Научная статья на тему 'НАЦИОНАЛЬНЫЙ И ЭТНИЧЕСКИЙ СОСТАВ РОССИЙСКОГО НАСЕЛЕНИЯ'

НАЦИОНАЛЬНЫЙ И ЭТНИЧЕСКИЙ СОСТАВ РОССИЙСКОГО НАСЕЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
657
142
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
государственная программа / народ / население / национальная политика / национальность / перепись населения / население / русский и родной язык / стратегия / этническая общность. / state program / people / population / national policy / nationality / population census / population / Russian and native language / strategy / ethnic community.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Аверин Александр Николаевич, Понеделков Александр Васильевич, Бандурин Александр Петрович

Российское общество представляет собой многонациональный народ. Несомненно, что исследование национального и этнического состава российского многонационального населения является актуальной темой. Цель статьи состоит в рассмотрении национального и этнического состава населения Российской Федерации, задача – показать специфику численности различных народов, проживающих в нашей стране. Использованы такие методы исследования, как анализ, синтез, дедукция, индукция, сравнение. Объектом исследования является национальная и этническая структура современного российского общества. Получены следующие результаты исследования. Использованы итоги Всероссийской переписи населения 2020 года, содержащие данные о национальном и этническом составе современного российского общества. Показаны значительные различия по численности постоянного населения народов, национальностей, этнических общностей, доминирующая и объединяющая роль русского народа, динамика больших по численности народов по сравнению с Всероссийской переписью населения 2010 года. Показана численность людей, владеющих русским языком, необходимость обучения в нашей стране детей мигрантов русскому языку, реализация совместных проектов по поддержке изучения русского языка в других зарубежных странах. В качестве вывода важно отметить, что для сохранения и развития национального и этнического состава российского населения необходимо проводить эффективную государственную национальную политику, представляющую собой систему стратегических приоритетов и мер, реализуемых государственными органами и органами местного самоуправления, институтами гражданского общества. Приоритеты и меры направлены на укрепление межнационального согласия, гражданского единства, обеспечение поддержки этнокультурного и языкового многообразия, недопущение дискриминации по признаку социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности, на профилактику экстремизма и предупреждение конфликтов на национальной и религиозной почве [1]. В этой связи, следует подчеркнуть значение Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, в которой определены приоритеты, цели, принципы, задачи, основные направления, инструменты и механизмы реализации государственной национальной политики, целевые показатели, ожидаемые результаты реализации Стратегии. Особо необходимо отметить такой инструмент реализации государственной национальной политики, как государственная программа Российской Федерации «Реализация государственной национальной политики» [2]. В ней дано описание приоритетов и целей, сформулированы задачи государственного управления и обеспечения национальной безопасности, способы их эффективного решения в сфере государственной национальной политики, задачи государственной национальной политики, определенные в соответствии с национальными целями развития. Обзор литературы дает возможность утверждать, что существует значительное количество научных публикаций, в которых дан содержательный анализ актуальных проблем развития различных народов в нашей многонациональной стране. Между тем в научных публикациях в основном использованы итоги Всероссийских переписей населения 2002 и 2010 годов. В настоящей статье использованы итоги Всероссийской переписи населения 2020 года, а также Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, Государственная программа Российской Федерации «Реализация государственной национальной политики», опубликованные в прессе материалы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Аверин Александр Николаевич, Понеделков Александр Васильевич, Бандурин Александр Петрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NATIONAL AND ETHNIC COMPOSITION OF THE RUSSIAN POPULATION

Russian society is a multinational people. There is no doubt that the study of the national and ethnic composition of the Russian multinational population is a relevant topic. The purpose of the article is to consider the national and ethnic composition of the population of the Russian Federation, the task is to show the specifics of the number of various peoples living in our country. Research methods such as analysis, synthesis, deduction, induction, comparison were used. The object of the research is the national and ethnic structure of modern Russian society. The following results of the study were obtained. The results of the All-Russian Population Census of 2020, containing data on the national and ethnic composition of modern Russian society, were used. Significant differences in the number of permanent population of peoples, nationalities, ethnic communities, the dominant and unifying role of the Russian people, the dynamics of large peoples in comparison with the All-Russian Population Census of 2010 are shown. The number of people who speak Russian, the need to teach Russian to migrant children in our country, the implementation of joint projects to support the study of the Russian language in other foreign countries are shown. As a conclusion, it is important to note that in order to preserve and develop the national and ethnic composition of the Russian population, it is necessary to pursue an effective state national policy, which is a system of strategic priorities and measures implemented by state bodies and local self-government bodies, civil society institutions. Priorities and measures are aimed at strengthening inter-ethnic harmony, civil unity, ensuring support for ethno-cultural and linguistic diversity, preventing discrimination on the basis of social, racial, national, linguistic or religious affiliation, preventing extremism and preventing conflicts on ethnic and religious grounds [1]. In this regard, it is necessary to emphasize the importance of the Strategy of the State National Policy of the Russian Federation for the period up to 2025, which defines priorities, goals, principles, objectives, main directions, tools and mechanisms for the implementation of the State ethnic policy, targets, and expected results of the implementation of the Strategy. It is especially necessary to note such a tool for the implementation of the state national policy as the state program of the Russian Federation «Implementation of the state national policy» [2]. It describes the priorities and goals, formulates the tasks of public administration and national security, ways to effectively solve them in the field of state national policy, the tasks of the state national policy, defined in accordance with national development goals. A review of the literature makes it possible to assert that there are a significant number of scientific publications that provide a meaningful analysis of the actual problems of the development of various peoples in our multinational country. Meanwhile, scientific publications mainly used the results of the All-Russian population censuses of 2002 and 2010. This article uses the results of the All-Russian Population Census of 2020, as well as the Strategy of the State National Policy of the Russian Federation for the period up to 2025, the State Program of the Russian Federation «Implementation of the State National Policy», materials published in the press.

Текст научной работы на тему «НАЦИОНАЛЬНЫЙ И ЭТНИЧЕСКИЙ СОСТАВ РОССИЙСКОГО НАСЕЛЕНИЯ»

_— СОЦИОЛОГИЧ ЕСКИЕ НАУКИ —_

Научная статья

https://doi.org/10.23672/SAE.2023.28.58.039 УДК 314

© ®

Attribution

сс by

НАЦИОНАЛЬНЫМ И ЭТНИЧЕСКИМ СОСТАВ РОССИЙСКОГО НАСЕЛЕНИЯ

Аверин А.Н.1, Понеделков А.В.2, Бандурин А.П.3

1 Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации,

2Южно-Российский институт управления - филиал Российской академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, 3Новочеркасский инженерно-мелиоративный институт имени А.К. Кортунова -филиал Донского государственного аграрного университета

Аннотация. Российское общество представляет собой многонациональный народ. Несомненно, что исследование национального и этнического состава российского многонационального населения является актуальной темой. Цель статьи состоит в рассмотрении национального и этнического состава населения Российской Федерации, задача - показать специфику численности различных народов, проживающих в нашей стране. Использованы такие методы исследования, как анализ, синтез, дедукция, индукция, сравнение. Объектом исследования является национальная и этническая структура современного российского общества.

Получены следующие результаты исследования. Использованы итоги Всероссийской переписи населения 2020 года, содержащие данные о национальном и этническом составе современного российского общества. Показаны значительные различия по численности постоянного населения народов, национальностей, этнических общностей, доминирующая и объединяющая роль русского народа, динамика больших по численности народов по сравнению с Всероссийской переписью населения 2010 года. Показана численность людей, владеющих русским языком, необходимость обучения в нашей стране детей мигрантов русскому языку, реализация совместных проектов по поддержке изучения русского языка в других зарубежных странах.

В качестве вывода важно отметить, что для сохранения и развития национального и этнического состава российского населения необходимо проводить эффективную государственную национальную политику, представляющую собой систему стратегических приоритетов и мер, реализуемых государственными органами и органами местного самоуправления, институтами гражданского общества. Приоритеты и меры направлены на укрепление межнационального согласия, гражданского единства, обеспечение поддержки этнокультурного и языкового многообразия, недопущение дискриминации по признаку социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности, на профилактику экстремизма и предупреждение конфликтов на национальной и религиозной почве [1]. В этой связи, следует подчеркнуть значение Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, в которой определены приоритеты, цели, принципы, задачи, основные направления, инструменты и механизмы реализации государственной национальной политики, целевые показатели, ожидаемые результаты реализации Стратегии. Особо необходимо отметить такой инструмент реализации государственной национальной политики, как государственная программа Российской Федерации «Реализация государственной национальной политики» [2]. В ней дано описание приоритетов и целей, сформулированы задачи государственного управления и обеспечения национальной безопасности, способы их эффективного решения в сфере государственной национальной политики, задачи государственной национальной политики, определенные в соответствии с национальными целями развития.

Обзор литературы дает возможность утверждать, что существует значительное количество научных публикаций, в которых дан содержательный анализ актуальных проблем развития различных народов в нашей многонациональной стране. Между тем в научных публикациях в основном использованы итоги Всероссийских переписей населения 2002 и 2010 годов. В настоящей статье использованы итоги Всероссийской переписи населения 2020 года, а также Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, Государственная программа Российской Федерации «Реализация государственной национальной политики», опубликованные в прессе материалы.

Ключевые слова: государственная программа, народ, население, национальная политика, национальность, перепись населения, население, русский и родной язык, стратегия, этническая общность.

_— СОЦИОЛОГИЧ ЕСКИЕ НАУКИ —_

NATIONAL AND ETHNIC COMPOSITION OF THE RUSSIAN POPULATION

Alexander N. Averin1, Alexander V. Ponedelkov2, Alexandr P. Bandurin3

The Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation, 2South Russian Institute of Management - a branch of the Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation, 3A.K. Kortunov Novocherkassk Engineering and Reclamation Institute -a branch of the Don State Agrarian University

Annotation. Russian society is a multinational people. There is no doubt that the study of the national and ethnic composition of the Russian multinational population is a relevant topic. The purpose of the article is to consider the national and ethnic composition of the population of the Russian Federation, the task is to show the specifics of the number of various peoples living in our country. Research methods such as analysis, synthesis, deduction, induction, comparison were used. The object of the research is the national and ethnic structure of modern Russian society.

The following results of the study were obtained. The results of the All-Russian Population Census of 2020, containing data on the national and ethnic composition of modern Russian society, were used. Significant differences in the number of permanent population of peoples, nationalities, ethnic communities, the dominant and unifying role of the Russian people, the dynamics of large peoples in comparison with the All-Russian Population Census of 2010 are shown. The number of people who speak Russian, the need to teach Russian to migrant children in our country, the implementation of joint projects to support the study of the Russian language in other foreign countries are shown.

As a conclusion, it is important to note that in order to preserve and develop the national and ethnic composition of the Russian population, it is necessary to pursue an effective state national policy, which is a system of strategic priorities and measures implemented by state bodies and local self-government bodies, civil society institutions. Priorities and measures are aimed at strengthening inter-ethnic harmony, civil unity, ensuring support for ethno-cultural and linguistic diversity, preventing discrimination on the basis of social, racial, national, linguistic or religious affiliation, preventing extremism and preventing conflicts on ethnic and religious grounds [1]. In this regard, it is necessary to emphasize the importance of the Strategy of the State National Policy of the Russian Federation for the period up to 2025, which defines priorities, goals, principles, objectives, main directions, tools and mechanisms for the implementation of the State ethnic policy, targets, and expected results of the implementation of the Strategy. It is especially necessary to note such a tool for the implementation of the state national policy as the state program of the Russian Federation «Implementation of the state national policy» [2]. It describes the priorities and goals, formulates the tasks of public administration and national security, ways to effectively solve them in the field of state national policy, the tasks of the state national policy, defined in accordance with national development goals.

A review of the literature makes it possible to assert that there are a significant number of scientific publications that provide a meaningful analysis of the actual problems of the development of various peoples in our multinational country. Meanwhile, scientific publications mainly used the results of the All-Russian population censuses of 2002 and 2010. This article uses the results of the All-Russian Population Census of 2020, as well as the Strategy of the State National Policy of the Russian Federation for the period up to 2025, the State Program of the Russian Federation «Implementation of the State National Policy», materials published in the press.

Keywords: state program, people, population, national policy, nationality, population census, population, Russian and native language, strategy, ethnic community.

Введение. В Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года многонациональный народ в нашей стране (российская нация) определяется как сообщество свободных равноправных российских граждан различной этнической, религиозной, социальной и иной принадлежности, обладающих гражданским самосознанием. Народы, национальности, этнические общности представляют собой национальный и этнический состав российского населения, образующий этнические общности лю-

дей, свободно определяющих свою национальную и культурную принадлежность [1].

Результаты. Обсуждение. В итогах Всероссийской переписи населения 2020 года указаны 194 народа, национальности, этнических общностей, список которых насчитывает 145 групп и 49 входящих в них подгрупп [3]. Необходимо учитывать, что 1393685 человек указали другие ответы (149) о национальной принадлежности, которые не включены в список, у 542201 нет нацио-

_— СОЦИОЛОГИЧ ЕСКИЕ НАУКИ —_

нальной принадлежности, у 16594759 в переписных листах национальная принадлежность не указана, 7004052 отказались отвечать на вопрос о национальной принадлежности.

Имеются значительные различия по численности постоянного населения народов, национальностей, этнических общностей. Самыми многочисленными свыше 1 млн человек являются 6 народов - русские (105579179 человек, 71,73 % от общего количества населения), татары (4713669; 3,2 %), чеченцы (1674854; 1,14 %), башкиры (1571879; 1,07 %), чуваши (1067139; 0,73 %), аварцы (1012074; 0,69 %). Сравнительно с 2010 годом численность русских сократилась на 4,9 % (было 111016896), татар - на 11,24 % (5310449), башкир - на 0,8 % (5584554), чувашей -на 25,68 % (1 435872). Численность чеченцев увеличилась на 17,01 % (1431360), аварцев - на 10,96 % (912090) [4].

Доминирующим и объединяющим народы, национальности, этнические общности является самый многочисленный народ - русский, имеющий 80574272 человек городского и 25004907 сельского населения, 48442296 мужчин и 57136883 женщин, в том числе в городском населении 36506428 и 44067844, сельском - 11935868 и 13069039 [3]. Моложе трудоспособного возраста насчитывается 17115863 русских, трудоспособном - 60706605, старше трудоспособного -27756711. Медианный возраст составляет 41,7 лет, мужчины - 39, женщины - 44,3, городского населения - 41,4; 38,7 и 43,9, сельского - 42,9; 40,3 и 45,6. 38795908 женщин указали 55939384 рожденных детей, на 1 тыс. женщин среднее число рожденных детей - 1442. Представители русского народа имеют высокий образовательный уровень. Указали образование 89574910, в том числе кадры высшей квалификации -1124874, высшее - 20910460, из них магистратура - 1470597, специалитет - 14148459, бакалавриат - 5291404, неполное (незаконченное) высшее - 1919246. Образование специалиста среднего звена имеют 21327506, квалифицированного рабочего, служащего - 11433361, общее: среднее - 14061492, основное - 7407654, начальное - 5969176, дополнительное - 4182724, не имели образования - 1238417, из них неграмотные - 64165. Основным источника средств существования 46147756 назвали является заработная плата (46147756). Другими источниками являются предпринимательский доход, самозанятость (1935820), производство товаров для собственного использования (1112 109), сдача в аренду имущества (195550), доход от патентов и авторских прав (37800), сбережения, дивиденды, проценты, ссуды, реализацию капитала (459057), стипендии (1558826), пенсии, пособия и другие выплаты от организаций и государства (33532508), иждивение (23499934), иной источник средств к существованию (38777). 89721683 указали один источник средств существования, 7998342 - два, 776154 - три, 113724 - четыре и более.

От 500 тыс. до 1 млн человек насчитывается у 7 народов - армяне (946172; 0:4 %), украинцы (884007; 0,6 %), даргинцы (626601; 0,43 %), казахи (591970; 0,4 %). Сравнительно с 2010 годом уменьшилась численность армян на 19,98 % (было 1182 388), украинцев - на 54,15 % (1927988), казахов - на 8,61 % (647732), увеличилась число даргинцев на 6,31 % (589386). Следует назвать ингушей (591970), кабардинцев (523404), кумыков (565830). Об изменении численности можно судить по такому показателю, как численность народа на 100 тыс. населения. У кабардинцев было 343, стало 366, кумыков -436 и 363.

У 27 народов, национальностей, этнических общностей численность населения находится в интервале от 100 тыс. до 500 тыс., у 10 народов -от 50 тыс. до 100 тыс. Самое большое количество (144) приходится на малочисленные этнические общности менее 50 тыс. человек. Особого внимания заслуживают коренные малочисленные народы, которые значительно различаются по численности населения. Свыше 10 тыс. насчитывается у 9 народов - шорцы (10581), нанайцы (11668), манси (12308), чукчи (16228), эвены (ламуты) (19975), ханты (31006), эвенки (39420), абазины (41874), ненцы (49787). Менее 1 тыс. человек у 13 - чуванцы (903), тофалары (тофа) (719), нганасаны (693), орочи (539), неги-дальцы (483), алеуты (399), чулымцы (382), уйл-та (ороки) (269), тазы (236), ижорцы (227), энцы (203), водь (105), у двух - меньше 100 человек: алюторцы (97) и кереки (23).

Существенной характеристикой национального состава населения является владение языком. Большинство российского населения владеет русским языком - 134319233, из них используют его в повседневной жизни - 132317159, городское население - 98232413; 97 656087, сельское -36086820; 34661072. В качестве родного языка 130543591 человек назвали 96 языков, 94464975 -городского населения, 36078616 - сельского. Представители коренных малочисленных народов используют 120 языков, указали 110 родных языков.

Актуальной является проблема обучения детей мигрантов русскому языку. В российских школах обучалось свыше 140 тыс. детей мигрантов. От 100 тыс. до 140 тыс. детей иностранцев не ходили в школу из-за незнания русского языка [5]. Одни из них - российские граждане, другие приехали с родителями из Узбекистана, Таджикистана, Киргизии. От 8 % до 15 % учеников в некоторых классах составляют дети иностранцев. Осуществляется проект по изучению ими русского языка в онлайн-платформе «Дети здесь». Существует три уровня обучения - начальный, средний, продвинутый, которые проходят в форме игры и чтения сказок без границ на разных языках, используются игры, мультфильмы с субтитрами на родном и русском языке.

_— СОЦИОЛОГИЧ ЕСКИЕ НАУКИ —_

Следует отметить, что реализуются совместные проекты по поддержке изучения русского языка в других странах. В Таджикистане действуют 32 русские школы и 170 школ со смешанным языком обучения, планируется построить 5 средних школ с обучением по российским образовательным стандартам. Работает 50 российских учителей [6]. В Киргизии изучают русский язык в 2333 школах, в 245 школах - это язык преподавания, предусмотрено строительство 9 совместных школ с преподаванием на русском языке по российским образовательным стандартам [7]. В страны Центральной Азии Россия отправляет в русские школы издания на русском языке. В 2019 году были направлены 14 тыс. изданий в Казахстан, 10,2 тыс. - Таджикистан, 9,2 тыс. - Киргизию, 6 тыс. - Туркменистан, 2 тыс. - Узбекистан [8]. При российских посольствах и загранучре-ждениях работают 82 русские школы, в которых учатся не только российские дети, но и дети соотечественников, проживающих за рубежом и иностранных граждан. [9]. Вместе с тем, в Риге,

Конфликт интересов

Не указан Рецензия

Все статьи проходят рецензирование в формате double-blind peer review (рецензенту неизвестны имя и должность автора, автору неизвестны имя и должность рецензента). Рецензия может быть предоставлена заинтересованным лицам по запросу.

Братиславе, Праге, Любляне государственные власти закрыли школы при российских посольствах. Российские учителя работают во Вьетнаме, Киргизии, Монголии, Сербии, Таджикистане, Узбекистане, Турции в 200 школах в рамках гуманитарного проекта «Российский учитель за рубежом», который направлен на продвижение русского языка и российского образования. С 2019 года российские педагоги обучили свыше 10 тыс. школьников.

Заключение. Авторы статьи представляют объективную информацию о состоянии национального и этнического состава населения в Российской Федерации. Материал статьи может быть условием повышения эффективности государственной национальной политики, достижения межнационального согласия, обеспечения поддержки языкового многообразия.

Статья предназначена для специалистов в области изучения национального и этнического состава населения современного российского общества.

Conflict of Interest None declared

Review

All articles are reviewed in the double-blind peer review format (the reviewer does not know the name and position of the author, the author does not know the name and position of the reviewer). The review can be provided to interested persons upon request.

Литература:

1. Указ Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 года № 1666 «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2012. № 52. Ст. 7477; 2018. № 50. Ст. 7739.

2. Постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2016 года № 1532 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Реализация государственной национальной политики» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2017. № 2. Ст. 361; 2022. № 1. Ст. 157; 2023. № 17. Ст. 3152.

3. Итоги Всероссийской переписи населения 2020 года. Т. 5. Национальный состав и владение языками // rosstat.gov.ru

4. Самые многочисленные народы России // Российская газета. 2023. 23 января, 27 февраля.

5. Емельяненко В. С субтитрами // Российская газета. 2022. 7 июня.

6. Забродина Е. Министры в офлайне // Российская газета. 2021. 20 мая.

7. Гончарук Д. На одном языке // Российская газета. 2023. 7 марта.

8. Шестаков Е. Деньги решают не все // Российская газета. 2020. 20 февраля.

9. Школы при посольствах; Где еще можно получить российское образование? // Российская газета. 2023. 7 марта.

References:

1. Decree of the President of the Russian Federation of December 19, 2012 № 1666 «On the Strategy of the State National Policy of the Russian Federation for the period up to 2025» // Collected Legislation of the Russian Federation. 2012. № 52. Art. 7477; 2018. № 50. Art. 7739.

2. Decree of the Government of the Russian Federation of December 29, 2016 № 1532 «On approval of the state program of the Russian Federation «Implementation of state national policy» // Collection of legislation of the Russian Federation. 2017. № 2. Art. 361; 2022. № 1. Art. 157; 2023. № 17. Sec. 3152.

3. Results of the All-Russian Population Census of 2020. Vol. 5. National composition and language proficiency // rosstat.gov.ru

4. The most numerous peoples of Russia // Rossiyskaya gazeta. 2023. January 23, February 27.

5. Emelianenko V. With subtitles // Rossiyskaya gazeta. 2022. 7 lyunya.

6. Zabrodina E. Ministers in offline // Rossiyskaya gazeta. 2021. May 20.

7. Goncharuk D. On one language // Rossiyskaya gazeta. 2023. March 7.

ГУМАНИТАРНЫЕ, СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ / HUMANITIES, SOCIAL-ECONOMIC AND SOCIAL SCIENCES. 2023. № 8 (август)

_— СОЦИОЛОГИЧ ЕСКИЕ НАУКИ —_

8. Shestakov E. Dengi reshenyut ne vse // Rossiyskaya gazeta. 2020. February 20.

9. Schools at embassies; Where else can you get a Russian education? Rossiyskaya gazeta. 2023. March 7.

Информация об авторах

Аверин Александр Николаевич,

доктор философских наук, профессор,

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации апауепп[email protected]

ОЯСЮ https://orcid.org/0009-0009-0579-8545

Понеделков Александр Васильевич,

доктор политических наук, профессор,

Южно-Российский институт управления -филиал Российской академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации [email protected]

Бандурин Александр Петрович,

доктор философских наук, профессор,

профессор кафедры истории, философии и социальных технологий,

Новочеркасский инженерно-мелиоративный институт имени А.К. Кортунова - филиал Донского государственного аграрного университета [email protected]

Alexander N. Averin,

Doctor of Philosophy Sciences, Professor,

Russian Academy of Folk

Economy and Public Service

under the President of the Russian Federation

anaverinl [email protected]

ORCID https://orcid.org/0009-0009-0579-8545

Alexander V. Ponedelkov,

Doctor of Political Sciences, Professor,

South Russian Institute of Management -

branch of the Russian Academy of National Economy

and Public Service under the President

of the Russian Federation

[email protected]

Alexandr P. Bandurin,

Doctor of Philosophy Sciences, Professor,

Professor of the Department of History, Philosophy and Social Technologies, Novocherkassk Engineering and Reclamation Institute named after A.K. Kortunova -branch Don State Agricultural University [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.