Научная статья на тему 'Национальные куклы в Узбекистане'

Национальные куклы в Узбекистане Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
849
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУКЛА / ТКАНЬ / ИГРУШКА МАСТЕРОВ / КОСТЮМ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Абдусалямова Шохида Камилжановна

В статье рассматривается история рождения и процесс создания узбекских народных кукол. Отражены национальные ценности, традиции и своеобразный этно колорит, элементы одежды родного края. Созданные мастерами куклы пронизаны национальным духом, пробуждают интерес и уважение к народному искусству.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Национальные куклы в Узбекистане»

НАЦИОНАЛЬНЫЕ КУКЛЫ В УЗБЕКИСТАНЕ Абдусалямова Ш.К.

Абдусалямова Шохида Камилжановна - ассистент, кафедра промышленного дизайна, Ташкентский государственный технический университет им. Ислама Каримова, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье рассматривается история рождения и процесс создания узбекских народных кукол. Отражены национальные ценности, традиции и своеобразный этно колорит, элементы одежды родного края. Созданные мастерами куклы пронизаны национальным духом, пробуждают интерес и уважение к народному искусству.

Ключевые слова: кукла, ткань, игрушка мастеров, костюм.

Куклы в Узбекистане - это нечто большее, чем простая игрушка для детей. Издревле театральные представления бродячих кукольников - маскарабозов были одним из ярких и любимых развлечений сельских и городских жителей.

Куклы в Узбекистане изготавливались из дерева, керамики, соломы и камыша. До нашего времени дошли разные виды кукол: перчаточные куклы, куклы-марионетки. Изготавливаются они из расписного папье-маше, дерева, глины. Одежда для кукол шьется из тканей, выполненных в национальном стиле. У мастеров есть своя традиционная технология кроя одежды, вышивки.

Сегодня куклы, одетые в национальные костюмы, стали традиционным узбекским сувениром, который можно использовать не только в качестве игрушки, но и как интересную, яркую деталь интерьера. Они представляют различные народные типы или героев литературных произведений.

Одним из уникальных явлений, сохранившихся в Узбекистане с древних времен, является национальная игрушка - забавные керамические фигурки, выполненные в лучших традициях узбекских мастеров, несущих в себе большой заряд доброй энергии. В каждой местности она содержит в себе самобытные неповторимые особенности.

Рис. 1. Национальные куклы

Куклы-марионетки на территории современного Узбекистана появились во времена походов Македонского в Среднюю Азию. Их сюда завезли древние греки. Но они не получили широкого распространения и были забыты. Долгое время кукол не изготовляли по религиозным причинам, так как запрещалось изображать

человеческое лицо. Большое количество уличных кукловодов — маскарабозов, которые развлекали жителей, появилось в эпоху Темуридов. Отсюда и берет истоки кукольное искусство Узбекистана, с этих уличных театров, развлекавших публику по всему Мавераннахру.

Мастерство изготовления национальных кукол было практически утеряно в XIX-XX веке, но в последние 20 лет началось возрождение этого необычного ремесла.

Глина - природный материал, из которого с древних времен люди строили себе дома, делали посуду и, конечно же, детские игрушки и свистульки. В наше время для детей делают игрушки из более современных материалов, а глина стала основой художественных творений современных мастеров Узбекистана и всей Средней Азии в целом.

Изготовление глиняных фигурок было характерно для Бухарско-самаркандской школы керамики. Игрушка имеет очень древние исторические и социальные корни.

Своеобразным центром изготовления их было селение Касби, где в 1970-80-е годы работала мастерица Амбар-опаСаттарова, создававшая уникальные игрушки в виде птичек и животных на колесиках. Традиции такого типа игрушек относятся к древнейшим временам, о чем свидетельствуют археологические находки.

Другим центром является Денау, где братья-усто Бадали Расул Зухуровы наряду с изготовлением типичной для этой школы коричнево-желтой керамики с зеленоватыми подтеками делали игрушки-свистульки в виде фигурок птиц и животных, которых покрывали светло-голубой глазурью.

К середине 1980-х - началу 1990-х годов отмечается изменение в изготовлении игрушек в указанных центрах, связанное в основном со сменой поколений. В связи со смертью Фатхуллы Сагдуллаева прерывается традиция изготовления лепных фигурных украшений на керамических сосудах. Была прервана также и традиция изготовления своеобразных, неповторимых сагдуллаевских игрушек -свистулек, уникальные образцы которых сохранились лишь в собраниях музеев и частных коллекциях.

Фантастические животные, птицы, лошади, бараны, составлявшие основной запас образов глиняной игрушки, имели разнообразные черты. У одних туловище оканчивается свистком, у других он расположен сбоку, что дает возможность обратить внимание на форму птичьего хвоста. В игрушках этой конструкции характерными элементами являются головки. В лепке птичьих голов проявляются наблюдательность, знание мастерами характерных особенностей изображаемых птиц.

Особый интерес представляют собой игрушки Расула Зурухова из Денау. Особенность игрушек Зухурова заключается в том, что в качестве стабильного элемента, повторяющегося во всех игрушках, выступает не только четвероногая конструкция со свистком, но и образ животного, который по своему виду ближе всего к верблюду. В качестве мобильных элементов формы, придающих разнообразие игрушкам и предоставляющих возможность мастеру импровизировать, выступают детали, расположенные на голове животных.

Самаркандские мастера ХХ века также обращаются в своем творчестве к игрушке, но их сюжетные композиции - это, скорее всего, уже миниатюрная скульптура. Появление подобного рода мелкой пластики в искусстве самаркандских мастеров связано с именем устоУмаркулаДжуракулова. Сегодня его школу представляют работы семьи Мухтаровых. Люди, занятые повседневными делами, герои-воины, драконы-все произведения мастеров Мухтаровы хот мечены чистотой формы и цельностью композиций.

Наиболее известным центром является селение Уба близ города Вабкент, где к 1970-м годам продолжали работать такие искусные мастера, как Фатхулло Сагдуллаев и Хамро-биби Рахимова. Продолжая многовековые традиции, они в тоже время обладали индивидуальным почерком, их игрушки были легко узнаваемы. Игрушки

Убы не покрываются глазурью, их украшают лепниной и росписью. Игрушки изображают лошадей, собак, всадников, фантастических зверей.

В далеком Вабкентском районе Бухарской области чудеса из глины создает и известная потомственная мастерица Кубаро Бобоева.

К числу практически утраченных и возрожденных видов ремесел относится также изготовление кукол. В недавнем прошлом театральные представления бродячих кукольников - масхарабозов были одним из ярких и любимых развлечений сельских и городских жителей. Еще в начале XX века на пестрых базарах и площадях страны выступали бродячие кукольники - масхарабозы, которые доставляли огромное удовольствие детям и взрослым своими выступлениями. А с 1939 года в Узбекистане начал работать Республиканский театр кукол, в репертуаре которого постановки зарубежной и национальной узбекской драматургии.

Узбекские куклы, одетые в национальные костюмы, стали традиционным сувениром в Узбекистане, который можно использовать не только в качестве игрушки, но и как интересную, яркую деталь интерьера. Они представляют различные народные типы или героев литературных произведений.

Национальная кукла-это мостик к познанию и пониманию истории, традиций и своеобразия узбекской культуры. Каждый, кто смотрит на куклу в руках кукловода, видит, как она буквально оживает в руках мастера. Мастера, которые работают с куклами, стараются передать свое понимание окружающего мира.

Заключение: Куклы - это не просто игрушки, а средство воспитания, пропаганды нашей национальной культуры. Куклы, созданные и одетые в национальном духе, формируют и развивают в детях любовь к родному краю. Это хорошо понимали наши предки, мастерившие кукол и игрушки из дерева, глины, тростника и соломы.

Список литературы

1. История философии: Энциклопедия / под ред. А. Грицанова. Минск, 2002.

2. Барт Р. Избранные работы: Семиотика: Поэтика. М., 1989.

3. Бодрийар Ж. Система вещей. М., 2001.

4. Гадамер Г.Г. Актуальность прекрасного. М., 1991.

5. Кант И. Сочинения. В 6 т. М., 1966. Т. 5.

6. Лотман Ю.М. Об искусстве. СПб.,2005.

7. Маркузе Г. Одномерный

8. Подорога В. Чистое движение марионетки (взгляд философачеловек. М., 1994.

9. Подорога В. Мимесис. Материалы по аналитической антропологии культуры. М., 2006. Т.1.

10. Смирнов Л. Пространства внутренний избыток / Кукарт. 2005-2006. № 10-11.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.