Научная статья на тему 'НАЦИОНАЛЬНЫЕ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ СИСТЕМ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА: ОПЫТ СТРАН - ЛИДЕРОВ И СИТУАЦИЯ В РОССИИ'

НАЦИОНАЛЬНЫЕ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ СИСТЕМ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА: ОПЫТ СТРАН - ЛИДЕРОВ И СИТУАЦИЯ В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
610
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / КИТАЙ / НАЦИОНАЛЬНЫЕ СТРАТЕГИИ / ОБОРОНОСПОСОБНОСТЬ / США / INNOVATION POLICY / ARTIFICIAL INTELLIGENCE / CHINA / NATIONAL STRATEGIES / DEFENSE / UNITED STATES OF AMERICA

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Савельев Антон Максимович, Журенков Денис Александрович

В статье исследованы национальные стратегии развития систем искусственного интеллекта в США и Китае. Проведена оценка современного уровня развития мирового рынка систем искусственного интеллекта и его перспектив. Рассмотрены ключевые подходы к развитию искусственного интеллекта на государственном уровне с привлечением научных кругов, частных компаний, общественности. Проведен анализ примеров эффективных национальных стратегий развития систем искусственного интеллекта для повышения обороноспособности страны и стимулирования экономического роста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

National strategies for the development of artificial intelligence systems: the experience of the leading countries and the situation in Russia

This paper examines national strategies for the development of artificial intelligence (AI) systems in the United States and China, based on broad assessment of global AI market infrastructure and state regulation. Authors argue, that effective artificial intelligence development strategy at the state level can significantly strengthen economic, technological and defense potential of the country.

Текст научной работы на тему «НАЦИОНАЛЬНЫЕ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ СИСТЕМ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА: ОПЫТ СТРАН - ЛИДЕРОВ И СИТУАЦИЯ В РОССИИ»

УДК 338.2

НАЦИОНАЛЬНЫЕ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ СИСТЕМ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА: ОПЫТ СТРАН - ЛИДЕРОВ

И СИТУАЦИЯ В РОССИИ*

Савельев Антон Максимович

советник Департамента экспертно-аналитических работ Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации

Журенков Денис Александрович

начальник отдела информационно-аналитического обеспечения ФГУП "ЦНИИ "Центр", соискатель ФГБНУ "Аналитический центр"

Аннотация. В статье исследованы национальные стратегии развития систем искусственного интеллекта в США и Китае. Проведена оценка современного уровня развития мирового рынка систем искусственного интеллекта и его перспектив. Рассмотрены ключевые подходы к развитию искусственного интеллекта на государственном уровне с привлечением научных кругов, частных компаний, общественности. Проведен анализ примеров эффективных национальных стратегий развития систем искусственного интеллекта для повышения обороноспособности страны и стимулирования экономического роста.

Ключевые слова: инновационная политика, искусственный интеллект, Китай, национальные стратегии, обороноспособность, США.

Saveliev Anton Maximovich, Adviser of Department of Expert Analytical Works of the Analytical Center for the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia.

Zhurenkov Denis Alexandrovich, Head of Department of the Information and Analytical Support of the Central Shipbuilding Research Institute "Centre", applicant of "Analytical center", Moscow, Russian Federation.

National strategies for the development of artificial intelligence systems: the experience of the leading countries and the situation in Russia.

Abstract. This paper examines national strategies for the development of artificial intelligence (AI) systems in the United States and China, based on broad assessment of global AI market infrastructure and state regulation. Authors argue, that effective artificial intelligence development strategy at the state level can significantly strengthen economic, technological and defense potential of the country.

Keywords: innovation policy, artificial intelligence, China, national strategies, defense, the United States of America.

Введение. На современном этапе техно-

' Работа выполнена при поддержке Российского научного фонда (17-18-01326)

логическое развитие страны является неотъемлемой частью ее обороноспособности и экономической мощи. При этом разработки в области искусственного интеллекта (далее - ИИ) считаются едва ли не ключевым направлением научно-технического прогресса в XXI веке. Искусственный интеллект — это область информационных технологий, которая занимается разработкой интеллектуальных компьютерных систем, то есть систем, обладающих возможностями, традиционно связываемыми с человеческим разумом (понимание языка, обучение, способность рассуждать, решать проблемы). Ожидается, что технологии ИИ позволят значительно укрепить национальную безопасность, нарастить эффективность наукоемких секторов экономики, повысить уровень благосостояния граждан.

О высоком интересе к системам искусственного интеллекта в мире свидетельствует уверенная динамика роста глобальных затрат на операции с их участием (см. Рисунок 1). Если в 2016 г. объем таких затрат, по данным портала Statista, составлял 5,8 млрд долл., то в 2018 г. - 9,7 млрд долл.

Эксперты International Data Corporation (IDC), международной исследовательской и консалтинговой компании, оценивают мировые затраты на когнитивные системы и ис-

кусственный интеллект по итогам 2018 года куда выше - на уровне 24 млрд долл. против 12 млрд долл. в 2017 году. По прогнозам IDC, к 2022 году этот показатель должен достигнуть 77,6 млрд долл., а среднегодовые темпы роста рынка систем искусственного интеллекта в период с 2017 по 2022 годы составят 37,3%.** При этом сегмент программных продуктов в сфере ИИ будет расти быстрее всего со средними темпами, превышающими 43%. По оценкам консалтинговой компании Frost&Sullivan, к 2022 году суммарный объем рынка технологий ИИ увеличится до 52,5 млрд долл. или в 4 раза по сравнению с уровнем 2017 года (13,4 млрд долл.)*** Ежегодный темп роста (CAGR) в прогнозируемый период будет сохраняться на уровне 31%. Повсеместное внедрение технологий ИИ к 2030 году увеличит объем глобального рынка товаров и услуг на 15,7 трлн долл.****

В настоящее время лидерство в ИИ удерживается ограниченной группой стран, которые смогли привлечь на свои технологические площадки значительное число технологических компаний и профессионалов: США, Китай, Великобритания, Канада и Индия. Кроме них активными игроками на рынке ИИ являются Израиль и ряд стран Евросоюза - Франция и Германия (Рисунок 2).

В США сосредоточено большинство ми-

15,4

7,7

5,8

2016

2017

2018

2019

2020 2021

Рисунок 1. Общемировые расходы на операции с применением искусственного интеллекта и автоматизированных систем в 2016-2021 гг., млрд долл*

* Данные портала Statista [Электронный ресурс].- Режим доступа: https://www.statista.com/

Worldwide Spending on Cognitive and Artificial Intelligence Systems Forecast [Электронный ресурс].- Режим доступа: https://www. idc.com/getdocjsp?containerId=prUS44291818

Frost&Sullivan Global Healthcare Market Outlook 2019 [Электронный ресурс].- Режим доступа: https://go.frost com/NA_PR_MFernandez_K319_HCOutlook_Jan19

**** Ibid

ровых компании, так или иначе занятых в отрасли ИИ - свыше 2 тысяч. США лидируют и по числу ИИ-стартапов - 1 393 (свыше 54% от общемирового рынка) против 389 у КНР (около 15%). Для сравнения, в Великобритании количество ИИ-стартапов по итогам 2018 года составило 245, у Израиля - 362, а у России не превысило 19. Однако если принять во внимание среднюю стоимость сделки, то абсолютное мировое лидерство на рынке ИИ-решении в настоящее время принадлежит КНР. Средняя стоимость сделок Китая в данноИ области за 2017-2018 годы превысила 100 млн долл. против 15 млн долл. у США и 5,4 млн долл. у Великобритании.

Одновременно компании из КНР оказались наиболее популярными среди инвесторов. Так, в 2018 году лидерами по объемам инвестиции на рынке ИИ стали китайские SenseTime (1200 млн долл.), UBTech Robotics (820 млн долл.), Megvii Technology (600 млн долл.), YITU Technology (300 млн долл.) и американские Dataminer (391 млн долл.), CrowdStrike (200 млн долл.) и Pony. ai (214 млн долл.).

При этом правительства США и Китая осознают, что удержание лидирующих позиций в области ИИ требует не только развитого рынка и высоких объемов привлеченных инвестиций, но и наличия ясных стратегических ориентиров, о которых пойдет речь далее в статье.

Стратегия США. Отличительной особенностью США является отсутствие как системного правового регулирования в сфере развития ИИ, так и общенациональной государственной стратегии в этой сфере, что вызывает критику многих американских экспертов.* Относительным аналогом этих документов может служить доклад Майкла Кра-циоса, заместителя помощника президента по технологической политике, озвученный на саммите Белого дома по проблемам искусственного интеллекта в мае 2018 года.**

Согласно тексту доклада развитие ИИ в стране, с точки зрения президента США, должно служить следующим четырем целям:

1) поддерживать американское лидерство в ИИ;

2) поддерживать американского рабочего;

Китай

Канада

152

Израиль 121

120

Германия 111

55

Испания 53

■ 40

Нидерланды ■ 40

40

Польша 33

31

Италия 29

■ 26

Южная Корея ■ 26

25

Россия 17

392

285

1 011

2 028

Рисунок 2. Количество технологических компаний в сфере искусственного интеллекта***

Here's how the US needs to prepare for the age of artificial intelligence (April 2018) [Электронный ресурс].- Режим доступа: https://www.technologyreview.com/s/610379/heres-how-the-us-needs-to-prepare-for-the-age-of-artificial-intelligence/

Summary of the 2018 White House Summit on Artificial Intelligence for American Industry (May 10, 2018) [Электронный ресурс].- Режим доступа: https://www.whitehouse.gov/wp-content/uploads/2018/05/Summary-Report-of-White-House-AI-Summit.pdf

Данные портала Statista [Электронный ресурс].-Режим доступа: https://www.statista.com/

3) продвигать общественные исследования и разработки;

4) устранить препятствия для инноваций.

Для достижения этих целей М. Крациос

объявил о создании независимого консультативного органа - Комитета по Искусственному Интеллекту (White House Select Committee on Artificial Intelligence), задачей которого станет информирование Правительства США о последних нововведениях в сфере ИИ и разработка основ межведомственных приоритетов в области НИОКР. В рамках Комитета планируется рассмотреть вопрос о создании федеральных партнерских отношений с промышленностью и научными кругами, работающими в ИИ-отрасли.

Доклад Крациоса при достаточно широкой постановке целей все же не носит статуса нормативного документа и отражает общее представление президента США о возможных направлениях действий в сфере поддержки американского рынка ИИ-систем и его участников. В этой связи ведомственная Стратегия Минобороны США в области искусственного интеллекта (Department of Defense Artificial Intelligence Strategy, далее - Стратегия), опубликованная в феврале 2018 г., заслуживает куда большего внимания4. Этот документ закладывает основу взаимодействия военного ведомства с ИИ-технологиями как с точки зрения конечного применения, так и с точки зрения организационных вопросов при внедрении. По мнению экспертов Минобороны США, ИИ-технологии способны радикально преобразовать военное дело. Авторы считают, что Пентагон обязан включиться в гонку вооружений и определить для себя рамки использования новых технологий, т.к. их уже начали внедрять в России и Китае, в том числе в сферах, критичных с точки зрении этики.

Согласно Стратегии Минобороны США, внедрение систем ИИ рассматривается как комплексный процесс освоения новых технологий, ключевыми из которых эксперты ведомства считают предсказательную логистику и обслуживание (predictive maintenance and supply).4 Технологические решения в этой сфере позволят осуществлять мониторинг состояния военной тех-

ники и распознать признаки ее старения еще до того, как они приведут к утрате боевых возможностей. Это поможет сэкономить ремонтные ресурсы и снизить операционные издержки, в конечном итоге улучшив коэффициент оперативного напряжения (Operational Tempo) - соотношение количества боеготовых сил к их общему числу4.

В числе других потенциальных возможностей ИИ Минобороны США упоминает технологии распознавания данных и образов, которые позволят увеличить осведомленность операторов боевых машин и лиц, принимающих решения. Такие технологии могут вовремя выявить неочевидные и скрытые нюансы окружающей обстановки и предупредить о них человека, что не только увеличит совокупные возможности современной военной техники, но и повысит безопасность критической оборонной инфраструктуры США в мирное время. К схожим технологиям эксперты Пентагона относят системы поддержки принятия решений (decision-making and support), облегчающие расчет планов и действий в сложных ситуациях.

Для реализации приоритетов Стратегии Минобороны США выделило порядка 7,4 млрд долл., еще около 1,1 млрд долл. приходятся на гражданские НИОКР, связанные с ИИ. Реализацией приоритетов Стратегии развития ИИ должен заниматься Объединенный центр искусственного интеллекта (Joint Artificial Intelligence Center, JAIC), который должен решать следующие задачи:

1) координировать внедрение ИИ-технологий в вооруженных силах, соединяя поставщиков решений с их конечными пользователями;

2) снижать организационные преграды для использования одних и тех же ИИ-технологий в разных родах войск и подведомственных структурах Минобороны;

3) обеспечивать защиту инфраструктуры США от кибератак;

4) поддерживать партнерские отношения с ОПК и гражданскими исполнителями НИОКР в сфере ИИ, обеспечивать этичное и эффективное использование ИИ в вооруженных силах.

Сегодня, помимо различных самостоятельных инициатив, ИИ-технологии в том или ином виде интегрированы в 600 программ Минобороны США. Центр JAIC должен управлять этими программами, а также любыми другими государственными оборонными проектами с привлечением ИИ, чья стоимость превышает 15 млн долл. JAIC рассматривается его создателями как единый исполнительный орган, на который возложена реализация Стратегии развития ИИ, однако его функционал гораздо шире. Помимо ведомственных приоритетов JAIC должен взять на себя вопросы широкого взаимодействия всех участников американской инфраструктуры в области искусственного интеллекта: вооруженных сил, предприятий ВПК, университетов, частных компаний и научно-технических центров. В общей сложности сотрудничество в сфере развития ИИ должно объединить Управление перспективных исследований Минобороны (DARPA), научно-исследовательскую лабораторию Военно-воздушных сил (AFOSR), исследовательскую лаборатория Сухопутных войск (ARL), институт поведенческих и социальных наук Сухопутных войск (ARI), управление НИР Военно-морских сил (ONR). В этой связи эксперты Пентагона связывают конечный успех реализации Стратегии не с торжеством конкретных продвинутых технологических решений, а с максимальным устранением организационных преград для их применения.

Стратегия Китая. Китай является одним из самых активных игроков в сфере ИИ. Это касается не только развития технологий и рыночной инфраструктуры, но и регулирования. В настоящее время из пятерки мировых лидеров Китай обладает самой разветвленной системой законодательных актов и государственных планов, декларирующих приоритеты развития ИИ-технологий, но это многообразие компенсируется достаточно размытым характером этих документов. В первую очередь необходимость развития ИИ-систем обозначена в 13-ом Пятилетнем плане развития КНР на 2016-2020 годы (The 13-th Five-Year Plan For Economic and Social Development of the People's Republic

of China 2016-2020, далее - 13-ый Пятилетний план)2. Согласно данному документу китайские власти ожидают роста экономики не ниже 6,5% в период пятилетки 20162020 годов, чего предполагается достичь за счет "прорывных программ" в области робототехники, инновационных технологий различного назначения (р. 1 гл. 23) и систем кибербезопасности с применением ИИ (р. 3 гл. 23). Отмечается необходимость разработки робототехнических систем промышленного, сервисного, медицинского и иного назначения, а также стимулирование применения искусственного интеллекта в национальной экономике вне зависимости от отраслевой привязки (р. 6 гл. 22).

Для реализации вышеобозначенных приоритетов с 2017 года в КНР создан Государственный фонд развития стратегических производств, который должен осуществлять поддержку частных и государственных инициатив в таких сферах, как новые материалы, альтернативные виды энергии, искусственный интеллект, интегральные схемы, биофармацевтика, мобильная связь пятого поколения. При этом упор делается на рыночные принципы поддержки с целью наращивания возможностей уже имеющейся бизнес-инфраструктуры, представленной такими технологическими гигантами, как Baidu, Alibaba и Tencent. Предприятия именно этих компаний должны взять на себя основную роль в развитии приоритетных направлений 13-го Пятилетнего плана, для чего предполагается создание на их базе открытых инновационных платформ.

Самым важным документом, декларирующим стремление КНР обрести мировое лидерство в развитии ИИ, является План развития технологий искусственного интеллекта нового поколения от 2017 года (далее - План развития технологий ИИ).* Его можно с уверенностью назвать наиболее широкой и притом неконкретной из существующих сейчас в мире национальных ИИ-стратегий. План предусматривает три этапа:

1) к 2020 году предполагается устранить отставание китайской ИИ-индустрии от конкурентов;

2) к 2025 году достичь ведущих мировых

позиций в ключевых областях искусственного интеллекта;

3) в итоге к 2030 году стать первым центром глобальных инноваций в области ИИ.

Во-первых, План декларирует необходимость построения открытой технологической системы ИИ, обеспечивающей возможность межотраслевой и межведомственной кооперации. С этой целью авторы Плана отмечают важность разработки новой теории искусственного интеллекта, не раскрывая точного содержания этого понятия. Во-вторых, План делает акцент на ускорение развития уже имеющихся разработок в ИИ для создания "умной" экономики. В первую очередь китайским разработчикам необходимо сконцентрироваться на интеграции уже готовых ИИ-систем в транспорт, логистику и здравоохранение. В-третьих, необходимо насытить новыми ИИ-технологиями китайскую промышленность, что должно облегчить процесс роботизации производств.

Отдельно в документе отмечается необходимость законодательной базы в области искусственного интеллекта и смежных отраслей. Для этого КНР планирует провести исследования существующего мирового законодательства, уделив особое внимание вопросам гражданской и уголовной ответственности, защиты данных и прав интеллектуальной собственности.

План развития технологий искусственного интеллекта, несмотря на его значимость, все же можно назвать декларативным документом, так как они не содержит перечня конкретных шагов для реализации стратегии в области развития искусственного интеллекта. Поэтому в дополнение к нему в 2017 году был принят еще один стратегический документ - Трехлетний план действий по содействию развитию индустрии Искусственного Интеллекта нового поколения на период до 2020 года (Three-Year Action Plan for Promoting the Development of Next Generation Artificial Intelligence Industry 20182020, далее - 3-хлетний План), содержащий в себе четыре ключевые инициативы:

1) сосредоточение на разработке интеллектуальных и сетевых продуктов: транспортные средства, сервисные роботы, системы идентификации в промышленности, здравоохранении, транспорте, сельском хозяйстве, финансах, логистике, образовании и культуре;

2) создание системы поддержки развития ИИ-технологий на основе интеллектуальных датчиков и чипов для нейронных сетей;

3) финансовое и при помощи гибких налоговых льгот поощрение развития интеллектуального производства;

4) улучшение среды для развития ИИ, вложение средств в учебные курсы профессионального образования, стандартное тестирование и кибербезопасность3.

Реализация инициатив трехлетнего Плана должна осуществляться в партнерстве правительства КНР с национальными технологическими компаниями, для чего планируется построить специальный ИИ-технопарк в Пекине стоимостью 2,1 млрд долл.

Ситуация в России. В России проблематика искусственного интеллекта достаточно давно исследуется применительно к военному делу, где под искусственным интеллектом понимается комплекс кибернетических устройств, заменяющий интеллектуальную деятельность человека. С помощью ИИ решаются задачи, отличающиеся большим объемом исходных данных, их неопределенностью и противоречивостью, трудностью комплексной обработки разнородной информации в реальном масштабе времени изменяющейся во времени, жёсткими сроками на принятие решений. Исследования в области ИИ в военном деле ведутся по трем основным направлениям: создание систем, основанных на знаниях; нейросистем; систем эвристического поиска*. В 2018 году Минобороны России и Российская академия наук провели конференцию "Искусственный интеллект: проблемы и решения-2018". По результатам конференции Минобороны России опубликовало перечень из 10 рекомендаций, ключевыми из которых являются:

1) создание государственной системы обра-

* План развития технологий искусственного интеллекта нового поколения 2017 [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.gov.cn/zhengce/content/2017-07/20/content_5211996.htm

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

зования и поддержки талантов в области ИИ;

2) создание национального центра искусственного интеллекта;

3) проведение военных игр для изучения влияния ИИ на военные операции.

Несмотря на очевидную привлекательность технологий искусственного интеллекта для укрепления обороноспособности страны, их истинный потенциал может быть раскрыт только за счет комплексного внедрения во все сферы социально-экономической деятельности. Но в отличие от ряда стран-лидеров в сфере ИИ, Россия пока в начале пути по разработке специализированных ведомственных и отраслевых ИИ-стратегий. В 2019 г. проект Национальной стратегии развития искусственного интеллекта был внесен в Правительство России, но до настоящего времени не принят. Причем основным приоритетом в сфере развития искусственного интеллекта на период до 2030 г. разработчики стратегии предлагают сделать создание правового поля для оборота данных в России - в стране должна быть создана и запущена в работу полноценная система нормативно-правового регулирования в области искусственного интеллекта1.

Положительным моментом является тот факт, что на базе Российской венчурной компании под эгидой Росстандарта был создан Технический комитет по искусственному интеллекту. В его состав вошли представители 80 компаний, научно-исследовательских организаций, вузов и органов власти, среди которых Сбербанк, Яндекс, МГТС, РЖД, МГУ им. М.В. Ломоносова, МФТИ, НИУ ВШЭ, СПбПУ, НИЦ "Курчатовский институт". В августе 2019 г. в ходе первого заседания принято решение создать в рамках комитета 5 рабочих групп по направлениям: "Основополагающие стандарты", "Большие данные", "Качество систем искусственного интеллекта", "Прикладные технологии искусственного интеллекта" и "Искусствен-

ный интеллект в образовании".**

Заключение. На основании рассмотренного международного опыта можно сделать вывод, что успех создания эффективной стратегии в области развития систем искусственного интеллекта неотрывно связан с общегосударственным видением развития страны на ближнюю и дальнюю перспективы. Если правительство США рассматривает желаемое первенство в сфере искусственного интеллекта как ключевую составляющую защищенности страны от военно-технических, научных, экономических и политических угроз со стороны КНР и России, то для китайского руководства приоритеты развития ИИ сосредоточены, главным образом, в деле укрепления инновационного и экономического потенциала.

Этот очевидный дисбаланс во многом продиктован объективным состоянием развития ИИ-отраслей в обеих странах. Американские компании в настоящее время являются признанными технологическими лидерами в искусственном интеллекте, машинном обучении и BigData. При этом в США сконцентрировано абсолютное большинство технических специалистов в области ИИ - 850 тыс. человек. Для сравнения: в России число таких профессионалов составляет не более 10 тысяч. Осознавая это, правительство США считает важным максимизировать уже имеющиеся ключевые преимущества (развитость рынка, технологическое превосходство) в той области, которая, с точки зрения руководства страны, может выиграть больше всего от внедрения ИИ-систем уже в краткосрочной перспективе, а именно: в повышении обороноспособности страны и безопасности государства.

Китай же, лидируя по темпам роста, о чем свидетельствуют инвестиционные показатели, пока что отстает от США в вопросах развитости национальной инновационной инфраструктуры и зрелости

* Искусственный интеллект. [Электронный ресурс].- Режим доступа: https://encyclopedia.mil.ru/encyclopedia/ dictionary/details.htm?id=5271@morfDictionary. Искусственный интеллект в военном деле. [Электронный ресурс].- Режим доступа: https://encyclopedia.mil.ru/encydopedia/dictionary/details.htm?id=13200@morfDictionary.

РВК и Росстандарт провели первое заседание Технического комитета по искусственному интеллекту [Электронный ресурс].- Режим доступа: https://www.rvc.ru/press-service/news/company/146609/.

рынка ИИ-технологий. Поэтому правительство КНР ставит своей целью развитие ИИ во всех направлениях одновременно всеми доступными способами, даже если способ достижения цели не определен. Это нашло отражение в китайских стратегических документах, которые изобилуют приоритетами и задачами, но предлагают мало конкретики в путях их решения.

Китай уступает США в развитии аппаратной базы ИИ с долей на рынке полупроводниковых систем, не превышающей 4% против 50% у США. Преодолеть это отставание предполагается за счет крупных инвестиций в производство чипов FPGA, критически важных для ИИ-систем, а также при помощи широкого доступа к данным для машинного обучения. Здесь КНР имеет значительное преимущество с базой пользователей мобильных сетей, превышающей 1,4 млрд. - 20% от общемирового объема. Для сравнения: аналогичный показатель для США составляет 416,7 млн (5,5%). Китайский подход к защите данных предполагает политику обеспечения контроля китайских компаний над ценными данными, включая данные пользователей из других стран, в том числе за счет их хранения на территории КНР с обязательным и строгим использованием национальных стандартов. Поэтому китайские стратегические документы в сфере ИИ не касаются вопросов прозрачности, этичности и законности сбора данных для развития ИИ-систем, которые вызывают повышенный интерес у американских правительственных и частных экспертов .

Слабость кадрового потенциала Китай намерен преодолеть за счет широкого привлечения иностранных специалистов в области ИИ и возвращения соотечественников из-за рубежа после обучения в ведущих университетах и работы в компаниях-лидерах в области ИИ. Сейчас в КНР в отрасли ИИ занято порядка 50 тыс. профессиональных экспертов, что уступает не только США, но и, например, Канаде с 80 тыс. экспертов*.

В России до настоящего времени нет

национальной стратегии развития систем искусственного интеллекта, отсутствуют специализированные ведомственные и отраслевые ИИ-стратегии. Проект Национальной стратегии развития искусственного интеллекта разработан, но до настоящего времени проходит процедуры согласования. Причем вопреки международной практике основным приоритетом в сфере развития искусственного интеллекта на период до 2030 года разработчики стратегии предлагают сделать создание правового поля для оборота данных в России. Вместе с тем истинный потенциал технологий искусственного интеллекта может быть раскрыт только за счет комплексного внедрения ИИ-технологий во все сферы социально-экономической деятельности государства.

Список литературы

1. Стратегия развития искусственного интеллекта представлена в правительство: 20.35 информбюро [Электронный ресурс].- Режим доступа: https://ntinews.ru/news/tsifrovaya-ekonomika/strategiya-razvitiya-iskusstvennogo-intellekta-predstavlena-v-pravitelstvo.html?bx_ sender_conversion_id=47519 (дата обращения: 20.09.2019).

2. The 13th Five-Year Plan For Economic and Social Development of the People's Republic of China (2016-2020): National Development and Reform Commission [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://en.ndrc.gov.cn/ newsrelease/201612/P020161207645765233498. pdf (дата обращения 20.05.2019).

3. Three-Year Action Plan for Promoting the Development of Next Generation Artificial Intelligence Industry (2018-2020):New America [Электронный ресурс].- Режим доступа: https:// www.newamerica.org/documents/1959/translation-fulltext-8.1.17.pdf.

4. Summary of the 2018 Department of Defense Artificial Intelligence Strategy.-URL: https:// media.defense.gov/2019/Feb/12/2002088963/-1/-1/1/SUMMARY-OF-DOD-AI-STRATEGY.PDF?fbclid=IwAR0iPoHeBD-hjWG6spK_6C9nJjADlqguh9ZwV_ gHYRpUrq7M0Zj7dsbvTEA (дата обращения 20.05.2019).

* Preparing for the Future of Artificial Intelligence [Электронный ресурс].- Режим доступа: https://obamawhitehouse. archives.gov/sites/default/files/whitehouse_files/microsites/ostp/NSTC/preparing_for_the_future_of_ai.pdf

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.