Научная статья на тему 'Национальный состав первых жителей населенных пунктов коми края XVI века (к вопросу о русской колонизации)'

Национальный состав первых жителей населенных пунктов коми края XVI века (к вопросу о русской колонизации) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
213
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЯ / ЕВРОПЕЙСКИЙ СЕВЕР / КОМИ КРАЙ / КОЛОНИЗАЦИЯ (ЗАСЕЛЕНИЕ) / РУССКИЕ / МИГРАЦИИ / XVI СТОЛЕТИЕ / RUSSIA / EUROPEAN NORTH / KOMI REGION / COLONIZATION (SETTLING) / RUSSIANS / MIGRATIONS / XVI CENTURY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Мацук М.А.

Вопрос об этническом составе населения любой территории Европейского Севера России периода феодализма очень сложен из-за того, что он не акцентирован в сохранившихся документах. Автор статьи делает попытку на основе топонимических данных выяснить этнический состав людей, заселявших в XVI в. ранее пустые территории Коми края. В результате открыта большая роль в это время русских мигрантов в освоении края.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE NATIONAL COMPOSITION OF THE FIRST RESIDENTS OF SETTLEMENTS IN THE KOMI REGION OF THE XVI CENTURY (TO THE PROBLEM OF RUSSIAN COLONIZATION)

The problem of ethnic composition of the population of any territory of the European North of Russia in the period of feudalism is very complicated due to the fact that it is not emphasized in the remaining documents. An attempt is made to find out, on the basis of toponymic data, the ethnic composition of the people previously inhabiting the empty territories of the Komi region in the XVI century. The author analyzed about 370 names of settlements of the Komi territory, highlighted the array of settlements named in accordance with the Russian and Komi traditions, analyzed the data obtained in the framework of the XVI century volosts. As a result, a great role of Russian migrants in the development of the region at that time was discovered. The author believes that migration of the Russian people in the Komi region is connected with the internal policy of the government of Tsar Ivan IV.

Текст научной работы на тему «Национальный состав первых жителей населенных пунктов коми края XVI века (к вопросу о русской колонизации)»

Известия Коми научного центра УрО РАН. № 2(38).

Сыктывкар, 2019

ИСТОРИКО-ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 94:314.7(470.13)" 15"

DOI 10.19110/1994-5655-2019-2-73-81

М.А. МАЦУК

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СОСТАВ ПЕРВЫХ ЖИТЕЛЕЙ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ КОМИ КРАЯ XVI ВЕКА (К ВОПРОСУ О РУССКОЙ КОЛОНИЗАЦИИ)

Институт языка, литературы и истории ФИЦ Коми НЦ УрО РАН, г. Сыктывкар

michailmatsuk@rambler.ru

M.A. MATSUK

THE NATIONAL COMPOSITION OF THE FIRST RESIDENTS OF SETTLEMENTS IN THE KOMI REGION OF THE XVI CENTURY

(TO THE PROBLEM OF RUSSIAN COLONIZATION)

Аннотация

Вопрос об этническом составе населения любой территории Европейского Севера России периода феодализма очень сложен из-за того, что он не акцентирован в сохранившихся документах. Автор статьи делает попытку на основе топонимических данных выяснить этнический состав людей, заселявших в XVI в. ранее пустые территории Коми края. В результате открыта большая роль в это время русских мигрантов в освоении края.

Ключевые слова:

Россия, Европейский Север, Коми край, колонизация (заселение), русские, миграции, XVI сто-

Abstract

The problem of ethnic composition of the population of any territory of the European North of Russia in the period of feudalism is very complicated due to the fact that it is not emphasized in the remaining documents. An attempt is made to find out, on the basis of toponymic data, the ethnic composition of the people previously inhabiting the empty territories of the Komi region in the XVI century. The author analyzed about 370 names of settlements of the Komi territory, highlighted the array of settlements named in accordance with the Russian and Komi traditions, analyzed the data obtained in the framework of the XVI century volosts. As a result, a great role of Russian migrants in the development of the region at that time was discovered. The author believes that migration of the Russian people in the Komi region is connected with the internal policy of the government of Tsar Ivan IV.

Keywords:

Russia, European North, Komi region, colonization (settling), the Russians, migrations, XVI century

Institute of Language, Literature and History, Federal Research Centre Komi Science Centre,

Ural Branch, RAS, Syktyvkar

В XVI столетии территория Коми края начинает стремительно колонизироваться (заселяться, осваиваться). Возникают новые населенные пункты во всех частях края. Наиболее активно процесс создания новых поселений идет: в Сысольской земле-волости (от «ядра» земли-волости к устью р.Сысолы и к границе с Ужгинской волостью), Вычегодской земле-волости (в рамках существовавших ранее территориальных объединений с направлением на восток), на территории современного Удорского района (возникновение конгломерата Глотова Слобода), в северных территориях (возникновение Усть-Цилемской и Ижемской слобод). Этот процесс хорошо известен. Наиболее детально он исследован И.Л.Жеребцовым, установившим на-

чальную историю практически каждого населенного пункта края XVI - XVIII вв. [1].

В то же время остается неизученным вопрос о национальном составе первопоселенцев вновь возникавших населенных пунктов. В XVI столетии не отмечали в документах место выхода мигрантов. Имеются лишь единичные указания на прежнее место жительства первопоселенцев. Так, в волости-погосте Цылибская гора Вычегодской земли-волости деревня Яковенская была основана Тимофеем Вилежанином, т.е. выходцем из волости Ви-легодская Пермца [2, с. 447].

Традиционно считалось, что, если в заселении пустых земель западной части Вычегодской земли-волости определенную роль сыграла миграция русских, то освоение просторов Сысольской земли-волости проходило почти исключительно силами коми.

На наш взгляд, имеется возможность несколько прояснить этот вопрос, используя данные топонимики, а именно названий населенных пунктов. В русской традиции было принято называть вновь возникавшие населенные пункты либо по имени первопоселенца, либо по каким-нибудь ландшафтным особенностям (Большой луг, Низкий бор и т.д.), либо по определенным эмоциональным переживаниям (деревня Удачина и т.д.). Естественно, что все названия давались в русской транскрипции. Этим данная традиция имянаречения населенного пункта отличалась от коми традиции. Там населенные пункты назывались в коми транскрипции и с использованием других маркеров [3]. Анализ названий населенных пунктов, возможно, поможет в решении поставленного вопроса.

Для лучшей наглядности приведем названия населенных пунктов в указанных традициях в параллельных столбцах (см. табл. 1). При написании названия населенного пункта в двух традициях это название помещаем в оба столбца.

Таблица 1

Названия населенных пунктов в русской и коми традициях.

Волость Ужга

Table 1

The names of settlements in the Russian and Komi traditions.

Uzhga volost

Итак, в волости Ужга в равной степени присутствуют обе традиции названия населенных пунктов. Наличие двух починков, названных по русской традиции, может свидетельствовать о том, что

в волости имела место незначительная русская колонизация, причем ее хронология может быть определена как близкая по времени к составлению писцовой книги 1585/86 г. Данное предположение подкрепляется фактом проживания в починке Ле-вонтьевском вероятного основателя этого населенного пункта Левки Олексеева сына.

Сравнивая данные о числе дворов в условно коми и условно русских поселениях, нами получены следующие результаты. В четырех населенных пунктах, названных по русской традиции, было 17 крестьянских дворов жилых и пустых. Плюс в деревне Озенинской, а Клементьевской тож - два двора. Половину (один двор) принимаем за русское поселение. Всего 18 дворов жилых и пустых. В трех населенных пунктах, названных по коми традиции -

43 двора жилых и пустых. Плюс в деревне Озенин-ской, а Клементьевской тож - два двора. Половину (один двор) принимаем за коми поселение. Всего

44 крестьянских двора жилых и пустых. То есть, по числу дворов в Ужгинской волости абсолютно преобладало коми население, при достаточно незначительном (29,03 %) наличии русского населения.

В Вычегодской земле в разных волостях-погостах наблюдается разная картина предполагаемой русской колонизации, поэтому подведем определенные итоги по каждой волости-погосту отдельно и покажем состояние вопроса, характерное в целом для Вычегодской земли-волости (табл. 2).

Таблица 2

Названия населенных пунктов в русской и коми традициях.

Вычегодская земля-волость

Table 2

The names of settlements in the Russian and Komi traditions.

Vychegda land-volost

Название территории Русская традиция Коми традиция

Вычегодская земля-волость

Волость-погост Ирта [2, с. 444 - 446] Деревня Щеголева Погост Ирта

Деревня Софронов-ская Деревня Видзюр

Деревня Якшина Деревня Пастьма

Деревня Дементьев-ская Деревня Грозд

Деревня Офонась-евская Деревня Шорды

Деревня Карпова

Деревня Мартыновская Конец озерья

Деревня Захаров-ская

Починок Романовской

Деревня Березник

Деревня Лопатино

Починок Слободка Харлова

Слободка Харлова на острову

Волость-погост Цылибская гора [2, С. 446 - 447] Погост Цылибская гора Погост Цылибская гора

Деревня Жуковская Деревня Веговская

Деревня Речка на речке на Войжемке Деревня Мылака-денская

Название территории Русская традиция Коми традиция

Волость Ужга [2, с. 442 - 443] Деревня на ручье Клементьевская Погост Ужга

Починок Ивашка Игумнова Деревня Озенинская, а Клементьевская тож

Деревня Озенинская, а Клементьевская тож Погост Колгорт

Починок Левонтьев-ской Деревня Шарга

Деревня на Гриве

Название территории Русская традиция Коми традиция

Починок Даншин

Деревня Дмитреев-

ская

Деревня Резанов-

ская

Деревня Дорофеев-

ская

Деревня Олексеев-

ская

Деревня Яковенская Тимофея Вилежени-

на

Деревня Савушин-ская,а Боландина

тож

Деревня Ечкинская

Волость-погост Лена [2, с. 447 - 449] Погост Лена на речке на Лене Деревня Василья Понарьина, Курчем тож

Деревня Гаврилов-

ская

Деревня другая Гавриловская

Деревня Захарьин-

ская

Деревня другая Захарьинская

Деревня Шубинская

Деревня Огарков-

ская

Деревня Шилевская

Деревня Михалев-

ская

Деревня Юрчаков-

ская

Деревня Суховская

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Деревня Ортемов-

ская

Деревня Онаньин-

ская

Деревня Ондреяново

Деревня другая Ондреянова

Деревня Прислон

Деревня Ярыгинская

Деревня Клементь-евская Пестова

Деревня Клементь-

евская другая

Деревня Конец При-

слона

Деревня Ортемов-

ская, а Яринская тож

Деревня Василья Понарьина, Курчем

тож

Деревня Осиповская

Деревня Яковлев-

ская

Волостка Вадья [2, с. 449 - 450] Деревня Палкинская Деревня Базлук

Деревня Ляпунов-ская Деревня другой Базлук

Деревня Борисов- Деревня Воблов-

ская ская (?)

Деревня Юрьевская

Деревня Васильев-

ская

Деревня Романов-

ская

Деревня Борисов-

ская

Деревня Сидоров-

ская

Деревня Ивановская Глухова

Деревня Юрьевская

Деревня Даниловская

Деревня Савинская

Продолжение табл. 2

Название территории Русская традиция Коми традиция

Деревня другая Савинская

Деревня Рединская

Деревня Ниской Бор

Волость-погост Туглим [2, с. 451] Деревня Дмитреев-ская Погост Туглим

Деревня Прилук

Деревня Никонов-

ская

Деревня Митинская

Деревня Исток

Деревня Березник

Деревня Перейма

Волость-погост Ошлапье Деревня Кремлева Погост Ошлапье

[2, с. 451 - 453]

Деревня Заболотная Деревня Зайва (?)

Починок Слопечник Деревня Курчевская, Сметанинская тож

Деревня Губинская

Деревня Васильев-

ская

Деревня Юринская

Деревня Красная

Деревня Курчевская, Сметанинская тож

Деревня Удачина

Деревня другая Удачина

Деревня Харитонов-

ская

Деревня Бабина гора

Деревня Чаща

Деревня другая Чаща

Деревня Огафонов-

ская

Деревня Резанова

гора

Деревня Прислон

Волость-погост Деревня Голяшева Погост Шоном

Шоном [2, с. 453 - 459] гора

Деревня Лакширева (?) Деревня Колимова (?)

Деревня другая Лакширева (?) Деревня Иелская

Починок Лакширев (?) Деревня Вахтина

Деревня Воробьев- Деревня Чмутов-

ская ская

Деревня Березник Деревня Будрино (?)

Деревня Фоминская Деревня Шоном

Деревня Голяшева Деревня Тылавыл

Деревня другая Голяшева Деревня Лантыш

Деревня Наумова Починок Сонноры

Деревня Ерофеева, Наумова тож Деревня Ягдар

Деревня Клементь-

евская

Деревня Конанов-

ская

Деревня Софронов-

ская

Деревня Чирикова

Деревня Олексеев-

ская

Деревня Степанов-

ская

Деревня Бакетовская

Деревня Фомина

Деревня Кирилова Подгорная

Деревня Васильев-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ская

Деревня Желудев-

ская

Окончание табл. 2

Название территории Русская традиция Коми традиция

Деревня Кобычева

Деревня Деминская

Деревня Вахрушев-ская

Деревня Самковская

В Наволоке деревня Илье

Деревня Кобычева

Деревня Максимова Бобыкова

Деревня Борзунов-ская

Деревня Кириловская

Деревня Ермолинская

Деревня Наволок

Деревня Березник, Шилнова тож

Деревня Заборья

Деревня Залужья, Гришово тож

Деревня Бушуева

Деревня Иванова Пронина

Деревня Княжича

Деревня Прошова

Деревня Гаврилов-ская

Деревня Матвеевская

Деревня Брусовин-ская

Деревня Семена Прошева

Деревня Семеновская

Деревня Левинская

Деревня Мосеевская

Деревня Выямково

Починок Княжной Мыс

Волость-погост Жошерт [2, с. 459 -460] Деревня Мосеевская Погост Жошерт

Деревня Ремья

Деревня Межог

Волость-погост Гам [2, с. 460] Деревня Гам

Волость-погост Шожем [2, с. 460 -462] Деревня Новоселец, что было Чюдцкое городище Погост Шожем

Деревня другой Новоселец Погост Вездынь

Деревня Канцамас

Деревня Арабоч

Волость Тыдор

Деревня Карса

Деревня Палевицы

В волости-погосте Ирта наблюдается достаточно большое количество поселений, названных по коми традиции. Из 18 населенных пунктов волости-погоста пять (27,78%), включая сам погост, именно такие. Остальные населенные пункты названы в соответствии с русской традицией. Что касается числа дворов в населенных пунктах указанных традиций, то в населенных пунктах, названных по русской традиции, зафиксированы в писцовой книге 1585/86 г. 41 (56,16%) крестьянский двор жилой и пустой; в населенных пунктах, названных по коми традиции - 32 (43,84%). Вероятно, в этой волости, в связи с русской колонизацией, русское население росло, но и коми к моменту описания 1585/86 г. составляло еще большую часть населения волости-погоста, но уже менее половины его.

В волости-погосте Цылибская гора три (23,08%) населенных пункта из 13 носят коми наименования, 10 - русские. В названии погоста, вероятно, проявилось стремление общины уточнить географическое расположение населенного пункта. Отсюда добавление слова «гора». В населенных пунктах, названных по коми традиции, было 10 (32,26%) дворов крестьянских дворов и 21 (67,74%) двор жилой и пустой в населенных пунктах, названных по русской традиции. В этой волости русского населения было больше в относительных величинах, чем в соседней волости Ирте.

В волости-погосте Лена зафиксировано лишь одно название населенного пункта в коми традиции - «Курчем». Притом одновременно этот населенный пункт назван и по русской традиции «Деревня Василия Понарьина». Все остальные населенные пункты этой волости (23 населенных пункта) носят русские названия. В населенном пункте, названном и в коми, и в русской традиции, было два двора. То есть, всего один двор из 65 считается принадлежащим коми крестьянину. Все остальные дворы населены русскими. Получается, что волость Лена была населена почти исключительно русскими мигрантами.

В волостке Вадья три (16,67%) из 18 населенных пунктов названы по коми, а 15 - по-русски. В трех коми населенных пунктах было шесть (13,64%) крестьянских дворов, а в русских - 38 (86,36%). Итак, во время описания 1585/86 г. основное население этой волостки - русское.

В волости-погосте Туглим лишь название самого погоста отмечено в коми традиции. Остальные семь населенных пунктов названы в соответствии с русской традицией. Что касается числа дворов, то на погосте было четыре крестьянских двора, а в деревнях - 21. То есть условно коми население в волости-погосте Туглим проживало в 16% дворов, а русское - в 84% дворов.

В волости-погосте Ошлапье три (15,79%) населенных пункта из 19 названы по коми традиции. Причем один из них имеет название в двух традициях: «Деревня Курчевская, Сметанинская тож». В условно коми населенных пунктах было 15 (27,27%) дворов, учитывая «дворы врозни», стоявшие у погоста, в русских населенных пунктах - 40 (72,73%) дворов.

В волости-погосте Шоном 11 (18,33%) населенных пунктов из 60 названы в соответствии с коми традицией, остальные - по-русски. Обращает на себя внимание тот факт, что в этой волости большая группа населенных пунктов, названных по коми, была отмечена в одном территориальном кусте - от Еренского городка вверх по р. Вычегде. В коми населенных пунктах зафиксировано 64 (34,59%) двора, в русских - 121 (65,41%). Эти цифры, в сравнении с данными о населенных пунктах, говорят о том, что коми население тут старожильческое, проживающее в сравнительно крупных поселениях, а русское население - это новоприход-цы. И живут они в малодворных, вероятно, недавно перед составлением писцовой книги 1585/86 г. основанных населенных пунктах.

В волостях-погостах Жошерт, Гам и Шожам, расположенных восточнее волости-погоста Шоном, преобладают коми названия. Хотя в волости-погосте Жошерт имелся один населенный пункт, а в волости-погосте Шожем - два, названных в соответствии с русской традицией.

В волости-погосте Жошерт в населенных пунктах, названных по коми традиции, зафиксировано 53 (94,64%) двора крестьянских, и в одном населенном пункте, условно, русском, - три (5,36%) двора.

В волости-погосте Гам, состоящем из одного населенного пункта, коми составляли 100% населения.

Наконец, в волости-погосте Шожем в коми населенных пунктах было 82 (86,32%) крестьянских двора, а в населенных пунктах, названных по русской традиции, - 13 (13,68%). То есть в этих волостях-погостах Вычегодской земли концентрировалось коми население. Однако и сюда проникали отдельные русские переселенцы.

Таким образом, картина русской колонизации Вычегодской земли-волости выглядит приблизительно так. Вероятно, к началу XVI в. коми поселения весьма неравномерно занимали территорию этой земли-волости. Наиболее густое расселение коми было (если брать территорию современного Ленского района Архангельской области) вблизи Еренского городка и, особенно к востоку от него. В результате христианизации коми в местах, наиболее важных для коми-пермян, воздвигались православные храмы и устраивались погосты. Но там почти не возникали коми сельские поселения. Поэтому русские колонисты селились на практически пустых пространствах. Отсюда, возможно, зафиксированная писцовой книгой 1585/86 г. картина подавляющего превосходства русских поселений над поселениями, названными в коми традиции. Мы можем, с определенной долей условности, назвать время основания части русских поселений в связи с тем, что писцовая книга фиксирует в качестве жильцов деревень и починков или крестьян, предположительно, по имени которых были названы населенные пункты, или их сыновей. В волости-погосте Ир-та - таких пять населенных пунктов; в волости-погосте Цылибская гора - три; в волости-погосте Лена - семь; в волостке Вадье - два; в волости-погосте Туглим - два; в волости-погосте Ошлапье -два; и в волости-погосте Шоном - 10 населенных пунктов. Всего на центральной и западной территории Вычегодской земли-волости (современного Ленского района Архангельской области) был основан, как минимум, 31 населенный пункт во время между двумя описаниями 1564 и 1585/86 гг. Необходимо также подчеркнуть, что уже к концу XVI столетия сложилось, по данным о населенных пунктах, разделение Вычегодской земли-волости на коми и русскую части с подавляющим превосходством соответственно коми и русских в «своих» частях. Это подтверждается и данными о числе дворов в условно коми и русских населенных пунктах.

В волости Глотова слобода почти поровну зафиксированы населенные пункты, имевшие на-

звания в русской и коми традициях: соответственно шесть и восемь (табл. 3). Определить точно число дворов в населенных пунктах указанных традиций не представляется возможным, так как деревня Вантанская была припущена к погосту Глотова слобода, а деревня Ручей - к деревне Шарыба. И фиксация дворов проводилась в обоих случаях совместно основного населенного пункта с припущенным к нему. Если мы берем остальные населенные пункты, то получается, что в населенных пунктах с русскими названиями было три двора. Еще в двух населенных пунктах дворов не осталось. В коми населенных пунктах зафиксировано 48 дворов.

Таблица 3

Названия населенных пунктов в русской и коми традициях.

Волость Глотова слобода

Table 3

The names of settlements in the Russian and Komi traditions.

Volost Glotovo village

Название территории Русская традиция Коми традиция

Волость Глотова слобода [2, с. 464 - 466] Погост Глотова слобода Деревня Вантанская

Деревня Макарова на реке на Мезени Деревня Вылюб вверх по Мезени

Деревня займища Глотова за рекою за Мезенью Деревня Буткон над озером над Бутконом

Починок Петрово селище Погост Кослон-ской по реке по Мезени

Починок усть Кослонского озера Деревня Юкшера

Деревня Ручей Деревня Шарыба

Деревня Разварга

Деревня Вылюб

Вероятная картина русской колонизации этой территории выглядит так: пустое место в Удорской тайге было отдано царской грамотой некоему сло-бодчику Глотову. Первоначально, видимо, русские мигранты селились в самой слободе и ближайших окрестностях ее. Одновременно или позднее территория этой волости-погоста стала заселяться коми населением из соседней Удорской волости. К моменту описания 1585/86 г. коми уже составляло, как минимум, более половины населения этой волости.

Анализируя данные по Сысольской земле-волости, как и в случае с Вычегодской землей, рассмотрим сначала ситуацию в каждой волости-погосте, а в конце подведем общий итог в целом по Сысольской земле-волости (табл. 4).

В волости-погосте Вотча - центре Сысоль-ской земли-волости - коми названия населенных пунктов (10, или 71,43%) преобладали над русскими (4, или 28,57%, из них только три деревни были жилыми в момент описания 1585/86 г.) названиями. Что касается числа дворов, то в двух русских деревнях было шесть дворов, и в одной деревне, вместе с припущенной к ней деревней, носящей коми название, три двора. Предположим, что в «главной» деревне Савинской было два двора, а в

Таблица 4

Названия населенных пунктов в русской и коми традициях. Сысольская земля-волость

Table 4

The names of settlements in the Russian and Komi traditions. Sysola land-volost

Название территории Русская традиция Коми традиция

Сысольская зем-

ля-волость

Волость-погост Деревня Савинская Погост Вотча

Вотча

[2, с 469 - 470]

Деревня на Исадех Деревня Киличея

Деревня Семь мостов Деревня Карчюй

Пустошь, что была деревня Городок Чудской Деревня Выльгорт

Деревня Чюлипалры

Деревня Изжьды

Деревня Кучеб

Деревня Зеры, Уяндер тож

Деревня Вадыб

Починок, что была

пустошь Куниб

Волость-погост Визенга Деревня Дементиев-ская Погост Визенга

[2, с. 470 - 472]

Деревня Оксенов- Деревня Межатила

ская

Деревня Модорбка, Кузмино тож Деревня другая Межатыла

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Деревня другая Оксеновская Деревня Бенгав

Деревня Новинка Деревня Иб

Деревня под сосною Деревня Иб Большой

Починок Микулин Деревня Модорбка, Кузмино тож

Починок Онтонов Деревня Кычяныб

Починок Макаров Деревня другая Большой Кычаныб

Деревня Мотково

Деревня Лычем

Деревня Инпон

Деревня Меньшая Койтла

Деревня Большая Котла

Волость-погост Кибра [2, с. 472 - 474] Займище Дарьинское (?) Погост Кибра

Починок Ивашка Никитина Деревня Велпон

Деревня Сурма

Починок Волим

Деревня Ношуй, а Дандор тож

Деревня Мом

Деревня Руч

Деревня Гошур

Деревня Сенега

Деревня Упан

Деревня Микайдыр

Деревня Раквадска

Деревня Шориб

Деревня другая Шарыб

Деревня Ягиб

Деревня Раскей

Деревня Раща

Деревня Ейтула

Деревня Чюскаил

Волость-погост Пыелда [2, с. 474 - 476] Деревня Игнатьев-ская Погост Пыелда

Починок Воронцово Деревня Кичяны

Продолжение табл. 4

Название территории Русская традиция Коми традиция

Деревня Бурова Деревня Каящина

Деревня другая Бурова Деревня Кудринское, а Истаныб тож

Деревня Кудринское, а Истаныб тож Починок Шаяг

Починок на Чюцком городище Деревня Тылаю, а Сердюковская тож

Деревня Петуховская Деревня Тылябых, а Дьяковская тож

Деревня Тылаю, а Сердюковская тож Деревня Чюкаил

Деревня Ременево Деревня Реталы

Деревня Тылябых, а Дьяковская тож Деревня другой Ретел

Деревня Березники Деревня Еныг

Починок Бор Деревня Большой Кангорт Паначева

Починок Калинин Деревня Кангорт

Деревня Березник Починок Лунегов-ской

Деревня другое Чютцкое Городище

[Деревня] Подсосено

Деревня Тепловская

Починок Новинской

Починок Олешинской

Починок Пашковской

Починок Роспашь

Иванка Степанова

Починок Марка Кор-

жевина

Починок Заозерье за рекою за Сысолою

Починок Ротьки

Степанова

Волость-погост Межадор [2, с. 476 - 477] Деревня Михалев-ская Деревня Ижмосов

Деревня Яковлев-

ская

Деревня Ондреев-

ская

Деревня Родионов-

ская

Волость-погост Иб Деревня Каменная Погост Иб Большой

Большой

[2, с. 477 - 478]

Деревня Подальная Деревня Чюлиб

Деревня Прислон

Деревня Подгорная

Починок подле Горо-

дища

Деревня Филинская

Деревня Березник

Деревня Еремовская

Починок Березники

Деревня Павловская

Волость-погост Иб Деревня Большее

Меньшой Поле

[2, с. 478 - 479]

Деревня Шульгина

Деревня Федотов-

ская

Волость-погост Деревня Степанов-

Гарья [2, с. 479] ская

Деревня Михалев-

ская

Деревня Олексеев-

ская,

а Микулинская тож

Деревня другая Степановская

Починок Исаков

Волость-погост Пажга Деревня Офонинская Погост Пажга

[2, с.479 - 480]

Деревня Борисовская Деревня Гаюзовская

Деревня Павловская Деревня Лезбоив-ская

Окончание табл. 4

Название территории Русская традиция Коми традиция

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Починок Зыков Деревня Песегов-ская

Починок вдовы Ов- Деревня Сертякова

дотьицы

Пустошь Илтыдор

Деревня Кичагорт

Деревня Екановская

Деревня Патчимкас

Деревня Лозома, что был погост

Лозома

Волость-погост Деревня Онаньин- Погост Шошки

Шошки ская

[2, с. 480 - 482]

Деревня Ярофеев- Деревня Олексеев-

ская ская, что был написан погост Вильгорт

Деревня Петрушин- Починок Ошкин (?)

ская

Деревня Митинская

Деревня Гридинская

Деревня Выставок Петровские деревни

Деревня Олексеев-

ская, что был напи-

сан погост Вильгорт

Деревня Максимов-

ская

Починок Офонасьев

Деревня Петровская

Починок Олексеев-

ской на Горнове

полянке

Деревня Васильевская на Долгой по-

лянке

Деревня Матфеев-

ская

Деревня Сидоров-

ская

Деревня Офонасьев-

ская

Починок Березник

Починок Софронов-

скои

Деревня Титовская

Волость-погост на Погост на усть Сысо- Починок Емовской

усть Сысоле реки [2, с. 482 - 484] ле реки

Починок Каменой Деревня Парчега на Прорвеве

Починок Ереминский Деревня Часовая над истоком над Курьею (?)

Починок Ивановской Починок Пезям

Починок Федоров- Починок Мачга

ский

Починок Каменистой

Починок Иванка

Вежова

Деревня Петровская

Починок Фроловской

Починок Боровинка

Починок Ильинской

Починок Гудинково

Слободка Шулгина

Починок Верхней Зеленец

Починок другой Зе-

ленец

припущенной к ней деревне Киличея - один двор. Тогда в трех деревнях, названных по русской традиции, было восемь крестьянских дворов (15,69%). В населенных пунктах, названных по коми традиции, - 43 (84,31%) крестьянских двора, т.е. основное население этой волости - коми. Вероятно, не-

многочисленные русские мигранты обосновались в этой волости задолго до составления писцовой книги 1585/86 г., может быть в первой половине XVI столетия.

В волости-погосте Визенга семь населенных пунктов названы по русской традиции и 13 - по коми. Плюс один населенный пункт имеет название в двух традициях: «Деревня Модорбка, Кузмино тож». Три, условно русских, населенных пункта при описании 1585/86 г. имели статус починка, т.е. сравнительно недавно основанного поселения. Причем в двух из них проживали дети основателя починка, а в одном - сам основатель населенного пункта. Это также говорит о том, что данные населенные пункты были образованы сравнительно недавно перед составлением указанной писцовой книги. Теперь посмотрим на количество дворов в условно русских и условно коми населенных пунктах данной волости. В русских населенных пунктах было 14 дворов крестьянских, плюс в деревне Модорбка, Кузьмино тож - всего три. Даже если будем считать, что в данной деревне из трех наличных - два двора русских мигрантов, то общая сумма получится равной 16 дворам. В коми населенных пунктах зафиксировано 50 крестьянских дворов, плюс условно один двор деревни Модорбка, Кузьмино тож, всего 51 двор. Итак, условно русских дворов крестьян в волости-погосте Визенга было 23,88%, а коми дворов - 76,12%. Таким образом, в сравнительно густо населенной волости Визенга также возникли русские поселения, однако число дворов осевших там русских переселенцев было немного, по сравнению с коми населением.

В волости-погосте Кибра в Сысольской земле-волости зафиксировано наименьшее количество основанных русскими населенных пунктов. Русских населенных пунктов было всего два, а коми - 19. Причем оба населенных пункта возникли незадолго перед составлением писцовой книги 1585/86 г., о чем свидетельствуют и их названия: одно названо займищем, а другое - починком. В разрезе количества дворов цифры по русским и коми населенным пунктам такие: в двух русских населенных пунктах -два двора (3,39%), причем во дворе в починке Ивашка Никитина проживал сам основатель этого населенного пункта. В коми населенных пунктах было зафиксировано 57 крестьянских дворов (96,61%).

В волости-погосте Пыелда русские названия преобладают. Населенных пунктов, названных в русской традиции, в писцовой книге 1585/86 гг. зафиксировано в этой волости 21 (60%), в коми традиции - 11 (31,43%). Еще три населенных пункта (8,57%) имеют двойные названия в коми и русской традициях: деревня Кудринское, а Истаныб тож; деревня Тылаю, а Сердюковская тож; деревня Ты-лябых, а Дьяковская тож. Что касается количества крестьянских дворов, то русских в населенных пунктах, условно было зафиксировано 26 дворов, в коми - 25; в трех населенных пунктах с двойными (коми-русскими) названиями - семь дворов. Если условно разделим эти дворы, отдав русским три, а коми - четыре двора, то получится, что в этой волости в конце XVI в. было по 29 русских и коми

дворов. Такая картина, на наш взгляд, могла произойти из-за того, что пространства этой волости достаточно активно заселялись русскими мигрантами, основавшими большое количество, в основном, однодворных населенных пунктов. Время основания четырех населенных пунктов определяется указанием на проживание там их основателей, т.е. это 1570-е - начало 1580-х гг.

В волости-погосте Межадор было пять населенных пунктов, из которых четыре (80%) названы в соответствии с русской традицией и лишь один (20%) - с коми традицией. В них было 26 крестьянских дворов, в том числе в русских населенных пунктах - 17 (65,38%), и в коми населенном пункте - девять (34,62%) дворов. Вероятно, такая картина сложилась задолго до описания 1585/86 г., и возникновение русских поселений в этой волости предположительно можно отнести к первой половине XVI столетия, а может быть и ранее.

Волость-погост Иб Большой демонстрирует примерно такую же картину по соотношению населенных пунктов русских и коми. Из 12 населенных пунктов 10 (83,33%) названы в русской традиции и два (16,67%), включая погост Иб, - в коми традиции. В коми населенных пунктах было четыре (10%) двора крестьянских, а в русских - 36 (90%). Что касается времени основания населенных пунктов, названных в русских традициях, то можно предположить, что большая часть из них, так же, как и в волости-погосте Межадор, возникла задолго до описания 1585/86 г., а три из них (деревня Филин-ская, в которой на момент составления писцовой книги 1585/86 г. проживали дети основателя деревни, а также починки Подле Городища и Березники) во время, близкое к составлению этого описания.

Волости-погосты Иб Меньшой и Гарья на 100% включали в себя населенные пункты, названные в русской традиции. Но, если все три населенных пункта Иба Меньшого ко времени проведения описания 1585/86 г. уже, вероятно, существовали достаточно долго, то в волости Гарья два (деревня Михалевская и починок Исаков) из пяти населенных пунктов были основаны сравнительно недавно перед проведением указанного описания. В деревне Михалевской оба двора принадлежали сыновьям основателя деревни, а в починке Исакове жил сам основатель этого населенного пункта.

Совершенно другая картина наблюдается в соседней с волостью Гарья волости-погосте Пажга. Там населенные пункты, названные в соответствии с коми традицией, заметно превалируют над русскими. Из 15 населенных пунктов волости 10 (66,67%) названы по коми и пять (33,33%) по-русски. В русских населенных пунктах было шесть (22,22%) дворов крестьянских, а в коми населенных пунктах - 21 (77,78%). Время основания трех из пяти русских поселений можно определить, как достаточно близкое к моменту проведения описания 1585/86 г. В деревне Борисовской и починке Зыкове проживали сыновья основателей населенных пунктов, а основательница починка вдова Ов-дотьица на момент описания еще была сама жива.

В волости-погосте Шошка названные в соответствии с русской традицией населенные пункты (17 или 85%) подавляющим образом преобладают над населенными пунктами, названными по коми (2 или 10%). Один населенный пункт, названный по русски, возник на месте бывшего коми населенного пункта и носит двойное название. К коми дворам можно отнести всего два двора (5,88%), включая принятое нами деление пополам общего количества дворов населенного пункта, носящего двойное название. Русских дворов значительно больше - 32 (94,12%). В этой волости, которая ко времени составления писцовой книги 1585/86 г. активно заселялась, достаточно определенно можно сказать о времени основания нескольких как русских, так и коми населенных пунктов: починки Ошкин, Офо-насьев, Олексеевской на Горнове полянке, Берез-ник и Софроновский - по определению новые населенные пункты. В деревне Гридинской и починке Софроновском проживали сыновья основателей населенных пунктов, а в деревне Онаньинской, деревне Олексеевская, что был написан погост Виль-горт, починке Офонасьевом и деревне Офонасьев-ской проживали сами основатели этих населенных пунктов. То есть многие населенные пункты этой волости возникли незадолго до составления писцовой книги 1585/86 г.

В волости-погосте на устье р.Сысолы ко времени составления писцовой книги 1585/86 г. была наибольшая, среди всех рассмотренных нами выше волостей, доля новых поселений - починков, что свидетельствует о современном, для конца XVI столетия, процессе колонизации этой территории. Из 20 населенных пунктов волости 15 (75%) названы в соответствии с русской традицией, и пять (25%) - с коми традицией. Что касается числа дворов в населенных пунктах русских и коми, то тут цифры такие: в населенных пунктах, названных по русской традиции, зафиксировано писцами 43 крестьянских двора, в коми населенных пунктах - 17. Один населенный пункт, однодворный починок фигурирует без названия. Итак, в русских населенных пунктах было зафиксировано 71,67% крестьянских дворов волости, в коми населенных пунктах -28,33%.

Следовательно, в Сысольской земле-волости русская миграционная волна наблюдается во всех волостях-погостах, но с разной степенью успешности. Если в волостях Вотча, Визенга, Кибра и Пажга коми населенные пункты и коми население преобладают, иногда существенно, над русскими населенными пунктами и русским населением, то в других волостях-погостах фиксируется противоположная картина. Исключение представляет волость-погост Пыелда, где, несмотря на преобладание населенных пунктов, названных в соответствии с русской традицией, коми и русское население примерно составляют по 50% населения (крестьянских дворов). Вероятно, Сысольская земля была заселена коми населением достаточно плотно лишь в пределах указанных выше четырех волостей-погостов. В прилегающих волостях существовали, видимо, еще в начале, или первой половине XVI

столетия только отдельные, незначительные по населенности, коми деревни. Ликвидация угрозы вогульских набегов и, возможно, рост коми населения в старожильческих районах обусловили рост миграционной активности коми как в направлении устья р. Сысолы, так и в направлении достаточно пустого пространства, отделяющего Сысольскую землю и Ужгинскую волость, в первую очередь в границах волости-погоста Пыелда.

На наш взгляд, русская колонизация пустых пространств Сысольской земли-волости могла проходить в два этапа. Первый этап - реализован в конце XV - начале XVI вв. в процессе строительства крепостей, охранявших Пермскую епархию от набегов с юга. Около крепостей, и особенно возле административного центра Сысольской земли -Ибского городка, возникали редкие поселения русских крестьян, вероятно, случайно оказавшихся в далеком Коми крае. Второй этап - наиболее масштабный миграционный поток русских переселенцев - образовался, на наш взгляд, за одно - два десятилетия, возможно немного дольше, перед описанием 1585/86 гг. Об этом свидетельствуют, во-первых, массовое использование в волостях-погостах в нижнем течении р.Сысолы наименования населенных пунктов починками, и, во-вторых, свидетельствами о заселении населенных пунктов возможными основателями или их сыновьями.

Таким образом, русская крестьянская колонизация Коми края в XVI в. была реальным событием и достаточно сильным средством заселения просторов Коми края. Но что толкало русских крестьян к миграции в далекий Коми край? Причины миграции в конце XV - начале XVI вв. (первый поток) и во второй половине XVI столетия (второй поток), на наш взгляд, разные. Причины первого потока мигрантов, вероятно, связаны с церковно-адми-нистративным освоением Коми края. В это время русских крестьян церковные власти, близкие к епископам Пермским (Усть-Вымским), призывали селиться возле создаваемых храмов и монастырей, а окружение Вымских князей - Пермских (Вымских) волостелей звали крестьян поселяться вблизи создаваемых крепостей (городков). Возможно, общий поток переселенцев был незначительным. Косвенно на это указывают более поздние по времени трудности слободчика И.Д. Ластки заселить Усть-Цилемскую слободу. Второй миграционный поток с большой долей вероятности связан с бегством людей из центральных и северо-западных территорий государства из-за политики террора, развязанной правительством Ивана IV против населения собственной страны. Известно, что в ряде центральных уездов и в Новгородских землях запустение к 1580-м гг. по сравнению с серединой века было колоссальным и доходило до 60% и более. Крестьяне бежали оттуда не только в Коми край. По данным А.И. Копанева, «во второй половине XVI в. происходит уменьшение населения в Заонежских погостах и в Карго-польском уезде». В то же время население «на Мезени» «к 80-м годам XVI в. по сравнению с серединой века ... увеличилось в четыре раза». «В XVI в.

наблюдалось усиленное движение населения на Вятку. В верхнем ее течении основываются города Слободской и Шестаковский, ставшие скоро центрами сельских волостей. ... О беспрерывности притока сюда населения свидетельствуют описания. По дозорной книге Федора Рязанцева, в волости Воловичи Слободского уезда 1595 - 1596 гг. значится 44 починка и только две деревни» [4]. По-видимому, в Коми край, как и, например, в Мезенскую волость, попадали те мигранты, которые по каким-либо причинам не могли осесть в более близких к местам их выхода районах, в частности, на Вятке. Значительное количество людей, вынужденных покинуть свои родные места, предопределило, в частности, то, что и просторы Коми края в XVI столетии в большой степени заселялись (осваивались) русскими мигрантами.

Статья подготовлена в рамках выполнения плановой темы НИР Института языка, литературы и истории Коми НЦ УрО РАН.

Литература

1. Жеребцов И.Л. Населенные пункты Республики Коми: Историко-демографический справочник. М.: Наука, 2001. 580 с.

2. Зимин АА., Копанев А.И. Материалы по истории Вымской и Вычегодской земли конца XVI в. // Материалы по истории Европейского Севера СССР. Северный археографический сборник. Вып. 1. Вологда, 1970.

3. Афанасьев А.П. Топонимия Республики Коми. Словарь-справочник. Сыктывкар: Коми книжное издательство, 1996. 207 с.

4. История северного крестьянства. Т. 1. Крестьянство Европейского Севера в период феодализма. Архангельск: Северо-Западное книжное издательство, 1984. С. 99, 100.

References

1. Zherebtsov I.L. Naselennye punkty Respubliki Komi [Settlements of the Republic of Komi]. Moscow: Nauka, 2001. 580 p.

2. Zimin АА., Kopanev А-I. Materialy po istorii Vymskoj i Vychegodskoj zemli kontsa XVI v. [Materials on the history of Vym and Vychegda lands of the end of the XVI century] // Materials on the history of the European North of the USSR. Northern archaeogra-phical collection. Issue 1. Vologda, 1970.

3. Аfanasyev А.P. Toponimiya Respubliki Komi. Slovar'-spravochnik [Toponymy of the Republic of Komi. Dictionary reference]. Syktyvkar: Komi Book Publ., 1996. 207 p.

4. Istoriya severnogo krest'yanstva. 1 tom. Krest'yanstvo Evropejskogo Severa v period feodalizma [The history of the northern peasantry. Vol. 1. The peasantry of the European North in the period of feudalism]. Arkhangelsk: North-Western Book Publ., 1984. P. 99, 100.

Статья поступила в редакцию 14.02.2019.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.