Научная статья на тему 'НАЦИОНАЛЬНЫЙ СОСТАВ УЧАЩИХСЯ СРЕДНИХ СПЕЦИАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ КОМИ АССР В 1950-Х ГОДАХ'

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СОСТАВ УЧАЩИХСЯ СРЕДНИХ СПЕЦИАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ КОМИ АССР В 1950-Х ГОДАХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
48
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СОСТАВ / УЧАЩИЕСЯ ТЕХНИКУМОВ И УЧИЛИЩ / СИСТЕМА СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / КОМИ АССР / 1950-Е ГГ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мацук А.М.

В статье на основе статистических отчетов исследуется вопрос национального состава учащихся техникумов и училищ, действовавших в Коми АССР в 1950-е гг. Представлен перечень всех национальностей, представители которых в качестве учащихся были отмечены в ежегодных отчетах средних специальных учебных заведений республики в период 1951/52 - 1959/60 учебных годов, а также прослежено, как часто за девять изучаемых учебных лет в отчетах встречается та или иная национальность. Выделено семь групп по численности представителей различных национальностей среди учащихся ССУЗов. Выделены доли коми и русских из общего количества учащихся как наиболее представительных по национальному признаку среди других.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE NATIONAL COMPOSITION OF STUDENTS IN SPECIALIZED SECONDARY-EDUCATION INSTITUTIONS OF THE KOMI ASSR IN THE 1950S

Based on the annual statistical reports of colleges that functioned in the Komi ASSR in the 1950s, it was possible to reconstruct the picture of the national composition of students. The paper presents a list of 35 nationalities whose representatives studied in specialized secondary-education institutions during the study period (1951/52 - 1959/60 academic years), which contains such rare nationalities for the republic as, for example, Chinese, Koreans and Greeks. There is noted the frequency at which during the period under study one or another nationality of students is indicated in the reports of colleges. Based on the number, representatives of all nationalities who studied during the 1950s period were divided into 7 groups. Groups include representatives of a particular nationality from 1 to 5, from 6 to 10, from 11 to 20 people, and so on in ascending order. The group with the largest mass (more than 1000 people annually) includes two nationalities - the Komi and the Russians. These nationalities also occupied the main positions among others in the national composition of the population of the Komi ASSR in the period under study.

Текст научной работы на тему «НАЦИОНАЛЬНЫЙ СОСТАВ УЧАЩИХСЯ СРЕДНИХ СПЕЦИАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ КОМИ АССР В 1950-Х ГОДАХ»

УДК 94:377(470.13)"195"

DOI 10.19110/1994-5655-2022-1-93-97

А.М. МАЦУК

национальный состав учащихся средних специальных учебных заведений коми АССР в 1950-х годах

Институт языка, литературы и истории ФИЦ Коми НЦ УрО РАН, г. Сыктывкар

almmatsuk@gmail.com

A.M. MATSUK

The nationaL composition of students in specialized secondary-education institutions of the Komi

ASSR in the 1950s

Institute of Language, Literature and History, Federal Research Centre Komi Science Centre, Ural Branch, RAS, Syktyvkar

Аннотация

В статье на основе статистических отчетов исследуется вопрос национального состава учащихся техникумов и училищ, действовавших в Коми АССР в 1950-е гг. Представлен перечень всех национальностей, представители которых в качестве учащихся были отмечены в ежегодных отчетах средних специальных учебных заведений республики в период 1951/52 - 1959/60 учебных годов, а также прослежено, как часто за девять изучаемых учебных лет в отчетах встречается та или иная национальность. Выделено семь групп по численности представителей различных национальностей среди учащихся ССУЗов. Выделены доли коми и русских из общего количества учащихся как наиболее представительных по национальному признаку среди других.

Ключевые слова:

национальный состав, учащиеся техникумов и училищ, система среднего специального образования, Коми АССР, 1950-е гг.

Abstract

Based on the annual statistical reports of colleges that functioned in the Komi ASSR in the 1950s, it was possible to reconstruct the picture of the national composition of students. The paper presents a list of 35 nationalities whose representatives studied in specialized secondary-education institutions during the study period (1951/52 - 1959/60 academic years), which contains such rare nationalities for the republic as, for example, Chinese, Koreans and Greeks. There is noted the frequency at which during the period under study one or another nationality of students is indicated in the reports of colleges. Based on the number, representatives of all nationalities who studied during the 1950s period were divided into 7 groups. Groups include representatives of a particular nationality from 1 to 5, from 6 to 10, from 11 to 20 people, and so on in ascending order. The group with the largest mass (more than 1000 people annually) includes two nationalities - the Komi and the Russians. These nationalities also occupied the main positions among others in the national composition of the population of the Komi ASSR in the period under study.

Keywords:

national composition, students of colleges, the system of specialized secondary education, Komi ASSR, the 1950s

К началу 1950-х г. в Коми АССР функционировала развитая сеть средних специальных учебных заведений, готовивших специалистов для различных отраслей народного хозяйства. Так, в 1951/52 учебном году здесь действовали 15 средних специальных учебных заведений, значительная часть которых была сосредоточе-

на в столице республики. В систему среднего специального образования в Коми АССР входили Воркутинский горный техникум, Коми-Ульяновский сельскохозяйственный техникум, Печорский речной техникум (с. Щелья-юр), Печорский техникум железнодорожного транспорта (г. Ухта), Сыктывкарское дошкольное педагогическое училище, Сыктывкарский кооперативный техникум, Сыктывкарская лесная школа, Сыктывкарский лесотехнический техникум, Сыктывкарское музыкальное училище, Сыктывкарский сельскохозяйственный техникум, Сыктывкарская средняя сельскохозяйственная школа по подготовке председателей колхозов, Сыктывкарское школьное педагогическое училище, Сыктывкарская фельдшерско-акушерская школа (медицинское училище - А.М.), Устьвымское педагогическое училище, Ухтинский горно-нефтяной техникум [1].

В течение изучаемого периода в системе среднего специального образования в республике произошли существенные изменения, связанные во многом с проводимой в 1950-е гг. реформой образования на территории всей страны [подр. см.: 2, 3]. В результате данных изменений часть техникумов и училищ в Коми АССР была закрыта или объединена. В то же время начали действовать новые учебные заведения, возникла и начала расширяться практика вечернего и заочного обучения.

В 1959/60 учебном году в республике действовали 11 средних специальных учебных заведений дневной формы обучения: Воркутинский горный техникум, Коми республиканская культурно-просветительная школа (г. Сыктывкар), Печорский техникум железнодорожного транспорта (г. Ухта), Печорский речной техникум (г. Печора), Сыктывкарский кооперативный техникум, Сыктывкарское медицинское училище, Сыктывкарское музыкальное училище, Сыктывкарское педагогическое училище, Сыктывкарский сельскохозяйственный техникум, Ухтинский горно-нефтяной техникум; Ухтинский лесотехнический техникум. В двух техникумах (Воркутинском горном и Ухтинском горно-нефтяном) действовали отделения вечернего обучения, в четырех - заочного (Печорский техникум железнодорожного транспорта, Сыктывкарское педагогическое училище, Ухтинский горно-нефтяной техникум, Ухтинский лесотехнический техникум). Причем в

Воркутинском горном техникуме, помимо уже действующего отделения с вечерней формой обучения, в 1959 г. были дополнительно открыты два филиала вечернего обучения в пос. Комсомольский и г. Инте [4].

Всего в средних специальных учебных заведениях республики обучались ежегодно более 4 тыс. чел., что отражено в табл. 1.

К началу изучаемого периода Коми АССР была многонациональной республикой. По данным Всесоюзной переписи населения 1939 г., в республике, кроме коренного коми населения, проживали представители более 70 различных национальностей. Основную массу населения (из 318 996 чел.) составляли коми (231 301), русские (70 226), украинцы (6 010), белорусы (3 323), немцы (2 617 чел.). Диаспоры представителей прочих национальностей, проживающих в республике, были менее многочисленными [5]. К концу изучаемого периода, по данным Всесоюзной переписи населения 1959 г., из проживающих в Коми АССР 806 199 чел. насчитывалось: русских - 389 995 чел., коми - 245 074, украинцев - 80 132, белорусов - 22 339, немцев - 19 805, татар - 8 459, литовцев - 8 284, чувашей - 3 493, поляков - 3 053, евреев - 2 790, латышей - 2 166 чел. Представителей прочих национальностей было менее 2 тыс. чел. на каждую диаспору[6].

Национальный состав учащихся, проходивших обучение в средних специальных учебных заведениях Коми АССР в 1950-е гг., был разнообразным, что обусловлено существовавшим в это время национальным многообразием населения республики. Однако, по имеющимся у нас данным, в историографии этот вопрос практически не затронут. Так, некоторые сведения, связанные с национальным вопросом в сфере образования, были показаны Я.Н. Безно-сиковым в его работах по истории культурной революции и развитию народного образования в Коми АССР, где он представил информацию о составе интеллигенции по национальному признаку, выделив, в частности, количество специалистов со средним специальным образованием по состоянию на 1 декабря 1960 г. [7; 8]. Авторами коллективной монографии «История Коми с древнейших времен до конца XX века» на основе статистических данных переписей был показан национальный состав населения республики, а также освещены изменения в

Таблица 1

Численность учащихся средних специальных учебных заведений в Коми АССР в 1950-е гг.

Table 1

The number of students of specialized secondary-education institutions in the Komi ASSR in the 1950s

Учебный год Число учащихся * Учебный год Число учащихся

1951/52 4086 1956/57 4224

1952/53 4720 1957/58 4213

1953/54 4882 1958/59 4512

1954/55 4776 1959/60 4771

1955/56 4470

Примечание. * Данные представлены только по дневной форме обучения, так как информации о национальности учащихся заочной формы обучения нет.

Note. * The data are presented only for full-time education, since there is no information about the nationality of correspondence students.

Источники: ГУРК «Национальный архив Республики Коми». Ф. Р-140. Оп. 2. Д. 4251. Л. 21, 23, 24, 26, 29, 31, 33, 34, 36, 37, 39, 41, 43, 44, 75; Д. 4255. Л. 34, 40, 42, 45, 46, 59, 62 - 66, 68, 69, 71, 92, 93, 139; Д. 4263. Л. 15, 17, 19, 22, 24, 25, 28, 30, 32, 34 - 38, 41, 52, 53; Д. 4268. Л. 14, 21, 23 - 26, 28, 33, 36, 39, 40, 42, 44, 50, 51, 55, 56, 59; Д. 5193. Л. 7 - 11, 13 - 19, 22, 28; Д. 5194. Л. 19 - 23, 25, 30, 32, 34, 35, 49, 53 - 56, 59, 61; Д. 5197. Л. 12, 15 - 27, 34 - 36; Д. 5206. Л. 12 - 15, 17-21, 23 - 25, 32 - 34; Д. 5209. Л. 12, 13, 15, 19, 23, 27, 28, 30 - 33, 51, 54, 56 - 58.

Sources: National Archive of the Komi Republic. F. R - 140. Op. 2. D. 4251. L. 21, 23, 24, 26, 29, 31, 33, 34, 36, 37, 39, 41, 43, 44, 75; D. 4255. L. 34, 40, 42, 45, 46, 59, 62 - 66, 68, 69, 71, 92, 93, 139; D. 4263. L. 15, 17, 19, 22, 24, 25, 28, 30, 32, 34 - 38, 41, 52, 53; D. 4268. L. 14, 21, 23 - 26, 28, 33, 36, 39, 40, 42, 44, 50, 51, 55, 56, 59; D. 5193. L. 7 - 11, 13-19, 22, 28; D. 5194. L. 19 - 23, 25, 30, 32, 34, 35, 49, 53 - 56, 59, 61; D. 5197. L. 12, 15 - 27, 34 - 36; D. 5206. L. 12 - 15, 17 - 21, 23 - 25, 32-34; D. 5209. L. 12, 13, 15, 19, 23, 27, 28, 30 - 33, 51, 54, 56 - 58.

уровне образования населения Коми АССР, однако без привязки к его национальному составу [9]. Более подробно вопрос национального состава учащихся был освещен в работе А.К. Гаги-евой «Исторический опыт и проблемы кооперативного образования России в 20 - 90-е годы XX века» (на материалах Республики Коми)», где, в частности, автор указала национальный состав Сыктывкарского кооперативного техникума по состоянию на середину 1930-х гг.: «Национальный состав студентов был однородным. Большинство из них были коми - 95 %, русские - 3 % и прочие - 2 %. ... из 115 учащихся набора 1935 -1936 гг. 100 были коми» [10]. Однако полная картина исследуемой проблемы в рамках 1950-х гг. пока не нашла свое отражение в имеющейся историографии.

Наиболее доступным источником для исследования изучаемой проблемы являются ежегодные отчеты средних специальных учебных заведений. В нашем случае такие отчеты находятся в фонде Статистического управления Коми АССР Национального архива Республики Коми (Ф.Р - 40). Ежегодные отчеты заполнялись учебными заведениями по установленным формам, одна из форм содержала таблицу с перечнем национальностей, в которой необходимо было указывать количество учащихся. Данная таблица практически не менялась на протяжении 1950-х гг. и содержала закрепленные наименования 31 национальности, а также поля для внесения данных о национальностях, не указанных в таблице. В конце 1950-х гг. список закрепленных национальностей был расширен до 34 [подр. см.: 11].

В отчетах техникумов и училищ Коми АССР за исследуемый период отмечены следующие национальности учащихся: коми, русские, украинцы, белорусы, литовцы, немцы, евреи, татары, латыши, эстонцы, карелы и финны (отмечались в отчетах как одна национальность, с 1958/59 учебного года карелы указывались отдельно, финны не указывались), народности Дагестана, азербайджанцы, армяне, марийцы, мордовцы (мордва), удмурты, чуваши, коми-пермяки, ненцы, болгары, поляки, корейцы, китайцы, молдаване, таджики, казахи, башкиры, калмыки, осетины, греки, грузины, киргизы, узбеки, буряты (всего - 35 национальностей). Отметим, что в поле для самостоятельного внесения национальности иногда вкрадывались ошибки. Так, в отчете Сыктывкарского школьного педагогического училища среди учащихся отмечен один человек по национальности «мекиска» [12]. Данное название национальности было вписано от руки, и, возможно, это ошибка, связанная с недостаточной квалификацией работника педучилища, заполнявшего формы отчета.

Учащиеся всех перечисленных национальностей не встречаются в отчетах ежегодно (из рассматриваемых девяти учебных лет - с 1951/52 по 1959/60 учебные года). Так, учащиеся, относящиеся к армянам и азербайджанцам, отмечены в отчетах за пять лет; к народностям Дагестана - за четыре года; к казахам и башкирам - за три; к таджикам, осетинам и

киргизам - за два; к коми-пермякам, калмыкам, грекам, грузинам, узбекам, бурятам - за один год из анализируемых девяти учебных лет (всего - 14 национальностей). В то же время каждый год из представленных девяти учебных лет отмечается наличие учащихся, относящихся к коми, русским, украинцам, белорусам, литовцам, евреям, татарам, немцам, полякам (девять национальностей). За восемь из анализируемых девяти учебных лет упоминались в отчетах учащиеся, относящиеся по национальности к карелам и финнам, латышам, марийцам, ненцам, болгарам (пять национальностей). За семь лет - к молдаванам, эстонцам, мордовцам, удмуртам, чувашам (пять национальностей), за шесть лет - к китайцам и корейцам.

Численность учащихся определенной национальности не была одинаковой в течение всего исследуемого периода или во время упоминания данной национальности в отчетах. Кроме того, по данным отчетов средних специальных учебных заведений республики, отмечен значительный дисбаланс в числе учащихся разных национальностей. Для иллюстрации озвученного тезиса мы сгруппировали представленные в отчетах данные в несколько групп по возрастанию.

В группе от одного до пяти учащихся в год присутствовали представители 22 национальностей: азербайджанцы, армяне, башкиры, болгары, буряты, греки, грузины, казахи, калмыки, киргизы, китайцы, коми-пермяки, корейцы, латыши, марийцы, народности Дагестана, ненцы, осетины, таджики, удмурты, узбеки, эстонцы.

В группе от шести до десяти учащихся в год были представители четырех национальностей: карелы и финны, молдаване, мордовцы, поляки. Причем все, кроме поляков, отнесены нами в эту группу за счет наибольшего показателя, встречающегося только в одном году.

В группе от 11 до 20 учащихся в год представлены две национальности: евреи и чуваши.

В группе от 21 до 30 учащихся в год представлены литовцы и татары. Учащихся белорусской национальности также частично можно отнести к данной группе, так как за два учебных года (1951/52 и 1952/53) из девяти исследуемых их численность составляла 21 и 24 чел. соответственно.

Следующая группа - от 31 до 130 чел. - включает в себя учащихся, относящихся к белорусам (за семь учебных лет из девяти) и немцам, а также, вновь частично, украинцам, чья численность за три учебных года находилась в пределах данной группы (1951/52 учебный год - 40 чел., 1952/53 - 64, 1953/54 - 96 чел.).

За шесть учебных лет - с 1954/55 по 1959/60 учебные года - украинцы входят в отдельную группу с численностью учащихся в год более 131, достигая максимума в 422 чел.

Представители коми и русской национальностей входят в группу с численностью учащихся более 1 тыс. чел. в год.

Таким образом, видно, что подавляющая часть из отмеченных в отчетах техникумов и училищ Коми АССР национальностей была представлена достаточно небольшим числом

Источники: ГУРК «Национальный архив Республики Коми». Ф. Р - 140. Оп. 2. Д. 4251. Л. 21 об., 23 об., 24 об., 26 об., 29 об., 31 об., 33 об., 34 об., 36 об., 37 об., 39 об., 41 об., 43 об., 44 об., 75 об.; Д. 4255. Л. 34 об., 40 об., 42 об., 45 об., 46 об., 59 об., 62 об. - 66 об., 68 об., 69 об., 71 об., 92 об., 93 об., 139 об.; Д. 4263. Л. 15 об., 17 об., 19 об., 22 об., 24 об., 25 об., 28 об., 30 об., 32 об., 34 об. - 38 об., 41 об., 52 об., 53 об.; Д. 4268. Л. 14 об., 21 об., 23 об. - 26 об., 28 об., 33 об., 36 об., 39 об., 40 об., 42 об., 44 об., 50 об., 51 об., 55, 56 об., 59 об.; Д. 5193. Л. 7 об. - 11 об., 13 об. - 19 об., 22 об., 28 об.; Д. 5194. Л. 19 об. - 23 об., 25 об., 30 об., 32 об., 34 об., 35 об., 39 об., 49, 53 об. - 55 об., 59 об., 61 об.; Д. 5197. Л. 15, 16 об. - 27 об., 34 об. - 36 об.; Д. 5206. Л. 12 об. - 15 об., 17 об. - 21 об., 23 об. - 25 об., 32 об. - 34 об.; Д. 5209. Л. 12 об., 13 об., 15 об., 19 об., 23 об., 27 об., 28 об., 30 об. - 33 об., 35 об., 51 об., 54 об - 59 об.

Sources: National Archive of the Komi Republic. F. P - 140. Op. 2. D. 4251. L. 21 ob., 23 ob., 24 ob., 26 ob., 29 ob., 31 ob., 33 ob., 34 ob., 36 ob., 37 ob., 39 ob., 41 ob., 43 ob., 44 ob., 75 ob.; D. 4255. L. 34 ob., 40 ob., 42 ob., 45 ob., 46 ob., 59 ob., 62 ob. - 66 ob., 68 ob., 69 ob., 71 ob., 92 ob., 93 ob, 139 ob.; D. 4263. L. 15 ob., 17 ob., 19 ob., 22 ob., 24 ob., 25 ob., 28 ob., 30 ob., 32 ob.., 34 ob.-38 ob., 41 ob., 52 ob., 53 ob.; D. 4268. L. 14 ob., 21 ob., 23 ob.-26 ob., 28 ob., 33 ob., 36 ob., 39 ob., 40 ob., 42 ob., 44 ob., 50 ob., 51 ob., 55, 56 ob., 59 ob.; D. 5193. L. 7 ob. - 11 ob., 13 ob.-19 ob., 22 ob., 28 ob.; D. 5194. L. 19 ob. - 23 ob., 25 ob., 30 ob., 32 ob., 34 ob., 35 ob., 39 ob., 49, 53 ob - 55 ob., 59 ob., 61 ob.; D. 5197. L. 15, 16 ob. - 27 ob., 34 ob. - 36 ob.; D. 5206. L. 12 ob. - 15 ob., 17 ob. - 21 ob., 23 ob. - 25 ob., 32 ob - 34 ob.; D. 5209. L. 12 ob., 13 ob., 15 ob., 19 ob., 23 ob., 27 ob., 28 ob., 30 ob. - 33 ob., 35 ob., 51 ob., 54 ob. - 59 ob.

Таблица 2

Доля учащихся средних специальных учебных заведений в Коми АССР в 1950-е гг.

Table 2

The share of students of specialized secondary-education institutions in the Komi ASSR in the 1950s

Учебный год Всего учащихся Доля к общему числу учащихся, % Коми Доля к общему числу учащихся, % Русские Доля к общему числу учащихся, % Суммарная доля коми и русских к общему числу учащихся, %

1951/52 4 086 100 2 160 52,86 1 775 43,44 96,3

1952/53 4 720 100 2 353 49,85 2 150 45,55 95,4

1953/54 4 882 100 2 286 46,82 2 297 47,05 93,87

1954/55 4 776 100 2 105 44,07 2 290 47,95 92,02

1955/56 4 470 100 1 878 42,01 2 202 49,26 91,27

1956/57 4 224 100 1 615 38,23 2 150 50,9 89,13

1957/58 4 213 100 1 518 36,03 2 180 51,74 87,77

1958/59 4 512 100 1 369 30,34 2 531 56,09 86,43

1959/60 4 771 100 1 260 26,41 2 773 58,12 84,53

учащихся. В целом, в 1950-е гг. в республике наблюдалось колоссальное превалирование учащихся двух национальностей над остальными. Проиллюстрируем этот тезис относительными цифрами - долей учащихся коми и русских в каждом из исследуемых годов (табл. 2).

Как видно из представленных данных, высказанный тезис полностью подтвержден. Кроме того, эта информация раскрывает важные процессы, необходимые для понимания национальной ситуации в Коми АССР 1950-х гг. в целом и в системе среднего специального образования республики, в частности: 1. Суммарная доля коми и русских в общем числе учащихся неуклонно снижалась, т.е. представители других национальностей успешно конкурировали с представителями двух главных национальностей республики. 2. Доля коми учащихся как в абсолютных, так и в относительных цифрах резко снизилась к концу 1950-х гг. по сравнению с началом исследуемого периода. 3. Доля русских учащихся выросла и в абсолютных, и в относительных цифрах.

Интересно сравнить полученные нами результаты за 1958/59 и 1959/60 учебные годы с долей коми и русских в составе населения Коми АССР по данным переписи 1959 г., которые указывают, что в республике проживало 30,1 % коми и 48,6 % русских [13], т.е. доля коми учащихся наиболее близко находилась к доле коми населения, а доля русских учащихся несколько превышала долю русских в составе населения республики. В целом, это свидетельствует о стремлении представителей данных националь-

ностей к получению среднего специального образования в учебных заведениях республики.

Таким образом, национальная палитра учащихся средних специальных учебных заведений Коми АССР была весьма многообразной. Однако главенствующее место в ней занимали представители коми и русской национальностей, что соответствует значительной доле этих национальностей в составе населения республики.

Публикация подготовлена в рамках реализации государственного задания ФИЦ Коми НЦ УрО РАН, номер государственной регистрации проекта FUUU-2021-0011.

• Литература

1. ГУРК «Национальный архив Республики Коми» (далее - ГУРК НАРК). Ф. Р-140. Оп. 2. Д. 4251. Л. 21, 23, 24, 26, 29, 31, 33, 34, 36, 37, 39, 41, 43, 44, 75.

2. Мацук, А.М. Среднее специальное педагогическое образование в Коми АССР в середине 1950-х - начале 1960-х годов (к вопросу о результативности реформы образования Н.С. Хрущева в СССР) / А.М. Мацук // Известия Коми научного центра УрО РАН. Серия «История и филология». - 2021. - № 4 (50). - С. 79 - 87.

3. Мацук, А.М. Реформирование системы среднего специального образования в РСФСР в середине 1950-х годов: причины и последствия / А.М. Мацук // Вопросы исто-

рии и культуры северных стран и территорий.

- 2019. - № 3(47). - С. 29 - 63.

4. ГУРК НАРК. Ф. Р-140. Оп. 2. Д. 5209. Л. 12, 13, 15, 19, 23, 27, 28, 30 - 33, 51, 53, 54, 56 - 58.

5. Российский государственный архив экономики (быв. ЦГАНХ СССР; далее - РГАЭ РФ). Ф. 1562. Оп. 336. Д.Д. 966 - 1001 (Национальный состав населения по СССР, республикам, областям, районам), Д.Д. 256 - 427 (табл. 26 Национальный состав населения районов, районных центров, городов и крупных сельских населенных пунктов).

6. РГАЭ РФ. Ф. 1562. Оп. 336. Ед.хр. 1566а -1566д (Таблица 3,4 Распределение населения по национальности и родному языку).

7. Безносиков, Я.Н. Культурная революция в Коми АССР / Я.Н. Безносиков. - Москва: Изд-во «Наука», 1968. С. 212.

8. Безносиков, Я.Н. Развитие народного образования в Коми АССР / Я.Н. Безносиков.- Сыктывкар: Коми кн. изд-во, 1973. - С. 114.

9. История Коми с древнейших времен до конца хХ века / под.общ.ред. А.Ф. Сметанина.

- Сыктывкар: Коми кн. изд-во, 2004. - Т. 2. - С. 490, 573.

10. Гагиева, А.К. Исторический опыт и проблемы кооперативного образования России в 20 - 90-е годы XX века (на материалах Республики Коми) / А.К. Гагиева. - Саратов: Изд-во ФГОУ ВПО Саратовский ГАУ, 2004. - С. 80.

11. Мацук, А.М. Эволюция форм статистической отчетности средних специальных учебных заведений РСФСР в 1950-х годах (1951/52 -1959/60 учебные годы) / А.М. Мацук // Вопросы истории и культуры северных стран и территорий. - 2020. - № 4 (52). - С. 24 - 52.

12. ГУРК НАРК. Ф. Р-140. Оп. 2. Д. 4251. Л. 37 об.

13. Коми АССР за 50 лет. Статистический сборник / Сост.: Г.А. Братенков, Л.С. Брехова, Р.И. Жал-кова и др. - Сыктывкар: Коми кн. изд-во, 1971.

- С. 13.

• References

1. Natsional'nyi arkhiv Respubliki Komi [National Archive of the Republic of Komi] (NARK). F. P-140. Op. 2. D. 4251. P. 21, 23, 24, 26, 29, 31, 33, 34, 36, 37, 39, 41, 43, 44, 75.

2. Matsuk, A.M Srednee spetsial'noe pedagog-icheskoe obrazovanie v Komi ASSR v seredine 1950-kh - nachale 1960-kh godov (k vopro-su o rezul'tativnosti reformy obrazovaniia N.S. Khrushcheva v SSSR) [Specialized secondary pedagogical education in the Komi ASSR in the mid-1950s - early 1960s (on the problem of the effectiveness of N.S. Khrushchev's education reform in the USSR)] / A.M. Matsuk // Proc. of the Komi Science Centre, Ural Branch, RAS. Series "History and Philology". - 2021. - № 4(50). - P. 79 - 87.

3. Matsuk, A.M. Reformirovanie sistemy srednego spetsial'nogo obrazovaniia v RSFSR v seredine 1950-kh godov: prichiny i posledstviia [Reforming the specialized secondary-education system in the RSFSR in the mid-1950s: causes and consequences] / A.M. Matsuk // Voprosy istorii i

kul'tury severnykh stran i territorii [Historical and cultural problems of northern countries and regions]. - 2019. - № 3(47). - P. 29 - 63.

4. NARK. F. P-140. Op. 2. D. 5209. P. 12, 13, 15, 19, 23, 27, 28, 30-33, 51, 53, 54, 56 - 58.

5. Rossiiskii gosudarstvennyi arkhiv ekonomiki (byv. TsGANKh SSSR) [Russian State Archive of Economics (former Central State Archive of National Economy of the USSR; further - RGAE RF). F. 1562. Op. 336. D.D. 966-1001 (Natsional'nyi sostav naseleniia po SSSR, respublikam, oblastiam, raionam [National composition of the population in the USSR, republics, regions, districts]), D.D. 256-427 (Table 26 Natsional'nyi sostav naseleniia raionov, raionnykh tsentrov, gorodov i krupnykh sel'skikh naselennykh punk-tov [Ethnic composition of the population of regions, regional centers, cities and large rural settlements]).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. RGAE RF. F. 1562. Op. 336. Storage unit 1566a -1566д (Table 3,4 Raspredelenie naseleniia po natsional'nosti i rodnomu iazyku [Distribution of the population by nationality and native language]).

7. Beznosikov,Ya.N. Kul'turnaia revoliutsiia v Komi ASSR [Cultural revolution in the Komi ASSR]. / Ya.N. Beznosikov. - Moscow: Nauka Publ., 1968.

- P. 212.

8. Beznosikov Ya.N. Razvitie narodnogo obrazovaniia v Komi ASSR [The development of public education in the Komi ASSR] / Ya.N. Beznosikov.

- Syktyvkar: Komi Book Publ. House, 1973. - P. 114.

9. Istoriia Komi s drevneishikh vremen do kontsa XX veka [The history of Komi from ancient times to the end of the Xxth century]. - Syktyvkar: Komi Book Publ. House, 2004. - Vol. 2. - P. 490, 573.

10. Gagieva, A.K Istoricheskii opyt i problemy koop-erativnogo obrazovaniia Rossii v 20-90-e gody XX veka» (na materialakh Respubliki Komi) [Historical experience and the problems of cooperative education in Russia in the 1920-1990s of the XX century (based on the materials of the Komi Republic)] / A.K. Gagieva. - Saratov: Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education Saratov State Agrarian University Publ., 2004. - P. 80.

11. Matsuk, A.M. Evoliutsiia form statisticheskoi otchetnosti srednikh spetsial'nykh uchebnykh zavedenii RSFSR v 1950-kh godakh (1951/521959/60 uchebnye gody) [Evolution of forms of statistical reporting of specialized secondary-education institutions of the RSFSR in the 1950s (1951/52 - 1959/60 academic years)] / A.M. Matsuk // Voprosy istorii i kul'tury severnykh stran i territorii [Historical and cultural problems of northern countries and regions]. - 2020. - № 4 (52). - P. 24 - 52.

12. NARK. F. P-140. Op. 2. D. 4251. P. 37 ob.

13. Komi ASSR za 50 let. Statisticheskii sbornik [Komi ASSR for 50 years. Statistical collection] / - Syktyvkar: Komi Book Publ. House, 1971. P. 13.

Статья поступила в редакцию 18.01.2022 The Editorial Office received the paper on 18.01.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.