Научная статья на тему 'Национальный режим при осуществлении закупок: проблематика и перспективы новаций'

Национальный режим при осуществлении закупок: проблематика и перспективы новаций Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
закупки / тендер / национальный режим / приоритет / импортозамещение / procurement / tender / national regime / priority / import substitution

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Марина Викторовна Мякинькова

В статье рассматриваются проблематика и перспективы новаций института национального режима при осуществлении закупок госкомпаниями. Национальный режим в закупках является одним из элементов политики импортозамещения. Вместе с тем на протяжении существования данного института наблюдались проблемы правоприменения. Актуальность статьи обусловлена реформированием института в 2024 г., что вызвано недостаточно устойчивым положением экономики России в текущей политической ситуации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Марина Викторовна Мякинькова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

National regime for procurement: issues and prospects for innovations

The article discusses the problems and prospects for innovations of the institution of national treatment in procurement by state-owned companies. National treatment in procurement is one of the components of the import substitution policy. At the same time, over the many years of the existence of this institution, problems of law enforcement have been observed. The relevance of the article is due to the reform of the institute in 2024, which is caused by the insufficiently stable position of the Russian economy in the current political situation.

Текст научной работы на тему «Национальный режим при осуществлении закупок: проблематика и перспективы новаций»

Образование. Наука. Научные кадры. 2024. № 3. С. 53 — 57. Education. Science. Scientific personnel. 2024;(3):53 — 57.

ЧАСТНО-ПРАВОВЫЕ (ЦИВИЛИСТИЧЕСКИЕ) НАУКИ

Научная статья УДК 346.6

https://doi.org/10.24412/2073-3305-2024-3-53-57 NIION: 2007-0062-3/24-122

EDN: https://elibrary.ru/BVMCNH MOSURED: 77/27-004-2024-03-322

Национальный режим при осуществлении закупок: проблематика и перспективы новаций

Марина Викторовна Мякинькова

Государственный университет управления, Москва, Россия, for_marina@mail.ru

Аннотация. В статье рассматриваются проблематика и перспективы новаций института национального режима при осуществлении закупок госкомпаниями. Национальный режим в закупках является одним из элементов политики импортозамещения. Вместе с тем на протяжении существования данного института наблюдались проблемы правоприменения. Актуальность статьи обусловлена реформированием института в 2024 г., что вызвано недостаточно устойчивым положением экономики России в текущей политической ситуации. Ключевые слова: закупки, тендер, национальный режим, приоритет, импортозамещение

Благодарности: автор благодарит за помощь при написании статьи научного руководителя Ф.Г. Мышко, доктора юридических наук.

Для цитирования: Мякинькова М.В. Национальный режим при осуществлении закупок: проблематика и перспективы новаций // Образование. Наука. Научные кадры. 2024. № 3. С. 53 — 57. https://doi.org/10.24412/2073-3305-2024-3-53-57. EDN: https://elibrary.ru/BVMCNH.

PRIVATE LEGAL (CIVILITY) SCIENCES

Original article

National regime for procurement: issues and prospects for innovations

Marina V. Myakinkova

State University of Management, Moscow, Russia, for_marina@mail.ru

Abstract. The article discusses the problems and prospects for innovations of the institution of national treatment in procurement by state-owned companies. National treatment in procurement is one of the components of the import substitution policy. At the same time, over the many years of the existence of this institution, problems of law enforcement have been observed. The relevance of the article is due to the reform of the institute in 2024, which is caused by the insufficiently stable position of the Russian economy in the current political situation.

Keywords: procurement, tender, national regime, priority, import substitution

Acknowledgements: the author is grateful for the help in writing the article to scientific adviser F.G. Myshko, Doctor of Law.

For citation: Myakinkova M.V. National regime for procurement: issues and prospects for innovations // Obrazo-vaniye. Nauka. Nauchnyye kadry = Education. Science. Scientific personnel. 2024;(3):53 — 57. (In Russ.). https:// doi.org/10.24412/2073-3305-2024-3-53-57. EDN: https://elibrary.ru/BVMCNH.

Одной из мер поддержки отечественной экономики является национальный режим при осуществлении регламентированных закупок как государственными, так и корпоративными заказчиками. Применительно к осуществлению закупок национальный режим выражается в предоставлении преимуществ продукции отечественного происхождения.

© Мякинькова М.В., 2024

Законодательство о контрактной системе в вопросах импортозамещения является устоявшимся и понятным заказчикам в настоящий момент. Система национального режима представлена триадой мер — запреты, ограничения и преференции. Нормы национального режима представлены как непосредственно в Федеральном законе от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, ра-

бот, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон № 44-ФЗ), так и рядом постановлений Правительства РФ. Все три меры получили нормативное развитие и активно применяются на практике государственными и муниципальными заказчиками.

Заказчики, осуществляющие закупочную деятельность в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 г. № 223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон № 223-Ф3), также обязаны оказывать установленные на законодательном уровне меры поддержки российским производителям. Законодательство о закупках для отдельных видов юридических лиц предусматривает два основных механизма национального режима — предоставление ценового приоритета при проведении конкурентных закупок и квотирование российской продукции, точечно также может применяться запрет на закупки продукции иностранного происхождения.

Процедура предоставления ценового приоритета регламентирована постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2016 г. № 925 «О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами» (далее — ПП № 925). Сущность предоставления приоритета, подходы к применению механизма корпоративными заказчиками, правоприменительные подходы антимонопольной и арбитражной практики в период 2017—2023 гг. были подробно описаны автором в статье, посвященной инструментам достижения технологического суверенитета [1, с. 109]. Обширный анализ антимонопольной практики по данному вопросу провел также В.И. Плещенко в своей статье [2, с. 207]. Основная проблема применения ПП № 925 заключалась в необходимости предоставления приоритета с учетом положений Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 г. и Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. По мнению В.И. Плещенко, «документ теряет свой политико-правовой смысл и экономический эффект, для достижения которого он и принимался», т.е. законодательство не было ориентировано на поддержку отечественного производителя. Норма требовала буквального трактования, и если заказчики, руководствуясь целями импортозаме-щения, могли принять решение о предоставлении ценового приоритета только отечественному оборудованию, то антимонопольные органы

в случае обжалования таких решений буквально трактовали законодательную норму. На разрешение данной коллизии непосредственным образом повлияла текущая экономико-политическая ситуация, антимонопольные органы стали поддерживать позицию заказчиков о предоставлении приоритета только товарам российского происхождения.

Следующей мерой поддержки отечественного производителя является возложенная на заказчиков обязанность по осуществлению закупок продукции отечественного происхождения в соответствии с постановлением Правительства РФ от 3 декабря 2020 г. № 2013 «О минимальной доле закупок товаров российского происхождения» (далее — ПП № 2013). Другими словами, государство определило конкретную номенклатуру продукции (всего 251 позиция) и для каждой номенклатуры определило квоту закупки российской продукции, в ряде случаев квота может доходить до 90%. Реализация данного требования может быть осуществлена заказчиками как при проведении конкурентных закупок, в том числе путем установления требования о стране происхождения товара (Российская Федерация), так и при неконкурентных закупках, также необходимо отметить, что исполнение ПП № 2013 может быть достигнуто за счет предоставления ценового приоритета в соответствии с ПП № 925.

Вместе с тем исполнение минимальной квоты не всегда возможно осуществить: если в отношении щебня, канцелярской продукции или мебели возможно подобрать товар отечественного происхождения, который не будет уступать иностранному и может быть привлекательнее по цене, то в отношении технологического или медицинского оборудования, инструмента или транспортных средств в настоящий момент времени рынок либо отсутствует совсем, либо не отвечает требованиям заказчиков. Необходимо отметить, в отсутствие ответственности за неисполнение квоты заказчики не спешат отказываться от возможности приобрести иностранную продукцию, которая зачастую обладает более высокими техническими, функциональными и эксплуатационными характеристиками и при этом более низкой ценой, нежели отечественные аналоги. По результатам сводного аналитического отчета о результатах мониторинга закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц за 2023 г., подготовленного Министерством финансов Российской Федерации [3],

было выявлено неисполнение требования о минимальной доле закупок государственными и муниципальными заказчиками (в отношении корпоративных заказчиков такое исследование не проводилось): в отношении половины номенклатуры товаров требование не выполнено, при этом в отношении отдельных позиций товаров квоты значительно превышены.

В настоящее время механизм запрета при осуществлении закупок в рамках Закона № 223-ФЗ применяется только в отношении программного обеспечения. Запрет на закупки иностранной продукции был введен Указом Президента РФ от 30 марта 2022 г. № 166 «О мерах по обеспечению технологической независимости и безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации». Механизм распространяется не повсеместно, а только на отдельных корпоративных заказчиков. Таким образом, сложно назвать данный механизм устоявшимся.

Механизм ограничений в корпоративных закупках не предусмотрен совсем.

Курс на импортозамещение, взятый государством еще несколько лет назад, на сегодня актуален, как никогда. По результатам Послания В.В. Путина Федеральному Собранию (утв. Президентом Российской Федерации от 30 марта 2024 г. № Пр-616) [4] Правительству Российской Федерации было поручено в целях обеспечения технологического суверенитета обеспечить разработку и реализацию новых национальных проектов по направлениям сбережения здоровья граждан, продовольственной безопасности, беспилотных авиационных систем, средств производства и автоматизации, транспортной мобильности, экономики данных и цифровой трансформации государства, новых материалов и химии, перспективных космических технологий и сервиса, новых энергетических технологий. Одним из последних поручений является обращение председателя Правительства Российской Федерации М.В. Мишустина во время IX конференции «Цифровая индустрия промышленной России» [5], согласно которому: «К концу десятилетия 80% всех предприятий должны перейти на отечественный программный продукт... Одно из важнейших направлений этой работы — обеспечение независимости России от иностранных решений...». Мерами импортозамещения могут выступать следующие: государственные инвестиции в отдельные отрасли промышленности, локализация производства, льготные ставки по налогу на прибыль, пониженные тарифы страховых взносов, снятие административных огра-

ничений (например, оптимизация систем сертификации), обеспечение кадрами (например, подготовка кадров в учебных заведениях и отдельные преференции для сотрудников).

С учетом политической и экономической ситуации в стране назрела необходимость усиления мер импортозамещения, в том числе посредством осуществления закупок. В начале февраля 2024 г. Правительством РФ был внесен на рассмотрение законопроект № 547583-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и признании утратившим силу пункта 3 статьи 1 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и статью 2 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». На момент написания статьи законопроект был принят в первом чтении Государственной Думой.

Основные положения законопроекта можно сформулировать следующим образом:

1) унификация подходов в отношении отечественной продукции при осуществлении закупок как для государственных заказчиков по Закону № 44-ФЗ, так и для корпоративных заказчиков по Закону № 223-ФЗ;

2) осуществление закупок в зависимости от применяемого механизма — запрет, ограничение, преимущество, в свою очередь выбор механизма зависит от предмета закупки (закупаемой продукции);

3) возможность установления Правительством РФ запрета на закупки отдельных категорий продукции;

4) внедрение так называемого механизма «второй лишний» при закупках с ограничением;

5) предоставление ценового приоритета отечественной продукции при закупках с преимуществом;

6) возможность установления Правительством РФ мер поддержки для поставщиков с высоким уровнем локализации производства.

При анализе законопроекта автором были выявлены положения, как, безусловно, заслуживающие поддержки, так и вызывающие опасения при практической реализации. В числе по-

ложительных новаций, с одной стороны, необходимо отметить сокращение (оптимизацию) применяемых нормативных актов в сфере закупок по Закону № 44-ФЗ, с другой — необходимость оптимизации именно для государственных закупок с четко выстроенной и уже привычной системой, пусть и богатой на нормативную базу и вариации, мер, что не является первостепенной задачей. Что касается заказчиков, осуществляющих закупки по Закону № 223-ФЗ, для них новации будут являться существенными и требовать трансформации как методологических, так и практических основ закупочной деятельности, что потребует дополнительных временных и финансовых затрат.

Д.А. Созаева провела интересное исследование о закреплении норм федерального законодательства в положениях о закупках отдельных заказчиков [6, с. 113]. Исходя из данного исследования, большинство заказчиков используют стандартный подход по применению приоритета, не отклоняясь от требований законодательства, соответственно, существенная доработка положений о закупках не потребуется. Вместе с тем потребуется время на практическое внедрение переработанного механизма национального приоритета: обучение как закупающих сотрудников, так и функциональных заказчиков, возможно, обращения за разъяснениями к регуляторам в случае наличия в нормативных документах правовых пробелов или противоречий. Практический интерес вызывает определение законодателем предметов закупки и соответствующих мер национального режима для закупок в их отношении, от этого, в первую очередь, будет зависеть определение эффективности проектируемых изменений.

Как справедливо отметили в своей статье А.Л. Полтарыхин, М.А. Пономарев, В.О. Мидо-ва, Д.В. Григорьев, «причинами введения национального режима являются следующие: развитие национальной экономики, поддержка отечественных производителей, развитие отечественной промышленности, укрепление реального сектора российской экономики, обеспечение стратегической безопасности страны, обеспечение политической, экономической и технологической независимости страны» [7, с. 370]. Автор также разделяет точку зрения относительно реальных проблем, которые тормозят процесс импортоза-мещения в виде сильной изношенности основных фондов и нехватки квалифицированных кадров. К сожалению, в текущих реалиях не все отечественные производители обладают тем же уровнем производственных и кадровых компе-

тенций, что и иностранные производители, зато обладают более высокой ценой в сравнении с аналогами. Таким образом, новации института национального режима потребуют от корпоративных заказчиков не только модернизации привычных подходов к осуществлению закупок, но и, возможно, перестройки своих производственных процессов.

Список источников

1. Мякинькова М.В. Правовое регулирование закупок как инструмент достижения технологического суверенитета / / Образование. Наука. Научные кадры. 2023. № 3. С. 109—112.

2. Плещенко В.И. О предоставлении ценового преимущества поставщикам российской продукции в рамках требований постановления Правительства РФ № 925 от 16.09.2016 // Корпоративные закупки-2020: Практика применения Федерального закона № 223-Ф3: сборник докладов VIII Всероссийской практической конференции-семинара. 2020. С. 207—213.

3. URL: https://minfin.gov.ru/ru/perfomance/ contracts/purchases?id_57=307313-svodnyi_ana-liticheskii_otchet_o_rezultatakh_monitoringa_zakupok_ tovarov_rabot_uslug_dlya_obespecheniya_gosudarstvennykh_ i_ munitsipalnykh_nuzhd_a_takzhe_zakupok_tovarov_ rabot_uslug_otdelnym i_vidami_yuridicheskikh_ lits_za_2023_g.

4. URL: http://kremlin.ru/acts/assignments/ orders/73759

5. URL: http://government.ru/news/51640/

6. Созаева ДА. Национальный режим в закупках отдельных видов юридических лиц: оценка перспективных изменений // Социальные и экономические системы. Экономика. 2024. № 1. С. 113—126.

7. Полтарыхин А.Л., Пономарев МА., Мидо-ва В.О., Григорьев Д.В. Специфика закупочной деятельности и механизмы импортозамещения в сфере государственных закупок / / Инновации и инвестиции. 2023. № 6. С. 370—374.

References

1. Myakinkova M.V. Legal regulation of procurement as a tool to achieve technological sovereignty // Education. The science. Scientific Personnel. 2023. No. 3. P. 109—112.

2. Pleschenko V.I. On providing price advantages to suppliers of Russian products within the framework of the requirements of the Government of the Russian Federation No. 925 of September 16, 2016 // Corporate procurement-2020: Practice of applying Federal Law No. 223-FZ. Collection of reports of the VIII All-Russian practical conference-seminar. 2020. P. 207—213.

3. URL: https://minfin.gov.ru/ru/perfomance/ contracts/purchases?id_57=307313-svodnyi_ analiticheskii_ otchet_o_rezultatakh_ monitorin-ga_z akupok_tovarov_rabot_uslug_dlya_obes-pecheniya _gosudarstvennykh_i_munitsipalnykh_ nuzhd_a_takzhe_zakupok_tovarov_ rabot_ uslug_ otdelnymi_vidami_yuridicheskikh_ lits_za_2023_g.

4. URL: http://kremlin.ru/acts/assignments/ orders/73759

5. URL: http://government.ru/news/51640/

6. Sozaeva DA. National regime in procurement of certain types of legal entities: assessment of promising changes // Social and economic systems. Economy. 2024. No. 1. P. 113—126.

7. Poltarykhin A.L., Ponomarev MA., Midova V.O., Grigoriev D.V. Specifics of procurement activities and mechanisms of import substitution in the field of public procurement // Innovations and investments. 2023. No. 6. P. 370—374.

Информация об авторе

М.В. Мякинькова — аспирант, преподаватель кафедры частного права Государственного университета управления.

Information about the author M.V. Myakinkova — Graduate Student, Lecturer for Department of Private Law of State University of Management.

Статья поступила в редакцию 12.07.2024; одобрена после рецензирования 12.08.2024; принята к публикации 12.09.2024.

The article was submitted to the editorial office 12.07.2024; approved after review 12.08.2024; accepted for publication 12.09.2024.

ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ

Цифровая трансформация

процессов управления

организацией

как новая управленческая

парадигма

Коблов С.В. Цифровая трансформация процессов управления организацией как новая управленческая парадигма. Монография. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2023. 127 с.

ISBN 978-5-238-03776-9

Монография посвящена проблеме цифровизации, в последние годы ставшей доминирующей в российском обществе, что обосновывается многочисленными данными по научным публикациям, количеству патентов, объему инвестиций и публикациям в различных СМИ.

Проведен анализ способов, механизмов, инструментов и иных аспектов актуализации трека цифровой трансформации российской экономики. На основании полученных результатов исследования cформулированы направления развития сквозных цифровых технологий. Рассмотрена культура организаций, являющаяся барьером для цифровой трансформации компаний, которая эволюционирует в «цифровую культуру». Представлены современный рейтинг сквозных трендов процесса цифровизации, а также глобальные сквозные тренды цифровизации в отраслевом разрезе, демонстрирующие трек развития цифровой матрицы российской экономики.

Представленная в монографии информация позволит ориентироваться в сложившихся направлениях развития сквозных цифровых технологий российской экономики, а также принимать рациональные управленческие решения представителям российского бизнеса и топ-менеджменту российских компаний.

Для руководителей, специалистов и экономистов, исследующих вопросы, связанные с цифровой проблематикой, аспирантов и магистрантов, занимающихся исследованиями в области цифровой экономики, а также всех, кому интересна данная научная область.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.