Научная статья на тему 'НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ РОССИИ И ИХ ФИНАНСИРОВАНИЕ'

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ РОССИИ И ИХ ФИНАНСИРОВАНИЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1191
207
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ / ФИНАНСИРОВАНИЕ НАЦПРОЕКТА / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРОГРАММЫ / СОЦИАЛЬНЫЙ СЕКТОР / БЮДЖЕТНЫЙ ДЕФИЦИТ / NATIONAL PROJECT / FINANCING OF THE NATIONAL PROJECT / GOVERNMENT PROGRAMS / SOCIALSECTOR / BUDGET DEFICIT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ажлуни А. М., Борзова Д. А., Петрова А. Н.

Рассмотрены основные категории национальных проектов России 2019-2024; проанализирована экономическая структура нацпроектов в контексте источников их финансирования и объема затрачиваемых средств; дана оценка эффектов и последствий от реализации системы стратегического планирования на развитие экономики РФ и ее субъектов; проанализирована целесообразность структуры одного из национальных проектов; проведена оценка рисков организации системы финансирования проектов по стратегическому развитию в том виде, в котором она представлена в паспортах национальных проектов; выявлены гипотетические проблемы в структуре национальных проектов; даны предложения по устранению проблемных методологических аспектов в структуре паспортов национальных проектов, приводящие к ошибочности информации в применяемых базах данных.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NATIONAL PROJECTS OF RUSSIA AND THEIR FINANCING

The main categories of national projects of Russia 2019-2024 are considered; the economic structure of national projects in the context of sources of their financing and volume of the spent means is analyzed; an assessment of effects and effects from implementation of a system of strategic planning on development of economy of the Russian Federation and its subjects is given; the expediency of structure of one of national projects is analyzed; risk assessment of the organization of a system of financing of projects on strategic development is carried out in the form in which it is presented in passports of national projects; hypothetical problems in structure of national projects are revealed; the sentences on elimination of problem methodological aspects in structure of passports of national projects resulting in inaccuracy of information in the applied databases are given.

Текст научной работы на тему «НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ РОССИИ И ИХ ФИНАНСИРОВАНИЕ»

АНАЛИЗ, МОДЕЛИРОВАНИЕ И ОПТИМИЗАЦИЯ ПРОЦЕССОВ

И СИСТЕМ

УДК 338.2

А. М. Ажлуни, Д. А. Борзова

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ РОССИИ И ИХ ФИНАНСИРОВАНИЕ

Аннотация: рассмотрены основные категории национальных проектов России 2019—2024; проанализирована экономическая структура нацпроектов в контексте источников их финансирования и объема затрачиваемых средств; дана оценка эффектов и последст вий от реализации системы стратегического планирования на развитие экономики РФ и ее субъектов; проанализирована целесообразность структуры одного из национальных проектов; проведена оценка, рисков организации системы финансирования проектов по стратегическому развитию в том виде, в котором она. предст авлена в паспортах национальных проектов; выявлены гипотетические проблемы в структуре национальных проектов; даны предложения по устранению проблемных методологических аспектов в структуре паспортов национальных проектов, приводящие к ошибочности информации в применяемых базах данных.

Ключевые слова: национальный проект, финансирование нацпроекта, государственные программы, социальный сектор, бюджетный дефицит.

UDC 338.2

А. М. Azhluni, D. A. Borzova

NATIONAL PROJECTS OF RUSSIA AND THEIR FINANCING

Abstract: the main categories of national projects of Russia 2019—2024 are considered; the economic structure of national projects in the context of sources of their financing and volume of the spent, means is analyzed; an assessm ent of effects an d effects from implem en tation of a, system of strategic planning on development of economy of the Russian Federation and its subjects is given; the expediency of structure of one of national projects is analyzed; risk assessment of the organization of a. system of financing of projects on strategic development is carried out in the form in which it, is presen ted in passports of nation al projects; hypothetical, problem s in structure of n a tional projects are revealed; the sentences on elim in ation of problem meth odological, aspects in structure of passports of national projects resulting in inaccuracy of information in the applied databases are given.

Keywords: national, project,, financing of the national project, government, programs, social sector, budget deficit.

Введение

В мае 2018 года Президентом РФ был подписан Указ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», регламентирующий систему исполнения национальных проектов по 12 стратегическим направлениям: демография, здравоохранение, образование, наука, культура, жилье и городская среда, экология, безопасные И качественные автомобильные дороги, про-

изводительность труда и поддержка занятости, цифровая экономика, малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы, международная кооперация и экспорт. Общей целью их реализации выступает внесение структурных изменений в экономику и социальную сферу РФ, решение ключевых секторальных проблем и, как результат, создание условий для дальнейшего планомерного развития государства. Учитывая

масштаб планируемых проектов и реформ, невероятно остро встает вопрос о финансировании всего комплекса мероприятий.

Особенности финансирования национальных проектов

Утвержденный на начальном этапе объем финансирования составляет

25,7 трлн руб., около 51 % из которых будет выделено Федеральным бюджетом, около 29 % будет покрыто средствами из внебюджетных источников, 19 % ложится бременем на региональные бюджеты, а оставшаяся часть будет покрыта за счет средств, взятых из внебюджетных фондов [2] (рис. 1).

Федеральный Внебюджетные Бюджеты Внебюджетные бюджет источники регионов фонды

■ трлн руб.

Рис. 1. Объемы финансирования национальных проектов по источникам, трлн руб.[2].

Рассматривая финансирование системы проектов стратегического развития в комплексном ключе, для наглядности целесообразно будет выделить наиболее дорогостоящие из них. Наиболее затратным является план модернизации магистральной инфраструктуры, сумма реализации базовой части которого составляет 6,35 трлн руб.; на второй позиции относительной дороговизны находится проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги», реализация которого требу-

ет 4,78 трлн руб. В этот список также можно внести и проект «Экология», на исполнение которого будет затрачено 4 трлн руб. [2]. При всем этом, нацпроект «Демография», ставящий перед собой масштабные цели по значительному увеличению рождаемости, а также по увеличению продолжительности жизни до 67 лет, не может похвастаться столь же значительными суммами финансирования, — всего около 3 трлн руб. планируется затратить на его исполнение (рис. 2).

7 6 5 4 3 2 1 0

■ ■ ■ ■ ■ ■1 П

Расширение и модер низация магистральной инфраструктуры Безопасные и качественные автодороги Экология Демография Здравоохранение Цифровая экономика Жилье и городская среда Международная кооперация и экспо Образование Наука

■ трлн руб. 6,35 4,78 4,04 3,11 1.73 1,63 1,07 0,96 0,78 0,64

Рис. 2. Объем финансирования наиболее дорогих национальных проектов,

трлн руб.[2].

РЕГИОН: системы, экономит, управление

№ 2 (45), 2019

Вопрос, чем обусловлена подобная при-оритезация финансирования развития именно сфер инфраструктуры над проектами, касающихся непосредственно проблем социальный сферы, остается открытым. Более того, необходимость снабжения средствами столь дорогостоящих национальных проектов уже оказала существенное влияние на финансовый сектор страны в целом: именно в целях поиска средств для реализации данного про-

ектного комплекса было принято решение о повышении ставки НДС с 18 % до 20 %, проведены реформы в рамках акцизной политики, а также перераспределены финансовые средства ряда государственных и региональных программ. Кроме того, нельзя не упомянуть, сколь тяжелым бременем ложится финансирование данных стратегических проектов на плечи и без того небогатых региональных бюджетов (рис. 3).

10 яр с кий кр ай Ямало-Ненецкий автономный оь|руг_

Республика

Хабар Росто Сахалине: Крас»

Башю

Ханты-Мансийский

сортостйн обский край кал область кал область

Свердловская область

Тюменская область

Пе эмский кра

Ленинградская область автономньс!

т. Санкт-Петербург Московская область

г. Москва

-250 000,00 -200 000,00 -150 000,00 -100 000,00 -50 000,00

■ млн руб.

Рис. 3. Дефицит региональных бюджетов в 2018 году [1].

0.00

Принимая во внимание значительность выделяемого объема средств для экономики РФ, необходимо рассмотреть структуру самих национальных проектов для определения целесообразности финансирования и эффективности их исполнения. Данный анализ будет проведен в отношении нацпроекта «Демография», который обладает межведомственным характером и затрагивает все сферы жизни и благосостояния граждан.

Его основными целями выступает увеличение численности населения страны и средней продолжительности жизни до 67 лет. Однако те же цели легли в основу нацпроекта «Здравоохранение». Данное комплексное пересечение создает множе-

ство вопросов, например, каким образом происходило целевое распределение проектов при подобной схожести подходов. Более того, если мы обратим внимание на структуру финансового обеспечения стратегического направления в рамках нацпроекта «Демография», то увидим, что основной статьей расходов является выплата «Материнского капитала» — около 2,5 трлн руб., — в сравнении с ней все остальные пункты расходов минимальны [1]. Исходя из этого, встает вопрос о целесообразности большинства блоков проекта в целом, ведь система поддержки матерей реализовывалась и до учреждения отдельного национально проекта.

Также, по данным, предоставленным Счетной Палатой, статистическая ве-рифицируемость около 2/3 показателей нацпроекта «Демография» является невозможной, не говоря о массе методологических ошибок при учреждении предыдущих версий проекта. Вопросы вызывают и содержание некоторых пунктов проекта, например, «Обеспечение доступа к отечественным продуктам, способствующим устранению дефицита микро- и макрону-триентов», содержание которого не поясняется и вызывает ряд методологических вопросов.

Выводы

Основываясь на проведенном анализе, становится ясно, что, в идеале, система национальных проектов — это невероятно перспективный комплекс мероприятий, способный улучшить не только состояние экономики РФ, но и благосостояние каждого отдельно взятого гражданина в кратчайшие для этого сроки, но ее невероятная масштабность может обернуться губительными последствиями для финансового сектора страны и субъектов РФ без должного контроля реализации и целесообразности, особенно, в условиях неустойчивости развития российской экономики.

В качестве превентивных мер в сложившихся условиях необходимо уделить особое внимание методике реализации нац-проектов, так как она не отражена в паспортах проектов в достаточной степени. Более того, было бы целесообразно расширить некоторые из блоков стратегического развития проектами, обладающими методологической новизной относительно уже

существующих. Особое внимание также стоит уделить возникающему противоречию в структуре финансирования национальных проектов между федеральным и региональными бюджетами во избежание экономических диспропорций в структуре финансовой системе страны. Для этого необходимо внесение структурных изменений в методику расчета и распределения налоговых поступлений между уровнями бюджетной системы страны, что приведет к минимизации бюджетных рисков в процессе реализации мер по стратегическому развитию.

ЛИТЕРАТУРА

1. Анализ доходов и расходов бюджетов субъектов РФ, в млн рублей [Электронный ресурс] // Понятный бюджет. Открытый регион: [сайт]. — URL: http://budget.permkrai. ru/compare_budgets/mainfactors(flaTa обращения: 23.05.2019).

2. Общие вопросы реализации национальных проектов [Электронный ресурс] // Правительство России: [сайт]. —URL: http:// government.ru/rugovclassifier/660/main/(flaTa обращения: 19.05.2019).

Орловский государственный аграрный университет им. Н. В. Парахина

Ажлуни А. М„ доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры финансов, инвестиций и кредита

E-mail: adnan_azh@mail.ru

Тел.: +7(910) 748-16-75

Борзо ва Д. А., соискатель кафедры финансов, инвестиций и кредита

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.