Научная статья на тему 'Национальный компонент базы знаний по управлению проектами'

Национальный компонент базы знаний по управлению проектами Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
82
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — А. А. Литвинченко

Представлен подход к определению национального компонента базы знаний по управлению проектами

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Национальный компонент базы знаний по управлению проектами»

УДК 65.050

A.A. Литвинченко

НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ БАЗЫ ЗНАНИЙ ПО УПРАВЛЕНИЮ ПРОЕКТАМИ

Представлен подход к определению национального компонента базы знаний по управлению проектами. Рис. 1, ист. 5.

В настоящее время достаточно остро стоит проблема обмена знаниями и опытом в профессиональных сферах деятельности и, как следствие, обеспечение качества профессиональной подготовки и определение содержания и критериев профессионального знания.

В сфере управления проектами данная проблема выражается, с одной стороны, в быстром процессе распространения профессионального знания на международном уровне (глобализации), а с другой - в существовании национального уровня определения компетенции профессиональных проектных менеджеров, а также наличием подготовки специалистов в сфере управления проектами образовательной системой конкретной страны. Определение структуры знания по управлению проектами стандартизировано и представлено в виде международной (РМВоК) и немногочисленных национальных баз знаний по управлению проектами.

Терминология информационных технологий «база знаний» используется, скорее, по смыслу, чем по форме. База знаний (РМВоК) [1, 2] представляет собой перечень тем, отражающих структуру знания в профессиональной сфере управления проектами [3]. Ее цель показать, что управление проектами есть часть общего (управления), то есть имеет сходство с другими профессиональными сферами управления вообще (с одной стороны). С другой стороны - продемонстрировать специфичность управления проектами как самостоятельного вида профессиональной деятельности. Проблема состоит в том, чтобы сформулировать природу категории «управление проектами», преследуя, тем самым, цель обоснования необходимости такого понятия вообще и, как следствие, профессиональной сферы деятельности определенной части сообщества, включающей в себя индивидуумов.

Аргументация должна строиться на принципах философии, чтобы уравновесить накопленный на сегодняшний день опыт применения управления проектами, поскольку по отношению к управлению проектами бессмысленно рассуждать о первичности практики или теории - последняя находится в тени первой. Учитывая достаточно короткий период формирования управления проектами как отдельного вида деятельности, истоки которого находятся в практике управления, указанное соотношение теории и практики является отражением истории развития данного направления человеческой деятельности.

Если исходить из философских категорий «общее - особенное -единичное», профессиональная общность людей находится в среднем уровне и выражает социальную дифференциацию общества [4, с. 30]. Поскольку управление проектами является наддисциплинарной специальностью, то идентификация индивидуума по отношению к профессиональной группой по управлению проектами предполагает предшествующую идентификацию как в какой-либо профессии, так и в культурной, социальной, национальной группе.

Индивидуум является носителем знания группы, по отношению к которой он себя идентифицировал. Идентификация в профессиональной группе

подтверждается сертификатом, дипломом, лицензией - документом, свидетельствующим о признании профессиональным сообществом определенного уровня компетенции индивидуума: его знаний, навыков и опыта. Структура знания индивидуума в определенной профессиональной сфере определяется природой данного вида деятельности, в частности - управления проектами. Чаще всего понятие «проект» раскрывается через его содержание: «проект - уникальная совокупность действий, выполняемая в специфических условиях, таких как ограниченность времени, стоимости, определения качества ...» [5, с.14]. Подобные определения основаны на выделении в качестве составных элементов собственно управления проектами управления интеграцией, содержанием, временем, стоимостью, качеством, коммуникациями, рисками, закупками и персоналом, которые образуют РМММ (Project Management Maturity Model) - модель базы знаний по управлению проектами (в частности, международной).

Поскольку база знаний есть модель предметной области, то база знаний по управлению проектами должна описывать предметную область управления проектами как профессиональной сферы деятельности вне зависимости от места и времени. Иными словами, в Украине или во Франции, говоря «управление проектами», подразумевают определенный набор компонент, характеризующий профессиональные знания проектного менеджера.

Однако даже если предположить, что через несколько лет база знаний будет представлена в единственном варианте в виде международной базы знаний PMI, то все равно останется вопрос: отразится ли в базе знаний по управлению проектами наличие индивидуумов, идентифицирующих себя в других, помимо управления проектами, социальных и культурных группах? То есть, как будет представлен национальный компонент базы знаний. Для этого нужно ответить на следующие вопросы: Что такое «компонент базы знаний по управлению проектами» вообще и «национальный» в частности? В чем состоят национальные отличия баз знаний? Каковы методы определения этих отличий?

Исходя из определения базы знаний по управлению проектами, компонент базы знаний по управлению проектами это составная часть модели предметной области управления проектами. Представляется достаточно сложным определение соотношения общих и национальных (рис. 1) компонент базы знаний ex ante.

Рис. 1.

В зависимости от уровня развития профессиональной культуры в стране (степени развития какой-либо отрасли знания или деятельности) доля национального компонента может отклоняться от 20-процентной отметки. Зависимость между степенью развитости профессиональной культуры в стране и долей национального компонента прямая. Если страна развивается в направлении глобализации, и национальная культура (в том числе и профессиональная) не может представить национальных аналогов глобальным, то произойдет эффект замещения: недостающий национальный компонент

будет замещен общим (или глобальным). В этом случае речь идет о доле национального компонента меньшей, нежели 20 %.

Тем не менее, остается вопрос, какую нагрузку несет в себе понятие «национальный» по отношению к компоненту базы знаний? Трудно представить понятие «украинская стоимость», но «украинская национальная денежная единица» - понятие с десятилетним сроком употребления.

Представляется следующая трактовка понятия «национальный»:

1) генерируемый в определенной национальной среде;

2) генерируемый в определенной национальной среде и могущий существовать только в ней;

3) имеющий национальные формы проявления (сущность компонента едина для всех).

В первом случае имеется в виду появление нового термина, который только с течением времени может перейти в общее употребление, но до этого представляет собой отличительный компонент базы знаний. Второй случай -есть частный случай первого: термин не перешел в общее употребление и остался на национальном уровне (такие понятия трудно поддаются переводу на иностранные языки). Наконец, третий случай демонстрирует самый распространенный вариант: национальный компонент выражается не в конкретном термине или его определении (они остаются едиными для всех), а в форме проявления данного понятия. В этом смысле следует отметить, что из перечисленных выше девяти элементов управления проектами наиболее изменчивым с точки зрения национального компонента базы знаний является управление персоналом и рисками, а также те компоненты базы знаний, на которые в значительной степени влияет национальное законодательство (управление закупками, стоимостью и качеством). Управление персоналом и рисками в большей степени подвержены воздействию устоявшихся в данной национальной среде взаимоотношений.Таким образом, национальный компонент базы знаний по управлению проектами является элементом модели описания предметной области управления проектами, который отражает степень развитости профессиональной культуры конкретной страны в форме систематизированных знаний в области управления проектами.

ЛИТЕРАТУРА

1 A Guide to the Project Management Body of Knowledge. 2000 Edition.

2. Кер1вництво з питань проектного менеджменту. К.:УКРНЕТ, 1999.

3. Morris P.W.G. ВОК/ ВОС. 1998 АРМ YEARBOOK.

4. Гозман Л., Эткинд А. Идентичность, культурное самосознание. 50/50: Опыт словаря нового мышления/ Под общ. ред. М. Ферро и Ю. Афанасьева,- М.: Прогресс, 1989. - 560 с.

5. Кервництво з питань визначення компетентности й сертифюаци украшських професшних керщниюв i фах1вц1в управлЫня проектами NCB (иа):/ С.Д. Бушуэв, Н С. Бушуэва, В.Ю. Биков, В.Д. Шпильовий,- К., 2000,- 84 с.

Стаття надмшладо редакци 01.10.2001 р.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.