Думы говорит о том, что избиратели считают институт президентства более сильным и властным [7, с.133]. В то же время парламент остается органом, соотношение сил в котором в меньшей степени влияет на их жизнь. В свою очередь, по мнению избирателей, Президент и Государственная Дума влияют на их жизнь в большей степени, чем региональные властные структуры.
Список использованных источников:
1. Ахременко А.С. Электоральное участие и абсентеизм в российских регионах: закономерности и тенденции // Вестник Московского университета. Серия 12. Политические науки. 2005. № 3.
2. Гудина Ю. В. Активность российских избирателей: теоретические модели и практика. - Полис. Политические исследования. 2003. № 1.
3. Климов В.А., Буханова Т.Н., Зайцев И.В. Активность российских избирателей: проблемы и пути их решения // Журнал о выборах. 2005. № 4
4. Кынев А. Выборы-2015: не репетиция, а первая часть кампании 2016 года // Московский центр Карнеги. - 2015: http://carnegie.ru/commentary/?fa=61378
5. Любарев А.Е. Активность избирателей на федеральных, региональных и муниципальных выборах в Российской Федерации // N3: Проблемы политики и общества. — 2013. - № 8.
6. Психология восприятия власти / Под ред. Е.Б. Шестопал. М.: Издательство «Социально-политическая МЫСЛЬ», 2002.
7. Шестопал Е.Б., Зверев А.Л., Нестерова С.В., Смулькина Н.В. Психологическое состояние массового политического сознания российских граждан после выборов в Государственную Думу РФ 2016 г.// Политическая наука. — 2016. — № Специальный выпуск.
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС И ЕГО РОЛЬ В МЕЖДУНАРОДНЫХ
ОТНОШЕНИЯХ
Келлер Е.А.,
студент 3 курса отделения международных отношений, Сибирский федеральный университет, г. Красноярск
Научный руководитель: Стакутис С.З.,
старший преподаватель кафедры управления человеческими ресурсами
Сибирский федеральный университет, г. Красноярск Аннотация: Автор даёт различные толкования понятия «национальный интерес» в современной геополитики, а также выявляет роль данной категории в международных отношениях.
Ключевые слова: национальный интерес, государственный интерес, национальная безопасность.
Summary: The author gives different interpretations of the concept of "national interest" in modern geopolitics, and also reveals the role of this category in international relations.
Keywords: national interest, state interest, national security.
Национальный (или государственный) интерес - определённо ключевой элемент в системе современных международных отношений. Зародившееся ещё в XVII веке со становлением Вестфальской системы и образованием национальных государств и окончательно оформившееся после Второй мировой войны это понятие является неотъемлемой частью мировой политики.
В национальном интересе выражаются первостепенные жизненные потребности в выживании и самосохранении нации и государства. В наши дни существует немало трудностей с трактовкой данного сложного и многоаспектного понятия, которое изменяется с течением времени. Так, например, политолог Михаил Троицкий выделяет несколько необычных определений [2]. Он пишет, что «национальные интересы представляют собой открытую декларацию потребностей и намерений государства, основанных на оценке текущей ситуации», и такая декларация выполняет ряд важнейших функций в жизни страны.
В контексте развития институтов демократии национальные интересы представляют собой комплекс взаимосвязанных утверждений о том, что и почему выгодно тому или иному государству в определённый момент времени. Если же осветить понятие государственных интересов с точки зрения американских специалистов, то в их понимании в эту сферу относится всё, что «ведёт к извлечению непосредственной экономической выгоды» для США и от чего напрямую зависит их безопасность.
Триумф категории национального интереса состоялся в середине XX века, ему способствовал основоположник теории политического реализма - Ганс Моргентау. Он утверждает, что такая категория полностью связана с обретением и использованием силы («power»), которую применяет государство, преследуя свои мотивы [4]. В последствие споры, связанные с данным понятием, получили название «новые великие дебаты», и длятся между исследователями во всём мире до сих пор.
В российской практике закрепление понятия «национальный интерес» впервые было закреплено лишь в одном документе - Указе Президента РФ от 12.05.2009 г. «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» [1]. В первом разделе стратегии указано, что «национальные интересы Российской Федерации -совокупность внутренних и внешних потребностей государства в обеспечении защищенности и устойчивого развития личности, общества и государства». На данный момент документ утратил силу в связи с принятием нового указа, в котором содержится аналогичное определение.
Как уже было отмечено выше, трактовок фундаментального понятия современных международных отношений существует масса, однако функций, которые выполняют национальные интересы, немного, и их можно чётко определить:
1. Установление иерархии внешнеполитических интересов. Это помогает избавиться от перенапряжения сил или распыления ресурсов на направления, не играющие первоочередной роли для благосостояния государства;
2. Ограничение свободы действий властей, которые в большинстве случаев стремятся укрепить свои позиции внутри страны, используя внешнюю политику;
3. Предоставление обществу при помощи чёткой формулировки интересов жёстких критериев оценки эффективности проведения внешней политики;
4. Страхование государства от превращения внешней политики в продолжение внутренней, а также предоставление возможности своевременно скорректировать внешнеполитический курс;
5. Открытое заявление интересов производится ради повышения предсказуемости их носителя (государства) для внешнего мира [2].
Здесь важно отметить, что нарушение формулировок интересов, закреплённых в различных документах, несомненно, приведёт к недоверию со стороны не только противников и союзников, но и собственных граждан.
Продолжая тему, важно подробнее остановиться на источниках формулировок государственных интересов. Интересы получают своё закрепление в официальных документах и неофициальных заявлениях учёных и экспертов. К первым относятся доктрины, стратегии, концепции, которые создаются и публикуются правительствами большинства стран. Ко вторым стоит отнести публикации и выступления ведущих специалистов в области политики и международных отношений, ярким представителем которых является советский и российский государственный деятель Евгений Максимович Примаков.
Рассуждая о национальных интересах, стоит отдельно выделить их виды, которые ранжируются по значимости и влиянию. В национальной стратегии США определены три категории: жизненно важные, важные национальные интересы, гуманитарные и другие интересы. В целом же государственные интересы различными авторами подразделяются на главные и второстепенные, постоянные и переменные, долгосрочные и краткосрочные [3].
Таким образом, мы можем отметить, что определение национального интереса - не самая лёгкая задача для государства, ведь должны быть учтены интересы других государств, потребности собственных граждан и
способность реализации определённого интереса в определённый исторический период времени.
Для определения роли национального интереса в современных международных отношениях необходимо обратиться к существующим основным теориям. Как пишет М. А. Савельева в своей статьей «Эволюция применения термина «интерес» в теории международных отношений», выделяются три основные парадигмы: реализм, либерализм и конструктивизм [5].
В реализме и неореализме национальный интерес основан на географическом положении государства, его экономическом, культурном и политическом развитии. Интерес - стабильная и почти неизменная категория, изменить её можно лишь в результате смена государством своего географического положения на карте мира.
Теоретики и практики либерализма (идеализма) в некотором роде признают существование «национального интереса», но при условии, что в это понятие будут включены нормы морали и глобальные проблемы. Главной идеей здесь является то, что предпочтения одних акторов (их интересы) изменяются под влиянием предпочтений других, а не остаются без изменений.
Стоит обратить внимание на новую теорию в международных отношениях - социальный конструктивизм. Сторонники данной идеи настаивают на том, что интересы и методы их воплощения в жизнь являются социальным явлением, конструируются обществом и реализуются им же. Таким образом, интересы основаны на коллективных идеях, зафиксированных в договорах и практиках. Конструктивисты уверены, что миром правят идеи, источником которых являются люди.
Проанализировав подходы различных теорий международных отношений к вопросу национального интереса, можно сделать вывод о том, что мнений и дискуссий существует огромное количество, однако ясно одно: данная категория одновременно связывает и понимание истории и уровня развития общества и государства, и текущие внешнеполитические интересы страны. При этом национальный интерес служит самосохранению и защите тех достижений, благ и ценностей, которых добились в своём развитии государство и общество.
Список использованных источников
1. О стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года [Электронный ресурс] : указ президента РФ от 12.05.2009 № 537 ред. от 01.07.2014 // Официальный интернет-портал правовой информации. - Режим доступа : http://pravo.gov.ru/
2. Зачем нужны «национальные интересы»? [Электронный ресурс] // Национальный интерес: специальный проект журнала «Россия в глобальной политике. - 2015. - Режим доступа : http://ni.globalaffairs.ru/
3. Национальный интерес и мировая политика, их взаимосвязь [Электронный ресурс] // SciCenter.online: электронная библиотека. - 2011.
- Режим доступа : http://scicenter.online/
4. Общесистемные интересы вместо национальных. Классические понятия и российская специфика [Электронный ресурс] // Национальный интерес: специальный проект журнала «Россия в глобальной политике. -2015. - Режим доступа : http://ni.globalaffairs.ru/
5. Савельева, М. А. Эволюция применения термина «интерес» в теории международных отношений / М. А. Савельева // Вестник МГИМО.
- 2011. - № 1. - С. 25 - 33.
ПОЛИТИКА ИДЕНТИЧНОСТИ В СИСТЕМЕ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ
Сенотрусова М.Д.,
студентка 2 курса факультета управления и психологии Кубанский государственный университет, г. Краснодар
Научный руководитель: Самаркина И.В.,
Доктор политических наук, преподаватель кафедры государственной политики и государственного управления, Кубанский государственный университет, г.Краснодар
Аннотация: В современном обществе мы сталкиваемся с тем, что молодежь по некоторым причинам не может отождествить себя с государством. Из-за этого может зародиться тревога, опасность, агрессия и девиантное поведение у молодежи. Государство должно предпринимать меры, чтобы избежать подобных происшествий. От сегодняшней идентичности молодежи в немалой степени зависят судьба и перспективы социальных и культурных преобразований в современной России. Молодежь представляет особый интерес для органов государственной власти и научных исследователей. Проблемы становления молодежи, ее развития и успешной идентификации являются отражением того, как это общество развивается, в каком направлении идет, что подтверждает актуальность данной темы.
Ключевые слова: политика идентичности, молодежь, государство, идентификация, молодежная политика, идентичность молодежи, идентичность.
Summary: In modern society, we face that the youth for some reasons cannot identify itself with the state Because of it the alarm, danger, aggression and deviant behavior at youth can arise. The state has to undertake measures to avoid similar incidents. The destiny and the prospects of social and cultural transformations in modern Russia depend on today's identity of youth in considerable degree. The youth is of special interest for public authorities and scientific researchers. Problems of formation of youth, its development and successful identification are reflection of how this society develops in what direction goes that confirms relevance of this subject.