Дебиторская задолженность в структуре совокупных активов со времен создания ЗАО «Крепинское» не имеет существенного значения, а доля дебиторской задолженности в структуре средств предприятия практически не изменилась и находится в пределах 9%.
В целом, на основе проведенного анализа трехкомпонентного показателя типа финансово-экономической ситуации, финансовое состояние ЗАО «Крепинское» можно определить как кризисное, при котором предприятие полностью зависит от заемных источников финансирования. Собственного капитала и долгосрочных и краткосрочных кредитов и займов не хватает для финансирования материальных оборотных средств, а пополнение запасов идет за счет средств, образующихся в результате погашения кредиторской задолженности.
В ходе определения возможности безубыточной деятельности ЗАО «Крепинское» был проведен анализ взаимосвязи цен на продукцию, производственных мощностей, емкости рынков сбыта основной продукции, наличие рынка сырья и ресурсов, величины расходов на производство сельскохозяйственной продукции. Анализ наличных производственных мощностей ЗАО «Крепинское» на конец анализируемого периода, а также наличие на рынке Ростовской области сельскохозяйственной продукции других производителей, предлагаемых эту продукцию по более низким ценам, достижение необходимого эффективного объема производства и реализации продукции при котором выручка от продажи превышает сумму затрат практически не представляется возможным. В результате проведенного анализа нет оснований предполагать, что сумма доходов от основной деятельности, операционных доходов, внереализационных доходов может превысить сумму расходов по основной деятельности, операционных расходов, внереализационных расходов, налога на прибыль и иных обязательных аналогичных платежей. Следовательно, производство сельскохозяйственной продукции, как и другие виды деятельности в ЗАО «Крепинское» требуют внедрения новых технологических процессов и усовершенствований, которые позволили бы снизить себестоимость ^ продукции повысить ее качество, поднять ее конкурентоспособность на рынке и тем самым повысить эф- Ь фективность производства. щ
ЛИТЕРАТУРА 0:1
Z
1. Мещанинова Е.Г.; Чешев А.С., Ткачева О.А. «Эколого-экономический механизм управления земельными Ш ресурсами»// Ростов-на-Дону, Издательство СКНЦ ВШ, 2005г. ]>
2. Чешев А.С., Сухомлинова Н.Б. «Земельные ресурсы Ростовской области и их хозяйственное использование»// Ростов-на-Дону, Издательство СКНЦ ВШ, 2005г. щ
3. Чешев А.С., Сухомлинова Н.Б., Трунов И.Т.,фесенко И.П., Овчинникова Н.Г., Алексеева Л.А. «Использова- □ ние и оценка земельных ресурсов» »// Ростов-на-Дону, Издательство СКНЦ ВШ, 2005г. О
САЙБЕЛЬ Н.Ю., ВИДЯКИНА Н.А. о
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ®
СП
со
I
>
ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ
--о
Сайбель Н.Ю., Кубанский государственный университет, доцент кафедры теоретической экономики,
кандидат экономических наук, e-mail: [email protected]; Ф
Видякина Н.А., Кубанский государственный университет, соискатель кафедры теоретической £3
экономики, 350040 г. Краснодар, ул. Ставропольская, 149 Q.
|
Актуальность выбранной темы объясняется тем, что обеспечение населения продуктами питания в q
достаточном количестве, ассортименте и качестве является одной из важнейших проблем, стоящих 2
перед обществом. К сожалению, в России в ходе трансформации экономической системы обеспечение О
продовольственной безопасности не относилось к разряду приоритетных задач и только в последнее О
время ситуация начала меняться. Поэтому некоторые аспекты обеспечения продовольственной безо- о
пасности легли в основу национального проекта «Развитие АПК», целью которого является создание о
условий для роста отечественного производства сельскохозяйственной продукции и системной модер- о низации отрасли.
Ключевые слова: национальный проект; АПК России; ресурсное обеспечение; эффективное исполь- i
зование сельскохозяйственного потенциала о
Ф
Коды классификатора JEL: Q 16, Q 18 >s
Реализация приоритетного национального проекта «Развитие АПК» является одним из основных ус- ф
ловий обеспечения национальной продовольственной безопасности. Как известно, национальный проект g
«Развитие АПК» включает в себя три направления: ускоренное развитие животноводства; стимулирование о
развития малых форм хозяйствования; обеспечение доступным жильем молодых специалистов на селе. о
Подводя итоги реализации национального проекта, нужно отметить главные изменения, которые произош- ^
г со
ли за 2006-2007 гг. Это, во-первых, преодоление морального упадка на селе; во-вторых, рост деловой активности представителей многоукладной сельской экономики и, в-третьих, повышение инвестиционной привлекательности отрасли [3].
Рассмотрим реализацию национального проекта на примере Краснодарского края. Так, по первому направлению национального проекта «Ускоренное развитие животноводства» за два года реализации проекта привлечены кредиты банков на сумму 13,7 млрд. рублей, в том числе в 2007 году - 9,2 млрд. рублей, что составляет 131% от плана [4]. Всего за период реализации национального проекта за счет средств федерального и краевого бюджетов выплачено субсидий 534,3 млн. рублей, в том числе в 2007 году - 401,1 млн. рублей [4].
За время реализации национального проекта в край завезено более 15 тыс. голов племенного высокопродуктивного скота молочных и мясных пород. За 2007 год в сравнении с аналогичным периодом 2005 года в Краснодарском крае достигнуты следующие показатели: производство мяса в хозяйствах всех категорий увеличилось на 18,6%, молока - на 5,2%.
Таким образом, принятые краем обязательства по реализации направления «Ускоренное развитие животноводства» выполнены в полном объеме.
По направлению «Стимулирование развития малых форм хозяйствования» за период реализации национального проекта малыми формами хозяйствования привлечено более 22 тысяч кредитов и займов на сумму 5,8 млрд. рублей. В том числе в 2007 году - более 16 тысяч кредитов и займов на сумму 4,2 млрд. рублей, из них:
- крестьянско-фермерские хозяйства получили кредиты и займы на сумму 2386,6 млн. рублей (в 2007 году - 1505,3 млн. рублей); ^ - личные подсобные хозяйства - 3059,9 млн. рублей (в 2007 году - 2349,4 млн. рублей); Ь - сельскохозяйственные потребительские кооперативы (в том числе кредитные) - 449,2 млн. рублей (в ^ 2007 году - 332,5 млн. рублей) [4].
X За период реализации национального проекта общий объем выплаченных заёмщикам субсидий со-(т] ставил 95,9 млн. рублей, в том числе в 2007 году - 78,8 млн. рублей, из них за счет средств федерального бюджета - 74,8 млн. рублей, краевого бюджета - 4,0 млн. рублей.
За время реализации национального проекта в крае фактически создано 94 сельскохозяйственных потребительских кооператива (в том числе в 2007 г. - 48), из них 36 заготовительных и снабженческо-сбыто-^ вых (в 2007 г. - 24), 19 перерабатывающих (в 2007 г. - 10) и 39 кредитных кооперативов (в 2007 г. - 14). Це-I- левой показатель создания сельскохозяйственных потребительских кооперативов выполнен на 113% [4]. 00 По направлению «Обеспечение доступным жильем молодых специалистов (или их семей) на селе» О улучшены жилищные условия 262 молодым семьям, при этом введено в эксплуатацию 18,1 тысяч кв. мет-СУ ров жилья, в том числе в 2007 г. улучшены жилищные условия 151 молодой семье, введено в эксплуатацию ф и приобретено 12,5 тысяч кв. метров.
0 Для выполнения указанных мероприятий за два года реализации проекта освоены средства федераль-ф ного и краевого бюджетов в размере 105 млн. рублей, из них федеральный бюджет - 45 млн. рублей, крае-ё вой - 60 млн. рублей. В том числе в 2007 году освоены средства федерального бюджета в размере 30 млн. о. рублей, средства краевого бюджета в размере 40 млн. рублей, кроме того, привлечены средства местных ЕЕ бюджетов в сумме 0,7 млн. рублей [4].
1 Отметим проблемы, мешающие стабильному развитию предприятий АПК Краснодарского края. Во-о первых, отсутствие эффективной государственной политики по регулированию цен на энергоносители и
0 материально-технические ресурсы. Во-вторых, высокая ставка НДС на плодоовощные консервы, крахмально-паточную продукцию, кондитерские изделия, кофе, услуги элеваторов по подработке сушке и хранению зерна, переработке давальческого сельхозсырья, что способствует снижению ценовой конкурентоспособен ности отечественной продукции против аналогичной импортной продукции.
з Как известно, начиная с 2008 года, приоритетный национальный проект «Развитие АПК» трансформи-^ ровался в Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы. Согласно Госпрограмме за пять лет предстоит полностью компенсировать спад сельскохозяйственного производства, который произошел в кризисные девяностые годы прошлого века. В Госпрограмме четко определены цели и направления работы АПК России. В ее разделах охвачены практически все составляющие, обеспечивающие развитие сельского § хозяйства. Это устойчивое развитие сельских территорий; создание общих условий функционирования;
развитие приоритетных подотраслей; достижение финансовой устойчивости хозяйств; регулирование £ рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия [1].
^ Сегодня уже можно дать первые оценки того, как реализуется программа, что уже достигнуто и с ка-
1 кими проблемами приходится сталкиваться. В начале хотелось бы напомнить, что отечественное сельское о хозяйство прирастает уже десятый год подряд. Все положительные тенденции, заложенные приоритетным т национальным проектом «Развитие АПК», сохраняются.
Индекс производства продукции сельского хозяйства в первом квартале текущего года составил о 104,5% - это на один процентный пункт выше, чем в прошлом году (103,4%). Продолжается рост в живот® новодческой отрасли. За первый квартал производство скота и птицы выросло почти на 9%, а молока -Ц более чем на 2% к соответствующему периоду прошлого года [2].
§ Улучшилось финансирование из федерального бюджета. В настоящее время сельхозтоваропроизво-9 дителям перечислены субсидии на государственную поддержку мероприятий Госпрограммы в размере 17 0)
млрд. рублей - это сорок процентов годового лимита. Привлечено около 58 млрд. рублей новых субсидированных кредитов, в том числе 11 млрд. инвестиционных. Отметим, что малые формы агробизнеса привлекли кредитов на сумму почти 16 млрд. руб.
С начала года приобретено 7 тыс. 300 тракторов, полторы тыс. зерноуборочных и 300 кормоуборочных комбайнов. Это заметно больше, чем на ту же дату прошлого года. Согласно прогнозу, что в этом году приобретение тракторов возрастет в 1,4 раза, кормоуборочных комбайнов - почти в 2 раза [2]. Необходимо отметить, что впервые за последние 15 лет ожидается прирост посевных площадей почти на полтора млн. га, в том числе и за счет залежных земель. Достаточно уверенно можно прогнозировать увеличение сбора зерна минимум до 85 млн. тонн, что полностью обеспечивает наши потребности и позволяет закрепиться в числе стран - лидеров по экспорту зерна. Таким образом, старт Госпрограммы можно оценить как успешный.
Как показывают исследования, и в среднесрочной, и в долгосрочной перспективе аграрная политика должна соответствовать тем глобальным тенденциям, которые наметились на мировых агропродовольс-твенных рынках. Дадим краткий анализ этих новых факторов. Только за 2007 год мировой индекс продовольственных цен по данным Всемирной продовольственной организации (ФАО) вырос на 40%. По многим позициям были достигнуты абсолютные исторические рекорды. Так, цены на пшеницу выросли более чем вдвое, они достигали 460 долларов США за тонну. А цена на рис только с начала 2008 года подскочила в 2,5 раза - до 760 долларов США за тонну.
В мировом экономическом лексиконе даже появился новый термин «агфляция», что означает повышение роли аграрной продукции в формировании мировых ценовых пропорций. Согласно большинству прогнозов высокие цены на продовольствие сохранятся и в долгосрочной перспективе. События последнего времени показали, что странам, сделавшим ставку на дешевый импорт, сегодня приходится расплачиваться по очень высокой цене - вплоть до социальных потрясений. СП
В этих условиях гораздо острее встает вопрос обеспечения стабильности на внутреннем рынке продо- „о вольствия, основанного на ускоренном развитии отечественного производства. Россия обладает для этого [] всеми необходимыми природными ресурсами. В стране сосредоточено 9% мировой продуктивной пашни, ш 20% запасов пресной воды, 9% производства минеральных удобрений и только 2% мирового населения. Полноценное использование этого потенциала позволит России обеспечить население продовольствием, ^ усилить свои позиции на мировом рынке зерна и в перспективе стать крупным экспортером отдельных И видов животноводческой продукции. 00
Чтобы реализовать намеченное, отечественному сельскому хозяйству предстоит развиваться опере- ]> жающими темпами в сравнении с общемировыми. По прогнозам экспертов международных организаций ^^ в России имеются все условия, чтобы в ближайшие десять лет темпы прироста производства зерна и мяса щ превышали общемировые в 2,5-3 раза. □
Перед лицом новых вызовов мировой экономики необходимо принять ряд дополнительных мер долго- □ срочного характера.
Первое. Построение современного динамичного инновационного сельского хозяйства невозможно в
О
условиях продолжающейся деградации социальной инфраструктуры села. Необходимо признать, что ме- 2
роприятия федеральной целевой программы (ФЦП) «Социальное развитие села» и другие аналогичные |
программы не только недостаточны по своему объему, но и в целом носят некоординированный, фраг- о
ментарный характер. В итоге не обеспечивается комплексное развитие конкретных сельских поселений, а ф
значит и должное качество жизни проживающих там людей. Необходимо трансформировать действующую §
ФЦП в единую программу комплексного развития сельских территорий, основной идеей которой должно >
стать создание принципиально новых сельских поселений XXI века. о
Второе. Требуется принять целый ряд мер по повышению эффективности землепользования. Прежде §
всего, речь идет о вовлечении в сельхозоборот значительной части земельных ресурсов, выбывших за пе- ^
риод с начала 90-х годов, - а это около 14 млн. га продуктивной пашни. Заметим, что, вернув в производс- ^ тво этот ресурс, получим дополнительно как минимум 20 млн.т. зерновых единиц. Необходимо принять
меры по стимулированию сельхозпроизводителей для освоения этих земель [2]. Основная цель реформ о
90-х годов состояла в том, чтобы на земле появился хозяин. Однако этого не случилось, так как дороговиз- >
на и сложность процедур землеустроительных работ являются основным препятствием для превращения о
земель в полноценный экономический актив. о
Еще один важный вопрос - должна быть существенно повышена роль ассоциаций и союзов сельхозто- о
варопроизводителей на всех уровнях: на местном, региональном и федеральном. о
Третье. Развитие приоритетных отраслей сельского хозяйства. Центральный вопрос - это ускоренное о
освоение новых технологий. Речь идет не только об обновлении технического парка, но и динамичном о
наращивании генетического потенциала сельскохозяйственных культур и животных. В этих целях необ- с^
ходимо дополнить Госпрограмму ведомственными программами по развитию семеноводства, племенного Ц
дела, а также и мясного скотоводства. Узким местом является отсутствие современной инфраструктуры по Е
первичной переработке мясной продукции. ф
Четвертое - это вопрос финансовой устойчивости. Учитывая предстоящую настройку налоговой системы, важно сохранить стимулирующий налоговый режим в отрасли. Во-первых, это касается сохранения § нулевой ставки по налогу на прибыль. Такие решения принимаются ежегодно. Подобная практика порож- ^ дает тревожное ожидание и снижает инвестиционную привлекательность сельхозпроизводства. Также необходимо сохранить льготную налоговую ставку НДС в размере не более 10% на продовольственные това- ^ ры. В противном случае неизбежен скачок цен на продукты питания. Говоря о финансовой устойчивости отрасли, в целом следует признать, что стране необходима такая аграрная политика, которая обеспечивала
бы доходность каждой из подотраслей сельского хозяйства. В соответствии с законом «О развитии сельского хозяйства» необходимо выработать систему постоянного мониторинга экономических условий производства основных видов сельхозпродукции, и методику расчета соответствующих «индикативных цен», которые должны стать настоящим ориентиром для принятия эффективных решений.
Пятое. Говоря о конкретных предложениях по повышению оперативности регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, необходимо, прежде всего, затронуть проблему импорта. Внутренний рынок России характеризуется высоким уровнем зависимости от импорта. Таким путем формируется до 40% ресурсов на продовольственном рынке. По мясу она оценивается в 41%, по молоку в 26%. В 2007 году в Россию импортировано продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья на общую сумму 27 млрд. 600 млн. долларов США. Это на 28% больше, чем в предыдущем году. Сегодня тенденция к росту импорта сохраняется, а по мясной продукции - даже усиливается. Например, импорт свинины в I квартале 2008 года вырос на 38%, а сухого молока - в 2 раза. В таких условиях стабильного аграрного и продовольственного рынка быть не может [2]. Большую роль в обеспечении стабильности рынка может сыграть разрабатываемый Закон о торговле, который, по нашему мнению, должен содержать конкретные нормы, обеспечивающие баланс экономических интересов производителей продовольствия, организаций торговли и потребителей.
В 2006 году был принят Закон о розничных рынках, который призван обеспечить непосредственный выход производителя к прилавку через создание сельскохозяйственных кооперативных рынков. Эта система принципиальна, прежде всего, для продукции малого аграрного бизнеса. Однако за 2007 г. было создано лишь 5 таких рынков на всю огромную Россию. Необходимо в 2008 году создать как минимум по одному такому кооперативному рынку или иному подобному торговому объекту в каждом муниципальном районе. Это позволит существенно поддержать созданные в рамках национального проекта две тысячи потребительских сельскохозяйственных кооперативов, которые должны стать полноправными участниками торговой деятельности на районном уровне и обеспечить доступные цены на продовольствие для населения. О Теперь рассмотрим ресурсное обеспечение Госпрограммы. В целом, объем ресурсов на пятилетний пе-^Г риод выполнения Госпрограммы составляет 551 млрд. рублей из федерального бюджета. Ежегодный объем
П
ü ь
п
О о
I—
ф
поддержки сельского хозяйства из Федерального бюджета за пять лет увеличится в 2 раза. Больше всего средств (54%) будет выделено на достижение финансовой устойчивости сельского хозяйства. Приведен-И ные данные не должны создавать впечатления, что поддержка сельского хозяйства в России будет осущест-Ш вляться, как из «рога изобилия».
2 Во-первых, не следует забывать, что отечественные производители сельхозпродукции зачастую кон° курируют на внутреннем рынке с субсидированным импортом, и, прежде всего, из стран ЕС. Анализ пока-щ зывает, что уровень господдержки в России в сравнении с развитыми странами - один из самых низких.
□ По последним данным Организации по экономическому сотрудничеству и развитию (ОЭСР), которая объ-
□ единяет 30 развитых стран, производящих две трети товаров и услуг в мире, совокупная поддержка сель-хопроизводителей у них почти вдвое выше, чем в России и составляет 30% против 17% у нас. Отметим, что понятие совокупная поддержка включает в себя поддержку рыночной цены, прямые дотации, компенсации производственных затрат, сумму налоговых и других льгот.
Во-вторых, государству необходимо на этом этапе осуществить политику создания современного сельце ского хозяйства, особенно учитывая переходный характер нашей экономики. Как показал опыт последних си пяти лет, такой подход, стимулирует привлечение в отрасль существенных частных инвестиций и способс-^ твует созданию современного конкурентоспособного производства. Это хороший пример партнерства го> сударства и бизнеса. Следует отметить, что по прогнозным оценкам реализация Программы будет содейс-£5 твовать повышению темпов роста и конкурентоспособности отрасли, создаст ряд базовых предпосылок I для устойчивого развития сельских территорий. Предполагается, что темпы роста в сельском хозяйстве ф возрастут до 4% в год, а в животноводстве - до 5 %. Последнее особенно важно, так как это соответствует ™ увеличению спроса на мясном и молочном рынках и направлено на реализацию задачи улучшения качес-а тва питания. Предполагается оживление инвестиционного процесса, что позволит, в частности, увеличить ^ темпы обновления основных видов сельскохозяйственной техники.
^ В заключение отметим, что аграрная отрасль должна стать одним из «двигателей» национальной эко-о номики наряду с топливно-энергетическим комплексом, транспортом, современными наукоемкими и вы-о сокотехнологическими отраслями. Напомним, что в России сосредоточено 9% мировой пашни, 20% запасов 9 пресной воды, 8,5% производства минеральных удобрений и только 2% мирового населения. Учитывая расо тущую роль продовольствия на мировых рынках и роль аграрного сектора в мировой экономике, целесообразно сохранить приоритетный характер развития отрасли и обеспечить эффективное использование это-^ го уникального сельскохозяйственного потенциала России. Тогда это позволит резко увеличить уровень продовольственной безопасности России по важнейшим сельскохозяйственным продуктам.
CL
о ф
о ф
т
0
1
О
А)
ЛИТЕРАТУРА
1. Гордеев А. О проекте Государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 гг.» // URL: http: // mcx.ru.
2. Гордеев А. О ходе и перспективах реализации Госпрограммы как основы обеспечения продовольственной стабильности и безопасности страны // URL: http: // mcx.ru.
3. Мониторинг работы основных отраслей АПК Краснодарского края // URL: http: // admkrai. kuban. ru.
4. Основные мероприятия и параметры приоритетного национального проекта «Развитие АПК» // URL: http: // mcx.ru.