DOI: 10.34680/BENEFICIUM. 2022.3(44).67-72 УДК 332.816:339.137.2(470) JEL C54, D20, L83, O31
ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ
НАЦИОНАЛЬНЫЙ АГРЕГАТОР ПОИСКА И БРОНИРОВАНИЯ ЖИЛЬЯ КАК ЭЛЕМЕНТ РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ СРЕДСТВ РАЗМЕЩЕНИЯ В РОССИИ
Т.Ю. Пашко, Академия труда и социальных отношений, Москва, Россия Е.В. Тышко, Академия труда и социальных отношений, Москва, Россия
Аннотация. Сфера гостеприимства и туризм представляют собой сложный транснациональный сегмент экономики, обеспечивающий на национальном уровне возможности пополнения доходной части бюджета, привлечения инвестиций, обеспечения платежеспособного спроса, увеличения количества рабочих мест, а также восстановления здоровья и поддержания уровня жизни населения страны. Российская индустрия гостеприимства, пережившая негативные последствия пандемии COVID-19, находится на этапе восстановления и использует открывающиеся возможности для формирования новых продуктов, адаптированных к изменившемуся формату путешествий. В статье рассматривается фактическое состояние российского рынка гостиничных услуг, анализируются конкурентные условия для различных средств размещения и социальные запросы постковидного общества в отношении отдыха и впечатлений. Авторы отмечают факт ограниченности имеющихся гостиничных ресурсов и отсутствие национальной системы поиска и бронирования жилья, способной заполнить нишу, которую c 1996 г. занимал Booking.com совместно с Airbnb (с 2008 г.). Проблема заключается в том, что ни один из существующих российских аг-регаторов поиска и бронирования жилья не предоставляет условий равной конкуренции для различных средств размещения, в то время как крайне важно сформировать адекватное рыночное предложение в ответ на существенно увеличившийся с 2020 г. спрос на внутреннем туристическом рынке. В статье предлагается архитектура программного обеспечения национального агрегатора поиска и бронирования жилья, разработка и внедрение которого могут обеспечить эффективное использование ограниченных ресурсов номерного фонда в равных конкурентных условиях. Программное обеспечение с учетом обозначенной перед ним задачи разделено на клиентскую и серверную части. Взаимодействие частей системы основано на принципах Representational State Transfer (передача состояния представления, RESTful подход), что позволяет создать архитектуру масштабируемой и гибкой. Приведено экономическое обоснование общих затрат на оплату труда команды проекта.
Ключевые слова: архитектура программного обеспечения, конкурентоспособность гостиницы, конкурентные преимущества, национальный агрегатор поиска и бронирования жилья, новый формат путешествий
Для цитирования: Пашко Т.Ю., Тышко Е.В. Национальный агрегатор поиска и бронирования жилья как элемент развития конкурентной среды средств размещения в России // BENEFICIUM. 2022. № 3(44). С. 67-72. DOI: 10.34680/BENEFICIUM. 2022.3 (44).67-72
ORIGINAL PAPER
NATIONAL ACCOMMODATION SEARCH AND BOOKING AGGREGATOR AS AN ELEMENT OF DEVELOPING A COMPETITIVE ENVIRONMENT FOR ACCOMMODATION FACILITIES IN RUSSIA
T.Yu. Pashko, Academy of Labor and Social Relations, Moscow, Russian Federation
E.V. Tyshko, Academy of Labor and Social Relations, Moscow, Russian Federation
Abstract. The hospitality and tourism sector is a complex transnational segment of the economy that provides opportunities at the national level to replenish the revenue side of the budget, attract investment, ensure effective demand, increase the number of jobs, as well as restore health and maintain the standard of living of the country's population. The Russian hospitality industry, which has experienced the negative consequences of the COVID-19 pandemic, is at the stage of recovery and is using the opening opportunities to form new products adapted to the changed format of travel. The article examines the actual state of the Russian market of hotel services, analyzes the competitive conditions for various accommodation facilities and the social demands of post-COVID society in terms of recreation and impressions. The authors note the fact that the available hotel resources are limited and there is no national system for accommodation search and booking that can fill the niche that Booking.com has occupied since 1996 together with Airbnb (since 2008). The problem lies in the fact that none of the existing Russian accommodation search and booking aggregators provide conditions for equal competition for various accommodation facilities, while it is extremely important to form an adequate market supply in response to the significantly increased demand in the domestic tourism market since 2020. The article proposes the software architecture of the national accommodation search and booking aggregator, the development and implementation of which can ensure the effective use of the room fund limited resources in equal competitive conditions. The software, considering the task assigned to it, is divided into client and server parts. The interaction of the system parts is based on the principles of Representational State Transfer (representational state transfer, RESTful approach), which allows you to create a scalable and flexible architecture. The economic justification of the total cost of remuneration of the project team is given.
Keywords: software architecture, competitiveness of the hotel, competitive conditions, national accommodation search and booking aggregator, a new travel format
For citation: Pashko T.Yu., Tyshko E.V. National Accommodation Search and Booking Aggregator as an Element of Developing a Competitive Environment for Accommodation Facilities in Russia // BENEFICIUM. 2022. Vol. 3(44). Pp. 67-72. (In Russ.). DOI: 10.34680/BENEFICIUM. 2022.3 (44).67-72
Введение
Индустрия гостеприимства, пережив тяжелейший шок пандемии СОУЮ-19, постепенно восстанавливается, обеспечивая возможность отдыха путешественникам в новом формате. Повышенные требования к безопасности поездок, увеличение потребности в экстремальных видах спорта и поездках с оздоровительными целями во всех возрастных категориях путешественников, возможности для соло-поездок, желание путешествовать всей семьей, включая домашних питомцев, переориентация на внутренний туризм в условиях закрытости границ большинства традиционных направлений и продолжающихся санкций, а также согласие путешественников на размещение в формате гибридного открытия (возможность заселения без предоставления полного комплекса заявленных услуг) - таковы новые предпочтения постковидного общества.
Процессы глобализации мировой экономики и интеграции регионов снизили темпы в связи с пандемией СОУЮ-19, что существенным образом сказалось на показателях, достигнутых мировой и национальными экономиками. Вместе с тем, по мнению В. Загашвили [1], временное снижение темпов интеграционных тенденций будет компенсировано ускоренным развитием цифровых технологий, которые обеспечат научно-технический прогресс в ближайшей перспективе. Традиционные процессы гостеприимства такие, как регистрация, бронирование, оплата, уборка, инвентаризация, внутренняя связь и др., готовы к внедрению цифровых технологий, которые оптимизируют обслуживание гостей и исключат риски обслуживания, связанные с человеческим фактором.
В 2021 г. около 7.5 млн. российских граждан смогли осуществить зарубежные туристические поездки. Для сравнения, в период с июня по сентябрь 2021 г. около 20 млн. россиян отдохнули на курортах Крыма, Краснодарского края и в Калининграде. Более 2.4 млн. человек с января 2022 г. воспользовались программой туристического кешбэка [2].
Проблема состоит в том, что в настоящее время российская индустрия гостеприимства не предлагает на рынок гостиничных услуг продукт, соответствующий по объему и характеристикам существенно возросшему постпандемийному спросу. В условиях геополитического кризиса 2022 г. два крупнейших агре-гатора бронирования жилья МгЬпЬ и Booking.com, работавшие с высокой комиссией в размере 18% от базовой стоимости размещения, ушли с российского рынка. Ниша, которую они занимали, фактически остается свободной. Крупные сетевые отели размещают свои предложения на официальных сайтах или сайтах гостиничных сетей, в состав которых они входят. Гостевые дома, апартаменты и иные малые средства размещения либо используют индивидуальные каналы продвижения своих услуг, либо размещают предложения на существующих системах поиска. Отсутствие национальной платформы бронирования жилья, которая предоставляла бы возможность рекламы своих предложений всем средствам размещения с условиями доступной для большинства из них комиссией и обеспечивала равные условия конкуренции, является негативным фактором, который ведет к дальнейшему усилению неравенства возможностей в плане привлечения целевой группы клиентов.
В современной экономике устойчивое развитие гостеприимства и туристической отрасли невозможно без конкуренции. Эффективное использование ограниченных ресурсов и внедрение инноваций происходят только в условиях существующей на рынке конкуренции и конкуренции за рынком. А.Е. Шаститко, Н.С. Павлова, А.А. Курдин, А.И. Мелешкина, А.Ф. Фатихо-ва [3] обращают внимание, что режим конкуренции, благоприятный для роста и развития экономики, не создается автоматически силами участников рынка.
Стратегии развития и поддержания конкурентоспособности, основанные на углубленной продуктовой специализации и формировании сетевых структур с целью обеспечения дифференцированного подхода к сегментации рынка, которых, по мнению М.С. Оборина [4], придерживалось большинство средств размещения в допандемийный период, представляются целесообразными и в новых условиях. К. Хан (K.I. Khan), А. Насир (A. Nasir), С. Салим (S. Saleem) [5], основываясь на результатах библиометрического анализа, обозначают «стратегии выживания», которые позволят гостеприимству справиться с постпандемий-ным шоком. М.С. Оборин [6] подчеркивает значительный потенциал рекреационного туризма для социально-экономического развития регионов с учетом наличия соответствующих природных ресурсов в большинстве из них, а также перспективы роста гостеприимства в условиях перераспределения клиентов в пользу хостелов, гостевых домой и гостиниц категории 2-3 звезд.
В.Ю. Морозов и Ю.В. Мурашова [7] также отмечают важность использования особенностей отраслевого развития гостиничного бизнеса (высокая роль персонала в обеспечении качества обслуживания, эргономические требования, привлекательность региона и др.) для обеспечения конкурентоспособности регионов России.
Очевидно, что проблема обеспечения конкурентных условий для различных средств размещения является крайне актуальной с точки зрения стратегии долгосрочного развития индустрии гостеприимства и туризма в России, а также формирования здоровой экономики, основанной на приемлемом для большинства населения уровне цен и повышении качества продукции и услуг за счет состязательности участников рынка.
Теоретические и методологические проблемы гостиничного бизнеса нашли отражение в трудах российских и зарубежных авторов - Л.Л. Духовной, В.М. Ки-цис, О.М. Прохоровой [8], М.С. Оборина [4, 6], Н.Ю. Беляковой, Н.Ю. Омаровой [9], Л.В. Китаевой [10], К. Педерсен (C.L. Pedersen), Т. Риттер (T. Ritter) [11] и др. В целях настоящего исследования применены методы анализа научных источников, общенаучные методы комплексного и системного подхода, логического и сравнительного анализа, а также эмпирические методы обобщения и наблюдения.
Результаты и их обсуждение
До пандемии COVID-19 по объему въездного туризма Россия занимала 35 место в мире в то время, как по объему выездного туризма страна входила в десятку лидеров. К 2019 г. по показателю общего вклада туризма в занятость населения страны Россия отставала от стран мировых лидеров в 3-5 раз.
Совокупный вклад российского туризма в ВВП страны составлял 3.9%. Для сравнения, аналогичный показатель в Испании был 14.3%, Китае - 11.3%, Франции - 8.5%. Россияне мало путешествовали по стране: количество внутренних туристических поездок с ночевкой на 1 жителя составляло в США - 7 шт., Китае -4 шт., Франции - 2.9 шт., России - 0.4 шт.
Ситуация несколько улучшилась в 2020-2022 гг. Тем не менее, необходимо признать, что в настоящее время индустрия гостеприимства не располагает необходимым количеством мест размещения, требующимся российским путешественникам. Прирост количества гостиничных объектов в 2021 г. в России достиг всего лишь 3% в то время, как среднегодовой прирост в период 2016-2019 гг. находился в диапазоне 6.1-6.5%. Прирост номерного фонда в 2021 г. обозначен на уровне 23.5 тыс. номеров, большую часть которых (85.5%) составляют номера в отелях и гостиницах 3-4 звезд, 11.1% - номера в хостелах, 3.4% - номера в мотелях. В рамках государственной программы «Развитие туризма» запланировано финансирование на период до 2024 г. в объеме 724 млрд. руб. трех государственных программ «Развитие туристической инфраструктуры», «Повышение доступности туристических продуктов» и «Совершенствование управления в сфере туризма». В 2021 г. на строительство отелей общей вместимостью 14 тыс. номеров были выданы льготные кредиты. В 2022-2023 гг. предполагается строительство средств размещения общей вместимостью 19.5 тыс. номеров [12].
В условиях недостаточного предложения на рынке гостиничных услуг перед гостиничными предпри-
Клиентская часть
Мобильное прило- Мобильное при-жение (Android) ложение (iOS)
ятиями стоит задача обеспечения конкурентоспособности предлагаемых услуг, выполнение которой существенно повлияет на коммерческий результат деятельности гостиницы. Понятие «конкурентоспособность гостиницы» является достаточно условным. В зависимости от рынка, на котором рассматриваются услуги гостиницы, она может быть конкурентоспособна или абсолютно неконкурентоспособна. Оценить степень конкурентоспособности гостиницы можно на основе сравнения с базовой моделью (гостиницей аналогичной категории в России или в другой стране).
В сложившихся условиях, по мнению авторов, одним из направлений обеспечения равной конкуренции для различных средств размещения является разработка национальной системы поиска и бронирования жилья с комиссией за услуги в диапазоне 10-15% от базовой стоимости размещения.
Архитектура программного обеспечения системы поиска и бронирования жилья с учетом обозначенной цели предлагается на рис. 1. Она разделена на клиентскую и серверную части. Взаимодействие частей системы основано на принципах Representational State Transfer («передача состояния представления, RESTful подход), что позволяет создать архитектуру масштабируемой и гибкой. Клиентская часть архитектуры обеспечивает взаимодействие пользователей с системой посредством интерфейса. Она может состоять из неограниченного количества реализаций клиентов.
Основной Модуль интеграции Модуль интеграции
веб-интерфейс (встраиваемые видже- для сторонних раз-
(одностраничное при- ты) работчиков
ложение)
REST архитектурный стиль
Серверная часть Слой
представления
Слой
бизнес логики
Слой
доступа к данным
Сервисы бизнес-логики
Репозитории
I
Ф
Веб-служба
Сервисы контроллеров
Доменные сервисы
Доменные объекты
Спецификация запросов и расширения
Объектно-реляционное-отображение
Система управления базами данных (СУБД)
-------,-------
______У_______
Внешние сервисы
Рис. 1. Архитектура программного обеспечения национального агрегатора поиска и бронирования жилья / Fig. 1. Software Architecture of the National Accommodation Search and Booking Aggregator
Источник: составлено авторами / Source: compiled by the authors
Клиенты взаимодействуют с разработанной системой поиска и бронирования жилья следующими способами: через мобильные приложения (Android и/или iOS), основной веб-сайт агрегатора бронирования жилья, либо через встраиваемые на сторонние сайты (например, сайты-визитки самих гостиниц или отелей) виджеты для поиска и подбора актуальных предложений размещения в конкретном объекте. Кроме этого, внешним разработчикам предоставлена возможность реализации дополнительных интеграций с системой поиска и аренды жилья с помощью документирования протокола общения с серверной частью.
Серверная часть представляет собой программный код, условно разделенный на слои. Каждый слой в предлагаемом варианте программного обеспечения состоит из набора контроллеров, также реализующих RESTful подход общения между клиентской и серверной частью. Деление программного обеспечения на слои в процессе разработки позволит улучшить техническую поддержку программного обеспечения, а также заменить объекты слоя без потери работоспособности всего программного обеспечения. Например, имея четкое разделение на слои, можно заменить систему управления базами данных, либо часть бизнес-логики, без переписывания всего исходного кода программы.
Слой бизнес-логики является основной частью приложения, в котором будет реализован механизм управления бизнес-процессами на основе программного обеспечения. Данный слой включает в себя сервисы бизнес-логики (Business Services), сервисы контроллеров (Controller Services) и сервисы доступа к данным (Domain Service).
Слой доступа к данным представляет собой слой программного обеспечения, упрощающий доступ к данным, хранимым в постоянном хранилище любого типа, например, в реляционной базе данных [13]. Слой включает в себя доменные сущности (Domain Entities), репозитории для работы с ними, методы расширения (Extension methods) и спецификацию запросов (Query Specifications). Непосредственное взаимодействие с системой управления базами данных происходит через блок Object-Relational Mapping (ORM). Блок ORM представляет собой объектно-реляционное отображение, связывающее базы данных с результатами объектно-ориентированного программирования, т.е. создается «виртуальная объектная база данных». Серверная часть архитектуры напрямую будет взаимодействовать с системой управления базами данных и, при необходимости, с внешними интегрируемыми сервисами. Система поиска и бронирования отелей будет реализована с применением современных информационных технологий (облачных вычислений, искусственного интеллекта и анализа больших данных).
Агрегатор предложений по поиску и бронированию жилья, подразумевается как облачный сервис, имеющий сайт, мобильные приложения и автоматизированный процесс продаж. Исходя из указанных условий, оптимальной структурой проектной команды для функционирования агрегатора поиска и бронирования отелей является линейно-функциональная, возглавляет которую продакт-менеджер. Он работает с рынком, общается с пользователями и инвесторами, определяет вектор развития продукта, генерирует гипотезы и пользовательские истории, определяет при-
оритеты и т.д. Группа маркетинга отвечает за позиционирование продукта и привлечение новых пользователей. Группа технической поддержки отвечает на вопросы пользователей, регистрирует ошибки и их пожелания.
На этапе разработки агрегатора команде будет достаточно одного маркетолога. Функции клиентской поддержки, на данном этапе целесообразно выполнять продакт-менеджеру и проектным менеджерам, что позволит им получить обратную связь от пользователей и провести доработку программного обеспечения агрегатора. Особое внимание необходимо уделить команде разработки агрегатора, поскольку от нее в значительной степени зависит результат работы проекта в целом.
Предлагаемая команда разработки состоит из трех отделов: отдела разработки, отдела дизайна, отдела аналитики. Во главе команды разработки стоит проект менеджер. Он определяет методологию разработки, налаживает процессы в команде, составляет план разработки.
Во главе отделов дизайна, аналитики и разработки стоят лиды (Leads), которые обладают всей информацией в рамках своего направления, что позволяет им консультировать лидов других направлений, менеджера проекта и менеджера продукта.
Отдел аналитики состоит из сотрудников узкой специализации (сфера гостеприимства), бизнес аналитиков общего профиля и системных аналитиков, чья деятельность подразумевает наличие компетенций разработчика и архитектора.
Ключевой задачей отдела дизайна является проектирование и разработка клиентского интерфейса и его дальнейшее улучшение на основе непрерывного анализа техники и качества реализации дизайн-макетов.
Отдел разработки делится на группы разработчиков и тестировщиков. Необходимо несколько веб-разработчиков различной специализации: бэкенд (для разработки серверной части архитектуры) и фронтенд (для разработки пользовательского интерфейса). Разработчики для мобильных платформ выделяются в отдельную группу.
Группа тестировщиков планируется в составе ручных тестировщиков и автоматизаторов тестирования.
В процессе разработки особое внимание необходимо будет уделять написанию автоматических (Unit и сквозных) тестов разработчиками, что с одной стороны увеличит общий срок разработки, но значительно снизит дальнейшую техническую поддержку агрегатора. Исходный код должен быть написан таким образом, чтобы он поддавался тестированию.
Для того, чтобы предлагаемый агрегатор мог конкурировать с существующими аналогами, он должен включать следующий минимальный функционал:
1) Функционал веб-сайта:
• возможность поиска и бронирования объектов размещения в каталоге в указанном диапазоне размещения;
• личный кабинет пользователя, для управления бронированиями;
• личный кабинет объекта размещения, для управления параметрами арендного объекта, доступным свободным графиком, ценами и т.д.;
2) Функционал мобильного приложения:
• возможность поиска и бронирования объектов размещения в каталоге в указанном диапазоне размещения;
• личный кабинет пользователя, для управления бронированиями.
Анализ средних показателей заработной платы на рынке труда для рассмотренного состава команды проекта позволяет примерный уровень оценить общих затрат на оплату труда. Уровень заработной платы зависит от характера взаимодействия (удаленная работа или классическая работа в офисе) а также от места жительства работника. Г. Москва, г. Санкт-Петербург и Ленинградская область традиционно являются крупнейшими деловыми и экономическими центрами. Здесь находится значительное количество ИТ-компаний. Закономерно, что ИТ-специалисты этих регионов получают одни из самых высоких зарплат в стране. В регионах и менее крупных городах уровень заработной платы ниже.
В целях настоящего исследования рассматривались кандидатуры специалистов с опытом работы 1-3 года, работающие в удаленном формате. Предполагается, что процесс разработки системы поиска и бронирования до необходимого минимального функционала займет около семи месяцев. При указанных условиях общие затраты на оплату труда команды проекта составят сумму около 10780000 руб. Очевидно, что потенциально необходимые затраты вполне сопоставимы с запланированными бюджетными и внебюджетными расходами на реализацию государственных программа в сфере туризма и гостеприимства.
Заключение
Пандемия СОУЮ-19 оказала существенное влияние на все сферы жизни мирового общества. Сфера гостеприимства, туризм, гостиничный бизнес и авиаперевозки пострадали в наибольшей степени. Стратегия гостеприимства в краткосрочной перспективе будет ориентирована на восстановление индустрии до уровня 2019 года, а также использование новых возможностей, выявившихся ввиду действующих ограничений и санкций. В складывающейся ситуации необходимы следующие меры, обеспечивающие поддержку и восстановление:
• фокусировка государственных усилий на создании здоровой конкурентной среды;
• дальнейшее развитие и популяризация региональных направлений отдыха и оздоровления с целью повышения их инвестиционной привлекательности;
• введение налоговых льгот и послаблений для наиболее пострадавших отраслей экономики;
• обеспечение стимулов для бизнеса, участвующего в восстановлении ослабленных секторов.
Наиболее перспективными решениями в создании конкурентных условий будут высокотехнологичные инновации и платформенные решения, существенно сокращающие издержки взаимодействия и обеспечивающие равенство доступа всем участникам рынка.
Вклад авторов
Авторы внесли равный вклад в проведение исследования: сбор и анализ материала; определение целей и задач, методов исследования; формулирование и научное обоснование выводов, оформление ключевых результатов исследования в виде статьи.
Библиография
[1] Загашвили В.С. Экономическая глобализация и региональная интеграция в постковидную эпоху // Мировая экономика и международные отношения. 2022. Т. 66. № 4. С. 5-13. DOI: 10.20542/0131-2227-2022-66-4-5-13.
[2] Туризм и индустрия гостеприимства: итоги 2021 года и прогноз на 2022 год (2021). Welcome Times. URL: https://welcometimes.ru/news/turizm-i-industriya-gostepriimstva-itogi-2021-goda-i-prognoz-na-2022-god (дата обращения 26.04.2022).
[3] Шаститко А.Е., Павлова Н.С., Курдин А.А., Мелешкина А.И., Фатихова А.Ф. Основные направления защиты и развития конкуренции (2016). Центр стратегических разработок. URL: https://www.csr.ru/upload/iblock/107/1079854af4f35b0c 58b6180d7a314b75.pdf (дата обращения 26.04.2022).
[4] Оборин М.С. Тенденции и особенности развития гостиничного бизнеса в регионах РФ // Туризм и гостеприм-ство. 2018. № 1. С. 3-17.
[5] Khan K.I., Nasir A., Saleem S. Bibliometric Analyses of Post Covid-19 Management Strategies and Policies in Hospitality and Tourism // Frontiers in Psychology. 2021. Vol. 12. P. 769760. (На англ.). DOI: 10.3389/ fpsyg.2021.769760
[6] Оборин М.С., Клейман А.А. Оценка влияния курортно-рекреационной деятельности на социально-экономическое развитие регионов // Вестник Национальной академии туризма. 2017. № 4(44). С. 46-52.
[7] Морозов В.Ю., Мурашова Ю.В. Современные проблемы развития гостиничного бизнеса в Российской Федерации // Сервис в России и за рубежом. 2017. № 11(3). С. 613. DOI: 10.22412/1995-042X-11-3-1
[8] Духовная Л.Л., Кицис В.М., Прохорова О.М. Гостиничный бизнес в условиях пандемии - эпоха глобального кризиса и перемен // Сервис в России и за рубежом. 2021. Том 15. № 1(93). С. 142-151. DOI: 10.24412/1995-042X-2021-1-142-151
[9] Омарова Н.Ю., Белякова Н.Ю., Юренский Д.А. К вопросу развития международного туризма в условиях пандемии COVID-19 // BENEFICIUM. 2022. № 1(42). С. 92-99. DOI: 10346.80/BENEFICIUM. 2022.1(42). 92-99
[10] Китаева Л.В. Макроэкономические аспекты развития индустрии гостеприимства // Вестник экспертного совета. 2017. № 2(9). С. 114-120.
[11] Pedersen C.L., Ritter T. Preparing Your Business for a Post-Pandemic World // Harvard Business Review. (на англ.) URL: https://www.harvardbusiness.org/wp-content/uploads/2020/04/HBR-Preparing-your-Business-for-a-Post-Pandemic-World.pdf (дата обращения 28.04.2022)
[12] Постановление Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2021 года № 2439 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие туризма". Правительство Российской Федерации. URL: http://government.ru/news/44285/ (дата обращения 23.04.2022).
[13] Okladnikov I. G. Representation of Spatial Data Processing Pipelines Using Relational Database // Supercomputing Frontiers and Innovations. 2021. Vol. 8(4). Pp. 40-49. (На англ.). DOI 10.14529/jsfi210404
References
[1] Zagashvili V.S. Economic globalization and regional integration in the post-covid era // World Economy and International Relations. 2022. Vol. 66(4). Pp. 5-13. (In Russ.). DOI: 10.20542/0131-2227-2022-66-4-5-13
[2] Turizm i industriya gostepriimstva: itogi 2021 goda i prognoz na 2022 god [Tourism and hospitality industry: the results of 2021 and the forecast for 2022] (2021) // Welcome Times. (In Russ.). URL: https://welcometimes.ru/news/turizm-i-industriya-gostepriimstva-itogi-2021-goda-i-prognoz-na-2022-god (accessed on 26.04.2022).
[3] Shastitko A.E., Pavlova N.S., Kurdin A.A., Meleshkina A.I., Fatikhova A.F. Osnovnye napravleniya zashchity i razvitiya konkurencii [The main directions of protection and development of competition] (2016). Centr strategicheskih razrabotok [Center for Strategic Research]. (In Russ.). URL:
https://www.csr. ru/upload/iblock/107/1079854af4f35b0c 58b6180d7a314b75.pdf (accessed on 26.04.2022).
[4] Oborin M.S. Trends and peculiarities of hotel business development in the russian regions // Tourism and hospitality. 2018. Vol. 1. Pp. 3-17. (In Russ.).
[5] Khan K.I., Nasir A., Saleem S., Bibliometric Analyses of Post Covid-19 Management Strategies and Policies in Hospitality and Tourism // Frontiers in Psychology. 2021. Vol. 12. Pp. 769760. DOI: 10.3389/ fpsyg.2021.769760
[6] Oborin M.S., Kleiman A.A. Ocenka vliyaniya kurortno-rekreacionnoj deyatel'nosti na social'no-ekonomicheskoe razvitie regionov [Assessing the impact of resort and recreational activities on the socio-economic development of regions] // Vestnik of national tourism academy [Bulletin of the National Academy of Tourism]. 2017. Vol. 4(44). Pp. 46-52. (In Russ.).
[7] Morozov V.Yu., Murashova Yu.V. Modern problems of the hotel business development in the Russian Federation // Services in Russia and abroad. 2017. Vol. 11(3). Pp.6-13. (In Russ.). DOI: 10.22412/1995-042X-11-3-1
[8] Dukhovnaya L.L., Kitsiis V.M., Prochorova O.M. Hospitality in a Pandemic - an Era of Global Crisis and Change // Services in Russia and abroad. 2021. Vol. 15(1). Pp.142-151. (In Russ.). DOI: 10.24412/1995-042X-2021-1-142-151
[9] Omarova N.Yu., Belyakova N.Yu., Yurenskiy D.A. On the development of international tourism in the context of the
COVID-19 pandemic // BENEFICIUM. 2022. № 1(42). Pp. 9299. (In Russ.). DOI: 10346.80/BENEFICIUM.2022.1(42).92-99.
[10] Kitaeva L.V. Macroeconomic aspects of development of hospitality industry // Vestnik ekspertnogo soveta [Bulletin of the Expert Council]. 2017. Vol. 9. Pp. 114-120. (In Russ.).
[11] Pedersen C.L., Ritter T. Preparing Your Business for a Post-Pandemic World // Harvard Business Review. URL: https://www.harvardbusiness.org/wp-content/uploads/2020/04/HBR-Preparing-your-Business-for-a-Post-Pandemic-World.pdf (accessed on 28.04.2022)
[12] Decree of the Government of the Russian Federation of December 24, 2021 goda № 2439 "Ob utverzhdenii gosudarstvennoj programmy Rossijskoj Federacii "Razvitie turizma" ["On approval of the state program of the Russian Federation "Development of Tourism"] (2021). Government of the Russian Federation. (In Russ.). URL: http://government.ru/news/44285/ (accessed on 23.04.2022).
[13] Okladnikov I. G. Representation of Spatial Data Processing Pipelines Using Relational Database // Supercomputing Frontiers and Innovations. 2021. Vol. 8(4). Pp. 40-49. DOI 10.14529/jsfi210404
Информация об авторах / About the Authors
Татьяна Юрьевна Пашко - канд. экон. наук, доцент; доцент, Академия труда и социальных отношений, Москва, Россия / Tatyana Yu. Pashko - Cand. Sci. (Economics), Docent; Associate Professor, Academy of Labor and Social Relations, Moscow, Russia E-mail: [email protected] SPIN РИНЦ 3919-1182
Евгений Владимирович Тышко - аспирант; Академия труда и социальных отношений, Москва, Россия / Evgeniy V. Tyshko -Graduate Student; Academy of Labor and Social Relations, Moscow, Russia E-mail: [email protected]
Дата поступления статьи: 28 мая 2022 Принято решение о публикации: 20 сентября 2022
Received: May 28, 2022 Accepted: September 20, 2022