НАУЧНАЯ И КУЛЬТУРНАЯ ЖИЗНЬ
Д.В. Родионов НАЦИОНАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ ТЕАТРА
Родионов Дмитрий Викторович - генеральный директор Государственного центрального театрального музея им. А. А. Бахрушина, доцент Российского университета театрального искусства.
В 1913 г. в истории русской культуры произошло знаменательное событие: статус научного государственного учреждения получил литературно-театральный музей, основанный в Замоскворечье в 1894 г. Алексеем Александровичем Бахрушиным (1865-1929). Это он 25 ноября 1913 г. в присутствии Станиславского, Немировича-Данченко, Яблочкиной, Ермоловой, Южина передал свою коллекцию в дар Императорской академии наук и Москве. Выходец из купеческого сословия, потомственный почетный гражданин Москвы, крупный промышленник, почетный член Императорской академии наук, гласный городской Думы в течение многих лет, один из основателей и руководителей Русского театрального общества, он еще в 1880-х годах начал собирать театральную коллекцию, которая превратилась в главное дело его жизни.
Началом новой коллекции стали приобретенные Бахрушиным в лавчонке грошового антиквария на знаменитом Сухаревском рынке 22 маленьких портрета с изображением людей в театральных костюмах. Бахрушин предположил, что его находка относится к XVIII в. В тот же день он поехал в художественный магазин Аванцо на Кузнецком мосту, где портреты были промыты, отреставрированы и вставлены в общую дубовую раму. Режиссер Малого театра Кондратьев высказал предположение, что на этих портретах изображены крепостные актеры Шереметевского театра. Эта гипотеза подтвердилась, когда потомок владельца этого театра граф П.С. Шереметев, осматривая бахрушинское собрание, пораженный, остановился у «сухаревской находки». Оказалось, что эти портреты у Шереметевых были украдены. Вскоре граф прислал еще несколько портретов, случайно не попавших в число похищенных. «Чтобы не разрознивать коллекцию», - объяснил он.
Указом Императора А. А. Бахрушин был назначен пожизненным попечителем и директором музея. При советской власти этот Указ был сохранен, музей получил статус государственного, и ему было присвоено имя его основателя. А.А. Бахрушин был директором музея до самых своих последних дней.
Сегодня Государственный центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина - один из крупнейших музеев страны, фонды которого насчитывают 1,5 млн экспонатов. Это - архивы театральных деятелей, портреты выдающихся актеров, певцов, режиссеров, драматургов, балетмейстеров, артистов балета, композиторов, художников; костюмы, личные вещи и реквизиты, живопись, графика, эскизы и макеты декораций, афиши и программы, фотографии, видео- и киноматериалы, редчайшие книги по театральному искусству. Сюда необходимо добавить девять филиалов - дома-музеи и музеи-квартиры, -где жили А.Н. Островский, М.Н. Ермолова, М.С. Щепкин, Вс.Э. Мейерхольд, Г.С. Уланова, В.Н. Плучек, актерская семья Мироновых-А.С. Менакера, театральную галерею на Малой Ордынке. Среди музейных экспонатов есть невзрачный деревянный брусок. Посетители с удивлением узнают, что вырезан он из подмостков рабочими Малого театра и подарен Марии Николаевне Ермоловой в день ее прощания со сценой.
Новая стратегия управления музеями, разрабатываемая в настоящее время Министерством культуры России, заставляет нас быть в фарватере новаций. Музей готов к переменам и принимает в них самое деятельное участие. Основные направления его работы - это сохранение, популяризация и пополнение коллекции. А ее масштаб определяет и масштаб работы музея.
Сохранение культурного наследия - важнейшая исследовательская задача, включающая научную инвентаризацию коллекции. Стремительное внедрение в жизнь музея программы электронного учета «КАМИС» позволило только за три года ввести в нее сведения почти о 700 тыс. предметов. Повышение в этом году зарплаты научным сотрудникам до уровня средней зарплаты по Москве также стало мощным стимулом для повышения эффективности работы и в этом направлении.
Перевод коллекции в электронный формат важен и для взаимодействия с Госкаталогом, задуманным в целях обладания оперативной информацией о состоянии музейного фонда Российской Федерации. Электронный каталог должен быть доступен каждому человеку, чтобы он, даже не приходя в музей, мог получить необходимую информацию о любом предмете нашей коллекции. Года через три, если нам удастся сохранить набранный темп, эта работа будет завершена, и наша попытка прорваться из XIX в. в век XXI будет таким образом реализована.
Особенности хранения в музее им. А.А. Бахрушина обусловлены еще и тем, что экспонаты коллекции жанрово очень отличаются друг от друга. Ко-260
лоссальный архивный рукописный отдел - личные архивы деятелей театра и культуры. В каждом не только бумаги, документы, но и художественные произведения, фотографии и мемориальные вещи.
Коллекция музея универсальна и состоит из множества фондов. Фонд афиш и программ - в нем более полумиллиона предметов, и его временной диапазон - от середины XVIII в. до сегодняшнего дня. В этот фонд входит и единственное в России дореволюционное собрание афиш всей российской провинции от Варшавы до Сахалина. Коллекцию собрал сам А. А. Бахрушин, и на сегодняшний день она дает полную картину театральной жизни российской провинции второй половины XIX в. На ее основе музей планирует издать книгу - хронику постановок пьес А.П. Чехова в России до 1904 г., подтверждающую его всероссийскую востребованность как драматурга еще при жизни. В коллекции музея также хранятся уникальные фолианты афиш императорских театров, они дают полное представление об их репертуаре на протяжении всего XIX в. Это редчайшая источниковедческая база, по которой сверяются все исследователи, занимающиеся историей ведущих театров страны.
Фонд декорационных изобразительных материалов включает в себя живописные и графические работы, литографию и книжную графику. В этом собрании более 100 тыс. предметов, в том числе колоссальное собрание театральных эскизов советского периода, позволяющее наиболее полно реконструировать историю театра этого периода.
В фонде кино-, видео- и аудиоматериалов хранятся записи от трехмиллиметровой пленки до видеокассет VHC и записей на CD и DVD, в частности кинохроники, связанные с именами Мейерхольда, Таирова, Станиславского и т.д. Эти материалы постоянно востребованы. В этом году был открыт совместный онлайн проект с сайтом Colta.ru и журналом «Театр», в рамках которого уже представлены интернет-аудитории материалы по биомеханике Мейерхольда с серьезными комментариями и чудом сохранившиеся записи отрывков из пяти спектаклей Камерного театра.
Через такие формы передачи информации коллекция «выводится» во внешний мир. Помимо этого, естественно, каждый человек имеет право прийти в музей, работать в фондах, с первоисточниками, архивами и т.д. К сожалению, возможности этой работы ограничены теснотой наших помещений. Но при поддержке Министерства культуры РФ было отреставрировано и введено в эксплуатацию помещение для временного фондохранилища на Тверском бульваре, что несколько расширило наши возможности по работе с отечественным и мировым научным сообществом. На Тверском бульваре располагаются три исключительно ценных и интересных фондовых отдела. Огромный фонд фото-негативных материалов, - от первых российских фотографий, в числе которых есть и первое фото Михаила Семёновича Щепкина,
до работ, которые закупаются у современных фотохудожников. Уникальна коллекция стеклянных негативов. Там же размещены библиотека и Фонд редкой книги: издания по истории театра, составляющие одно из самых интересных и ценнейших в России собраний по этой тематике, а также книги XVII и XVIII вв.
Третий фонд - новый, разместился он на Тверском бульваре. История его такова. В 2003 г. был ликвидирован музей детских и кукольных театров - молодой музей, коллекция которого насчитывала около 40 тыс. предметов по истории детского театра и театра кукол. Он находился в бывшем здании церкви, и, когда стали возвращать церковные здания, музей оказался в буквальном смысле выброшенным на улицу. Тогда приказом Министерства культуры его коллекция была передана в наш музей.
На территории главной усадьбы также размещен мемориально-вещевой фонд: театральные костюмы, мемориальные вещи, начиная от обстановки квартиры или дома, где жили деятели театра, которые они лично передали в коллекцию музея, либо передали их наследники. Это мемории: от чернильницы, ручки до галстука, бабочки, шляпы, цилиндра. Большая коллекция в основной своей части совершенно уникальна. В нее входят, например, подлинные декорации Константина Коровина к «Золотому петушку», полный комплект костюмов от обуви до всех аксессуаров. Если сейчас ставить спектакль, можно «одеть» его целиком из этой коллекции. К нам она поступила из Франции, а завещал ее Бахрушинскому музею внук В.Д. Поленова - А.А. Ля-пин, который активно собирал материалы по истории русского театра, покупал их на аукционах и затем передавал в российские музеи. Все переправлялось нам из Парижа в громадных ящиках и в них же много лет хранилось. Два года назад готовился юбилей К. Коровина, Третьяковская галерея задумала грандиозную выставку, ГЦТМ им. А.А. Бахрушина был ее партнером, так как обладает большим собранием коровинских театральных эскизов. И настоящие декорации к «Золотому петушку» стали изюминкой этой выставки. Мемориально-вещевой фонд уникален, разнообразен и очень востребован в нашей экспозиционной деятельности. В целом сегодня музей организует и проводит около 70-90 выставок в год, это весьма значительная цифра.
Музей проводит большую работу по консервации и реставрации памятников. У нас есть свои мастерские, где работают специалисты широкого профиля, занимающиеся реставрацией мебели, живописи, книг, тканей и т.д. Все материалы, которые готовятся к показу на выставках, проходят через руки наших мастеров.
Второе главное направление деятельности музея - это популяризация коллекции, среди как можно более широкого круга людей. В год у нас проводится более 500 мероприятий: вечера, концерты, лекции, мастер-классы, 262
встречи с деятелями культуры. Особое внимание уделяется детской аудитории: праздники, фестивальные мероприятия. Работа с детьми - одна из главных задач деятельности музея, занятия с ними, как правило, носят интерактивный характер. Устраиваются мастер-классы, на которых детей учат рисовать, постигая творчество театральных художников. Дети или разыгрывают спектакль, или осваивают образовательную программу - «Знакомство с театральными профессиями», - когда мы приглашаем в музей театрального гримера, портного, суфлера, заведующего постановочной частью. Они рассказывают детям о своей работе, а потом совместно гримируются, пытаются что-то сшить, смастерить. Это совершенно другой взгляд на театр, на его закулисную жизнь, на тех людей, которые «делают театр», но на сцену не выходят. Занятия рассчитаны на прямой контакт в малочисленных группах. Они проходят в лектории главного дома, и на месте постоянной экспозиции, и в наших филиалах: Доме-музее М.С. Щепкина и в Театральной галерее на Малой Ордынке. Там замечательный сотрудник Карина Оганджанова приобщает детей к театру, используя музыкальные формы. Она превосходный пианист, и рассказ о театре сопровождается живой музыкальной иллюстрацией. Такие занятия должны быть именно камерными, тогда есть возможность уделить внимание каждому ребенку. Тут количественные показатели противопоказаны. Конечно, есть события, когда мы собираем большую детскую аудиторию. Так было на X Бахрушинском фестивале в театре им. Н.И. Сац, в зале на 1100 мест, где был показан спектакль «Пиноккио».
В Доме-музее им. М.С. Щепкина работает Домашний театр. Молодые ребята, выпускники ГИТИСа и Щепкинского училища, будущие актеры и театральные художники объединились вокруг режиссера Анатолия Ледухов-ского. Спектакль, который они сыграли на открытии Дома Щепкина после многолетней реставрации, назывался «Гоголь. На обратной стороне Луны». Очень необычная и яркая постановка, современная по форме, что очень нравится молодой публике.
Об интерактиве можно говорить и на примере последней «Ночи в музее», для которой была разработана специальная программа - «Вечером в гости в музей». Реализовывалась она в мемориальных музеях-квартирах. Это предельно личное, камерное пространство, где мы не можем принимать больше 15 человек одновременно для проведения экскурсии. Эти квартиры, как правило, не пользуются популярностью у массовой аудитории и мало посещаются. Мы стремились привлечь внимание к таким маленьким музеям, которые дают совершенно неповторимое ощущение подлинной жизни того или иного человека, ощущение, которого больше нигде не получишь.
А в мемориальной мастерской театрального художника Давида Боровского мы показали спектакль «Насмешливое мое счастье» по пьесе Л. Малюгина. К нам приехали звезды украинской и русской сцены из киев-
ского театра Леси Украинки. Премьера спектакля состоялась еще в 1966 г., и трое из прибывших актеров были заняты в той премьере. И, если бы вам удалось побывать в это время в музее Боровского среди 50 человек, которые с трудом в нем разместились, вы бы совершенно не ощутили возраста этих людей. Спектакль построен на переписке Чехова с Ликой Мизиновой, О.Л. Книппер-Чеховой и старшим братом Александром Павловичем. В новом пространстве постановка стала мощным театральным впечатлением. Это подарок и самому театру, который не ожидал, что при смене формата, при изменении расстояния диалога актеров со зрителем он станет подлинным театральным событием.
В последние годы музей весьма активно осваивает пространство Интернета. Так, по заказу Министерства культуры к 150-летию со дня рождения А.П. Чехова мы создали портал «Весь Чехов». К сожалению, деньги были выделены только на создание портала, поэтому сейчас музей поддерживает его за счет собственных средств. Приступили также к обновлению сайта музея, чтобы он был современным и с более мощным информационным полем. Думаем сейчас об открытии интернет-продаж билетов в музей на все наши мероприятия.
Огромная задача, стоящая перед музеем - это пополнение коллекции, которое происходит двумя основными способами: либо приобретением за деньги, либо получением в дар от людей или организаций различных документов и материалов. Преобладает, естественно, вторая форма пополнения коллекции по той простой причине, что Министерство культуры на закупку дает очень небольшие деньги. Впрочем, за последние годы эта сумма увеличилась практически в 3 раза. В этом году музей сумел пополнить свою коллекцию примерно на 3,5 млн руб. Это позволило купить порядка 800-900 предметов. А в дар мы получаем в среднем в год 8-10 тыс. предметов. Естественно, встает проблема фондохранилищ. В Бахрушинском музее катастрофически не хватает помещений, из-за чего нарушены все нормативы хранения фондов.
В 90-е годы XX в. были резко прерваны централизованные поступления материалов, фиксирующих хронику театральной жизни России. 90-е годы -провал в коллекции. Понятно, что он связан объективно с историческими условиями. Тем не менее музей свою миссию не выполнил, не пополнил коллекцию, не зафиксировал это переходное время. Поэтому сегодня мы особенно стараемся не упустить важных театральных событий и действующих лиц. Выделение главного, яркого, истинно художественного - это всегда вопрос интуиции, а также выбора приоритетов, иногда субъективных, иногда опирающихся на мнение критики, театрального сообщества или тех же премий, которые определяют лучшие спектакли, актеров, режиссеров.
Одним из результатов научной деятельности музея стали наши издания. Например, из самых последних: «Шаляпин», «Воспоминания Ю.А. Бахрушина», 264
альбом к выставке «Чехов», «Дом-музей Островского в Замоскворечье». К 450-летию со дня рождения Шекспира издали книгу художника Отари Кан-даурова, иллюстрированную материалами из наших фондов по истории постановки «Гамлета» на русской сцене. Недавно получили из типографии воспоминания Елизаветы Котовой, легендарного завлита «Современника». Вышло второе издание воспоминаний и прозы Давида Боровского «Убегающее пространство».
В Министерстве юстиции РФ мы недавно зарегистрировали Фонд развития музея Бахрушина, главная задача которого - сбор средств на поддержку программ музея. Сегодня Фонд развития уже начал работать. Мы разработали программу под символическим названием «Сохраним историю русского театра для потомков». Содержание этой программы в том, что Фонд заключает индивидуальный договор с каждым российским театром, по которому музею должен быть предоставлен материал по истории и сегодняшнему дню работы этого театра. Музей научно обрабатывает эти материалы и включает их в госколлекцию. А чтобы собрать деньги на эти акции, мы придумали форму благотворительных марок. На каждый театральный билет наклеивается марочка в символическую сумму - 10, 15 или 20 руб. в зависимости от региона и театра, с которым заключен договор. Эти деньги получает театр, а часть их он перечисляет Фонду, который платит людям за работу с архивами. Таким образом, мы сохраняем архив, его обрабатываем, затем включаем материалы с полноценной научной обработкой в Госколлекцию. Материалы забираем в Москву не полностью, оставляем театру возможность заявить о себе зрителям с помощью выставок, которые обычно устраиваются в фойе театра. Фонд развития нашел и другие возможности для приобретения средств. Так, в настоящее время готовится создание первой в Москве музейной карты. В эту деятельность сейчас вовлечено большое число московских музеев. Нашли деньги, это ведь очень дорогое удовольствие - издавать такие карты. Сейчас они уже в стадии печати. Карты должны принести серьезные пополнения в бюджет Фонда, они будут в аэропортах, гостиницах, турбюро и т.д. За это сфера обслуживания готова платить деньги.
Сегодня развитие музея связано прежде всего с наличием полноценной инфраструктуры. Ее отсутствие - главная проблема музеев в России. Редкий музей имеет сегодня возможность предоставить комфортные условия для приема своих посетителей, к которым современный человек уже привык и считает их непременным атрибутом общественных учреждений. Что означает инфраструктура на примере нашего главного дома? У нас всего два туалета и гардероб на 50 номерков. Соответственно, когда проходит вернисаж и приходят 200 человек, мы не знаем, где их разместить, сделать так, чтобы люди не испытывали дискомфорт даже чисто физиологический. Человек должен где-то посидеть, поработать на ноутбуке, выпить кофе, пообщаться с ребен-
ком и т.д. Все это неотъемлемая часть современного культурного центра, включающего музей. Наша мечта, чтобы мы могли перейти на такой уровень современных цивилизованных отношений с посетителями, когда публика не будет испытывать никакого дискомфорта. У нас есть перспектива развития, есть, к счастью, земельный участок на главной усадьбе размером в 6 тыс. м2. Освоение этого участка означает для нас переход на качественно новый уровень общения с публикой. Там будет три зоны: зона фондохранилища, зона временных выставок и третья зона - универсальный театрально-концертный зал на 150-180 мест. Театральный музей без такого зала существовать не может. Мы должны приглашать режиссеров, художников, артистов - представителей всех театральных профессий, иметь возможность прямого диалога с ними, фиксировать для истории, записывать и т.д.
Масштабы деятельности музея сегодня достаточно велики, несмотря на ограниченную пропускную способность. Наша совокупная зрительская аудитория за 2012 г. составила более 1,5 млн человек. Это убедительно доказывает, что Государственный центральный театральный музей активно востребован обществом и давно заслужил новых качественных условий для обеспечения своей деятельности и общения с аудиторией.