Научная статья на тему 'НАЦИОНАЛЬНЫЕ ТРАНСФЕРТНЫЕ СЧЕТА МОЛДОВЫ-2019: ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ И НЕКОТОРЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ'

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ТРАНСФЕРТНЫЕ СЧЕТА МОЛДОВЫ-2019: ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ И НЕКОТОРЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY-NC-ND
36
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛДОВА / СТАРЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ / МИГРАНТЫ / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ТРАНСФЕРТНЫЕ СЧЕТА / МЕЖПОКОЛЕНЧЕСКИЕ ТРАНСФЕРТЫ / ТРУДОВЫЕ ДОХОДЫ / ПОТРЕБЛЕНИЕ / ДЕФИЦИТ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гагауз Ольга Евсеевна, Прохницки Валериу

В ближайшие десятилетия в Молдове, как и других странах Восточной Европы, демографическое старение населения будет оказывать существенное влияние на экономическое развитие, вызывая необходимость совершенствования социальной политики с целью уменьшения негативных последствий демографических изменений и обеспечения достойного уровня жизни различных поколений. Национальные трансфертные счета (НТС) позволяют выявить взаимосвязь между возрастной структурой населения, экономическим поведением в течение жизненного цикла и системой межпоколенческой поддержки, определить роль государства и частного сектора в покрытии расходов на потребление. В данной статье представлен опыт построения НТС для Молдовы на основе данных 2019 г. Согласно полученным результатам, размер дефицита экономического жизненного цикла (ДЭЖЦ) в 2019 г. составил 67,6 млрд леев или 59,1% от общего трудового дохода и 32,1% от общего объема ВВП. Трудовые доходы населения Молдовы превышают потребление в коротком возрастном промежутке 30-48 лет (19 лет), что обусловлено низким уровнем занятости населения и высоким уровнем международной миграции. Объем частных текущих трансфертов на покрытие ДЭЖЦ гораздо больше государственных. Переводы международных мигрантов (трансферты между домохозяйствами) играют существенную роль в покрытии ДЭЖЦ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Гагауз Ольга Евсеевна, Прохницки Валериу

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NATIONAL TRANSFER ACCOUNTS OF MOLDOVA-2019: PRINCIPALS OF CONSTRUCTION AND SOME RESULTS

In the coming decades, in Moldova, as well as in other countries of Eastern Europe, the demographic aging of the population will have a significant impact on economic development. Thus, improving social policies to reduce the negative consequences of demographic changes and ensure a decent standard of living for different generations will be necessary. National transfer accounts (NTA) are a tool which identifies the relationship between the population's age structure, economic behavior during the life cycle and the system of intergenerational support to determine the role of the state and the private sector in covering consumption costs. The article presents the experience of NTA construction for Moldova based on 2019 data. According to the results, the size of the economic life cycle deficit (LCD) in 2019 amounted to 67.6 billion lei, or 59.1% of total labor income and 32.1% of real GDP. The labor income of the population of Moldova exceeds consumption in the short interval from 30 to 48 years (19 years), due to the low level of employment and the high level of international migration. The volume of private transfers to cover the LCD is much larger than the public transfers. Remittances from international migrants (transfers between households) play a significant role in covering the LCD.

Текст научной работы на тему «НАЦИОНАЛЬНЫЕ ТРАНСФЕРТНЫЕ СЧЕТА МОЛДОВЫ-2019: ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ И НЕКОТОРЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ»

Демографическое обозрение / Demographic Review 2022,9(2)65-80 DOI: https://doi.org/10.17323/demreview. v9i2.16206

Национальные трансфертные счета Молдовы-2019: особенности построения и некоторые результаты

Ольга Евсеевна Гагауз (gapauzoe@pmail.com), Центр демографических исследований Национального института экономических исследований, Республика Молдова.

Валериу Прохницки

(prohnitchi@pmail.com), Центр демографических исследований Национального института экономических исследований, Республика Молдова.

National transfer accounts of Moldova-2019: principals of construction and some results

Olga E. Gagauz (papauzoe@pmail.com), Center for Demographic Research, National Institute for Economic Research, Republic of Moldova. Valeriu Prohnitski (prohnitchi@gmail.com), Center for Demographic Research, National Institute for Economic Research, Republic of Moldova.

Резюме: В ближайшие десятилетия в Молдове, как и других странах Восточной Европы, демографическое старение населения будет оказывать существенное влияние на экономическое развитие, вызывая необходимость совершенствования социальной политики с целью уменьшения негативных последствий демографических изменений и обеспечения достойного уровня жизни различных поколений. Национальные трансфертные счета (НТС) позволяют выявить взаимосвязь между возрастной структурой населения, экономическим поведением в течение жизненного цикла и системой межпоколенческой поддержки, определить роль государства и частного сектора в покрытии расходов на потребление. В данной статье представлен опыт построения НТС для Молдовы на основе данных 2019 г. Согласно полученным результатам, размер дефицита экономического жизненного цикла (ДЭЖЦ) в 2019 г. составил 67,6 млрд леев или 59,1% от общего трудового дохода и 32,1% от общего объема ВВП. Трудовые доходы населения Молдовы превышают потребление в коротком возрастном промежутке 30-48 лет (19 лет), что обусловлено низким уровнем занятости населения и высоким уровнем международной миграции. Объем частных текущих трансфертов на покрытие ДЭЖЦ гораздо больше государственных. Переводы международных мигрантов (трансферты между домохозяйствами) играют существенную роль в покрытии ДЭЖЦ.

Ключевые слова: Молдова, старение населения, мигранты, национальные трансфертные счета, межпоколенческие трансферты, трудовые доходы, потребление, дефицит экономического жизненного цикла.

Финансирование: Исследование выполнено в рамках проекта 20.80009.0807.21 «Миграция, демографические изменения и политика по стабилизации ситуации». Внедрение методологии НТС в Молдове осуществлено при финансовой поддержке Фонда народонаселения (UNFPA).

Для цитирования: Гагауз О. Е., & Прохницки В. (2022). Национальные трансфертные счета Молдовы-2019: особенности построения и некоторые результаты. Демографическое обозрение, 9(2), 65-80. https://doi.orp/10.17323/demreview.v9i2.16206

Abstract: In the coming decades, in Moldova, as well as in other countries of Eastern Europe, the demographic aging of the population will have a significant impact on economic development. Thus, improving social policies to reduce the negative consequences of demographic changes and ensure a decent standard of living for different generations will be necessary. National transfer accounts (NTA) are a tool which identifies the relationship between the population's age structure, economic behavior during the life cycle and the system of intergenerational support to determine the role of the state and the private sector in covering consumption costs.

The article presents the experience of NTA construction for Moldova based on 2019 data. According to the results, the size of the economic life cycle deficit (LCD) in 2019 amounted to 67.6 billion lei, or 59.1% of total labor income and 32.1% of real GDP. The labor income of the population of Moldova exceeds consumption in the short interval from 30 to 48 years (19 years), due to the low level of employment and the high level of international migration.

The volume of private transfers to cover the LCD is much larger than the public transfers. Remittances from international migrants (transfers between households) play a significant role in covering the LCD. Keywords: Moldova, population ageing, migrants, national transfer accounts, intergenerational transfers, labor income, consumption, economic life cycle deficit.

Funding: The study was conducted within the project 20.80009.0807.21 "Migration, demographic changes and stabilization policy". The implementation of the NTA methodology in Moldova was carried out with the financial support of the Population Fund (UNFPA).

For citation: Gagauz O., & Prohnitski V. (2022). National transfer accounts of Moldova-2019: principals of construction and some results. Demographic Review, 9(2), 65-80. https://doi.org/10.17323/demreview.v9i2.16206

Введение

На протяжении последних двух десятилетий население Молдовы быстро сокращается и стареет. В 1991 г., когда была провозглашена независимость страны, численность населения составляла 4364,1 тыс. человек, к 1998 г. она сократилось до 3655,6 тыс., в том числе из-за потери контроля над Приднестровским регионом. С 1998 по 2020 г. число жителей уменьшилось до 2643,9 тыс., т. е. более чем на 1 млн или на 27,7%. Основной причиной такого падения является массовая эмиграция, доля которой в общем объёме сокращения населения в указанный период превышает 90%. Согласно демографическому прогнозу Центра демографических исследований, депопуляция продолжится и в следующие два десятилетия, более того, темпы сокращения численности населения могут увеличиться (Gagauz et al. 2021).

Демографическая ситуация имеет экономическое измерение, и сокращение общей численности населения ведет к уменьшению трудоспособного контингента, что может стать серьезным тормозом для роста молдавской экономики, состояние которой нельзя назвать благоприятным. В 2021 г. ВВП на душу населения составил всего лишь 3753,9 долл. США, что позиционирует Молдову среди стран с одним из самых низких уровней данного показателя (в 2,5 раза меньше, чем в России, в 5 раз меньше, чем в Чехии, и в 10 раз меньше, чем в Германии). Согласно данным Мирового банка, ВВП на душу населения с учетом паритета покупательной способности составил 15637 долл. США, что в 2 раза меньше, чем в России и Румынии, и в 3,5 раза меньше, чем в Германии.

Бедность сохраняется на высоком уровне, почти каждый четвертый житель Молдовы располагает доходами ниже черты бедности (Статистика СНГ 2021). Занятость населения в последние годы варьируется в пределах 40%, при этом каждый четвертый (23%) из общего числа занятых работает неформально. Официальный уровень безработицы снизился до 3,1% в 2021 г. (в 2019 г. - 5,1%). Данная ситуация связана с относительно высоким недоиспользованием рабочей силы (7,1% в общей численности рабочей силы в 2021 г., 10,5% - в 2019 г.), а также высокой долей населения в трудоспособных возрастах, участвующего в международной краткосрочной трудовой миграции (около 10% от общей численности занятых отсутствуют в стране менее 12 месяцев).

Старение населения, нехватка рабочей силы, повышение нагрузки на здравоохранение и социальные службы - неполный перечень проблем, с которыми страна столкнется в ближайшие десятилетия. Наличие нерешенных экономических проблем, высокий уровень эмиграции и быстрые темпы старения населения вызывают необходимость определения наиболее эффективных мер экономической и социальной политики, направленных на снижение негативных последствий демографических изменений, а также постоянного мониторинга их влияния на доходы и потребление населения. В этом плане национальные трансфертные счета (НТС) являются тем инструментом, который может быть использован для разработки политики, анализа и научных исследований, а также для моделирования возможных сценариев наиболее эффективных мер политики.

Методология НТС - современная система оценки межпоколенческих балансов в рамках системы национальных счетов (СНС), разработанная американцами - демографом Рональдом Ли и экономистом Эндрю Мэйсоном, позволяет оценить вклад отдельных возрастных групп в производство и распределение национального дохода, исследовать

особенности доходов и потребления, а также влияние демографических изменений, возрастной структуры населения на формирование и перераспределение национальных ресурсов. НТС расширяет возможности всестороннего описания доходов и потребления в разбивке по возрасту и полу, возрастных перераспределений государственных и частных текущих трансфертов, и доходов от перераспределения активов, а также построения типовой схемы в соответствии с СНС.

Ключевой категорией НТС является дефицит экономического жизненного цикла (ДЭЖЦ), который рассчитывается как разница между возрастным потреблением (частным и общественным) и доходом от трудовой деятельности. ДЭЖЦ позволяет измерить и проанализировать степень экономической зависимости населения в целом и в течение жизненного цикла (Mason et al. 2006).

В настоящее время международный проект по разработке методологии построения системы национальных межпоколенческих (трансфертных) счетов и их применению поддерживается целым рядом организаций, в том числе и Фондом ООН по проблемам народонаселения. Молдова подключилась к данному проекту в 2017 г. (Lupusor, Popa, Prohnitski 2017). Однако разработанные НТС опирались на данные о численности постоянного населения, включая мигрантов, отсутствующих в стране более 12 месяцев. В данной статье представлены результаты расчета НТС для Молдовы за 2019 г. для населения с обычным местом жительства, проанализирована динамика экономических потоков между поколениями, определена роль государства и частного сектора в покрытии ДЭЖЦ.

Теоретические аспекты исследования

Потребление человека/населения определяет как трудовой доход, так и экономический жизненный цикл. Согласно теории жизненного цикла (Ando, Modigliani 1963) люди предпочитают иметь стабильное потребление на протяжении всей жизни. Экономическое поведение можно представить средними уровнями потребления и трудовых заработков в каждом возрасте в зависимости от биологии, культуры, институтов и индивидуального выбора (Lee, Lee, Mason 2006). Когда люди активны на рынке труда, их доход превышает потребление, таким образом, в течение рабочего периода у людей есть возможность сэкономить, тогда как в молодых возрастах и старости потребление превышает доход и, чтобы достичь желаемого уровня потребления, люди получают трансферты от других людей, либо вынуждены тратить сбережения, либо занимать активы. Денежные потоки, необходимые для финансирования этой зависимости, велики, а межпоколенческие трансферты составляют около половины национального дохода (Mason 2005).

Как показывают исследования, основные черты жизненного цикла являются общими для всех экономик, но существуют и определенные специфические особенности. Возрастные различия трудовых доходов и потребления на душу населения взаимодействуют с численностью населения, оказывая влияние на совокупные тенденции макроэкономических результатов. Межстрановые различия в совокупном показателе ДЭЖЦ вызваны различиями в структуре экономического жизненного цикла. Так, высокие значения совокупного ДЭЖЦ в молодом и пожилом возрасте в Италии являются следствием высокого потребления по отношению к трудовому доходу. Низкие значения совокупного ДЭЖЦ для молодых возрастов в Австрии и Германии обусловлены ранним выходом на рынок труда и низкими средними потребительскими расходами детей

(Hammer, Prskawetz, Freund 2015). Исследование моделей финансирования ДЭЖЦ в различных странах обращает внимание на существование зависимости между уровнем участия сектора государственного управления в покрытии дефицита экономического жизненного цикла и склонностью населения к сбережению (Назарова 2021).

Использование методологии НТС для 186 стран мира, а также демографического прогноза, показало в частности, что в ближайшие десятилетия старение население будет оказывать существенное влияние на распределение доходов и потребление. Так, уровень жизни людей трудоспособного возраста может снижаться из-за высоких расходов на детей и пожилых людей; старение населения, вероятно, приведет к росту государственного долга, частных активов и, возможно, производительности труда (Mason, Lee 2022).

На национальном уровне существующие экономические жизненные циклы потребления и доходов поддерживаются институтами семьи, рынка и государства, осуществляющими перераспределение экономических ресурсов от одной возрастной группы к другой. Важные экономические потоки происходят внутри семей, поскольку трудоспособные члены семьи поддерживают детей и в той или иной степени пожилых людей. Финансовые рынки позволяют людям брать взаймы в одном возрасте и давать взаймы в другом или накапливать активы в течение трудовой деятельности для поддержания потребления в более позднем возрасте. Лица трудоспособного возраста в наибольшей степени способствуют формированию общественных фондов посредством налогов, таким образом оказывая поддержку детям и пожилым людям.

Особенности социально-экономического контекста оказывают существенное влияние на поведение индивидов, возможности для накоплений и специфику потребления. Известно, что повышение производительности труда происходит по мере накопления опыта, таким образом, доходы населения трудоспособного возраста растут постепенно, также растут и возможности для накопления. Однако на определенном этапе рост производительности труда замедляется, она даже начинает падать, вызывая уменьшение доходов и возможностей для накоплений. Увеличение продолжительности получения образования ведет к более позднему выходу молодых людей на рынок труда, соответственно, более позднему достижению экономической независимости. Размер пенсий, условия выхода на пенсию, а также возможности трудоустройства / продолжения трудовой активности для людей пенсионного возраста оказывают существенное влияние на экономическое поведение населения. Кроме того, важным аспектом, влияющим на формирования доходов и потребления населения, особенно женщин, является репродуктивное поведение, длительность отпуска по уходу за ребенком и развитие системы институциональных услуг вне семейного воспитания. Снижение рождаемости ведет к тому, что уменьшается время, необходимое для деторождения и ухода за детьми, и увеличивается время для оплачиваемого труда. Таким образом, уровень участия в рабочей силе молодежи, пожилых людей и женщин оказывает существенное влияние на форму кривой трудового дохода.

Методология исследования

Следует отметить существование определенных ограничений в построении НТС для Молдовы. С 2014 г. численность населения рассчитывается исходя из определения обычного места жительства, что в 2018 г. послужило основанием для изменения методологии (выборки) Обследования бюджетов домашних хозяйств (ОБДХ) и Анкеты

рабочей силы (АРС). Это ограничивает возможности разработки НТС для длительного периода и, соответственно, анализа влияния демографических изменений на межпоколенческие трансферты. Данное исследование основывается на последних доступных данных за 2019 г.

Расчет НТС Молдовы-2019 произведен согласно стандартной методологии НТС с учетом основных аспектов построения возрастных профилей, используя демографические, микроэкономические и макроэкономические показатели, в том числе данные Национального бюро статистики (НБС) о численности населения «с обычным местом жительства»1 за 2019 г. по полу и однолетним возрастным интервалам.

Расчет возрастных профилей трудовых доходов, потребления, текущих трансфертов и доходов от перераспределения активов на душу населения был осуществлен на основе данных ОБДХ за 2019 г. Профили трудовых доходов дополнительно сравнивали с данными АРС за тот же год.

Для построения агрегированных НТС была использована статистика национальных счетов (СНС) за 2019 г., доступная на сайте НБС. Макроэкономические данные показывают объем государственного и частного потребления, трудовых доходов, доходов от самозанятости, государственных и частных текущих трансфертов, потоков перераспределяемых доходов от использования активов. Также были учтены данные Министерства финансов, Государственной налоговой службы, Национального банка (платежный баланс). Переменные макроконтроля послужили для балансировки возрастных профилей трудовых доходов, потребления, текущих трансфертов и доходов от перераспределения активов на душу населения с результатами расчета агрегированных возрастных профилей.

Из-за отсутствия данных, соответствующих методологии НТС, некоторые показатели были рассчитаны на основе эконометрических моделей и предположений/гипотез, а также были пересчитаны существующие показатели в соответствии с методологией НТС. Так, например, НБС рассчитывает расходы на образование на уровне домохозяйств в соответствии с собственной утвержденной методологией. В НТС расходы на образование шире и включают стоимость книг, канцелярских принадлежностей, школьной формы и других предметов, которые не фиксируются в ОБДХ. Кроме того, для НТС необходимо рассчитать расходы на душу населения, тогда как НБС предоставляет данные на уровне домохозяйства, поэтому распределение расходов домохозяйства между соответствующими лицами потребовало эконометрических подходов и некоторых допущений не только в случае образования, но и во многих других. Например, из-за отсутствия других данных предполагали, что удельные затраты на частные услуги здравоохранения одинаковы для всех пользователей. Или же в случае денежных переводов мигрантов они были распределены поровну между всеми краткосрочными мигрантами в домохозяйстве после их выявления. В частности, это подразумевает, что женщины-мигранты и мужчины-мигранты в данном домохозяйстве переводят одинаковые суммы.

1 Обычное место жительства - место, где человек проживал преимущественно в течение последних 12 месяцев, независимо от временного отсутствия (с целью отдыха, отпуска, посещения родственников и друзей, бизнеса, лечения, религиозных паломничеств и др.).

Определенные сложности были связаны с расчётом трудовых доходов. Так, одно и то же физическое лицо в течение месяца наблюдения могло получать доход из нескольких источников и даже многократно из одного и того же источника. Регистр доходов и затрат, которые ведут домохозяйства, участвующие в ОБДХ, включает не только текущий доход, но и изменения в активах и обязательствах, которые не являются непосредственно частью концепции НТС (за исключением их влияния на сбережения). Поэтому данные о доходах НБС были переклассифицированы согласно методологии НТС. В результате некоторые виды доходов не были выявлены или наблюдений было очень мало, например, в случае доходов от капитала или доходов от имущества. Кроме того, данные о некоторых типах доходов доступны только на уровне домохозяйств, что вызвало необходимость их перераспределения между всеми членами домохозяйства.

Дополнительная трудность заключалась в том, что частота некоторых доходов не сообщалась и предположения на основе экспертных оценок о функционировании молдавской системы социальной защиты позволили преобразовать месячный доход в годовой эквивалент.

Другая проблема связана с занижением доходов населением / отказом от ответа на вопрос о доходах в ОБДХ. Скрытые доходы, связанные с высоким уровнем неформальной экономики, заниженные доходы в сельском хозяйстве также оказали существенное влияние на результаты НТС Молдова-2019.

Ограничения исследования

Масштабность, достоверность и подробность данных обследований (ОБДХ) имеют большое значение для построения возрастных профилей доходов, потребления и трансфертов, однако даже при относительно репрезентативных опросах количество наблюдений для каждого возраста невелико, что ограничивает точность результатов и то, насколько они могут быть обобщены.

Результаты исследования

Трудовые доходы. Источники доходов и уровень вовлеченности населения в трудовую деятельность, приносящую доход, определяют глобальный уровень доходов населения, а также его соотношение к общему объему потребления. В 2019 г. основными источниками доходов жителей Молдовы являлись заработная плата (50,2% от всех располагаемых доходов), социальные выплаты (18,7%) и денежные перечисления из-за рубежа (12,4%). Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата составила 7234 леев или 411,7 долл. США (NBS 2020).

В 2019 г. объем трудовых доходов населения Молдовы составил 114,3 млрд леев, в том числе 79,98 млрд леев - доход от заработной платы, выплаченной в стране. Дополнительный контроль трудовых доходов показал, что расчеты, произведенные на основе СНС и ОБДХ, практически совпадают. В качестве макроконтроллера был использован фонд заработной платы (таблица 1).

Отличительной особенностью НТС Молдовы-2019 является то, что в общий объем трудовых доходов были включены и доходы краткосрочных трудовых мигрантов (16,9 млрд лей), доля которых составила 17,4% в общем объеме доходов от заработной платы и 14,7% в общем объеме трудовых доходов. Для их расчетов использовали данные

ОБДХ о денежных переводах, получаемых домохозяйствами. На основе сведений о возрасте и поле мигрантов, а также длительности их отсутствия выявили краткосрочных мигрантов, отсутствовавших в стране менее 12 месяцев, которым были присвоены задекларированные домохозяйствами денежные переводы.

К категории мигрантов были отнесены лица, отвечающие следующим критериям: не учится; не работает; в возрасте 15-65 лет; денежные переводы являются основным источником дохода домохозяйства. Денежные переводы домохозяйств были распределены поровну между краткосрочными мигрантами.

Таблица 1. Трудовые доходы населения Молдовы, НТС-2019

Категория НТС обозначения Млрд MDL Содержание

Трудовые доходы в целом YL 114,3 Заработная плата + доход от самозанятости

Заработная плата YLE 96,9 Заработная плата внутри страны + заработная плата трудовых мигрантов: YLED+YLEM

Заработная плата, выплаченная в стране YLED 80,0 Валовая прибыль (включая социальные отчисления) -заработная плата + чистые налоги на производство,

относящиеся к рабочей силе

Заработная плата трудовых мигрантов YLEM 16,9 Заработная плата краткосрочных трудовых мигрантов (до 1 года)

Две трети смешанного дохода, начисляемого

Доходы от YLS 17,4 домашними хозяйствами согласно счету

самозанятости формирования СНС + чистые налоги на производство, относящиеся к доходам от самозанятости

Как показывают результаты, доходы от самозанятости играют довольно большую роль в формировании трудовых доходов населения Молдовы (15,2% в общем объеме; 17,4 млрд лей), они включают доходы от сельскохозяйственной и другой деятельности, а также от личного подсобного домохозяйства. Учитывая, что доля сельчан в общей численности населения страны составляет около 62%, а также высокий уровень самозанятости в сельском хозяйстве, предполагаем, что доходы от самозанятости несколько занижены. Возможно, недооцениваются доходы от сельскохозяйственной деятельности.

Потребление. Общее потребление (таблица 2) представляет собой сумму потребительских расходов частного и общественного секторов и составило 181,8 млрд леев. На общественный (государственный) сектор приходится 31,9 млрд леев (17,6%), тогда как на частный - 149,9 млрд леев (82,4%). В структуре текущих расходов государства на потребление населения 30% приходится на образование и 26,7% - на здравоохранение, 43,3% составляют другие расходы (государственное управление, экология, оборона и др.)

В структуре частного потребления населения Молдовы расходы на образование и здравоохранение очень низкие. Так, общий объем расходов на образование составляет чуть больше 1 млрд леев или 0,7% от общего объема частного потребления. Расходы частного сектора на здравоохранение составляют 4,6 млрд леев (3% от общих расходов). По данным ОБДХ, расходы домохозяйств на образование составляют 1,5-1,6% от общих расходов, а на здравоохранение 4,8-5%. Возможно, что-то недоучитывается. Большая часть расходов частного сектора приходится на другие виды частного потребления - 144,2 млрд леев (96,3%).

Высокий уровень расходов и потребления населения связан с высоким уровнем стоимости жизни в Молдове, высокими ценами практически на все товары первой необходимости от продуктов питания до коммунальных услуг. В 2019 г. по сравнению с 2018 г. общий объем потребления населения вырос на 8,5%, а доходы - только на 4,4%. Население не может покрывать эти расходы за счет заработной платы, получаемой в национальной экономике, что ведет к вынужденной трудовой миграции. Общий объем конечных расходов и потребления в СНС может быть завышен за счет населения Приднестровского региона, которое также приобретает различные товары и пользуется услугами на территории правобережья.

Таблица 2. Потребление населения

Категория НТС обозначения Млрд MDL Определение

Потребление C 181,9 Сумма общественного и частного потребления: CG+CF

Общественное потребление CG 32, 0 Конечное потребление органов государственного управления

Общественное потребление, образование CGE 9,6 Общие расходы на образование согласно базе данных BOOST. Капитальные вложения НЕ включены

Общие расходы на здравоохранение из

Общественное потребление, здоровье CGH 8,5 национального государственного бюджета. Капитальные вложения предполагаются очень небольшими

Общественное потребление, кроме здравоохранения и образования CGX 13,8 Остаток государственного конечного потребления: CG-CGE-CGH

Конечное потребление домохозяйств и

Частное потребление CF 149,9 НКООД за вычетом налогов на продукты и валовых субсидий на продукты

Частное потребление, образование CFE 1,0 Рассчитано на основе информации о среднемесячных потребительских расходах домохозяйств Молдовы

Личное потребление, здоровье CFH 4,6 Рассчитано на основе информации о среднемесячных потребительских расходах

домохозяйств

Частное потребление, кроме Рассчитано как остаток частного потребления: CF-CFE-CFH

здравоохранения и образования CFX 144,2

Агрегированные показатели НТС Молдова-2019 (таблица 3) показывают превышение показателя потребления над показателем трудового дохода, что свидетельствует о существовании дефицита экономического жизненного цикла (ДЭЖЦ) в данном календарном году. Размер ДЭЖЦ составляет 67,6 млрд леев (59,1% от общего трудового дохода и 32,1% от общего объема ВВП). Наибольшая доля ДЭЖЦ приходится на молодое население в возрасте 0-19 лет (52%), еще 30% - на пожилое население (65 лет и старше) и 18% - на население в трудоспособном возрасте.

Трудовые доходы населения Молдовы превышают потребление в коротком возрастном промежутке 30-48 лет, т. е. на протяжении 19 лет (рисунок 1), тогда как для большинства европейских стран продолжительность этого периода, как правило, превышает 30 лет (Sambt, Hammer, Istenic 2021). Различия между странами и регионами в продолжительности периода, когда человек пользуется излишком жизненного цикла,

отражают, среди прочего, образовательные различия, а также ситуацию на рынке труда Moosa 2015).

Таблица 3. НТС Молдова-2019, агрегированные показатели, млрд MDL

Всего 0-19 лет 20-64 лет 65+ лет

Дефицит ЭЖЦ 67,6 35,2 12,2 20,2

Потребление 181,9 36,9 120,7 24,2

Трудовые доходы 114,3 1,8 108,5 4,0

Трансферты 22,1 28,6 -19,2 12,8

Общественные трансферты 2,8 8,1 -16,5 11,2

Частные трансферты 19,3 20,4 -2,7 1,6

Перераспределение на основе активов 45,5 6,6 31,4 7,4

Доход от активов 79,8 0,1 75,6 4,1

Сбережения 34,3 -6,5 44,2 -3,4

Рисунок 1. ДЭЖЦ, чистые значения перераспределений и трансфертов

Источник: Рассчитано авторами.

В Молдове объем профицита составляет 4,3 млрд леев, что незначительно по отношению к объему ДЭЖЦ. Это свидетельствует о высокой степени зависимости населения от государственных и межпоколенческих трансфертов. Величина ДЭЖЦ отражает возрастные модели хозяйственной деятельности (занятости), уровня потребления и трудового дохода, а также структуру населения. Короткая продолжительность продуктивного периода, когда доходы населения превышают потребление, связана с длительным периодом зависимости детей/молодых людей, ранним выходом на пенсию, но в наибольшей степени определяется низким уровнем занятости и доходов. Кроме того, данный профиль соотношения доходов и

потребления отражает высокий уровень вовлеченности населения в трудовую миграцию. В домохозяйствах, в которых есть трудовые мигранты, потребление и расходы покрываются в основном за счет денежных переводов, тогда как другие члены домохозяйства часто не заняты на рынке труда.

Финансирование образовавшегося ДЭЖЦ идет по трем основным каналам: со стороны социальных трансфертов (от государства), частных трансфертов, а также за счет доходов от собственности. Дети, молодежь и население в пожилых возрастах являются основными получателями государственных трансфертов, тогда как население в трудоспособных возрастах способствуют их формированию посредством налогов и сборов (таблица 4). В общем объеме текущих государственных трансфертов на население в возрасте 65 лет и старше приходится 39%, в том числе на пенсионные выплаты - 25%. На долю населения в молодых возрастах (0-19 лет) приходится 24% от общего объема отчисляемых государственных трансфертов, в том числе на образование - 14,3%.

Таблица 4. Государственные трансферты, нетто, поступления и использование (-), по секторам и по возрастным группам, млрд MDL

о ь си ^ ь си ^ ь си

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

i_ си и Ol 1 ю --0 + 1Л

со о 2 ю

Государственные трансферты, нетто 2,8 8,4 -16,8 11,2

Государственные трансферты, поступления 56,5 13,6 27,3 15,7

Государственные трансферты, использование (-) 53,7 5,1 44,1 4,5

Государственные трансферты, образование, нетто 0,0 6,9 -6,0 -1,0

Государственные трансферты, образование, поступления 9,6 8,1 1,5 0,0

Государственные трансферты, образование, использование (-) 9,6 1,2 7,5 1,0

Государственные трансферты, здравоохранение, нетто 0,0 0,7 -2,2 1,6

Государственные трансферты, здравоохранение, поступления 9,1 1,7 5,0 2,4

Государственные трансферты, здравоохранение, использование (-) 9,1 1,0 7,2 0,8

Государственные трансферты, пенсии, нетто 0,0 -0,7 -8,7 9,4

Государственные трансферты, пенсии, поступления 16,9 0,0 6,6 10,3

Государственные трансферты, пенсии, использование (-) 16,9 0,7 15,3 0,9

Государственные трансферты, прочее в натуральной форме, нетто 0,0 1,6 -2,2 0,6

Государственные трансферты, прочее в натуральной форме, поступления 13,8 3,3 8,6 1,9

Государственные трансферты, прочее в натуральной форме, использование (-) 13,8 1,7 10,8 1,4

Государственные трансферты, прочие, нетто 2,8 -0,1 2,3 0,7

Государственные трансферты, прочие, поступления 7,1 0,4 5,6 1,1

Государственные трансферты, прочие, использование (-) 4,2 0,5 3,3 0,4

В составе частных текущих трансфертов выделяются трансферты внутри домашнего хозяйства (между членами одной семьи) и между членами различных домашних хозяйств (трансферты между домохозяйствами). Итоговая количественная оценка частных текущих трансфертов рассчитывается как разница между сальдо трансфертов по экономике в целом и сальдо государственных трансфертов.

Трансферты внутри домохозяйства рассчитываются в соответствии с методологией НТС с использованием оценок ОБДХ того, что нужно каждому члену семьи для поддержания своего потребления, и ресурсов, которыми он располагает для удовлетворения этих потребностей. Члены домохозяйства, у которых недостаточно ресурсов для удовлетворения своих потребностей, должны полагаться на других его членов, у которых их больше, чем для удовлетворения своих собственных потребностей.

Если располагаемого дохода недостаточно для финансирования потребления, глава домохозяйства осуществляет дополнительные трансферты внутри домохозяйства, финансируемые за счет дохода от активов или, если его недостаточно, за счет сбережений. Если располагаемый доход больше, чем необходимо для финансирования потребления домохозяйства, излишек средств рядовых членов передается главе домохозяйства и сберегается.

Трансферты внутри домохозяйств играют важную роль в покрытии ДЭЖЦ (рисунки 2, 3). В их структуре преобладают трансферты на финансирование потребления «другого, чем образование и здравоохранение». Дети и молодежь (0-26 лет) - основные получатели трансфертов внутри домохозяйств, при этом пожилые люди также являются донорами таких трансфертов. Только самые пожилые (77+) становятся их получателями.

Рисунок 2. Возрастной профиль трансфертов внутри и между домохозяйствами, на душу населения

Рисунок 3. Возрастной профиль трансфертов внутри и между домохозяйствами, агрегированные показатели

Источник: Рассчитано авторами.

В НТС Молдовы-2019 трансферты между домохозяйствами являются денежными переводами мигрантов, находящихся за пределами страны более 12 месяцев. Согласно данным ОБДХ, примерно четверть домохозяйств Молдовы получают денежные переводы от долгосрочных мигрантов. В соответствии с методологией NTA, эти переводы рассматриваются как денежные переводы между домохозяйствами, полученные от домохозяйств из-за рубежа. В 2019 г. общий объем частных трансфертов из-за рубежа достиг 18,8 млрд леев, что составляет 8,9% по отношению к ВВП и 27,9% к общему объему ДЭЖЦ. Можно предположить, что объем денежных трансфертов из-за рубежа в 2019 г. несколько недооценивается, так как НБМ учитывает только денежные переводы по формальным каналам (через банки). Подтверждением тому является увеличение на 21,6%, объема денежных переводов в 2020 г. во время пандемии ввиду роста доли переводов через банковскую систему (НБМ 2020).

Получателем денежных переводов мигрантов является население в возрасте 18 лет и старше, согласно методологии - глава домохозяйства. Данные ОБДХ не содержат информации об использовании денежных переводов.

Доходы на капитал и доходы от собственности. Перераспределение доходов от активов представляет собой разницу между доходами от финансовых (акции, доли в компаниях и др.) и нефинансовых (недвижимость) активов и сбережениями. Общественные перераспределения отрицательны, потому что чистый доход от государственных активов отрицательный (государство платит больше процентов, чем получает); государственные сбережения в 2019 г. положительные.

Доходы на капитал и доходы от собственности включают и доходы от фирм (от собственности), так как в соответствии с методологией НТС фирмы принадлежат домохозяйствам, и как следствие, все доходы фирм направляются в домохозяйства. Следует отметить, что ОБДХ очень плохо отражает доходы от собственности и от капитала. Так, незначительное число респондентов декларируют наличие доходов от сдачи жилья в аренду.

Сберегательная активность населения Молдовы невысока, домашние хозяйства сберегают менее 9% своих доходов. По сравнению с ситуацией в стабильных экономиках, где население имеет широкие возможности для использования накопленных средств (банковские вклады, ценные бумаги, страховые и пенсионные фонды и др.), граждане Молдовы имеют ограниченные возможности для денежных вложений, сбережения населения, как правило, представлены в виде наличных денег и депозитов. Более того, низкий уровень доверия к банковской системе стимулирует хранение сбережений в «домашних кубышках». Исходя из этого, можно предположить, что имеющиеся данные недооценивают частные сбережения. Учитывая ограниченность данных, профиль сбережений рассчитан по остаточному принципу.

Дискуссии

В Молдове, как и в других странах, ДЭЖЦ должен поддерживаться частными или государственными текущими трансфертами. Особенностью ситуации является то, что объем частных текущих трансфертов на покрытие ДЭЖЦ гораздо больше, чем государственных. Кроме того, трансферты происходят не только внутри домохозяйства, а также между домохозяйствами (переводы мигрантов) или через перераспределение активов.

Процентное распределение потоков от потребления по возрастным группам (таблица 5) показывает, что для населения в целом трудовые доходы покрывают 62,8% от потребления, доходы от перераспределения активов - 25%, частные трансферты - 10,6%, а государственные трансферты - всего лишь 1,6%. Потребление молодежи (0-19 лет) в основном покрывается за счет частных (54,9%), и государственных (22,7%) текущих трансфертов, а также за счет доходов от перераспределения активов (17,7%). Трудовые доходы играют незначительную роль в покрытии расходов на потребление молодежи (всего лишь 4,7%). Потребление пожилого населения (65+) покрывается в основном за счет государственных текущих трансфертов (46,4%) и перераспределения активов (30,7%), хотя последние все же имеют «вмененную стоимость» (жилье, как правило, являющееся частной собственностью) и в большинстве своем не приносят денежных доходов. Трудовые доходы покрывают 16,4% расходов на потребление пожилого населения, и совсем

небольшая доля приходится на частные текущие трансферты - 6,5%. Потребление населения в трудоспособном возрасте (20-64 года) почти полностью покрываются за счет трудовых доходов (90,1%), а также более четверти приходится на доходы от перераспределения активов. Государственные трансферты (отчисления) составляют 14%, а частные - 2,2%.

Таблица 5. Потоки в процентах от потребления по возрастным группам

Всего 0-19 20-64 65+

Трудовые доходы 62,8 4,7 90,1 16,4

Частные трансферты 10,6 54,9 -2,2 6,5

Государственные трансферты 1,6 22,7 -14,0 46,4

Доходы от перераспределения активов 25,0 17,7 26,1 30,7

Низкий уровень трудовых доходов населения и высокий уровень ДЭЖЦ в Молдове в первую очередь обусловлены низким уровнем занятости и неблагоприятным соотношением между численностью работающего и неработающего населения. Экономически занятое население в 2019 г. составляло около одной трети (33%) от его общей численности. Низкая заработная плата как следствие низкой производительности труда определяет низкий уровень доходов населения, не позволяющих покрывать необходимые расходы, что стимулирует выезд за границу в поисках работы. Это отражается в высоком уровне дефицита государственного бюджета. В 2020 г. госдолг достиг 67,8 млрд леев. Внутренний государственный долг составляет 29,2 млрд леев, увеличившись на 26,2% по сравнению с предыдущим годом, внешний госдолг - около 2,2 млрд долл. США (38,6 млрд леев), что на 31,5% больше, чем в 2019 г.

Выводы

Одним из важных направлений сокращения ДЭЖЦ в Молдове является повышение уровня занятости населения трудоспособного возраста и доходов, что в свою очередь будет способствовать накоплению/сбережениям, которые могут быть использованы для покрытия необходимых расходов (потребления) в пожилом возрасте, когда люди покидают рынок труда. Несмотря на то, что часть потребления населения, достигшего пенсионного возраста, покрывается за счет трудовых доходов, их роль в этом невысока.

В ближайшие десятилетия страна столкнется c быстрым увеличением доли пожилого населения в общей структуре, вызванным высоким уровнем эмиграции населения в молодых возрастах, что приведет к увеличению доли экономически зависимого населения и ДЭЖЦ. Давление, которое это развитие будет оказывать на финансирование государственных трансфертов, зависит от способности населения трудоспособного возраста обеспечить эти трансферты. Межстрановые сравнительные исследования показывают, что основными стратегиями, позволяющими уменьшить негативные последствия демографического старения, в частности давление на финансирование государственных пенсионных систем, включают: 1) сокращение экономической зависимости пожилого населения; 2) повышение потенциала населения трудоспособного возраста для поддержки других (Sambt, Hammer, Istenic 2021). Экономический рост в сочетании с повышением пенсионного возраста может способствовать сокращению ДЭЖЦ (Денисенко, Козлов 2019), однако длительная стагнация экономики Молдовы и ухудшение ситуации под влиянием внешних факторов пока не открывают особых перспектив в этом плане.

С точки зрения внедрения в Молдове НТС в качестве инструмента, позволяющего отслеживать влияние демографической структуры на межпоколенческие трансферты, а также совершенствовать меры политики по снижению последствий демографического старения, необходимо улучшить систему сбора данных, в частности ОБДХ и АРС. Кроме того, для более точной оценки ДЭЖЦ важно повысить прозрачность учета. В СНС отражаются доходы, полученные в теневой экономике, однако согласование макроэкономических данных с микроданными из ОБДХ невозможно.

Литература

Денисенко М.Б., Козлов В.А. (2019). Межпоколенческие счета и демографический дивиденд в России. Демографическое обозрение, 5(4), 6-35. https://doi.org/10.17323/demreview.v5i4.8661

Назарова А.Г. (2021). О возможных макропоследствиях старения общества: экономико-статистический анализ на основе национальных трансфертных счетов. Вопросы статистики, 28(3), 56-69.

НБМ, Национальный банк Молдовы (2020). Динамика денежных переводов из-за рубежа в пользу физических лиц через банки в Республике Молдова в 2020 г. (нетто-расчеты). https://www.bnm.md/ro/content/evolutia-transferurilor-de-miiloace-banesti-din-strainatate-efectuate-favoarea-33

Статистика СНГ (2021). Основные социально-экономические индикаторы бедности в странах СНГ. http://www.cisstat.org/life quality/CIS poverty 2021.pdf

Ando A., Modigliani F. (1963). The 'Life Cycle' Hypothesis of Saving: Aggregate Implications and Tests. The American Economic Review, 53, 1, 55-84.

D'albis H., Moosa D. (2015). Generational economics and the National Transfer Accounts. Journal of Demographic Economics, 81(04), 409441. https://doi.org/10.1017/dem.2015.14

Gagauz O., Buciuceanu-Vrabie M., Pahomii I., StTrba V., Tabac T., Grigoras E. (2021). Populatia Republicii Moldova la 30 de ani de independenta: provocari principale si politici necesare. https://doi.org/10.36004/nier.ccd.2021.978-9975-89-248-3 (На румынском языке).

Hammer B., Prskawetz A., Freund I. (2015). Production activities and economic dependency by age and gender in Europe: A cross-country comparison. The journal of the economics of ageing, 5, 86-97. https://doi.org/10.1016/Meoa.2014.09.007

Lee R., Lee S.-H., Mason A. (2006). Charting the Economic Life Cycle. https://doi.org/10.3386/w12379

Lupusor A., Popa A., Prohnitski V. (2017). Demography matters: How population dynamics impacts the economy of the Republic of Moldova? An Analytical Report on National Transfer Accounts for the Republic of Moldova. Chisinau.

Mason A. (2005). An Overview of National Transfer Accounts. National Transfer Account Working Paper. http://www.ntaccounts.org

Mason A., Lee R., Tung A.-C., Lai M.-S., Miller T. (2006). Population Aging and Intergenerational Transfers: Introducing Age into National Accounts. NBER Working Paper 12770. Retrieved from http://www.nber.org/papers/w12770

Mason A., Lee R. (2022). Six Ways Population Change Will Affect the Global Economy. Population and Development Review, 48, 51-73. https://doi.org/10.1111/padr.12469

NBS (2020). Monthly average earnings by Economic activities, Years, Sector, Indicator and Sex. https://statbank.statistica.md/

Sambt J., Hammer B., Istenic T. (2021). The European National Transfer Accounts: Data and Applications. Economic and Business Review, 23(3). https://doi.org/10.15458/2335-4216.1287

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.