Научная статья на тему 'НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФАКТОР В КРЕСТЬЯНСКОМ ВОССТАНИИ Е. ПУГАЧЕВА'

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФАКТОР В КРЕСТЬЯНСКОМ ВОССТАНИИ Е. ПУГАЧЕВА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
471
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПУГАЧЕВСКОЕ ВОССТАНИЕ / НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФАКТОР / ПОВСТАНЦЫ / СТАРШИНЫ ОТРЯДОВ / ГОРОДА / НАСЕЛЕНИЕ / СТАТИСТИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Лукавченко К.М., Хабибуллина З.Р.

Крестьянское восстание Е. Пугачева связано с различными проявлениями народного протеста против гнета господствующих классов. В статье рассмотрен национальный фактор как важный аспект данного события. Именно это повлияло на масштабность восстания и его разносторонность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE NATIONAL FACTOR IN THE PEASANT OF E. PUGACHEV

The Peasant uprising of Pugachev E. is associated with various manifestations of popular protest against the oppression of the ruling classes. The article considers the national factor as an important aspect of this event. Has it affected the scale of the uprising and its versatility.

Текст научной работы на тему «НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФАКТОР В КРЕСТЬЯНСКОМ ВОССТАНИИ Е. ПУГАЧЕВА»

УДК: 94(47).06

Лукавченко К.М. студент 4 курса Хабибуллина З.Р. студент 4 курса Елабужский институт, КФУ научный руководитель: Нигамаев А.З., к.истор.н.

доцент

кафедра всеобщей и отечественной истории

РТ, г. Елабуга

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФАКТОР В КРЕСТЬЯНСКОМ ВОССТАНИИ

Е. ПУГАЧЕВА

Аннотация: Крестьянское восстание Е. Пугачева связано с различными проявлениями народного протеста против гнета господствующих классов. В статье рассмотрен национальный фактор как важный аспект данного события. Именно это повлияло на масштабность восстания и его разносторонность.

Ключевые слова: Пугачевское восстание, национальный фактор, повстанцы, старшины отрядов, города, население, статистические данные.

Lukavchenko K. M. Khabibullina Z. R. students 4th year of Elabuga Institute, Kazan Federal University Republic of Tatarstan, Elabuga Supervisor: Nigamaev A. Z., candidate of historical Sciences, associate Professor of Department of world and Russian history THE NATIONAL FACTOR IN THE PEASANT OF E. PUGACHEV

Abstract: the Peasant uprising of Pugachev E. is associated with various manifestations of popular protest against the oppression of the ruling classes. The article considers the national factor as an important aspect of this event. Has it affected the scale of the uprising and its versatility.

Keywords: Pugachev revolt, the national factor, the rebels, elders groups, cities, population, statistics.

Крупнейшим выступлением народа против подавления его свобод и лишения прав явилось Пугачевское восстание во второй половине XVIII века. Актуальность изучения различных исторических проблем, связанных с угнетением народа всегда будет на высоком уровне. Крестьянское выступление во главе с Пугачевым отличалось наличием на стороне восставших грамотных командиров разных национальностей, способных осуществлять маневры, продумывать способы снабжения и вооружения войск. Яицкие казаки, крестьяне, народы Урала и Поволжья были недовольны политикой Екатерины II и своим положением в государстве по

этой причине начали восстание.

Как и во многих народных восстаниях, главными причинами крестьянской войны являлись 12-15 часовой тяжелый труд на уральских заводах, усиление произвола помещиков над крепостными, ухудшение положения казачества, но основной проблемой являлось бесправное положение нерусских народов Поволжья и Приуралья (татары, калмыки, башкиры, удмурты).

Крестьяне, не занимавшие земледелием, должны были платить своим помещикам большой денежный оброк. Накануне крестьянской войны 17731775 годов этот оброк вырос по сравнению с первой половины ХУШ века в 2-3 раза. Власть помещиков над крестьянами была почти неограниченной: они сами судили и наказывали своих крепостных, проигрывали их в карты, меняли на собак, продавали поодиночке, целыми семьями и деревнями [1, с. 28].

Жесточайшему угнетению подверглись также «инородцы»- башкиры, татары, киргизы, казахи, удмурты, мордва, чуваши, марийцы и другие нерусские народности, населявшие восточные районы Российской империи. Еще при Петре I наблюдалось тяжелое положение татарского народа, их подвергали насильственно к тяжелому труду. В лесозаготовители, прозванных позже "лашманами", отправляли мужчин от 15 до 60 лет. Они вынуждены были работать в лесах безвыездно в течение долгого времени. При наборе в "лашманы" на полгода из 9 крестьян брали одного пешего и одного лошадиного, при наборе на год - из 25 крестьян одного лошадиного и двух пеших. За крещеных односельчан эту повинность выполняли некрещеные крестьяне. Когда же в 1740-1750 годах почти все черемисы, чуваши, мордва, удмурты приняли христианство, то лашманская повинность уже полностью досталась татарским крестьянам. Так, если в 1747 году из прикрепленных к адмиралтейству 44739 крестьян более 37 тысяч составляли татары, то в 1767 году из 66151 лашмана 45146 человек были татарами [2, с. 81]. Их угнетали не только чиновники, дворяне и купцы-промышленники, но и местная феодальная знать и духовенство. Царские чиновники и духовенство насильно обращали их в христианскую веру. Особенно широкие размеры насильственная христианизация приняла среди чувашей, удмуртов, мордвы и марийцев в середине ХУШ века. Статистика показывает, что в 1719 года среди крещеных народов Казанской губернии число татар составляло 13322 человека, то в последовавшие за этим 12 лет к ним прибавилось всего 2995 крещеных татар [2, с. 86]. Горе и разорение ждали тех, кто не хотел креститься. Обычно такие люди, узнав о близком приходе миссионеров, разбегались в леса, а если кто попадался в руки проповедников христовой веры, с ним расправлялись как с преступником - били его плетьми до потери сознания, разоряли его дом, ломали окна, двери, печи. За крещение освобождали от податей на 3 года: подати крещеных перекладывали на некрещеных.

У каждого восстания во главе стоял умелый в своем деле

руководитель. Процесс развития выступлений зависел от главного путеводителя, от его харизмы. Одним из главных руководителей был донской казак Емельян Пугачев. Он хорошо понимал состояние крестьян, видел, как феодальный гнет их угнетал. В 1773 году он решил собрать отряд и бороться против бесправия и эксплуатации. Пугачев, как и яицкие казаки, мечтает о воле, планирует повести их на Кубань или в иное место; наконец, принимает решение назвать себя «третьим императором, надеясь, что, как и во всей стране его поддержат.

В манифесте Пугачева 17 сентября 1773 года были изложены цели всех угнетенных народов. Более того привлекало обещание «императора Петра Третьего»: «равноправие всем народам освобождение нерусских народов от колониальной администрации, грабежа, предоставление свободы веры, передачи земли и других угодий в вечное и безвозмездное пользование всему крестьянству». Крестьянам обещали «денежное содержание, хлеб, порох и другие блага» [1, с. 30].

Начавшееся восстание отличалось от предыдущих тем, что оно было многонациональным. Есть разная статистика, которая подтверждает многонациональность восстания. Однако не все данные совпадают, так как многие национальности преувеличивали свою значимость. Из энциклопедического словаря И. Е. Андреевского есть сведения, которые утверждают, что в крестьянской войне под предводительством Е.И. Пугачева приняли участие более 85 тыс. татар [3, с. 762]. Вахит Имамов в своем труде зафиксировал другие данные. Всего участвовало 86541 человек нерусской национальности: 42 тыс. башкир, больше 35 тыс. татар [4, с. 158]. В. Буганов дал статистику участников восстания из уфимской провинции. Из 125 мусульманских старшин, поддержали восстание 77 башкирских и 37 татарских старшин, не поддержали 9 башкирских и 3 татарских старшины [4, с. 235].

Уже 18 сентября 1773 года Пугачев занял Бударинский форпост и направился к Яицкому городку. По пути к повстанцам присоединился небольшой отряд в 20 человек, который возглавлял яицкий казак башкир Идор (Идорка) Баймеков. Он свободно владел русским языком, даже стал переводчиком в пугачевском штабе. Приемный сын Идорки Болтай владел татарским языком. Это облегчало связь повстанцев с другими национальностями.

Все именные указы Емельяна Пугачева распространялись в обширные районы от Урала до Волги, от Яика до Башкирии, причем на русском, татарском, арабском и турецком языках. Таким образом они поднимают угнетенный народ на борьбу. Одним из распространителей указов был Мясогут Гумеров - крестьянин татарской деревни Псяк Казанского уезда.

М. Гумеров сам возглавлял отряд, состоявший из 300 человек из 6 сел и 20 деревень. Внутри отряда повстанцы его называли полковником. Они поддерживали связь с Государственной военной коллегией Пугачева в Берде. Отряд Гумерова представлял собой вполне самостоятельную и

регулярно пополнявшуюся боевую единицу: в соответствии с введением порядком мобилизации повстанцы отбирали с каждых десяти душ одного человека. В середине января 1774 года в отряде было свыше 1700 человек, а вскоре количество участников выросло до 3000 человек. Отряд Мясогута Гумерова пользовался большой популярностью среди крепостного населения Среднего Поволжья. Со всех сторон в отряд шли десятки и сотни людей в поисках правды, свободы и земли. Крестьяне поддерживали и примыкали в восстание, со всей территории современной Республики Татарстан, Кировской области и Республики Удмуртия. После того, как народ поддержал Гумерова, его авторитет резко возрос. Он пожертвовал своей семьей ради благополучия народа. Власти арестовали его отца, брата и жену [4, с. 203].

В Прикамье так же разгоралось волнение, народ быстро начал собираться, и для того, чтобы урегулировать этот поток, был сформирован и сосредоточен отряд под командованием посланца Пугачева Бакея Абдулова и его помощника сотника Юскея Кудашева [4, с. 412].

Были охвачены волнением восстания близлежащие деревни под Елабугой. Документы и списки свидетельствуют о том, что татарские, русские, марийские деревни образовали свои отряды. Так в селе Юмачи Ногайской дороги крепостные крестьяне «всей деревней согласясь», убили своего помещика и потом скрывались от преследования в деревни Ахметово, села Танайки и др. [5, с. 94]. Позже под Елабугой разгорелись ожесточенные бои. Огромную роль на данной территории играли отряды под руководством Бахтияра Канкаева. Судя по переписке пугачевского полковника Б. Канкаева с Пугачевым, по берегам Камы действовали многочисленные татаро-русские отряды. После ухода Пугачева из Елабуги ситуация резко ухудшилась. Но Б. Канкаев взял на себя контроль за территориями Камы. 3 июля Б. Канкаев прошел со своим отрядом, прикрывая тылы Е. Пугачева, он отправился в Мамадыш. Несмотря на то, что к 17 числу Пугачева уже не было на территории Татарстана, все же некоторые части бастующих все еще продолжали вести успешную борьбу против правительственных сил. А именно действия Б. Канкаева и его отряда имели наиболее ощутимый успех. За свои заслуги он получил звание бригадир. Постепенно отряд Канкаева разрастается до 600 человек, за счет вхождения в него крестьян с подчиненных территорий (Рыбно-Слободский, Мамадышский, Сабинский и Пестречинский районы).

Одним из ведущих полковников мишар был Канзафар Усаев. В башкирском народном эпосе есть короткий поэтический сказ про него со словами «начальным возмутителем мещеряков» заслуженно считался

К. Усаев. Среди своих соплеменников он выделялся ученостью и «мудростью». В 30 лет он уже занимал должность старшины [6, с. 15].

В феврале-марте 1774 года казак К. Усаев находился при штабе «царя» в главной повстанческой армии. 5 июня 1774 года К. Усаев назначен предводителем всех мишарских отрядов. Из рук самого Е. И. Пугачева

получил чин бригадира. В свое время он убедил Пугачева уйти из Оренбургского края и готовиться к походу на Казань. В районе города Уфы бригадир Усаев набрал новый отряд, вел его на Каму. Но так и не встретился с пугачевским отрядом и оба они потерпели поражение. А самого Усаева предал друг - башкирский старшина К. Мулакаев, после чего Усаева сослали на каторгу [6, с. 16]. На этом его деятельность в восстании прекращается.

Крестьянская война наравне с территориями Поволжья и Прикамья охватила казахские степи, лежащие к югу от Оренбурга, и мощной волной распространилась в Младшем и Среднем жузах (ордах) Казахстана, зависимых от России. Пугачев и его помощники приложили много усилий, чтобы вовлечь казахский народ в активную борьбу против царского правительства. В подсознании населения степей было недоверие русским. Казахские ханы, султаны и баи убеждали народ, что русские якобы не разрешают казахам перегонять скот на «внутреннюю сторону» - между реками Яиком и Волгой. Рядовые казахи ещё не понимали, что русский крепостной крестьянин - такой же бесправный раб, как и казахский бедняк-кочевник. Они сталкивались лишь с царской администрацией и войсками, да с русскими купцами в оренбургском Караван-Сарае, от которых терпели немало зла. Пугачев все это хорошо понимал и учитывал все обстоятельства и в своих воззваниях обещал казахскому народу землю и воду - предмет долгой и упорной борьбы между трудовым народом и казахскими ханами, султанами и баями. Воззвания Емельяна Пугачева находили широкий отклик среди трудового казахского народа. Они отличались от обещаний царской власти и были более близки крестьянскому народу. Среди казахских отрядов особенно успешно действовал отряд популярного в народе старшины рода Байбакты батыра Срыма Датова. Первые выступления Датова были уже в 1772 году, также он присоединился к восстанию Пугачева. Царское командование дало приказ поймать командира отряда, но Датов оказался шустрее.

Несмотря на то, что восстание переросло в настоящие волнение всей Российской империи, его удалось подавить. Так как были противоречия в среде повстанцев между казахской верхушкой и голытьбой, между казаками и крестьянами восстание начало нести потери и появился внутренний дисбаланс в рядах. Были командиры отрядов, но собрать воедино взбунтовавшийся народ не удалось. Не было и четкого плана и требований, все хотели то, что было в их интересах. И свой же отряд сдает Емельяна Пугачева на расправу. Итоги этой войны приведут к некоторым улучшением, таким как разукрупнение губерний, татарские, башкирские князья и мурзы стали приравниваться к российскому дворянству и т.д.

Подводя итоги можно сделать вывод, что это не просто крестьянская война, а масштабное выступление многонационального народа Российской империи. Каждый из руководителей отрядов отличались веротерпимостью. Под их знаменами вместе сражались и православные, и мусульмане, и старообрядцы, так и язычники. Учитывая процесс вынужденной

христианизации, нерусский народ отказывался принятия новой религии. Это стало дополнительной причиной народных выступлений. Вне зависимости от национальности людей объединяла одна цель: победить царскую власть, улучшить свое положение, элементарно получить свободный доступ к земле. Многонациональность придавала восстанию насыщенность, но она снизила организованность.

Использованные источники:

1. Муратов Х.И. Крестьянская война под предводительством Е.И. Пугачева (1773-1775): Пособие для учащихся: - 2-ое изд. - М.: Просвещение, 1980. -175 с.

2. Имамов Вахит. Запрятанная история. «Камаз». - Яр-Чаллы., 1994. - 102 с.

3. Энциклопедический словарь под ред. проф. И.Е. Андреевского. Томъ 50. (Издатели Ф.А. Брокгаузъ, А.И. Ефронъ). - С. Петер. Семеновская Типолитография (И.А. Ефрона), Фантанка, №92. 1890. - 480 с.

4. Имамов Вахит. Татарлар Пугачев явында. «Камаз». - Яр-Чаллы., 1994. -495 с.

5. Нигамаев А.З. Ранняя история Елабуги. Исторический очерк. - Елабуга 2007. - С. 94. // Алишев С.Х. Татары среднего Поволжья в Пугачевском восстании. - Казань: Тат. книж. изд-во, 1973. - С. 105.

6. Пугачевское восстание и Нижнее Прикамье. Сборник 7. - Набережные Челны, 1996.

7. Буганов В.И. Крестьянские войны в России ХУП-ХУШ вв. // Издательство «Наука». - М., 1976.

УДК 330.322.2

Лукачевская И.Г. магистрант 3 курса

магистерская программа: Государственное и муниципальное управление социально-экономическим развитием

сельских территорий Севера научный руководитель: Гуляев П.В., к.э.н.

доцент, директор

НИИРЭС Северо-Восточный Федеральный Университет им. М.К.

Аммосова

Россия, Республика Саха (Якутия), г. Якутск НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СИСТЕМЫ ОТБОРА ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ НА СОИСКАНИЕ ГРАНТОВ ГЛАВЫ РЕСПУБЛИКИ

САХА (ЯКУТИЯ) Аннотация: В статье рассмотрены меры государственной поддержки инновационной деятельности в Республике Саха (Якутия). Предложены пути решения для совершенствования отбора инновационных проектов на финансирование.

Ключевые слова: грант, субсидии, экспертиза, оценка качества,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.