\ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ \
Путевка в Сибирь
Для освоения Сибири, модернизации ее экономики необходимы адекватные законы, прямое государственное финансирование, налоговые льготы. Все это реально при наличии политической воли и ощутимых успехов антикоррупционной и антимонопольной политики.
Валерий
кулешов,
академик РАН, директор
Виктор
суслов,
член-корреспондент РАН, заместитель директора
Института экономики и организации промышленного производства Сибирского отделения РАН, г. Новосибирск
Вплоть до конца XIX века под Сибирью в России понимали всю территорию от Урала до Тихого океана (именно такое толкование зафиксировано в «Энциклопедическом словаре» Брокгауза и Эфрона, выпущенного в 1890-1907 годах). Так Сибирь понимают в большинстве западных стран и сейчас.
Во второй половине XIX века в сознании россиян стало обособляться понятие Дальнего Востока. В 1689 году по Нерчинскому договору (Нерчинск в то время — столица всего Забайкалья) граница с Китаем от начала Амура в месте слияния Шилки с Аргунью уходила на север и северо-восток к Шантарским островам (400 км северо-западнее устья Амура). Вернули границу к современному состоянию в 1858 году по Айгунскому договору (Айгун — древняя часть Хэйхэ, китайского города, расположенного напротив Благовещенска), который китайцы и сейчас считают неправомерным. В том же году был основан Хабаровск, двумя годами позже — Владивосток. В 1867 году продана Аляска (за $7,2 млн. при годовых расходах российского государственного бюджета в $200 млн.), которая вместе с Алеутскими островами тоже относилась тогда к Сибири.
Но только в 1930-х годах был образован Дальневосточный экономический район в составе современных Чукотского автономного округа, Камчатского края, Магаданской, Сахалинской и Амурской областей, Хабаровского и Приморского краев. В конце 1950-х — начале 1960-х годов из Сибири «перевели» в Дальний Восток Якутию.
В 2000 году образовали федеральные округа и Тюменскую область с Ханты-Мансийским (нефть) и Яма-
ло-Ненецким (газ) автономными округами включили в Уральский федеральный округ. Сибирь «сжалась» до Сибирского федерального округа. Но «атака» на нее была продолжена. Еще в середине 1990-х годов в Программу социально-экономического развития Дальнего Востока стали включать Забайкалье в составе Бурятии и Читинской области. В 2008 году в Дальневосточную стратегию развития был внесен весь Байкальский регион, включающий кроме Республики Бурятии и Забайкальского края Иркутскую область. При этом руководящие работники Министерства регионального развития указывали, что Байкальский регион теперь в Стратегию Сибири не входит.
Несмотря на это, в стратегических разработках Института экономики и организации промышленного производства (ИЭОПП) Сибирь рассматривалась и продолжает рассматриваться с Тюменской областью, включая автономные округа, и, по некоторым вопросам, с южными регионами Республики Саха (Якутия).
Об экономике колониального типа
Ресурсная экономика основана на эксплуатации природных богатств, то есть значительная ее часть (до двух третей) прямо или косвенно связана с добычей, первичной переработкой и транспортировкой ресурсов. Это — экономика колониального типа (за редкими исключениями, которые демонстрируют некоторые арабские нефтедобывающие страны), имеющая две характерные особенности.
Первая: уровень развития территорий с таким типом экономики и уровень жизни населения таких территорий
:
Территория с экономикой ресурсного, ■
колониального типа неизбежно деградирует. -
Ресурсные регионы способны успешно развивать культуру, спорт и туризм. На фото — современный Ханты-Мансийск.
совершенно не адекватны их экономическому потенциалу (гораздо ниже). Дело в том, что сальдо торгового баланса таких территорий положительно и гипертрофированно велико. В соответствии с требованиями платежного баланса это означает, что капитал в огромных масштабах вывозится с этих территорий (или концентрируется в золотовалютных запасах — на суверенных территориях).
Основные элементы механизма вывоза капитала из Сибири следующие:
• Экспортные пошлины. Их полностью зачисляют в федеральный бюджет. Доходная часть федерального бюджета на 25-30% формируется за счет пошлин на экспортируемые из Сибири первичные ресурсы.
• Трансфертные цены. Добывающие подразделения вертикально интегрированных компаний, расположенные в Сибири, продают по «смешным»
(трансфертным) ценам свою продукцию следующим в цепочке вертикальной интеграции подразделениям, которые расположены уже вне Сибири. То есть львиную долю добавленной стоимости вывозят из Сибири.
• Регистрация. Значительная часть налогов — в обход Налогового кодекса — зачисляется в бюджет того региона, где зарегистрировано предприятие. Для крупных компаний, эксплуатирующих природные ресурсы в Сибири, это чаще всего бюджет Москвы или Санкт-
Петербурга. А компания, зарегистрированная в международном офшоре, не платит налогов фактически вообще. Впрочем, для Сибири это все едино.
Вторая особенность: территория с экономикой такого (ресурсного, колониального) типа неизбежно деградирует. По мере того как исчерпываются ресурсы, экономическая активность сворачивается и регион превращается в депрессивный.
Современный развитый мир изобилует примерами успешной диверсификации и перехода к постиндустриальной экономике таких районов. Бывшие ресурсные регионы, пройдя тяжелый период депрессии, превращаются в территории, экономика которых основана на культуре, искусстве, спорте, туризме и рекреации, логистике.
Для Сибири так радикально вопрос пока не стоит. Все-таки ресурсный потенциал ее огромен, и важно правильно им распорядиться, прежде всего с точки зрения интересов России и самой Сибири, как неотъемлемой (хотелось бы думать) части нашей страны. В ближайшие 15-20 лет на фундаменте ее ресурсного потенциала предстоит выстроить верхние этажи экономики, реализовать существенные научно-технологические и инновационные возможности, поднять уровень и качество жизни населения.
Стратегия и тактика модернизации
Институт экономики и организации промышленного производства Сибирского отделения РАН занимался разработкой документов стратегического характера для Сибири и России в целом буквально с начала своего существования, то есть с 1960-х годов.
Сегодня стратегическая цель — создание в Сибири динамично развивающейся социально-экономической системы инновационного типа. Основные ее показатели к концу второго десятилетия XXI века должны соответствовать среднероссийским значениям, а по отдельным позициям — превосходить их. По уровню жизни населения преимущество должно стать заметным — на 25-30%.
Для достижения этой цели потребуется решить следующие задачи.
1. Провести масштабное технологическое перевооружение в экономике и социальной сфере, обеспечивающее качественно новые для России продукты и услуги (в том числе в образовании, медицине и здравоохранении), а также сокращение на 30-80% отставания от мирового уровня в трудо-, материало-, энерго- и капиталоемкости производства.
2. Осуществить коренную модернизацию сферы среднего и высшего профессионального образования, которая обеспечила бы насыщение экономики и социальной сферы высококвалифицированными кадрами менеджеров, инженеров, техников, рабочих, отвечающих
\ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ \
требованиям динамичного, эффективного, инновационного развития современного общества.
3. Преодолеть отставание от регионов европейской части страны и обеспечить упреждающее развитие транспортной, энергетической, строительной и социальной инфраструктуры (в том числе на основе реализации крупных инвестиционных проектов на транспорте и в энергетике).
4. Реализовать крупные инвестиционные проекты по добыче и первичной переработке природных ресурсов, используя инструменты государственно-частного партнерства.
Агропродовольственный комплекс Сибири способен обеспечить население России экологически чистыми продуктами питания.-'
5. Развить мощный промышленный сектор глубокой переработки природного сырья, сократив его вывоз в другие регионы до необходимого минимума.
6. Создать высокоэффективную инновационную систему, обеспечивающую превращение научных знаний в новые технологии и продукты, которая включала бы 2-3 центра мирового уровня по генерации технологических и продуктовых инноваций на базе учреждений Сибирских отделений РАН, РАМН, РАСХН и удовлетворяла бы 15-25% российского спроса на новые наукоемкие технологии и продукты.
7. Модернизировать и существенно расширить мощности транспортно-логистических коридоров Запад — Восток и Север — Юг и довести долю сибирского транзита в грузо- и пассажирообороте между Юго-Восточной Азией, Западной Европой и Северной Америкой до 5-10%.
8. Сохранить высокое качество экологической сферы, осуществляя экономический рост на базе экологически чистых технологий и ощутимо сокращая объемы выбросов загрязнителей в сложившихся ареалах экологического напряжения.
Сегодня значительная часть налогов компаний, эксплуатирующих природные ресурсы в Сибири, зачисляется по месту регистрации — чаще всего, в Москве или Санкт-Петербурге.
РИА-НОВОСТИ
PHOTOXPRESS.RU
Отраслевые приоритеты:
• добыча природных ресурсов (нефть, газ, уголь, руды черных, цветных, благородных, редкоземельных металлов, древесина);
• глубокая переработка первичного сырья (нефте-, газо-, угле-, лесохимия, целлюлоза, бумага, высокотехнологичные ГСМ, продукты угле-, деревопереработки, металлургии);
• агропродовольственный комплекс (включая экологически чистые продукты питания);
• строительство, строительные материалы;
• машиностроение (буровое, горношахтное, трубопроводное оборудование, транспортное, энергетическое и электротехническое, металлургическое, сельскохозяйственное машиностроение);
• высококачественные, экспортоориентиро-ванные услуги транспорта, науки и образования, туристско-рекреационной сферы.
Пространственные приоритеты:
• Арктика, полярные и приполярные области.
Здесь предполагается очаговый характер освоения природных ресурсов (нефть, газ, цветные металлы).
Предусматривается восстановление и развитие Северного морского пути (СМП), сохранение природной среды и среды обитания коренных народов Севера, модернизация их образа жизни, обеспечение военно-стратегических и геополитических интересов России.
• Северо-сибирский пояс нового хозяйственного освоения (Среднее Приобье, север Томской области, Нижнее Приангарье, зона БАМа и южная Якутия), где предусматривается добыча и первичная переработка природных ресурсов (нефть, газ, лес, цветные, благородные и редкоземельные металлы). Предполагается развитие энергетики, транспорта (Северо-Сибирская железнодорожная магистраль, которая вместе с БАМом и Баренцкомуром образует в первой половине XXI века северо-российский транспортный коридор, крупнейшие в мире магистральные нефте- и газопроводы).
• Зона Транссиба и юг Сибири. Здесь необходима высокая плотность населения, сопоставимая со средним уровнем в центральных регионах европейской части страны. Это — опорная база хозяйственного освоения северных, полярных и арктических территорий.
Сценарии развития
Финансово-экономический кризис многократно усилил неопределенность будущего развития. Серьезно упрощая ситуацию, все множество возможных сценариев мирового развития можно сконцентрировать вокруг двух крайних: сценарий А — все вернется на круги своя и сценарий В — мир станет принципиально иным (при этом анализируются четыре характеристики экономической системы: роль доллара, нефти, государства и инноваций).
Российский сценарий развития в варианте А можно назвать инерционным или энергосырьевым. В ближайшие 15-20 лет можно будет ожидать 4-5% среднегодовых темпов прироста ВВП, то есть чуть выше, чем в среднем по мировой экономике. Серьезных изменений отраслевых и территориальных пропорций к концу 20-х годов XXI века не произойдет. Доля добывающего сектора в совокупном выпуске сократится с нынешних
Довольно
скоро нам предстоит приступить к освоению углеводородных ресурсов Арктики, прежде всего полуострова Ямал и шельфа Баренцева моря.
Зона
Транссиба и юг Сибири — опорная база хозяйственного освоения северных, полярных и арктических территорий.
12 до 8-9% (на уровне мирового тренда). Снизится доля Сибири
N I МГ- I МОО
(в экономгеографическом смысле — с учетом Тюменской области, включая Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский автономные округа) с 20 до 18-19% при чисто символическом увеличении доли Дальнего Востока с 4,2 до 4,3%. (Здесь и далее используются результаты расчетов по комплексу оптимизационных многоотраслевых пространственных моделей России, используемых в ИЭОПП СО РАН; все измерения даны в основных ценах 2007 года.)
По такому сценарию будут развиваться события при пассивной (то есть сохраняющейся вплоть до последнего времени) позиции российского государства: за словами об экономическом росте, инновациях, развитии востока страны реальных дел не следует.
Реализуются крупные инвестиционные проекты Восточносибирского и Дальневосточного (Якутского и Сахалинского) нефтегазового комплекса по добыче не-фтегазоконденсатного сырья. Приступают к освоению углеводородных ресурсов Арктики, прежде всего полуострова Ямал и шельфа Баренцева моря. Эти районы нового освоения получают трубопроводную, железнодорожную и морскую инфраструктуру. Вступает в строй «Северный поток», в значительной степени как замещающий выбывающие мощности трансукраинского коридора. Во многом аналогична динамика развития других сырьевых рынков: металлов, лесопродукции и т.д.
Вводится в действие Северо-Сибирская железнодорожная магистраль, дающая выход БАМу в европейскую Россию — как ресурсопроводящая трасса. Россия закрепляется на нефтегазовом рынке Китая и других стран Азиатско-Тихоокеанского рынка, отстроив необходимые трубопроводы и развив инфраструктуру сжижения газа.
Развитие России в рамках мирового сценария В может пойти по широкому спектру траекторий. Можно назвать два крайних варианта.
ВА. Снижение значения энерго- и других природных ресурсов при пассивной роли государства значительно ухудшит позиции российской экономики. Темпы роста сократятся до среднемирового уровня (3-4% среднегодового прироста ВВП), макроотраслевые пропорции к сере-
дине (концу) 20-х годов XXI века останутся прежними, до 14-15% сократится доля Сибири в совокупном выпуске при неизменной доле Дальнего Востока. Этот сценарий станет еще более мрачным, если допустить возможность потери Россией углеводородных рынков АТР. Это может произойти с большой вероятностью.
Надежды на роль одного из мировых лидеров для России будут потеряны окончательно. Такой сценарий развития для России можно назвать катастрофическим.
ВВ. Российское правительство перейдет от лозунгов к реальным действиям, стимулирующим экономический рост. В результате доля накопления в ВВП должна вырасти с нынешних 18-19% минимум до 25-30% (в Китае этот показатель превышает 40%), затраты на НИОКР по отношению к ВВП — до 3-4% (в 5-6 раз), произойдет хозяйственное освоение и обустройство азиатской, арктической России.
Нет ничего неожиданного или нового в списке необходимых действий: это — адекватные законы, расстановка приоритетов, прямое государственное финансирование, налоговые льготы. Они известны и легко воспроизводимы при наличии политической воли и ощутимых успехов антикоррупционной и антимонопольной политики.
Среднегодовые темпы прироста ВВП в этом сценарии развития составят 5-7%, доля добывающего сектора сократится до 5-6%. Доля Сибири вырастет к середине — концу 2020-х годов до 24-25%, Дальнего Востока — до 6-8%. Россия по масштабам своей экономики войдет в пятерку стран-лидеров, по уровню экономического развития, измеренному душевым производством ВВП, поднимется в верхний квартиль списка стран мира.
Все сырьевые и транспортные проекты сценария А реализуются в полном объеме. Но при этом происходит достаточно резкая переориентация сырьевого сектора с внешнего рынка на внутренний.
БАМ и Севсиб кроме грузопроводящих начинают выполнять и функции жизнеобеспечения. Транссиб становится высокоскоростной трансконтинентальной трассой пассажирских и контейнерных перевозок.
В результате пространственная архитектура страны изменяется коренным образом. Россия приобретает еще одну точку опоры — Юго-Восточную Азию.
Стратегия социально-экономического развития Сибири (и страны в целом) заключается в реализации этого инновационного сценария.