Научная статья на тему 'Национальный менталитет как предмет этнопсихологического исследования'

Национальный менталитет как предмет этнопсихологического исследования Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
512
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕНТАЛИТЕТ / НАЦИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ / MENTALITY / NATIONAL CONSCIOUSNESS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Вальцев Сергей Витальевич

в статье рассматривается процесс изучения менталитета. Автор акцентирует внимание на том, что менталитет это наиболее глубинные и устойчивые к изменению мировоззренческие конструкты, которые детерминируют проявление элементов национальной психологии и тем самым существенным образом влияют на конфигурацию всей национальной психологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Национальный менталитет как предмет этнопсихологического исследования»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Вальцев С. В. г. Москва

Национальный менталитет как предмет этнопсихологического исследования

Вальцев Сергей Витальевич Московский государственный строительный университет, кафедра психологии, кандидат психологических наук, доцент

Аннотация: в статье рассматривается процесс изучения менталитета. Автор акцентирует внимание на том, что менталитет - это наиболее глубинные и устойчивые к изменению мировоззренческие конструкты, которые детерминируют проявление элементов национальной психологии и тем самым существенным образом влияют на конфигурацию всей национальной психологии.

Abstract: the article deals with the process of studying the mentality. The author focuses on the fact that the mentality - it is the most profound and lasting change to the ideological constructs that determine the manifestation of elements of national psychology and thus greatly affect the configuration of the entire national psychology.

Ключевые слова: менталитет, национальное самосознание. Keywords: mentality, national consciousness.

В последние годы в широкое употребление вошло слово «менталитет», но единого определения менталитета нет, в особенности это характерно для отечественной науки, куда понятие менталитета проникло совсем недавно. По образному выражению И. В. Герасимова: «Мода на термин «менталитет» во много раз превосходит и опережает опыт реального прикладного освоения этой гипотезы». Гуревич А. Я. считает, что понятие менталитет «действительно трудно перевести однозначно», а Граус Ф. полагает, что менталитет «не может быть отрефлексирован и сформулирован. Вопрос «Каков ваш менталитет?» лишен смысла». Вряд ли можно согласится с приведенными выше «определениями» менталитета. Конечно, дать ответ на

вопрос, каков ваш менталитет, действительно трудно, менталитет это часто коллективное бессознательное, не формулируемое, не высказываемое эксплицитно, однако поддающееся определению, выделению элементов и исследованию менталитета и отдельных составляющих его элементов. Слово менталитет происходит от позднелат. mentalis, что означает «умственный», «мышление», «образ мыслей», «душевный склад», впервые это слово стало использоваться еще в XIV веке, в научный оборот оно было введено лишь американским философом Р. Эммерсоном в 1856 году, в психологию же категорию «mentaleté» одним из первых в начале прошлого столетия ввел французский психолог и этнограф Л. Леви-Брюль после публикации своих работ «Les functions mentalas dans les societes inferieures» (1910) («Ментальные функции в низших обществах») и «La mentalite primitive» («Первобытная ментальность), а также французскими психологами Ш. Блонделем и А. Валлоном, рассматривавших ментальность как феномен психической жизни.

В зарубежной науке слово «менталитет» практически не употребляется, а английское слово «mentality» не употребляется в качестве термина и не имеет закрепленного за ним определения, поэтому опора при определении менталитета на посвященную этому вопросу иностранную литературу вряд ли окажется эффективной; в англоязычных психологических словарях менталитет определяется как «качество ума, характеризующее отдельного индивида или класс индивидов», «обобщение всех характеристик, отличающих ум», «способность или сила разума», «установки, настроение, содержание ума», «образ мыслей, направление или характер размышлений» и, наконец, как «сумма мыслительных способностей или возможностей, отличающихся от физических». «Словарь общественных наук» определяет его следующим образом: «Термин имеет различные значения, близкие к понятиям установки, умственной функции и даже мышления (последнее — у Леви-Брюля (1922)). Практически не употребляется антропологами и социологами, но встречается у некоторых историков, последователей школы Анналов». Подобные интерпретации понятия «менталитет» указывают на недостаточную научную проработку этого понятия.

Только в 1994 году российскими исследователями, были сделаны первые попытки дать новому термину адекватное наполнение; менталитет понимают как «совокупность представлений, воззрений, «чувствований» общности людей определенной эпохи, географической области и социальной среды, особый психологический уклад общества, влияющий на исторические и социальные процессы». Такое понимание менталитета практически отожествляет понятие «менталитет» с массовым сознанием, что, в свою очередь, делает это понятие ненужным. Позднее появились более целостные и законченные определения понятия «менталитет», так в «Кратком этнологическом словаре» этот термин определяется как «свойственный данному народу склад мышления; представляет собой устойчивый изоморфизм (постоянство, неизменность, инвариант), присущий культуре или группе культур, который обычно не осознается и принимается в этой культуре как естественный; он не поддается изменениям под воздействием идеологического давления». В этом определении обретает контуры одна из главных сущностных характеристик менталитета, а именно наличие в

национальной психологии устойчивого пласта психики, который включает в себя определенные мировоззренческие модели. Менталитет - это общая духовная настроенность, относительно целостная совокупность идей, верований, навыков духа, в котором находят свое выражение идеалы добра и зла, справедливости, должного. Понятие менталитета этнокультурной общности гораздо шире и всеобъемлюще, нежели то, что мы называем культурой, общественным сознанием и идеологией. Менталитет, являясь своеобразным интегратором, косвенно или прямо проявляется в самых разных аспектах жизни общества, в специфике политических, экономических, социальных, культурных и других общественных отношений и процессов.

С учетом всего вышесказанного, наличия множества определений, характеризующих феномен менталитета с самых разных позиций, представляется целесообразным выделить из достаточно большого перечня понятий наиболее существенное. Менталитет - наиболее глубинные и устойчивые к изменению мировоззренческие конструкты, которые детерминируют проявление элементов национальной психологии и тем самым существенным образом влияют на конфигурацию всей национальной психологии. Мы придерживаемся точки зрения, согласно которой именно такое определение «менталитета» позволит закрепить за этим понятием самостоятельный научный статус и не смешивать понятие «менталитет» с понятиями «национальный характер», «национальное самосознание», «психический склад нации», «духовный склад» «мировоззрение» и т. д. В определенном смысле категория «менталитет» может быть отождествлена с категорией «подсознательная духовность», которой пользуется В. Франкл для обозначения неосознаваемой, неотрефлектированной и принципиально нерефлектируемой духовности, выступающей несущей основой всей сознательной духовности. В этих иррациональных глубинах духовного бессознательного коренятся, по В. Франклу, истоки этического (совесть), эротического (любовь) и эстетического (художественная совесть) поведения человека.

Литература

1. Агеев В. С. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. М., 1990.

2. Вальце в С. В. Является ли понятие «менталитет» синонимом понятия «ментальность»? // Проблемы современной науки и образования. 2012. № 3 (3). С. 33-36.

3. Вальцев С. В., Ильюшкин В. В. Национальное самосознание и национальная идентификация // Проблемы современной науки и образования. 2012. № 8 (8). С.26-29.

4. Вальцев С. В. Подходы к изучению структуры менталитета // Проблемы современной науки и образования. 2012. № 4 (4). С. 64-67.

5. Вальцев С. В. Социально-психологический анализ функций национальной психологии// Проблемы современной науки и образования. 2012. № 4 (4). С. 53-55.

6. Вальцев С. В. Факторы формирования национальной психологии // Проблемы современной науки и образования. 2012. № 2 (2). С. 20-22.

7. Герасимов И. В. Модернизация России как процесс трансформации ментальности. // Российская история: проблемы ментальности. Тезисы докладов научной конференции. М., 1994.

8. Граус Ф. Ментальность в средневековье. // История ментальностей и историческая антропология: зарубежные исследования в обзорах и рефератах. М., 1996.

9. Манекин Р. В. Контент-анализ как метод исследования истории мысли. 1991. № 1.

10. Chaplin J. P. Dictionary of psychology. N. Y., 1975.

11. Drever J. A dictionary of psychology. Harmondsworth, 1967.

12. Funk & Wagnalis new standart dictionary of the English language. N. Y., 1962.

13. Leevy-Bruhl L. «Primitive mentality» and religion. // Classical approaches to the study of religion. Aims, methods and theories of research. Paris, 1973.

14. Reber A. S. The penguin dictionary of psychology. Harmondsworth, 1985.

15. The universal dictionary of English language. L., 1957.

16. Webster's third new international dictionary. L., 1961.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.