимально погрузиться в их атмосферу. Музей предметами погружает в повествование главной книги «Последний поклон», которую В.П. Астафьев писал 30 лет, о деревенской жизни в Сибири, о своем детстве, о родных и близких ему односельчанах. Предметы эпохи, через которые звучит голос писателя, константами которого «любовь к родной земле, сибирская деревня, тайга, Енисей, сибирский характер» [2, с. 19].
Отдельная экспозиция посвящена участию Виктора Петровича в войне и его произведениям о несбывшейся любви на войне: «Пастух и пастушка», «Звездопад», Весёлый солдат», Обертон», а также его пронзительному роману «Прокляты и убиты». Для воздействия на зрителя и погружения в военное время создана атмосфера украинской деревни, госпиталя, почтово-сортировочного пункта, учебной роты запасного полка, представ-
лены личные документы писателя и уникальные рукописи. К войне у писателя было особое отношение, выстраданное ценой собственного фронтового опыта, поэтому тема войны прошла красной нитью через все его творчество. Астафьев вписал в «литературную летопись Великой Отечественной войны свою страницу» [8, с. 109], свою «окопную правду». «Я был рядовым бойцом на войне и наша, солдатская правда, была названа одним очень бойким писателем «окопной»
Особая гордость Национального центра -интеллект-центр, в котором отражено влияние писателя-сибиряка на мировую литературу, в чем можно убедиться ознакомившись с полной библиографией писателя, монографиями, диссертациями, статьями, дипломными работами, посвященными творчеству В.П. Астафьеву.
Знакомство младших школьников с жизнью и творчеством писателя успешно реали-зовывалось в этом современном музее в создании детского центра, где будущих почитателей его таланта ждут не только первое знакомство с произведениями В.П. Астафьева, но и различные развивающие зоны, дающие возможность творчества.
Главная цель музейно-выставочного комплекса - продемонстрировать с помощью мультимедийных, визуальных и аудиосредств «астафьевский период» в судьбе русского народа - успешно реализована. Глубоко символично, что вечером Центр освящается словно маяк, символизируя тягу к знаниям и немеркнущий свет души великого российского писателя, классика современности.
Для активного противостояния непрекращающимся попыткам посягательства на нашу историю, стремлению разрушить связь поколений и воздействовать на умы российской молодежи очень важным может быть слово русского писателя, фронтовика, автора замечательных произведений о войне и России. Молодежь привыкла получать информацию в виде аудио- и видео контента. Посещение Национального центра В.П. Астафьева позволит молодым людям окунуться в атмосферу создания военной прозы, изучить его творчество. Это будет способствовать пробуждению чувства гордости за свою малую Родину и ее ярких представителей. Пример глубокой сыновней любви к своей родной земле писателя-
фронтовика обладает громадным потенциалом в воспитании поколения. «Нету зова сильнее крови да ишшо земли родной. Мила, мила та сторона, где пупок резан». Национальный центр Астафьева построен, в первую очередь, для молодежи и обладает современными технологиями, сопоставимыми с технологиями лучших музеев мира.
Экспозиция музея выстроена таким образом, что посетители заново открывают для себя мир глазами писателя, сопереживают его радостям и горестям, не случайно говорят, что его произведения во многом автобиографичны. В них писатель постоянно «обращается к собственным истокам, чтобы в трагических противоречиях современной действительности находить основополагающие начала добра и красоты» [1, с. 207], что дает возможность его посетителям получить ответ на вопросы: каким должен быть человек, чтобы приумножить духовные богатства нашего народа?
Основные задачи центра, связанные с пропагандой творчества В.П. Астафьева, осмысление его феномена в российской истории, раскрытие истоков его духовно-нравственных ценностей, успешно реализуются с помощью современных технологий.
У Национального центра В.П. Астафьева есть огромный потенциал для позиционировании себя культурным кодом территории. Являясь неотъемлемой частью культуры культурный код «является знаковым посредником между человеком и реальностью, способствующим передаче смыслов» [9, с. 11]. Центр, согласно замыслу его создателей формирует образ писателя у его посетителей. В центре культурный смысл выражен с помощью образов произведений писателя, символов, связанных с войной и сибирской деревней. Культурный код - это не только «ключ к пониманию определенного типа культуры» [6, с. 167], он является идентификатором, представляющим возможность ассоциировать тот или иной регион с конкретной исторической личностью или событием.
Традиционный код представлен в памятниках архитектуры, книжный код отражен в литературных произведениях. Современный код напрямую связан с инновационной деятельностью человека. Создателям центра В.П. Астафьева удалось соединить «книжный» и «современный культурный» код, что способствует восприятию литературного наследия писателя с помощью интерактивных инструментов.
Именно с. Овсянка, ставшее местом духовной силы писателя сегодня становится местом притяжения не только поклонников его творчества, но и впервые познакомившихся с его многогранной литературной и общественной деятельностью. Для понимания идентичности русского характера самым непосредственным образом, отраженного в произведениях В.П. Астафьева, используется взаимосвязь «медиатехнологий и коммуникативной среды, что становится фундаментом территориальной идентичности» [4, с. 79].
Национальный центр В.П. Астафьева включен в межрегиональный туристический маршрут «Сибирский литературный треугольник», доминантами которого стали родные села Виктора Астафьева и Василия Шукшина - Овсянка и Сростки, и город Иркутск, связанный с жизнью и деятельностью Валентина Распутин. Трех великих русских писателей объединяет настоящая, горячая любовь к сибирской деревне, ее традициям, преданность своей Отчизне. Красноярский краевой краеведческий музей - инициатор этого меж музейного проекта. Очевидно, что флагманом этого маршрута стал Национальный центр В.П. Астафьева.
Культурный код страны изучается с помощью исследования национальных образов, одним из таких образов и является личность писателя В.П. Астафьева. Национальный центр будет способствовать привлекательности образа сибирского села Овсянки для туристов, гостей и потенциальных жителей, а также способствовать укреплению национальной идентичности, частью которой является сибирская идентичность.
Библиографический список
1. Авдохина Т.В. Черты автобиографизма в прозе В.П. Астафьева // Вестник Бурятского государственного университета. - 2009. - № 10. - С. 204-208.
2. Гончаров П.А., Щербакова В.А. «Неистребимая любовь к родной земле»: элементы структуры образа Сибири в повестях В.П. Астафьева «Перевал» и «Стародуб» // Литература в школе.
- 2021. - № 5. - С. 19-29.
3. Замышляев В.И. Время Астафьева продолжается // Творчество В.П. Астафьева в контексте национальной истории и культуры: материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 95-летнему юбилею В.П. Астафьева. - Красноярск, 2019. - С. 114-127.
4. Жеребненко А.В. Культурный код Алтая как ресурс продвижения региона // PR. - 2021. -№ 25. - С. 78-83.
5. Жуковская Л.Н. Концептуальные основы и практика организации мероприятий государственной универсальной научной библиотеке Красноярского края, посвященных творчеству В.П. Астафьева // Творчество В.П. Астафьева в контексте национальной истории и культуры: материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 95-летнему юбилею В.П. Астафьева. - Красноярск, 2019. - С. 304-312.
6. Мальцева А.П., Коробий Е.Б. Интерьеры туристического центра как отражение культурного кода региона // Новые идеи нового века: материалы международной научной конференции ФАД ТОГУ. - 2024. - Т. 2. - С. 167-171.
7. Мемориальный комплекс В.П. Астафьева. Национальный центр. - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://astafiev.kkkm.ru/national-centre/ (дата обращения 10.07.2024).
8. Смирнова А.И. Великая отечественная война в творческой биографии В.П. Астафьева: по страницам «Эпистолярного дневника» // В сборнике: К 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. Сборник научных статей по материалам научной конференции. Московский городской педагогический университете, Институт гуманитарных наук. - 2016. - С. 101-109.
9. Федотова Н.Г. Культурный код города // Слово.ру: балтийский акцент. - 2022. - Т. 13, № 4.
- С. 10-24.
V.P. ASTAFIEV NATIONAL CENTER IN OVSYANKA - A NEW CULTURAL CODE
OF THE REGION
T.V. Zykova, Scientific Director1, Senior Lecturer2 1V.P. Astafiev National Center in Ovsyanka 2Siberian Federal University (Russia, Krasnoyarsk)
Abstract. The article considers the concept of the cultural code of the territory, reflects the uniqueness of the V.P. Astafiev National center in Ovsyanka. Based on the analysis of the structural parts of the center, their description and significance in the general concept of the museum, as well as the identification of the features of the center, consisting in a combination of multimedia, autobiographical facts and literary works, a conclusion is made about its potential in the formation of a new cultural code of the Krasnoyarsk Territory. The influence of the center on the development of the cultural life of the region and Russia and its importance in the tourist route "Siberian Literary Triangle" is considered.
Keywords: cultural code, national center, V.P. Astafiev, Krasnoyarsk, multimedia.