Научная статья на тему 'Национальный характер: истоки формирования и стереотипы поведения в межкультурном диалоге'

Национальный характер: истоки формирования и стереотипы поведения в межкультурном диалоге Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1915
335
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОС / ЭТНИЧНОСТЬ / НАЦИОНАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР / СТЕРЕОТИП / МИФОЛОГЕМА / ETHNOS / ETHNICITY / NATIONAL CHARACTER / STEREOTYPE / MYTHO-LOGEMA

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Манапова Виолетта Эльдаровна

Статья рассматривает проблему формирования национального характера, особое внимание уделяется дефиниции таких терминов, как «этнос», «этничность», «этния», «нация», «национальный характер». Также в статье изучаются стереотипы поведения и их влияние на межкультурный диалог.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The national character: the origin of formation and stereotypes of behaviour

The article is about the problem of national character forming, special attention is paid to the definition of such terms as «ethnos», «ethnicity», «ethnia», «nation», «national character». Also the article studies stereotypes of behaviour and their influence in intercultural dialogue.

Текст научной работы на тему «Национальный характер: истоки формирования и стереотипы поведения в межкультурном диалоге»

2. Гиппиус, С. В. Гимнастика чувств. Секреты развития психики. - СПб. : Прайм -ЕВРОЗНАК, 2003. - С. 290.

3. Грачева, Л. В. Тренинг внутренней свободы. Актуализация творческого потенциала. — Спб. : Изд-во «Речь», 2005. — С. 2.

4. Грачева, Л. В. Актерский тренинг: теория и практика. — СПб. : Речь, 2003. - 168 с.

5. Корзун, М. Психофизический тренинг. Конспекты по технике актера. - URL: Онлайн библиотека электронных книг. Libes.ru, www.enter.ru (дата обращения: 22.01.2013).

6. Сарабьян, Э. Актерский тренинг по системе Георгия Товстоногова / Эльвира Сарабьян. - М. : АСТ; Владимир : ВКТ, 2010. - С. 12.

7. Новицкая, Л. П. Уроки вдохновения. Система К. С. Станиславского в действии / Ред. Ю. С. Калашников. - М. : Все-рос. театр. об-во, 1984. - 230 с.

КНЯЗЬКИНА Наталья Хуснулловна, кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры театрального искусства и актерского мастерства. Адрес для переписки: nknayz@mail.ru

Статья поступила в редакцию 08.05.2013 г.

© Н. Х. Князькина

удк °08:35i.m в. Э. МАНАПОВА

Дагестанский государственный институт народного хозяйства, г. Махачкала

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР:

ИСТОКИ ФОРМИРОВАНИЯ И СТЕРЕОТИПЫ ПОВЕДЕНИЯ В МЕЖКУЛЬТУРНОМ ДИАЛОГЕ______________________

Статья рассматривает проблему формирования национального характера, особое внимание уделяется дефиниции таких терминов, как «этнос», «этничность», «эт-ния», «нация», «национальный характер». Также в статье изучаются стереотипы поведения и их влияние на межкультурный диалог.

Ключевые слова: этнос, этничность, национальный характер, стереотип, мифологема.

Процесс глобализации, охвативший все сферы жизни общества, способствует преодолению границ и формированию единого информационного и культурного пространства. Но этот процесс крайне противоречив. С одной стороны, глобализация ведет, прежде всего, к унификации, исчезновению самобытных национальных культур и переходу к единым мировым стандартам. С другой стороны, люди получают возможность путешествовать, учиться и работать в других странах, участвовать в международных конференциях и т.д. Интенсификация культурных контактов позволяет людям приобретать новые знания об обычаях и традициях других народов, и в то же время здесь таится источник возможных конфликтов и противоречий. Как заметил Р. Д. Льюис [1, с. 20], люди разных культур пользуются одними и теми же основными понятиями, но вкладывают в них разный смысл. Это определяет особенности их поведения, которое часто представляется нам иррациональным и противоположным тому, что мы считаем очевидным. И именно поэтому для налаживания межкультурного диалога необходимо изучать культурные корни и национальные особенности других людей.

В современном мире набирает силу процесс идентификации, возникают новые формы идентичности: профессиональные, религиозные, половые и т.д. В последнее время в отечественной и западной этнологии предпринимаются новые попытки осмысления этнических процессов.

Понятие «этническое самосознание» состоит из двух одинаково значимых слов и его содержание предопределяется, с одной стороны, содержанием составляющих его понятий, с другой — особенностями взаимосвязи денотантных миров этих понятий.

Следует отметить, что термин «этнос» употребляется в отечественной литературе с начала прошлого века и, несмотря на объективные трудности его определения, является основным понятием отечественной этнологии. Общепринятой дефиниции этноса ни в отечественной этнологии, ни в философии не существует, но преобладает его определение как «этносоциального организма» (Ю. В. Бромлей) или как «биосоциального организма» (Л. Н. Гумилев) [2, с. 86]. В зарубежной этнологии, социальнокультурной антропологии и социологии понятие «этнос» (а также т.н. «теория этноса») фактически отсутствует. В англоязычной литературе употребляется понятие «этничность» (ethnicity) как категория, обозначающая существование культурно-отличительных (этнических) групп и форм идентичности; во франкоязычной литературе — более распространено понятие «этния» (ethnie), обозначающее языковую, культурную и территориальную общность. Вопрос о содержании понятий «этнос» и «этничность» остается дискуссионным, однако к настоящему времени сформировались основные теоретические подходы к исследованию этого феномена.

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (119) 2013 КУЛЬТУРОЛОГИЯ. ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

КУЛЬТУРОЛОГИЯ. ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (119) 2013

*

В рамках этнологии, исконно ориентировавшейся на исследование «примитивных», «традиционных» обществ, а в настоящее время занимающейся исследованием этнических групп и меньшинств в современных индустриальных обществах, основными подходами являются примордиализм, конструктивизм и инструментализм.

В рамках природного направления примордиа-лизма этнос рассматривается как явление, детерминированное генетическими и географическими факторами, как «расширенная родственная группа» или как «расширенная форма родственного отбора и связи». Эволюционно-историческое направление примордиализма определяет этнос не как биологическое, а как социальное сообщество, основанное на общности территории, языка, исторического прошлого, психического склада и т.п.

В отличие от примордиалистов, трактующих этнос как эмпирически представленную, объективную данность, сторонники конструктивистского подхода (Ф. Барг, Э. Геллнер, Э. Хобсбаум, В. А. Тишков, А. Г. Здравомыслов, В. С. Малахов и др.) подчеркивают значение субъективной стороны: коллективного сознания, мифологии, воображения. Они рассматривают этнические общности как «социальные конструкции, возникающие и существующие в результате целенаправленных усилий со стороны людей и создаваемых ими институтов, особенно, со стороны государства» [3]. Инструменталистская концепция, получившая распространение в западной политологии, социологии власти и политической антропологии (Н. Глезнер, Э. Смит, Д. Хоровиц и др.), акцентирует внимание больше на функциональном и прагматическом аспектах этничности и рассматривает данный феномен как результат политических мифов, создаваемых и используемых культурными элитами в их стремлении к преимуществам и власти.

В современном мире конструирование этнич-ности и использование ее политическими лидерами в качестве инструмента для достижения своих интересов является реально существующим фактом. В частности, сторонники конструктивистского и инструменталистского подходов отмечают, что в индустриальном обществе устная передача этнических традиций оттесняется на второй план, и трансляция «коллективных нарраций» начинает осуществляться более современными способами: через институты образования и средства массовой информации. Однако этнос — это не только «воображаемое» сообщество, объединенное представлением об общности происхождения, но и онтологически реально функционирующая группа людей, которой присущи определенные культурные характеристики. Этнос существует на протяжении многих поколений, самостоятельно сохраняя свои отличительные особенности; это «естественная» группа, связанная органической формой солидарности, которой свойственны межпоколенность и естественно-ускоренный (в природе и истории) характер [4, с. 50 — 51].

На наш взгляд, примордиалистская концепция в ее эволюционно-историческом варианте более объективно отражает суть этноса. На самом деле, нельзя отрицать влияние географической среды, исторического и общественно-экономического развития на формирование индивидуальности этноса. К примеру, 250-летняя изоляция Японии сказалась на такой психологической черте японцев, как замкнутость в общении с представителями других народов; суровый климат, огромные территории России и необхо-

димость защищать свои границы, коррупция привели к коллективизму, с одной стороны, и недоверию к официальной власти — с другой.

В научной литературе понятия этнической и национальной идентичности нередко употребляются как синонимы. Но В. М. Межуев проводит разницу между этими понятиями: «Нация, в отличие от этноса ... это то, что дано мне не фактом моего рождения, а моими собственными усилиями и личным выбором. Этнос я не выбираю, а нацию — выбираю, могу выбрать. Нация — это государственная, социальная, культурная принадлежность индивида, а не его антропологическая и этническая определенность» [5, с. 16].

На обыденном уровне этническую идентичность часто смешивают с национальной. Однако их следует рассматривать дифференцированно: национальная идентичность предполагает самоидентификацию с определенным политическим (национальное государство) и культурным (национальная культура) сообществом [6, с. 20]. Этническая идентичность формируется в процессе социализации личности, когда индивид осознанно или нет, копирует образцы поведения группы, приобщаясь к определенной культуре посредством национального языка, традиций, обычаев.

Характерные черты этнического самосознания как формы группового самосознания предопределяются особенностями этнического субъекта. С этой точки зрения этническое самосознание характеризуют: устойчивость и долговременность существования, бинарность (противопоставление «мы — они»), наличие базовых культурных ценностей, традиционность, синкретичность.

Особое внимание, на наш взгляд, заслуживает проблема формирования национального характера. Как отмечает И. Кон, термин «национальный характер» не аналитический, а описательный; он появился первоначально в литературе о путешествиях с целью выразить специфику образа жизни того или иного народа. Один автор, говоря о национальном характере, подразумевает темперамент, особенности эмоциональных реакций народа, другой фиксирует внимание на социальных принципах, отношении к власти, труду и т.п.[7].

Слово «характер» этимологически происходит от греческого character — черта, особенность. В словаре иностранных слов дается такое определение понятия, «характер» — 1) совокупность психических особенностей данного человека, проявляющихся в его действиях, поведении; 2) совокупность отличительных свойств, признаков предмета или явления [8, с. 558]. Подобная трактовка понятия ставит другую проблему, а именно, какие конкретные особенности влияют на поведение человека или этноса?

В Энциклопедии социологии национальный характер определяют как совокупность наиболее устойчивых психологических качеств, сформированных у представителей нации в определенных природных, исторических, экономических и социально-культурных условиях ее развития [9].

В. Г. Крысько дает такое определение: «Национальный характер — это исторически сложившаяся совокупность устойчивых психологических черт представителей той или иной этнической общности, определяющих привычную манеру их поведения и типичный образ действий и проявляющихся в их отношении к социально-бытовой среде, к окружающему миру, к своей и другим нациям» [10]. Таким образом, автор подчеркивает, что национальный

характер есть отражение материально-производственной и социально- культурной деятельности нации, который находит свое воплощение в стереотипном поведении.

Но, по мнению К. Касьяновой [11, с. 12], существуют и другие концепции, в которых в формировании нации первостепенное значение отводится другим факторам. Основную мысль этих концепций, имеющих уже длительную историю и широкое распространение, хорошо сформулировал Ренан, и которое Хосе Ортега-и-Гассет назвал «формулой Ренана»: «Общая слава в прошлом и общая воля в настоящем; воспоминание о совершенных великих делах и готовность к дальнейшим — вот существенные условия для создания нации... Позади — наследие славы и раскаяние, впереди — общая программа действий... Жизнь нации — это ежедневный плебисцит». Таким образом, главное значение придается не экономическому базису и не историческому развитию, а идеи, способные возвеличить нацию в будущем. И как бы в подтверждение этих слов Эмиль Дюркгейм в своем труде «Элементарные формы религиозной жизни» говорит: «Общество основывается... прежде всего на идее, которую оно само о себе создает». Но здесь возникает вопрос, на каких идеях должно основываться общество и кто эти идеи будет воплощать в жизнь? История дает нам немало примеров, когда в переломные для нации времена идея смогла объединить общество в единое целое. Ни одна освободительная война не была выиграна без веры в победу и патриотических настроений. Но, в то же время, без обращения к прошлому, к своей культуре невозможно конструирование представлений о себе, своем месте и роли в истории.

В частности, одними из главных факторов, влияющих на становление национального характера, могут быть названы: природно-климатические условия, социальные институты (главным образом, семья), ценностные ориентиры. Как отмечает Г. Ле-бон в своей работе «Психология народов и масс» [12, с. 29 — 37, 139—142], нравственность является одним из основных элементов характера: «Иметь нравственность для народа — значит иметь известные твердые правила поведения и не отступать от них». Характер народа определяет его развитие в истории.

Каждый этнос имеет свой неповторимый характер и свой стереотип поведения. Как и любая открытая, динамичная система, этническая общность подвержена развитию и изменениям. Как отмечает Л. Н. Гумилев [13, с. 25 — 27, 92 — 96], структура этнического стереотипа поведения — это строго определенная норма отношений: а) между коллективом и индивидом; б) индивидов между собой; в) внутри-этнических групп между собой; г) между этносом и внутриэтническими группами. Эти нормы, изменяясь или оставаясь прежними, воспринимаются этносом как единственный способ совместного существования, а потому для членов этноса они не являются тягостными. Соприкасаясь с другим этносом, другой нормой поведения, происходит культурный шок, на фоне которого развиваются мифологемы о чудачествах других народов, их культурной «ограниченности», а соответственно на основе этих стереотипных представлений появляется чувство превосходства своего этноса над другими.

В процессе исторического развития нации складывается собственная система ценностных отношений к своей и чужой общности, которая формирует поведенческие модели. Человек формирует представление о самом себе через отношение к другим

людям, в процессе общения с ними, это верно и для группового самосознания. Нередко в межкультур-ной коммуникации встречается ситуация, которую Э. Холл определил как «культурные очки». Сущность заключается в том, что люди воспринимают свою культуру как некое мерило других культур. И зачастую индивид не понимает, что образцы его поведения и способы восприятия определяются его собственной культурой и что люди других культур имеют другие точки зрения и системы ценностей и норм.

Источником национализма нередко выступает реакция на возможность утраты уже достигнутого уровня автономии внутри полиэтнического государства. Если же речь идет о государственном национализме, то таким источником оказывается реальная или воображаемая опасность потерять независимость. Еще одним источником служит осознание ущерба, который могут нанести интересам страны другие государства в сфере экономики, использования ресурсов, территории, культуры. Опасность может восприниматься как со стороны метрополии, так и со стороны других народов. Например, якуты видят угрозу своим интересам в использовании ресурсов со стороны Центра, а осетины и ингуши ведут споры между собой из-за территории [14].

В основе этнорелятивизма лежит принцип: «Каждую культуру нужно воспринимать исходя из ее ценностей и норм» (В. В. Касьянов). Для того чтобы понять другую культуру, надо связать ее ценности с конкретной ситуацией и особенностями ее развития. Кроме того, нужно осознать, что культурные различия — это не хорошо и не плохо, это объективная данность.

Каждый народ пытается осмыслить себя, свое место в истории и культуре, не только опираясь на письменные источники и исторические факты, но и обращаясь (порой бессознательно) к «фольклорной памяти», традициям и верованиям. В народной культуре отношение к представителям других этносов во многом определяется понятием этноцентризма, когда «свои» традиции, «своя» религия, «свои» обычаи и «свой» язык мыслятся единственно «настоящими», «правильными» и «праведными». Этноцентризм не является характеристикой, свойственной только одной нации, представляя собой общекультурное явление. И именно это является одним из барьеров в построении межкультурного диалога. В современном обществе диалог должен строиться на признании равенства всех сторон, на понимании и признании традиций и ценностей других культур при сохранении своей самобытности и уникальности.

Библиографический список

1. Льюис, Р. Д. Деловые культуры в международном бизнесе. От столкновения к взаимопониманию / Р. Д. Льюис. — М. : Дело, 2001. - С. 20.

2. Головнева, Е. В. Феномен этнического самосознания и его структура : дис. ... канд. филос. наук / Е. В. Головнева. — Омск, 2004. — С. 86.

3. Тишков, В. А. Реквием по этносу: исследования по социально-культурной антропологии / В. А. Тишков // Ин-т этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая. — М. : Наука, 2003. — 544 с.

4. Красиков, В. И. Человек на пути встречи с самим собой: Проблема метафизической самоидентификации человека / В. И. Красиков. — Кемерово, 1994. — С. 50 — 51.

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (119) 2013 КУЛЬТУРОЛОГИЯ. ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

КУЛЬТУРОЛОГИЯ. ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (119) 2013

5. Межуев, В. М. Идея национального государства в исторической перспективе / В. М. Межуев // Полис. — 1992. — № 5-6. - С. 16.

6. Магомедова, М. З. Идентичность и толерантность как условие стабильности северокавказского социума / М. З. Магомедова. — Махачкала : Наука — Дагестан, 2009. — С. 20.

7. Кон, И. К проблеме национального характера [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:www. scepsis.ru/library/ prmiyid_903.html (дата обращения: 10.07.2009).

8. Словарь иностранных слов. — 18 изд. — М. : Русский язык, 1989. — С. 558.

9. Науменко, Л. И. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://slovari.yandex.ru/dict/sociology/article/soc/soc-0710. Мт (дата обращения: 22.06.2010).

10. Крысько, В. Г. Социальная психология / В. Г. Крысько. — СПб. : Питер, 2007. — 432 с.

11. Касьянова, К. Особенности русского национального характера / К. Касьянова. — М., 1993 . — С. 12.

12. Лебон, Г. Психология народов и масс / Г. Лебон. — СПб., 1995. - С. 29-37, 139- 142.

13. Гумилев, Л. Н. Этногенез и биосфера Земли / Л. Н. Гумилев. - М., 1994. - С. 25-27, 92-96.

14. Этносоциология : учеб. пос. для вузов / Ю. В. Арутюнян [и др.]. - М., 1998. - 271 с. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://socioline.ru/ (дата обращения: 27.01.2011).

МАНАПОВА Виолетта Эльдаровна, кандидат философских наук, доцент кафедры гуманитарных дисциплин.

Адрес для переписки: vmanapova@mail.ru

Статья поступила в редакцию 11.02.2013 г.

© В. Э. Манапова

Информация

Гранты 2014-2015 для работы над исследовательскими проектами в Болгарии

Софийский центр последипломного образования (the Centre for Advanced Study Sofia CAS Sofia) объявляет прием заявок для участия в конкурсе на получение стипендий (грантов) для работы над фундаментальными исследовательскими проектами в гуманитарных и социальных дисциплинах в Болгарии.

CAS Sofia — независимый международный междисциплинарный институт, расположенный в столице Болгарии, Софии. Институт приглашает выдающихся ученых для работы над индивидуальными исследовательскими проектами в Центре на срок до пяти месяцев.

В 2014 — 2015 гг. CAS Sofia предлагает зарубежным ученым гранты продолжительностью от двух до пяти месяцев для работы в резиденции Центра. Участвовать в конкурсе стипендий могут как молодые, так и авторитетные ученые. Стипендиатам предоставляется возможность выбрать время начала работы над проектом и его продолжительность в двух временных интервалах:

— с 1 марта по 31 июля 2014 года;

— с 1 октября 2014 по 28 февраля 2015 года.

Ежемесячная стипендия составляет 700 евро, оплата проживания, свободный доступ в библиотеку и к базам данных CAS, компенсация транспортных расходов (400 евро), расходов на проведение исследований (100 евро в месяц).

Крайний срок подачи заявок на участие в программе — 1 октября 2013 года.

Подробная информация об условиях участия в конкурсе опубликована на сайте: http://www.cas.bg/

Адрес публикации в Интернет http://www.rsci.ru/grants/grant_news/264/234473.php Источник: http://www.rsci.ru/grants/grant_news/267/234514.php (дата обращения: 11.06.2013).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.