Важнейшая составляющая часть учебного процесса - методическое обеспечение, концепция и контроль которого возлагается на службу методического сопровождения. Образовательные организации, не имеющие методическую службу и не понимающие ее значение для образовательных бизнес-процессов, в своей деятельности сталкиваются с системными проблемами.
Что касается роли методистов в учебном процессе обучения промышленных предприятий, то на них возлагаются две основные функции: организационная и контрольная.
Основными задачами службы методического сопровождения являются:
- обеспечение методическими разработками, программами и информационно-методическими материалами;
- методическое обеспечение учебного процесса;
- осуществление контроля учебного процесса;
- повышение квалификации преподавателей образовательной организации;
- исполнение требований надзорных органов и др. 3. Следующим элементом концепции повышения
эффективности управления организациями, оказывающими образовательные услуги промышленным предприятиям, являются финансы.
В целях систематизации показателей эффективности управления организациями, оказывающими образовательные услуги промышленным предприятиям, можно внедрять систему показателей финансовой устойчивости, показателей ликвидности и платежеспособности, а также показателей прибыльности.
Для понимания финансовых возможностей образовательной организации на следующий календарный год рекомендуется осуществлять бюджетирование. Планирование бюджета доходов и расходов позволяет формировать программу развития организации, которая может включать статьи по модернизации образовательного процесса, модернизации ^-инфраструктуры, организации комфортных и безопасных условий для образовательной деятельности и др.
4. Клиенты - заказчики образовательных услуг -центральная категория для любой организации, на постоянной основе осуществляющей деятельность в сфере услуг. Заказчик и образовательная организация (исполнитель услуг) имеют взаимосвязанные интересы, первый имеет намерение получить образовательную услуг, вторая - ее оказать.
Менеджмент образовательных организаций должен разграничивать интересы заказчика - промышленных предприятий и их сотрудников, направляемых на обучение. Видение содержания и процесса обучения у заказчика и его работников - слушателей образовательных программ нередко не совпадает. Поэтому задача руководства образовательной организации обозначить требования заказчика в вопросе обучения его персонала и донести эти требования до своих сотрудников - непосредственных исполнителей.
Заказчики образовательных услуг - промышленные предприятия подразделяются для образовательной организации на постоянных и «случайных». Необходимо стремиться к увеличению доли постоянных заказчиков, предпочтительнее, чтобы это были крупные предприятия. При этом образовательная организация (частная компания) не должна создавать ситуацию критической зависимости от заказов одного или двух заказчиков. В таком случае отказ таких заказчиков от услуг образовательной организации либо резкое сокращение объемов заказов может привести к крайне негативным последствиям для образовательной организации.
Подводя итог настоящей работе, следует сказать, что повышение эффективности управления организацией, оказывающей образовательные услуги промышленным предприятиям, впрочем как и повышение эффективности управления другой иной организацией - не простая задача для ее менеджмента. Своевременность ее осуществления, принятие правильных управленческих решений может сделать образовательную организацию лидером своего рынка, причем не только в краткосрочной, но и долгосрочной перспективе.
НАЦИОНАЛЬНЫЙ БРЕНДИНГ В КОНТЕКСТЕ ПОНЯТИЯ «МЯГКОЙ СИЛЫ»
Васильева Ольга Анатольевна
ст. преподаватель кафедры маркетинга, Российский Университет Дружбы Народов, г. Москва NATIONAL BRANDING IN THE CONTEXT OF THE CONCEPT OF «SOFT POWER»
Vasilyeva Olga, assistant professor, Department of marketing, Peoples' Friendship University of Russia, Moscow АННОТАЦИЯ
Данная статья посвящена исследованию понятий «мягкая сила» и «национальный брендинг», существенным сходствам и принципиальным различиям, а также вопросу актуальности развития национального бренда в условиях глобальных внешнеполитических изменений. ABSTRACT
This article is devoted to the study of the concepts of "soft power" and "national branding", significant similarities and fundamental differences and the relevance of national brand development in the global foreign policy changes. Ключевые слова: национальный брендинг, «мягкая сила», бренд страны Keywords: national branding, «soft power», brand country
В последнеее время санкционная политика стала основным направлением внешнеэкономической деятельности многих стран, что заставляет всерьез задуматься об изменении хода глобальных геополитических процессов. На первый план помимо экономических достижений или кризисов стала выходить демонстрация военной мощи ведущих стран мира. На этом фоне все чаще слышны призывы к переходу от демонстрации «жесткой силы» к «мягкой силе», как более эффективной внешнеполитическому ресурсу влияния на международные процессы.
Термин «мягкая сила» (англ. «soft power») появился благодаря американскому исследователю и практику, профессору Гарвардского университета Джозефу Наю в 1990г. и в широко используется в политико-экономической деятельности стран. В течение последних двадцати лет термин «мягкая сила» претерпевал изменения в формулировках. Основные вариации звучат следующим образом:
• 1990г. - «Мягкая сила» - способность «заставлять другого хотеть того же, чего хочешь ты» [1, с.167].
Сравнительная характеристика свойств «жестко
• 2004г. - «Мягкая сила» - «способность изменять поведение других для получения того, чего вы желаете. Основных способов для этого имеется три: принуждение (палка), плата (морковка) и притягательность (мягкая сила)» [2, с.19].
• 2012г. - «Мягкая сила» - «способность достигать результатов через убеждение и притягательность, а не через принуждение или плату» [3, р.7]. Распространенная на сегодняшний день трактовка
термина «мягкая сила» звучит как «форма политической власти, способность добиваться желаемых результатов на основе добровольного участия, симпатии и привлекательности, в отличие от «жёсткой силы», которая подразумевает принуждение» [4].
Детальные отличительные характеристики «мягкого» и «жесткого» ресурсов воздействия привел специалист в области странового брендинга и публичной дипломатии Ин Фань [5, с.148].
Таблица 1
» и «мягкой» сил в международных отношениях
Жесткая сила Мягкая сила
Способность изменять позицию других людей силой или побуждением Способность изменять предпочтения других людей, привлекая их
Военная и экономическая сила Культурная сила
Принуждение, (физическая) сила Привлечение, влияние
Абсолютна Относительна, зависима от контекста
Ощутима, легко измеряется, предсказуема до определенной степени Неощутима, трудно поддается измерению, непредсказуема
Специфицированный источник Не специфицированные, множественные источники
Контролируется государством или какими-либо организациями В основном реализуется негосударственными факторами, трудно поддается контролю
Внешняя, действие, толчок Внутренняя, реакция/ответ, притяжение
Воздействие прямое, кратковременное, эффект немедленный Воздействие непрямое, долговременное, эффект отложенный
Выражается во внешней политике Коммуницируется через национальный брендинг
Спектр сил, входящих в распоряжение стран и способных применяться как в «жестком», так и в «мягком» ключе в зависимости от сопровождающих условий при выстраивании международных отношений подробно описал Давыдов Ю.П. [6, с.14]. На практике экономико-политическое направление принято условно относить ближе к «жесткой силе», а образовательно-идеологическое - к «мягкой силе».
• военная сила;
• экономическая сила (финансовая и коммерческая);
• научно-техническая сила;
• информационная сила;
• идеологическая сила;
• сила образования;
• политическая сила;
• социальная сила и т.д.
Сравнивая характеристики «мягкой» и «жесткой» сил, автор концепции Дж.Най делает акцент на трудностях, возникающих при отнесении того или иного вида деятельности к «мягкому» или «жесткому» полюсу, а также на сложностях измерения. Основные комментарии представлены в таблице 2. [8, с.22-23].
Таблица 2
Характеристики «мягкой силы» и проблемы ее измерения
Тезисы Комментарии
«Мягкая сила» - это культурная сила Дж.Най называет три источника «мягкой силы» страны: • ее культуру (для тех мест, где ее воспринимают); • ее политические ценности (если страна живет в соответствии с ними как у себя дома, так и на международной арене); • ее внешнюю политику (если она рассматривается как легитимная и пользующаяся моральным авторитетом).
Экономическая мощь - это «мягкая сила» «Экономическая мощь может быть конвертирована как в "жесткую", так и в "мягкую" силу. Можно принуждать экономическими санкциями и можно привлекать изобилием».
«Жесткая» сила легко может быть измерена, тогда как «мягкая» - нет «На самом деле измерять источник «мягкой силы» возможно. Например, культурные, коммуникационные и дипломатические ресурсы, продуцирующие «мягкую силу» страны, поддаются измерению. Опросы общественного мнения способны измерять изменения привлекательности страны».
Военные ресурсы наделяют только «жесткой силой» По мнению Дж.Ная, к примеру, хорошо управляемые вооруженные силы могут быть источником восхищения и, тем самым, фактором «мягкой», а не «жесткой» силы.
«Мягкую силу» трудно применять «Можно контролировать публичную дипломатию, иновещание или обменные программы, но вот массовую культуру, являющуюся одним из главных ресурсов «мягкой силы» можно продвигать, но не контролировать.
Примерно в это же время широкое распространение получает понятие «национального (странового) маркетинга», введенное классиком маркетинга Ф.Котлером в 1986г., которое трактуется как «систематический подход, имеющий целью помочь амбициозным нациям сделаться заметными и достичь своих имиджевых целей рентабельным способом» [7, с.4]. Ф.Котлер рассматривает страны, как объект специфического рыночного предложения и одновременно - конкурентов в борьбе за инвестиции, желательных мигрантов, размещение на своей территории выгодных для себя объектов, потоки туристов и т.д. «Покупателями» на этом рынке становятся и негосударственные
факторы, а также и сами жители участвующей в конкуренции страны, которые могут хотеть жить в ней, а могут, наоборот, стараться ее покинуть.
Концепция странового маркетинга имеет сходства с идеей «мягкой силы». Основные различия между ними заключаются в том, что в рамках странового маркетинга страны предлагают себя, а в концепции «мягкой силы» целью государства является достижение определенных внешнеполитических целей, по отношению к которым маркетинговая притягательность страны является инструментом. [8, с.18-19] Схематически эти различия отображены на Рис. 1-3.
Рисунок 1. Силы, направленные вовне
Рисунок 2. Притягательные силы (брендинг) (ресурс воздействия)
Чуть позже в 1996г. благодаря С.Анхольту, эксперту в области разработки национального имиджа и определения идентичности появляется понятие «национального брендинга» (англ. nation brand). Это комплексная маркетинговая деятельность, позволяющая идентифицировать ценности бренда государства, а также измерять, выстраивать и управлять имиджевой составляющей страны. [9]
Основная функция национального бренда - способствовать увеличению прибыльности территории в целом. В этом ключе проявляется тесная связь бренда территории с ее имиджем. У бренда государства есть своя сущность, атрибуты и ценности. Для его выражения и позиционирования используются визуально-аудиально-кинестетиче-ские средства, характеристики транслируются через информационно-коммуникационные каналы.
Рис. 3 Трансформация притягательности в ресурс воздействия («мягкая сила»)
С.Анхольт предложил одну из самых известных и используемых комплексных моделей измерения национального брендинга, так называемые «шестиугольник Ан-хольта», вершинами которого являются параметры измерения национального брендинга.
• Люди - критерий измеряет мнение об уровне образования, квалификации рабочей силы, открытости и дружелюбия общества, а также уровень возможного гостеприимства или враждебности;
• Власть - критерий выявляет общественное мнение в отношении компетентности и законности власти государства, описывает уровень доверия индивида в отношении правительства, а также восприятие политики властей страны по таким глобальным вопросам как демократия, правосудие, бедность и окружающая среда;
• Экспорт - критерий устанавливает сложившееся представление о товарах и услугах и пределы, в которых потребители целенаправленно ищут или избегают приобретения продуктов или пользуются услугами из той или иной страны-поставщика;
• Туризм - критерий фиксирует уровень интереса к посещению страны и привлекательность природных и культурных туристических достопримечательностей;
• Культура и наследие - критерий показывает мировое восприятие культурного наследия и оценку современной культуры, включая кинематограф, музыку, изобразительное искусство, литературу, а также спорт;
• Инвестиции и иммиграция - критерий определяет способность привлекать людей для проживания, работы или учебы и показывает, как люди воспринимают социальную и экономическую ситуацию. Имидж страны ощутимо усиливается при системном подходе по улучшению показателей каждого из критериев. Необходимо активизировать деятельность и улучшить координацию в этих шести направлениях. Важно использовать имеющиеся ресурсы и опыт, поощрять и стимулировать инновации, а также устанавливать общие стандарты показателей качества.
Все эти компоненты идентичности национального бренда олицетворяют культурное наследие нации, формировавшееся длительное время. При возникновении необходимости создания национального бренда, прави-
тельство может выборочно выделять те или иные компоненты идентичности национального бренда, благодаря которым будет возможно представить страну с наиболее выгодной стороны.
Существенными различиями между понятиями странового брендинга и «мягкой силы» являются:
• дисциплинарная принадлежность: теория международных отношений vs. маркетинг;
• прагматическая направленность: конкурентное предложение vs. воздействие в оболочке предложения.
Также следует отметить, что национальный брен-динг является видом деятельности, часто используют термин «инструмент». А «мягкая сила» является ресурсом, для целей обретения, которого часто используют национальный брендинг.
Увеличение ресурса «мягкой силы» предполагает гибкое, ситуационно-ориентированное, взаимодополняющее и творческое использование разных коммуникативных технологий. Любая деятельность в данном направлении должна опираться на четкое осознание существенных сопровождающих обстоятельств.
1. Главный фактор складывания благоприятной репутации страны, формирования ее бренда и обретения ею «мягкой силы» - это реальное развитие страны в том направлении и ведение к такому состоянию, которое будет привлекать к ней симпатии.
2. Формирование бренда страны и обретение ею «мягкой силы» даже при самых благоприятных условиях - это долгий процесс, результаты которого становятся заметными через два-три десятилетия, т.е. оценить их сможет уже следующее поколение. Бренд формируется, «мягкая сила» постепенно набирается, репутация складывается.
3. Любые действия, способствующие усилению «мягкой силы» или ее эффективное использование, крайне важно согласовывать между собой. Построение бренда государства подконтрольно
правительству, которое формирует стратегический подход к развитию национальных преимуществ. Системный подход к наращиванию ресурса «мягкой силы» через разработку и реализацию стратегии бренда страны позволит успешно продвигать национальные интересы, увеличить долю экспорта, обеспечить дополнительный рост отечественных и иностранных инвестиций, укрепить единство
населения. Это путь к формированию устойчивой конкурентной позиции на мировой арене в стремительно меняющихся глобальных условиях.
Литература
1. Nye J., Jr. Soft power // Foreign Policy, №. 80, Autumn 1990, р.167
2. Nye J., Soft Power: The Means to Success in World Politics, 2004, р.19
3. Nye J., Jr. Why China is week on soft power // New York Times, January 17, 2012, р.7
4. Электронная энциклопедия // https://ru. Wiki-pedia.org/wiki
5. Ying Fan. Soft power: power of attraction or confusion? // Place Branding and Public Diplomacy, 2008, р.148
6. Давыдов Ю.П. Понятие «жесткой» и «мягкой» силы в теории международных отношений // Международные процессы, 2014, с.14
7. Kotler Ph. Marketing and semiotics: new directions in the study of signs for sale / Ed. by J. Umiker-Sebeok. -B., N.Y., 1987, p.4
8. Паршин П.Б. Проблематика «мягкой силы» во внешней политике России. Аналитический доклад. Центр глобальных проблем Института международных исследований МГИМО (У) МИД России, выпуск 1 март 2013, с.18-23
9. Национальный брендинг. Электронный ресурс // https:// www.nation-branding.info
10. Anholt S. Place Branding: Is it marketing or isn't it? // Place branding and public diplomacy, 2008, p.2.
ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОБЪЕКТ ИНВЕСТИРОВАНИЯ
ХОЛДИНГОВЫХ СТРУКТУР
Вейс Юлия Вячеславовна
к.э.н., Самарский государственный технический университет, г. Самара
Савинова Александра Викторовна
экономист-менеджер, ООО «НПП СВТ», г.Самара
INNOVATION ACTIVITY AS AN INVESTMENT HOLDING STRUCTURES
Veis, Julia V., Candidate of Economics, Samara state technical University, Samara
Savinova Alexandra V., Economist-Manager, OOO "NPP SVT", Samara
АННОТАЦИЯ
Реализация инновационной деятельности является перспективным направлением инвестирования для эффективного развития холдинговых структур. Анализ особенностей ее осуществления и механизмов финансирования позволит выйти корпоративным холдинговым структурам на новы уровень развития и повысит их конкурентоспособность.
ABSTRACT
Implementation of innovative activities is a promising investment direction for the effective development of holding structures. The analysis of the peculiarities of its implementation and funding mechanisms will allow us to get corporate holding structures to a new level of development and increase their competitiveness.
Ключевые слова: инновационная деятельности, холдинговые структуры, инвестирование
Keywords: innovative activity, holding structures, investment
Инновационная политика России за последние годы заметно оживилась. Наблюдается активное обсуждение путей содействия инновационной деятельности, происходит развитие «инструментария», повысилась заинтересованность лиц в механизмах стимулирования инноваций. Однако еще не были выявлены эффективные рычаги, которые могли бы повлиять на бизнес так, чтобы активность в инновационной сфере проявлялась локально, не изменяя общее экономическое положение [1].
В промышленных странах с развитой экономикой еще с середины 20 века осуществлялся переход к интенсивному типу расширенного производства, источником которого является НТП и инновационная деятельность. Данные процессы обеспечили этим странам преимущество в развитии социально-экономических систем. Как в западной, так и в отечественной литературе это связано с инновационным процессом и инвестиционной деятельностью. Каждая модель хозяйствования в государстве обязана подчинятся основным целям: поощрение инновационных процессов, государственная экономическая
безопасность, развитие НТП, а также создание социально-экономических условий для улучшения благосостояния населения. Фактором, способствующим реализации данных целей, является осуществление инвестиционно-инновационной деятельности как на макро-, так и на микроуровне.
Наиболее важным показателем жизнедеятельности общества являются инвестиции. Рассматривая этот процесс относительно комплексности и системности действий его элементов в структуре рынка, логично использовать инвестиции во взаимоотношении инновациями. Инновационная и инвестиционная деятельности являются близкими областями рынка, из этого следует, что при любой инвестиционной тактике, которой придерживается группа предприятий, инновационная деятельность фирмы будет следовать за инвестированием в ту же область ее жизнедеятельности.
Для обеспечения четкой инвестиционно-инноваци-оной тактики ресурсами выступают лишь процесс созда-