ской наркополиции. Кроме того, под контролем ОДКБ планируется создать в Киргизии центр по борьбе с наркотрафиком.
В целом, можно констатировать, что Россия предпринимает реальные шаги по оказанию помощи Киргизии и сохранению стабильности в республике, которой может грозить раскол в случае обострения внутриполитической ситуации. Последнее чревато драматическими последствиями как для всего Центрально-Азиатского региона, так и для национальных интересов РФ, поскольку, по мнению некоторых экспертов, здесь нельзя полностью исключать косовский вариант, т.е. попытку разрешения внутренних межэтнических конфликтов с участием войск США и других стран НАТО.
«Россия в новом государстве Евразии», М., 2011 г., № 2, с. 89-95.
Халимахон Хушкадамова,
кандидат социологических наук (Московское бюро НИА Таджикистана «Ховар») НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОБРЯДЫ В СОВРЕМЕННОМ ТАДЖИКИСТАНЕ
Общественные преобразования, происходившие в Республике Таджикистан (РТ) в 1990-е годы, повлияли на традиции, обычаи и обрядовые практики в стране, которые сказываются, в частности, на воспроизводстве традиционных ролей мужчин и женщин. Парадокс ситуации состоял в том, что, с одной стороны, расширились возможности свободного осуществления различных элементов этнокультурного наследия, с другой - возросший масштаб обрядовых мероприятий требовал все больших финансовых средств. В Таджикистане необходимость соблюдения традиционной обрядности как формы проявления национальной идентификации объясняется не только приверженностью личности к культурным традициям, но и низкой самооценкой и давлением мнения общины. Страдающей стороной оставалась и остается женщина. Именно благодаря общине и деятельности традиционных институтов («машварат» - совещание старейшин, группы уважаемых людей, не занимающих государственных должностей, но оказывающих влияние на жизнь общин, «джамомад» - мужские собрания, или застолья, которые связывают мужчин родственными или соседскими отношениями, «авлод» (род) - кровнородственная груп-
па «махалля» (община)) сохраняются условия для устойчивости обычаев, обрядовых форм быта населения.
Социологические исследования показывают, что масштабы традиционной обрядности не сокращаются, особенно среди сельского населения. В РТ, как следует из литературы, публикаций прессы, личных наблюдений автора, в постсоветский период заметно увеличилось число как мужчин, так и женщин, которые следуют исламским правилам и традициям: соблюдают пост, совершают дневные молитвы, посещают мечети и т.д. В некоторых сельских местностях даже начинают открыто ходить в хиджабах. Год от года увеличивается количество полигамных и ранних браков, случаев получения выкупа в разных формах, обмена дарами. Вместе с тем наблюдается и искоренение из быта населения некоторых обрядов, например: сватовство с колыбели, или «колыбельный сговор», известный в народе как «гахворабахш» - обычай просватывания новорожденных; прощание невесты с подругами -«зиёфати духтар»; обряд кройки одежды невесты - «чомабурон»; «калым» и др.
В странах Центральной Азии, как и в целом на Востоке, важное место в жизни каждого индивида занимает семья. Поэтому из многообразия обрядов, обычаев, традиций в РТ уделим особое внимание тем из них, которые связаны с заключением брака, его освящением, проведением свадьбы. Множество культурных практик, традиционных и религиозных обычаев входят в сложившуюся систему семейно-бытового обряда, которая поддерживает устойчивость основных параметров жизни сообщества, регламентирует область социальных отношений, подтверждает правомерность существующей стратификации общества - по полу, возрасту, социальному статусу и т.д. Г. Махкамовой обстоятельно изучены предсвадебные, свадебные и послесвадебные обряды в ряде районов РТ. По ее сведениям, респонденты затруднялись в разделении обрядов на религиозные, традиционные или светские. Связано это, видимо, с тем, что в Таджикистане, как и в других странах, исповедующих ислам, социализация личности, идеология, мораль традиционного общества в немалой степени опираются на религию. «Никох» - религиозное освящение брака. Это подтверждают интервью с отин (женщиной в религиозном сане) и муллой (мужчиной-священником). По их словам, обряд «никох» описан в Коране, имеет четкие предписания-условия совершения и относится к разряду обязательных. Свадьбу можно отнести и к религиозным, и к традиционным обрядам - все зависит от того, как ее проводят.
Согласно исламской традиции, если человек имеет возможность, он, оповещая самых близких о семейном союзе, угощает их. В отличие от современных торжеств, угощения традиционно проводились скромно, без алкогольных напитков. Женщины и мужчины сидят отдельно, не должно быть танцев и шумной музыки. Предсвадебные ритуалы включают: смотрины (жених может приходить один на встречу, а девушка-невеста должна прийти в сопровождении); согласие (девушки и ее родителей); «фотехатуй» -помолвку; «чокбурон» - разрешение для невесты пошива платьев; «ноншиканон» - разламывание хлеба; «маслихат оши» - плов (при этом решаются «оргвопросы»); «туйбиёрон» - приношение свадебных даров; подачу заявления в ЗАГС; «зиёфати духтар» - прощание невесты со своими подругами. Каждый из этих ритуалов имеет собственный сценарий проведения.
Уникальность Таджикистана в том, что в каждом регионе из-за разности географического расположения, социально-экономического развития, религиозно-культурного уровня изменения обрядов проходили по-разному. Но и на севере, и на юге страны свадебный обряд включает в себя одинаковые основные этапы -сватовство, помолвку, свадьбу и некоторые послесвадебные мероприятия - смотрины невесты и приглашение зятя в родительский дом невесты. Эти обряды, однако, отличаются по форме проведения и количеству участников в том или ином регионе. Так, в Гор-но-Бадахшанской автономной области смотрины невесты осуществляются в ходе свадьбы, когда невесту приводят в дом жениха и кто-то из его близких друзей открывает лицо невесты. Родственники жениха, в основном женщины, подходят к невесте и дарят ей символические подарки - косметику, постельные принадлежности, недорогие украшения. То есть все проходит в один день и не устраивается отдельное мероприятие с дорогими подарками и относительно большим количеством людей, как это делается на севере страны.
Следует отметить, что проведение свадьбы - выдача дочери замуж или женитьба сына - считается обязанностью родителей и, следовательно, согласно традициям, они отвечают за экономическое обеспечение мероприятия. Правда, в нынешних тяжелых экономических условиях Таджикистана потенциальные женихи сами зарабатывают средства на проведение свадьбы, в основном, находясь на положении мигранта за пределами страны. Как представляется, именно из-за развития внешней трудовой миграции и роста коррупции в постсоветском Таджикистане обрядовых мероприя-
тий разного характера стали проводить много и с большими финансовыми затратами.
По данным исследования Г. Махкамовой, респонденты отмечали нецелесообразность некоторых из множества обрядов; большое количество приглашенных-участников; высокую стоимость организации и проведения этих мероприятий (аренда помещений, угощение, музыкальное сопровождение, транспортные расходы и т.д.); дороговизну выполнения традиции дарообмена, приготовления приданого. По мнению и мужчин, и женщин, эти проблемы усугубляют расслоение общества.
Не все могут провести обряды с привлечением широкого круга участников и большими расходами на угощение и дарооб-мен. Для большей части населения это стало причиной внутреннего конфликта: люди стремятся, с одной стороны, не отстать от других - «быть не хуже других», с другой - возможности сильно ограничены. Как видно из упоминавшегося исследования, опрошенные предлагали следующие усовершенствования традиционных практик обрядов: взять в долг и провести все согласно установленным традициям; сократить количество приглашенных участников, но проводить все мероприятия; совместить некоторые обряды и сузить круг участников; уменьшить составляющие дарообмена и приданого и их количество. В основном такие стратегии используются в средне- и малообеспеченных семьях, которые предпочитают выполнение всех обрядов. Надо учесть, что, кроме свадьбы и свадебных ритуалов, в Таджикистане проводятся многие другие обряды, требующие немалых затрат. И люди порой в силу своей ментально-сти, не имея возможностей, вынуждены делать большие расходы на эти мероприятия, занимая в долг необходимые средства.
В конце 1990-х - начале 2000-х годов в таджикском обществе все чаще стали говорить о необходимости наведения порядка в осуществлении национальных обычаев и обрядов. Вопрос был поднят на уровень высших органов власти страны. В СМИ стали призывать население уменьшить помпезность при проведении различных торжеств, свадеб и религиозных мероприятий, потом появилась законодательная инициатива. 8 июня 2007 г. принят Закон «Об упорядочении традиций, торжеств и обрядов в Республике Таджикистан». В СМИ иностранных государств появились публикации, авторы которых трактовали упорядочение обрядов как нарушение прав человека. Спустя год в Закон были внесены изменения. В частности, это касается ограничения количества гостей (до 156), времени проведения торжества (не более двух дней,
в выходные дни с 8 до 23 часов), уменьшения количества подарков. Свадебный кортеж должен состоять не более чем из четырех автомобилей, а расходы на свадьбу предписывается нести обеим сторонам молодоженов в равной степени.
Согласно Закону, была создана Комиссия по упорядочению традиций и обрядов, которая контролирует соблюдение гражданами принятых норм. В Уголовный и Административный кодексы Таджикистана введены поправки. За девять месяцев после принятия Закона судами Таджикистана было рассмотрено 24 факта его нарушения. По всем делам вынесены решения и наложены штрафы. Согласно дополнениям в Административный кодекс РТ, за нарушение закона налагаются штрафы в размере: на физических лиц - 100 минимальных заработных плат, на госслужащих - 250, на юридических лиц - 500. За тот же срок при проведении четырех основных обрядов было забито на 35 тыс. голов крупного рогатого скота меньше, чем за девять месяцев, предшествовавших принятию Закона. Различных обрядов было проведено на 12 тыс. больше за счет снижения расходов. Население сэкономило более 1 млрд. сомони. Реализация Закона способствовала защите интересов населения в условиях роста цен на продовольствие и осуществлению стратегии снижения бедности - с 83 до 56% населения.
На наш взгляд, для Таджикистана, большая часть населения которого находится за чертой бедности, это прогрессивный документ. Как показывают анализ публикаций прессы страны и личные наблюдения автора, Закон находит поддержку среди населения и продолжает совершенствоваться с учетом особенностей регионов. Так, в Горно-Бадахшанской автономной области не вошло в быт горцев предсвадебное утреннее угощение пловом - «оши нахор». В связи с этим в интересах населения области были внесены поправки, согласно которым разрешено на 50 человек увеличивать число гостей на свадьбе. Этим подтверждается, что Закон учитывает местную, национальную и региональную специфику.
В заключение отметим, что в материале рассмотрены только некоторые обряды, обычаи и ритуалы, связанные со свадьбой и регулируемые Законом. По мнению автора, Закон облегчает участь населения, особенно женщин, освобождает их не только от ненужных расходов, но и от физической и психической перегрузки. Данный документ можно расценивать как пример успешной модернизации национальных обрядов.
«СоцИс: Социологические исследования», М., 2011 г., № 5, с. 78-81.