Научная статья на тему 'Национальный план противодействия коррупции на 2014-2015 гг'

Национальный план противодействия коррупции на 2014-2015 гг Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
222
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВО / STATE / КОРРУПЦИЯ / CORRUPTION / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ / ANTI-CORRUPTION / ЗАКОННОСТЬ / LEGALITY / КООРДИНАЦИЯ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ / ANTI-CORRUPTION COORDINATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Тимофеев Михаил Сергеевич

Рассматриваются основные элементы Национального плана противодействия коррупции, определяющие приоритеты в борьбе с коррупцией для правоохранительных органов и институтов гражданского общества на очередной год.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NATIONAL ANTI-CORRUPTION PLAN FOR 2014-2015

The basic elements of the National anti-corruption plan defining priorities in the fight against corruption for law enforcement agencies and civil society institutions for the next year are considered.

Текст научной работы на тему «Национальный план противодействия коррупции на 2014-2015 гг»

110

Вестник Российского университета кооперации. 2014. №3(17)

УДК 343.352

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПЛАН ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ

НА 2014-2015 гг.

М.С. Тимофеев

Рассматриваются основные элементы Национального плана противодействия коррупции, определяющие приоритеты в борьбе с коррупцией для правоохранительных органов и институтов гражданского общества на очередной год.

Ключевые слова: государство; коррупция; противодействие коррупции; законность; координация противодействия коррупции.

M.S. Timofeev. NATIONAL ANTI-CORRUPTION PLAN FOR 2014-2015

The basic elements of the National anti-corruption plan defining priorities in the fight against corruption for law enforcement agencies and civil society institutions for the next year are considered.

Keywords: state; corruption; anti-corruption; legality; anti-corruption coordination.

Противодействие коррупции является одним из приоритетных направлений деятельности Российского государства. Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-Ф3 «О противодействии коррупции» [1], Национальная стратегия противодействия коррупции, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 13 апреля 2010 г. № 460 [2], заложили прочные организационно-правовые основы борьбы с коррупцией.

Важным элементом в системе противодействия коррупции отводится планированию. Указом Президента РФ от 11 апреля 2014 г. №226 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2014-2015 гг.» [3] определены направления противодействия коррупции на ближайшую перспективу (далее - План).

Принятый документ отличается конкретностью и оперативностью. Правительству РФ, другим субъектам даются четко сформулированные предложения и указываются сжатые сроки исполнения и предоставления соответствующего доклада. В Плане содержатся как традиционные меры по противодействию коррупции, так имеются и новеллы. Отметим в связи с этим, что значительное внимание уделено проблемам профилактики коррупции в судебной системе. Председателю Верховного Суда Российской Федерации и Генеральному директору Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации рекомендовано обеспечить создание подразделений для координации мероприятий по противодействию коррупционным правонарушениям в судейском корпусе и аппаратах судов; разработку методических рекомендаций по заполнению судьями и работниками аппаратов судов справок о доходах, расходах, об имуществе и обя-

зательствах имущественного характера, а также справок о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей; проведение на постоянной основе анализа организации работы по профилактике коррупционных правонарушений в части, касающейся соблюдения судьями и работниками аппаратов судов антикоррупционных норм (представление сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера; размещение соответствующих сведений на официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети Интернет; осуществление проверок полноты и достоверности представленных сведений; соблюдение судьями и работниками аппаратов судов запрета на владение иностранными активами).

Органам судейского сообщества в Российской Федерации необходимо принять меры: по совершенствованию дисциплинарного производства в отношении судей, включая совершенствование структуры и функций судебно-дисциплинарных органов, процедурных гарантий привлечения судей к дисциплинарной ответственности; по рассмотрению на своих заседаниях результатов выполнения мероприятий, касающихся профилактики коррупционных правонарушений в судейском корпусе и системе Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации.

План нацеливает на борьбу с коррупцией в социально важных сферах жизнедеятельности общества. Правительству РФ надлежит осуществить анализ коррупционных рисков в сфере жилищно-коммунального хозяйства, потребительского рынка, строительства, а также при реализации крупных инфраструктурных про-

Государство и право

111

ектов и обеспечить внедрение комплекса мер, направленных на снижение уровня коррупции в данных сферах.

В научной литературе и экспертных кругах не прекращаются дискуссии о вреде и пользе лоббистской деятельности. В связи с этим представляет интерес поручение Правительству РФ о создании нормативной правовой основы деятельности граждан и организаций по продвижению интересов социальной группы или индивида в государственных и муниципальных органах в целях принятия наиболее благоприятного для данной социальной группы или данного индивида решения (лоббизма), включая подготовку предложений о нормативном закреплении за соответствующим федеральным органом исполнительной власти функции разработки и реализации мер по последовательному введению в практику института лоббизма и о соответствующем кадровом усилении этого направления работы. По сути, речь идет о легализации лоббизма в нашей стране при всей спорности его восприятия.

Пока еще не выполнено требование Федерального закона «О противодействии коррупции» (ст. 13.3) о нормативном закреплении за соответствующим федеральным органом исполнительной власти функции разработки, внедрения и консультативно-методического обеспечения мер по предупреждению коррупции в организациях и контроля за реализацией этих мер, а также о соответствующем кадровом усилении этого направления работы. О выполнении этого поручения Правительство РФ должно представить доклад в октябре 2014 г

Требует внимания проблема совершенствования координации и регламентации взаимодействия контрольно-надзорных органов Российской Федерации в ходе планирования и осуществления своей деятельности, в том числе при проведении совместных проверок, а также обмена информационными ресурсами и представления единой отчетности о полученных результатах в целях повышения эффективности противодействия коррупции.

Противодействие коррупции требует надлежащего научного обеспечения, проведения научных междисциплинарных исследований на основе действующего законодательства и практики его применения. Актуальными являются проблемы правовой природы нарушения запретов и ограничений, неисполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, и меры юридической ответственности, применяемые в случае такого нарушения (неисполнения); проблемы административной ответственности юридических лиц за

коррупционные правонарушения; вопросы освобождения юридического лица от административной ответственности, предусмотренной ст. 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в случае оказания органом управления юридического лица содействия в выявлении факта правонарушения; проблемы формирования системы мер имущественной ответственности за коррупционные правонарушения и др.

Нововведением в Плане является поручение Правительству РФ организовать внедрение в деятельность подразделений по профилактике коррупционных и иных правонарушений компьютерных программ, в целях осуществления мониторинга и автоматизированного анализа сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых лицами, претендующими на замещение должностей, включенных в перечни, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации, и лицами, замещающими указанные должности, с использованием баз данных о доходах, недвижимом имуществе (в том числе за рубежом), транспортных средствах, счетах, кредитах, ценных бумагах.

В результате реализации этих мер будут созданы автоматизированная система мониторинга деклараций, специальная электронная база данных о государственных служащих в отмеченном направлении.

В принятом Плане общее и профессиональное антикоррупционное просвещение выделено как приоритетное направление деятельности. Должна быть реализована уже в ближайшее время обширная программа антикоррупционного просвещения граждан. В Российской академии народного хозяйства и государственной службы должны быть открыты специальные курсы для преподавателей-специалистов по противодействию коррупции. В учебных заведениях, готовящих бакалавров по направлению «Государственное и муниципальное управление», рекомендовано включить в учебный план специальный антикоррупционный курс.

Заслуживает внимания и поручение Правительству РФ совместно с Центральным банком разработать механизм получения в зарубежных кредитно-финансовых учреждениях, государственных и иных органах и организациях информации о наличии у соответствующих российских должностных лиц денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и о владении и (или) пользовании ими иностранными финансовыми инструментами.

На профильные структуры по противодейст-

112

Вестник Российского УНИВЕРСИТЕТА КООПЕРАЦИИ. 2014. №3(17)

вию коррупции (Генеральную прокуратуру РФ, Следственный комитет РФ и МВД РФ) во взаимодействии с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и организациями возлагается необходимость:

- разработать криминологическую характеристику незаконной передачи части денежных средств, получаемых за исполнение государственного и муниципального заказа, исполнителем заказа должностному лицу государственного или муниципального органа (учреждения) за представление указанного заказа («откатов»). Доклад о результатах исполнения представить до 1 сентября 2014 г.;

- на основе криминологической характеристики разработать систему мер по предупреждению и пресечению «откатов» и внедрить эту систему в практику. Доклад о разработанных организационных мерах и предложения о подготовке соответствующих нормативных правовых актов представить до 1 декабря 2014 г.;

- обеспечить реализацию принятых мер.

Плановые мероприятия по противодействию коррупции на очередной год предусматри-

вают силами МВД РФ реализовать комплекс оперативно-розыскных мероприятий в целях обеспечения защиты бюджетных средств, выделяемых на реализацию целевых программ и крупнейших инвестиционных проектов, подготовку к проведению чемпионата мира по футболу 2018 г., а также на создание туристического кластера в Северо-Кавказском федеральном округе, Краснодарском крае и Республике Адыгея.

Национальный план противодействия коррупции на 2014-2015 гг. содержит обширный перечень иных мероприятий, реализация которых повысит эффективность деятельности по противодействию коррупции в нашей стране.

Список литературы

1. Собр. законодательства Рос. Федерации. 2008. № 52, ст. 6228.

2. Собр. законодательства Рос. Федерации. 2010. № 16, ст. 1875.

3. Собр. законодательства Рос. Федерации. 2014. № 15, ст. 1729.

ТИМОФЕЕВ Михаил Сергеевич - кандидат юридических наук, доцент, декан юридического факультета. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: MSTimofeev@mail. ru

TIMOFEEV, Mikhail Sergeyevich - Candidate of Jurisprudence, Associate Professor, Dean of Law Department. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: MSTimofeev@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.