Столыпинский вестник №10/2024
Научная статья Original article УДК 351
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ КАК ДРАЙВЕР ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ: АНАЛИЗ УСПЕШНОСТИ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА «МАЛОЕ И СРЕДНЕЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО» В СОВРЕМЕННОЙ
РОССИИ
NATIONAL PROJECTS AS A DRIVER OF STATE POLICY: ANALYSIS OF THE SUCCESS OF THE NATIONAL PROJECT "SMALL AND MEDIUM ENTREPRENEURSHIP" IN MODERN RUSSIA
Молокова Елена Леонидовна, кандидат экономических наук, Доцент кафедры государственного и муниципального управления, ФГБОУ ВО «Уральский государственный экономический университет» (620144 Россия, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной Воли, 62/45)), тел. +7(902)4091149, elmo. sm@mail .ru Розин Максим Павлович, студент Института непрерывного и дистанционного образования кафедры государственного и муниципального управления, ФГБОУ ВО «Уральский государственный экономический университет» (620144 Россия, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной Воли, 62/45), тел. +7(982)6471415, https://orcid.org/0009-0007-3074-2223, [email protected]
Elena L. Molokova, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of State and Municipal Management, Ural State University of Economics (620144 Russia, Yekaterinburg, 8 Marta str./Narodnaya Volya, 62/45)), тел. +7(902)4091149, [email protected]
Столыпинский вестник
Maksim P. Rozin, student of the Institute of Continuous and Distance Education of the Department of Public and Municipal Administration, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Ural State University of Economics" (62 8 Marta, Yekaterinburg, 620144 Russia), тел. +7(982)6471415, https://orcid.org/0009-0007-3074-2223, [email protected]
Аннотация. Статья посвящена анализу современного этапа развития России, акцентируя внимание на проектных методах управления, которые становятся основой для формирования эффективной государственной политики. Особое внимание уделяется национальному проекту в сфере малого и среднего предпринимательства, который реализуется с 2019 по 2024 год. В статье рассмотрены промежуточные результаты его реализации, а также оценен вклад в развитие государственной политики страны, подчеркивается как малое и среднее предпринимательство становится приоритетным направлением в экономической политике страны, способствуя не только экономическому росту, но и социальной стабильности. В статье рассматриваются актуальные проблемы и вызовы, стоящие перед малым и средним предпринимательством (МСП) в России, на основе анализа данных. Выявлено, что количество средних компаний остается недостаточным, при этом наблюдается рост числа средних предприятий в едином реестре МСП. Однако их доля в структуре МСП по-прежнему низка, что негативно сказывается на инновационном потенциале экономики. Также отмечается несоответствие отраслевой структуры предпринимательства современным экономическим вызовам: малый бизнес сосредоточен в торговле и услугах, тогда как средний — в производственных секторах. Региональная концентрация МСП вызывает обеспокоенность, так как более 50% субъектов МСП сосредоточено всего в десяти регионах, что может способствовать социально-экономической напряженности. Доля МСП в ВВП России не увеличивается, несмотря на планы по ее росту к 2024 году. Статья подчеркивает необходимость системных решений и внимательного анализа рисков, связанных с финансированием и поддержкой МСП. Эффективная реализация федеральных проектов требует повышения осведомленности
предпринимателей о доступных мерах поддержки и улучшения условий кредитования для стимулирования роста сектора.
Abstract. The article is devoted to the analysis of the current stage of Russia's development, focusing on project management methods that become the basis for the formation of effective public policy. Particular attention is paid to the national project in the field of small and medium-sized entrepreneurship, which is being implemented from 2019 to 2024. The article considers the intermediate results of its implementation, and assesses the contribution to the development of the country's public policy, emphasizing how small and medium-sized entrepreneurship is becoming a priority in the country's economic policy, contributing not only to economic growth, but also to social stability. The article considers current problems and challenges facing small and medium-sized entrepreneurship (SMEs) in Russia, based on data analysis. It was revealed that the number of medium-sized companies remains insufficient, while there is an increase in the number of medium-sized enterprises in the unified register of SMEs. However, their share in the structure of SMEs is still low, which negatively affects the innovative potential of the economy. It is also noted that the sectoral structure of entrepreneurship does not correspond to modern economic challenges: small businesses are concentrated in trade and services, while medium businesses are in the manufacturing sectors. The regional concentration of SMEs is a concern, as more than 50% of SMEs are concentrated in just ten regions, which may contribute to socio-economic tensions. The share of SMEs in Russia's GDP is not increasing, despite plans to increase it by 2024. The article highlights the need for systemic solutions and careful analysis of the risks associated with financing and supporting SMEs. Effective implementation of federal projects requires raising awareness among entrepreneurs about available support measures and improving lending conditions to stimulate growth in the sector.
Ключевые слова: национальный проект, государственная политика, экономический рост, малое и среднее предпринимательство, экономическая политика, социально-экономическая напряженность.
Key words: national project, state policy, economic growth, small and medium-sized businesses, economic policy, socio-economic tension.
Современная Россия находится в периоде стабильного развития в экономическом, политическом и социальном плане, стремясь увеличить свой потенциал. В этом контексте государство, формируя законодательные акты, не ограничивается лишь формой закона. Переход к проектным методам управления представляет собой закономерный этап развития современных систем государственного управления. Этот процесс не может быть связан исключительно с внедрением системы приоритетных национальных проектов [4, а 92].
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 31.10.2018 N 1288 «Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации» (ред. от 21.12.2023) следует выделить определения термина «национальный проект». Национальный проект - проект, направленный на достижение национальных целей развития Российской Федерации и их целевых показателей, определенных Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», и обеспечивающий достижение параметров, определенных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» (ред. от 21.07.2020), иных общественно значимых результатов и их показателей, а также задач, не являющихся общественно значимыми результатами, и их показателей по поручению и (или) указанию Президента Российской Федерации, поручению Правительства Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации, решению Совета, президиума Совета [1].
В настоящее время национальный проект является ключевой формой, которая позволяет учитывать закономерности социально-политического и экономического развития страны. Национальный проект предоставляет возможность создания правовых актов, которые не только определяют модель будущего развития в различных областях, но также включают в себя набор организационных мероприятий, направленных на достижение целей национального проекта. Национальные интересы любой страны представляют собой особый мост, который соединяет жизненно важные потребности и ценности
нации с ее стратегическими целями, осуществляемыми через государственную политику и способствующими общему благу нации и государства [3, а 211].
Малое и среднее предпринимательство, в последние годы, становится одним из приоритетных направлений развития российской экономики. Нацпроект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» планируется реализовывать в период с 2019 по 2024 год и включает пять федеральных проектов:
- по улучшению условий ведения предпринимательской деятельности;
- по расширению доступа субъектов малого и среднего бизнеса к финансовым ресурсам, в том числе к льготному финансированию;
- по акселерации субъектов малого и среднего бизнеса;
- по созданию системы поддержки фермеров и развитию сельской «кооперации;
- по популяризации предпринимательства [2].
Проведем анализ основных экономических показателей деятельности малых и средних предприятий (далее - МСП) за 2019-2023 гг. (Таблица 1).
Таблица 1 - Анализ основных экономических показателей деятельности малых и
средних предприятий за 2019-2023 гг. [2]
Малые предприятия Средние предприятия
всего в том числе микропредприятия
Средняя численность работников, тыс. человек
2019 11 340,5 5 362,9 1 388,6
2020 11 074,3 5 862,9 1 668,6
2021 10 652,4 5 262,3 1 599,7
2022 12 071, 2 5 711,2 1 601,5
2023 13 783,1 6 012,6 1 922,6
Оборот предприятий, млрд руб.
2019 52 963,9 24 251,9 7 886,6
2020 56 093,5 31 739,6 9 813,5
2021 57 197,2 27 295,4 12 094,6
2022 57 834,1 29 301,2 11 801,3
2023 59 120,7 31 910,6 12 033,7
Категории МСП (микро, малые, средние), тыс. единиц
2019 5 916,91 5 675,76 17,05
2020 5,684,56 5 450,26 17,69
2021 5 866,70 5 636,30 17,98
2022 5 998,67 5 761,07 18,01
2023 6 011,84 5 832,61 18,15
Согласно таблице 1, на 2022-2023 гг. наблюдается значительный рост численности работников во всех категориях. Средние предприятия показали самый большой прирост (20,05%), что указывает на их расширение и увеличение масштабов деятельности. Малые предприятия и микропредприятия также увеличили численность работников на 14,16% и 5,28% соответственно.
Также на 2022-2023 гг. малые предприятия увеличили оборот на 2,22%. Микропредприятия увеличили оборот на 8,91%. Средние предприятия увеличили оборот на 1,97%.
Количество малых предприятий увеличилось на 0,22%. Количество микропредприятий увеличилось на 1,24%. Количество средних предприятий увеличилось на 0,78%.
Количество малых и микропредприятий стабильно увеличивается, однако темп прироста замедляется. В 2023 году количество малых предприятий увеличилось на 0,22%, а микропредприятий - на 1,24%. Количество средних предприятий увеличилось на 0,78%, что также свидетельствует о стабилизации и консолидации рынка.
Все категории предприятий показывают положительную динамику по численности работников и обороту. Однако рост числа предприятий (особенно малых и микропредприятий) замедляется.
Количество вновь созданных субъектов МСП представим на рисунке 1.
0,6 -
0,4 -
0,2 -
0 -
2019 2020 2021 2022 2023
Рисунок 1 - Количество вновь созданных субъектов МСП за 2019-2023 гг., млн ед. [2]
В соответствии с рисунком 1, в период с 2019 по 2023 годы количество вновь созданных субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) показало колебания, с наибольшим снижением в 2020 году, связанным, вероятно, с пандемией СОУГО-19. Несмотря на значительное снижение в 2020 году, количество новых МСП восстановилось до уровней, предшествующих пандемии, уже к 2021 году и продолжило рост в 2023 году.
Важно проанализировать охват мерами поддержки субъектов МСП (Таблица
2).
Таблица 2 - Количество получателей поддержки, ед. [2]
Показатель 2019 2020 2021 2022 2023
Количество получателей поддержки 380 282 1 604 837 999 263 663 182 784 801
В 2020 году количество получателей поддержки значительно возросло до 1 604 837 человек (+1 224 555 по сравнению с 2019 годом). Увеличение числа получателей поддержки и фактов поддержки в 2020 году связано с реализацией комплекса мер поддержки для МСП из наиболее пострадавших в период коронавируса отраслей.
В 2021 году количество получателей поддержки сократилось до 999 263 человек (-605 574 по сравнению с 2020 годом).
В 2022 году наблюдается дальнейшее снижение количества получателей поддержки до 663 182 человек (-336 081 по сравнению с 2021 годом). Это может указывать на улучшение экономической ситуации и сокращение необходимости в государственной поддержке.
В 2023 году количество получателей поддержки снова немного возросло до 784 801 человека (+121 619 по сравнению с 2022 годом).
Показатели, достигнутые в рамках национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» представим в таблице 3.
Таблица 3 - Ключевые показатели, достигнутые в рамках реализации НП МСП [2]
Показатель 2019 2020 2021 2022 2023
Количество начинающих предпринимателей, получивших финансовую поддержку, тыс. ед. - - 35,5 15,93 28,31
Количество полученных услуг и сервисов на платформе МСП.РФ, тыс. ед. - - 50 206,92 309,31
Охват поддержкой субъектов МСП, кол-во заключенных договоров, тыс. ед. 11,4 20,1 15,9 53,0 46,7
Объем выданных микрозаймов, млрд. руб 22,9 44,0 42,1 55,1 57,3
Доля субъектов МСП, охваченных услугами Центров «Моя бизнес», % 23 43 85 105 115
Кол-во субъектов МСП, выведенных на экспорт при поддержке Центров поддержки экспорта, тыс. ед. 3,5 7,0 9,1 13,3 15,4
В 2021 году было предоставлено финансовую поддержку 35,5 тыс. начинающим предпринимателям, что является начальным этапом в развитии программы. Затем в 2022 году это количество сократилось до 15,93 тыс. чел., возможно, в результате корректировки стратегии поддержки или изменения приоритетов. Однако в 2023 году наблюдается вновь рост этого показателя до 28,31 тыс. чел.
Наблюдается стабильный рост в количестве полученных услуг и сервисов на платформе МСП.РФ с 50 тыс. ед. в 2021 году до 309,31 тыс. ед. в 2023 году. Это может указывать на увеличение доверия и активного использования данной платформы субъектами МСП.
Охват поддержкой субъектов МСП, выраженный через количество заключенных договоров, сначала увеличился с 11,4 тыс. ед. в 2019 году до 53,0 тыс. ед. в 2022 году, что свидетельствует о расширении программы поддержки. В 2023 году этот показатель снизился до 46,7 тыс. ед.
Объем выданных микрозаймов растет с 22,9 млрд руб. в 2019 году до 57,3 млрд руб. в 2023 году. Это указывает на активное использование механизма микрофинансирования среди предпринимателей.
Доля субъектов МСП, охваченных услугами Центров «Моя бизнес», превышает 100% начиная с 2021 года, что объясняется расширением услуг, предоставляемых Центрами.
Количество субъектов МСП, выведенных на экспорт, растет с 3,5 тыс. ед. в 2019 году до 15,4 тыс. ед. в 2023 году, что свидетельствует о значительном вкладе
Центров поддержки экспорта в стимулирование экспортных возможностей субъектов МСП.
В таблице 4 представим анализ бюджета национального проекта МСП в 20192023 гг.
Таблица 4 - Анализ бюджета национального проекта МСП в 2019-2023 гг., млрд.
руб. [2]______
Показатель 2019 2020 2021 2022 2023
Первоначальный бюджет при подготовке паспорта НП МСП 61,77 38,53 51,28 95,66 93,81
Фактический бюджет с учетом ежегодных корректировок 56,46 60,74 62,70 76,29 82,24
Начальный бюджет при подготовке паспорта НП МСП существенно колебался за рассматриваемый период. Он составил 61,77 млрд руб. в 2019 году, затем снизился до 38,53 млрд руб. в 2020 году, после чего возрос до 51,28 млрд руб. в 2021 году. Затем в 2022 году произошел значительный скачок до 95,66 млрд руб., а в 2023 году сумма снова снизилась до 93,81 млрд руб.
Фактический бюджет с учетом ежегодных корректировок также демонстрирует изменчивую динамику. Он составил 56,46 млрд руб. в 2019 году, после чего возрос до 60,74 млрд руб. в 2020 году. В 2021 году этот показатель немного увеличился до 62,70 млрд руб., а затем в 2022 году вырос до 76,29 млрд руб. В 2023 году наблюдается дальнейший рост до 82,24 млрд руб.
Так, можно сделать вывод о том, что все категории предприятий, особенно средние предприятия, демонстрировали значительный рост численности работников с 2022 по 2023 год. Микропредприятия показали наибольший прирост в обороте за анализируемый период, но темп роста замедлился к 2023 году. Количество вновь созданных субъектов МСП возросло после снижения в 2020 году, что может указывать на восстановление после пандемии. Количество получателей поддержки МСП также продолжает расти, указывая на значительный интерес к поддержке. Данные по реализации национального проекта МСП показывают рост в различных показателях, таких как объем выданных микрозаймов и количество субъектов МСП, выведенных на экспорт. Малые и
средние предприятия продолжают играть значительную роль в экономике, демонстрируя рост в различных аспектах своей деятельности.
На сегодняшний день малое предпринимательство влияет на уровень научнотехнологического прогресса, выступает в качестве гибкой и динамичной системы деловой сферы. Именно в малом бизнесе состоит основная масса национальных ресурсов, которые необходимы для развития среднего и крупного бизнеса.
В первую очередь рассмотрим систему налогового стимулирования деятельности МСП через поддержку государства в форме специальных налоговых режимов: упрощенная система налогообложения (УСН), единый налог на вмененный доход (ЕНВД). На сегодняшний день не весь спектр субъектов малого и среднего бизнеса получает возможность пользоваться преференциями специальных режимов налогообложения, а по боль шей части — микро- и малые предприятия. Для применения специального налогового режима, например, УСН, к субъектам МСП предъявляются строгие требования
Также в ходе исследования выявились проблемы, требующие внимания и системных решений:
1. Количество средних компаний является недостаточным. В структуре МСП преобладают микропредприятия и ИП. Количество средних предприятий в 2023 году ниже, чем в 2016 году, вместе с тем в 2023 году зафиксировано наибольшее с 2018 года значение числа средних предприятий в едином реестре субъектов МСП, которое составляет 18,59 тыс. ед., что на 4% выше значений 2021 года (17,85 тыс. ед.) и на 5% выше значений 2022 года (17,78 тыс. ед.). Текущие изменения в структуре МСП являются индикатором, на который нужно в обязательном порядке обратить внимание, так как именно средние предприятия являются источниками инноваций и новых технологий.
2. Отраслевая структура предпринимательства не соответствует сегодняшним вызовам. Малые предприятия сосредоточены, в основном, в сферах торговли и предоставления услуг населению, доля которых в 2021 году (по данным бухгалтерской отчетности) составила 47,6%. Средний бизнес представлен больше
в производственных отраслях - в обрабатывающей промышленности, строительстве, сельском хозяйстве.
3. Малый и средний бизнес имеет большую региональную концентрацию. На 10 субъектов приходится более 50% от общего количества субъектов МСП по стране. Большая часть сосредоточена в Центральном ФО, где занято в сфере МСП 43% экономически активного населения, и в Приволжском ФО - 33% трудоспособного населения. По нашему мнению, опережающее развитие МСП в депрессивных регионах могло бы способствовать снижению социально-экономической напряженности и повышению уровня жизни населения.
4. Доля малого и среднего бизнеса в ВВП России не увеличивается. Вместе с тем, в первоначальной редакции национального проекта планировалось увеличение доли МСП в ВВП к 2024 году до 32,5%
В таблице 5 представим ключевые риски реализации федеральных проектов в рамках национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы».
Таблица 5 - Ключевые риски реализации федеральных проектов в рамках национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы»_
Направление Риск
Улучшение условий ведения предпринимательской деятельности Неэффективное использование финансовых ресурсов, выделенных на исполнение мероприятий; увеличение теневой экономики из-за недостаточно качественной проработки и внедрения нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность субъектов МСП.
Расширение доступа субъектов МСП к финансовым ресурсам Повышение ключевой ставки ЦБ РФ; повышение закредитованности субъектов МСП; отсутствие экономического и социального эффекта для экономики государства от льготного финансирования субъектов МСП.
Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства Поддержка и развитие неконкурентоспособных видов деятельности субъектов МСП; возникновение внутренних барьеров развития у субъектов МСП, связанных с потерей возможности использования льгот, предоставляемых со стороны государства.
Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации Введение нормативно-правовых ограничений и дополнительных условий со стороны органов государственного управления на реализацию продукции данной категории субъектов МСП с целью сертификации и регламентации их деятельности; снижение финансовой устойчивости и стабильности функционирования организаций сельскохозяйственной деятельности в связи с расширением
группы участников кооперационного взаимодействия, участвующих в производстве продукции.
Популяризация предпринимательства Отсутствие экономического и социального эффекта для экономики государства от реализуемых мероприятий; увеличение социальной напряженности у населения страны, связанной с негативными последствиями фактов неудачной организации собственного дела.
Эффективное выполнение стратегий поддержки МСП и фермеров требует внимательного анализа и балансировки рисков, связанных с финансированием, нормативным регулированием и социальными последствиями.
Необходимо учитывать доступность предлагаемых мер поддержки и осведомленность субъектов МСП о возможности получения государственной поддержки. К примеру, в рамках федерального проекта «Расширение доступа субъектов МСП к финансовым ресурсам, в том числе к льготному финансированию» запланированы мероприятия по увеличению объемов финансовой поддержки малого и среднего бизнеса путем предоставления кредитов на льготных условиях. Тем не менее на 2024 г. можно прогнозировать, что ответственные исполнители федерального проекта столкнутся с проблемой недостаточности объемов предложений от уполномоченных банков по выдаче кредитов, а усиление регулятивного давления на банки также спровоцирует снижение числа кредитных организаций, которые выступали основными кредиторами для МСП.
Литература
1. Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации [Электронный ресурс]: Постановление Правительства Российской Федерации от 31 октября 2018 года № 1288. - Режим доступа: https://www.consultant.ru/ (дата обращения: 13.04.2024).
2. Официальный сайт Министерства экономического развития РФ [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.economy.gov.ru/material/directions/nacionalnyy proekt maloe i sre dnee predprinimatelstvo i podderzhka individualnoy predprinimatelskoy iniciat ivy/ (дата обращения: 13.04.2024).
3. Прохорова М. П., Шкунова А. А., Шеншин А. С. Возможности информационных систем управления проектами / М. П. Прохорова, А. А. Шкунова, А. С. Шеншин// Russian Economic Bulletin. 2023. Т. 6. № 1. С. 210215.
4. Сафонова Н. Р. Управление проектами в государственном секторе / Н. Р. Сафонова // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2020. № 1 -2. С. 90-93.
References
1. On the organization of project activities in the Government of the Russian Federation [Electronic resource]: Resolution of the Government of the Russian Federation of October 31, 2018 No. 1288. - Access mode: https://www.consultant.ru/ (date of access: 13.04.2024).
2. Official website of the Ministry of Economic Development of the Russian Federation [Electronic resource] - Access mode: https: //www.economy .gov.ru/material/directions/nacionalnyy_proekt_maloe_i_sre dnee_predprinimatelstvo_i_podderzhka_individualnoy_predprinimatelskoy_iniciat ivy/ (date of access: 13.04.2024).
3. Prokhorova M. P., Shkunova A. A., Shenshin A. S. Capabilities of project management information systems / M. P. Prokhorova, A. A. Shkunova, A. S. Shenshin // Russian Economic Bulletin. 2023. Vol. 6. No. 1. P. 210-215.
4. Safonova N. R. Project management in the public sector / N. R. Safonova // Bulletin of the Altai Academy of Economics and Law. 2020. No. 1-2. P. 90-93.
© Молокова Е.Л., Розин М. П., 2024 Научный сетевой журнал «Столыпинский вестник» №10/2024.
Для цитирования: Молокова Е.Л., Розин М. П. НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ КАК ДРАЙВЕР ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ: АНАЛИЗ УСПЕШНОСТИ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА «МАЛОЕ И СРЕДНЕЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО» В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ // Научный сетевой журнал «Столыпинский вестник» №10/2024.