Научная статья на тему 'НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМЫ ПЕНСИОННОГО СТРАХОВАНИЯ В КИТАЕ'

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМЫ ПЕНСИОННОГО СТРАХОВАНИЯ В КИТАЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СТАРЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ / ПЕНСИОННАЯ СИСТЕМА / ПЕНСИОННОЕ СТРАХОВАНИЕ / БАЗОВОЕ ПЕНСИОННОЕ СТРАХОВАНИЕ / ПАЕВЫЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПЕНСИИ / ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ПЕНСИОННОЕ СТРАХОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Белозеров С.А., Ли Т., Аркадьев В.А.

Цель. Определение направлений развития системы пенсионного страхования КНР с учетом особенностей ее создания и развития в условиях современных демографических тенденций.Задачи. Исследование влияния старения населения на китайскую экономику; анализ системы пенсионного страхования в Китае; определение перспектив и рекомендаций по повышению устойчивости пенсионного страхования в Китае.Методология. Исследование базируется на использовании методов научного познания, анализа и синтеза, сравнения, применении системного и институционального подходов для оценки системы пенсионного страхования в Китае.Результаты. Исследовано становление и развитие пенсионной системы Китайской Народной Республики. В статье проведен анализ динамики экономических показателей по пенсионным и страховым рынкам Китая, представлена характеристика демографической ситуации. Дана оценка устойчивости социального обеспечения Китая.Выводы. Базовое пенсионное страхование преобладает в китайской пенсионной системе. Ускорение старения населения является основным вызовом для системы. В то же время корпоративное и индивидуальное страхование имеет определенный потенциал к росту. как результат, именно динамикой их развития и будет определяться вектор развития всей пенсионной системы Китая.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NATIONAL CHARACTERISTICS OF PENSION INSURANCE SYSTEM IN CHINA

Aim. To determine the directions of development of the pension insurance system in China, taking into account the peculiarities of its creation and development in the conditions of modern demographic trends.Tasks. To study the impact of population ageing on the Chinese economy; to analyse the pension insurance system in China; to determine the prospects and recommendations for improving the sustainability of pension insurance in China.Methods. The study is based on the use of methods of scientific knowledge, analysis and synthesis, comparison, application of systemic and institutional approaches to assess the pension insurance system in China.Results. The paper studies the formation and development of the pension system of the People’s Republic of China. The article analyses the dynamics of economic indicators on pension and insurance markets of China, presents the characteristic of demographic situation. The assessment of the sustainability of social security in China is presented.Conclusions. Basic pension insurance dominates the Chinese pension system. Accelerating population ageing is a major challenge for the system. At the same time, corporate and individual insurance have a certain potential for growth, as a result, it is the dynamics of their development that will determine the vector of development of the entire pension system of China.

Текст научной работы на тему «НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМЫ ПЕНСИОННОГО СТРАХОВАНИЯ В КИТАЕ»

МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА

WORLD ECONOMY

Оригинальная статья / Original article

УДК 369.5(510)

http://doi.org/10.35854/1998-1627-2023-7-772-782

Национальные особенности

системы пенсионного страхования в Китае

Сергей Анатольевич Белозеров1®, Ли Тун2, Владислав Анатольевич Аркадьев3

1 2' 3 Санкт-Петербургский государственный университет, Cанкт-Петербург, Россия

1 s.belozerov@spbu.ruM

2 litongll20@yandex.ru

3 st078096@student.spbu.ru

Аннотация

Цель. Определение направлений развития системы пенсионного страхования КНР с учетом особенностей ее создания и развития в условиях современных демографических тенденций.

Задачи. Исследование влияния старения населения на китайскую экономику; анализ системы пенсионного страхования в Китае; определение перспектив и рекомендаций по повышению устойчивости пенсионного страхования в Китае.

Методология. Исследование базируется на использовании методов научного познания, анализа и синтеза, сравнения, применении системного и институционального подходов для оценки системы пенсионного страхования в Китае.

Результаты. Исследовано становление и развитие пенсионной системы Китайской Народной Республики. В статье проведен анализ динамики экономических показателей по пенсионным и страховым рынкам Китая, представлена характеристика демографической ситуации. Дана оценка устойчивости социального обеспечения Китая.

Выводы. Базовое пенсионное страхование преобладает в китайской пенсионной системе. Ускорение старения населения является основным вызовом для системы. В то же время корпоративное и индивидуальное страхование имеет определенный потенциал к росту. Как результат, именно динамикой их развития и будет определяться вектор развития всей пенсионной системы Китая.

Ключевые слова: старение населения, пенсионная система, пенсионное страхование, базовое пенсионное страхование, паевые профессиональные пенсии, индивидуальное пенсионное страхование

Для цитирования: Белозеров С. А., Ли Тун, Аркадьев В. А. Национальные особенности системы пенсионного страхования в Китае // Экономика и управление. 2023. Т. 29. № 7. С. 772-782. Ьйр:/^о1. 0^/10.35854/1998-1627-2023-7-772-782

Благодарности: исследование выполнено в рамках проекта «Оптимизация страховой защиты населения в условиях биологической угрозы» (Санкт-Петербургский государственный университет, Pure ID: 94029915).

© Белозеров С. А., Ли Тун, Аркадьев В. А., 2023

National characteristics of pension insurance system in China

Sergey A. Belozerov1H, Li Tong2, Vladislav A. Arkadiev3

1 2' 3 St. Petersburg State University, St Petersburg, Russia

1 s.belozerov@spbu.ruM

2 litongll20@yandex.ru

3 st078096@student.spbu.ru

Abstract

Aim. To determine the directions of development of the pension insurance system in China, taking into account the peculiarities of its creation and development in the conditions of modern demographic trends.

Tasks. To study the impact of population ageing on the Chinese economy; to analyse the pension insurance system in China; to determine the prospects and recommendations for improving the sustainability of pension insurance in China.

Methods. The study is based on the use of methods of scientific knowledge, analysis and synthesis, comparison, application of systemic and institutional approaches to assess the pension insurance system in China.

Results. The paper studies the formation and development of the pension system of the People's Republic of China. The article analyses the dynamics of economic indicators on pension and insurance markets of China, presents the characteristic of demographic situation. The assessment of the sustainability of social security in China is presented.

Conclusions. Basic pension insurance dominates the Chinese pension system. Accelerating population ageing is a major challenge for the system. At the same time, corporate and individual insurance have a certain potential for growth, as a result, it is the dynamics of their development that will determine the vector of development of the entire pension system of China.

Keywords: population ageing, pension system, pension insurance, basic pension insurance, unit-linked occupational pensions, individual pension insurance

For citation: Belozerov S.A., Li Tong, Arkadiev V.A. National characteristics of pension insurance system in China. Ekonomika i upravlenie = Economics and Management. 2023;29(7):772-782. (In Russ.). http:// doi.org/10.35854/1998-1627-2023-7-772-782

Acknowledgements: The research was carried out w,ithin the framework of the project "Optimisation of insurance protection of the population in the conditions of biological threat" (St. Petersburg State University, Pure ID: 94029915).

<

< о

Введение

Пенсионное страхование является важным элементом современных национальных систем социального обеспечения, влияющим на политические, экономические, социальные и индивидуальные аспекты жизни граждан. Основная цель системы пенсионного страхования, по мнению авторов, заключается в борьбе с бедностью и социальным неравенством. Проблема становления и развития пенсионной системы Китайской Народной Республики (КНР) не осталась без внимания китайских и российских ученых. С созданием системы пенсионного страхования городских работников китайские исследователи обратили внимание на проблему устойчивости данного вида социального обеспечения.

Так, по мнению Лу Юаня [1, р. 40], социально устойчивая система пенсионного страхования призвана не только решить задачу материального обеспечения людей пенсионного возраста, но и создать фундамент для преодоления материальных проблем, которые могут возникнуть у работающего поколения после выхода на пенсию. С точки зрения Ч. Дэн [2, р. 42], устойчивое развитие системы пенсионного страхования предполагает создание законов, методов и институциональных систем, содействующих ее непрерывному устойчивому функционированию. Б. Пэн утверждает, что устойчивость системы пенсионного страхования Китая определяет пять аспектов: размер выплачиваемых пенсий, величину и структуру взносов в пенсионные фонды, сбалан-

2 сированность доходов и расходов системы, | регулируемость системы и рациональное ° управление рисками [3, p. 59]. Ю. Линь 2 и Л. Ся считают, что устойчивость социаль-™ ного обеспечения подразумевает институ-2 циональную, экономическую и социальную 2 устойчивость [4, p. 18].

| Целью данной статьи является определение направлений развития системы пенсионного страхования КНР, с учетом особенностей ее создания и развития в условиях современных демографических тенденций. Цель конкретизирована постановкой ряда задач, в частности исследованием влияния старения населения на китайскую экономику; анализом системы пенсионного страхования в Китае; определением перспектив и рекомендациями по повышению устойчивости пенсионного страхования в Китае.

Влияние старения населения на китайскую экономику

Одной из тенденций развития демографической ситуации в странах мира является рост количества граждан пенсионного возраста [5, с. 55].

Исследование процесса старения населения в странах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Organization for Economic Cooperation and Development (OECD) показало, что доля пожилых людей (в возрасте 65 лет и более) в 2015 г. составляла 8 %, а, согласно прогнозу, в 2050 г. она достигнет отметки 18 % [6]. Величина пенсионного разрыва1 по итогам 2015 г. составила 70 трлн долл. При среднегодовом темпе в 5 % к 2050 г. он уже достигнет величины в 400 трлн долл. и более. Таким образом, старение населения является серьезным вызовом, влияющим на особенности экономического, политического и социально-культурного развития подавляющего числа стран. Сегодня в Индии пенсионный разрыв растет с темпом в 10 % годовых, в Китае — с темпом в 7 %, в США, Канаде и Австралии — с темпом в 5 %.

В связи с этим перед Китаем стоит весьма нетривиальная задача: обеспечить на фоне громадной численности населения, падения рождаемости и роста доли пожилых людей устойчивое развитие системы пенсионного

1 Пенсионный разрыв — сумма превышения расходов Пенсионного фонда над его доходами.

страхования [7, р. 154]. Данные, полученные по результатам выборочного обследования населения Китая за 2003-2021 гг., как видно из таблицы 1, позволяют провести экстраполяцию, по результатам которой к 2050 г. численность пожилого населения в стране превысит отметку в 400 млн чел., а удельный вес пожилых людей в общей структуре населения — 30 % [8, р. 58].

Китайское общество стало «стареющим» в 2003 г., как показано на рисунке 1, — более 7 % населения преодолело возраст 65 лет, в 2021 г. доля граждан в возрасте 65 лет и старше в общем количестве населения страны превысила 14 % [10, р. 32]. В соответствии с прогнозом к 2057 г. численность граждан в возрасте 65 лет и старше достигнет 425 млн чел.

Еще одной характеристикой демографической ситуации в Китае является высокая доля граждан преклонного возраста. В 2020 г. в Китае зарегистрировано 36,6 млн чел. в возрасте старше 80 лет [11, р. 16]. Ожидается рост их количества до 159 млн к 2050 г. Люди этого возраста чаще испытывают проблемы со здоровьем, в этой возрастной группе находится большое количество людей, лишенных ухода со стороны близких, поэтому государство и общество должны брать их на попечение.

Коэффициент зависимости пожилых лю-дей2 будет резко расти, делая более тяжелым бремя старости [12, с. 31]. В 2020 г. коэффициент был равен 19,7 % [13, р. 18], ожидается, что его значение превысит 50 % к 2050 г. На практике это означает, что содержать одного пенсионера будут два трудоспособных лица, имеющих, кроме этого, двух детей. Очевидно, что рост расходов на поддержание жизнедеятельности нетрудоспособных слоев общества (стариков и детей) может стать катализатором социальных волнений, являющихся угрозой политической устойчивости [13, р. 77].

Процесс старения населения влияет на динамику таких экономических параметров, как уровень предложения рабочей силы и инфляция; структура занятости; сбережение и потребление; общая факторная производительность и темпы экономического роста; государственные расходы и налогообложение. Рассмотрим далее эти параметры более детально.

2 Коэффициент зависимости пожилых людей — отношение количества пожилых к общему количеству людей трудоспособного возраста.

Таблица 1

Возрастная структура населения Китая (2003-2021, млн чел.)

Table 1. Age structure of the Chinese population (2003-2021, million people)

Год Количество людей, попавших в выборку Возрастной интервал Итого Доля населения в возрасте 65+

65-69 70-74 75-79 80-84 85-89 90-94 95+

2021 1 494 054 81 345 56 208 34 886 22 543 12 317 4 249 871 212 419 14.22 %

2019 1 091 876 55 086 35 665 22 610 14 322 7 036 2 113 450 137 282 12.57 %

2018 1 144 648 54 799 34 810 22 799 14 845 6 902 2 031 458 136 644 11.94 %

2017 1 145 246 51 552 32 590 22 553 14 708 6 606 1 964 455 130 428 11.39 %

2016 1 158 019 48 454 31 677 22 449 14 331 6 416 1 902 413 125 642 10.85 %

2015 21 312 241 850 443 563 097 411 240 253 260 111 758 33 773 6 894 2 230 465 10.47 %

2014 1 124 402 41 709 29 133 21 330 13 289 5 604 1 757 347 113 169 10.06 %

2013 1 118 433 39 216 27 905 21 253 12 769 5 256 1 558 304 108 261 9.68 %

2012 1 124 661 37 579 28 225 21 250 12 147 4 780 1 439 283 105 703 9.40 %

2011 1 145 209 36 054 28 826 21 174 11 964 4 796 1 437 290 104 541 9.13 %

2009 1 164 986 40 114 32 493 22 528 11 794 4 788 1 174 308 113 199 9.72 %

2008 1 178 521 39 183 33 302 21 991 11 686 4 777 1 205 269 112 413 9.54 %

2007 1 188 739 39 849 33 236 20 985 11 302 4 436 1 123 280 111 211 9.36 %

2006 1 192 666 39 996 32 692 20 632 10 825 4 142 1 130 279 109 696 9.20 %

2005 16 985 766 564 095 454 955 290 171 156 110 56 582 15 825 3 319 1 541 057 9.07 %

2004 1 253 065 40 062 32 538 19 159 10 469 3 727 1 115 234 107 304 8.56 %

2003 1 260 498 41 710 31 484 19 310 9 832 3 687 1 026 197 107 246 8.51 %

Источник: составлено авторами на основе данных китайской национальной статистики [9].

2003

2004

2005

2006

2007

2008 2009 2011 2012

2013

2014

2015

2016

2017

2018 2019 2021

8,00

9,00

10,00

11,00

12,00

13,00

14,00

15,00

<

< о

Рис. 1. Доля граждан в возрасте старше 65 лет среди населения Китая (2003-2021), % Fig. 1. Share of citizens over 65 years of age in China's population (2003-2021), %

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Источник: Национальные данные. URL: https://data.stats.gov.cn/ (дата обращения: 24.05.2023).

Уровень предложения рабочей силы и инфляция. Старение населения является одним из факторов сокращения предложения на китайском рынке труда. В то же время спрос на рабочую силу растет, в конечном итоге это ведет к росту заработной платы. Рост заработной платы, в свою очередь, яв-

ляется фактором инфляции издержек [14, р. 31]. Поддержание жизнедеятельности людей пожилого возраста, как правило, финансируется за счет индивидуальных сбережений и социальных выплат. Сберегательная модель поведения весьма чувствительна к динамике цен, поэтому необходимое усло-

95

98,6

99,2

100,9

99,3

90

Онмоз^юоь-оов>онпп^юс(-№а>оне<|ю^ю10№-10а)0нс(|

OS05 05 05 05 05 C5C505050000000000*—i*—i*—i*—i*—i*—i*—ic^cqcq 0505050500505050)0500000000000000000000000 HHHHHHHHHHKlNNKlNIMNN01t4IMN(M01INNN(51<NC4NNKl

Рис. 2. Динамика индекса потребительских цен в Китае (1990-2022) Fig. 2. Dynamics of consumer price index in China (1990-2022)

Источник: Национальные данные. URL: https://data.stats.gov.cn/ (дата обращения: 24.05.2023).

вие ее эффективного функционирования — низкий уровень инфляции.

В Китае в 2022 г. цены росли относительно низкими темпами — на 2 % в год, как видно на рисунке 2.

Структура занятости. Старение населения влияет на количество его трудоспособной части, но развитие искусственного интеллекта (ИИ), цифровизация экономики способны произвести революцию на рынке труда. Так, в исследовании консалтинговой компании McKinsey отмечается, что искусственный интеллект способен заместить до 30 % используемых в настоящее время трудовых ресурсов. В связи с этим мы приходим к выводу о том, что Китай способен компенсировать выпадение рабочей силы за счет развития цифровых технологий и ИИ, но в этом контексте остро встает вопрос квалификации как трудовых ресурсов, использующих цифровые решения, так и их разработчиков.

Величина сбережений и норма потребления. В будущем величина сбережений в Китае может снизиться, а норма потре-бления1 — возрасти. Экономическая теория обычно исходит из предположения о том, что пожилые люди до конца жизни используют сбережения, не предполагая их

1 Норма потребления — отношение части дохода, направленной на потребление, к общей сумме располагаемого дохода населения за определенный период.

возможную передачу по наследству, как результат, можно ожидать, что в будущем пенсионные накопления выступят важным фактором потребления, а вместе с ним и совокупного спроса.

Общая факторная производительность (ОФП; total factor productivity, TFP) и темпы экономического роста. Еще одно предположение, сделанное авторами, заключается в том, что процесс старения населения может стать фактором замедления роста ОФП и замедления темпов экономического роста, что потребует усилий в области научно-исследовательских и конструкторских работ (НИОКР) и реформ, направленных на повышение качества экономического роста. Рост ОФП предполагает повышение производительности всех факторов производства за исключением труда и капитала. Чтобы перейти от высокого роста производства к высокому росту качества, необходимо развитие ОФП. Обеспечение роста ОФП напрямую зависит от инвестиционной активности и создания условий для оптимального распределения производственных факторов.

Ставки и облигационные продукты. Ввиду своего консерватизма пожилые люди предпочитают аккумулировать свои сбережения в виде банковских депозитов как наименее рискованные инвестиционные операции. Чуть менее предпочтительными с учетом своей более высокой рискованности являются инвестиции в ценные бумаги.

Процентная ставка — ключевой маркер прибыльности инвестиций — во многом зависит от проводимой монетарной политики. Рост инфляции может подтолкнуть Центральный банк к росту процентной ставки и снижению денежного предложения, которые в краткосрочном периоде негативно скажутся на деловой активности и совокупном спросе.

Можно предположить, что все факторы являются и результатом развития демографических процессов, которые, возможно, выступают их глубинной детерминантой. По нашему мнению, это лишь одно из суждений о причинах развития значимых тенденций, и, конечно, авторы не утверждают, что демографическая ситуация является первопричиной развития данного экономического процесса. Пандемия в 2019 г. распространилась по всей стране, замедлив экономическое и социальное развитие, повлияв на темпы экономической и социальной модернизации Китая, а также на традиционный образ жизни людей. Данные показывают, что в первом квартале 2020 г. ВВП Китая сократился на 6,8 % в годовом исчислении, отрицательный рост был зафиксирован впервые с момента появления квартальной статистики в 1992 г. [15, с. 45]. Очевидно, что долговой рынок имеет все предпосылки к дальнейшему развитию, так как Китай весьма достойно преодолел все последствия пандемии. Склонность пожилых людей к минимизации риска позволяет предположить, что в приоритете будут находиться государственные (казначейские облигации) ценные бумаги.

Объем облигационного рынка Китая в июне 2018 г. составлял 9,03 трлн долл., по отношению к ВВП это составляет 69,1 %. В структуре же рынка 72,5 % приходились на государственные облигации, а остальные 27,5 % — на ценные бумаги корпораций. В будущем можно предположить сохранение тренда на увеличение объема рынка государственных облигаций, тем более что корпоративные облигации в последние годы часто подвергались рискам. Однако долговая система Китая непрозрачна: точные статистические данные о количестве и сумме государственных облигаций отсутствуют.

Государственные расходы и налогообложение. Государственные расходы могут увеличиться, возможности для снижения налогов сократятся. Рост численности пожилых людей, выпавших из числа рабочей силы, на фоне роста прожиточного минимума

неизменно ведет к увеличению социальных £

расходов государственного бюджета. Старе- ^

ющее общество менее гибко реагирует на ^

сокращение социальных программ. Как ре- |

зультат, правительство теряет определенную £

долю маневренности при проведении фи- *

скальной политики. Так, если еще в 2007 г. н

о

на социальное обеспечение Китай

около 14,1 % от государственного бюджета, °

то в 2017 г., спустя десять лет, эта цифра о

выросла до 18,8 %. Идентичные показатели ^

были и у японского бюджета в далеком 1987 ™

г. Если предположить, что демографическая |

ситуация в Китае будет развиваться по япон- ^

ской модели, то к 2035 г. доля социальных 5

статей расходов бюджета может возрасти до ^

30 % [16, р. 179]. °

Пенсионное страхования в Китае °

о

Динамику представленных выше экономи- ^

ческих процессов и показателей в опреде- ^

ленной степени компенсирует действующая о

в Китае система пенсионного страхования. ^

Страхование может обеспечить не только х

снижение уровня рисков, но и повышение <

кредитоспособности и финансирования ™

любой отрасли [17, р. 352]. Система пен- ^

сионного страхования в Китае состоит из 5

нескольких элементов. Базис составляет ее о-

<

первый элемент — базовое пенсионное стра- х

хование трудовых ресурсов. Второй элемент ^

представлен паевыми профессиональными Ц

пенсиями и корпоративными аннуитетами. ^

Третьим элементом выступает индивиду- 0

альное пенсионное страхование [18, р. 49]. ™

Базовое пенсионное страхование. В 2021 г. ^

базовым пенсионным страхованием было ^

охвачено 73 % населения Китая. Зафик- 5

сирован небольшой процент самозанятых ш граждан, которых данный элемент охватить не успел. Количество жителей, участвующих в социальном пенсионном страховании, ежегодно растет, как и количество граждан, получающих пенсии по старости, к 2021 г. оно достигло 133,822 млн чел., как показано на рисунке 3.

В результате старения населения Китая увеличивается потребность в пенсионных отчислениях. Так, если в 1982 г. коэффициент зависимости пожилого населения составлял 8 %, то в 2020 г. — уже 19,7 %. Все это приводит к росту расходов в рамках базового пенсионного страхования [19, р. 121].

По итогам 2020 г. по базовому пенсионному страхованию был сформирован дефицит:

2012 2013 2014 2015

2016

2017 2018 2019 2020

2021

и Количество участников социального пенсионного страхования (млн)

ш Количество людей, фактически получающих пособия по социальному пенсионному страхованию (млн)

Рис. 3. Население, включенное в систему социального пенсионного страхования Китая (2012-2021) Fig. 3. Population included in China's social pension insurance system (2012-2021)

Источник: составлено авторами на основании данных Национальной статистики. URL: https://data.stats. gov.cn/easyquery.htm?cn=C01 (дата обращения: 24.05.2023).

2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022

Рис. 4. Отношение доходы/расходы на базовое пенсионное страхование (2010-2022) Fig. 4. Income/expenditure ratio for basic pension insurance (2010-2022)

Источник: составлено авторами на основе данных Wind Data Service1. URL: https://www.wind.com.cn/ portal/zh/WFT/index.html (дата обращения: 24.05.2023).

расходы превысили доходы на 11 %. Данное превышение было обусловлено поэтапным сокращением корпоративных социальных взносов, спровоцированным глобальной пандемией. Как следует из отчета Chinese Academy of Social Sciences (CASS), величина текущего баланса по базовому пенсионному страхованию трудовых ресурсов китайских городов выйдет в дефицитную плоскость к 2028 г. даже с учетом всех финансовых субсидий, без которых состояние дефицита было бы уже в допандемийном 2019 г. [20, p. 78].

Страховые взносы — основной источник в рамках базового пенсионного страхования. На их величину прямое и опосредованное влияние оказывают такие факторы,

как методы и способы финансирования, процентная ставка, динамика индекса цен, состояние трудовых ресурсов и т. д. Всемирный экономический форум, под эгидой которого был проведен ряд исследований, утверждает, что к 2050 г. Китай станет государством с наибольшим числом людей пожилого возраста и значительным дефицитом по линии пенсионных выплат, как показано на рисунке 4.

Паевые профессиональные пенсии: характеризуются низким уровнем охвата и ограниченным функционалом дополнительной защиты. Совокупность корпоративных фондов на основе паевого участия как работодателей, так и работников, базирующихся

1 Wind Data Service (WDS) предоставляет данные в финансовом секторе.

на отчислении части профессиональных пенсий, формирует дополнительный элемент пенсионной системы Китая. На конец 2021 г. данный элемент пенсионной системы охватывал более 118 тыс. предприятий, сформировавших на территории Китая сеть корпоративных фондов с почти 29 млн участников. По отношению к участникам первого элемента — базового пенсионного страхования — это составило 2,8 %. В то же время отмечается позитивный тренд: если в 2018 г. число предприятий, создавших корпоративный фонд, составляло 87 тыс. ед., то в 2021 г. оно возросло до 118 тыс. ед. [21, с. 8]. Вместе с тем средняя доля застрахованных сотрудников предприятий составила 96 % [22, р. 3]. Средний темп роста равен 10,7 %, что, в свою очередь, говорит о высоком динамизме в развитии данного элемента.

По нашему мнению, профессиональные фонды имеют определенные возможности для будущего роста.

Индивидуальное пенсионное обеспечение, третий элемент пенсионной системы Китая, характеризуется незначительной ролью. Незначительность обусловлена его поздним введением в систему пенсионного обеспечения. По нашему мнению, с точ-

ки зрения потенциального развития этот элемент является наиболее перспективным [23, p. 10].

С 2009 г. второй и третий элементы системы пенсионного страхования фигурируют в рэнкинге от Melbourne Mercer Global Pension Index System. За период с 2010 по 2019 г. балльная оценка Китая возросла от 40,3 до 48,7 баллов. Тем не менее из 37 объектов рейтинга Китай дислоцируется на десятом месте, имея оценку класса "D". Пенсионные системы лидеров рейтинга, Дании и Нидерландов, характеризуются оценкой "А" (более 80 баллов) [24, p. 39].

Выводы

Резюмируя, можно прийти к выводу о том, что в китайской пенсионной системе преобладает первый элемент — базовое пенсионное страхование. Ускорение старения населения является основным вызовом для первого элемента. В то же время второй и третий элементы (корпоративное и индивидуальное страхование) имеют определенный потенциал к росту. Как результат, именно динамикой их развития и будет определяться вектор развития всей пенсионной системы Китая.

<

Список источников

1. Лу Юань. Некоторые соображения об устойчивом развитии пенсионного страхования // Анализ рынка и демографической ситуации. 1998. № 6. С. 37-39. (на кит.;

1998(06):37-39).

2. Дэн Чжипин. Зависимость от пути, диффузия политики и национальная автономия — логика изменений в системе пенсионного страхования Китая // Академическое исследование. 2014. № 10. С. 38-44. (на кит.; ^ff.Kifti, 14--Ф1#

^Ш&^М^ЙЙШВД.^^ЛЙ, 2014(10):38-44).

3. Пэн Биронг. Исследование устойчивости системы базового пенсионного страхования работников городских предприятий в Китае: докторская диссертация. Шэньчжэньский университет, 2015. С. 23-25. (на кит.; ШШШ. Ф

®fl^[D].}fiJH*^, 2015:23-25).

4. Лин Юмин, Ся Линлин. Теоретическая значимость и порог сложности устойчивого развития социального обеспечения // Исследования в области социального обеспечения. 2011. № 1. С. 14-25. (на кит.;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2011(01):14-25).

5. Белозёров С. А. Особенности национальных систем пенсионного обеспечения // Вестник Санкт-Петербургского университета. Экономика. 2017. Т. 33. № 1. С. 51-77. DOI: 10.21638/ 11701/spbu05.2017.104

6. We'll live to 100 — how can we afford it? Geneva: World Economic Forum, 2017. 24 p. URL: https://www3.weforum.org/docs/WEF_White_Paper_We_Will_Live_to_100.pdf (дата обращения: 19.02.2023).

7. Цзун Чжэнь, Хуан Цзы Цянь, Чжан Цзин И и др. Проблемы и меры пенсионного страхования в Китае в условиях старения населения // Китайский деловой журнал. 2022. № 10. С. 153-156. (на кит.;

[J]^Sffii£, 2022(10):153-156). D0I:10.19699/j.cnki.issn2096-0298.2022.10.153

8. Отчет об исследовании тенденции развития старения населения в Китае: прогноз на столетие // Социальная работа в Китае. 2009. № 17. C. 57-60. (на кит.; ^Э^ШШЙЖ^ИФШЙ^Х^, 2009(17):57-60).

< о

9. Источники данных: Комиссия по регулированию банковской и страховой деятельности Китая. URL: http://www.cbirc.gov.cn/cn/view/pages/tongjishuju/tongjishuju.html (дата обращения: 09.01.2023). (на кит.; S^^^ffiSlSÄ®. ЙИ0Ш023^1Я 9 0).

10. Фэн Цзинь, Хэ Лисинь. Варианты политики реформирования системы пенсионного страхования Китая — перспективы старения, урбанизации и глобализации // Исследования в области социального обеспечения. 2012. № 3. C. 29-41. (на кит.;

ш.Фтп^жти&штжтт—шъ* жък, 2012

(03):29-41).

11. Гао Цзяньвэй, Дин Кэсинь. Актуарная модель и ее эмпирический анализ коэффициента замещения в пенсионном страховании городских работников Китая // Журнал СевероКитайского университета электроэнергетики (издание по общественным наукам). 2004. № 4. С. 15-18. (на кит.;

2004(04):15-18).

12. Ли Т. Пенсионное страхование в Китае: развитие в условиях современных демографических тенденций // Страховое Дело. 2023. № 1 (358). С. 28-40.

13. Линь Юмин, Ся Линьлинь. Теоретическая значимость и порог сложности устойчивого развития социального обеспечения // Исследования в области социального обеспечения.

2011. № 1. C. 14-25. (на кит.;

2011(01):14-25).

14. Ван Цин. Некоторые вопросы, которые необходимо прояснить в отношении коэффициента замещения базовой пенсии // Журнал Тяньцзиньской школы бизнеса. 2000. Т. 20. № 5. С. 30-32. (на кит.;

2000(05):30-32). D0I:10.15963/j.cnki.cn12-1401/f.2000.05.008

15. Ли Т. Уроки пандемии и прогнозы развития: будущее страхования в Китае // Современная модель развития страхового рынка: приоритеты и возможности: сборник трудов XXIII Междунар. науч.-практ. конф., СПб., 01 июня 2022 г. / СПбГУ, ВВС. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2022. С. 45-51.

16. Хэ Цзямин, Ян Инцян. Влияние экономического развития на базовое пенсионное страхование — эмпирический анализ на примере провинции Сычуань // Реформа экономической системы. 2008. № 2. C. 178-181. (на кит.;

mm--2008(02):178-181).

17. Белозеров С. А., Иванов В. В., Покровская Н. В. и др. Финансовая система Китая: учебник. М.: Проспект, 2021. 352 с.

18. Ван Синьмэй. О базовой концепции национальной координации пенсионного обеспечения // Обзор социального обеспечения. 2019. Т. 3. № 4. С. 42-53. (на кит.; %£±тЖМ№Ш2019,3(04):42-53).

19. Ван Юйси, Ван Хун, Чэнь Цюньмин и др. Обзор политики реформирования для устойчивого развития международных систем пенсионного страхования // Бизнес-исследования.

2012. № 8. С. 120-124. (На кит.;

ÄiW[J].ffiMfl^, 2012(08):120-124). D0I:10.13902/j.cnki.syyj.2012.08.036

20. Чжэн Бинвэнь. Актуарный отчет о пенсионном обеспечении в Китае (2019-2050 гг.) // Издательство труда и социального обеспечения Китая, 2019-05-01. C. 88. (на кит.; ЗДЯ:

«Ф@#^£йЖЖн(2019-2050)» , 2019-05-01 P88).

21. Лу Цзиньфэй, Ли Шу. Пенсионное финансирование и развитие трехкомпонентной пенсионной системы // Новые финансы. 2022. № 12. С. 16-21. (на кит.;

2022(12):16-21).

22. Чжу Инь. Многомерное совершенствование системы пенсионного страхования // Человеческие ресурсы. 2022. № 24. С. 23-25. (на кит.;

ЛЙ®, 2022(24):23-25).

23. Ван Якэ. Управление пенсионными фондами Китая: институциональные риски и риски управления: выводы на основе опыта управления Федеральным фондом социального обеспечения США // Журнал Центрального китайского нормального университета (издание по гуманитарным и социальным наукам). 2012. Т. 51. № 3. C. 8-13. (на кит.;

2012,51(03):8-13).

24. Чжэн Бинвэнь. Последствия задержки возраста выхода на пенсию для устойчивости пенсионной системы // Социальное управление. 2021. № 4. C. 22-24. (на кит.; iß^Ä.S

2021(04):22-24). D0I:10.16775/j.cnki.10-

1285/d.2021.04.004

References

1. Lu Yuan. Some thoughts on the sustainable development of endowment insurance. Shichan-gyurenkoufenxi = Market and Population Analysis. 1998;(6):39-41. (In Chin.).

2. Deng Zhiping. Path dependence, policy diffusion and national autonomy — the logic of ® changes in China's pension insurance system. Xueshuyanjiu = Academic Research. 2014; Si (10):38-44. (In Chin.). ^

3. Peng Birong. A study on the sustainability of China's urban enterprise employee pension ^ system: Doctoral dissertation of Shenzhen University; 2015:23-25. (In Chin.). x

4. Lin Yuming, Xia Linlin. Theoretical essentials and complexity perspective of sustainable ™ development of social security. Shehuibaozhangyanjiu = Social Security Research. 5 2011;(1):14-25. (In Chin.) h

5. Belozyorov S.A. Specifics of national pension plans. Vestnik Sankt-Peterburgskogo

siteta. Ekonomika = St. Petersburg University Journal of Economic Studies (SUJES). °

2017;33(1):51-77. (In Russ.). DOI: 10.21638/11701/spbu05.2017.104 |

6. We'll live to 100 — how can we afford it? Geneva: World Economic Forum; 2017. 24.p. g URL: https://www3.weforum.org/docs/WEF_White_Paper_We_Will_Live_to_100.pdf (ac- J cessed on 19.02.2023).

7. Zong Zhen et al. China's pension insurance problem and countermeasures under the back- | ground of population aging. Zhongguoshanglun = Chinese Business Theory. 2022;(10):153- J] 156. (In Chin.). o

8. Cao Bingliang. Research report on centenary forecast of the development trend of popula- jf tion ageing in China. Zhongguoshehuigongzuo = Social Work in China. 2009;(17):57-60. o (In Chin.). x

CD

9. Data Sources: China Banking and Insurance Regulatory Commission. URL: http://www. >g cbirc.gov.cn/cn/view/pages/tongjishuju/tongjishuju.html (accessed on 09.01.2023).

(In Chin.). a

10. Feng Jin, He Lixin. Policy choices for the reform of China's pension insurance system — x from the perspective of aging, urbanization and globalization. Shehuibaozhangyanjiu = ^ Social Security Research. 2012;(3):29-41. (In Chin.). |

11. Gao Jianwei, Ding Kequan. The actuarial mode of Chinese basic pension substitute rate and ^ its demonstration. Journal of North China Electric Power University (Social Sciences). ^ 2004;(4):15-18. (In Chin.). <

12. Li T. Sustainable development of pension insurance in the context of China's aging popula- m tion. Strakhovoe delo = Insurance Business. 2023;(1):28-40. (In Russ.). m

13. Lin Yuming, Xia Linlin. Theoretical essentials and complexity perspective of sustainable _o development of social security. Shehuibaozhangyanjiu = Social Security Research. 2011; < (1):14-25. (In Chin.). £

14. Wang Qing. Some issues concerning the replacement rate of basic pension need to be <a clarified. Tianjinshangxueyuanxuebao = Journal of Tianjin College of Commerce. 2000;20(5): >• 30-32. (In Chin.).

15. Li T. Pandemic lessons and development forecasts: The future of insurance in China. ^ In: Modern model of insurance market development: Priorities and opportunities. Proc. < 23rd Int. sci.-pract. conf. (St. Petersburg, June 01, 2022). St. Petersburg: St. Petersburg o State University; 2022:45-51. (In Russ.). g

16. He Jiaming, Yang Yingqiang. The impact of economic development on basic endowment ^ insurance — based on the empirical analysis of Sichuan Province. Jingjitizhigaige = Economic « System Reform. 2008;(2):178-181. (In Russ.). °

17. Belozerov S.A., Ivanov V.V., Pokrovskaya N.V. [et al]. Financial system of China: Textbook. lo Moscow: Prospect; 2021. 352 p. (In Russ.).

18. Wang Xinmei. On the basic concept of national coordination of pensions. Shehuibaozhangpinglun = Social Security Review. 2019;(4):42-53. (In Chin.).

19. Wang Yuxi et al. Analysis on sustainable development reform policies of international pension insurance system. Shangyeyanjiu = Commercial Research. 2012;(8):120-124. (In Chin.).

20. Zheng Bingwen. China pension actuarial report (2019-2050). Beijing: China Labor and Social Security Press; 2019:88. (In Chin.).

21. Lu Jinfei, Li Shu. Pension Finance and the Development of Three-pillar pension System [J]. Xinjinrong = New Finance. 2022;(12):16-21.(In Chin.)

22. Zhu Ying. Multi-dimensional improvement of pension insurance system. Renliziyuan = Human Resources. 2022;(24):23-25. (In Chin.)

23. Wang Yake. Pension fund management in China: Institutional risk and management risk — based on the experience of Federal Social Security Fund management in the United States. Huazhongshifandaxuexuebao(Renwenshehuikexueban) = Journal of Central China Normal University (Humanities and Social Sciences). 2012;51(3):8-13. (In Chin.).

24. Zheng Bingwen. The significance of postponing Retirement Age to the sustainability of pension system. Shehuizhili = Social Governance. 2021;(4):22-24. (In Chin.). DOI: 10.16775/j. cnki.10-1285/d.2021.04.004

Сведения об авторах

Сергей Анатольевич Белозеров

доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой управления рисками и страхования

Санкт-Петербургский государственный университет

199034, Санкт-Петербург, Университетская набережная, д. 7-9

SPIN-код: 1451-231, Author ID: 272489 Ли Тун

аспирант кафедры управления рисками и страхования

Санкт-Петербургский государственный университет

199034, Санкт-Петербург, Университетская набережная, д. 7-9

SPIN-код: 2451-6464, Author ID: 1153145

Владислав Анатольевич Аркадьев

аспирант кафедры управления рисками и страхования

Санкт-Петербургский государственный университет

199034, Санкт-Петербург, Университетская набережная, д. 7-9

SPIN-код: 8458-8257, Author ID: 1147537

Поступила в редакцию 09.06.2023 Прошла рецензирование 11.07.2023 Подписана в печать 10.08.2023

Information about Authors

Sergey A. Belozerov

D.Sc. in Economics, Professor, Head of the Department of Risk Management and Insurance

St. Petersburg State University

7-9 Universitetskaya emb., St Petersburg 199034, Russia

SPIN-code: 1451-231, Author ID: 272489 Li Tong

postgraduate student at the Department of Risk Management and Insurance

St. Petersburg State University

7-9 Universitetskaya emb., St Petersburg 199034, Russia

SPIN-code: 2451-6464, Author ID: 1153145 Vladislav A. Arkadiev

postgraduate student at the Department of Risk Management and Insurance

St. Petersburg State University

7-9 Universitetskaya emb., St Petersburg 199034, Russia

SPIN-code: 8458-8257, Author ID: 1147537

Received 09.06.2023 Revised 11.07.2023 Accepted 10.08.2023

Конфликт интересов: авторы декларируют отсутствие конфликта интересов, связанных с публикацией данной статьи. Conflict of interest: the authors declare no conflict of interest related to the publication of this article.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.