Научная статья на тему 'Национальный интерес и задача оптимизации функций государства в условиях постиндустриального глобального мира'

Национальный интерес и задача оптимизации функций государства в условиях постиндустриального глобального мира Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
101
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Глущенко В. В.

В статье анализируются методы обоснования оптимального состава функций государства и рациональная экономическая политика в условиях постиндустриального глобального рынка. Для обоснования оптимального состава функций государства важно установить реальную суть происходящего процесса миросистемных изменений и связанные с сущностью глобализации требования к конкурентоспособному государству. Говоря о внешних рисках России в условиях глобализации, нужно учитывать, что эксперты из США считают, что в период 2001-2025 гг. процесс миросистемных изменений в геополитике вступил в третий этап. В ходе этого этапа США попытаются восстановить свое былое величие посредством ведения более независимой и агрессивной политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Национальный интерес и задача оптимизации функций государства в условиях постиндустриального глобального мира»

6 (15) - 2007

СТРАТЕГИИ развития ЭКОНОМИКИ

национальный интерес и задача оптимизации функций государства в условиях постиндустриального глобального мира

в.в. глущенко,

доктор технических наук, доцент, заведующий кафедрой «Финансы и кредит» Московского экономико-финансового института

Для обоснования оптимального состава функций государства важно установить реальную суть происходящего процесса миросистемных изменений и связанные с сущностью глобализации требования к конкурентоспособному государству.

Говоря о внешних рисках России в условиях глобализации, нужно учитывать, что эксперты из США считают, что в период 2001 — 2025 гг. процесс миросистемных изменений в геополитике вступил в третий этап. В ходе этого этапа США попытаются восстановить свое былое величие посредством ведения более независимой и агрессивной политики, которая, тем не менее, обернется против них самих, ускоряя и усугубляя падение их мирового авторитета [1, с. 67]. Отметим, что в настоящее время в мире произошло неструктурированное многостороннее разделение геополитических сил. Общие направления и тенденции развития миросистемных изменений в этот период могут состоять в следующем. Во-первых, потерпит полный крах программа ядерного разоружения, и появятся около 20 новых ядерных держав. Во-вторых, прогнозируется возможное снижение влияния в геополитике США, столкновение интересов ряда геополитических центров. В-третьих, в сфере мировых финансов будет постепенно снижаться влияние доллара США, может сформироваться многовалютная система (сложно сказать, валюты каких стран войдут в ее состав). В-четвертых, особое значение для геополитической ситуации в мире будет иметь развитие в трех регионах: Европа, Юго-Восточная Азия и Южная Америка. В-пятых, на развитие ситуации в этих центрах влияния будет оказывать влияние возможность преодоления политических и экономических конфликтов стран этих регионов (для Европы — это преодоление провала проекта

общеевропейской конституции и реализация возможности политического сближения с Россией; для Юго-Восточной Азии — это преодоление противоречий между Японией, Китаем, Кореей; Южная Америка может стать серьезным независимым геополитическим игроком, особенно если удастся привлечь Мексику). Нужно учитывать, что ООН утрачивает влияние [1, с. 81 — 83].

Концепция глобализации в западной социологии возникла, прежде всего, как распространение западной модели развития не только экономики, но и социальных и культурных отношений за пределы тех стран, где она, собственно, возникла — тех, что у нас условно называют «западными». Основой ускорения в стремительной унификации экономических, социальных и культурных процессов в различных странах стали, прежде всего, новейшие гибкие, интеллектуальные, преимущественно компьютерные, технологии. Единый и иерархичный, распределенный мир возникнет на базе новых компьютерных технологий, которые породили новые информационные интеллектуальные технологии, изменившие природу бизнеса [2, с. 29].

Модернизация России носит догоняющий характер, по ряду показателей ее отставание от развитых стран увеличивается [3, с. 22].

Проблему для России составляют: низкая плотность и низкая продолжительность жизни населения; рост убийств и самоубийств; высокий уровень преступности, бедность населения; низкий уровень доверия граждан к власти; бедственное состояние жилищно-коммунального хозяйства и др. [4, с. 9 - 10].

Все это негативно влияет на инвестиционный климат и безопасность (в том числе экономическую) государства. Экономическая безопасность

- 17

государства является важнейшим условием устойчивого развития и элементом его национальной безопасности. Национальная безопасность обеспечивается защищенностью жизненно важных интересов граждан, общества, государства, национальных ценностей и образа жизни от широкого спектра внутренних и внешних угроз, различных по своей природе (политических, военных, экономических, информационных, экологических и других) [5, с. 332].

Некоторые специалисты считают, что «в современной конкурентной борьбе в первую очередь борьба идет не за обладание ресурсами, материальными ценностями, а за способность к нововведениям» [6, с. 5].

Глобализация охватывает государства, в которых проживает около 30 % населения. Есть основания считать объективной причиной этого явления необходимость концентрации финансовых, интеллектуальных и других видов ресурсов для обеспечения конкурентоспособности транснациональных корпораций в конкурентной борьбе, а ее субъективной причиной — стремление отдельных государств, групп государств, этно-религиозных групп, корпораций к извлечению сверхдоходов на основе глобализации и монополизации отдельных видов деятельности и рынков [7,с. 86].

Это может рассматриваться как сигнал к необходимости изменений и поиска новых, более эффективных, решений в области современной теории государства и права, оптимизации набора выполняемых государством функций, в том числе с точки зрения совершенствования управления рисками национальной экономики.

Состав функций государства определяется набором внешних и внутренних факторов государства, применяемой на практике государственными органами теории государства и права, реальной экономической идеологии. Известно утверждение: «Развитие событий в экономике и в обществе характеризуется высокой степенью неопределенности, поэтому установить точно оптимальный объем государства и его динамику невозможно» [8, с. 6]. Часто выбор набора функций государства представляется, как дилемма выбора между «либеральным минимумом функций» и либо тотальным охватом государством всех социально-экономических процессов, либо некоторого фиксированного набора функций.

Выделяется либеральный минимум функций государства: законодательство и правопорядок; оборона и безопасность; недопущение инфляции и устойчивость национальной валюты. Дополни-

18 -

тельными, по версии автора цитируемой статьи, являются функции: создание институтов развития экономики и общества; оказание публичных услуг; защита социально уязвимых слоев населения; обеспечение экологической безопасности; структурная и промышленная политика; устранение «провалов рынка»; государственное предпринимательство (владение и управление компаниями) [8, с. 5].

Утверждается, что политика либерализации экономики в развитых странах дала впечатляющие результаты и укрепила позиции либеральной доктрины как мейнстрима в современной экономической науке. Однако не учитывается специфика состояния объекта управления — национальной экономики. Применение определенных экономических рецептов безопасно только в случае установления аналогии объектов воздействия и их реакций на это воздействие.

Отметим, что в условиях глобализации расходы развитых государств стремительно и с увеличивающимся темпом (45 % в год — табл. 1) возрастают [8, с. 7]. Представляется, что эти данные фактически отрицают предыдущее утверждение о снижении роли государства, т. к. рост государственных расходов может свидетельствовать только об одном: о реальном усилении участия государства в социально-экономическом развитии для снижения рисков, порождаемых постиндустриальной глобализацией.

Анализ поведения государственных органов России позволяет отметить, что наблюдается, прежде всего, противоречивость деклараций и практики в вопросе усиления роли государства в модернизации экономики, переводе ее на инновационный путь развития. Реального усиления роли государства в модернизации экономики не происходит (например, в проекте государственного бюджета на 2007 г. предлагается основные средства инвестиционного фонда направить на инфраструктурные, а не инновационные проекты).

Исследователи отмечают, что государство не добилось успехов в выполнении и функции верховенства закона. Наблюдается тенденция к ослаблению макроэкономической политики. Требуются корректировка экономической политики, достижение ее непротиворечивости [8, с. 30].

Один из участников дискуссии по проблеме экономического суверенитета, М. Копейкин, заместитель руководителя Аппарата Правительства РФ, считает: «Суверенитет, на мой взгляд, означает, прежде всего, поддержание конкурентоспособности российской экономики на мировом рынке, в том числе отдельных, преимущественно высо-

котехнологичных, отраслей промышленности, а также наличие зрелых общественных институтов и перспективного человеческого потенциала. В принципе, Россия всеми этими элементами обладает. В то же время задачу достижения полного экономического суверенитета нельзя считать решенной, поскольку названные элементы еще не сложились в целостную, четко работающую систему. При этом общая экономическая ситуация сейчас довольно неоднозначна» [9, с. 154].

Известно предложение разрабатывать вопросы участия (функций) государства в двух вариантах модернизации: сверху и снизу. Однако не учитывается низкая активность в современной России в этой сфере частного капитала [10, с. 131]. Это делает вариант модернизации «снизу» практически нереальным.

Таким образом, по мнению автора, для модернизации России нужно реализовать «либеральный минимум функций государства».. Однако относительно обсуждаемого варианта содержания научной основы «дилеммы в обосновании» набора функций государства в реальных условиях постиндустриального глобального мира можно сказать, что такой подход не учитывает, как минимум, следующих факторов:

1) реальное отличие социально-экономической иинновационно-инвестиционной сферы России и развитых государств, определяющих их геополитическое положение в современном мире;

2) необходимость обоснования аналогии между объектами социально-экономического управления и их реакциями на это управление для обеспечения безопасности и эффективности управляющих воздействий [11, с. 80,112];

3) противоречие вывода о сокращении участия государства в условиях постиндустриальной глобализации реальным данным о росте государственных расходов этих государств;

4) для обеспечения системности государственной политики необходимым условием является отсутствие кардинальных противоречий между юридически закрепленным в Конституции РФ социальным статусом государства и реальными законами, действиями исполнительной власти;

5) осуществление социально-экономической модернизации требует достаточных инвестиций во все компоненты воспроизводственного процесса (денежный капитал, средства производства, технологии, труд), чего, к сожалению, не наблюдается;

6) для перехода от догоняющей к инновационной модели социально-экономической модерни-

зации необходимо изменение существующей парадигмы государственного управления; 7) теоретической основой обоснования изменений существующей парадигмы государственного управления процессом социально-экономической модернизации можно назвать оптимизацию функций государства. Очевидно, оптимизация функций государства в условиях постиндустриального глобального мира включает одновременное обоснование набора, содержания и ресурсного обеспечения реализуемых функций государства.

В процессе решения задачи оптимизации функций государства нужно учитывать, что в теории государства и права принято выделять исторические типы государства. Под историческим типом государства подразумевают совокупность наиболее существенных признаков, свойственных государствам единой общественно-исторической формации. По этому признаку выделяют рабовладельческое, феодальное, буржуазное и социалистическое государство [12, с. 92].

Известно также достаточно большое число теорий государства, которые соответствовали историческим условиям и трактуют причины возникновения государства и права: теологическая, патриархальная, договорная теории, теория насилия и др. Эти теории объясняли мотивы и методы правового регулирования социально-экономической действительности, деятельности различных субъектов, помогали найти ответ на вопрос о способах и инструментах решения насущных проблем, проясняли направления совершенствования законодательства.

При решении вопроса об оптимальном наборе функций государства нельзя обойти стороной вопрос подхода (концепции) государства. По этому признаку выделяют: теологический подход; юридический подход; классический подход; кибернетический поход; социологический подход; либеральный подход; классовый подход [12, с. 84 — 85].

Либеральный подход основан на концепции «государства — ночного сторожа», которое не вмешивается в социально-экономические отношения, но устанавливает «правила игры».

Социологический подход к государству состоит в том, что государство тесно связано с обществом. Реальным в условиях современной России является такой вариант этого подхода, согласно которому государство выступает относительно самостоятельной организацией, не совпадающей с обществом, выступающей как относительно самостоятельный институт». Предлагается оценить

- 19

степень такой самостоятельности государства от общества долей избирателей, участвующих в голосовании. При этом риск выхода государства из-под контроля общества (политический риск принятия государством решений, вредных для общества и экономики) можно оценить долей тех граждан, которые не участвуют в голосовании.

Кибернетический подход к государству состоит в том, что оно рассматривается как определенная система, в рамках которой движется информация с прямыми и обратными связями [12, с. 84]. Однако такая трактовка не полностью соответствует сути кибернетического подхода, состоящего в том, что объект исследования представляется как «черный ящик», т. е. при исследовании абстрагируются от внутренней структуры объекта. Поэтому предлагается признать соответствующим традиционному пониманию в науке этого термина такой кибернетический подход к государству, который абстрагируется от внутренней структуры и функций государства. При таком подходе государство должно рассматриваться в координатах «вход-выход», например, в виде платежного баланса государства). Этот подход будет применен в настоящем исследовании для изучения проблемы возможности применения аналогии в государственном управлении России и развитых государств.

Речь идет о том, что для установления наличия или отсутствия аналогии в положении двух государств в международном разделении труда будут использованы данные и сравнительный качественный анализ платежного баланса России и США.

Можно утверждать, что платежный баланс государства — это кибернетическая модель национальной экономики, отражающая ее «входы и выходы» в отношениях с мировым рынком, а следовательно, фиксирующая положение государства в международном разделении труда. При этом с математической точки зрения платежный баланс государства представляет собой счет международных операций в балансовой форме и отражает в стоимостном выражении весь комплекс внешнеэкономических связей страны, включая соотношения поступлений и платежей. Нужно учитывать, что балансовый счет международных операций отражает количественное и качественное стоимостное выражение масштаба участия народного хозяйства в мировом хозяйстве. В платежном балансе показатели валютных потоков по всем операциям обозначаются как платежи и поступления. Дополнения к платежному балансу, которые содержат сведения о движении потока ценностей между странами, отражают ее международное финансовое положение в категории запаса.

20 -

С точки зрения бухгалтерии платежный баланс всегда находится в равновесии, однако по основным разделам платежного баланса может иметь место либо активное сальдо, если поступления превышают платежи, либо пассивное, если платежи превышают поступления.

Структура платежного баланса включает следующие разделы: торговый баланс как соотношение между ввозом и вывозом товаров; баланс услуг и некоммерческих платежей; баланс движения капиталов и кредита [13, с. 207].

Качественный сравнительный анализ балансов России и США показывает их принципиальные различия: значительные различия в валюте баланса; положительное сальдо торгового баланса у России и отрицательное у США; у США значительный (около 200 млрд долл.) объем поступлений за использование патентов и др. Кроме того, нужно учитывать, что доля США по инновационной продукции составляет 36 % против 5 % у России; дефицит бюджета США и профицит бюджета России. Эти различия, как представляется, не позволяют использовать аналогию «США — Россия» при обосновании функций государства в условиях постиндустриального глобального мира.

Юридический подход к государству заключается в том, что государство рассматривается как юридическое лицо (что особенно важно не только в международных отношениях, но и внутренних социально-экономических отношениях), юридическая персонификация нации, власть отождествляется с правом [12, с. 84]. В связи с этим представляется возможным сказать, что такой подход применим при оптимизации функций государства, прежде всего как ограничивающее условие. То есть нужно учитывать, что государство Россия как юридическое лицо, записав в ст. 7 Конституции положение о социальном характере государства, приняло на себя обязательство обеспечить условия свободного и гармоничного развития человека. Думается, что необходимым условием такого развития является обеспечение населения достаточными источниками существования в виде заработной платы или государственных пособий. При этом абсолютно неважно, является ли источник существования частным или государственным, а важно, что бы он был достаточным для развития. В этой связи можно заметить, что использование в практической государственной политике либерального подхода неучастия государства в экономической деятельности, концепции «либерального набора функций» можно будет признать юридически обоснованным в России только после изменения

ее Конституции, а именно, отмены ст. 7 о социальном характере государства. До этого применение либерального подхода в реальной государственной практике управления, практике принятия законов можно признать противоречащим юридическому подходу к государству.

Кроме того, относительно состояния в сфере государственной социально-экономической и промышленной политики можно высказать предположение, что противоречивость этой политики объективно объясняется несоответствием юридически зафиксированного в ст. 7 Конституции РФ статуса социального государства и реалиями либерального идеологического подхода к решению проблем современной России ряда ключевых министров и кабинета в целом.

При обосновании оптимального набора функций государства нужно учитывать, что в настоящее время речь идет о постиндустриальном государстве, существующем в условиях монополярного глобального мира. Для исследования функций такого государства можно признать применимым классический подход в сочетании с концепцией «государство-менеджер». При классическом подходе государство рассматривают как совокупность трех элементов: власть, территория, население. В рамках концепции «государство-менеджер» его рассматривают как нейтрального управителя социально-экономическими отношениями.

Представляется, что оба подхода (классический и управленческий) отражены в технологической теории государства и права, которая может оказаться в силу своего идеологически не ангажированного характера более объективной, а поэтому практически результативной. При таком подходе государство рассматривают как сложную человеко-машинную организационно-производственную систему. Технологическая теория права — это система формальных и общеобязательных, обеспечиваемых государственным принуждением запретов, разрешений, норм поведения, свобод отношений в государстве в процессе реализации технологий общественного бытия в политической, социальной, экономической, технологической, экологической сферах, отражающая волю субъекта государственного управления [15, с. 303].

Системно-управленческий подход в рамках технологической теории государства и права заключается в том, что государство рассматривается как сложная система, которая характеризуется универсальным набором параметров эффективности: доходами (например, на душу населения); затратами (труда, ресурсов); рисками, временем реализации соци-

ально-экономических технологических циклов (например, в связи с существованием административных барьеров в предпринимательстве); ликвидностью (в частности международной валютной ликвидностью страны, ее достаточностью или избыточностью). При таком подходе право (наряду с экономическими, административными, информационными методами) рассматривается как один из инструментов управления названными характеристиками (параметрами эффективности) государства.

В настоящей работе подойдем к проблеме обоснования набора функций государства с точки зрения необходимого участия государственных органов в обеспечении его социально-экономической конкурентоспособности, и в частности конкурентоспособности на мировых рынках высокотехнологичной продукции машиностроения.

При исследовании рассматриваемого риска важно учитывать, что среди фундаментальных внутренних движущих сил глобализации мировой экономики можно назвать кардинальные изменения в производстве, которое все больше ориентируется не на национальный, а на громадный мировой рынок. Это сопровождается опережающими по сравнению с ростом ВВП темпами развития мировой торговли, а также ростом такого опережения. Внешняя торговля становится неотъемлемым и все боле важным элементом воспроизводственного процесса, который отражает не только результат производства, но и его предпосылку [16, с. 15].

Оптимизация набора функций государства может проводиться с использованием ситуационного подхода.

Ситуационный подход — это способ мышления об организационных проблемах и их решении, с целью увязать конкретные приемы и концепции с определенными конкретными обстоятельствами деятельности для более эффективного их использования [17, с. 83]. Тогда можно признать, что особенности обеспечения конкурентоспособности на глобальных рынках связаны со следующими факторами [7, с. 98 — 99]:

1) изменением и трансформацией подхода и самого деления на торгуемые и неторгуемые товары в условиях глобализации развития информационных технологий и транспортных систем;

2) участием в глобальной рыночной конкуренции государств посредством как минимум двух инструментов: во-первых, путем создания институциональной системы поддержки и развития инновационной и инвестиционной деятельности [7, с. 172]; во-вторых, посредством проведения денежно-кредитного регули-

- 21

рования, частью которого является валютная политика и валютные ограничения;

3) субъектами такой конкуренции чаще всего выступают не отдельные предприятия, а транснациональные корпорации или их подразделения;

4) в глобальной конкуренции участвуют производители различных стран, деятельность в которых характеризуется различными конкурентными преимуществами, связанными, в частности, со страной базирования;

5) глобальная конкуренция по каждой группе торгуемых товаров имеет свое «экономическое время» протекания процессов, в частности связанных со спецификой спроса, темпом научно-технического прогресса в конкретной отрасли, жизненным циклом продукции и др.;

6) конкурентная инновационная и инвестиционная деятельность транснациональных корпораций основывается на передовых достижениях не отраслевой или национальной, но мировой науки, техники, технологий;

7) рынок глобальной конкуренции имеет олиго-полистический характер, но число участников конкурентной ситуации в любой момент может измениться, трудно заранее определить состав конкурирующих сторон (неопределенность состава участников);

8) повышаются расходы на продвижение товаров и значение каналов продвижения товаров, которые приобретают новые свойства, в частности, транснациональности или качество — подсистемы маркетинга, что сопровождается расширением функций и параметров оценки эффективности такого канала;

9) требования к потребительским свойствам, характеристикам товаров и услуг формируются на основе унифицированных международных социальных стандартов определенных социальных и профессиональных групп;

10) часто необходима международная сертификация (в частности, на предмет безопасности, уровня шума и т. п.) и допуск товара на рынок;

11) цены устанавливаются на мировом рынке на основе конкуренции производителей и достижения баланса спроса и предложения, который формируется с учетом специфики национальных сегментов глобального рынка и соотношений курсов валют;

12) взаимоотношения конкурирующих производителей, а также производителей, торговых сетей и потребителей регулируются не только национальным, но и международным законодательством, конвенциями, договорами;

22

13) базисные условия поставки и расчетов рекомендуются международными организациями и определяются договоренностями сторон сделки. При выборе такой формы расчетов, как аккредитив, банки становятся участниками нефондового страхования рисков неплатежа по международным сделкам;

14) возможность оказания и влияние (в явной или скрытой — латентной форме) финансовой поддержки и протекционистских мер со стороны национальных государственных органов и международных экономических и финансовых структур;

15) так как участники сделки чаще всего являются резидентами различных государств, то разрешение споров и конфликтов конкурирующих сторон происходит в международных судебных инстанциях и др.

Как видно, необходимость формирования и проведения целенаправленной промышленной политики, направленной на обеспечение конкурентоспособности национальной экономики, определяется особенностями современной глобальной конкуренции.

Так как субъектами современной глобальной конкуренции чаще всего выступают не отдельные предприятия, а транснациональные корпорации или их подразделения, то промышленная политика государства должна быть согласованной с его политикой в корпоративном секторе экономике. В настоящее время наблюдается повышенный протекционизм в отношении сырьевых отраслей и, к сожалению, бесконечное бюрократическое затягивание решения насущных вопросов структурной перестройки и финансирования высокотехнологичных отраслей, что, как думается, не соответствует декларируемой установке на переход к диверсифицированной инновационной модели развития национальной экономики.

При анализе маркетинговой стратегии с учетом конкуренции используются понятия: сравнительные преимущества; конкурентные преимущества, позиция, стратегия, сечение; силы конкуренции. Силы конкуренции — это факторы, определяющие конкурентную позицию. В этой ситуации промышленная, кредитно-денежная политика государства выступают в условиях постиндустиральной глобализации как силы конкуренции. Возникает вопрос: о каком «либеральном минимуме функций» в этой ситуации может идти речь?

Более того, нужно учитывать, что требования к товарам, их качеству, дизайну формируются на основе тенденций глобальной моды, соображений престижности, унифицированных представлений

определенных социальных групп потребителей различных стран. При этом произошла глобализация целевых аудиторий и коммуникаций. В мировой моде отражаются культура наиболее развитых стран как образца для подражания в практической деятельности. Поэтому в условиях глобализации культура становится элементом международной экономической конкурентной борьбы. А раз так, то требуется не остаточное, а адекватное задаче обеспечения конкурентоспособности государства финансирование, и главное, эффективное вложение в национальную культурную стратегию и политику.

Реально же признается, что отношение к проблемам национальной экономики в госаппарате примерно следующее. Отмечается, что финансы — это та специфическая область рыночной системы, в которой отражаются многие экономические сигналы, важно научиться их вовремя замечать. В силу своих функций Минфин России обладает активной экономической информацией, которую нужно уметь анализировать. Глубокий анализ экономики и бизнеса сквозь призму финансовой сферы, бюджетного процесса, налоговых поступлений крайне востребован сегодня. Ошибки в расчетах, невнимание к деталям, помноженные на административный ресурс Минфина, могут дорого обойтись государству и всему обществу..

С другой стороны, проблемы финансово-бюджетной политики, порождаемые зависимостью российской экономики от внешней конъюнктуры, несколько лет находятся в центре внимания общественности. Ведется дискуссия по использованию сверхдоходов от экспорта нефти, накапливаемых в Стабилизационном фонде. Опросы показывают, что 88 % населения высказались за расходование этих средств [19, с. 4]. Однако этого не происходит...

Кроме Стабилизационного фонда в 2006 г. накоплены большие (свыше 200 млрд долл.) золотовалютные резервы, которые тоже не используются в отечественной государственной промышленной, корпоративной, инновационной политике.

В целом представляется возможным отметить следующее. Во-первых, Российская Федерация как юридическое лицо приняла на основании ст. 7 Конституции РФ обязательство перед гражданами обеспечить достойную жизнь и гармоничное развитие, либеральные идеологические воззрения отдельных министров не могут быть основанием для игнорирования требований, вытекающих из конституционных обязательств государства. Поэтому вопрос оптимального набора функций и специфики их выполнения должен решаться не с идеологических, а с научных позиций.

Во-вторых, показано, что одной из особенностей глобальной конкуренции является участие в ней государства, которое может проявляться в создании инновационно-инвестиционного климата; кредитно-денежной и валютной политике; политике цен и доходов; протекционизме; кредитовании и финансировании развития; финансировании государственных закупок (госзаказа). Отказ государства от выполнения своих функций в глобальной конкуренции попросту приводит к подрыву конкурентной позиций отечественных товаропроизводителей.

В-третьих, в России 15-летняя практика попыток реализовать «либеральный минимум функций государства» свидетельствует: в отсутствие диверсифицированной экономики с развитыми конкурентными началами невозможно обеспечить снижение уровня инфляции (инфляционного риска) и устойчивость валюты, до уровня «ползучей инфляции (2 — 3 % в год)», при которой возможна модернизация «снизу» (за счет частного капитала). Можно утверждать, что для обеспечения возможности успешного функционирования на основе «либерального минимума функций государства» необходима высокотехнологичная диверсифицированная экономика, которая в России еще не создана.

В-четвертых, уровень инновационной и инвестиционной активности частного бизнеса в современной России не обеспечивает даже восстановительных инвестиций. Это практически отрицает возможность модернизации страны «снизу» и порождает необходимость активного государственного вмешательства. Сохранение статус-кво сокращает ресурсы (в том числе демографический) государства и увеличивает его геополитический риск.

В-пятых, известно, что ныне развитые государства в период кризисов (например, великой депрессии в США) активно использовали государственное регулирование и финансы для выхода из кризиса, а глобализация повышает уровень государственных расходов — объем государственного вмешательства в развитых странах. Анализ истории финансов показывает, что периоды либеральной политики сменялись государственным регулированием на основе теорий Д. Миля и Жд. Кейнса [20, с. 38]. В политике этих государств чередовались периоды усиления государственного вмешательства и либерализации экономики. Это обеспечивалось политической системой и культурой государства, правовым переходом власти от одного идеологического течения к другому.

В-шестых, риск инновационной и инвестиционной деятельности может быть снижен, если в

- 23

государстве инвестиционный поток в реальный сектор будет превышать минимально необходимый для простого воспроизводства. Отношение фактического потока инвестиций в реальный сектор экономики к величине инвестиций, минимально необходимых для простого воспроизводства реального сектора экономики, назовем «коэффициентом инвестиций в воспроизводство». Этот коэффициент предлагается использовать для оценки суммарной эффективности кредитно-денежной, финансо-бюджетной и промышленной политики в национальной экономике. Если этот коэффициент равен 1, то имеет место простое воспроизводство (кредитный и геополитический риски, связанные с инвестициями, не изменяются). Если этот коэффициент больше 1, то имеет место расширенное воспроизводство (кредитный и геополитический риски уменьшаются). Если «коэффициент инвестиций в воспроизводство» меньше 1, то имеет место сужающееся воспроизводство (кредитный и геополитический риски возрастают). Представляется, что государство (как один из институциональных субъектов управления геополитическим риском) своей кредитно-денежной, финансово-бюджетной и промышленной политикой должно обеспечивать значение «коэффициентом инвестиций в воспроизводство» не ниже 1.

В-седьмых, требуется изменение парадигмы и акцентов управления государственным промыш-ленно-корпоративным сектором с целью реальной диверсификации экономики и перехода к инновационной модели развития. Для этого можно рекомендовать:

• разработать и воплотить в жизнь промышленную политику диверсификации экономической деятельности, наращивая высокотехнологичный наукоемкий сектор экономики;

• поощрять частные инвестиции (особенно в высокотехнологичный сектор), законодательно защитить права мелких (миноритарных) инвесторов;

• в случае нехватки инвестиций государство должно обеспечивать недостающий объем инвестиций в реальный сектор за счет бюджетных средств и других источников (стабилизационный фонд, золото-валютные резервы и т. п.);

• разработать и внедрить инновационную политику государства, критерием оценки эффективности которой будут выступать показатели «доля инновационной продукции» и «отношение суммы поступлений за технологии (статья «лицензионные вознаграждения платежного баланса») к валюте платежного баланса».

ЛИТЕРАТУРА

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Валлерстайн И. Геополитические миросистемные изменения: 1945 — 2025 годы. // Вопросы экономики, № 4, 2006. С. 67 - 84.

2. Иноземцев В. Л. Глобализация: иллюзии и реальность // Свободная мысль-ХХ1, 2000, № 1. С. 26 - 36.

3. Дементьев В. О характере российской «догоняющей модернизации» и ее институциональном обеспечении // Российский экономический журнал, № 2, 2005. С. 21 - 30.

4. Жуков В. И. Некоторые аспекты социальной модернизации российского общества // Ученые записки РГСУ, №1(45), 2005. С. 4 - 16.

5. Международные экономические отношения: учеб. пособ. для вузов / Под ред. проф. Л. Е. Стровского. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 461 с.

6. Остапюк С. Ф., Филин С. А. Формирование и оценка эффективности научно-технических и инновационных программ. - М.: Изд-во фирма «Благовест-В», 2004. -320 с.

7. Глущенко В. В. Риски инновационной и инвестиционной деятельности в условиях глобализации. -г. Железнодорожный, МО, ООО НПЦ «Крылья», 2006, -230 с.

8. Ясин Е. Государство и экономика на этапе модернизации // Вопросы экономики, № 4, 2006. С. 4 - 31.

9. Экономический суверенитет и глобализация («Круглый стол» в Институте Европы РАН) // Вопросы экономики, № 2, 2006. С. 149 - 158.

10. Дзарасов С. Способен ли частный капитал модернизировать российскую экономику? // Вопросы экономики, 2005, № 4, С. 131 - 148.

11. Глущенко В. В. Глущенко И. И. Исследование систем управления: Учеб. пособ. - г. Железнодорожный, М. О., ООО НПЦ «Крылья», 2004. - 416 с.

12. Черданцев А. Ф. Теория государства и права. Учеб. для вузов. - М.:ЮРАЙТ, 1999, - 432 с.

13. Шмырева А. И., Колесников В. И., Климов А. Ю. Международные валютно-кредитные отношения. - СПб.: Питер, 2002. - 272 с.

14. Конституция Российской Федерации. - М.: Проспект, 1997. - 48 с.

15. Глущенко В. В. Теория государства и права: системно-управленческий подход. - г. Железнодорожный, М. О., ООО НПЦ «Крылья», 2000. - 416 с.

16. Субботин А. К. Динамика границ рынка и глобальные компании. - М.: Межвузовский научно-практический сборник «Экономика. Право. Лингвистика», вып. № 1, 2005. - с. 5 - 15.

17. Мескон М. Х. Альберт М. Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер с англ. - М.: Дело, 2002. - 704 с.

18. Повышение устойчивости финансовой системы страны - важное направление деятельности Минфина России // Финансы, № 5, 2006. С. 3 - 15.

19. Гурвич Е. Бюджетная и монетарная политика в условиях нестабильной внешней конъюнктуры// Вопросы экономики, № 3, 2006. С. 4 - 28.

20. Глущенко В.В. , Глущенко И.И. Финансы. Финансовые политика, маркетинг, менеджмент. Финансовый риск-менеджмент. Ценные бумаги. Страхование. - г. Железнодорожный, М.О., ТОО НПЦ «Крылья», 1998. - 400 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.