¿щ®
да®
СЕМЬЯ ТРЕТЬЕГО ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ
www.volsu.ru
Submitted: 12.12.2019 Accepted: 26.12.2019
NATIONAL TRADITIONS AS A MEANS OF SHAPING THE LEGAL CULTURE OF ADOLESCENTS
Anzor V. Shkhagumov
Kabardino-Balkarian State University named after H.M. Berbekov, Nalchik, Russian Federation
Abstract. In the article, legal education is considered as the main method of forming and developing the components of legal culture in adolescents at school and is defined as a focused continuous pedagogical process aimed at the optimal organization of the process of forming and improving the legal culture of a teenager, ensuring the acquisition of legal knowledge, skills of lawful behavior (skills), as well as the development of legal value orientations and motivation for right-wing cultural behavior. The influence of folk customs and traditions on the process of forming legal culture among the younger generation is analyzed.
Key words: legal culture, legal training, legal education, adolescence, national customs, traditions.
УДК 371.485 Дата поступления статьи: 12.12.2019
ББК 74.200.25 Дата принятия статьи: 26.12.2019
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ТРАДИЦИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ ПОДРОСТКОВ
Анзор Валерьевич Шхагумов
Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова, г. Нальчик, Российская Федерация
Аннотация. В статье правовое воспитание рассматривается как основной метод формирования и развития компонентов правовой культуры у подростков в школе и определяется как целенаправленный непрерывный педагогический процесс, нацеленный на оптимальную организацию процесса формирования и повышения правовой культуры подростка, обеспечивающий овладение правовыми знаниями, навыками правомерного поведения (умениями), а также развитие правовых ценностных ориентаций и мотивации пра-вокультурного поведения. Анализируется влияние народных обычаев и традиций на процесс формирования правовой культуры у подрастающего поколения.
Ключевые слова: правовая культура, правовое обучение, правовое воспитание, подростковый возраст, национальные обычаи, традиции.
UDC 371.485 LBC 74.200.25
Введение
Стремительное развитие российского общества предъявляет особое требование к нынешней системе образования и ставит зао дачу формирования высокого уровня правовой
<м
® культуры, правового сознания и моральному" нравственных качеств в целях успешной социализации личности. Кроме большого соци-§ ализирующего потенциала, формирование высокой правовой культуры личности имеет ог-а ромное значение с точки зрения профилакти-© ки дефектов и деформаций правового созна-
ния, таких как: правовой нигилизм, правовой цинизм, правовой инфантилизм, правовой дилетантизм и т. п.
Глубоко не вдаваясь в первопричины возникновения сегодняшнего кризиса правовой системы России, отметим, что он вызван многими факторами, среди которых - разрыв между позитивным правом и духовными ценностями, между правовыми положениями и их реализацией. Поэтому предмет анализа морально-нравственных основ российского законодательства приобретает особую актуальность и диктует необходимость переосмыс-
ления основополагающих устоев норм права и выработки такой нормативной базы, которая будет способствовать не только успешному регулированию общественной жизни, но и по сути будет обладать гуманистическим характером. Гуманизм как принцип права выражается в трансляции неотъемлемых естественных прав и свобод человека в функционировании всей правовой системы [7].
Следует обозначить, что в научной литературе различают определения правовой культуры личности и общества. Эти понятия взаимообусловлены и находятся в зависимости между собой, так как правовая культура общества в целом детерминирована правовой культурой каждой отдельной личности, состоящей в нем. Практически все авторы сходятся в одном: правовая культура является структурным компонентом общечеловеческой культуры и предписывает каждому индивидууму основополагающие правила поведения, а социуму - систему правовых ценностей, нравственных взглядов, убеждений и идеалов правовых норм, способных обеспечивать гармоничное взаимодействие ее субъектов.
Методы
В современной педагогической литературе рассматриваемые понятия характеризуются выстраиванием целостной концепции на основе новых научных знаний и подходов. Так, с позиции системно-структурного подхода правовая культура личности рассматривается как интегративное, целостное личностное образование и выделяет систему взаимосвязанных ее элементов: когнитивный (правовые знания и правовое мышление), поведенческий (правовые умения, самоконтроль и самоанализ), эмоционально-чувственный (чувство гражданской совести и глубокого уважения к закону), нравственный (сознательность, коллективизм), волевой (ответственность, организованность и пунктуальность, способность преодолевать трудности) [6]. Такая конструкция правовой культуры личности, на наш взгляд, объективно отражает внутреннюю систему данного феномена и может быть использована для дальнейших интерпретаций. Анализ и обобщение психолого-педагогических работ по рассматриваемой теме позволя-
ет выдвинуть утверждение, что целенаправленное и непрерывное развитие перечисленных выше всех структурных элементов правовой культуры составляет сущность процесса правового воспитания.
Результаты исследований показывают, что правовое воспитание необходимо осуществлять с раннего возраста (подросткового), поскольку именно на ранних ступенях развития человека закладываются основы правовых взглядов, системы ценностных ориента-ций и нравственных установок личности [1].
Анализ
Как известно из курса возрастной психологии, подростковый период характерен глобальным процессом - восхождением человека от ребенка к личности, перестройкой организма на физиологическом уровне, психики через внешние конфликты с окружающим миром и внутренние - с самим собой. Так же наблюдается существенная зависимость поведения подростка от группы сверстников, возникают многочисленные проблемы с окружающими, встают вопросы выбора профессии и т. д. Подростковый период является самым важным этапом в становлении личности, именно в этом возрасте (11-15 лет, по традиционной периодизации) происходит формирование самосознания, самооценки, закладываются основы духовно-нравственных ценностей, формируются социальные установки, формы межличностного поведения и в целом мировоззрения. Таким образом, в этот период чрезвычайно важным представляется приобщение ребенка к существующим в обществе нравственно-правовым ценностям, правовым взглядам и убеждениям, что в последующем будет составлять основу мировоззрения.
Правовое обучение и правовое воспитание составляют единую систему формирования правовой культуры подростков в школе. Если правовое обучение в школе носит инфор-мационно-обозревательный характер и представляет в целом непротиворечивый процесс, то правовое воспитание, напротив, процесс довольно сложный, противоречивый и продолжительный [2].
В соответствии с вышеизложенным, правовое воспитание подрастающего поко-
ления в школе - это целенаправленный непрерывный педагогический процесс, нацеленный на оптимальную организацию процесса формирования и повышения правовой культуры подростка, обеспечивающий овладение правовыми знаниями, навыками правомерного поведения (умениями), а также развитие правовых ценностных ориентаций и мотивации правокультурного поведения. Правокуль-турным принято считать человека, у которого сформированы не только прочные знания в области права, но эти знания находятся в тесной связи с внутренней потребностью следования нормам права и действия которого согласуются с нормами на практике.
Из основы теоретического исследования о сущности и структуре правовой культуры современного подростка с философско-юри-дических и психолого-педагогических позиций авторов З.Н. Ибрагимовой и В.А. Николаева следует, что результатом развития указанного процесса выступают правовые: навыки, знания, установка, убеждения, ценностные ориентации, привычка. Правовые навыки - это способность личности принимать правовые предписания как стереотипную форму поведения и следование им, а привычка - это внутренняя потребность следования этим предписаниям [4, с. 153].
Правовые ценностные ориентации - это система взглядов, отношений личности, определяющих убеждения, идеалы и принципы правомерного поведения. Они формируются на основе правовых знаний, установок, отношения к правовым нормам и выступают мотивом правомерного поведения. Правовые убеждения формируются в условиях эмоционального переживания отношения подростка к правовым ценностям, вследствии чего знания переходят в устойчивые убеждения. Убеждения, в свою очередь, выступают основой правомерного поведения. Правовые установки формируются на основе ценностных ориентаций подростка, побуждают его оценивать свои поступки на предмет соответствия законам и выступают ориентиром его поведения [5, с. 123-130].
Большинство авторов правовое воспитание характеризуют как процесс воздействия на ребенка, однако, необходимо осознавать, что именно позиция понимания этого процес-
са как педагогического взаимодействия «обеспечивает системность и непрерывность образовательного процесса, повышение эффективности его воспитательного потенциала. Педагогическое взаимодействие понимается как взаимовлияние, обмен деятельностью, механизм достижения целей воспитания и обучения, обеспечивающий взаимосвязь субъектов данного процесса» [3, с. 67].
Однако к исследованию закономерностей протекания процесса правового воспитания подростков нет единого подхода, какой-либо универсальной формулы, а существующие педагогические теории и модели зачастую не применяются в силу различных обстоятельств. В связи с этим происходит активный поиск новых эффективных средств и методов ее обновления. Обусловлено это также насущностью преодоления многих негативных явлений действительности и недостаточной разработанностью рассматриваемой темы в педагогической литературе.
За последние годы прослеживается тенденция обращения некоторых ученых-педагогов и правоведов, занимающихся правовым воспитанием подростков, к национальным (этническим) традициям отдельных народов, поскольку национальные обычаи и традиции играют немаловажную роль в воспитании детей, в частности, в правовом воспитании. С древнейших времен обычаи и традиции выступали средством сохранения, закрепления, воспроизводства и передачи из поколения в поколение социально-полезного опыта и духовных ценностей [10].
В рамках нашей работы мы рассматриваем обычаи как правила поведения, образовавшиеся «в результате постоянного воспроизводства конкретных образцов поведения и деятельности, и в силу длительности своего существования, вошедшие в привычку людей под воздействием общественного мнения», а традиции как «наиболее общие принципы поведения людей, отражающие их образ жизни, передающиеся от поколения к поколению, но соблюдающиеся на основе внутреннего убеждения конкретного человека» [9].
Обычаи и традиции, или традиционная культура этносов, берут свое начало с древнейших времен и, трансформируясь в соответствии с социально-экономическими пре-
образованиями в обществе, доходят до наших дней и продолжают играть значительную роль в жизни современного человека. Устоявшиеся ценностные взгляды и убеждения народа, его менталитет, нормы обычаев и традиции в рамках определенной социальной общности оказывают большое влияние на процесс воспитания и формирования общей культуры и правовой культуры в частности. Эти традиционные ценности и установки выступают жизненными ориентирами для его субъектов и являются призмой восприятия окружающего мира в целом и правовой действительности в частности.
Обычай подключает молодое поколение к привычной системе норм нравов предков путем детальной регламентации поступков в каждой отдельной ситуации, тем самым сте-реотипизируя поведение человека. Традиция же относится к ментальной природе личности, упорядочивает систему духовных качеств, необходимых для рационального поведения человека в определенной этнической группе. Следовательно, «обычай формирует простые привычки - стереотипно повторяющиеся действия, в известной мере носящие характер автоматизмов, а традиция - сложные привычки - определенную направленность поведения» [8, с. 13].
Результаты
Обобщая вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что с помощью воспитательного потенциала традиционной культуры народностей, опираясь на позитивные укоренившиеся нормы обычаев и морально-нравственные ценности отдельных этнических групп, современная школа способна заложить основы правовой культуры подростков, сформировать устойчивые представления о праве, правовых отношениях и знаниях, наиболее значимых правовых ценностях; позитивное и реалистическое отношение к правовым явлениям, осознание социальной значимости права и правопорядка, уважительное отношение к правам других людей, а также выработка привычки правомерного поведения. Изучение особенностей и закономерностей протекания этого процесса будет предметом для дальнейших исследований.
СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ
1. Блясова, И. Ю. Правовое воспитание как основа формирования нормативного поведения учащихся в социуме / И. Ю. Блясова // Мир науки, культуры, образования. - 2013. - № 1 (38).
2. Взаимодействие субъектов образовательного процесса - основа социальной эффективности образования : учеб.-метод. пособие / под общ. ред. И. В. Васютенковой. - СПб. : ЛОИРО, 2011. - 130 с.
3. Гурьянов, Н. Ю. Правовая культура: сущность, структура, социальные функции : дис. ... канд. филос. наук / Гурьянов Николай Юрьевич. - Чебоксары, 2007. - 153 с.
4. Ибрагимова, З. Н. Сущность и структура правовой культуры современного подростка / З. Н. Ибрагимова, В. А. Николаев // Вестник ТвГУ Серия «Педагогика и психология». - 2012. - Вып. 3. - С. 123-130.
5. Корчагин, Н. В. Формирование правовой культуры учащихся профессионального училища (лицея) : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Корчагин Николай Владимирович. - Пенза, 2012. - 22 с.
6. Мусаев, М. А. Гуманизм в структуре правовой системы / М. А. Мусаев // Философия права. - 2012. - № 4 (53). - С. 91-94. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/ article/n/gumanizm-v-strukture-pravovoy-sistemy (дата обращения: 06.02.2020). - Загл. с экрана.
7. Муслумова, Т. В. Правовая культура подрастающего поколения: социально-философский анализ : автореф. дис. ... д-ра филос. наук / Муслу-мова Татьяна Васильевна. - Уфа, 2004. - 50 с.
8. Суханов, И. В. Обычаи, традиции и преемственность поколений / И. В. Суханов. - М. : Полит. лит., 1976. - 216 с.
9. Тирских, М. Г. Соотношение традиции с обычаем и правом: компаративистские аспекты / М. Г. Тирских, Л. Ю. Черняк // Сибирский юридический вестник. - 2013. - № 2 (61). - С. 100-107.
10. Юн-Хай, С. А. Народные традиции как средство правового воспитания детей / С. A. Юн-Хай // Балтийский гуманитарный журнал. - 2016. - Т. 5, № 1 (14). - С. 167-171.
REFERENCES
1. Blyasova I.Yu. Pravovoye vospitaniye kak osnova formirovaniya normativnogo povedeniya uchashchikhsya v sotsiume [Legal Education as the Basis for the Formation of Normative Behavior of Students in Society]. Mir nauki, kultury, obrazovaniya [World of Science, Culture, Education], 2013, no. 1 (38).
2. Vzaimodeystviye subyektov obrazovatelnogo protsessa - osnova sotsialnoy effektivnosti
obrazovaniya: ucheb.-metod. posobiye [The Interaction of the Subjects of the Educational Process -the Basis of the Social Effectiveness of Education: Educational-Methodical Manual], under the general ed. Vasyutenkova I.V. Saint Petersburg, LOIRO, 2011. 130 p.
3. Guryanov N.Yu. Pravovaya kultura: sushchnost, struktura, sotsialnyye funktsii: dis. ... kand. filos. nauk [Legal Culture: Essence, Structure, Social Functions: Extended Abstract of PhD Dissertation (Philosophy)]. Cheboksary, 2007. 153 p.
4. Ibragimova Z.N., Nikolaev V.A. Sushchnost i struktura pravovoy kultury sovremennogo podrostka [The Essence and Structure of the Legal Culture of a Modern Teenager]. Vestnik TvGU. Seriya «Pedagogika ipsikhologiya», 2012, vol. 3, pp. 123-130.
5. Korchagin N.V. Formirovaniye pravovoy kultury uchashchikhsya professionalnogo uchilishcha (litseya): avtoref. dis.... kand. ped. nauk [Formation of the Legal Culture of Students of a Vocational School (Lyceum): Extended Abstract of PhD Dissertation (Pedagogy)]. Penza, 2012. 22 p.
6. Musayev M.A. Gumanizm v strukture pravovoy sistemy [Humanism in the Structure of the
Legal System]. Filosofiyaprava [Philosophy of Law], 2012, no. 4 (53), pp. 91-94. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/gumanizm-v-strukture-pravovoy-sistemy (accessed 02 June 2020).
7. Muslumova T.V. Pravovaya kultura podrastayushchego pokoleniya: sotsialno-filosofskiy analiz: avtoref. dis.... d-rafilos. nauk [Legal Culture of the Younger Generation: Socio-Philosophical Analysis: Dr. philos. sci. abs. diss.]. Ufa, 2004. 50 p.
8. Sukhanov I.V. Obychai, traditsii i preyemstvennost pokoleniy [Customs, Traditions and Succession of Generations]. Moscow, Polit. lit., 1976. 216 p.
9. Tirskikh M.G., Chernyak L.Yu. Sootnosheniye traditsii s obychayem i pravom: komparativistskiye aspekty [Correlation of Tradition with Custom and Law: Comparative Aspects]. Sibirskiy yuridicheskiy vestnik [Siberian Law Journal], 2013, no. 2 (61), pp. 100-107.
10. Yun-Khay S.A. Narodnyye traditsii kak sredstvo pravovogo vospitaniya detey [Folk Traditions as a Means of Legal Education of Children]. Baltiyskiy gumanitarnyy zhurnal [Baltic Humanitarian Journal], 2016, vol. 5, no. 1 (14), pp. 167-171.
Information About the Author
Anzor V. Shkhagumov, Postgraduate Student, Pedagogical Institute, Kabardino-Balkarian State University named after H.M. Berbekov, Chernyshevskogo St., 173, 360004 Nalchik, Russian Federation, [email protected], https://orcid.org/0000-0002-2945-3818
Информация об авторе
Анзор Валерьевич Шхагумов, аспирант педагогического института, Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова, ул. Чернышевского, 173, 360004 г. Нальчик, Российская Федерация, [email protected], https://orcid.org/0000-0002-2945-3818