Научная статья на тему 'НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПОЛИЦЕЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В США'

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПОЛИЦЕЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В США Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
77
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / ПОЛИЦИЯ США / ИСТОРИЯ США / ИСТОРИЯ ПОЛИЦИИ США / ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Жуланов Александр Владимирович

Данная статья посвящена процессу саморазвития системы полицейского образования в США и формирования ее специфических национальных особенностей. В статье отмечаются наиболее важные исторические события данного процесса, раскрывается характеристика национальных свойств и особенностей системы правоохранительного образования США. Предлагаемая статья позволяет ознакомиться с национально обусловленными чертами системы образования полицейских в США, результаты развития которой к настоящему времени очевидны во многих регионах мира, в т. ч. и в высокоразвитых западноевропейских странах, копируют американскую правоохранительную модель и систему подготовки полицейских кадров, данная тенденция заметна в последнее время и в современном российском обществе. В статье приводится характеристика правоохранительной системы американского государства в сравнении с аналогичными системами в Западной Европе и в России, отмечаются этапы развития национальной правоохранительной системы, развитие которой определялось новыми тенденциями общественно-политического и социально-экономического развития США. Предлагаемая статья позволяет ознакомиться с зарубежным практическим опытом в правоохранительной сфере, отражающим те тенденции и направления, в которых, возможно, будет развиваться ситуация в области охраны правопорядка и соблюдения законности в России в будущем.This article is devoted to process of self-development of the system of police education in the United States and the formation of its specific national features. The article presents the most important historical events of this process revealed the characteristic of national properties and features of the system of enforcement of U.S. education. This article provides an introduction to the national caused by the features of the education system of the police in the USA, the results of which by now evident in many regions of the world, including in developed zapadnoevropeiskii countries, copy the American model law enforcement and the system of police training, including this tendency is noticeable in recent times and in the modern Russian society. The article provides characteristics of the law enforcement system of American government in comparison with similar systems in Western Europe and in Russia, there are stages of development of the national law enforcement system, the development of which was determined by new tendencies of the socio-political and socio-economic development of the USA. The proposed article to learn foreign experience in the law enforcement field, reflecting the tendencies and directions in which it will be possible to develop in the field of policing and the rule of law in Russia in the future.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПОЛИЦЕЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В США»

А. В. Жуланов

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПОЛИЦЕЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В США

Данная статья посвящена процессу саморазвития системы полицейского образования в США и формирования ее специфических национальных особенностей. В статье отмечаются наиболее важные исторические события данного процесса, раскрывается характеристика национальных свойств и особенностей системы правоохранительного образования США. Предлагаемая статья позволяет ознакомиться с национально обусловленными чертами системы образования полицейских в США, результаты развития которой к настоящему времени очевидны во многих регионах мира, в т. ч. и в высокоразвитых западноевропейских странах, копируют американскую правоохранительную модель и систему подготовки полицейских кадров, данная тенденция заметна в последнее время и в современном российском обществе. В статье приводится характеристика правоохранительной системы американского государства в сравнении с аналогичными системами в Западной Европе и в России, отмечаются этапы развития национальной правоохранительной системы, развитие которой определялось новыми тенденциями общественно-политического и социально-экономического развития США. Предлагаемая статья позволяет ознакомиться с зарубежным практическим опытом в правоохранительной сфере, отражающим те тенденции и направления, в которых, возможно, будет развиваться ситуация в области охраны правопорядка и соблюдения законности в России в будущем.

Ключевые слова: правоохранительная система, полиция США, история полиции США, история США, история педагогики.

A. V. Zhulanov

NATIONAL PECULIARITIES OF FUNCTIONING OF THE SYSTEM OF POLICE EDUCATION IN THE USA

This article is devoted to process of self-development of the system of police education in the United States and the formation of its specific national features. The article presents the most important historical events of this process revealed the characteristic of national properties and features of the system of enforcement of U.S. education. This article provides an introduction to the national caused by the features of the education system of the police in the USA, the results of which by now evident in many regions of the world, including in developed za-padnoevropeiskii countries, copy the American model law enforcement and the system of police training, including this tendency is noticeable in recent times and in the modern Russian society. The article provides characteristics of the law enforcement system of American government in comparison with similar systems in Western Europe and in Russia, there are stages of development of the national law enforcement system, the development of which was determined by new tendencies of the socio-political and socio-economic development of the USA. The proposed article to learn foreign experience in the law enforcement field, reflecting the tendencies and directions in which it will be possible to develop in the field of policing and the rule of law in Russia in the future.

Keywords: the law enforcement system, police US, history of the police, U.S. History, History of Education.

Современное российское общество находится на этапе реформирования своей правоохранительной системы. При этом цивилизационные уроки Соединенных Штатов Америки, имеющих почти трехвековой исторический опыт совершенствования своей национальной полиции в условиях демократического общества, неизменно высту-

пают в качестве детерминанты верификации любых модернизаторских процессов правоохранительной деятельности во многих странах мира [1, с. 142].

История полицейского образования в США, равно как и история самой правоохранительной системы американского государства, в сравнении

с аналогичными системами в Западной Европе и в России непродолжительна и ограничивается одним-двумя столетиями [2]. В настоящее время достаточно трудно представить, что еще ко второй половине XIX в. Соединенные Штаты, бывшая колония Британской Империи, пережившая гражданскую войну и являвшаяся одним из наиболее отсталых регионов мира с примитивной аграрной экономикой и всеобщей безграмотностью населения, станет могущественной экономической и индустриальной державой, правоохранительные органы которой станут образцом для подражания для многих стран.

Ответ на вопрос о том, как за столь короткое время по мировым историческим измерениям это государство, несмотря на непростые исторические условия, смогло стать безусловным мировым лидером практически во всех областях экономики и политики, вызывает интерес у специалистов самых различных отраслей современного социогу-манитарного знания, в т. ч. у историков педагогики.

В настоящей статье мы сконцентрируемся на вопросе о специфических, национально обусловленных чертах системы образования полицейских в США, результаты развития которой к настоящему времени очевидны — во многих регионах мира, в т. ч. и в высокоразвитых западноевроейских странах, копируют американскую правоохранительную модель и систему подготовки полицейских кадров, в т. ч. данная тенденция заметна в последнее время и в современном российском обществе.

Как известно, система полицейского образования США сложилась по историческим меркам относительно недавно. На протяжении всего раннего периода американской истории (до начала XX века) в США не существовало системы институтцио-нализированого образования работников полиции. В те годы требования, предъявляемые к кандидатам на полицейскую службу в США, были минимальными — для того чтобы стать полицейским, необходимо было быть гражданином США, не иметь проблем с законом, иметь нормальное физическое состояние и окончить среднюю школу (желательно, пройти службу в рядах вооруженных сил). Соответственно, после непродолжительного собеседования с кандидатом и формальной проверки документов полицейские давали присягу защищать город или штат [3, р. 21].

В большинстве случаев подготовкой полицейских занимались сами правоохранительные орга-

ны по своему усмотрению в самых различных формах и различными средствами [Ibid].

Только в первой четверти XX в. в США стали возникать первые специализированные формы полицейского образования [4, р. 34, 35]. Так, первая американская полицейская школа возникла в 1924 г. в Лос-Анджелесе [5, р. 73].

Это историческое обстоятельство обусловило первую, из называемых в данной статье, историческую особенность функционирования полицейского образования в США, а именно — ее прагматизм, интенцию к нивелированию общеобразовательных подходов, отказ от многопредметности и энциклопедизма в образовании. В Соединенных Штатах на протяжении всего XX в. развивали систему подготовки профессионалов в полиции, а не пытались в правоохранительной системе дублировать существующую модель университетского образования, как это было в Западной Европе [6]. Сегодня подготовка американских полицейских представляет собой курсы из нескольких недель и месяцев интенсивного обучения, а не многолетнюю программу научного образования [1].

Другая историческая особенность системы правоохранительного образования в США — это ее ярко выраженный общественный характер.

Как известно, в XIX в. США являлись единственным из существующих в мире того времени государством демократии, первым в истории человечества государством, основанным на конституционных принципах прямого всеобщего избирательного права. Соответственно, сама правоохранительная система в США, как и все первостепенные атрибуты государственности (институты власти, судебные органы, система образования и здравоохранения), создавалась еще в колониальный период на основе общественной и частной инициативы, а не усилиями государственных органов власти, как это было во всем остальном мире.

По существу, первые органы полиции представляли собой частные охранные организации, создаваемые, финансируемые и контролируемые общественными собраниями отдельных поселений, общин, городов и штатов. Этому в значительной степени способствовала выработанная двумя столетиями пребывания в суровых и часто враждебных условиях Нового Света национальная способность американского населения к высокой самоорганизации, общественной кооперации и социальному взаимодействию, привычка к самостоя-

тельному решению собственных проблем, склонность к обдуманному принятию решения каждым жителем страны. Эта национальная черта в значительной мере обусловила общественный характер всей американской правоохранительной системы, откладывающей явственный отпечаток на ее функционирование и в настоящее время.

Исходя из данной особенности, сама правоохранительная система в американском обществе рассматривалась не как государственный орган, а как важнейшее социальное средство благоустройства общества в целом. На протяжении всей своей национальной, весьма непростой истории американцы стремились к осуществлению и последовательно реализовывали принцип равных возможностей всех граждан во всех социально-политических сферах своей страны вне зависимости от расовой, этнической, религиозной принадлежности, социального или имущественного положения.

С первых дней существования американского государства полиция, наравне с судом, властными органами и церковью, стала одной из важнейших организаций по обеспечению и продвижению демократических ценностей в американском обществе. В то же время все формы образования, в т. ч. и специально полицейского образования, расценивались как институты, поддерживающие общественное развитие, благополучие и прогресс.

Общественная основа функционирования всей правоохранительной системы США предопределила другую ярко выраженную национальную особенность развития системы полицейского образования — ее регионализм, понимаемый в том смысле, что в каждом штате, округе и даже отдельном городе и поселении возникали крайне специфические, ориентированные на социальные, экономические, культурные, религиозные и ментальные особенности местного населения полицейские органы. В ряде штатов это были рейнджеры, в других штатах — конная полиция, в некоторых — береговая охрана и др., что в общей совокупности представляло собой невиданное для многих других стран многообразие моделей поддержания правопорядка. Как производность, в каждом штате и округе возникали специфические учебные заведения для подготовки полицейских кадров, из чего возможно заключить, что в противоположность российским государственным традициям федерализма, что в США, в российском понимании единой монолитной систем

Так, единый федеральный орган управления полицейскими службами «Союз глав национальных полиций» (The National Chiefs of Police Union) был создан в Соединенных Штатах только в 1893 г. и являлся лишь инструментом для регулярных встреч и обмена мнениями между полицейскими различных регионов страны.

В 1902 г. была создана Международная ассоциация начальников полиции (International Association of Chiefs of Police — IACP), а в 1915 г. возникло «Общества работников правоохранительных органов» (^е Fraternal Order of Police — FOP), вскоре после этого «Американская федерация государственных муниципальных служащих» (American Federation of State County Municipal Employees — AFSCME) и «Международная конференция Ассоциации полиции» (International Conference of Police Associations — ICPA).

С начала XX столетия стали возникать и полицейские профсоюзы, ставшие значительной силой в процессе реформирования правоохранительной системы США. Специфика их деятельности заключалась в том, что в отличие от всех прочих профсоюзов они не могли организовывать забастовки, акции протеста и в целом участвовать напрямую в борьбе за права своих членов. К началу XX столетия 72 % отделов полиции, 46 % офисов шерифов, 36 % всех полицейских и 11 % шерифов состояли в различных американских профсоюзах полицейских [7, р. 54].

Таким образом, децентрализация всех властных структур, в т. ч. и органов правопорядка, составляет одну из ключевых особенностей американской политической системы. Каждый штат США имеет свою собственную полицейскую структуру, равно как и различное законодательство, весьма отличную от всех остальных.

Согласно законодательству США полиция обладает правами, переданными государством или муниципальным правительством для осуществления законодательного регулирования гражданских интересов, защиты безопасности, здоровья и всего, что касается граждан, а также для проведения превентивной деятельности в отношении уголовных преступлений, массовых выступлений и беспорядков, связанных с ними. По сути, единого Министерства внутренних дел в США не существует, а само понятие «полиция США» является весьма условным и означает, по большей части, совокупность всех правоохранительных органов страны [8, р. 18].

Исходя из вышеизложенного, основными отличительными особенностями американской системы подготовки кадров для правоохранительной системы являются:

1) строго лимитированные полномочия;

2) децентрализация управления;

3) фрагментация функций [Ibid].

В США существуют три уровня государственной власти — федеральный уровень, уровень штата и местный уровень, каждый из которых обладает значительной автономией. Соответственно с этим изначально в США сложилась следующая иерархия правоохранительных служб и подведомственных им образовательных учреждений:

1. Полиция подчинения федеральному правительству, представленная федеральными департаментами.

Список библиографических ссылок

2. Полицейские органы каждого из штатов.

3. Полицейские агентства в некоторых округах, возглавляемые избираемыми шерифами.

4. Полицейские формирования городов и поселков [8, р. 19—20].

Аналог российского МВД — «Департамент внутренней безопасности США», пятнадцатый орган федеральной исполнительной власти правительства был создан только после теракта 11 сентября 2001 г., но его функции весьма ограничены.

Таким образом, примат общественной инициативы, регионализм, конкурентность, демократизм и гуманизм определили национальное своеобразие американской системы полицейского образования, эффективность которой к настоящему времени очевидна и в современном мире.

1. Жуланов А. В., Тимофеева А. А. Становление системы полицейского образования США // Вестник Волгоградской академии МВД России. 2013. № 3 (26).

2. Астахова И. А. О проблемах и преимуществах использования дистанционных образовательных технологий в вузе (с учетом опыта подготовки специалистов в университетах США) // Вестник Волгоградской академии МВД России. 2009. № 2 (9).

3. Carte G. & E. Police Reform in the United States: The Era of August Vollmer. Berkeley: Univ. of California Press, 1975.

4. Berg B. Law Enforcement: An Introduction to Police in Society. Boston: Allyn & Bacon, 1998.

5. Bopp. W. & D. Schultz. A Short History of American Law Enforcement. Schultz D. Springfield: Charles Thomas, 1972.

6. Бокова Т. Н. Высшее образование в США и России: сопоставительный анализ // Вестник Волгоградской академии МВД России. 2013. № 1 (24).

7. Walker S. A Critical History of Police Reform/S. Walker. Lexington: Lexington Books, 1977.

8. Tonry M. & N. Morris. (eds.) Modern Policing: Vol. 15 in Crime and Justice, A Review of Research. Chicago: Univ. of Chicago Press. 1992.

© Жуланов А. В., 2014

И. А. Крепкова, А. А. Тихонов

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СТАНОВЛЕНИЯ

СОВЕТСКОЙ МИЛИЦИИ В АСТРАХАНСКОМ КРАЕ В 1918 г.

В исследовании анализируются организационно-правовые основы становления советской милиции в Астраханском крае в 1918 г. Рассматривается образование органов охраны правопорядка, как в губернском центре, так и в уездах края. В работе раскрывается структура аппарата советской милиции в Астраханской губернии. Определяется круг полномочий органов охраны правопорядка. Дается анализ нормативно-правовых документов, изданных как Народным комиссариатом внутренних дел, так и местными

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.